«Технологические основы формирования и развития функциональной грамотности на ступени дошкольного образования по речевому развитию» опыт работы СП ГБОУ НШ с. Красноармейское д/с «Солнышко», подготовила руководитель СП Махова С.В.
статья по развитию речи
В статье представлен опыт работы коллектива СП д/с "Солнышко" по актуальной теме развития функциональной грамоты на ступени дошкольного образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_mahova.odt | 24.76 КБ |
Предварительный просмотр:
«Технологические основы формирования и развития функциональной грамотности на ступени дошкольного образования по речевому развитию» опыт работы СП ГБОУ НШ с. Красноармейское д/с «Солнышко», подготовила руководитель СП Махова С.В.
Объективной закономерностью в настоящее время является повышение требований, предъявляемых к уровню образованности человека. В этом плане особое внимание уделяется функциональной грамотности подрастающего поколения, которое должно быть адаптированным к современной жизни.
Функциональная грамотность представляет собой способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней.
Функциональная грамотность - способность использовать все постоянно приобретаемые в жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.
Функционально грамотная личность – это человек ориентирующийся в мире и действующий в соответствии с общественными ценностями, ожиданиями и интересами.
Функционально грамотная личность – это человек самостоятельный, познающий, умеющий жить среди людей. Личность, которая способна использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.
На развитие функциональной грамотности на ступени дошкольного образования влияют следующие факторы:
- содержание процесса воспитания;
- формы и методы воспитания;
- программы дошкольного воспитания;
- наличие дружелюбной среды в дошкольной организации, основанной на принципах партнерства со всеми заинтересованными сторонами;
- активная роль родителей в процессе воспитания детей.
Функциональная грамотность, как средство раскрытия навыков и возможностей должна быть знакома детям уже в 5-6 лет. Именно в этом возрасте создается базовая основа чтения, письма, математики и это является той благодатной почвой, которая впоследствии помогает выпускнику дошкольной организации приобретать знания и учиться для себя, быть самостоятельным, уметь жить среди людей.
Составляющими функциональной грамотности являются умения (ключевые компетенции или универсальные учебные действия) определенного типа, основанные на прочных знаниях, а именно: организационные, интеллектуальные, оценочные и коммуникативные. Эти умения могут быть приобретены детьми дошкольного возраста при условиях, если воспитание носит деятельностный характер; воспитательный процесс ориентирован на развитие самостоятельности и ответственности детей дошкольного возраста за результаты своей деятельности; предоставляется возможность для приобретения опыта достижения цели; используются продуктивные формы групповой работы.
Таким образом, функциональная грамотность детей - это определенный уровень образованности детей дошкольного возраста на ступени дошкольного образования, выражающий степень овладения детьми ключевыми компетенциями.
Выделяется несколько основных видов функциональной грамотности детей дошкольного возраста:
- читательская грамотность — способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни;
- математическая грамотность - способность человека определять и понимать роль математики в мире, в котором он живёт;
- естественнонаучная грамотность — способность человека осваивать и использовать естественнонаучные знания для распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний.
Выделяются следующие коммуникативные индикаторы функциональной грамотности:
- владение навыками речевой активности;
- построение продуктивного речевого взаимодействия со сверстниками и взрослыми;
- адекватное восприятие устной и письменной речи;
- точное, правильное, логичное и выразительное изложение своей точки зрения по поставленной проблеме;
- соблюдение в процессе коммуникации основных норм устной речи и правил русского речевого этикета.
Педагогический коллектив нашего детского сада использует в своей работе следующую модель общения:
- речевая направленность образовательного процесса (речевое развитие пронизывает все образовательные области, оно осуществляется в двух организованных формах обучения: в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности);
- ориентация не только на содержание, но и форму высказывания (диалогическая и монологическая формы речи);
- использование подлинно-коммуникативных заданий в разных видах деятельности, особенно игровых заданий;
- личностно-ориентированный подход к обучению (учитываются потребности детей, опора на индивидуальные особенности детей, учёт возможностей каждого ребёнка.
Формирование функциональной грамотности — сложный, многосторонний, длительный процесс. Достичь нужных результатов можно лишь умело, грамотно сочетая в своей работе различные современные педагогические технологии.
В этом учебном году педагогический коллектив СП д/с «Солнышко» использует в своей работе технологию «Организация полноценной речевой деятельности в детском саду» автором которой является Ельцова Ольга Михайловна (преподаватель кафедры теории и методики дошкольного образования Новосибирского ИПКиПРО, г. Новосибирск). Данная технология предполагает, с одной стороны, систему игровых упражнений и заданий на развитие у детей коммуникативных способностей, с другой – нетрадиционные формы речевой работы детьми.
Игровые обучающие ситуации (ИОС) – одна из эффективных форм совместной деятельности взрослых и детей. Навыки игрового общения, речевые умения, которые дети будут приобретать в ИОС, помогут им свободно употребить их и в самостоятельной деятельности. Известно четыре вида таких ситуаций: - ситуации-иллюстрации, - ситуации -упражнения, - ситуации-проблемы, - ситуации-оценки. В ситуациях-иллюстрациях взрослым разыгрываются простые сценки из жизни детей. Чаще всего такие ситуации используются в работе с детьми младшего дошкольного возраста. С помощью различных игровых материалов и дидактических пособий педагог демонстрирует детям образцы социально приемлемого поведения, а также активизирует их навыки эффективного общения. Мы успешно используем в образовательном процессе игровые ситуации- упражнения. Теперь ребёнок не только слушает и наблюдает, но и активно действует. Включаясь в ситуации-упражнения, дети тренируются в выполнении отдельных игровых действий и связывании их в сюжет; учатся регулировать взаимоотношения со сверстниками в рамках игрового взаимодействия. Использовать такой вид игровых обучающих ситуаций мы рекомендуем начиная со средней группы. Участие старших дошкольников в ситуациях-проблемах способствует усвоению ими основных векторов социальных отношений, их «отработке» и моделированию стратегии своего поведения в мире людей. В ситуациях-проблемах каждый ребёнок находится в активной действующей позиции. В этом и состоит педагогическая ценность таких ситуаций. В подготовительной к школе группе мы предлагаем использовать в работе с детьми ситуации-оценки, предполагающие анализ и обоснование принятого решения, его оценку со стороны самих детей. В этом случае игровая проблема уже решена, но от взрослого требуется помочь ребёнку проанализировать и обосновать принятое решение, оценить его. Основу игровой обучающей ситуации составляет сценарий активизирующего общения. Сценарий общения может включать различные формы: - это разговор воспитателя с детьми, - игра-путешествие, - игра-беседа, - игра- драматизация, - игра-импровизация. Такие формы предполагают включение в сценарий изобразительной деятельно- сти, конструирования, имитационных упражнений, обследования предметов (рассматривание игрушек, предметов, картин). Именно в этих видах детской деятельности речь выступает во всех своих многообразных функциях, несёт основную нагрузку при решении практических и познавательных задач. Такой подход позволяет педагогам успешно реализовать на практике «золотое правило» дошкольной педагогики: «Мы должны так обучать детей, чтобы они об этом даже не догадывались». Знания в этом случае становятся не самоцелью, а условием личностного развития. Важность их заключается не в их накоплении, а в возможности с их помощью решать важные жизненные задачи. Основное различие между обучающим занятием и сценарием активизирующего общения состоит в том, что взрослый в игровой обучающей ситуации выступает как партнёр по общению, который стремится к установлению равноправных, личностных взаимоотношений. Он уважает право ребёнка на инициативу, его желание говорить на интересующие именно ребёнка темы. Таким образом, те специальные речевые занятия, которые решали задачи языкового развития, должны преобразовываться так, чтобы одновременно и параллельно можно было решать задачу формирования у детей навыков эффективного (результативного) общения и установления эмоциональных личностных контактов между детьми и окружающими взрослыми.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие эмоционально-волевой сферы детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями (опыт построения диагностического обследования).
Построение диагностического обследования согласно предложенному плану позволяет : -дать объективную оценку состояния эмоционально-волевой сферы детей, -организовать коррекционную р...
«Использование игровых технологий в развитии речи дошкольников» опыт работы СП ГБОУ НШ с. Красноармейское д/с «Солнышко», подготовила руководитель СП Махова С.В.
Требования ФГОС ДО – для нас основные ориентиры. Полноценная реализация цели – формирование к завершению дошкольного возраста универсального общения ребенка с людьми, которые его окр...
Проект в старшей группе "Здоровый дошкольник - счастливая семья". Опыт работы СП ГБОУ НШ с.Красноармейское д/с "Солнышко". Подготовила руководитель СП Махова С.В.
В статье представлен опыт работы СП ГБОУ НШ с.Красноармейское д/с "Солнышко" по формированию здорового образа жизни дошкольников....
Районное методическое объединение для старших воспитателей и воспитателей Ленинского городского округа «Развитие функциональной грамотности на ступени дошкольного образования»
План проведения семинара...
Районное методическое объединение для старших воспитателей и воспитателей Ленинского городского округа «Развитие функциональной грамотности на ступени дошкольного образования»
Районное методическое объединение для старших воспитателей и воспитателей Ленинского городского округа «Развитие функциональной грамотности на ступени дошкольного образова...
РМО Семинар практикум « Развитие функциональной грамотности на ступени дошкольного образования»
9.00 – 9.25 встреча участников семинара, регистрация. 9.25 - 9.30 приветственное слово:- директор Казаковская Ольга Ивановна, - заместитель директора по ВР Ант...
Памятка для воспитателей ДОУ «Развитие функциональной грамотности у обучающихся дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО»
Функциональная грамотность детей – это определенный уровень образованности детей дошкольного возраста на ступени дошкольного образования, выражающий степень ов...