«Учет психофизических особенностей детей с ОВЗ при реализации АОП»
консультация
Современная система российского специального образования определяет приоритетные цели и задачи, решение которых требует построения адекватной системы психолого-педагогического сопровождения в учебной деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья.
В современном представлении понятие « качество образования» не сводится к набору воспитанниками дошкольного образовательных учреждений знаний и навыков, а связывается с понятием «социальное благополучие, защищенность». В связи с этим сопровождение дошкольников с ОВЗ не может быть ограничена рамками задач преодоления трудностей в воспитании и обучении, а включает в себя обеспечения успешной социализации, сохранения здоровья, коррекцию нарушений.
Каждый ребёнок имеет возможность быть готовым к школьному обучению на своём уровне, соответственно своим личностным особенностям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 18.71 КБ |
Предварительный просмотр:
«Учет психофизических особенностей детей с ОВЗ
при реализации АОП»
Современная система российского специального образования определяет приоритетные цели и задачи, решение которых требует построения адекватной системы психолого-педагогического сопровождения в учебной деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья.
В современном представлении понятие « качество образования» не сводится к набору воспитанниками дошкольного образовательных учреждений знаний и навыков, а связывается с понятием «социальное благополучие, защищенность». В связи с этим сопровождение дошкольников с ОВЗ не может быть ограничена рамками задач преодоления трудностей в воспитании и обучении, а включает в себя обеспечения успешной социализации, сохранения здоровья, коррекцию нарушений.
Каждый ребёнок имеет возможность быть готовым к школьному обучению на своём уровне, соответственно своим личностным особенностям.
Организация взаимодействия различных специалистов в условиях дошкольного образовательного учреждения преследует цели всестороннего развития и коррекции воспитанника с ОВЗ с учётом индивидуальных и потенциальных возможностей. Что обеспечивает равные возможности для полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства, независимо от места жительства, пола, национальности, языка, в том числе ограниченных возможностей здоровья.
Дети с ОВЗ — это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания, то есть это дети -инвалиды либо другие дети в возрасте до 18 лет, не признанные в установленном порядке детьми-инвалидами, но имеющие временные или постоянные отклонения в физическом или психическом развитии и нуждающиеся в создании специальных условий для обучения и воспитания.
Группы дошкольников не однородны, в нее входят дети с разными нарушениями развития: дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата; дети с нарушениями слуха (глухие, слабо слышащие) дети с нарушениями зрения (слепые, слабовидящие) дети с тяжёлыми нарушениями речи; дети с задержкой психического развития; дети с умственной отсталостью; дети с расстройством аутистического спектора.
Основной целью сопровождения детей с ОВЗ является определение и реализация индивидуальных образовательных маршрутов коррекционно- педагогической работы с детьми с ОВЗ с учетом их психофизических особенностей. Вследствие неоднородности детей с ОВЗ степень сопровождения этих детей в образовательном учреждении будет различна. Однако есть целый ряд общих закономерностей, которые проявляются у большинства детей с ОВЗ:
1. Дети с ОВЗ-очень уязвимые дети, особо нуждающиеся в спокойной, доброжелательной, ритмичной обстановке.
2.Им требуются особые методики преподавания и адаптации учебного материала, особая организация учебного процесса в связи с учетом особенностей развития:
-специфика восприятия(позднее включение, рассеянность внимания, проблемы с запоминанием и т.п.), снижение памяти и внимания, нарушение волевой регуляции;
-нарушение работоспособности (астенические проявления, неравномерность, перепады, истощаемость психических процессов;
-недостаточность знаний и представлений об окружающей среде;
-отсутствие бытовых навыков (неумение манипулировать школьными принадлежностями, игрушками, неопрятность и т.д.);
-физические дефекты (дефекты зрения, слуха, невозможность долго находиться в сидячем положении, пониженный/повышенный тонус, и т.п.);
-особенности поведения, эмоциональная неустойчивость, заниженная самооценка; иждивенческие установки; повышенная эмоциональная привязанность к родителям (значимому взрослому);
3.В целом у всех детей с ОВЗ снижены характеристики по скорости, точности и полноте восприятия, им нужно больше времени на то, чтобы понять инструкции и выполнить их;
4.Для детей с ОВЗ особенно, крайне важна похвала, положительная оценка достижений и успехов, прорисовка положительной перспективы, повышение самооценки;
5.Еще больше, чем другим учащимся, для успешной интеграции детям с ОВЗ необходимы мотивация, прилежание, усидчивость;
6.Обучение грамотному распределению времени является важным аспектом сопровождения;
Общие рекомендации к построению образовательного процесса в связи с включением детей с ОВЗ в общеобразовательные группы и классы могут сводитьсч к следующим:
- необходимо как можно больше узнать об особенностях и возможностях ребенка ( информация от родителей специалистов, наблюдение за ребенком). Проанализировав предстоящую деятельность ребенка в образовательном учреждении, можно предположить, в каких делах ребенку с ОВЗ потребуется помощь ли специализированное оборудование;
- нужно постоянно стремиться к повышению у ребенка самооценки, уверенности в собственных силах за счет усвоения новых навыков, достижений, успехов в учебе и повседневной жизни;
-с другой стороны, очень важно не помогать излишне, поощрять самостоятельность, формировать у ребенка активную жизненную позицию, веру в себя, в свои силы;
-в связи с тем, что общий темп обучения у ребенка с ОВЗ снижен, ему необходимо предоставлять более широкий спектр возможностей для выполнения заданий, модифицировать их, исходя из потребностей ребенка. Часто требуется дополнительное объяснение содержания задания, проверка его понимания. Отдельные виды упражнений и заданий, объемные тексты следует упростить, придать другую структуру, по-другому сформулировать, сократить или разбить на несколько частей, на этапы работы над ним;
-так как учащиеся с ОВЗ должны прилагать много усилий, чтобы следовать темпу группы и в связи с этим быстрее утомляются, целесообразно разработать с ними эффективную методику для обучения и воспитания. Умение хорошо обобщать, придавать учебному материалу структуру, выделять основное и второстепенное является важным вспомогательным средством;
-особое внимание надо уделять возможности восприятия материала по различным сенсорным каналам, активно использовать наглядные пособия, образы, схемы, интерактивные технические средства;
-необходимо планировать двигательные разминки и специальные релаксационные упражнения, использовать и обучать самого ребенка приемам саморегуляции;
-важно понимать, что дети с незначительными нарушениями могут быть интегрированы в социум с раннего дошкольного возраста;
Дети с особыми образовательными потребностями нуждаются в ином планировании образовательного пространства с применением особых методов и приемов.
Составил:
Учитель-логопед
Максименко О.П.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психофизические особенности детей 4-5 лет
Развитие детей среднего дошкольного возраста (4-5 лет) характеризует возрастающая целенаправленность психических процессов, что свидетельствует об увеличении участия воли в процессах восприятия, памят...

Особенности речевого развития детей, как образовательной области, с учетом индивидуальных особенностей детей в соответствии с ФГОС ДО
Одной из ведущих задач, которую решают дошкольные образовательные учреждения, является развитие речи детей.Речь - это ведущее средство общения, сопровождает все виды деятельности ребенка....

Организация и проведение занятий по подготовке к обучению грамоте в группе комбинированной направленности с учетом психофизических особенностей детей с ТНР
Организация и проведение занятий по подготовке к обучению грамоте в группе комбинированной направленности с учетом психофизических особенностей детей с ТНР...

Презентация "Организация и проведение занятий по подготовке к обучению грамоте в группе комбинированной направленности с учетом психофизических особенностей детей с ТНР"
Организация и проведение занятий по подготовке к обучению грамоте в группе комбинированной направленности с учетом психофизических особенностей детей с ТНР...

Адаптированная рабочая программа учителя-дефектолога для детей с задержкой психического развития с учетом психофизических особенностей ребенка с признаками РАС на 2019-2020 учебный год
Адаптированная рабочая программа учителя-дефектолога для ребенкас задержкой психического развития, с учетом психофизических особенностей ребенка с признаками расстройства аутистического спектра...

Рабочая программа педагога – психолога для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата с учетом психофизических особенностей обучающихся с задержкой психического развития
Коррекционная работа организуется в рамках ведущей деятельности. Поэтому при коррекционно-педагогических мероприятиях стимулируется ведущий для данного возраста вид деятельности: в дошкольном возрасте...

Коррекционно – развивающая программа «Психологическое сопровождение воспитанников с РАС (с учетом психофизических особенностей ребенка с умственной отсталостью) подготовительного возраста в ДОУ (третий год обучения)»
Взоры многих современных исследователей всё чаще обращаются в сторону различных видов искусства в качестве профилактических, лечебных, коррекционных средств. Арт-терапия в наши дни становится все боле...