Коррекционно – развивающая программа «Психологическое сопровождение воспитанников с РАС (с учетом психофизических особенностей ребенка с умственной отсталостью) подготовительного возраста в ДОУ (третий год обучения)»
методическая разработка по коррекционной педагогике (подготовительная группа)
Взоры многих современных исследователей всё чаще обращаются в сторону различных видов искусства в качестве профилактических, лечебных, коррекционных средств. Арт-терапия в наши дни становится все более популярной и широко используется в педагогике, психологии, психотерапии, в практике работы эмоционально – поведенческих нарушений детей с проблемами психофизического здоровья, и конечно с детьми ОВЗ.
В последние два – три десятилетия, терапия искусством, синтезировав в себе большое количество направлений, психолого – педагогические методики, последние разработки медицины, начинает оформляться в самостоятельное направление с собственной методологией и разнообразием инструментария, приобретая все больший вес и большую значимость. Арт-терапия, как метод лечения посредством художественного творчества, всё больше включается в коррекционно-развивающий процесс работы комбинированных групп с детьми с нарушениями психофизического и интеллектуального развития, даёт положительные результаты. Она апеллирует к внутренним, самоисцеляющим ресурсам человека, тесно связанным с его творческими возможностями, оказывая большое психотерапевтическое воздействие на эмоциональную сферу ребенка, выполняя коммуникативную, регулятивную, катарсистическую функции.
Арт-терапевтические методики, прежде всего, предоставляют неограниченные возможности для самовыражения и самореализации своего «Я» в продуктах творчества, так как, создаваемые ребёнком работы, формируя его аффективное отношение к миру, облегчают процесс коммуникации и установления отношений с окружающим миром, позволяют научиться чему-то новому в процессе увлекательной деятельности.
Данная программа направлена на детей с ОВЗ подготовительного возраста, обучающихся в группах разного типа (комбинированного, коррекционного, общего) с особенностями развития и сниженным когнитивным развитием (умственная отсталость, тяжелый дефект, РАС), так как содержит в себе подуровневую, цикличную и систематическую работу педагога-психолога и является частью большой программы на несколько лет обучения в ДОУ.
Программа позволит реализовывать коррекционно-развивающую работу с детьми ОВЗ комплексно, с использованием методов, принимаемыми данными детьми.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
psihologicheskoe_soprovozhdenie_vospitannikov_s_ras_podgotovitelnogo_vozrasta_v_dou.docx | 83.51 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ГОРОДА МОСКВЫ
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
города Москвы
«Школа № 2129» имени Героя Советского Союза П.И. Романова
2-й Южнопортовый пр., д. 11, стр. 1 Москва, 115432
Телефон/Факс: (495) 679-19-39 E-mail: 2129@edu.mos.ru http://www.sch2129uv.mskobr.ru
ОКПО 46343308, ОГРН 1157746598393, ИНН/КПП 7723398058/772301001
Согласовано Утверждено
Зав.учебной частью СП Заместитель директора
для детей с ОВЗ
_______________/Е.А. Мартынова _____________/Ю.А. Цыпичева
«____»_______________2022 г. «____»_______________2022 г.
Согласовано
Руководитель ППС
_______________/И.В. Кулакова
«____»_______________2022 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Коррекционно – развивающая программа
«Психологическое сопровождение воспитанников с РАС (с учетом психофизических особенностей ребенка с умственной отсталостью) подготовительного возраста в ДОУ»
2022 - 2023 учебный год.
Педагог-психолог: Заугольникова М.А.
Москва 2022 г.
Пояснительная записка.
Развитие современного общества предъявляет новые требования к дошкольным образовательным учреждениям, к организации воспитательно-образовательного процесса, выбору и обоснованию основных и парциальных программ, результатам и результативности их деятельности.
Содержание коррекционной работы в соответствии с ФГОС направлена на создание системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в освоении адаптированной общеобразовательной программы дошкольного образования.
Программа коррекционной работы предусматривает создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса.
Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами (детьми с ОВЗ) образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.
Программа коррекционной работы — это комплексная программа по оказанию помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в освоении адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования.
При воспитании и обучении детей с ОВЗ существует ряд проблем, обусловленных психофизическими особенностями: стойкое нарушение познавательной деятельности, недоразвитие высших познавательных функций, конкретность и поверхностность мышления, не сформированность всех операций речевой деятельности, нарушение словесной регуляции поведения, незрелость эмоционально-волевой сферы, не сформированность произвольности и целенаправленности всех видов деятельности, низкая работоспособность.
Данная программа направлена на детей с ОВЗ подготовительного возраста, обучающихся в группах разного типа (комбинированного, коррекционного, общего) с особенностями развития и сниженным когнитивным развитием (умственная отсталость, тяжелый дефект, РАС), так как содержит в себе подуровневую, цикличную и систематическую работу педагога-психолога и является частью большой программы на несколько лет обучения в ДОУ.
Программа позволит реализовывать коррекционно-развивающую работу с детьми ОВЗ комплексно, с использованием методов, принимаемыми данными детьми.
По итогам диагностики воспитанника РАС подготовительной группы были выделены специфические задачи для реализации данной программы, которые соответствуют блоку 3-его года обучения, прописанного в программе «Арт-терапия в работе с детьми ОВЗ с когнитивными нарушениями и задержкой в развитии». Блок программы адаптирован под особенности развития конкретного воспитанника.
Актуальность программы.
Взоры многих современных исследователей всё чаще обращаются в сторону различных видов искусства в качестве профилактических, лечебных, коррекционных средств. Арт-терапия в наши дни становится все более популярной и широко используется в педагогике, психологии, психотерапии, в практике работы эмоционально – поведенческих нарушений детей с проблемами психофизического здоровья, и конечно с детьми ОВЗ.
В последние два – три десятилетия, терапия искусством, синтезировав в себе большое количество направлений, психолого – педагогические методики, последние разработки медицины, начинает оформляться в самостоятельное направление с собственной методологией и разнообразием инструментария, приобретая все больший вес и большую значимость. Арт-терапия, как метод лечения посредством художественного творчества, всё больше включается в коррекционно-развивающий процесс работы комбинированных групп с детьми с нарушениями психофизического и интеллектуального развития, даёт положительные результаты. Она апеллирует к внутренним, самоисцеляющим ресурсам человека, тесно связанным с его творческими возможностями, оказывая большое психотерапевтическое воздействие на эмоциональную сферу ребенка, выполняя коммуникативную, регулятивную, катарсистическую функции.
Арт-терапевтические методики, прежде всего, предоставляют неограниченные возможности для самовыражения и самореализации своего «Я» в продуктах творчества, так как, создаваемые ребёнком работы, формируя его аффективное отношение к миру, облегчают процесс коммуникации и установления отношений с окружающим миром, позволяют научиться чему-то новому в процессе увлекательной деятельности.
С точки зрения Л. С. Выготского "преодоление формой содержания" не только обеспечивает катарсис, как высший вид эмоционального отреагирования, но и опредмечивает аффект, раскрывая принципиально новые возможности осознания ребёнком своих чувств, переживаний и их исследования, позволяет личности подняться на более высокую ступень своего развития». На время общения с искусством он уходит от переживаний, эмоционального отвержения, чувства одиночества, страхов, тревожности, от конфликтных межличностных и внутрисемейных отношений.
Наиболее распространена в психокоррекционной работе с детьми изотерапия и музыкотерапия, которая применяется при наличии психосоматических расстройств: эмоциональная депривация, переживание чувства одиночества, страх, повышенная тревожность, низкая дисгармоничная, искаженная самооценка, наличие конфликтных межличностных отношений.
Мухина В.С. пишет: «Когда ребенок получает возможность рисовать карандашами и красками, он открывает удивительный для него мир графических построений и цвета, в котором линии, цвета, смешиваясь друг с другом, создают многообразные сочетания, воздействуя на эмоциональную сферу».
Изотерапия дает положительный эффект в работе с умственно отсталыми детьми, где вербальный контакт затруднен. Так как им легче выразить своё настроение, переживание с помощью цвета и других изобразительных материалов, они могут использовать изобразительную деятельность, как способ осмысления действительности и своих взаимоотношений с нею.
Очень высока роль художественного творчества в формировании личности «особого» ребёнка, когда затруднены многие каналы поступления информации, угнетена психика, слабо развита речь, нарушен контакт с окружающими. Как утверждают специалисты, раскрытие индивидуальных задатков и развитие способностей таких детей становится возможным при создании комфортных условий для творческой деятельности, в атмосфере любви, сочувствия и сопереживания. Чем скромнее выражены творческие задатки ребёнка, тем больше усилий придётся приложить окружающим его взрослым.
Карл Юнг в своей работе "Психологические типы" пишет: "Легко может быть, что среди запущенных функций скрыты индивидуальные ценности, неизмеримо высшие, которые, если для коллектива и не имеют большого значения, то для индивидуальной жизни являются драгоценнейшим кладом, жизненной ценностью, доставляющей единичному человеку чрезвычайную интенсивность и красоту жизни, чего он тщетно искал бы в функциях коллективных".
Овладение ребёнком критерием красоты, одновременно является и осознанием моральных критериев. Эстетические чувства, формирующиеся в процессе изобразительной деятельности, оказывают влияние на поведение и поступки детей. Творчество служит больному ребёнку не только основой для воспитания, но и средством общения, способом передачи мыслей, переживаний. Иногда можно подумать, что он творит для самого себя, но на самом деле это не так, ребенок ищет своего зрителя и с радостью несёт к нему свой только что законченный рисунок.
Общение детей посредством творческой деятельности создаёт коллективный детский опыт. Обдумывание общих замыслов, ответственность за дело и взаимопомощь в работе сближает ребят, способствует формированию у них положительного отношения друг к другу, отличных человеческих качеств, смелость и скромность, самокритичность и заинтересованность в успехе товарищей. Творческие работы служат основой положительного поведения детей в реальных жизненных ситуациях.
Изобразительное искусство, являясь своеобразной формой эстетического познания действительности и отражением её в художественных образах, позволяет «особому» ребёнку ощутить мир во всем его богатстве и через виды изобразительной деятельности научиться его преобразовывать.
В настоящее время можно выделить несколько направлений, применяемых в коррекционной работе:
1) психофизиологическое, связанное с коррекцией психосоматических нарушений развития;
2) психотерапевтическое, связанное с воздействием на когнитивную и эмоциональную сферы;
3) психологическое, выполняющее катарсистическую, регулятивную, коммуникативную функции;
4) социально – педагогическое, связанное с развитием эстетических потребностей, расширением общего и художественно-эстетического кругозора, с активизацией потенциальных возможностей ребёнка в практической художественной деятельности и творчестве.
Реализация этих направлений осуществляются через определенные коррекционно-развивающие методики, используемые в рамках артпедагогики и арт-терапии.
В практике изотерапии применяются разнообразные техники и упражнения, содержание и направленность которых определяются теоретическими ориентациями авторов. О.А. Карабанова выделяет пять типов заданий, используемых в практике проведения рисуночной терапии: предметно-тематический тип; образно-тематический; упражнения на развитие образного восприятия, воображения, символической функции; игры-упражнения с изобразительными материалами; задания на совместную деятельность.
При работе с детьми рисуночный метод арт-терапии используется в контексте игры как рисуночный психокоррекционный метод. Преодоление страхов, неадекватной тревожности и фобических реакций может быть достигнуто благодаря методу рисуночной терапии, отражающемся в различных вариантах тематического и свободного рисования, моделирующем основные эмоциональные состояния. Изотерапия в значительной мере способствует организации ориентировки на внутренний мир переживаний и их лучшее осознание.
Программа рисуночной терапии в совокупности с музыкальной терапией и беседами даёт наиболее положительные результаты. Музыка позитивно действует на психофизическое состояние ребенка, расслабляя и подготавливая его к творческой работе. Краски предоставляют большие возможности для выражения разнообразных переживаний и работы с собственными чувствами. Они способны вызвать сильный эмоциональный отклик, ощущение радости открытия, стимулировать воображение.
Глина, тесто, песок и иные пластические материалы обладают возможностями для выражения сильных переживаний, в том числе чувства гнева. Работа с ними предполагает большую степень физической вовлечённости и мышечной активности, что делает её более "энергоёмкой", затрагивающей психофизиологические процессы. Поэтому при работе с ними нередко может иметь место положительный эффект при психосоматических нарушениях и соматовегетативных проявлениях невротических состояний.
Отечественная школа арт-терапии в последние годы достигла огромных успехов и показывает, что разные средства искусства оказывают лечебное и коррекционное воздействие, как на физиологические процессы организма, так и на психоэмоциональное состояние человека и дают положительные результаты в развитии личности «особого» ребенка. И, чем бы ни занимался в своей земной жизни «особый» ребёнок, какие бы физические, интеллектуальные или психические ограничения ни довлели в его судьбе, он заслуживает достойного существования и способен к самореализации, если окружающий мир признаёт возможности его творческой реабилитации.
Методическая база.
Данная программа разработана на основе:
-Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ
-Конвенцией о правах ребенка ООН;
-Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.1.2660-10;
-Санитарно-эпидемиологических требований к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных образовательных организаций (Постановление от 15мая 2013 г. N 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13»)
-Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155)
-Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования» (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. N 1014)
-Устава Государственного образовательного учреждения ГБОУ Школа № 2129.
Принципы и подходы к формированию программы
- Принцип преемственности: обеспечивает связь программы коррекционной работы с другими разделами основной общеобразовательной программы;
- Принцип комплексности: коррекционное воздействие охватывает весь комплекс психофизических нарушений;
- Принцип постепенного усложнения заданий и речевого материала с учетом «зоны ближайшего развития»;
- Принцип соблюдения интересов ребёнка: определяет позицию специалиста, который призван решать проблему ребёнка с максимальной пользой и в интересах ребёнка;
- Принцип системности: обеспечивает единство диагностики, коррекции и развития, т.е. системный подход к анализу особенностей развития и коррекции нарушений у детей с ограниченными возможностями здоровья, а также всесторонний многоуровневый подход специалистов различного профиля, взаимодействие и согласованность их действий в решении проблем ребёнка;
- Принцип непрерывности: гарантирует ребёнку и его родителям (законным представителям) непрерывность помощи до полного решения проблемы или определения подхода к её решению; -принцип вариативности: предполагает создание вариативных условий для получения образования детьми, имеющими различные недостатки в физическом и психическом развитии;
- Комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса.
II. Целевой раздел
2.1. Цели и задачи.
ТРЕТИЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ
Задачи обучения и воспитания
- Закрепление материала 2-ого года обучения.
Эмоционально-волевая сфера, коммуникативный навык:
- проявлять доброжелательность и внимание к близким взрослым и сверстникам;
- выражать свое сочувствие (пожалеть, помочь);
- называть/определять свое имя, фамилию, знать сверстников, участвующих в повседневном общении (1-2 сверстников и взрослых);
- определять свои части тела/лица;
- обращаться с элементарными просьбами, пожеланиями (вокализация и жест): «дай мне…», «возьми…»;
- приветливо здороваться и прощаться, используя свои индивидуальные возможности;
- умение действовать по двух составной инструкции.
- начинать и прекращать деятельность по просьбе взрослого;
- соблюдать правила в рамках учебной деятельности (1-2 правила).
Внимание:
- удерживать внимание на деятельности (в рамках занятия) 10-15 минут с небольшой поддержкой взрослого.
- концентрироваться на деятельности без помощи педагога в течении 5-7 минут;
- уметь находить и выделять такой же предмет в условиях предъявления 7-8 разных предметов.
Мелкая моторика и графо-моторные навыки:
- захватывать мелкие предметы щепотью и опускать их в сосуд;
- уметь ловить шарик/мяч;
- уметь катать шарик по плоской поверхности;
- уметь закатывать шарик в «ворота»;
- выполнять знакомые движения руками и пальцами по подражанию, образцу, слову;
- уметь шнуровать простые шаблоны;
- знать и выполнять вместе с педагогом упражнения на массаж рук и пальцев (с сенсорных кубом, катушками, сенсорными шарами);
- показывать по просьбе взрослого указательный и большой пальцы, остальные определять вместе с педагогом (мизинец, средний, безымянный);
- уметь правильно держать карандаш/кисточку;
- уверено действовать кисточкой при работе с красками;
- проводить карандашом/кисточкой плавную непрерывную линию от начала до конца дорожек разной ширины;
- проводить прямые непрерывные линии от точки до точки слева направо, сверху вниз.
- проводить волнистые линии различной длинны и направленности;
- уметь пользоваться техникой размазывания пластилина при работе с ним;
- уметь обводить контур простого предмета с помощью взрослого;
- уметь раскрашивать простой предмет кисточкой и красками с помощью небольших мазков.
Эмоционально-волевое развитие:
- определять основные эмоции (радость/грусть);
- определять веселых и грустных героев;
- отображать эмоции (радость/грусть) в соответствии с ситуацией.
Познавательное развитие:
- уверено показывать основные геометрические фигуры и находить их среди других предметов;
- уверено показывать некоторые фрукты/овощи;
- уверено показывать некоторых животных/птиц;
- уметь выделять два времени года (зима, лето) с направляющей помощью педагога.
Память. Учить запоминать количество предметов:
- по зрительному примеру до 4-5-ти,
- по слуховому до 2-3-х.
- последовательность действий или предметов (в пределах 3-х);
Мышление:
- уметь осуществлять чередование предметов/элементов (в пределах 2-х).
Время и продолжительность занятия: 2 раза в неделю по 30 минут.
Структура занятия:
- Приветствие (может осуществляться еще в группе, когда специалист приходит за ребенком);
- Упражнение на самоидентификацию (имя/фамилия ребенка и педагога; части тела и лица ребенка – работа с зеркалом);
- Основное занятие с перерывами на отдых (2-5 минут) при необходимости.
- Уборка за собой.
- Ритуал прощания.
Особенности построения занятия: занятия строятся с визуальной поддержкой как заданий, так и самого хода занятия, а также времени, затрачиваемого на конкретное задание. Применяется визуальное расписание (карточки, которые дают понять воспитаннику какая деятельность сейчас или будет дальше, время перерыва и т.п.), а так же занятие придерживаются принципа системности и ритуальности. Педагогом стимулируется самостоятельность ребенка – возможность самому взять, например, карточку перерыва, чтобы показать, что устал и нужен отдых.
Вводится система поощрений (наклейки, значки и т.п.), которые показывают воспитаннику успешность его деятельности. В качестве стимулирующего материала к учебной деятельности выступает любимая игрушка, предмет, песенка или ритуал.
Дата/название занятия | Структура занятия (упражнения) | Ход работы | Необходимые материалы |
1-ая неделя октября. Работа с красками.
|
|
| Пальчиковые краски. Защитный фартук с нарукавниками. Лист формата А4 с раскраской-заготовкой «Дерево без листвы». |
2-ая неделя октября 3-4 занятие «Осенний лист». |
|
Губкой, смоченной в краске, ставим штампы так, чтобы заполнить листочек цветом. Усложнение – используем губку как кисточку и проводим мазками. Б) На ранее собранные и распрямленные листики с помощью губки наносим краску. После, с помощью педагога, делаем оттиски на листе.
| Пальчиковые краски. Защитный фартук с нарукавниками. Лист формата А4 с раскраской-заготовкой «Осенний лист». Собранные и выпрямленные осенний листья разного размера и цвета. |
3-ая неделя октября. 5-6 занятие «Рябина» |
|
| Пальчиковые краски. Защитный фартук с нарукавниками. Лист формата А4 с раскраской-заготовкой «Рябина». |
4-ая неделя октября 7 занятие «Дождик». 8 занятие «Гриб». |
|
Б) Показываем рисунок осеннего леса, разные грибы. Предлагаем нарисовать гриб. Шаблон гриба обводим с помощью взрослого пальчиком. После заполняем белые места губкой, смоченной в краске.
| Сенсорный куб. Пальчиковые краски. Защитный фартук с нарукавниками. Бумага белая (лист А4, заготовка). Губки. |
1 неделя ноября 9-10 занятие «Знакомство с кинетическим песком». |
|
Педагог показывает структуру песка: - вкладывает его в руку воспитанника, - пересыпает его из руки в руку и разного размера стаканчики, - сжимает, отряхивает; - делают маленькие и большие кучки; - ставит штампы раскрытой ладони; - пытаемся с ребенком слепить из песка пирожок, шар и т.п. - ищем шарик/игрушку в песке и прячем; - указательным пальчиком делаем дорожку из углублений.
| Кинетический песок в песочнице. Простая шнуровка. Защитный фартук с нарукавниками. |
2-ая неделя ноября. 10-11 занятие «Веселые линии». |
|
- короткие, - длинные, - прямые, - волнистые. Ставить ножичком узоры.
| Кинетический песок в песочнице. Простая шнуровка. Стеки-ножички. Защитный фартук с нарукавниками. |
3-ая неделя ноября 12-13 занятие «Рисуем фигуры». |
|
- круг, - квадрат, - треугольник. Ставить ножичком узоры в фигурах. С помощью трафарета (деревянного макета фигуры) обводим круг/квадрат, треугольник. Воспитанник пробует обвести сам по трафарету и без него.
| Ножички для пластилина. Карточки или дощечки с изображением фигур. Кинетический песок в песочнице. Простая шнуровка. Защитный фартук с нарукавниками. |
4-ая неделя ноября-1 неделя декабря. 14-17 «Овощи» |
|
«Мы сажаем огород, каждый год, каждый год. В этот раз посадили….» называем овощ. Задача ребенка, услышав название овоща, присесть на корточки. «Он растет, растет, растет…и вырос!» - постепенно поднимаемся и тянем ручки наверх.
Занятие 15-16: Делаем грядки, копаем лунки, сажаем овощ (называем что это), поливаем. Имитируем прохождение времени. Выкапываем, собирая в корзинку для свинки. Занятие 17: На листе картона (плотной бумаги) изображен овощ (помидор/огурец/картофель) - задача воспитанника с помощью педагога, размазать пластилин - заполнить форму овоща.
| Кинетический песок в песочнице. Пластиковые/деревянные или резиновые овощи Би-ба-бо Свинка. Холщовый мешочек. Шаблон овоща на картоне. Защитный фартук с нарукавниками. |
1-2 недели декабря.
|
|
Далее - на листе бумаги нарисован фрукт. Задача воспитанника с помощью педагога, обвести пальчиком по контуру, а после губкой, смоченной в краске, раскрасить фрукт внутри. Занятие 19: На листе картона (плотной бумаги) изображен фрукт (яблоко/груша/банан) - задача воспитанника с помощью педагога, размазать пластилин - заполнить форму овоща.
| Мяч. Краски пальчиковые. Губка. Шаблон фрукта из картона или плотной бумаги. Би-ба-бо Обезъянка. Пластиковые/деревянные или резиновые фрукты. Защитный фартук с нарукавниками. |
2 неделя декабря 20 «Овощи-фрукты» |
|
| Пластиковые/деревянные или резиновые фрукты и овощи. Корзинка. Кинетический песок. Формочки. Защитный фартук с нарукавниками. |
21 «Зима». Работа с красками. |
|
| Дидактическая игра «Времена года» (Десятое королевство). Краски пальчиковые. Губки для рисования. Незаконченная картина – шаблон черно-белый. Картинки цветные с изображением зимы. Защитный фартук с нарукавниками. |
3 неделя декабря 21-22 Готовимся к Новому году. «Елочный шар», «Гирлянда». |
|
Занятие 22: На листе картона (плотной бумаги) изображен гирлянда - задача воспитанника с помощью педагога, размазать пластилин - заполнить форму; прикрепить детали из пластилина.
| Простая шнуровка (елочка) Елочные игрушки и другие мелкие предметы. Шаблон для раскрашивания (елочный шар, гирлянда). Краски пальчиковые. Пластилин. Защитный фартук с нарукавниками. |
4 неделя декабря 23-24 занятие. «Новый год. Елочка». |
|
Вариант А) с помощью шнурка и бусинок создать гирлянду на елку, поочередно нанизывая бусины; Вариант В) нанизывать по определенной схеме.
| Елочка с игрушками. Холщовый мешочек. Бусины и шнурки из комплекса Pertra Музыкальная композиция «В лесу родилась елочка» |
2 неделя января 25-26 занятие «Игрушки». |
|
Обращаем внимание воспитанника, что девочка смотрит на шарики и ей весело, так как они красивые. Занятие 26: воспитанник получает макет рисунка воздушных шаров. Работает с ней под руководством педагога с техникой размазывания пластилина.
| Мыльные пузыри Вырезанные из цветной бумаги воздушные шары. Фломастеры. Макет рисунка девочки/мальчика. Макет-рисунок не заполненных цветом воздушных шаров. Пластилин мягкий. Защитный фартук с нарукавниками. |
3 неделя января 27-28 занятие Аппликация. Работа с сыпучими материалами. «Украсим одежду». |
|
Игра «Одеваем куклу» - задача воспитанника одеть куклу в определенном порядке, проговаривая деталь одежды. Упражнение на память «Платья» (на слух – найди красное и зеленое; последовательность и по зрительному представлению среди 10-ти элементов одежды).
Воспитаннику даются баночки с сыпучими материалами для ознакомления и последующей работы (например, манка и гречка). Для данной группы достаточно использовать 2 вида материалов.
| Заготовки шаблонов одежды из картона. Клей. Сыпучие материалы (горох, чечевица, гречка, манка). Фломастеры Защитный фартук с нарукавниками. |
4 неделя января 29-30 занятие. Аппликация с салфетками «Снеговик». |
|
Белую салфетку даем воспитаннику, мнем её. На лист наносим клей, приклеиваем салфетку, учитывая границы круга. В конце педагог рисует снеговику улыбку, проговаривая, что снеговик теперь весело, он счастлив/рад.
Упражнение на внимание – «Снежки» (корректурная проба). «Найди такой же…» (среди 5-6 предметов). Занятие проводится в 2 этапа – 1 занятие рисуем пейзаж (сугробы, солнышко или тучки со снегом); 2 занятие - уделяем внимание снеговику. Как вариант можно сделать снег с помощью пищевой соли, посыпанной на клей ПВА. | Защитный фартук с нарукавниками. Белый лист А4 Вата Белые простые салфетки Клей ПВА Пальчиковые краски |
1 неделя февраля 30-31 занятие. Работа с красками «Веселые ладошки». |
|
Педагог читает медленно, делая паузы перед названием имени.
Краски на ладонь наносит педагог с помощью губки, помогает воспитаннику сделать отпечаток. Далее – воспитанник тренируется самостоятельно. Задача ребенка – заполнить ручками весь листок так, чтобы не отпечатки не касались друг друга. Действует по инструкции педагога. В конце занятия можно посчитать ладошки каждого цвета. Занятие 31: из ладошек воспитаннику предлагаем сделать букет. Сделать 3 ладошки и нарисовать от них стебельки и листики цветка. Стебельки пробуем провести кисточкой.
| Защитный фартук с нарукавниками. Пальчиковые краски. Губка большая. Кисточка. Краски акварельные. Стаканчик для воды. Лист бумаги А3 и А4 (букет цветов). |
2 неделя февраля 32-33 Занятие. Эмоция Радость. |
|
Собери «Веселое лицо» - 3-х или 4-х составная картинка разрезанного, улыбающегося лица. Задача воспитанника собрать его. Можно сделать подсказки в виде чисел по порядку, чтобы воспитанник ориентировался на них.
Занятие 33: воспитаннику предлагается макет – лицо девочки/мальчика с инструкцией, что девочка радуется, улыбается. Задача воспитанника при непосредственной помощи педагога нарисовать черты лица и улыбку.
| Защитный фартук с нарукавниками. Пальчиковые краски. Губка большая. Блюдечко с водой. Стекло большого формата. |
3 неделя февраля Занятие 34-35. Работа с красками Эмоция Грусть. |
| 1. Приветствуем друг друга, говорим ласковые слова. 2. Собери «Грустное лицо» - 3-х или 4-х составная картинка разрезанного, улыбающегося лица. Задача воспитанника собрать его. Можно сделать подсказки в виде чисел по порядку, чтобы воспитанник ориентировался на них. 3. Пальчиковая гимнастика (приложение 1, упр. 10) 4. Воспитаннику предлагается макет – лицо девочки/мальчика с инструкцией, что девочка грустит, она расстроена. Задача воспитанника при непосредственной помощи педагога нарисовать черты лица с соответствующей эмоцией. 1 этап – рисуем на стекле. 2 этап – рисуем на бумаге. Отдаем приоритет работе с кисточкой. 5. Убираем за собой краски, вытираем стол, моем руки. 6. Говорим «до свидания» игрушкам, кабинету. | Разрезные картинки – тема «Эмоция грусти». Защитный фартук с нарукавниками. Краски. Вода. Кисточка. |
4 неделя февраля – 1 неделя марта. Занятие 36-37. Работа с пластилином. «шарики-колбаски». |
|
| Пластилин разных цветов. Доска для работы с пластилином. Простая шнуровка среднего размера. Защитный фартук с нарукавниками. |
2 неделя марта Занятие 38-39. Работа с пластилином «Гусеничка» / «Улитки». |
|
Занятие 38: «Гусеничка»: формируются 3 примерно одинаковых шарика, и они склеиваются друг с другом. Педагог может сделать ей усики и глазки. Занятие 39: «Улитка»: ребенок двумя руками раскатывает длинную колбаску. После, с помощью педагога, собирает её вовнутрь, формируя раковину-улитку. Педагог так же может сделать улитке усики. Работа проводится с поэтапной инструкцией педагога. Воспитанник смотрит, запоминает, повторяет.
| Пластилин разных цветов. Доска для пластилина Простая шнуровка среднего размера. Защитный фартук с нарукавниками. Три домика и три разноцветные улитки. |
3 неделя марта. Занятие 40-41. «Животные». | 1. Приветствие.
|
Занятие 40: Перед воспитанником фигурки разных животных. Педагог называет их и имитирует их голос. Далее – помещают в «волшебный» мешочек и воспитанник достает по одной. Педагог помогает их классифицировать по диким и домашним. Далее педагог называет животное, а ребенок берет его, стараясь имитировать голос животного. Занятие 41: работа с кинетическим песком. Воспитанник выбирает формочки с изображением животных, имитирует их голоса и называет животное. Делает оттиск на песке так, чтобы изображения не заходили друг на друга.
| Кинетический песок Фигурки животных. Холщовый мешочек. Формочки животных и других предметов. Защитный фартук с нарукавниками. |
4 неделя марта Занятие 42-43. Работа с пластилином и сыпучими материалами. «Посуда». |
|
2 этап: с помощью пинцетного захвата заполняем элементы посуды крупами.
| Пластилин разных цветов. Защитный фартук с нарукавниками. Доска для пластилина. Пластиковая бутылка, фасоль. Крупы: рис, гречка или горох колотый. Шаблон посуды (чашка/тарелка) |
5 неделя марта. Занятие 43-44. «Весна». |
|
Занятие 44 – поделка «Весенняя веточка». С помощью пластилина прикрепить к картону веточки. Мазками зеленым пластилином сделать листики, коричневым – почки.
| Магнитная игра «Времена года» (фирма «Десятое королевство»). Защитный фартук с нарукавниками. Веточки деревьев. Пластилин |
1 неделя апреля. Занятие 45-46. Работа с пластилином и крупами – «Петушок». | 1. Приветствие. 2. Подвижная игра 3. Пальчиковая гимнастика. 4. Работа с сыпучими материалами. 5. Уборка за собой. |
Этап: предлагаем украсить петушка (3 пера) по-разному: А) часть можно раскрасить карандашом/красками/фломастерами. Б) На 2 других нанести клей и предложить воспитаннику заполнить их предложенной крупой. Видов крупы не более 3-х. В) заполнить пластилином в технике размазывания. 5. Уборка за собой: убираем пластилин и доску, вытираем стол, моем руки. 6. Говорим «до свидания» игрушкам, кабинету. | Защитный фартук с нарукавниками. Пластилин. Крупы (не более 3-х видов) Цветные карандаши Клей ПВА. |
2 неделя апреля. Занятие 47-48. Работа с сыпучими материалами и пластилином, красками, фломастерами «Ракета» (ко Дню космонавтики). | 1. Приветствие. 2. Подвижная игра 3. Пальчиковая гимнастика. 4. Поделка «Ракета». 5. Уборка за собой. 6. Ритуал прощания. |
А) часть можно раскрасить карандашом/фломастерами/красками. Б) нанести клей и предложить воспитаннику заполнить их предложенной крупой. Видов крупы не более 3-х. В) заполнить пластилином в технике размазывания.
| Защитный фартук с нарукавниками. Пластилин. Крупы (не более 3-х видов) Цветные карандаши Клей ПВА Карандаши/фломастеры |
3 неделя апреля Занятие 49-50. Работа с пластилином «Цветок» (техника надавливания и размазывания; работа с крупами). | 1. Приветствие.
|
2 этап: с помощью пинцетного захвата заполняем лепестки цветка крупами.
| Пластилин разных цветов. Доска для пластилина. Пластиковая бутылка, фасоль. Крупы: рис, гречка или горох колотый. Защитный фартук с нарукавниками. |
4 неделя апреля Занятие 51-52 «Весенний луг». | 1. Приветствие. 2. Пальчиковая гимнастика. 3. Аппликация «Весенний луг». 4. Уборка за собой. 5. Игра «Мыльные пузыри». 6. Ритуал прощания. |
1 этап – заготовка: рвем на небольшие кусочки гофрированную бумагу. Делаем три кучки: зеленую, красную и желтую. 2 этап – рисуем с помощью кисточки солнышко акварельными красками. Заполняем красками небо. Приклеиваем заготовки так, чтобы зеленая – трава, желтый и красный – цветы на лугу.
| Защитный фартук с нарукавниками. Клей ПВА Гофрированная бумага (зеленая, желтая, красная). Краски. Кисточки. |
1-2 неделя мая | Диагностика по показателям на конец курса 3-его года обучения. | 0 – навык не сформирован 1 – навык в процессе формирования. 2 – навык сформирован |
Мониторинг к концу 3-ого года обучения.
Показатели | Балл |
Критерии: Эмоционально-волевая сфера, коммуникативный навык:
Внимание:
Мелкая моторика и графо-моторные навыки:
Эмоционально-волевое развитие:
Познавательное развитие:
Память. Учить запоминать количество предметов: - по зрительному примеру до 4-5-ти, - по слуховому до 2-3-х. - последовательность действий или предметов (в пределах 3-х); Мышление:
Упражнения:
- горизонтально - вертикально.
|
Критерии оценки:
0 баллов – не выполняет (навык не сформирован).
1 балл – выполняет с ошибками (навык неустойчивый).
2 балла – выполняет без ошибок (навык сформирован).
Вывод по итогам диагностики: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Педагог-психолог: Заугольникова М.А.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коррекционно-развивающая программа психологического сопровождения ребенка с расстройством аутистического спектра, воспитанника средней группы ДОУ
Коррекционно-развивающая программа психологического сопровожденияребенка с расстройством аутистического спектра, воспитанника средней группы ДОУ2016-2017 учебный год Составитель:педаг...
Дополнительная коррекционно – развивающая программа психологического сопровождения дошкольника при подготовке к школьному обучению «Скоро в школу»
Дополнительная коррекционно – развивающая программа психологического сопровождения дошкольника при подготовке к школьному обучению «Скоро в школу...
Программа «Психологическое сопровождение воспитанников при подготовке к школьному обучению»
1.Целевой раздел 31.1 Пояснительная записка. 31.1.1. Цели и задачи программы. 31.1.2.Направления и принципы реализации программы. 41.2. Планируемые результаты реализации программы. 52. СОДЕРЖАТЕ...
Адаптированная рабочая программа учителя-дефектолога для детей с задержкой психического развития с учетом психофизических особенностей ребенка с признаками РАС на 2019-2020 учебный год
Адаптированная рабочая программа учителя-дефектолога для ребенкас задержкой психического развития, с учетом психофизических особенностей ребенка с признаками расстройства аутистического спектра...
Индивидуальная коррекционно-развивающая программа тьюторского сопровождения для детей с умственной отсталостью легкой степени 5-6 лет на 2021-2022 уч.год
Данная программа разработана в соответствии со всеми нормативными документами , касающиеся образования детей с ОВЗ .Коррекционно-развивающая образовательная программа направлена на индивидуальное, все...
ПРОГРАММА «ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ВОСПИТАННИКОВ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ»
Программа «Психологическое сопровождение воспитанников при подготовке к школьному обучению» направлена на развитие интеллектуальной, мотивационной и волевой готовности к обучению, а так же...
Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для детей с задержкой психического развития ЗПР с учетом психофизических особенностей ребенка с расстройством аутистического спектра 3-7 лет
Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для детей с задержкой психического развития ЗПР с учетом психофизических особенностей ребенка с расстройством аутистического спектра 3-...