Коррекционно – развивающая программа «Психологическое сопровождение воспитанников с РАС (с учетом психофизических особенностей ребенка с умственной отсталостью) подготовительного возраста в ДОУ (третий год обучения)»
методическая разработка по коррекционной педагогике (подготовительная группа)

Заугольникова Мария Александровна

Взоры многих современных исследователей всё чаще обращаются в сторону различных видов искусства в качестве профилактических, лечебных, коррекционных средств. Арт-терапия в наши дни становится все более популярной и широко используется в педагогике, психологии, психотерапии, в практике работы эмоционально – поведенческих нарушений детей с проблемами психофизического здоровья, и конечно с детьми ОВЗ.

В последние два – три десятилетия, терапия искусством, синтезировав в себе большое количество направлений, психолого – педагогические методики, последние разработки медицины, начинает оформляться в самостоятельное направление с собственной методологией и разнообразием инструментария, приобретая все больший вес и большую значимость. Арт-терапия, как метод лечения посредством художественного творчества, всё больше включается в коррекционно-развивающий процесс работы комбинированных групп с детьми с нарушениями психофизического и интеллектуального развития, даёт положительные результаты. Она апеллирует к внутренним, самоисцеляющим ресурсам человека, тесно связанным с его творческими возможностями, оказывая большое психотерапевтическое воздействие на эмоциональную сферу ребенка, выполняя коммуникативную, регулятивную, катарсистическую функции.

Арт-терапевтические методики, прежде всего, предоставляют неограниченные возможности для самовыражения и самореализации своего «Я» в продуктах творчества, так как, создаваемые ребёнком работы, формируя его аффективное отношение к миру, облегчают процесс коммуникации и установления отношений с окружающим миром, позволяют научиться чему-то новому в процессе увлекательной деятельности.

Данная программа направлена на детей с ОВЗ подготовительного возраста, обучающихся в группах разного типа (комбинированного, коррекционного, общего) с особенностями развития и сниженным когнитивным развитием (умственная отсталость, тяжелый дефект, РАС), так как содержит в себе подуровневую, цикличную и систематическую работу педагога-психолога и является частью большой программы на несколько лет обучения в ДОУ.

Программа позволит реализовывать коррекционно-развивающую работу с детьми ОВЗ комплексно, с использованием методов, принимаемыми данными детьми.

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Изображение выглядит как текст  Автоматически созданное описание 

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ГОРОДА МОСКВЫ

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

 города Москвы

«Школа № 2129» имени Героя Советского Союза П.И. Романова

2-й Южнопортовый пр., д. 11, стр. 1 Москва, 115432

Телефон/Факс: (495) 679-19-39        E-mail: 2129@edu.mos.ru        http://www.sch2129uv.mskobr.ru

ОКПО  46343308, ОГРН  1157746598393, ИНН/КПП  7723398058/772301001


Согласовано                                                                                                                                                                                          Утверждено

Зав.учебной частью СП                                                                                                                                                                        Заместитель директора  

для детей с ОВЗ

_______________/Е.А. Мартынова                                                                                                                                                       _____________/Ю.А. Цыпичева

«____»_______________2022 г.                                                                                                                                                           «____»_______________2022 г.

Согласовано                                                          

Руководитель ППС                                              

_______________/И.В. Кулакова                          

«____»_______________2022 г.                        

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Коррекционно – развивающая программа

«Психологическое сопровождение воспитанников с РАС (с учетом психофизических особенностей ребенка с умственной отсталостью) подготовительного возраста в ДОУ»

2022 - 2023 учебный год.

Педагог-психолог: Заугольникова М.А.

Москва 2022 г.

Пояснительная записка.

Развитие современного общества предъявляет новые требования к дошкольным образовательным учреждениям, к организации воспитательно-образовательного процесса, выбору и обоснованию основных и парциальных программ, результатам и результативности их деятельности.    

Содержание коррекционной работы в соответствии с ФГОС направлена на создание системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в освоении адаптированной общеобразовательной программы дошкольного образования.

Программа коррекционной работы предусматривает создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса.

       Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами (детьми с ОВЗ) образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.

Программа коррекционной работы — это комплексная программа по оказанию помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в освоении адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования.

При воспитании и обучении детей с ОВЗ существует ряд проблем, обусловленных психофизическими особенностями: стойкое нарушение познавательной деятельности, недоразвитие высших познавательных функций, конкретность и поверхностность мышления, не сформированность всех операций речевой деятельности, нарушение словесной регуляции поведения, незрелость эмоционально-волевой сферы, не сформированность произвольности и целенаправленности всех видов деятельности, низкая работоспособность.

Данная программа направлена на детей с ОВЗ подготовительного возраста, обучающихся в группах разного типа (комбинированного, коррекционного, общего) с особенностями развития и сниженным когнитивным развитием (умственная отсталость, тяжелый дефект, РАС), так как содержит в себе подуровневую, цикличную и систематическую работу педагога-психолога и является частью большой программы на несколько лет обучения в ДОУ.

Программа позволит реализовывать коррекционно-развивающую работу с детьми ОВЗ комплексно, с использованием методов, принимаемыми данными детьми.

По итогам диагностики воспитанника РАС подготовительной группы были выделены специфические задачи для реализации данной программы, которые соответствуют блоку 3-его года обучения, прописанного в программе «Арт-терапия в работе с детьми ОВЗ с когнитивными нарушениями и задержкой в развитии». Блок программы адаптирован под особенности развития конкретного воспитанника.

Актуальность программы.

Взоры многих современных исследователей всё чаще обращаются в сторону различных видов искусства в качестве профилактических, лечебных, коррекционных средств. Арт-терапия в наши дни становится все более популярной и широко используется в педагогике, психологии, психотерапии, в практике работы эмоционально – поведенческих нарушений детей с проблемами психофизического здоровья, и конечно с детьми ОВЗ.

В последние два – три десятилетия, терапия искусством, синтезировав в себе большое количество направлений, психолого – педагогические методики, последние разработки медицины, начинает оформляться в самостоятельное направление с собственной методологией и разнообразием инструментария, приобретая все больший вес и большую значимость. Арт-терапия, как метод лечения посредством художественного творчества, всё больше включается в коррекционно-развивающий процесс работы комбинированных групп с детьми с нарушениями психофизического и интеллектуального развития, даёт положительные результаты. Она апеллирует к внутренним, самоисцеляющим ресурсам человека, тесно связанным с его творческими возможностями, оказывая большое психотерапевтическое воздействие на эмоциональную сферу ребенка, выполняя коммуникативную, регулятивную, катарсистическую функции.

Арт-терапевтические методики, прежде всего, предоставляют неограниченные возможности для самовыражения и самореализации своего «Я» в продуктах творчества, так как, создаваемые ребёнком работы, формируя его аффективное отношение к миру, облегчают процесс коммуникации и установления отношений с окружающим миром, позволяют научиться чему-то новому в процессе увлекательной деятельности.

С точки зрения Л. С. Выготского "преодоление формой содержания" не только обеспечивает катарсис, как высший вид эмоционального отреагирования, но и опредмечивает аффект, раскрывая принципиально новые возможности осознания ребёнком своих чувств, переживаний и их исследования, позволяет личности подняться на более высокую ступень своего развития». На время общения с искусством он уходит от переживаний, эмоционального отвержения, чувства одиночества, страхов, тревожности, от конфликтных межличностных и внутрисемейных отношений.

Наиболее распространена в психокоррекционной работе с детьми изотерапия и музыкотерапия, которая применяется при наличии психосоматических расстройств: эмоциональная депривация, переживание чувства одиночества, страх, повышенная тревожность, низкая дисгармоничная, искаженная самооценка, наличие конфликтных межличностных отношений.

Мухина В.С. пишет: «Когда ребенок получает возможность рисовать карандашами и красками, он открывает удивительный для него мир графических построений и цвета, в котором линии, цвета, смешиваясь друг с другом, создают многообразные сочетания, воздействуя на эмоциональную сферу».

Изотерапия дает положительный эффект в работе с умственно отсталыми детьми, где вербальный контакт затруднен. Так как им легче выразить своё настроение, переживание с помощью цвета и других изобразительных материалов, они могут использовать изобразительную деятельность, как способ осмысления действительности и своих взаимоотношений с нею.

Очень высока роль художественного творчества в формировании личности «особого» ребёнка, когда затруднены многие каналы поступления информации, угнетена психика, слабо развита речь, нарушен контакт с окружающими. Как утверждают специалисты, раскрытие индивидуальных задатков и развитие способностей таких детей становится возможным при создании комфортных условий для творческой деятельности, в атмосфере любви, сочувствия и сопереживания. Чем скромнее выражены творческие задатки ребёнка, тем больше усилий придётся приложить окружающим его взрослым.

Карл Юнг в своей работе "Психологические типы" пишет: "Легко может быть, что среди запущенных функций скрыты индивидуальные ценности, неизмеримо высшие, которые, если для коллекти­ва и не имеют большого значения, то для индивидуальной жизни являются драгоценнейшим кладом, жизненной ценностью, доставляющей единичному человеку чрезвычайную интенсивность и красоту жизни, чего он тщетно искал бы в функциях коллективных".

Овладение ребёнком критерием красоты, одновременно является и осознанием моральных критериев. Эстетические чувства, формирующиеся в процессе изобразительной деятельности, оказывают влияние на поведение и поступки детей. Творчество служит больному ребёнку не только основой для воспитания, но и средством общения, способом передачи мыслей, переживаний. Иногда можно подумать, что он творит для самого себя, но на самом деле это не так, ребенок ищет своего зрителя и с радостью несёт к нему свой только что законченный рисунок.

 Общение детей посредством творческой деятельности создаёт коллективный детский опыт. Обдумывание общих замыслов, ответственность за дело и взаимопомощь в работе сближает ребят, способствует формированию у них положительного отношения друг к другу, отличных человеческих качеств, смелость и скромность, самокритичность и заинтересованность в успехе товарищей. Творческие работы служат основой положительного поведения детей в реальных жизненных ситуациях.

Изобразительное искусство, являясь своеобразной формой эстетического познания действительности и отражением её в художественных образах, позволяет «особому» ребёнку ощутить мир во всем его богатстве и через виды изобразительной деятельности научиться его преобразовывать.

В настоящее время можно выделить несколько направлений, применяемых в коррекционной работе:

1) психофизиологическое, связанное с коррекцией психосоматических нарушений развития;

2) психотерапевтическое, связанное с воздействием на когнитивную и эмоциональную сферы;

3) психологическое, выполняющее катарсистическую, регулятивную, коммуникативную функции;

4) социально – педагогическое, связанное с развитием эстетических потребностей, расширением общего и художественно-эстетического кругозора, с активизацией потенциальных возможностей ребёнка в практической художественной деятельности и творчестве.

Реализация этих направлений осуществляются через определенные коррекционно-развивающие методики, используемые в рамках артпедагогики и арт-терапии.

В практике изотерапии применяются разнообразные техники и упражнения, содержание и направленность которых определяются теоретическими ориентациями авторов. О.А. Карабанова выделяет пять типов заданий, используемых в практике проведения рисуночной терапии: предметно-тематический тип; образно-тематический; упражнения на развитие образного восприятия, воображения, символической функции; игры-упражнения с изобразительными материалами; задания на совместную деятельность.

При работе с детьми рисуночный метод арт-терапии используется в контексте игры как рисуночный психокоррекционный метод. Преодоление страхов, неадекватной тревожности и фобических реакций может быть достигнуто благодаря методу рисуночной терапии, отражающемся в различных вариантах тематического и свободного рисования, моделирующем основные эмоциональные состояния. Изотерапия в значительной мере способствует организации ориентировки на внутренний мир переживаний и их лучшее осознание.

Программа рисуночной терапии в совокупности с музыкальной терапией и беседами даёт наиболее положительные результаты. Музыка позитивно действует на психофизическое состояние ребенка, расслабляя и подготавливая его к творческой работе. Краски предоставляют большие возможности для выражения разнообразных переживаний и работы с собственными чувствами. Они способны вызвать сильный эмоциональный отклик, ощущение радости открытия, стимулировать воображение.

Глина, тесто, песок и иные пластические материалы обладают возможностями для выражения сильных переживаний, в том числе чувства гнева. Работа с ними предполагает большую степень физической вовлечённости и мышечной активности, что делает её более "энергоёмкой", затрагивающей психофизиологические процессы. Поэтому при работе с ними нередко может иметь место положительный эффект при психосоматических нарушениях и соматовегетативных проявлениях невротических состояний.

Отечественная школа арт-терапии в последние годы достигла огромных успехов и показывает, что разные средства искусства оказывают лечебное и коррекционное воздействие, как на физиологические процессы организма, так и на психоэмоциональное состояние человека и дают положительные результаты в развитии личности «особого» ребенка. И, чем бы ни занимался в своей земной жизни «особый» ребёнок, какие бы физические, интеллектуальные или психические ограничения ни дов­лели в его судьбе, он заслуживает достойного существования и спосо­бен к самореализации, если окружающий мир признаёт возможно­сти его творческой реабилитации.

Методическая база.

Данная программа разработана на основе:

-Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ

-Конвенцией о правах ребенка ООН;

-Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.1.2660-10;

-Санитарно-эпидемиологических требований к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных образовательных организаций (Постановление от 15мая 2013 г. N 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13»)

-Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155)

-Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования» (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. N 1014)

-Устава Государственного образовательного учреждения ГБОУ Школа № 2129.

 Принципы и подходы к формированию программы

  1. Принцип преемственности: обеспечивает связь программы коррекционной работы с другими разделами основной общеобразовательной программы;
  2. Принцип комплексности: коррекционное воздействие охватывает весь комплекс психофизических нарушений;
  3. Принцип постепенного усложнения заданий и речевого материала с учетом «зоны ближайшего развития»;
  4. Принцип соблюдения интересов ребёнка: определяет позицию специалиста, который призван решать проблему ребёнка с максимальной пользой и в интересах ребёнка;
  5. Принцип системности: обеспечивает единство диагностики, коррекции и развития, т.е. системный подход к анализу особенностей развития и коррекции нарушений у детей с ограниченными возможностями здоровья, а также всесторонний многоуровневый подход специалистов различного профиля, взаимодействие и согласованность их действий в решении проблем ребёнка;
  6. Принцип непрерывности: гарантирует ребёнку и его родителям (законным представителям) непрерывность помощи до полного решения проблемы или определения подхода к её решению; -принцип вариативности: предполагает создание вариативных условий для получения образования детьми, имеющими различные недостатки в физическом и психическом развитии;
  7. Комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса.  

II. Целевой раздел

2.1.    Цели и задачи.

ТРЕТИЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ

Задачи обучения и воспитания

  • Закрепление материала 2-ого года обучения.

Эмоционально-волевая сфера, коммуникативный навык:

  • проявлять доброжелательность и внимание к близким взрослым и сверстникам;
  • выражать свое сочувствие (пожалеть, помочь);
  • называть/определять свое имя, фамилию, знать сверстников, участвующих в повседневном общении (1-2 сверстников и взрослых);
  • определять свои части тела/лица;
  • обращаться с элементарными просьбами, пожеланиями (вокализация и жест): «дай мне…», «возьми…»;
  •  приветливо здороваться и прощаться, используя свои индивидуальные возможности;
  • умение действовать по двух составной инструкции.
  • начинать и прекращать деятельность по просьбе взрослого;
  • соблюдать правила в рамках учебной деятельности (1-2 правила).

Внимание:

  • удерживать внимание на деятельности (в рамках занятия) 10-15 минут с небольшой поддержкой взрослого.
  • концентрироваться на деятельности без помощи педагога в течении 5-7 минут;
  • уметь находить и выделять такой же предмет в условиях предъявления 7-8 разных предметов.

Мелкая моторика и графо-моторные навыки:

  • захватывать мелкие предметы щепотью и опускать их в сосуд;
  • уметь ловить шарик/мяч;
  • уметь катать шарик по плоской поверхности;
  • уметь закатывать шарик в «ворота»;
  • выполнять знакомые движения руками и пальцами по подражанию, образцу, слову;
  • уметь шнуровать простые шаблоны;
  • знать и выполнять вместе с педагогом упражнения на массаж рук и пальцев (с сенсорных кубом, катушками, сенсорными шарами);
  • показывать по просьбе взрослого указательный и большой пальцы, остальные определять вместе с педагогом (мизинец, средний, безымянный);
  • уметь правильно держать карандаш/кисточку;
  • уверено действовать кисточкой при работе с красками;
  • проводить карандашом/кисточкой плавную непрерывную линию от начала до конца дорожек разной ширины;
  • проводить прямые непрерывные линии от точки до точки слева направо, сверху вниз. 
  • проводить волнистые линии различной длинны и направленности;
  • уметь пользоваться техникой размазывания пластилина при работе с ним;
  • уметь обводить контур простого предмета с помощью взрослого;
  • уметь раскрашивать простой предмет кисточкой и красками с помощью небольших мазков.

 

Эмоционально-волевое развитие:

  • определять основные эмоции (радость/грусть);
  • определять веселых и грустных героев;
  • отображать эмоции (радость/грусть) в соответствии с ситуацией.

Познавательное развитие:

  • уверено показывать основные геометрические фигуры и находить их среди других предметов;
  • уверено показывать некоторые фрукты/овощи;
  • уверено показывать некоторых животных/птиц;
  • уметь выделять два времени года (зима, лето) с направляющей помощью педагога.

Память. Учить запоминать количество предметов:

- по зрительному примеру до 4-5-ти,

- по слуховому до 2-3-х.

- последовательность действий или предметов (в пределах 3-х);

Мышление:

  • уметь осуществлять чередование предметов/элементов (в пределах 2-х).

Время и продолжительность занятия: 2 раза в неделю по 30 минут.

Структура занятия:

  1. Приветствие (может осуществляться еще в группе, когда специалист приходит за ребенком);
  2. Упражнение на самоидентификацию (имя/фамилия ребенка и педагога; части тела и лица ребенка – работа с зеркалом);
  3. Основное занятие с перерывами на отдых (2-5 минут) при необходимости.
  4. Уборка за собой.
  5. Ритуал прощания.

Особенности построения занятия: занятия строятся с визуальной поддержкой как заданий, так и самого хода занятия, а также времени, затрачиваемого на конкретное задание. Применяется визуальное расписание (карточки, которые дают понять воспитаннику какая деятельность сейчас или будет дальше, время перерыва и т.п.), а так же занятие придерживаются принципа системности и ритуальности. Педагогом стимулируется самостоятельность ребенка – возможность самому взять, например, карточку перерыва, чтобы показать, что устал и нужен отдых.

Вводится система поощрений (наклейки, значки и т.п.), которые показывают воспитаннику успешность его деятельности. В качестве стимулирующего материала к учебной деятельности выступает любимая игрушка, предмет, песенка или ритуал.

Дата/название занятия

Структура занятия (упражнения)

Ход работы

Необходимые материалы

1-ая неделя октября.

Работа с красками.

  1. занятие «Осень».

  1. Приветствие.
  2. Собираем время года «Осень».
  3. Пальчиковая гимнастика.
  4. Рисунок «Осеннее дерево».
  5. Уборка за собой.
  6. Ритуал прощания.
  1. Приветствуем друг друга, говорим ласковые слова. Говорим об Осени за окном.
  2. Кружимся как листики, что падают с деревьев, их носит ветер (под плавную музыку).
  3. Приложение – упр. 1.
  4. Лист бумаги с изображением дерева без листвы. Воспитаннику предлагается разными красками, с помощью кисточки (техника - мазок) нарисовать осенние листочки дереву.
  5. Уборка за собой – закрываем краски, протираем стол; моем руки.
  6. Говорим «до свидания» игрушкам, кабинету.

Пальчиковые краски.

Защитный фартук с нарукавниками.

Лист формата А4 с раскраской-заготовкой «Дерево без листвы».

2-ая неделя октября

3-4 занятие «Осенний лист».

  1. Приветствие.
  2. Подвижная игра «Листопад».
  3. Пальчиковая гимнастика.
  4. Рисунок «Осенний листик» (2 варианта)
  5. Уборка за собой.
  6. Ритуал прощания.
  1. Приветствуем друг друга, говорим ласковые слова. Говорим об Осени за окном.
  2. Кружимся как листики, что падают с деревьев, их носит ветер (под плавную музыку).
  3. Приложение – упр. 1.
  4. Рассматриваем листики разной формы, называем их. Прикрепляем в определенной последовательности к одинаковым деревьям, потом «ветер сорвал листочки». Задача воспитанника разложить листочки рядом с тем деревом, на котором он «рос».
  5. А) Лист бумаги изображением листика.

Губкой, смоченной в краске, ставим штампы так, чтобы заполнить листочек цветом. Усложнение – используем губку как кисточку и проводим мазками.

Б) На ранее собранные и распрямленные листики с помощью губки наносим краску. После, с помощью педагога, делаем оттиски на листе.

  1. Уборка за собой – закрываем краски, выливаем воду, моем губки, протираем стол; моем руки.
  2. Говорим «до свидания» игрушкам, кабинету.

Пальчиковые краски.

Защитный фартук с нарукавниками.

Лист формата А4 с раскраской-заготовкой «Осенний лист».

Собранные и выпрямленные осенний листья разного размера и цвета.

3-ая неделя октября.

5-6 занятие «Рябина»

  1. Приветствие.
  2. Пальчиковая гимнастика с сенсорным кубом.
  3. Работа с пальчиковыми красками «Рябинка».
  4. Уборка за собой.
  5. Ритуал прощания.
  1. Приветствуем друг друга, говорим ласковые слова.
  2. Пальчиковая гимнастика с сенсорным кубом: гладим правой-левой рукой; сжимаем, бьём кулачками, щипаем.
  3. Педагог рассказывает о том, что за окном Осень. Листочки желтеют, опадают, появляются зимние ягоды – «Рябина». Работа с пальчиковыми красками – на заготовке (раскраска «Рябина») раскрашиваем листочки (заполняем губкой с краской), а ягодки предлагает заполнить пальчиковыми красками красного цвета.
  4. Упражнение на внимание – «Найди ягодки» (по типу корректурной пробы).
  5. Уборка за собой: закрывает краски, вытираем стол, моем руки.
  6. Говорим «до свидания» игрушкам, кабинету.

Пальчиковые краски.

Защитный фартук с нарукавниками.

Лист формата А4 с раскраской-заготовкой «Рябина».

4-ая неделя октября

7 занятие

«Дождик».

8 занятие «Гриб».

  1. Приветствие.
  2. Пальчиковая гимнастика.
  3. А) Рисунок «Осенний дождик» / Б) «Гриб».
  4. Уборка за собой.
  5. Ритуал прощания
  1. Приветствуем друг друга, говорим ласковые слова. Говорим об Осени, что бывает дождик.
  2. Пальчиковая гимнастика с сенсорным кубом.
  3. А) На рисунке с тучкой и людьми под зонтиком карандашом/кисточкой рисуем дождик, сопровождая речью «кап-кап». Стараемся равномерно распределить капли, не задевая людей под зонтиком. Тучку заполняем краской с помощью губки (усложнение – обвести тучку и заполнить мазками).

Б) Показываем рисунок осеннего леса, разные грибы. Предлагаем нарисовать гриб. Шаблон гриба обводим с помощью взрослого пальчиком. После заполняем белые места губкой, смоченной в краске.

  1. Упражнения на память «Зонтики» и «Грибы» (в пределах 3-4-х по наглядному примеру).
  2. Упражнения на внимание – «Найди…» (гриб и девочку под зонтом) по типу корректурной пробы.
  3. Убираем за собой – закрываем краски, моем руки, протираем стол.
  4. Говорим «до свидания» игрушкам, кабинету.

Сенсорный куб.

Пальчиковые краски.

Защитный фартук с нарукавниками.

Бумага белая (лист А4, заготовка).

Губки.

1 неделя ноября

9-10 занятие «Знакомство с кинетическим песком».

  1. Приветствие.
  2. Простая шнуровка.
  3. Знакомство с сенсорным песком.
  4. Уборка за собой.
  5. Ритуал прощания.
  1. Приветствуем друг друга, говорим ласковые слова.
  2. Работа с простой шнуровкой (4-5 отверстий). Сперва, педагог показывает, а потом работает воспитанник. Подкрепление – хлопанье в ладоши, похвала.
  3. Знакомство с кинетическим песком в свободной деятельности.

Педагог показывает структуру песка:

- вкладывает его в руку воспитанника,

- пересыпает его из руки в руку и разного размера стаканчики,

- сжимает, отряхивает;

- делают маленькие и большие кучки;

- ставит штампы раскрытой ладони;

- пытаемся с ребенком слепить из песка пирожок, шар и т.п.

- ищем шарик/игрушку в песке и прячем;

- указательным пальчиком делаем дорожку из углублений.

  1. Уборка за собой: закрывает песочницу, убираем с помощью совочка и щеточки, моем руки.
  2. Говорим «до свидания» игрушкам, кабинету.

Кинетический песок в песочнице.

Простая шнуровка.

Защитный фартук с нарукавниками.

2-ая неделя ноября.

10-11 занятие «Веселые линии».

  1. Приветствие.
  2. Простая шнуровка.
  3. Рисуем линии.
  4. Уборка за собой.
  5. Ритуал прощания.
  1. Приветствуем друг друга, говорим ласковые слова.
  2. Простая шнуровка (учимся вдевать шнурок в дырочку и тянуть его).
  3. Работа с кинетическим песком – рисуем линии:

- короткие,

- длинные,

- прямые,

- волнистые.

Ставить ножичком узоры.

  1. Упражнение «Кто ходит по дорожкам» (память зрительная в пределах 3-4 животных).
  2. Уборка за собой: закрывает песочницу, убираем с помощью совочка и щеточки, моем руки.
  3. Говорим «до свидания» игрушкам, кабинету.

Кинетический песок в песочнице.

Простая шнуровка.

Стеки-ножички.

Защитный фартук с нарукавниками.

3-ая неделя ноября

12-13 занятие «Рисуем фигуры».

  1. Приветствие.
  2. Простая шнуровка.
  3. Рисуем линии.
  4. Уборка за собой.
  5. Ритуал прощания.
  1. Приветствуем друг друга, говорим ласковые слова.
  2. Простая шнуровка (учимся вдевать шнурок в дырочку и тянуть его).
  3. Работа с кинетическим песком – рисуем (вспоминаем) простые фигуры пальцем с помощью педагога:

- круг,

- квадрат,

- треугольник.

Ставить ножичком узоры в фигурах. С помощью трафарета (деревянного макета фигуры) обводим круг/квадрат, треугольник. Воспитанник пробует обвести сам по трафарету и без него.

  1. Упражнение на внимание «Найди все (круги, квадраты)..» по типу корректурной пробы.
  2. Упражнение на чередование фигур (в пределах 2-х).
  3. Уборка за собой: закрывает песочницу, убираем с помощью совочка и щеточки, моем руки.
  4. Ритуал прощания: говорим «до свидания» игрушкам, кабинету.

Ножички для пластилина.

Карточки или дощечки с изображением фигур.

Кинетический песок в песочнице.

Простая шнуровка.

Защитный фартук с нарукавниками.

4-ая неделя ноября-1 неделя декабря.

14-17 «Овощи»

  1. Приветствие.
  2. Подвижная игра «Мы сажаем огород».
  3. Пальчиковая гимнастика.
  4. Песочная терапия – делаем грядки и сажаем.
  5. Уборка за собой.
  6. Ритуал прощания.
  1. Приветствуем друг друга, говорим ласковые слова.
  2. Взявшись за руки кружимся по кругу:

«Мы сажаем огород, каждый год, каждый год. В этот раз посадили….» называем овощ. Задача ребенка, услышав название овоща, присесть на корточки. «Он растет, растет, растет…и вырос!» - постепенно поднимаемся и тянем ручки наверх.

  1. Пальчиковая гимнастика (приложение 1, упр.2)
  2. Занятие 14: Знакомство с овощами – игрушка би-ба-бо (свинка) достает из мешочка разные овощи, называет их, дает потрогать ребенку.

Занятие 15-16: Делаем грядки, копаем лунки, сажаем овощ (называем что это), поливаем. Имитируем прохождение времени. Выкапываем, собирая в корзинку для свинки.

Занятие 17: На листе картона (плотной бумаги) изображен овощ (помидор/огурец/картофель) -  задача воспитанника с помощью педагога, размазать пластилин -  заполнить форму овоща.

  1. Упражнение на память «У кого какой овощ» (у свинки – морковь, у коровы – огурец и т.п.). Упражнение на внимание – «Найди все…».
  2. Убираем за собой. Говорим «до свидания» игрушкам, кабинету.

Кинетический песок в песочнице.

Пластиковые/деревянные или резиновые овощи

Би-ба-бо Свинка.

Холщовый мешочек.

Шаблон овоща на картоне.

Защитный фартук с нарукавниками.

1-2 недели декабря.

  1. «Фрукты»
  1. Приветствие.
  2. Подвижная игра «Лови».
  3. Пальчиковая гимнастика.
  4. Раскрашивание губками / Техника размазывания пластилина.
  5. Уборка за собой.
  6. Ритуал прощания.
  1. Приветствуем друг друга, говорим ласковые слова.
  2. «Лови». Задача воспитанника поймать мяч и бросить его (от себя двумя руками).
  3. Пальчиковая гимнастика (приложение 1, упр.3)
  4. Занятие 18: Знакомство с фруктами с помощью игрушки Би-ба-бо «Обезъянка».

Далее - на листе бумаги нарисован фрукт. Задача воспитанника с помощью педагога, обвести пальчиком по контуру, а после губкой, смоченной в краске, раскрасить фрукт внутри.

Занятие 19: На листе картона (плотной бумаги) изображен фрукт (яблоко/груша/банан) -  задача воспитанника с помощью педагога, размазать пластилин -  заполнить форму овоща.

  1. Упражнение на память «У кого какой фрукт» (у собаки – яблоко, у обезъянки - банан и т.п.). Упражнение на внимание – «Найди все…».
  1. Уборка за собой – закрываем краски, выливаем воду, моем губки и руки.
  2. Говорим «до свидания» игрушкам, кабинету.

Мяч.

Краски пальчиковые.

Губка.

Шаблон фрукта из картона или плотной бумаги.

Би-ба-бо Обезъянка.

Пластиковые/деревянные или резиновые фрукты.

Защитный фартук с нарукавниками.

 2 неделя декабря

20 «Овощи-фрукты»

  1. Приветствие.
  2. Подвижная игра «Где фрукты?».
  3. Пальчиковая гимнастика.
  4. Песочная терапия.
  5. Уборка за собой.
  6. Ритуал прощания.
  1. Приветствуем друг друга, говорим ласковые слова.
  2. «Где фрукты?» Ребенку дается корзинка и разложенные на полу овощи-фрукты. Задача воспитанника, с помощью педагога, собрать в корзинку только фрукты.
  3. Пальчиковая гимнастика (приложение 1, упр. 3).
  4. По просьбе педагога выбираем формочки то фруктов, то овощей (с помощью педагога) и делаем оттиски на песке.
  5. Убираем за собой – складываем формочки, смахиваем остатки песка с помощью щеточки и совочка, моем руки.
  6. Говорим «до свидания» игрушкам, кабинету.

Пластиковые/деревянные или резиновые фрукты и овощи.

Корзинка.

Кинетический песок.

Формочки.

Защитный фартук с нарукавниками.

21 «Зима». Работа с красками.

  1. Приветствие.
  2. Игра «Время года - Зима»
  3. Работа с красками - снегопад.
  4. Уборка за собой.
  5. Ритуал прощания.
  1. Приветствуем друг друга, говорим ласковые слова. Обращаем внимание воспитанников, что за окном – зима и идет снег. Показываем картинку зимы, описываем погоду
  2. Игра «Время года -  Зима» (дидактическая игра «Времена года»).
  3. Воспитаннику дается неоконченная картинка. Вместе с педагогом он рассматривает её. Педагог проговаривает, что нарисовано на картинке. Задача воспитанника нарисовать пальчиками/кисточкой снежинки/снег. Обвести елочки пальцем, закрасить их с помощью губки.
  4. Корректурная проба «Снежинки».
  5. Уборка за собой – закрываем краски, протираем стол, моем руки.
  6. Говорим «до свидания» игрушкам, кабинету.

Дидактическая игра «Времена года» (Десятое королевство).

Краски пальчиковые. Губки для рисования.

Незаконченная картина – шаблон черно-белый.

Картинки цветные с изображением зимы.

Защитный фартук с нарукавниками.

3 неделя декабря

21-22 Готовимся к Новому году. «Елочный шар», «Гирлянда».

  1. Приветствие.
  2. Игра «Елочные игрушки».
  3. Простая шнуровка - елочка.
  4. Работа с пальчиковыми красками/пластилином.
  5. Уборка за собой.
  6. Ритуал прощания.
  1. Приветствуем друг друга, говорим ласковые слова.
  1. Игра «Ёлочные игрушки». Задача воспитанника среди разных вещей найти елочные игрушки и выбрать их в отдельную корзинку.
  1. Простая шнуровка – елочка.
  2. Занятие 21: На листе бумаги нарисован елочный шар. Задача воспитанника по образцу, с помощью педагога, обвести по контуру, а после губкой, смоченной в краске, раскрасить елочный шар внутри, заполнить узорами (расскрасить).

Занятие 22: На листе картона (плотной бумаги) изображен гирлянда -  задача воспитанника с помощью педагога, размазать пластилин -  заполнить форму; прикрепить детали из пластилина.

  1. Упражнение «Найди такой же…(елочный шар такого же цвета или с таким же узором)».
  2. Упражнение на память «Шары на Елках».
  3. Уборка за собой, моем руки.
  4. Говорим «до свидания» игрушкам, кабинету.

Простая шнуровка (елочка)

Елочные игрушки и другие мелкие предметы.

Шаблон для раскрашивания (елочный шар, гирлянда).

Краски пальчиковые.

Пластилин.

Защитный фартук с нарукавниками.

4 неделя декабря

23-24 занятие. «Новый год. Елочка».

  1. Приветствие.
  2. Игра «Елочные игрушки».
  3. Гирлянда (с помощью Pertra).
  4. Наряжаем елочку игрушками.
  5. Игра-хоровод «В лесу родилась елочка»
  6. Уборка за собой.
  7. Ритуал прощания.
  1. Приветствуем друг друга, говорим ласковые слова.
  1. Игра «Ёлочные игрушки». Задача воспитанника среди разных вещей, на ощупь найти елочные игрушки и выбрать их в отдельную корзинку.
  2. Гирлянда (с помощью Pertra):

Вариант А) с помощью шнурка и бусинок создать гирлянду на елку, поочередно нанизывая бусины;

Вариант В) нанизывать по определенной схеме.

  1. Наряжаем елочку елочными игрушками, отобранными ранее, сделанной гирляндой.
  2. Водим хоровод под песню «В лесу родилась елочка».
  3. Уборка за собой.
  4. Говорим «до свидания» игрушкам, кабинету.

Елочка с игрушками.

Холщовый мешочек.

Бусины и шнурки из комплекса Pertra

Музыкальная композиция «В лесу родилась елочка»

2 неделя января

25-26 занятие «Игрушки».

  1. Приветствие.
  2. Игра с мыльными пузырями.
  3. Пальчиковая гимнастика.
  4. Аппликация и работа с пластилином «Воздушные шары».
  5. Уборка за собой.
  6. Ритуал прощания.
  1. Приветствуем друг друга, говорим ласковые слова.
  2. Сперва, педагог показывает, как выдувать мыльные пузыри, побуждая воспитанника попросить дать ему, потом дает попробовать воспитаннику.
  3. Пальчиковая гимнастика (приложение 1, упр.4)
  4. Занятие 25: с помощью педагога выбираем макеты разноцветных воздушных шаров, называя их по цвету; приклеиваем их на рисунок с улыбающейся девочкой; рисуем ниточки карандашом/фломастером.

Обращаем внимание воспитанника, что девочка смотрит на шарики и ей весело, так как они красивые.

Занятие 26: воспитанник получает макет рисунка воздушных шаров. Работает с ней под руководством педагога с техникой размазывания пластилина.

  1. Упражнение «Девочки и шарик» (память, 3-4 элемента).
  2. Упражнение на мышление – чередование шариков (2 последовательности).
  3. Уборка за собой – закрываем клей, протираем стол, убираем пластилин, моем руки.
  4. Говорим «до свидания» игрушкам, кабинету.

Мыльные пузыри

Вырезанные из цветной бумаги воздушные шары.

Фломастеры.

Макет рисунка девочки/мальчика.

Макет-рисунок не заполненных цветом воздушных шаров.

Пластилин мягкий.

Защитный фартук с нарукавниками.

3 неделя января

27-28 занятие Аппликация. Работа с сыпучими материалами.

«Украсим одежду».

  1. Приветствие.
  2. Подвижная игра «Покажи…» / Одеваем куклу.
  3. Пальчиковая гимнастика.
  4. Работа с сыпучими материалами. Аппликация.
  5. Уборка за собой.
  6. Ритуал прощания.
  1. Приветствуем друг друга, говорим ласковые слова. Говорим об одежде, показывая разны карточки и называя их.
  2. Игра «покажи-ка». Размахиваем руками под музыку. Ведущий повторяет «покажи, покажи…» Называет часть одежды. Задача воспитанника показать её на себе или на педагоге, кукле.

Игра «Одеваем куклу» - задача воспитанника одеть куклу в определенном порядке, проговаривая деталь одежды.

Упражнение на память «Платья» (на слух – найди красное и зеленое; последовательность и по зрительному представлению среди 10-ти элементов одежды).

  1. Пальчиковая гимнастика (приложение 1, упр. 5)
  2. Украшаем футболку/рубашку/кофту/штаны – проговариваем каждую деталь одежды. Даем на выбор воспитаннику. После этого – рисуем узоры фломастерами, украшаем с помощью сыпучих материалов.

Воспитаннику даются баночки с сыпучими материалами для ознакомления и последующей работы (например, манка и гречка).  Для данной группы достаточно использовать 2 вида материалов.

  1. Уборка за собой с помощью щеточки и совочка.
  2. Говорим «до свидания» игрушкам, кабинету.

Заготовки шаблонов одежды из картона.

Клей.

Сыпучие материалы (горох, чечевица, гречка, манка).

Фломастеры

Защитный фартук с нарукавниками.

4 неделя января

29-30 занятие.

Аппликация с салфетками «Снеговик».

  1. Приветствие.
  2. Подвижная игра «Большие-маленькие сугробы (с колокольчиком)».
  3. Пальчиковая гимнастика.
  4. Аппликация с салфетками/ ватой.
  5. Уборка за собой.
  6. Ритуал прощания.

  1. Приветствуем друг друга, говорим ласковые слова. Обращаем внимание воспитанников, что за окном – зима и идет снег, вырастают большие сугробы, которые могут таять, если пригреет солнышко.
  2. «Большие – маленькие сугробы»: воспитанник изображает большой сугроб (тянет руки вверх, делает полукруги руками), как только звенит колокольчик, сугроб начинает медленно таять. Воспитатель помогает воспитаннику с движениями.
  3. Пальчиковая гимнастика (приложение 1, упр. 6).
  4. Аппликация с салфетками «Снеговик». Показываем воспитаннику снеговика, голова которого прорисована, а вот части тела (2 шара) – нет. Говорим воспитаннику, что снеговику грустно (на рисунке снеговик грустит) и нужно помочь - заполнить пустые шарики, сделать его красивым. Шарики нужно обвести, нарисовать пальчиками пуговки, заполнить их белой ватой. Рядом просим сделать сугробы с помощью белых салфеток.

Белую салфетку даем воспитаннику, мнем её. На лист наносим клей, приклеиваем салфетку, учитывая границы круга. В конце педагог рисует снеговику улыбку, проговаривая, что снеговик теперь весело, он счастлив/рад.

  1. Уборка за собой – закрываем клей, протираем стол, моем руки.
  2. Говорим «до свидания» игрушкам, кабинету.

Упражнение на внимание – «Снежки» (корректурная проба).  «Найди такой же…» (среди 5-6 предметов).

Занятие проводится в 2 этапа – 1 занятие рисуем пейзаж (сугробы, солнышко или тучки со снегом); 2 занятие - уделяем внимание снеговику. Как вариант можно сделать снег с помощью пищевой соли, посыпанной на клей ПВА.

Защитный фартук с нарукавниками.

Белый лист А4

Вата

Белые простые салфетки

Клей ПВА

Пальчиковые краски

1 неделя февраля

30-31 занятие. Работа с красками

«Веселые ладошки».

  1. Приветствие.
  2. Подвижная игра «Наши имена».
  3. Пальчиковая гимнастика.
  4. «Веселые ладошки».
  5. Уборка за собой.
  6. Ритуал прощания

  1. Приветствуем друг друга, говорим ласковые слова.
  2. Подвижная игра «Наши имена». Педагог читает стихотворение (ранее знакомое воспитаннику), как только воспитанник слышит свое имя, поднимает ладошки вверх.

Педагог читает медленно, делая паузы перед названием имени.

  1. Пальчиковая гимнастика – (приложение 1, упр. 9).
  2. Работа с красками «Веселые ладошки». На листе бумаги (лучше А3) воспитанник ставит отпечаток своей ладони с помощью пальчиковых красок.

Краски на ладонь наносит педагог с помощью губки, помогает воспитаннику сделать отпечаток. Далее – воспитанник тренируется самостоятельно. Задача ребенка – заполнить ручками весь листок так, чтобы не отпечатки не касались друг друга. Действует по инструкции педагога. В конце занятия можно посчитать ладошки каждого цвета.

Занятие 31: из ладошек воспитаннику предлагаем сделать букет. Сделать 3 ладошки и нарисовать от них стебельки и листики цветка. Стебельки пробуем провести кисточкой.

  1. Упражнение на слуховую память «Цветные ладошки» (в пределах 3-х). Упражнение на внимание «Желтая/синяя» ладошки (желтая – хлопаем, синяя - топаем).
  2. Уборка за собой – закрываем краски, моем руки и губку.
  3. Говорим «до свидания» игрушкам, кабинету.

Защитный фартук с нарукавниками.

Пальчиковые краски.

Губка большая.

Кисточка. Краски акварельные. Стаканчик для воды.

Лист бумаги А3 и А4 (букет цветов).

2 неделя февраля

32-33 Занятие. Эмоция Радость.

  1. Приветствие.
  2. Дидактическая игра «Веселое лицо».
  3. Пальчиковая гимнастика.
  4. Рисуем на стекле и бумаге - эмоция «Радость».
  5. Уборка за собой.
  6. Ритуал прощания

  1. Приветствуем друг друга, говорим ласковые слова.
  2. Подвижная игра «Лицо». Педагог говорит «Где же на лице, что же на лице? Ищем на лице….», называет часть лица (например, нос). Задача воспитанника показать его на своем лице.

Собери «Веселое лицо» - 3-х или 4-х составная картинка разрезанного, улыбающегося лица. Задача воспитанника собрать его. Можно сделать подсказки в виде чисел по порядку, чтобы воспитанник ориентировался на них.

  1. Пальчиковая гимнастика (приложение 1, упр. 10).
  2. Занятие 32: рисуем на стекле «Радость» пальчиками. Педагог заранее рисует контур лица (овал) на стекле и предлагает воспитаннику посмотреть в зеркало. Улыбнуться, найти глазки, нос и рот. После выбрать краску и нарисовать черты лица с улыбкой кисточкой. При этом педагог отмечает, что это эмоция «Радости».

Занятие 33: воспитаннику предлагается макет – лицо девочки/мальчика с инструкцией, что девочка радуется, улыбается. Задача воспитанника при непосредственной помощи педагога нарисовать черты лица и улыбку.  

  1. Убираем за собой краски, вытираем стол, моем руки.
  2. Говорим «до свидания» игрушкам, кабинету.

Защитный фартук с нарукавниками.

Пальчиковые краски.

Губка большая.

Блюдечко с водой.

Стекло большого формата.

3 неделя февраля

Занятие 34-35. Работа с красками Эмоция Грусть.

  1. Приветствие.
  2. Дидактическая игра «Грустное лицо».
  3. Пальчиковая гимнастика.
  4. Работа с красками «Радость».
  5. Уборка за собой.
  6. Ритуал прощания.

1. Приветствуем друг друга, говорим ласковые слова.

2. Собери «Грустное лицо» - 3-х или 4-х составная картинка разрезанного, улыбающегося лица. Задача воспитанника собрать его. Можно сделать подсказки в виде чисел по порядку, чтобы воспитанник ориентировался на них.

3. Пальчиковая гимнастика (приложение 1, упр. 10)

4. Воспитаннику предлагается макет – лицо девочки/мальчика с инструкцией, что девочка грустит, она расстроена. Задача воспитанника при непосредственной помощи педагога нарисовать черты лица с соответствующей эмоцией.

1 этап – рисуем на стекле.

2 этап – рисуем на бумаге.

Отдаем приоритет работе с кисточкой.

5. Убираем за собой краски, вытираем стол, моем руки.

6. Говорим «до свидания» игрушкам, кабинету.

Разрезные картинки – тема «Эмоция грусти».

Защитный фартук с нарукавниками.

Краски.

Вода.

Кисточка.

4 неделя февраля – 1 неделя марта.

Занятие 36-37. Работа с пластилином. «шарики-колбаски».

  1. Приветствие.
  2. Пальчиковая гимнастика.
  3. Работа с пластилином.
  4. Уборка за собой.
  5. Ритуал прощания.
  1. Приветствуем друг друга, говорим ласковые слова.
  2. Простая шнуровка.
  3. Работа с пластилином. Задача педагога:
  • познакомить воспитанника с пластилином (структурой и возможностями).
  • Дать воспитаннику самостоятельно поработать с данным материалом.
  • Показать технику лепки шарика и колбаски.
  1. Упражнение на чередование «шарики» (2 цвета). Упражнение на внимание «Найди такой же…» (среди 5-6 предметов).
  2. Уборка за собой: убираем пластилин и доску, вытираем стол, моем руки.

  1. Говорим «до свидания» игрушкам, кабинету.

Пластилин разных цветов.

Доска для работы с пластилином.

Простая шнуровка среднего размера.

Защитный фартук с нарукавниками.

2 неделя марта

Занятие 38-39. Работа с пластилином «Гусеничка» / «Улитки».

  1. Приветствие.
  2. Пальчиковая гимнастика.
  3. Работа с пластилином.
  4. Уборка за собой.
  5. Ритуал прощания.
  1. Приветствуем друг друга, говорим ласковые слова.
  2. Простая шнуровка.
  3. Строим домики для улиток из 3-4 элементов.
  4. «Улитки» и домики. Задание на память – улитки разных цветов живут в домиках (проговариваем четко и несколько раз, при этом домики должны быть одинаковыми); ушли улитки погулять, а теперь не знают, кто и где жил? Помоги!
  5. Задание «Найди Гусеничку» (корректурная проба).

 

  1. Работа с пластилином. «Гусеничка»/«Улитка».

Занятие 38: «Гусеничка»: формируются 3 примерно одинаковых шарика, и они склеиваются друг с другом. Педагог может сделать ей усики и глазки.

Занятие 39: «Улитка»: ребенок двумя руками раскатывает длинную колбаску. После, с помощью педагога, собирает её вовнутрь, формируя раковину-улитку. Педагог так же может сделать улитке усики.

Работа проводится с поэтапной инструкцией педагога. Воспитанник смотрит, запоминает, повторяет.

  1. Уборка за собой: убираем пластилин и доску, вытираем стол, моем руки.

  1. Говорим «до свидания» игрушкам, кабинету.

Пластилин разных цветов.

Доска для пластилина

Простая шнуровка среднего размера.

Защитный фартук с нарукавниками.

Три домика и три разноцветные улитки.

3 неделя марта.

Занятие 40-41. «Животные».

1. Приветствие.

  1. Упражнение «Фасоль в бутылочке».
  2. «Волшебный мешочек» / Работа с песком.
  3. Уборка за собой.
  4. Ритуал прощания.
  1. Приветствуем друг друга, говорим ласковые слова.
  2. Задача воспитанника пинцетным захватом взять фасоль и опустить её в бутылочку. Педагог просит положить разное количество.

Занятие 40: Перед воспитанником фигурки разных животных. Педагог называет их и имитирует их голос. Далее – помещают в «волшебный» мешочек и воспитанник достает по одной. Педагог помогает их классифицировать по диким и домашним.

Далее педагог называет животное, а ребенок берет его, стараясь имитировать голос животного.

Занятие 41: работа с кинетическим песком. Воспитанник выбирает формочки с изображением животных, имитирует их голоса и называет животное. Делает оттиск на песке так, чтобы изображения не заходили друг на друга.

  1. Упражнение «Кто где живет..» (по аналогии с занятием 38-39).
  2.  Уборка за собой: убираем песок и формочки, вытираем стол, моем руки.

  1. Говорим «до свидания» игрушкам, кабинету.

Кинетический песок

Фигурки животных.

Холщовый мешочек.

Формочки животных и других предметов.

Защитный фартук с нарукавниками.

4 неделя марта

Занятие 42-43. Работа с пластилином и сыпучими материалами. «Посуда».

  1. Приветствие.
  2. Упражнение «Фасоль в бутылочке».
  3. Работа с пластилином.
  4. Уборка за собой.
  5. Ритуал прощания.
  1. Приветствуем друг друга, говорим ласковые слова.
  2. Задача воспитанника пинцетным захватом взять фасоль и опустить её в бутылочку. Педагог просит положить разное количество.
  3. Работа с пластилином над поделкой «Посуда». 1 этап – заполняем шаблон посуды пластилином. Задача педагога:
  • Путем размазывания показать, как заполнить лепестки цветка. При чем объяснить, что можно сочетать несколько цветов.

2 этап: с помощью пинцетного захвата заполняем элементы посуды крупами.

  1. Задание на внимание «Чашки» - корректурная проба. «Найди такую же..» (среди 5 чашек).

  1. Уборка за собой: убираем пластилин и доску, вытираем стол, моем руки.

  1. Говорим «до свидания» игрушкам, кабинету.

Пластилин разных цветов.

Защитный фартук с нарукавниками.

Доска для пластилина.

Пластиковая бутылка, фасоль.

Крупы: рис, гречка или горох колотый.

Шаблон посуды (чашка/тарелка)

5 неделя марта.

Занятие 43-44. «Весна».

  1. Приветствие.
  2. Подвижная игра «Гусенички-бабочки».
  3. Игра «Время года - Весна»/Работа с пластилином и природным материалом «Весенняя веточка».
  4. Уборка за собой.
  5. Ритуал прощания.
  1. Приветствуем друг друга, говорим ласковые слова.
  2. Подвижная игра «Гусенички-бабочки». Педагог объясняет ребятам, что они – гусенички и ползают по земле, но как только они услышат слово «бабочки» - они поднимаются, и ходят, имитируя движения крыльев бабочки. Далее – наоборот: при слове «гусенички» - возвращаются на корточки.
  3. Занятие 43: Работа с дидактической магнитной игрой «Времена года» - собираем Весну.

Занятие 44 – поделка «Весенняя веточка». С помощью пластилина прикрепить к картону веточки. Мазками зеленым пластилином сделать листики, коричневым – почки.

  1. Уборка за собой элементов игры.
  2. Говорим «до свидания» игрушкам, кабинету.

Магнитная игра «Времена года» (фирма «Десятое королевство»).

Защитный фартук с нарукавниками.

Веточки деревьев.

Пластилин

1 неделя апреля.

Занятие 45-46. Работа с пластилином и крупами – «Петушок».

1. Приветствие.

2. Подвижная игра

3. Пальчиковая гимнастика.

4. Работа с сыпучими материалами.

5. Уборка за собой.

  1. Приветствуем друг друга, говорим ласковые слова.
  2. Подвижная игра «Петушок-золотой гребешок». «Петушок, петушок-золотой гребешок» (важно ходим), «маслена головушка, шолкова бородушка» (киваем головой); «куры просо клюют петухам не дают!» (руками машем).
  3. Игра на память «Петушки и домики» (по аналогии с занятием 38-39).
  4. Пальчиковая гимнастика – изучаем пальчики: называем и загибаем.
  5. Перед воспитанником лежит Петушок (макет, не заполненный цветом).

Этап: предлагаем украсить петушка (3 пера) по-разному:

А) часть можно раскрасить карандашом/красками/фломастерами.

Б) На 2 других нанести клей и предложить воспитаннику заполнить их предложенной крупой. Видов крупы не более 3-х.

В) заполнить пластилином в технике размазывания.

5. Уборка за собой: убираем пластилин и доску, вытираем стол, моем руки.

6. Говорим «до свидания» игрушкам, кабинету.

Защитный фартук с нарукавниками.

Пластилин.

Крупы (не более 3-х видов)

Цветные карандаши

Клей ПВА.

2 неделя апреля.

Занятие 47-48. Работа с сыпучими материалами и пластилином, красками, фломастерами «Ракета» (ко Дню космонавтики).

1. Приветствие.

2. Подвижная игра

3. Пальчиковая гимнастика.

4. Поделка «Ракета».

5. Уборка за собой.

6. Ритуал прощания.

  1. Приветствуем друг друга, говорим ласковые слова.
  2. Подвижная игра «Полет Ракеты». По команде «1…2…3…Пуск» ракета летает (воспитанник изображает ракету). По звонку колокольчика воспитанник должен «приземлиться» на корточки.
  3. Пальчиковая гимнастика – изучаем пальчики: называем и загибаем.
  4. Поделка «Ракета». Перед воспитанником лежит ракета (макет, не заполненный цветом).
  1. Этап: предлагаем украсить ракету по-разному:

А) часть можно раскрасить карандашом/фломастерами/красками.

Б) нанести клей и предложить воспитаннику заполнить их предложенной крупой. Видов крупы не более 3-х.

В) заполнить пластилином в технике размазывания.

  1. Задание на внимание «Найди ракету…» (коректурная проба). Задание на память – по слуховой инструкции «Найди красную…».
  2. Уборка за собой: убираем пластилин и доску, вытираем стол, моем руки.
  3. Говорим «до свидания» игрушкам, кабинету.

Защитный фартук с нарукавниками.

Пластилин.

Крупы (не более 3-х видов)

Цветные карандаши

Клей ПВА

Карандаши/фломастеры

3 неделя апреля

Занятие 49-50. Работа с пластилином «Цветок» (техника надавливания и размазывания; работа с крупами).

1. Приветствие.

  1. Упражнение «Фасоль в бутылочке».
  2. Работа с пластилином.
  3. Уборка за собой.
  4. Ритуал прощания.
  1. Приветствуем друг друга, говорим ласковые слова.
  2. Задача воспитанника пинцетным захватом взять фасоль и опустить её в бутылочку. Педагог просит положить разное количество.
  3. Работа с пластилином над поделкой «Цветок». 1 этап. Задача педагога:
  • Напомнить, как сделать колбаску, прикрепить её к уже нарисованному цветку.
  • Путем размазывания показать, как заполнить лепестки цветка.

2 этап: с помощью пинцетного захвата заполняем лепестки цветка крупами.

  1.  Задания на внимание и память по аналогии с предыдущими занятиями.

  1. Уборка за собой: убираем пластилин и доску, вытираем стол, моем руки.

  1. Говорим «до свидания» игрушкам, кабинету.

Пластилин разных цветов.

Доска для пластилина.

Пластиковая бутылка, фасоль.

Крупы: рис, гречка или горох колотый.

Защитный фартук с нарукавниками.

 4 неделя апреля

Занятие 51-52 «Весенний луг».

1. Приветствие.

2. Пальчиковая гимнастика.

3. Аппликация «Весенний луг».

4. Уборка за собой.

5. Игра «Мыльные пузыри».

6. Ритуал прощания.

  1. Приветствуем друг друга, говорим ласковые слова.
  2. Пальчиковая гимнастика – изучаем пальчики: называем и загибаем.
  3. Аппликация «Весенний луг».

1 этап – заготовка: рвем на небольшие кусочки гофрированную бумагу. Делаем три кучки: зеленую, красную и желтую.

2 этап – рисуем с помощью кисточки солнышко акварельными красками. Заполняем красками небо. Приклеиваем заготовки так, чтобы зеленая – трава, желтый и красный – цветы на лугу.

  1. Задание на внимание «Найди такой же..» (среди 5-6 предметов); чередование цветочков (в пределах 2-х).
  2. Уборка за собой: убираем клей и доску, вытираем стол, моем руки.
  3. Игра «Мыльные пузыри». Пускаем пузыри, пытаемся выдуть большой и маленькие по речевой инструкции; ловим пузыри одной/двумя руками.
  4. Говорим «до свидания» игрушкам, кабинету.

Защитный фартук с нарукавниками.

Клей ПВА

Гофрированная бумага (зеленая, желтая, красная).

Краски.

Кисточки.

1-2 неделя мая

Диагностика по показателям на конец курса 3-его года обучения.

0 – навык не сформирован

1 – навык в процессе формирования.

2 – навык сформирован

Мониторинг к концу 3-ого года обучения.

Показатели

Балл

Критерии:

Эмоционально-волевая сфера, коммуникативный навык:

  • проявлять доброжелательность и внимание к близким взрослым и сверстникам;
  • выражать свое сочувствие (пожалеть, помочь);
  • называть/определять свое имя, фамилию, знать сверстников, участвующих в повседневном общении (1-2 сверстников и взрослых);
  • определять свои части тела/лица;
  • обращаться с элементарными просьбами, пожеланиями (вокализация и жест): «дай мне…», «возьми…»;
  •  приветливо здороваться и прощаться, используя свои индивидуальные возможности;
  • умение действовать по двух составной инструкции.
  • начинать и прекращать деятельность по просьбе взрослого;
  • соблюдать правила в рамках учебной деятельности (1-2 правила).

Внимание:

  • удерживать внимание на деятельности (в рамках занятия) 10-15 минут с небольшой поддержкой взрослого.
  • концентрироваться на деятельности без помощи педагога в течении 5-7 минут;
  • уметь находить и выделять такой же предмет в условиях предъявления 7-8 разных предметов.

Мелкая моторика и графо-моторные навыки:

  • захватывать мелкие предметы щепотью и опускать их в сосуд;
  • уметь ловить шарик/мяч;
  • уметь катать шарик по плоской поверхности;
  • уметь закатывать шарик в «ворота»;
  • выполнять знакомые движения руками и пальцами по подражанию, образцу, слову;
  • уметь шнуровать простые шаблоны;
  • знать и выполнять вместе с педагогом упражнения на массаж рук и пальцев (с сенсорных кубом, катушками, сенсорными шарами);
  • показывать по просьбе взрослого указательный и большой пальцы, остальные определять вместе с педагогом (мизинец, средний, безымянный);
  • уметь правильно держать карандаш/кисточку;
  • уверено действовать кисточкой при работе с красками;
  • проводить карандашом/кисточкой плавную непрерывную линию от начала до конца дорожек разной ширины;
  • проводить прямые непрерывные линии от точки до точки слева направо, сверху вниз. 
  • проводить волнистые линии различной длинны и направленности;
  • уметь пользоваться техникой размазывания пластилина при работе с ним;
  • уметь обводить контур простого предмета с помощью взрослого;
  • уметь раскрашивать простой предмет кисточкой и красками с помощью небольших мазков.

 

Эмоционально-волевое развитие:

  • определять основные эмоции (радость/грусть);
  • определять веселых и грустных героев;
  • отображать эмоции (радость/грусть) в соответствии с ситуацией.

Познавательное развитие:

  • уверено показывать основные геометрические фигуры и находить их среди других предметов;
  • уверено показывать некоторые фрукты/овощи;
  • уверено показывать некоторых животных/птиц;
  • уметь выделять два времени года (зима, лето) с направляющей помощью педагога.

Память. Учить запоминать количество предметов:

- по зрительному примеру до 4-5-ти,

- по слуховому до 2-3-х.

- последовательность действий или предметов (в пределах 3-х);

Мышление:

  • уметь осуществлять чередование предметов/элементов (в пределах 2-х).

Упражнения:

  1. Твое имя _________? (кивок в ответ).
  2. Покажи (части лица и тела…)
  3. Назови основные формы и цвета.
  4. Пальчиковая гимнастика – самостоятельное выполнение одной ранее знакомой.
  5. Переложи фасоль в красную тарелку, а горох в желтую.
  6. Рассортируй овощи и фрукты, назови их (покажи огурец, банан).
  7. Найди дом для животного, покажи (название животного).
  8. Нарисуй с помощью губки и красок.
  9. Обведи пальцем по контуру.
  10. Проведи карандашом/кисточкой прямую линию:

-  горизонтально

- вертикально.

  1. Техника размазывания – заполни фигуру/предмет пластилином (Бусы для мамы).
  2. Простая шнуровка.
  3. Определи где зима, а где лето? (по картинкам с небольшой помощью взрослого).
  4. Чередование мозаики.
  5. Коррктурная проба.
  6. Упражнение «Топ/хлоп».
  7. Упражнение «Найди такой же» (среди 5-6 предметов)

        Критерии оценки:

0 баллов – не выполняет (навык не сформирован).

1 балл – выполняет с ошибками (навык неустойчивый).

2 балла – выполняет без ошибок (навык сформирован).

Вывод по итогам диагностики: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Педагог-психолог: Заугольникова М.А.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционно-развивающая программа психологического сопровождения ребенка с расстройством аутистического спектра, воспитанника средней группы ДОУ

Коррекционно-развивающая программа психологического сопровожденияребенка с расстройством аутистического спектра, воспитанника средней группы ДОУ2016-2017 учебный год   Составитель:педаг...

Дополнительная коррекционно – развивающая программа психологического сопровождения дошкольника при подготовке к школьному обучению «Скоро в школу»

Дополнительная коррекционно –  развивающая  программа    психологического сопровождения дошкольника при подготовке  к школьному обучению   «Скоро в школу...

Программа «Психологическое сопровождение воспитанников при подготовке к школьному обучению»

1.Целевой раздел  31.1 Пояснительная записка. 31.1.1. Цели и задачи программы. 31.1.2.Направления и принципы реализации программы. 41.2. Планируемые результаты реализации программы. 52. СОДЕРЖАТЕ...

Адаптированная рабочая программа учителя-дефектолога для детей с задержкой психического развития с учетом психофизических особенностей ребенка с признаками РАС на 2019-2020 учебный год

Адаптированная рабочая программа учителя-дефектолога для ребенкас задержкой психического развития, с учетом психофизических особенностей ребенка с признаками расстройства аутистического спектра...

Индивидуальная коррекционно-развивающая программа тьюторского сопровождения для детей с умственной отсталостью легкой степени 5-6 лет на 2021-2022 уч.год

Данная программа разработана в соответствии со всеми нормативными документами , касающиеся образования детей с ОВЗ .Коррекционно-развивающая образовательная программа направлена на индивидуальное, все...

ПРОГРАММА «ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ВОСПИТАННИКОВ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ»

Программа «Психологическое сопровождение воспитанников при подготовке к школьному обучению» направлена на развитие интеллектуальной, мотивационной и волевой готовности к обучению, а так же...

Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для детей с задержкой психического развития ЗПР с учетом психофизических особенностей ребенка с расстройством аутистического спектра 3-7 лет

Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для детей с задержкой психического развития ЗПР с учетом психофизических особенностей ребенка с расстройством аутистического спектра 3-...