Организация и проведение занятий по подготовке к обучению грамоте в группе комбинированной направленности с учетом психофизических особенностей детей с ТНР
статья по логопедии (подготовительная группа) на тему
Организация и проведение занятий по подготовке к обучению грамоте в группе комбинированной направленности с учетом психофизических особенностей детей с ТНР
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
podgotovka_k_obucheniyu_gramote_detey_s_tnr.docx | 31.39 КБ |
Предварительный просмотр:
-
Организация и проведение занятий по подготовке к обучению грамоте в группе комбинированной направленности с учетом психофизических особенностей детей с ТНР
Чтение и письмо являются первыми и основными предметами начального обучения. ФГОС ДО среди задач по подготовке к обучению грамоте на этапе окончания дошкольного обучения определяет следующие задачи.
- совершенствовать умение различать на слух и в произношении все звуки родного языка;
- совершенствовать фонематический слух: который включает называние слов с определённым звуком, нахождение слов с этим звуком в предложении, определение места звука в слове.
ФГОС ДО не ставит перед педагогами задачу: обучение детей чтению. Но на современном этаперазвития образования желательно, чтобы ребенок, поступающий в первый класс, владел начальными навыками чтения.В этом видится явное противоречие.
Более того, важенвопрос выбора методов подготовки детей к школе, особенно детей с ТНР.
На современном этапе известно множество подходов к обучению дошкольников грамоте. Мы рассмотрели две методики, каждая из которых имеет свои преимущества.
Самый распространенный –звуковой аналитико–синтетический метод, предложенный Константином Дмитриевичем Ушинским ещё в 1864 году и переработанный, модифицированный многими авторами: И.П. Шапошниковым, А.И. Воскресенской, Д.Б. Элькониным, Л.Е. Журовой, Г.А. Каше.
Преимущества этогометода следующие:
1. Дети не только овладевают навыком начального чтения, но и специально вводятся в звуковую действительность языка, что в последующем обеспечивает усвоение грамматики и орфографии.
2. На всех этапах обучения чтению, у детей формируются умственные действия.
3. Плавный переход с одной ступени обучения на другую, одновременное овладение звуковым анализом и слоговым чтением.
4.Формирование полноценного фонематического слуха, что особенно важно для детей, имеющих проблемы в речевом развитии.
В противоположность этому методу, в 1997 году Николай Александрович Зайцев разработал альтернативную методику обучения грамоте. Автор отказывается от фонемного принципа и берёт за основу «складовой».
Методика Зайцева эффективна в обучении детей грамоте:она проще, и в более короткие сроки приводит к положительному результату; дети абсолютно раскованы, преобладает игровая деятельность, отсутствуют скучные занятия с зубрёжкой и заучиванием. Через двигательную активность ребёнок крепнет физически. Задействованы все анализаторы, что ведёт к развитию умственных действий, умению абстрактно мыслить, даёт эмоциональный заряд. Эти положительные моменты актуальны для детей с ТНР.
Какой же методикой воспользоваться для более эффективного обучения детей? Мы объединили лучшие аспекты этих методик, с учетом того, что занятия по подготовке к обучению грамоте проводятся в группах комбинированной направленности.
В этом учебном году в подготовительной к школе группе МБДОУ д\с №10 - 20 детей.
На начало учебного года у 1 ребёнок был фонематический дефект,
8 детей имели статус ТНР, из них 5 детей имели заключения ФФНР, 3ребенка - ОНР IIIуровня.
Для включения в инклюзивную группу детей с ТНР была создана вариативная развивающая среда, развивающие и дидактические пособия, подобраны современные средства обучения.
Обучение детей с ТНР строится с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья. Для этого создаются условия для коррекции нарушений речи, выравниванию стартовых возможностей к обучению в школе.
Итак,организация занятий по подготовке кобучению грамоте в группе комбинированной направленности детей с ТНР
Цель: развитие фонематических процессов и навыков звукового анализа и синтеза, способствующее личностному и познавательному развитию дошкольников в том числе и детей с ТНР, создающее предпосылки для успешного обучения в школе.
Основная задача: повысить уровень речевого и общего психического развития детей в том числе и детей с ТНР.
Структура занятия по подготовке к обучению грамоте следующая: игровой сюжет, на котором построены все занятия всегда различен, но структура занятия едина:
-представление изучаемого звука;
-соотнесение с каким-либо неречевым звуком;
-знакомство с артикуляционным укладом звука при произнесении;
-характеристика звука: гласный или согласный (звонкий или глухой, твердый или мягкий);
-выделение звука на слух из ряда звуков, слогов,слов и предложений.
В продолжении занятия идет знакомство с буквой:
-закрепление образа буквы, которая стилизована в какой-нибудь предмет;
- сравнение зрительного образа изучаемой буквы с ранее изученными, близкими по написанию;
- чтение слогов и слов с этой буквой.
Далее проводятся игры и игровые упражнения для развития звукобуквенного и слогового анализа и синтеза; развития фонематического слуха и фонематического восприятия, зрительного и слухового внимания, для обогащения словаря и развития связной речи.
Так же занятия по подготовке детей к обучению грамоте носят общеразвивающий характер, способствуют развитию активной мыслительной деятельности, повышению работоспособности, нравственных и эстетических качеств личности ребенка.
Для достижения наилучших результатов в своей работе осуществляем сочетание основных методов обучения с элементами нетрадиционных.
К основными методы относятся: словесный; практический; наглядный.
Словесный метод обучения включает: рассказ, объяснение, беседу, дискуссию. В отличии от рассказа, беседа и дискуссия подразумевают включение детей в обсуждение материала, что развивает их интерес к образовательному процессу. Кроме того, дискуссия учит прислушиваться к мнению других людей и объективно оценивать значение различных точек зрения.
Практические методы обучения могут быть представлены в виде: упражнений, дидактических игр. Например, «Выложи схему», «Соедини с нужным домиком», конструирование букв из различных материалов (палочек, пластилина, мозаики и т.д.), приложи руку, почувствуй, как работает моторчик, определи с закрытыми глазами какая буква у тебя в руках, и т.д.
Наглядный метод подразумевает применение в процессе обучения наглядных пособий или других средств, которые отражают суть изучаемых объектов, процессов или явлений. Наглядные средства тесно связаны с чувственным восприятием материала, благодаря чему усвоение информации происходит в более доступной для понимания форме и надежно закрепляется в памяти детей. Наглядные методы –это использование на занятиях рисунков, таблиц, схем, карт, картинок. Использование ИКТ позволяет внедрять все новые средства в систему наглядных методов.
Помимо основных методов включаем в работу и элементы нетрадиционных. Например, эвристический или частично-поисковый метод обучения подразумевает постановку педагогом какого-либо вопроса и поиск детьми ответа на него. Таким образом, дети не получают «готовых» знаний, а активно участвуют в поиске решения, тем самым развивая свои способности к мышлению. (Например, животные попали на планету Уран, а там очень холодно, что делать? Дети предлагают свое решение этой задачи. И приходят к выводу, что надо животных вернуть на Землю. Но у нас три ракеты. С одним иллюминатором, двумя, тремя. Как их распределить по ракетам? Предложение с 1 иллюминатором –полетят животные, название которых состоит из одного слога, 2 –из двух и т.д.).
Объяснительно-иллюстративный метод является одним из самых экономных и эффективных. Суть метода в том, что педагог преподносит информацию при помощи комбинированных средств: устного слова, наглядных и практических материалов. Дети воспринимают информацию и выполняют действия, необходимые для ее усвоения – слушают, смотрят, читают, сравнивают с ранее пройденным материалом и запоминают. Объяснительно-иллюстративный метод, наиболее используемый в дошкольной системе образования.
Занятия в комбинированной группе строятся также с учетом принципов коррекционно-развивающего обучения.
1принцип. Динамического восприятия учебного материала
а) Занятие строится по нарастающей степени сложности. Для реализации этого принципа используются следующие приемы:
(послушай - повтори; послушай-повтори - выложи схему;
послушай, повтори, выложи схему, составь предложение и т.д.)
Сама структура занятия выстроена в соответствии с данным принципом: сначала выделяется изолированный звук, дается его характеристика, затем осуществляется работа над слогом, словом, словосочетаниями и предложениями и т.д.
б) Включение в занятия заданий со сменой доминантного анализатора и комплекса анализаторов (поочередная опора на слух, зрение, говорение, моторику, и т.д.).
2принцип. Продуктивной обработки информации
Методы реализации этого принципа могут быть такими:
1) перенос только что показанного способа действия на свое индивидуальное задание;
2) дозированная поэтапная помощь педагога;
3) включение заданий, предполагающих самостоятельное решение.
3 принцип. Принцип коррекции высших психических функций
В занятие обязательно включаются специально разработанные задания и упражнения, конкретно нацеленные на коррекцию какого-то одного компонента отдельного психического процесса (восприятия зрительного или слухового, мышления, внимания, памяти, воображения).
Реализуем данный принцип следующими методами:
1) включение упражнений по коррекции высших психических функций, рекомендованных педагогом - психологом.
2) Включение заданий с опорой на несколько анализаторов. Например, при знакомстве со звуком. Сначала звук произносим –подключаем слуховой анализатор, затем наблюдаем за работой артикуляционного аппарата встречает воздух при выходе преграду или нет, голосовых связок, прикладывая тыльную сторону кисти к горлу–тем самым определяя, звонкий звук или глухой, подключая тактильный анализатор. После этого выбираем нужную схему, а позже и букву-здесь работает зрительный анализатор.
4 принцип. Принцип мотивации к обучению
Для детей с ОВЗ важно организовать учебный процесс так, чтобы ребенок хотел работать со взрослым. Для этого создаем ситуации, которые побуждают детей искать решения. С целью реализации этого принципа нами используются:
1) Постановка проблемных ситуации и познавательных задач, яркая наглядность, сюрпризные моменты, встреча со сказочными персонажами, стихотворные тексты, быстрая смена заданий и упражнений.
2) Речь педагога не должна превышать по времени 1/3 речевого занятия.
3) Аргументированная оценка и похвала, фиксирующая отношение ребенка к тому действию, которое он выполняет. Важна оценка деятельности, так как это способствует повышению и улучшению результата.
Особое значение для инклюзивного включения детей с ТНР в образовательный процесс имеет организация индивидуальной работы. На занятиях по подготовке к обучению грамоте ее осуществляет учитель-логопед, воспитатель, а также дети, которые могут оказать посильную помощь. Детям с ТНР предлагаются дифференцированные задания с учетом психофизических особенностей.
С этой целью во время образовательной деятельности используется множество игровых приемов. Приведу некоторые из них:
В ходе всего занятия, при групповой и индивидуальной работе контролируем речь ребенка с ТНР. Обращаем внимание на поставленные звуки, на слоговую структуру слова, следим за правильностью грамматических форм, связностью речевых высказываний.
На начальных этапах значительно легче для детей с ТНР выделять ударные гласные, они лучше узнаются в начале слова. Именно в этом положении звука в слове ребенку с ТНР предлагаем выделять гласные звуки.
При определении согласных звуков учитываем, что щелевые и сонорные звуки, как более длительные, воспринимаются лучше, чем взрывные. Щелевые легче выделяются из начала слова, а взрывные - в конце.
Характеристику звуков обязательно подкрепляем символами, по возможности подключая тактильный анализатор, что важно для лучшего восприятия материала.
Для проведения звуко-слогового анализа предлагаем детям с ТНР более простые слова, подкрепляем проговариванием, наглядным материалом (схемы, пустые клеточки, фишки), используем вспомогательные приёмы – отхлопывание, отстукивание…
Обязательно используем проговаривание анализируемых слов в режиме шепотной речи, постепенно осуществляя перенос во внутренний план.
Используем для индивидуальной помощи дополнительные схемы, опоры, карточки, картинки.
При работе над предложением применяем зрительное подкрепление –схемы предложений. Используем шаблоны, образцы речевых высказываний. Задания постепенно усложняются - от простого подсчета слов, до самостоятельного придумывания предложений по определенной схеме или картинке.
При работе с образом букв, подключаем зрительный, тактильный, кинестетический анализатор.
Не усвоенные знания на занятии переносятся на индивидуальную работу с ребенком с ТНР, в режимные моменты.
Организация занятий по подготовке к обучению грамоте, с учетом всех вышеперечисленных аспектов, дала положительные результаты.Да диаграмме синим цветом отмечен уровень умений на начало учебного года. Оранжевым на конец.
- Дети-выпускники к концу учебного года овладели следующими знаниями и умениями:
- Все дети различают гласные и согласные, твёрдые и мягкие, звонкие и глухие звуки.
- 17 детей проводят звуковой анализ простых слов.
- 18детей ориентируются в слоговой структуре слова, подбирают слова по предложенным моделям.
- все читают по слогам.
- 18детей печатают буквы и простые по составу слова.
2. По результатам, предоставленным педагогом-психологом после проведенного мониторинга:
-у всех детей повысился уровень интеллектуального и личностного развития.
- у 18дошкольников подготовительного к школе возраста сформировалась учебная мотивация.
Достижение детьми подготовительной к школе группы, в том числе детей с ТНР, положительных результатовпо подготовке к обучению грамоте создает предпосылки для успешного обучения в школе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по обучению грамоте в группе комбинированной направленности 6 -7 лет "Профессии людей"
Конспект занятия по обучению грамотев группе комбинированной направленности 6 -7 лет"Профессии людей" Цель: расширять и конкретизировать представления о профессиях людей; закреплять в речи сущест...
Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в группе компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи от 6 до 7 лет.Тема «Звук и буква Ж».(первое занятие по теме)
Презентация содержит конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в группе компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи от 6 до 7 лет по теме "Звук и буква Ж"....
Презентация "Организация и проведение занятий по подготовке к обучению грамоте в группе комбинированной направленности с учетом психофизических особенностей детей с ТНР"
Организация и проведение занятий по подготовке к обучению грамоте в группе комбинированной направленности с учетом психофизических особенностей детей с ТНР...
Конспект итогового фронтального логопедического занятия по обучению грамоте в группе комбинированной направленности для воспитанников в возрасте от 6 до7 лет на тему: «Спасение королевы Букволандии».
Данное занятие нацелено на закрепление и систематизацию знаний детей, полученных на занятиях по обучению грамоте. Занятие преставлено в виде квест-игры, где дети, следуя по карте от одного пункта к др...
РМО. Декабрь, 2022 г. Семинар – практикум «Основные направления работы по подготовке к обучению грамоте в группе компенсирующей направленности»
Совершенствование знаний учителей-логопедов о современных технологиями, используемых при обучении детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ (ТНР) основам грамоты....
Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в группе компенсирующей направленности Тема: «Звук и буква О»
Закрепление навыка чёткого произношения звука, познакомить с буквой О....
Занятие по подготовке к обучению грамоте в группе комбинированной направленности для детей 6- 7 лет с ТНР
Одним из важных направлений работы воспитателя ДОУ является подготовка старших дошкольников к обучению грамоте. Актуальность этой работы определяется введением обязательного дошкольного образования с ...