Введение системы ранней профориентации в рабочую программу воспитания.
рабочая программа

Сергеева Ольга Васильевна

Введение системы ранней профориентации в рабочую программу воспитания дошкольного образовательного учреждения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Введение системы ранней профориентации в рабочую программу воспитания.

В 2021 году в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» были внесены изменения по вопросам воспитания обучающихся. В этом документе четко дано определение понятия воспитание, на которое мы теперь должны ориентироваться при организации процесса воспитания в образовательном учреждении. Также этот документ требует от образовательных учреждений внесение изменений в образовательную программу образовательного учреждения через разработку рабочих программ воспитания и календарных планов воспитательной работы.

Алгоритм написания программы всегда предусматривает анализ сложившиеся в учреждении ситуации.  Педагогам  необходимо проанализировать, какие традиции воспитания, мероприятия, взаимодействия с участниками образовательных отношений, с социумом, какие интересные находки, технологии уже имеются детском саду. Структурирование этого материала в рабочую программу воспитания и будет главной целью рабочей группы по разработке рабочей программы воспитания.

С педагогами детского сада необходимо организовать совещания, семинар-практикум по разработке программы воспитания, а на заседаниях рабочей группы педагоги анализируют  и обсуждают предложения педагогов и родителей.

Для выполнения принципа открытости и участия родителей в обсуждении рабочей программы воспитания можно  запустить  листы ознакомления родителей с информацией, а также на сайте учреждения , в социальных сетях создать обсуждение проекта рабочей программы воспитания.

Один из вариантов содержательного раздела рабочей программы воспитания -  разбить программу на несколько модулей, один из них – модуль мероприятия по ранней профориентации. Этот модуль реализует, в том числе,  одно из направлений воспитательной работы, указанной в определении понятия «воспитания» - уважение к человеку труда.

Почему важно это  направление?

Национальный проект «Образование»: «Успех каждого ребенка»  ставит задачу:  формирование эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи, направленной на самоопределение и профессиональную ориентацию всех обучающихся

Основными направлениями ранней профессиональной ориентации являются:

- профессиональное воспитание (формирование у детей интереса к труду, трудолюбия);

- профессиональное информирование (обеспечение детей информацией о мире профессий).

Для выявления проблем педагогов по данному направлению можно использовать анкету: 

  1. Как часто Вы планируете мероприятия по ранней профориентации с детьми вашей группы?
  2. Проявляют ли дети Вашей группы интерес к труду взрослых?
  3. Какие формы работы Вы используете при организации деятельности детей по  ранней профориентации?
  4. Какие условия по ознакомлению с трудом взрослых созданы в Вашей группе?
  5. В чем Вы видите проблемы по реализации задач ранней профориентации в ДОУ?
  6. Какие показатели успешной работы по данному направлению Вы считаете наиболее важными?
  7. Определите уровень Вашей работы по данному направлению (самооценка)

Инструмента для реализации данного направления имеются в каждом детском саду:

проведение различных конкурсов для детей, таких, как Дары осени, зимние фантазии, конкурс по конструированию «Лучше строить. Чем ломать». Также конкурсы спортивной направленности: осенний турнир по аэрофутболу для детей подготовительных групп и спортивные соревнования «Апрельские старты» для дошкольных групп.

Конкурсное движение позволяет выявить одаренных детей, поддержать индивидуальные способности дошкольников, заинтересовать детей той или иной деятельностью.

Следующий инструмент-это проектная деятельность. Темой проекта может стать  «Семья профессионалов».

Проектная деятельность позволяет двигаться по двум направлениям ранней профориентации: в проектах решаются задачи профессионального воспитания, проект обеспечивает детей информацией о мире взрослых.

Мама и папа могут рассказать о своей профессии не только своему ребенку, но и другим детям группы.  Кроме того, важным направлением воспитательной работы является трудовое воспитание в семье. Работа с родителями в данном направлении позволяет создать традиции воспитания уважения к человеку труда в семь. Родителям необходимо объяснять , почему важен их пример трудовом воспитании детей,  как помочь выбрать, какие трудовые поручения может выполнять ребенок в разным возрастных категориях. Это и есть цель работы по ранней профориентации.

Одной из составных частей         рабочей программы воспитания – направления самоанализа воспитательной работы. В модуле «мероприятия по ранней профориентации» основными показателями мониторинга успешной реализации воспитательной работы могут быть следующие:

  • Отражение в самостоятельных играх. Сюжетно-ролевые игры в которых дети отражают впечатления, полученные на занятиях, экскурсиях и т.д.

Здесь уместны будут слова Асмолова:  «Большое значение в формировании образа мира ребенка имеет игра. Именно в игре закладываются первые основы профессиональной деятельности, но закладываются только как возможности принимать на себя разные профессиональные роли. Образно говоря, детская игра — это первый профориентатор ребенка. В игре ребенок учится возможности быть, ... быть капитаном, врачом и т.д.» (А.Г. Асмолов )

  • Уважительное отношение к труду окружающих людей: помощь воспитателю, помощнику воспитателя, выполнение трудовых поручений, дежурства, бережное отношение к игрушкам и т.п.
  • Выявление детей, склонных к той или иной деятельности, например: ребенок, который очень интересуется конструированием, или моделированием одежды, или выращиванием растений.

В календарном плане воспитательной работы модуль Мероприятия по ранней профориентации дошкольников могут быть представлены в виде знакомства детей с разными профессиями, которые можно  разделить на несколько подгрупп: Профессии в детском саду, профессии в школе, профессии наших родителей, сельскохозяйственные профессии, профессии градостороения, необычные профессии, медицинские профессии,

Чтобы реализация этих мероприятий системно и недирективно вписалась в календарно-тематическое планирование, рекомендуем  проводим их не отдельно, а вводить в виде проектов в каждую тему. Например, в теме «Путешествия»  -профессии экскурсовод, гид и т.п.. в теме «Наш город» строительные профессии, профессии моряк и т.п., в теме «Лес» профессии лесник, в теме «овощи и фрукты» профессии агроном, продавец, повар и т.д.

В детском саду уместно будет создать банк различных видов информационных ресурсов по ознакомлению детей с профессиями: это и видео ролики, и мультфильмы, и литература. Помощь в пополнении банка могут оказать родители, которые снимают ролики о своих профессиях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по введению в раннюю профориентацию детей старшего дошкольного возраста "Школа юного журналиста"

Когда у ребёнка спрашивают, кем он хочет стать, когда вырастет, он обычно отвечает: врачом, писателем, пожарным, полицейским, журналистом. Многим из этих детских ожиданий сбыться так и не удастся. Лиш...

Рабочая программа воспитания, образования и развития детей дошкольного возраста второй группы раннего возраста (от 2 до 3 лет)

Рабочая программа воспитания, образования и развития детей третьего года жизни разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Примерной общеобр...

Выступление на педагогическом совете № 2 " Внедрение и реализация рабочей программы воспитания" от 25.11.2021 Тема: "Рабочая программа воспитания"

    Рабочая программа воспитания муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения города Нижневартовска детского сада №29 «Ёлочка», осуществляющей образо...

Презентация к наглядному сопровождению ознакомления педагогов с системой воспитания согласно Примерной рабочей программе воспитания 2021г.

В презентацию отобраны базовые понятия организации системы воспитания в ДОУ: понятие воспитания; цель и задачи воспитания; базовые духовно-гравственные ценности и направления воспитания; воспитательны...

Календарный план воспитательной работы к модулю рабочей программы Воспитания «Ранняя профориентация» на 2021-2022 учебный год

Цель: создание условий для ранней профессиональной ориентации удетей дошкольного возраста.Задачи:Формировать максимально разнообразные представления детей опрофессиях.Формировать умение воссоздавать п...

Самообразования на тему: «Изучение системы работы (Рабочая программа воспитания, Изучение проекта STEM: Модуль LEGO- конструирование, Математическое развитие)»

Использование образовательных технологий благоприятно влияет на мотивацию воспитанников и общую эффективность образовательного процесса....