План самообразованию педагога
рабочая программа
Предварительный просмотр:
План самообразования педагога
На 2020 – 2023 учебный год
Голубковой Александры Владимировны
В последнее время мы очень часто слышим о мелкой моторике и необходимости ее развивать. Что же такое мелкая моторика? Физиологи под этим выражением подразумевают движение мелких мышц кистей рук.
Почему же так важно развивать мелкую моторику рук ребенка? Мелкая моторика рук взаимодействует с такими высшими свойствами сознания как внимание, мышление, оптико – пространственное восприятие (координация), воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь.
Развитие навыков мелкой моторики актуально еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использование точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.
I этап Подготовительный
На этом этапе я рассматривала взгляды ученых на проблему творчества дошкольников
Слово «творчество» происходит от слова «творить»
Творить – это создавать нечто такое, что не встречалось в прошлом опыте индивидуальном или общественном.
Творческие проявления ребёнка – это те его проявления, в которых ему удалось реализовать свою уникальную индивидуальность.
Проблема творчества -это «проблема века », ей посвятили работы представители
- философии (Н.А. Бердяев, Г.Г. Гиргинов, М.С. Каган, B.C. Соловьев, А.Т. Шумилин),
- психологии (К.А. Абульханова - Славская, Д.Б. Богоявленская, В.А. Моляко, Я.А. Пономарев, И.В. Страхов),
- педагогики (М.А. Данилов, Е.И. Игнатьев, Т.С. Комарова, И.А. Лыкова, П.И. Пидкасистый, Е.А. Флерина).
Творческая активность ребенка характеризуется исследователями в тесной взаимосвязи с его познавательными возможностями (С.В. Гусарова, Н.Г. Морозова, В.Д. Шадриков, Г.И. Щукина, B.C. Юркевич),
-с уровнем мышления и умственным развитием (Л.А. Венгер, Л.В. Занков, В.Т. Кудрявцев, Н.С. Лейтес, Н.Н. Поддьяков, O.K. Тихомиров).
исследователи отмечают что
развитие детского творчества в ручном труде не может строиться только на подражательной основе (Р.С. Буре, З.В. Лиш-тван, Э.М. Галямова, О.Р. Радионова);
- без освоения ребенком обобщенных (универсальных) способов действий, позволяющих переносить сформированные умения и навыки работы с одним материалом на другой (Е.К. Брыкина);
- создавать художественные образы вне контекста конструируемого предмета (О.М. Дьяченко, JI.A. Парамонова).
Эффективным средством развития у детей художественно-творческих способностей, по мнению Н.А. Ветлугиной, Т.Г. Казаковой, Т.С. Комаровой, Г.Н. Пантелеева, Е.А. Флериной и др., является выполнение творческих заданий, дающих возможность применять ранее усвоенные знания, умения и навыки для решения новых познавательных задач.
В последнее десятилетие все более актуальным становится использование интегративных принципов организации освоения содержания образования (Т.С. Комарова, Н.М. Конышева, М.В. Крулехт, Н.А. Малышева). Они содействуют более глубокому и многостороннему познанию детьми предметов и явлений действительности, формированию ассоциаций и их активизации в разных видах творческой художественно-эстетической деятельности.
В.А. Сухомлинский писал, что «Истоки творческих способностей и дарования детей на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие с орудием труда, чем сложнее движение, необходимое для этого взаимодействия, тем глубже входит взаимодействие руки с природой, с общественным трудом в духовную жизнь ребенка. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».
В первую очередь развитие мелкой моторики ребенка связано с его общим физическим развитием. Исследования ученых доказали, что каждый палец руки имеет довольно обширное представительство в коре больших полушарий мозга. Двигательная активность ребенка, его предметно – манипулярная деятельность, способствующая развитию тонких движений кистей и пальцев рук, оказывает на стимулирующее влияние на речевую функцию ребенка, на развитие у него сенсорной и моторной сторон речи.
Благодаря развитию пальцев в мозгу формируется проекция «схемы человеческого тела», а речевые реакции находятся в прямой зависимости от тренированности пальцев рук. Параллельно с развитием моторики развиваются и все виды восприятия, например зрение, осязание, чувство мускулов и суставов. Это является условием того, что ребенок будет в соответствии понять, что находится у его в руках. Навыки тонкой моторики помогают ребенку исследовать, сравнивать, классифицировать окружающие его вещи и тем самым позволяет ему лучше ему понять мир, в котором он живет. Они помогают ребенку самостоятельно обслуживать себя. В самом деле, даже для того, чтобы застегнуть пуговицу, нужен определенный навык из ряда обсуждаемых. Навыки тонкой моторики помогают ребенку выразить себя через творчество – игру, пластику, способствуют повышению самооценки ребенка. Они облегчают ему участие в играх и в (школьном возрасте) в работе, т. е. дают возможность приобрести социальный опыт, умение смотреть, хватать, класть и ставить предмет в нужное место, манипулировать предметами, рисовать, обращаться с книгой, формируют представление о неизменности существования предметов.
В старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики должна стать важной частью подготовки к школе. Поскольку уровень ее развития один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, имеют логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь. Одним из нетрадиционных способов развития тонких движений пальцев рук является квиллинг и оригами.
В силу всего выше сказанного ставлю перед собой цель:
Способствовать развитию мелкой моторики рук через введение в практику работы ДОУ различных техник работы с бумагой.
и три задачи:
- Способствовать овладению способами работы по данной технологии с детьми.
- способствовать использованию приобретенных навыков в самостоятельной и свободной деятельности
- Содействовать включение родителей в образовательный процесс ДОУ
Направление работы: квиллинг и оригами
для этого разработала перспективный план по квиллингу на год
и перспективный план по оригами
для этого я продумала систему работы
1 введение, изучение
1. работа с детьми
2. организация работы с семьей
3. обогащение образовательного процесса новыми технологиями
4.организация предметно развивающей среды
5. организация работы с социумом
создавала предметно - пространственную среду
делали поделки из бумаги в технике квиллинг
мастерили поделки из бумаги в технике оригами
изучала методическую литературу по данной проблеме
- ХеленУолтер. Популярный квиллинг. Цветы. Птицы. Животные из бумажных лент. Спб. 2007
- Хелен Уолтер Цветы из бумажных лент. Практическое руководство. Спб. 2009
- Александра Быстрицкая. Бумажная филигрань. М. «Эксмо», 2008
- Д. Чиотти. Оригинальные поделки из бумаги. Спб, 2006
- Е.А. Бойко Квиллинг или бумажная филигрань.- М.: АСТ: Астрель: Полиграфиздат, 2012.-30, 2 с.: ил.- (Для дома и семьи)
- А.Зайцева Искусство квиллинга : Магия бумажных лент – М.: Эксмо, 2012. -64с.: ил.- (Азбука рукоделия)
- Е.А.Ступак Гофрированный картон.- М.: Айрис – пресс, 2010.- 32с.: цв.ил. – (Чудесные фантазии)
- «Подарки и игрушки своими руками» Гусаковой М.А.
- «Творчество детей с различными материалами » Е.К. Брыкиной
и многие другие .
вся работа строилась с учетом следующих принципов
- Принцип развивающего обучения
- Создание благоприятной социальной ситуации развития каждого ребенка в соответствии с его индивидуальными особенностями и склонностями.
- Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка через его включение в различные виды деятельности.
- Принцип деятельного подхода (интеграции) – ребенок познает мир, получает знания, через все виды деятельности, каждый является активным участником в добывании , передачи знаний, информации, привлекает к этому друзей и взрослых.
- принцип от простого к сложному
II этап работы Диагностический
Во первых оценивались критерии качества освоение ребенком художественного и ручного труда такие как:
- Имеет представления о материале, из которого сделана поделка.
- Самостоятельно определяет последовательность выполнения работы
- Умеет самостоятельно провести анализ поделки.
- Использует свои конструктивные решения в процессе работы.
- Создает яркую, оригинальную поделку.
- Выполняет работу по замыслу
- Умеет выбирать конструкции и способы скрепления, соединения деталей
- Проявляет воображение и фантазию
- Использует в работе разные способы ручного труда.
Во вторых использовались методики диагностики универсальных творческих способностей детей авторы В. Синельников, В. Кудрявцев
- Методика «Солнце в комнате»
Цель: выявления способностей ребенка к преобразованию «не реального» в «реальное» в контексте заданной ситуации путем устранения несоответствия.
- Методика «как спасти зайку»
Цель: оценка способности и превращении задачи на выбор в задачу на преобразование в условиях переноса свойств знакового предмета в новую ситуацию.
- Методика «складная картинка»
Цель: определение умения сохранять целостный контекст изображения в ситуации его разрушения.
Также использовала анкетирование родителей
- Вы систематически и вовремя получаете информацию о целях и задачах детского сада в области обучения и воспитания Вашего ребенка.
- Вы участвуете в управленческой деятельности детского сада (род. Комитет, советы, семинары)
- Воспитатели обсуждают с родителями различные вопросы, касающиеся жизни ребенка в д/с (дисциплина, питание, гигиенические процедуры)
- Родители активно участвуете в жизни д/с (помощь в организации утренников, мероприятий, оформление выставок)
- Родители посещают мероприятия детского сада
- Какой родители видят в будущем работу детского сада
- Расширение сферы услуг (дополнительные кружки, сотрудничество со школами и лицеями)
- Удовлетворяет ли вас, уход воспитание и обучение (оздоровление, развитие способностей), которые получает ваш ребенок в д/с
- Вы лично чувствуете, что сотрудники детского сада доброжелательно относятся к Вам и Вашему ребенку.
- Вы можете добавить комментарии и предложения по улучшению работы детского сада
также использовала дневник наблюдений за детьми в самостоятельной деятельности (более подробно его можно посмотреть в портфолио)
III этап моей работы формирующий, основной.
формы работы с детьми , которые я использовала в своей работе:
рассматривание альбомов и книг с произведениями искусства, игры в том числе интеллектуальные, работа в творческой мастерской, встреча с интересными людьми, экскурсии к объектам социума, экскурсии в музей, участие в интернет конкурсах, участие в конкурсах, мастер - классах, персональные выставки.
работы детей по темам
Наши достижения.
так же осуществляется работа с родителями
устаиваются интересные встречи, мастер - классы, консультации и семинары, экскурсии в творческие мастерские.
встреча с интересным человеком, в творческой мастерской нашей родительницы
так же мы сотрудничаем с окружающим нас социумом то есть
мастер - классы в МУПК ЦГБ, мастер-классы в Доме - творчества, организация экскурсий, организация выставок в детском саду, встреча с интересными людьми.
IV этап моей работы - это диагностический
Качество усвоения ребенком художественного и ручного труда - здесь видно, какой будет результат на конец года.
по методике В. Синельникова и Кудрявцева
Из этого можно сделать выводы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Примерная форма индивидуального плана самообразования педагога ДОУ
Формами самообразования педагогов являются индивидуальная и коллективная. Индивидуальная форма предполагает самостоятельную работу над повышением профессионального и методического уровня....
Индивидуальный план самообразования педагога Купцовой Елены Александровны.
Воспитатель сам должен быть тем, чем он хочет сделать воспитанника. ...
План самообразования педагога средней группы Маргун Ольги Анатольевны Тема: «Использование развивающих игр и игр- экспериментов при формировании элементарных математических представлений у детей среднего дошкольного возраста»
Тема: «Использование развивающих игр и игр- экспериментов при формировании элементарных математических представлений у детей среднего дошкольного возраста» Цель: 1. Изучен...
План самообразования педагога дополнительного образования
Примераная структура плана самообразования...
план самообразования педагога
план самообразования педагога...
План самообразования педагога-психолога
План саморазвития педагога-психолога МБДОУ ДС № 7 "Жар-птица"...
План самообразования педагога-психолога на тему: Профилактика профессионального выгорания педагогов
Цель: повысить уровень собственной компетентности в работе с педагогами по профилактике эмоционального выгорания. Задачи: 1. Проанализировать психологическую, методическую литературу по данной теме. И...