План по самообразованию «Воспитание нравственно- патриотических чувств у детей дошкольного возраста».
календарно-тематическое планирование (средняя группа)
Патриотизм – это любовь к родине, родной земле, выражающаяся в стремлении ее прославить, принести ей пользу, одно из самых сильных чувств человека. Патриотизм предполагает гордость достижениями и культурой своей родины, ощущение неразрывной связи со своим народом, с его языком, культурой, бытом и нравами. Воспитывать это чувство необходимо с раннего возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samoobrazovanie_moe_2020.doc | 71.5 КБ |
Предварительный просмотр:
План по самообразованию на 2019-20учебный год
Тема: «Воспитание нравственно- патриотических чувств у детей дошкольного возраста».
Выполнил: воспитатель средней группы №5
Смирнова Ю.Ю.
Москва,2020
У каждого листочка, у каждого ручья
Есть главное на свете – есть Родина своя!
Для ивушки плакучей нет реченьки милей,
Для беленькой берёзки опушки нет родней.
Есть ветка у листочка, овражек у ручья…
У каждого на свете есть родина своя.
Страну, где мы родились, где радостно живём,
Края свои родные мы Родиной зовём!
В. Карасев
Патриотизм – это любовь к родине, родной земле, выражающаяся в стремлении ее прославить, принести ей пользу, одно из самых сильных чувств человека. Патриотизм предполагает гордость достижениями и культурой своей родины, ощущение неразрывной связи со своим народом, с его языком, культурой, бытом и нравами. Воспитывать это чувство необходимо с раннего возраста.
В дошкольном возрасте закладываются базисные основы личности, начинается процесс становления и формирования социокультурного опыта, «складывается» человек. Патриотическое воспитание должно носить комплексный характер, пронизывать все виды детской деятельности, осуществляться в повседневной жизни и на занятиях по ознакомлению с окружающим. От взрослого во многом зависит, чем интересуется ребенок, о чем он спрашивает. Поэтому особенно важна активная позиция воспитателя, его желание и умение сформировать у дошкольников потребность участвовать в делах на благо окружающих людей и живой природы, помочь им осознать себя неотъемлемой частью своей малой родины. В детские годы формируются основные качества человека. Особенно важно напитать восприимчивую душу ребенка возвышенными человеческими ценностями, зародить интерес к истории России. В педагогическом аспекте под патриотическим воспитанием понимается процесс формирования сознательного человека, любящего свою Родину, гордящегося историческими свершениями своего народа, его культурой и традициями.
Традиции народа открывают огромные возможности для дошкольников, давая им знания и опыт организации своей деятельности. Они помогают выработать способность управлять собственными действиями, переживаниями и состояниями, поступками в соответствии с интересами других людей, требованиями общественного долга. Начинать работу по патриотическому воспитанию нужно с создания для детей уютной атмосферы. Каждый день ребенка в детском саду должен быть наполнен радостью, улыбками, добрыми друзьями, веселыми играми. Ведь с воспитания чувства привязанности к родному детскому саду, родной улице, родной семье начинается формирование того фундамента, на котором будет вырастать более сложное образование – чувство любви к своему Отечеству. Анализ психологической литературы позволил установить, что нравственные качества не могут возникнуть путем естественного «созревания». Их развитие и формирование осуществляется постепенно в процессе накопления и эмоционального освоения конкретных фактов, и зависит это от средств и методов воспитания, от условий, в которых живет ребенок.
Актуальность проблемы обусловлена всё возрастающей социальной значимостью гражданского самосознания в обществе и отсутствием достаточно эффективных средств, способствующих повышению результативности воспитательного процесса.
Воспитание любви к своей Родине рассматривается мною как многотрудный, долговременный процесс, который должен осуществляться ненавязчиво и постоянно. Подобно любому другому чувству, патриотизм обретается самостоятельно и переживается индивидуально. Он прямо связан с личной духовностью человека, ее глубиной. Поэтому, не будучи патриотом, сам педагог не может пробудить чувство любви к малой Родине. Именно пробудить, а не навязать, так как в основе патриотизма лежит духовное самоопределение.
Ведущая педагогическая идея опыта заключается в создании условий, содействующих воспитанию патриотических чувств дошкольника к родному городу, родной земле на основе обогащения социальных представлений детей.
Теоретические аспекты патриотического воспитания дошкольников.
В современном «Государственном стандарте дошкольного воспитания и обучения» подчеркивается, что «система воспитания и обучения призвана обеспечить…воспитание любви к Родине, родному краю, уважение к национальной символике; формирование представлений о национальных и общечеловеческих ценностях».
В своей педагогической деятельности по формированию патриотизма, в соответствии с государственной программой воспитания и обучения «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М.А.Васильева определила следующие задачи:
1. Прививать чувство любви и привязанности к своей семье, своему дому, городу, формировать понятие малой Родины.
2.Расширять географические представления о России.
3. Формировать бережное отношение к природе, ко всему живому.
4.Развивать интерес к народному творчеству, искусству, воспитывать уважение к культуре других народов.
5.Воспитывать интерес к изучению родного языка.
Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту — так как воспитывают в ребенке не только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками. Ожидаемый результат:
Работа по нравственно-патриотическому воспитанию сформирует у до-
школьников представление о родной стране, об истории своей малой Родины и
России, обеспечит у детей желание быть патриотом своей Родины, чувствовать
себя ответственным за все то, что в ней происходит.
Этап, срок реализации | Содержание работы | Форма отчета |
1 этап организационно – ознакомительный. 2019-2020 | 1. Составление библиографии по теме самообразования. 2. Изучение и анализ методической литературы и современных подходов в вопросе патриотического воспитания. 3. Составление плана работы с детьми и родителями по следующим блокам: • «Я и моё ближайшее окружение» (моя семья, мой детский сад). • «Мой дом, моя улица». • «Мой родной город». • «Наша Родина – Россия». • «Защитники Отечества» • «История России». • «Культура русского народа». • «Великие соотечественники». 4.Подготовка практического мате-риала: (наглядные пособия, на-стольные игры, атрибуты к сюжет-но-ролевым играм, альбомы, оформ-ление уголка по патриотическому воспитанию) | 1. Список библиогра-фии. 2.Оформление папки по самообразованию.
3. Перспективный план работы с детьми в средней группе. 4.Зона патриотического воспитания. 5. Альбом «Моя семья». |
2 этап – основной 2019-2020 | 1.Внедрение в работу подготовленного материала. • Практическое применение наработанных материалов с детьми. • Проведение мероприятий с родите-лями, согласно плана работы. | 1.Фотоотчеты о проведенных мероприятиях. 2.Конспекты НОД. 3.Консультации для родителей по данной теме. 4.Папки передвижки. |
3 этап – заключительный 2019-2020 | 1. Проведение диагностики с целью отслеживания результатов работы. 2. Самоанализ педагогической дея- тельности. 3. Обобщение и распространение педагогического опыта. | 1.Создание презента- ции о проделанной ра-боте. |
Перспективное планирование по теме самообразования
на 2019 – 2020 учебный год.
Средняя группа.
Сентябрь
Взаимодействие с детьми | Практические рабрты с детьми | Взаимодействие с родителями |
1.Рассказы детей о членах семьи. 2.Рассмотрение альбома «Моя семья». 3.Чтение стихов и рассказов о семье. 4.Сюжетно – ролевая игра «Моя семья». | 1.Рисование на тему «Моя семья». 2.Создание фотоальбомов «Моя счастливая семья» 3.Обогащение с/ролевых игр «Дом», «День рождение» новыми атрибутами. | 1.Папка передвижка «Маленькие хитрости воспитания». 2. Консультация «Детям о правилах семейного этикета». |
Октябрь
Взаимодействие с детьми | Практические рабрты с детьми | Взаимодействие с родителями |
1.Беседа о важности труда всех людей, работающих в детском саду. 2. Чтение стихов о детском саде. | 1. Выставка детских рисунков на тему «Мой любимый детский сад». | 1.Участие в акции «Покормите птиц зимой» - изготовление кормушек |
Ноябрь
Взаимодействие с детьми | Практические рабрты с детьми | Взаимодействие с родителями |
1.Чтение стихотворения М. Матусовского «С чего начинается Родина? ». 2.Рассматривание иллюстраций с изображением природы различных уголков нашей Родины. | 1.Подборка дидактических игр «Мой город». |
Декабрь
Взаимодействие с детьми | Практические рабрты с детьми | Взаимодействие с родителями |
1.Рассматривание фотографий с изображением самых замечательных мест города. 2. Знакомство с историей названия города Москва, с флагом, жителями (национальности). | 1.Сюжетно – ролевая игра «Почта» (на знание адреса дома и детского сада). 2. Аппликация флага России. |
Январь
Взаимодействие с детьми | Практические рабрты с детьми | Взаимодействие с родителями |
1.«Русский народный костюм» (познакомить детей со старинными одеждами).
| 1.Альбомы: «Дымковская иг-рушка»; «Русская матрешка». 2.Подбор и оформление практичес-кого материала по теме «Народное творчество» - стихи, загадки, дидактические игры. | 1.Изготовление буклетов «Семейные традиции» |
Февраль
Взаимодействие с детьми | Практические рабрты с детьми | Взаимодействие с родителями |
1.НОД «Главные праздники России». 2.Подготовка и проведение праздника «День защитника Отечества». | 1.Музыкальный досуг с папами посвящённый Дню защитника Отечества. 2.Изготовление поздравительных открыток ко Дню Защитника Отечества. | 1.Участие родителей в фотовыставке «Мой папа самый лучший» 2.Консультация для родителей «Как вырастить защитника» |
Март
Взаимодействие с детьми | Практические рабрты с детьми | Взаимодействие с родителями |
1.Беседа о мамах. Составление рассказов на тему «За что я люблю свою маму. Как я помогаю ей». 2.Продуктивная деятельность «Цветок для мамы» - открытка | 1.Обогащение с/ролевых игр «Дом», «Дочки – матери», «День рождение» новыми атрибутами | 1.Конкурс «Мамины руки не знают скуки» 2.Консультация «Игры наших бабушек». |
Апрель
Взаимодействие с детьми | Практические рабрты с детьми | Взаимодействие с родителями |
1.Рассказ воспитателя о космонавтах (с просмотром видеофильма). 2. Конструирование космического корабля. Онлайн режим | 1.Викторина «Что вы знаете о космосе». 2.Выставка работ детского творчества «Космос глазами детей». | 1.Книга загадок и рисунков «Космос»- совместное творчество детей и родителей |
Май
Взаимодействие с детьми | Практические рабрты с детьми | Взаимодействие с родителями |
1.Беседа о 9мае. 2.Рассматривание иллюстраций войне. Онлайн режим | 1.Изготовление праздничных открыток. 2. Создание фонотеки «Детские патриотические песни» | 1. Анкета для родителей «Что значит быть патриотами?» 2. Консультация для родителей «Воспитаем детей патриотами» |
Таким образом, подводя итоги можно сказать, что нравственно-патриотическое воспитание дошкольников является важнейшей частью общего воспитания молодого поколения, которое необходимо вводить в общеобразовательную программу детских садов, поскольку в результате мы можем получить патриотически настроенных детей, которые будут любить свою страну и оберегать ее.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад на конференцию по нравственно-патриотическому воспитанию на тему «Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста»
Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Сохранить человеческое в наших детях, заложить нравственные основы, которые сделают их более у...
Презентация-отчет по теме самообразования "Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста"
Презентация-отчет по теме самообразования "Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста"....
План работы по самообразованию в средней группе. Тема: "Воспитание нравственно - патриотических чувств у детей дошкольного возраста через ознакомление с родным городом"
Цель: Создать условия по формированию нравственно - патриотических чувств у детей дошкольного возраста через ознакомление с родным городом...
План работы по самообразованию тема: «Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста в современном социокультурном пространстве
Тема: «Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста в современном социокультурном пространстве»Актуальность: В настоящее время в период нестабильно...
Самообразование по теме: «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста». (Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста через ознакомление с историей родного посёлка)
(Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста через ознакомление с историей родного посёлка) « С любовью к родному краю, родной культуре, роднойречи начинается ...
План работы по самообразованию Тема:«Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста через ознакомление с традициями и обычаями донских казаков»
Детство- то время, когда возможно подлинное, искреннее погружение в истоки национальной культуры. Именно в детском возрасте нужно возбудить в душах детей интерес к своему народу, его культуре, истории...