План по самообразованию «Воспитание нравственно- патриотических чувств у детей дошкольного возраста».
календарно-тематическое планирование (средняя группа)

Патриотизм – это любовь к родине, родной земле, выражающаяся в стремлении ее прославить, принести ей пользу, одно из самых сильных чувств человека. Патриотизм предполагает гордость достижениями и культурой своей родины, ощущение неразрывной связи со своим народом, с его языком, культурой, бытом и нравами. Воспитывать это чувство необходимо с раннего возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon samoobrazovanie_moe_2020.doc71.5 КБ

Предварительный просмотр:

        

План по самообразованию на 2019-20учебный год

Тема: «Воспитание нравственно- патриотических чувств у детей дошкольного возраста».

                                            Выполнил: воспитатель средней группы №5

                                                                     Смирнова Ю.Ю.

                                                                                   

                   

                                          Москва,2020

У каждого листочка, у каждого ручья

Есть главное на свете – есть Родина своя!

Для ивушки плакучей нет реченьки милей,

Для беленькой берёзки опушки нет родней.

Есть ветка у листочка, овражек у ручья…

У каждого на свете есть родина своя.

Страну, где мы родились, где радостно живём,

Края свои родные мы Родиной зовём!

В. Карасев

         Патриотизм – это любовь к родине, родной земле, выражающаяся в стремлении ее прославить, принести ей пользу, одно из самых сильных чувств человека. Патриотизм предполагает гордость достижениями и культурой своей родины, ощущение неразрывной связи со своим народом, с его языком, культурой, бытом и нравами. Воспитывать это чувство необходимо с раннего возраста.

         В дошкольном возрасте закладываются базисные основы личности, начинается процесс становления и формирования социокультурного опыта, «складывается» человек. Патриотическое воспитание должно носить комплексный характер, пронизывать все виды детской деятельности, осуществляться в повседневной жизни и на занятиях по ознакомлению с окружающим. От взрослого во многом зависит, чем интересуется ребенок, о чем он спрашивает. Поэтому особенно важна активная позиция воспитателя, его желание и умение сформировать у дошкольников потребность участвовать в делах на благо окружающих людей и живой природы, помочь им осознать себя неотъемлемой частью своей малой родины. В детские годы формируются основные качества человека. Особенно важно напитать восприимчивую душу ребенка возвышенными человеческими ценностями, зародить интерес к истории  России. В педагогическом аспекте под патриотическим воспитанием понимается процесс формирования сознательного человека, любящего свою Родину, гордящегося историческими свершениями своего народа, его культурой и традициями.

          Традиции народа открывают огромные возможности для дошкольников, давая им знания и опыт организации своей деятельности. Они помогают выработать способность управлять собственными действиями, переживаниями и состояниями, поступками в соответствии с интересами других людей, требованиями общественного долга. Начинать работу по патриотическому воспитанию нужно с создания для детей уютной атмосферы. Каждый день ребенка в детском саду должен быть наполнен радостью, улыбками, добрыми друзьями, веселыми играми. Ведь с воспитания чувства привязанности к родному детскому саду, родной улице, родной семье начинается формирование того фундамента, на котором будет вырастать более сложное образование – чувство любви к своему Отечеству.  Анализ психологической литературы позволил установить, что нравственные качества не могут возникнуть путем естественного «созревания». Их развитие и формирование осуществляется постепенно в процессе накопления и эмоционального освоения конкретных фактов, и зависит это от средств и методов воспитания, от условий, в которых живет ребенок.

          Актуальность проблемы обусловлена всё возрастающей социальной значимостью гражданского самосознания в обществе и отсутствием достаточно эффективных средств, способствующих повышению результативности воспитательного процесса.

Воспитание любви к своей Родине рассматривается мною как многотрудный,  долговременный  процесс,  который  должен  осуществляться ненавязчиво  и  постоянно.  Подобно любому другому чувству, патриотизм обретается самостоятельно и переживается индивидуально. Он прямо связан с личной духовностью человека, ее глубиной. Поэтому, не будучи патриотом, сам педагог не может пробудить чувство  любви  к  малой  Родине.  Именно пробудить, а не навязать, так как в основе  патриотизма  лежит  духовное самоопределение.

Ведущая педагогическая идея опыта заключается в создании условий, содействующих воспитанию патриотических чувств дошкольника к родному городу, родной земле на основе обогащения социальных представлений детей.

Теоретические аспекты патриотического воспитания дошкольников.

В современном «Государственном стандарте дошкольного воспитания и обучения» подчеркивается, что «система воспитания и обучения призвана обеспечить…воспитание любви к Родине, родному краю, уважение к национальной символике; формирование представлений о национальных и общечеловеческих ценностях».

В своей педагогической деятельности по формированию патриотизма, в соответствии с государственной программой воспитания и обучения «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М.А.Васильева определила следующие задачи:

1. Прививать чувство любви и привязанности к своей семье, своему дому, городу, формировать понятие малой Родины.

2.Расширять географические представления о России.

3.  Формировать бережное отношение к природе, ко всему живому.

4.Развивать интерес к народному творчеству, искусству, воспитывать уважение к культуре других народов.

5.Воспитывать интерес к изучению родного языка.

Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту — так как воспитывают в ребенке не только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.                                                                                                                                            Ожидаемый результат:

Работа по нравственно-патриотическому воспитанию сформирует у до-

школьников представление о родной стране, об истории своей малой Родины и

России, обеспечит у детей желание быть патриотом своей Родины, чувствовать

себя ответственным за все то, что в ней происходит.

Этап, срок

реализации

Содержание работы

Форма отчета

1 этап организационно –

ознакомительный.

2019-2020

1. Составление библиографии по теме самообразования.

2. Изучение и анализ методической литературы и современных подходов в вопросе патриотического воспитания.

3. Составление плана работы с детьми и родителями по следующим блокам:

• «Я и моё ближайшее окружение»

(моя семья, мой детский сад).

• «Мой дом, моя улица».

• «Мой родной город».

• «Наша Родина – Россия».

• «Защитники Отечества»

• «История России».

• «Культура русского народа».

• «Великие соотечественники».

4.Подготовка практического мате-риала: (наглядные пособия, на-стольные игры, атрибуты к сюжет-но-ролевым играм, альбомы, оформ-ление уголка по патриотическому воспитанию)

1. Список библиогра-фии.

2.Оформление папки по самообразованию.

 

3. Перспективный

план работы с детьми в средней группе.

4.Зона патриотического воспитания.

5. Альбом «Моя

семья».

2 этап – основной

2019-2020

1.Внедрение в работу подготовленного материала.

• Практическое применение наработанных материалов с детьми.

• Проведение мероприятий с родите-лями, согласно плана работы.

1.Фотоотчеты о проведенных мероприятиях.

2.Конспекты НОД.

3.Консультации для

родителей по данной теме.

4.Папки передвижки.

3 этап – заключительный 2019-2020

1. Проведение диагностики с целью отслеживания результатов работы.

2. Самоанализ педагогической дея-

тельности.

3. Обобщение и распространение

педагогического опыта.

1.Создание презента-

ции о проделанной ра-боте.

Перспективное планирование по теме самообразования

на 2019 – 2020 учебный год.

Средняя группа.

Сентябрь

Взаимодействие с детьми

Практические рабрты с детьми

Взаимодействие с родителями

1.Рассказы детей о членах семьи.

2.Рассмотрение альбома «Моя семья».

3.Чтение стихов и рассказов о семье.

4.Сюжетно – ролевая игра «Моя семья».

1.Рисование на тему «Моя семья».

2.Создание фотоальбомов «Моя счастливая семья»

 3.Обогащение с/ролевых игр «Дом», «День рождение» новыми атрибутами.

1.Папка передвижка «Маленькие хитрости воспитания».

2. Консультация «Детям о правилах семейного этикета».

Октябрь

Взаимодействие с детьми

Практические рабрты с детьми

Взаимодействие с родителями

1.Беседа о важности труда всех людей, работающих в детском саду.

2. Чтение стихов о детском саде.

1. Выставка детских рисунков на тему «Мой любимый детский сад».

1.Участие в акции «Покормите птиц зимой» - изготовление кормушек

Ноябрь

Взаимодействие с детьми

Практические рабрты с детьми

Взаимодействие с родителями

1.Чтение стихотворения М. Матусовского «С чего начинается Родина? ».

2.Рассматривание иллюстраций с изображением природы различных уголков нашей Родины.

1.Подборка дидактических игр «Мой город».

Декабрь

Взаимодействие с детьми

Практические рабрты с детьми

Взаимодействие с родителями

1.Рассматривание фотографий с изображением самых замечательных мест города.

2. Знакомство с историей  названия города Москва, с флагом, жителями (национальности).

1.Сюжетно – ролевая игра «Почта» (на знание адреса дома и детского сада).

2. Аппликация флага России.

Январь

Взаимодействие с детьми

Практические рабрты с детьми

Взаимодействие с родителями

1.«Русский народный костюм» (познакомить детей со  старинными одеждами).

 

1.Альбомы: «Дымковская иг-рушка»; «Русская матрешка».

2.Подбор и оформление практичес-кого материала по теме «Народное творчество» - стихи, загадки, дидактические игры.

1.Изготовление буклетов «Семейные традиции»

Февраль

Взаимодействие с детьми

Практические рабрты с детьми

Взаимодействие с родителями

1.НОД «Главные праздники России».

2.Подготовка и проведение праздника «День защитника Отечества».

1.Музыкальный досуг с папами посвящённый Дню защитника Отечества.

2.Изготовление поздравительных открыток ко Дню Защитника Отечества.

1.Участие родителей в фотовыставке «Мой папа самый лучший»

2.Консультация для родителей «Как вырастить защитника»

Март

Взаимодействие с детьми

Практические рабрты с детьми

Взаимодействие с родителями

1.Беседа о мамах. Составление рассказов на тему «За что я люблю свою маму. Как я помогаю ей».

2.Продуктивная деятельность «Цветок для мамы» - открытка

1.Обогащение с/ролевых игр «Дом», «Дочки – матери», «День рождение» новыми атрибутами

1.Конкурс «Мамины руки не знают скуки»

2.Консультация «Игры наших

бабушек».

Апрель

Взаимодействие с детьми

Практические рабрты с детьми

Взаимодействие с родителями

1.Рассказ воспитателя о космонавтах (с просмотром видеофильма).

2. Конструирование космического корабля.

Онлайн режим

1.Викторина «Что вы знаете о космосе».

2.Выставка работ детского творчества «Космос глазами детей».

1.Книга загадок и рисунков «Космос»- совместное творчество детей и родителей

Май

Взаимодействие с детьми

Практические рабрты с детьми

Взаимодействие с родителями

1.Беседа о 9мае.

2.Рассматривание иллюстраций войне.

Онлайн режим

1.Изготовление праздничных открыток.

2. Создание фонотеки «Детские патриотические песни»

1. Анкета для родителей «Что значит быть патриотами?»

2. Консультация для родителей «Воспитаем детей патриотами»

Таким образом, подводя итоги можно сказать, что нравственно-патриотическое воспитание дошкольников является важнейшей частью общего воспитания молодого поколения, которое необходимо вводить в общеобразовательную программу детских садов, поскольку в результате мы можем получить патриотически настроенных детей, которые будут любить свою страну и оберегать ее.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на конференцию по нравственно-патриотическому воспитанию на тему «Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста»

Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Сохранить человеческое в наших детях, заложить нравственные основы, которые сделают их более у...

Презентация-отчет по теме самообразования "Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста"

Презентация-отчет по теме самообразования "Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста"....

План работы по самообразованию в средней группе. Тема: "Воспитание нравственно - патриотических чувств у детей дошкольного возраста через ознакомление с родным городом"

Цель: Создать условия по формированию нравственно - патриотических чувств у детей дошкольного возраста через ознакомление с родным городом...

План работы по самообразованию тема: «Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста в современном социокультурном пространстве

Тема: «Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста в  современном социокультурном пространстве»Актуальность: В настоящее время в период нестабильно...

Самообразование по теме: «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста». (Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста через ознакомление с историей родного посёлка)

(Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста через ознакомление с историей родного посёлка) « С любовью к родному краю, родной культуре, роднойречи начинается ...

План работы по самообразованию Тема:«Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста через ознакомление с традициями и обычаями донских казаков»

Детство- то время, когда возможно подлинное, искреннее погружение в истоки национальной культуры. Именно в детском возрасте нужно возбудить в душах детей интерес к своему народу, его культуре, истории...