ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ ВОСПИТАНИЕ И ОБРАЗОВАНИЕ В УСЛОВИЯХ ДОУ
статья
Без разрешения проблемы поликультурного образования невозможно в полной мере ставить и решать задачи модернизации образования, духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина Российской Федерации, подготовки подрастающего поколения к межкультурному взаимодействию в условиях сложных общественных отношений современного мира.
Проблема поликультурного воспитания дошкольников в современных условиях развития поликультурного общества приобретает особую актуальность. Приобщение ребенка к миру человеческих ценностей обеспечивает формирование толерантности, осознание ребенком своей принадлежности к мировым культурным ценностям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mitrofanova_vystuplenie.docx | 29.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Н. А. Митрофанова
ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ ВОСПИТАНИЕ И ОБРАЗОВАНИЕ В УСЛОВИЯХ ДОУ
Одним из системообразующих свойств современного мира является поликультурность социального пространства, в котором развивается жизнедеятельность человека. В связи с этим проблема развития поликультурного воспитания и образования занимает центральное место в образовательной практике многих государств, где совместно проживают представители различных этнических групп, носители различных культурных традиций. В современной России значительно изменились требования к результатам обучения и воспитания, появилась необходимость воспитывать у подрастающего поколения готовность к жизни в современном обществе, формировать навыки межкультурного диалога. «Национальная доктрина образования в Российской Федерации» провозглашает в числе основных целей образования «национальную и религиозную терпимость, уважительное отношение к языкам, традициям и культуре других народов», «формирование культуры мира и межличностных отношений». В связи с этим перед дошкольными учреждениями возникает необходимость разработки программы по поликультурному воспитанию детей дошкольного возраста.
Без разрешения проблемы поликультурного образования невозможно в полной мере ставить и решать задачи модернизации образования, духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина Российской Федерации, подготовки подрастающего поколения к межкультурному взаимодействию в условиях сложных общественных отношений современного мира.
Проблема поликультурного воспитания дошкольников в современных условиях развития поликультурного общества приобретает особую актуальность. Приобщение ребенка к миру человеческих ценностей обеспечивает формирование толерантности, осознание ребенком своей принадлежности к мировым культурным ценностям.
Эффективность процесса поликультурного воспитания обеспечивается посредством внедрения технологии, предусматривающей отбор содержания, оптимального включения взаимосвязанных национальных культурных компонентов в педагогический процесс; дифференцированный подход, ориентированный на психофизиологические и личностные особенности детей дошкольного возраста и особенности национальной культуры, реализацию воспитательно-образовательного потенциала национальных культур; ознакомление с национальными культурами.
Программа по поликультурному воспитанию нашего дошкольного учреждения составлена в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», соответствующими направлениями Концепции дошкольного воспитания, Конвенцией о правах ребёнка, ФГОС ДО.
Принципы:
- принцип дифференциации и разнообразия
- принцип креативности
- принцип культурной целостности
- принцип преемственности
- принцип объемности картины мира
Цель:
- создание в ДОУ социокультурного пространства и условий для формирования толерантного взаимодействия воспитанника с окружающим миром;
- повышение компетентности педагогов и родителей в сфере поликультурного воспитания и образования детей.
Задачи:
- изучение родного края во взаимосвязи с культурой и историей России;
- знакомство с основами мордовской культуры, приобщение ребят к языку, литературе, истории своей малой Родины;
- воспитание уважения к прошлому своего народа, восстановление исторической памяти;
- воспитание понимания самобытности культуры мордовского народа, бережного отношения к национальным ценностям;
- развитие умений и навыков взаимодействия между носителями разных культур на основе толерантности и взаимопонимания;
- воспитание чувств сострадания и готовности помочь другим людям;
- формирование понимания важности и личностной заинтересованности педагогов и родителей в проводимой в ДОУ работе по поликультурному воспитанию.
В МБДОУ задачи поликультурного воспитания реализуются интегрировано в ходе освоения всех образовательных областей, определенных ФГОС ДО.
Работа строится на основе следующих подходов:
- вовлечение воспитанников в разнообразные виды деятельности (познавательная, музыкальная, театрализованная, двигательная, изобразительная, декоративно-прикладная);
- интеграция различных видов искусства (музыкального, танцевального, устного народного творчества, драматизация);
- использование взаимодействия в системе «педагог - ребенок – родитель»;
- осуществление воспитательной работы на основе мордовской культуры.
Работа по поликультурному воспитанию делится на работу с воспитанниками, родителями и педагогами.
Работа с детьми:
- развитие интереса и обогащение представлений о своей малой Родине, мордовских традициях, культуре;
- воспитание у воспитанников уважения и любви к своему народу, большой и малой Родине.
Работа с родителями:
- установление партнерских отношений с семьей каждого воспитанника;
- создание атмосферы общности интересов;
- активизация и обогащение воспитательных умений родителей, поддержка их уверенности в собственных педагогических возможностях;
- объединение усилий для осуществления поликультурного воспитания дошкольников.
Работа с педагогами:
- организация консультаций, семинаров, педагогических советов для реализации программы деятельности ДОУ по поликультурному образованию;
- подбор дидактических материалов для организации работы с воспитанниками по поликультурному воспитанию;
- повышение компетенции педагогов по поликультурному воспитанию и образованию.
Средства реализации:
- устное мордовское творчество;
- художественная литература;
- мордовские игры, игрушки и национальная кукла;
- декоративно-прикладное искусство, живопись;
- музыка.
Реализация программы осуществляется различными подходами, организационными формами, сочетанием традиционных и инновационных методов и приемов.
Формы и методы:
- наглядный дидактический материал, костюмы, атрибуты;
- ориентация на индивидуальные особенности детей;
- куклы в национальных костюмах;
- посещение мини музея «Мордовская изба»;
- технические средства обучения (интерактивная доска, ноутбук, музыкальный центр)
Работа по поликультурному воспитанию требует создания соответствующей предметно-развивающей среды в ДОУ.
В мини музее «Мордовская изба» находятся предметы старины, декоративно-прикладного искусства, дидактические материалы по ознакомлению детей с мордовским народным творчеством. Разработаны конспекты экскурсий детей в мини музей «Мордовская изба».
В методическом кабинете имеется дидактический материал по ознакомлению детей с мордовскими костюмами, орнаментом, с символами республики
В каждой группе воспитатели оформили уголки по ознакомлению детей с мордовской культурой.
Особенное внимание уделяется укреплению связей с родителями. Совместное проведение различных мероприятиях помогает объединить семью. Педагоги ДОУ создают условия для совместной творческой деятельности воспитанников и их родителей, что способствует единению педагогов, родителей и воспитанников, а так же формирует позитивное отношение друг к другу. Наши родители стали активными участниками педагогического процесса: они принимают участие в проведении тематических праздников, в реализации творческих проектов, в изготовлении атрибутов в мини музей, в украшении групп к праздникам «Новый год», «Рождество», «Пасха» «Масленица», участвуют в играх, активно обсуждают вопросы воспитания на родительских собраниях и семинарах.
В уголках для родителей постоянно обновляется информация по поликультурному воспитанию дошкольников.
В работе с педагогами ДОУ проводятся различные методические мероприятия по поликультурному воспитанию. Вот некоторые из них:
- консультации: «Этика профессионального поведения в учреждении», «Приобщение детей к основам национальной культуры через знакомство с играми, песнями, танцами», «Знакомство с национальной одеждой»,
- семинар-практикум: «Социально-нравственное воспитание дошкольников»,
- педагогический совет в форме круглого стола: «Создание социокультурного пространства в ДОУ»,
- тематический контроль: «Социокультурное пространство в каждой возрастной группе»,
- смотр-конкурс «Уголок поликультурного воспитания в моей группе».
Эта работа способствует повышению компетенции педагогов по поликультурному воспитанию и образованию воспитанников.
Литература
- Веракса, Н.Е. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант) / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. - М.: МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2014. - 368 с.
- Гаврилушкина, О. Развитие коммуникативного поведения дошкольников в условиях детского сада / О. Гаврилушкина // Ребенок в детском саду. – 2003 – № 2 – С. 12-16.
- Дыбина, О.В. Педагогическая диагностика компетентностей дошкольника. Для работы с детьми 5-7 лет / Под ред. О.В. Дыбиной. -М.: Мозаика-синтез, 2010. - 64 с.
- Забровская, О.В. Развитие коммуникативной компетентности детей дошкольного возраста в поликультурном пространстве детского сада / О.В. Забровская // Концепт. – 2013. – Спецвыпуск № 08.
- Мы в Мордовии живем: пример. регион. модуль программы дошк. образования / [О. В. Бурляева и др.]. – Саранск: Мордов. кн. изд-во, 2011. – 104 с.
- Ушакова, О.С. Развитие речи и речевого общения / Под ред. О.С. Ушаковой. - М., 1994. - 287 с.
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.firo.ru/wp-content/uploads/2013/11/PR_1155.pdf
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». - М.: Проспект, 2013. – 160 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ ВОСПИТАНИЕ И ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
поликультурное воспитание и образование детей дошкольного возраста В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ Ирина Ивановна Сорокинамузыкальный руководитель, ,Муниципальное бюджетное дошкольн...
Поликультурное воспитание и образование детей дошкольного возраста в условиях дошкольного учреждения.
Поликультурное воспитание и образование детей дошкольного возраста в условиях дошкольного учреждения....
«Взаимодействие детского сада и семьи как необходимое условие поликультурного воспитания детей старшего дошкольного возраста»
Опыт работы по по познавательному развитию - старший дошкольный возраст...
"ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ С БИЛИНГВАЛЬНЫМ И ПОЛИКУЛЬТУРНЫМ КОМПОНЕНТАМИ ВОСПИТАНИЯ И ОБРАЗОВАНИЯ"
Многообразие мира, языков, культур определяет в настоящее время философию межкультурного взаимодействия. При этом языковое многообразие рассматривается ...
Консультация для воспитателей «Инновационные педагогические технологии в поликультурном образовании как условие повышения качества образования»
Консультация для воспитателей «Инновационные педагогические технологии в поликультурном образовании как условие повышения качества образования»...
Поликультурное воспитание и образование в условиях ДОУ
В детском саду разработана программа по поликультурному воспитанию и образованию детей. Работа ведется по четырем блокам: 1. "Наша любимая Брянщина"; 2. "Мы - Россияне"; 3. "Н...
РМО. Март 2021г. Семинар - практикум «Поликультурное воспитание и образование дошкольников с нарушениями речи в рамках реализации АООП в части формируемой участниками образовательных отношений»
Вашему вниманию представлены следующие материалы, представляющие опыт воспитания уважения к прошлому своего народа, понимания самобытности, бережного отношения к национальным ценностям:1. Презентация ...