Поликультурное воспитание и образование в условиях ДОУ
методическая разработка по окружающему миру

Никитина Мария Юрьевна

В детском саду разработана программа по поликультурному воспитанию и образованию детей. Работа ведется по четырем блокам: 1. "Наша любимая Брянщина"; 2. "Мы - Россияне"; 3. "Наши соседи - Украина и Белоруссия"; 4. "На свете много разных стран". В каждой восрастной группе реализуются свои проекты, разработано перспективное планирование. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Поликультурное воспитание в ДОУ32.61 КБ

Предварительный просмотр:

Автор: Никитина Мария Юрьевна, старший воспитатель ЧДОУ «Детский сад № 65 ОАО «РЖД» г. Брянска.

Тема: «Поликультурное воспитание и образование в условиях ДОУ»

   Поликультурность социального пространства, в котором развивается жизнедеятельность человека, является одним из системообразующих качеств современного мира. Поэтому проблема развития поликультурного воспитания и образования занимает центральное место в образовательной практике многих стран, где сосуществуют носители разных культурных традиций, представители разных этнических групп. В современной России также существенно изменились требования к результатам обучения и воспитания, возникла настоятельная необходимость воспитывать у подрастающего поколения готовность к жизни в открытом обществе и формировать навыки межкультурного диалога. «Национальная доктрина образования в Российской Федерации» провозглашает в числе основных целей образования «национальную и религиозную терпимость, уважительное отношение к языкам, традициям и культуре других народов», «формирование культуры мира и межличностных отношений». В связи с этим перед дошкольными учреждениями встает необходимость разработки программы по поликультурному воспитанию детей дошкольного возраста.

   Без разрешения проблемы поликультурного образования невозможно в полной мере ставить и решать задачи модернизации образования, духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина Российской Федерации, подготовки подрастающего поколения к межкультурному взаимодействию в условиях сложных общественных отношений современного мира.

      Проблема поликультурного воспитания дошкольников в современных условиях развития поликультурного общества приобретает особую актуальность. Приобщение ребенка к миру человеческих ценностей обеспечивает формирование толерантности, осознание ребенком своей принадлежности к мировым культурным ценностям.

   Эффективность процесса поликультурного воспитания обеспечивается посредством внедрения технологии, предусматривающей отбор содержания, оптимального включения взаимосвязанных национальных культурных компонентов в педагогический процесс; дифференцированный подход, ориентированный на психофизиологические и личностные особенности детей дошкольного возраста и особенности национальной культуры, реализацию воспитательно-образовательного потенциала национальных культур; ознакомление с национальными культурами.

   Программа по поликультурному воспитанию нашего дошкольного учреждения составлена в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», соответствующими направлениями Концепции дошкольного воспитания, Конвенцией о правах ребёнка, Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования.

Программа базируется на следующих принципах:

- принцип дифференциации и разнообразия

- принцип креативности

- принцип культурной целостности

- принцип преемственности

- принцип объемности картины мира

Цель программы: 

- создание в дошкольном учреждении социокультурного пространства и условий для формирования толерантного взаимодействия ребёнка с окружающим миром;

- повышение компетентности педагогов и родителей в сфере поликультурного воспитания и образования детей.

Задачи программы:

- изучение родного края во взаимосвязи с культурой и историей России; 

- знакомство с основами национальной культуры, приобщение детей к языку, литературе, истории своей  Родины;

- воспитание уважения к прошлому своего народа, восстановление исторической памяти;

- воспитание понимания самобытности культур разных народов, бережного отношения к национальным ценностям;

- знакомство с основами мировой культуры, и воспитание уважения к представителям других стран;

- развитие умений и навыков взаимодействия носителей разных культур на основе толерантности и взаимопонимания;

- воспитание чувств сострадания и готовности помочь другим людям; 

- формирование понимания важности и личностной заинтересованности педагогов и родителей в проводимой в дошкольном учреждении работе по поликультурному воспитанию.

   В детском саду задачи поликультурного воспитания реализуются интегрировано в ходе освоения всех образовательных областей, определенных ФГОС ДО. 

Работа строится на основе следующих подходов:

- вовлечение детей в разнообразные виды деятельности (специально организованное общение, познавательная, музыкальная, театрализованная, двигательная, изобразительная, декоративно-прикладная);

- интеграция различных видов искусства (музыкального, танцевального, устного народного творчества, драматизация);

- использование взаимодействия в системе “педагог - ребенок - родитель”;

- осуществление воспитательной работы на основе народной культуры России и других стран.

     Работа по поликультурному воспитанию делится на работу с воспитанниками, родителями и педагогами.

Главные направления в работе с детьми:

- развитие интереса и обогащение представлений о своей малой Родине, народных традициях, культуре народов России, других стран;

- воспитание у дошкольников уважения и любви к своему народу, Родине, народам других стран.

Главные направления в работе с родителями:

- установление партнерских отношений с семьей каждого воспитанника;

- создание атмосферы общности интересов;

- активизация и обогащение воспитательных умений родителей, поддержка их уверенности в собственных педагогических возможностях;

- объединение усилий для осуществления поликультурного воспитания детей.

Главные направления в работе с педагогами:

- организация консультаций, семинаров, педагогических советов  для реализации программы деятельности дошкольного учреждения по поликультурному образованию;

-  выставка дидактических материалов для организации работы с детьми по поликультурному воспитанию;

- наглядная стендовая информация для педагогов;

- повышение компетенции педагогов по поликультурному воспитанию и образованию.

Используемые в работе средства:

- устное народное творчество;

- художественная литература; 

- народные игры, народная игрушка и национальная кукла; 

- декоративно-прикладное искусство, живопись; 

- музыка.

 Реализация программы осуществляется различными подходами, организационными формами, сочетанием традиционных и инновационных методов и приемов.

Используемые формы и методы работы:

- наглядный дидактический материал, костюмы, атрибуты;

- ориентация на индивидуальные особенности детей;

- куклы в национальных костюмах;

- экспонаты мини музея «Русский быт»;

- экспонаты мини музея «История железной дороги»;

- технические средства обучения (интерактивная доска, ноутбук, музыкальный центр)

Работа по поликультурному воспитанию требует создания соответствующей предметно-развивающей среды в дошкольном учреждении.

 В мини музее «Русский быт» находятся предметы старины, декоративно-прикладного искусства, дидактические материалы по ознакомлению детей с русским народным творчеством. Оформлен паспорт мини музея. Разработаны конспекты экскурсий детей в мини музей «Русский быт».

В методическом кабинете создан уголок поликультурного воспитания, в котором собран дидактический материал по ознакомлению детей с национальными костюмами народов России, Ближнего и Дальнего Зарубежья, с символами разных стран, разными видами жилищ.

В мини музее «История железной дороги» находятся дидактические и наглядные материалы по ознакомлению детей с профессиями людей, работающих на железной дороге, историей возникновения железной дороги в России, на Брянщине.

В детском саду имеется уголок кукол в национальных костюмах разных народов.    

 В группах воспитатели оформили уголки по ознакомлению детей с национальной культурой России, наших соседей (культурой Украины и Белоруссии), культурой разных стран.

Работа по поликультурному воспитанию в детском саду ведется по четырем блокам:

1 блок: Наша любимая Брянщина.

2 блок: Мы – россияне.

3 блок: Наши соседи: Украина и Белоруссия.

4 блок: На свете много разных стран.

   Для решения программных задач по поликультурному образованию и воспитанию в детском саду разработано перспективное планирование для разных возрастных групп.

Свою работу в этом направлении мы разделили на четыре возрастные ступени:

       младший возраст от 3-4 лет;

       средний возраст  от 4-5 лет;

       старший возраст  от 5-6 лет;

       подготовительный к школе от 6-7 лет.

       Подбирая материал, игры, и т.д. для каждой возрастной ступени по поликультурному воспитанию детей дошкольного возраста опираемся на такие основные критерии как:

      - доступность знаний, достоверность и научность;

      - соответствие сложности материала возрасту детей;

      - культурологический подход (этнокультурный, социокультурный);

      - краеведческий опыт;

      - исторический опыт.

Педагогами разработаны и реализуются творческие педагогические проекты:

Младшая группа: «Моя семья», «Богатыри Руси. Хочу быть похожим.», «Знакомимся с Украиной», «Мы любим нашу землю»;  

Средняя группа: «Осень на Брянщине», «Люблю березку русскую», «Путешествие по Украине», «Дружат дети на планете».  

Старшая группа: «Богатыри земли русской», «Широкая Масленица: народные традиции, обряды и песни русского народа», «В гостях у соседей славян», «Путешествие по Индии».

Подготовительная группа: «Истоки родного города», «Покровская ярмарка», «Брянск – граница трех республик», «Сказочная Франция».

   Особое внимание уделяется укреплению связей с родителями. Совместное участие в творческих мероприятиях помогает объединить семью и наполнить её досуг новым содержанием. Педагоги дошкольного учреждения создают условия для совместной творческой деятельности, сочетания индивидуального и коллективного творчества детей и родителей, что способствует единению педагогов, родителей и детей, а так же формирует положительное отношение друг к другу. Наши родители стали активными участниками педагогического процесса: они принимают участие в проведении тематических и русских народных праздников, в реализации творческих проектов, в изготовлении атрибутов в мини музеи, в украшении групп к  народным  праздникам «Новый год», «Рождество», «Пасха» «Масленица», участвуют в играх, активно обсуждают вопросы воспитания на родительских собраниях и семинарах.

       В уголках для родителей постоянно помещается:

- материал по народному календарю, по народным праздникам «Пасха», «Рождество», «Новый Год», «Масленица» и др.,

- информация по поликультурному воспитанию «Воспитание нравственных чувств у детей посредством ознакомления с художественной литературой», «Воспитание у детей толерантного отношения к окружающим» и др.,  

- проводятся консультации «Воспитание любви к родному городу и природе», «Лучший способ сделать детей хорошими – сделать их счастливыми» и др.

 В работе с педагогами дошкольного учреждения проводятся разнообразные методические мероприятия по поликультурному воспитанию. Вот некоторые из них:

- консультации: «Этика профессионального поведения в учреждении», «Приобщение детей к основам национальной культуры через знакомство с народными играми, песнями, танцами», «Знакомство с культурой России и Ближнего зарубежья: Украины и Белоруссии», «Знакомство с национальной одеждой разных стран»,

- семинар-практикум: «Социально-нравственное воспитание дошкольников»,

- открытые мероприятия с детьми: презентация проектов «Брянск – граница трех республик», «Широкая Масленица: народные традиции, обряды и песни русского народа» и др.,

- педагогический совет в форме круглого стола: «Создание социокультурного пространства в дошкольном учреждении»,

- тематический контроль: «Социокультурное пространство в каждой возрастной группе»,

- проведение тематических дней трех республик – России, Украины, Белоруссии,

- смотр-конкурс «Уголок поликультурного воспитания в моей группе».

     Эта работа способствует повышению компетенции педагогов по поликультурному воспитанию и образованию воспитанников.

   Для каждой возрастной группы разработано перспективное планирование.

Планирование работы по поликультурному воспитанию и образованию

во второй младшей группе

Дата

Тема

Задачи

Сентябрь

«Милости просим, гости дорогие»

Познакомить детей с основными видами устного народного творчества: сказками, считалками, играми. Развивать познавательный интерес. Воспитывать любовь к устному народному творчеству.

Октябрь

«Путешествие по русским народным сказкам»

Учить детей узнавать сказки по загадке, по иллюстрации, по отрывку. Развивать речевую активность детей. Воспитывать эмоциональное восприятие содержания сказки, интерес к народному творчеству.

Ноябрь

«Горница - светлица»

Изучение уклада русской избы. Познакомить  детей с предметами народного быта. Расширять кругозор детей. Воспитывать интерес к истории.

Декабрь

Украинские народные сказки. Драматизация сказки «Рукавичка» в обр. Е. Благининой.

Познакомить детей с украинскими народными сказками. Развивать речь,  творчество детей. Воспитывать интерес к украинской культуре.

Январь

«Пришла Коляда, отворяй ворота»

Познакомить детей с зимними календарными праздниками. Формировать интерес к истокам русской национальной культуры. Развивать внимание, любознательность. Воспитывать интерес к народным праздникам.  

Февраль

«Богатыри Руси»

Познакомить детей с историческим прошлым нашего народа, с понятием богатырь. Обогащать речь детей пословицами о смелости, чести, отваге. Развивать патриотические чувства. Воспитывать уважительное отношение к истории.

Март

«Встречаем Масленицу»

Познакомить детей с обрядово-календарным праздником  - Масленицей. Формировать интерес к народным праздникам. Воспитывать любовь к русским народным традициям.

Апрель

«Мы любим нашу землю»

Познакомить детей с народным праздником встречи весны. Активизировать создание художественных образов посредствам народной песни и  игры. Развивать внимание, речь детей. Воспитывать интерес к народным праздникам.  

Май

«Дружат дети на планете»

Рассказать детям о том, что на Земле живут люди разных национальностей, все люди равны, независимо от цвета кожи и места проживания. Развивать внимание, любознательность. Воспитывать уважительное отношение к людям разных национальностей.  

Планирование работы по поликультурному воспитанию и образованию

в средней группе

Дата

Тема

Задачи

Сентябрь

«Мой любимый город»

Уточнить знания детей о названии родного города. Познакомить с главными достопримечательностями города Брянска. Вызвать у детей чувство восхищения красотой родного. Воспитывать любовь к родному городу, чувство гордости за него, желание сделать его еще красивее.

Октябрь

«В гостях у народных мастеров»

Продолжать знакомить детей с декоративно-прикладным искусством – дымковской игрушкой. Рассказать о процессе изготовления дымковской игрушки. Учить внимательно рассматривать глиняные игрушки, отмечать средства выразительности. Развивать эстетический вкус. Воспитывать любовь к народной игрушке, уважительное отношение к народным мастерам.

Ноябрь

«Мы живем в России»

Закреплять и расширять знания детей о природе России, русских народных сказках, фольклоре. Воспитывать любовь к своей Родине, чувство восхищения красотой русской природы, талантом русского народа.  

Декабрь

«В гости к бабушке Матрене»

Познакомить детей с понятием «изба»,  историей ее появления, назначением, с бытом русского народа. Развивать познавательный интерес к истории своего народа. Воспитывать уважительное отношение к предметам старины.

Январь

«Что носили раньше»

Познакомить детей с русским национальным костюмом, символикой в его украшении. Расширять кругозор, внимание детей. Воспитывать интерес к прошлому своего народа. Обогащать словарь детей (сарафан, кокошник, орнамент, лапти).

Февраль

«Русские народные инструменты»

Вызвать у детей интерес к русским народным инструментам, народным песням. Учить различать (внешне, по звучанию) и правильно называть народные инструменты. Развивать интерес к народному искусству, внимание, слух. Воспитывать бережное отношение к предметам рукотворного мира.

Март

«Украинский национальный костюм»

Познакомить детей с украинским народным костюмом, его символикой; с бытом и традициями украинского народа. Активизировать речь детей словами плахта, корсетка, венок и др. Расширять кругозор, внимание, любознательность. Воспитывать уважительное отношение к традициям наших соседей.

Апрель

«Народный костюм Белоруссии»

Познакомить детей с бытом и традициями белорусского народа. Рассказать об особенностях белорусского национального костюма. Сравнить белорусский и русский народные костюмы. Развивать познавательные интересы, внимание, мышление, речь детей. Воспитывать уважительное отношение к традициям наших соседей.

Май

«Мы все равны, мы все разные»

Формировать представление о том, что на Земле живут люди разных национальностей, все люди равны, независимо от цвета кожи и места проживания. Развивать внимание, любознательность. Воспитывать доброжелательное отношение к людям разных национальностей.  

Планирование работы по поликультурному воспитанию и образованию  

в старшей группе

Дата

Тема

Задачи

Сентябрь

«Средь дебрей глухих»

Познакомить детей с историей возникновения города Брянска, с древними славянскими племенами, населявшими правый берег реки Десны, их жизнью, основными занятиями. Развивать интерес к истории родного края. Воспитывать любовь к малой Родине.

Октябрь

«Россия – наша Родина»

Формировать понятие «Родина», обобщать и систематизировать знания детей о России, о ее прошлом и настоящем, развивать у детей чувство патриотизма и любви к своей Родине. Воспитывать уважительное отношение к государственным символам.  

Ноябрь

«Наш славянский сосед – Украина»

Дать детям представление о стране – соседке – Украине. Познакомить с народным творчеством, национальным костюмом, геральдикой страны, ее столицей. Воспитывать дружеские отношения к украинскому народу, интерес к их обычаям, особенностям.

Декабрь

«Новый год в разных странах нашей планеты»

Познакомить детей с традициями и особенностями празднования Нового года в разных странах мира. Вызывать у детей интерес к культуре, языку, быту народов мира. Воспитывать уважительное отношение к представителям разных стран.

Январь

«Традиции и обычаи белорусского народа»

Познакомить детей со страной-соседкой - с Белоруссией, ее особенностями: традициями, обычаями, национальной одеждой, кушаниями, промыслами. Рассказать о столице Белоруссии – городе Минске, показать символику страны: флаг, герб, гимн. Воспитывать добрососедские чувства к жителям Белоруссии. Расширять кругозор детей.  

Февраль

«Широкая Масленица: народные традиции, обряды и песни русского народа»

Продолжать знакомить детей с народными праздниками. Расширять представление о праздновании масленицы, об обрядовых песнях. Развивать интерес к народным традициям. Воспитывать уважительное отношение к истории своего народа.

Март

«Мой город родной»

Закрепить знания детей о родном городе, его достопримечательностях, символике, промышленных объектах.  Учить работать с картой города, определять по условным знакам леса, реки. Воспитывать любовь к своему городу. Формировать экологическую культуру.

Апрель

«Путешествие по Индии»

Продолжать знакомить детей с богатствами Индии, ее природой и культурой, развивая у дошкольников планетарное сознание. Расширять и систематизировать географические представления детей посредством работы с картой, проблемных вопросов, метода сравнения, практической деятельности. Развивать любознательность, речевую активность, творческий потенциал, воображение. Воспитывать дружелюбное отношение к жителям других стран.

Май

«Земля – наш общий дом»

Дать детям представление о том, что все люди являются жителями планеты Земля. Познакомить с климатическими и природными условиями жизни людей, животных и растений. Развивать у детей положительное отношений  и чувство симпатии ко всем расам и народам. Воспитывать у детей любовь к природе Земли, желание ее беречь и защищать. Учить жить в гармонии и единстве с природой и населяющими ее людьми.  

Планирование работы по поликультурному воспитанию и образованию

 в подготовительной группе

Дата

Тема

Задачи

Сентябрь

«У истоков родного Брянска»

Закрепить знания детей об истории возникновения родного города (о месте его основания, о племенах, населяющих древний город, их быте, о символах - гербах, амулетах). Формировать интерес к опытно-исследовательской деятельности. Воспитывать чувство гордости за свой край.

Октябрь

«Покровская ярмарка»

Продолжать знакомить детей с русскими народными праздниками и традициями, с особенностями проведения ярмарок на Руси. Воспитывать у детей интерес к истории России, национальную гордость, чувство принадлежности к русскому народу.

Ноябрь

«Знакомьтесь – Франция»

Расширять представление детей о разных странах. Продолжать знакомить детей со странами дальнего зарубежья – Францией, с ее символикой, культурой, особенностями быта. Воспитывать чувство толерантности к людям других национальностей.

Декабрь

«Хоровод под Новый год»

Расширять представления детей о новогодних традициях  разных стран.  Развивать внимание, любознательность. Воспитывать понимания самобытности культур разных народов, бережное отношение к национальным ценностям других народов.

Январь

«Украинские традиции»

Дать детям представление об Украине. Продолжать знакомить с народным творчеством, особенностями национального костюма, геральдикой страны, ее столицей. Воспитывать дружеские отношения к украинскому народу, интерес к их обычаям, особенностям.

Февраль

«В гостях у Белоруссии»

Дать детям представление о Белоруссии. Продолжать знакомить с народным творчеством, особенностями национального костюма, геральдикой страны, ее столицей. Воспитывать дружеские отношения к белорусскому народу, интерес к их обычаям, традициям.

Март

«Брянск – граница трех республик»

Формировать представления о  самобытности и неповторимости национальных культур трех славянских народов. Развивать любознательность, интерес к истории народов - соседей. Воспитывать чувство уважения к традициям народов России, Украины и Белоруссии.

Апрель

«Кукла – оберег»

Познакомить детей с русской народной игрушкой–самоделкой. Учить делать куклу-оберег. Развивать любознательность, внимание, творчество. Воспитывать интерес к истории своего народа.

Май

«Игры и развлечения детей разных стран»

Продолжать знакомить детей с играми и развлечениями разных народов. Стимулировать желание участвовать в подвижных играх и развлечениях народов мира. Развивать внимание, любознательность, двигательную активность. Воспитывать уважительное отношение к культурам разных стран.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ ВОСПИТАНИЕ И ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

поликультурное воспитание и образование детей дошкольного возраста В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ  Ирина Ивановна Сорокинамузыкальный руководитель,  ,Муниципальное бюджетное дошкольн...

Поликультурное воспитание и образование детей дошкольного возраста в условиях дошкольного учреждения.

Поликультурное воспитание и образование детей дошкольного возраста в условиях дошкольного учреждения....

"ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ С БИЛИНГВАЛЬНЫМ И ПОЛИКУЛЬТУРНЫМ КОМПОНЕНТАМИ ВОСПИТАНИЯ И ОБРАЗОВАНИЯ"

           Многообразие мира, языков, культур определяет в настоящее время философию межкультурного взаимодействия. При этом языковое многообразие рассматривается ...

Консультация для воспитателей «Инновационные педагогические технологии в поликультурном образовании как условие повышения качества образования»

Консультация для воспитателей «Инновационные педагогические технологии в поликультурном образовании как условие повышения качества образования»...

ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ ВОСПИТАНИЕ И ОБРАЗОВАНИЕ В УСЛОВИЯХ ДОУ

Без разрешения проблемы поликультурного образования невозможно в полной мере ставить и решать задачи модернизации образования, духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина Российско...

РМО. Март 2021г. Семинар - практикум «Поликультурное воспитание и образование дошкольников с нарушениями речи в рамках реализации АООП в части формируемой участниками образовательных отношений»

Вашему вниманию представлены следующие материалы, представляющие опыт воспитания уважения к прошлому своего народа, понимания самобытности, бережного отношения к национальным ценностям:1. Презентация ...