Поликультурное воспитание и образование в условиях ДОУ
методическая разработка по окружающему миру
В детском саду разработана программа по поликультурному воспитанию и образованию детей. Работа ведется по четырем блокам: 1. "Наша любимая Брянщина"; 2. "Мы - Россияне"; 3. "Наши соседи - Украина и Белоруссия"; 4. "На свете много разных стран". В каждой восрастной группе реализуются свои проекты, разработано перспективное планирование.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Поликультурное воспитание в ДОУ | 32.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Автор: Никитина Мария Юрьевна, старший воспитатель ЧДОУ «Детский сад № 65 ОАО «РЖД» г. Брянска.
Тема: «Поликультурное воспитание и образование в условиях ДОУ»
Поликультурность социального пространства, в котором развивается жизнедеятельность человека, является одним из системообразующих качеств современного мира. Поэтому проблема развития поликультурного воспитания и образования занимает центральное место в образовательной практике многих стран, где сосуществуют носители разных культурных традиций, представители разных этнических групп. В современной России также существенно изменились требования к результатам обучения и воспитания, возникла настоятельная необходимость воспитывать у подрастающего поколения готовность к жизни в открытом обществе и формировать навыки межкультурного диалога. «Национальная доктрина образования в Российской Федерации» провозглашает в числе основных целей образования «национальную и религиозную терпимость, уважительное отношение к языкам, традициям и культуре других народов», «формирование культуры мира и межличностных отношений». В связи с этим перед дошкольными учреждениями встает необходимость разработки программы по поликультурному воспитанию детей дошкольного возраста.
Без разрешения проблемы поликультурного образования невозможно в полной мере ставить и решать задачи модернизации образования, духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина Российской Федерации, подготовки подрастающего поколения к межкультурному взаимодействию в условиях сложных общественных отношений современного мира.
Проблема поликультурного воспитания дошкольников в современных условиях развития поликультурного общества приобретает особую актуальность. Приобщение ребенка к миру человеческих ценностей обеспечивает формирование толерантности, осознание ребенком своей принадлежности к мировым культурным ценностям.
Эффективность процесса поликультурного воспитания обеспечивается посредством внедрения технологии, предусматривающей отбор содержания, оптимального включения взаимосвязанных национальных культурных компонентов в педагогический процесс; дифференцированный подход, ориентированный на психофизиологические и личностные особенности детей дошкольного возраста и особенности национальной культуры, реализацию воспитательно-образовательного потенциала национальных культур; ознакомление с национальными культурами.
Программа по поликультурному воспитанию нашего дошкольного учреждения составлена в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», соответствующими направлениями Концепции дошкольного воспитания, Конвенцией о правах ребёнка, Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования.
Программа базируется на следующих принципах:
- принцип дифференциации и разнообразия
- принцип креативности
- принцип культурной целостности
- принцип преемственности
- принцип объемности картины мира
Цель программы:
- создание в дошкольном учреждении социокультурного пространства и условий для формирования толерантного взаимодействия ребёнка с окружающим миром;
- повышение компетентности педагогов и родителей в сфере поликультурного воспитания и образования детей.
Задачи программы:
- изучение родного края во взаимосвязи с культурой и историей России;
- знакомство с основами национальной культуры, приобщение детей к языку, литературе, истории своей Родины;
- воспитание уважения к прошлому своего народа, восстановление исторической памяти;
- воспитание понимания самобытности культур разных народов, бережного отношения к национальным ценностям;
- знакомство с основами мировой культуры, и воспитание уважения к представителям других стран;
- развитие умений и навыков взаимодействия носителей разных культур на основе толерантности и взаимопонимания;
- воспитание чувств сострадания и готовности помочь другим людям;
- формирование понимания важности и личностной заинтересованности педагогов и родителей в проводимой в дошкольном учреждении работе по поликультурному воспитанию.
В детском саду задачи поликультурного воспитания реализуются интегрировано в ходе освоения всех образовательных областей, определенных ФГОС ДО.
Работа строится на основе следующих подходов:
- вовлечение детей в разнообразные виды деятельности (специально организованное общение, познавательная, музыкальная, театрализованная, двигательная, изобразительная, декоративно-прикладная);
- интеграция различных видов искусства (музыкального, танцевального, устного народного творчества, драматизация);
- использование взаимодействия в системе “педагог - ребенок - родитель”;
- осуществление воспитательной работы на основе народной культуры России и других стран.
Работа по поликультурному воспитанию делится на работу с воспитанниками, родителями и педагогами.
Главные направления в работе с детьми:
- развитие интереса и обогащение представлений о своей малой Родине, народных традициях, культуре народов России, других стран;
- воспитание у дошкольников уважения и любви к своему народу, Родине, народам других стран.
Главные направления в работе с родителями:
- установление партнерских отношений с семьей каждого воспитанника;
- создание атмосферы общности интересов;
- активизация и обогащение воспитательных умений родителей, поддержка их уверенности в собственных педагогических возможностях;
- объединение усилий для осуществления поликультурного воспитания детей.
Главные направления в работе с педагогами:
- организация консультаций, семинаров, педагогических советов для реализации программы деятельности дошкольного учреждения по поликультурному образованию;
- выставка дидактических материалов для организации работы с детьми по поликультурному воспитанию;
- наглядная стендовая информация для педагогов;
- повышение компетенции педагогов по поликультурному воспитанию и образованию.
Используемые в работе средства:
- устное народное творчество;
- художественная литература;
- народные игры, народная игрушка и национальная кукла;
- декоративно-прикладное искусство, живопись;
- музыка.
Реализация программы осуществляется различными подходами, организационными формами, сочетанием традиционных и инновационных методов и приемов.
Используемые формы и методы работы:
- наглядный дидактический материал, костюмы, атрибуты;
- ориентация на индивидуальные особенности детей;
- куклы в национальных костюмах;
- экспонаты мини музея «Русский быт»;
- экспонаты мини музея «История железной дороги»;
- технические средства обучения (интерактивная доска, ноутбук, музыкальный центр)
Работа по поликультурному воспитанию требует создания соответствующей предметно-развивающей среды в дошкольном учреждении.
В мини музее «Русский быт» находятся предметы старины, декоративно-прикладного искусства, дидактические материалы по ознакомлению детей с русским народным творчеством. Оформлен паспорт мини музея. Разработаны конспекты экскурсий детей в мини музей «Русский быт».
В методическом кабинете создан уголок поликультурного воспитания, в котором собран дидактический материал по ознакомлению детей с национальными костюмами народов России, Ближнего и Дальнего Зарубежья, с символами разных стран, разными видами жилищ.
В мини музее «История железной дороги» находятся дидактические и наглядные материалы по ознакомлению детей с профессиями людей, работающих на железной дороге, историей возникновения железной дороги в России, на Брянщине.
В детском саду имеется уголок кукол в национальных костюмах разных народов.
В группах воспитатели оформили уголки по ознакомлению детей с национальной культурой России, наших соседей (культурой Украины и Белоруссии), культурой разных стран.
Работа по поликультурному воспитанию в детском саду ведется по четырем блокам:
1 блок: Наша любимая Брянщина.
2 блок: Мы – россияне.
3 блок: Наши соседи: Украина и Белоруссия.
4 блок: На свете много разных стран.
Для решения программных задач по поликультурному образованию и воспитанию в детском саду разработано перспективное планирование для разных возрастных групп.
Свою работу в этом направлении мы разделили на четыре возрастные ступени:
младший возраст от 3-4 лет;
средний возраст от 4-5 лет;
старший возраст от 5-6 лет;
подготовительный к школе от 6-7 лет.
Подбирая материал, игры, и т.д. для каждой возрастной ступени по поликультурному воспитанию детей дошкольного возраста опираемся на такие основные критерии как:
- доступность знаний, достоверность и научность;
- соответствие сложности материала возрасту детей;
- культурологический подход (этнокультурный, социокультурный);
- краеведческий опыт;
- исторический опыт.
Педагогами разработаны и реализуются творческие педагогические проекты:
Младшая группа: «Моя семья», «Богатыри Руси. Хочу быть похожим.», «Знакомимся с Украиной», «Мы любим нашу землю»;
Средняя группа: «Осень на Брянщине», «Люблю березку русскую», «Путешествие по Украине», «Дружат дети на планете».
Старшая группа: «Богатыри земли русской», «Широкая Масленица: народные традиции, обряды и песни русского народа», «В гостях у соседей славян», «Путешествие по Индии».
Подготовительная группа: «Истоки родного города», «Покровская ярмарка», «Брянск – граница трех республик», «Сказочная Франция».
Особое внимание уделяется укреплению связей с родителями. Совместное участие в творческих мероприятиях помогает объединить семью и наполнить её досуг новым содержанием. Педагоги дошкольного учреждения создают условия для совместной творческой деятельности, сочетания индивидуального и коллективного творчества детей и родителей, что способствует единению педагогов, родителей и детей, а так же формирует положительное отношение друг к другу. Наши родители стали активными участниками педагогического процесса: они принимают участие в проведении тематических и русских народных праздников, в реализации творческих проектов, в изготовлении атрибутов в мини музеи, в украшении групп к народным праздникам «Новый год», «Рождество», «Пасха» «Масленица», участвуют в играх, активно обсуждают вопросы воспитания на родительских собраниях и семинарах.
В уголках для родителей постоянно помещается:
- материал по народному календарю, по народным праздникам «Пасха», «Рождество», «Новый Год», «Масленица» и др.,
- информация по поликультурному воспитанию «Воспитание нравственных чувств у детей посредством ознакомления с художественной литературой», «Воспитание у детей толерантного отношения к окружающим» и др.,
- проводятся консультации «Воспитание любви к родному городу и природе», «Лучший способ сделать детей хорошими – сделать их счастливыми» и др.
В работе с педагогами дошкольного учреждения проводятся разнообразные методические мероприятия по поликультурному воспитанию. Вот некоторые из них:
- консультации: «Этика профессионального поведения в учреждении», «Приобщение детей к основам национальной культуры через знакомство с народными играми, песнями, танцами», «Знакомство с культурой России и Ближнего зарубежья: Украины и Белоруссии», «Знакомство с национальной одеждой разных стран»,
- семинар-практикум: «Социально-нравственное воспитание дошкольников»,
- открытые мероприятия с детьми: презентация проектов «Брянск – граница трех республик», «Широкая Масленица: народные традиции, обряды и песни русского народа» и др.,
- педагогический совет в форме круглого стола: «Создание социокультурного пространства в дошкольном учреждении»,
- тематический контроль: «Социокультурное пространство в каждой возрастной группе»,
- проведение тематических дней трех республик – России, Украины, Белоруссии,
- смотр-конкурс «Уголок поликультурного воспитания в моей группе».
Эта работа способствует повышению компетенции педагогов по поликультурному воспитанию и образованию воспитанников.
Для каждой возрастной группы разработано перспективное планирование.
Планирование работы по поликультурному воспитанию и образованию
во второй младшей группе
Дата | Тема | Задачи |
Сентябрь | «Милости просим, гости дорогие» | Познакомить детей с основными видами устного народного творчества: сказками, считалками, играми. Развивать познавательный интерес. Воспитывать любовь к устному народному творчеству. |
Октябрь | «Путешествие по русским народным сказкам» | Учить детей узнавать сказки по загадке, по иллюстрации, по отрывку. Развивать речевую активность детей. Воспитывать эмоциональное восприятие содержания сказки, интерес к народному творчеству. |
Ноябрь | «Горница - светлица» | Изучение уклада русской избы. Познакомить детей с предметами народного быта. Расширять кругозор детей. Воспитывать интерес к истории. |
Декабрь | Украинские народные сказки. Драматизация сказки «Рукавичка» в обр. Е. Благининой. | Познакомить детей с украинскими народными сказками. Развивать речь, творчество детей. Воспитывать интерес к украинской культуре. |
Январь | «Пришла Коляда, отворяй ворота» | Познакомить детей с зимними календарными праздниками. Формировать интерес к истокам русской национальной культуры. Развивать внимание, любознательность. Воспитывать интерес к народным праздникам. |
Февраль | «Богатыри Руси» | Познакомить детей с историческим прошлым нашего народа, с понятием богатырь. Обогащать речь детей пословицами о смелости, чести, отваге. Развивать патриотические чувства. Воспитывать уважительное отношение к истории. |
Март | «Встречаем Масленицу» | Познакомить детей с обрядово-календарным праздником - Масленицей. Формировать интерес к народным праздникам. Воспитывать любовь к русским народным традициям. |
Апрель | «Мы любим нашу землю» | Познакомить детей с народным праздником встречи весны. Активизировать создание художественных образов посредствам народной песни и игры. Развивать внимание, речь детей. Воспитывать интерес к народным праздникам. |
Май | «Дружат дети на планете» | Рассказать детям о том, что на Земле живут люди разных национальностей, все люди равны, независимо от цвета кожи и места проживания. Развивать внимание, любознательность. Воспитывать уважительное отношение к людям разных национальностей. |
Планирование работы по поликультурному воспитанию и образованию
в средней группе
Дата | Тема | Задачи |
Сентябрь | «Мой любимый город» | Уточнить знания детей о названии родного города. Познакомить с главными достопримечательностями города Брянска. Вызвать у детей чувство восхищения красотой родного. Воспитывать любовь к родному городу, чувство гордости за него, желание сделать его еще красивее. |
Октябрь | «В гостях у народных мастеров» | Продолжать знакомить детей с декоративно-прикладным искусством – дымковской игрушкой. Рассказать о процессе изготовления дымковской игрушки. Учить внимательно рассматривать глиняные игрушки, отмечать средства выразительности. Развивать эстетический вкус. Воспитывать любовь к народной игрушке, уважительное отношение к народным мастерам. |
Ноябрь | «Мы живем в России» | Закреплять и расширять знания детей о природе России, русских народных сказках, фольклоре. Воспитывать любовь к своей Родине, чувство восхищения красотой русской природы, талантом русского народа. |
Декабрь | «В гости к бабушке Матрене» | Познакомить детей с понятием «изба», историей ее появления, назначением, с бытом русского народа. Развивать познавательный интерес к истории своего народа. Воспитывать уважительное отношение к предметам старины. |
Январь | «Что носили раньше» | Познакомить детей с русским национальным костюмом, символикой в его украшении. Расширять кругозор, внимание детей. Воспитывать интерес к прошлому своего народа. Обогащать словарь детей (сарафан, кокошник, орнамент, лапти). |
Февраль | «Русские народные инструменты» | Вызвать у детей интерес к русским народным инструментам, народным песням. Учить различать (внешне, по звучанию) и правильно называть народные инструменты. Развивать интерес к народному искусству, внимание, слух. Воспитывать бережное отношение к предметам рукотворного мира. |
Март | «Украинский национальный костюм» | Познакомить детей с украинским народным костюмом, его символикой; с бытом и традициями украинского народа. Активизировать речь детей словами плахта, корсетка, венок и др. Расширять кругозор, внимание, любознательность. Воспитывать уважительное отношение к традициям наших соседей. |
Апрель | «Народный костюм Белоруссии» | Познакомить детей с бытом и традициями белорусского народа. Рассказать об особенностях белорусского национального костюма. Сравнить белорусский и русский народные костюмы. Развивать познавательные интересы, внимание, мышление, речь детей. Воспитывать уважительное отношение к традициям наших соседей. |
Май | «Мы все равны, мы все разные» | Формировать представление о том, что на Земле живут люди разных национальностей, все люди равны, независимо от цвета кожи и места проживания. Развивать внимание, любознательность. Воспитывать доброжелательное отношение к людям разных национальностей. |
Планирование работы по поликультурному воспитанию и образованию
в старшей группе
Дата | Тема | Задачи |
Сентябрь | «Средь дебрей глухих» | Познакомить детей с историей возникновения города Брянска, с древними славянскими племенами, населявшими правый берег реки Десны, их жизнью, основными занятиями. Развивать интерес к истории родного края. Воспитывать любовь к малой Родине. |
Октябрь | «Россия – наша Родина» | Формировать понятие «Родина», обобщать и систематизировать знания детей о России, о ее прошлом и настоящем, развивать у детей чувство патриотизма и любви к своей Родине. Воспитывать уважительное отношение к государственным символам. |
Ноябрь | «Наш славянский сосед – Украина» | Дать детям представление о стране – соседке – Украине. Познакомить с народным творчеством, национальным костюмом, геральдикой страны, ее столицей. Воспитывать дружеские отношения к украинскому народу, интерес к их обычаям, особенностям. |
Декабрь | «Новый год в разных странах нашей планеты» | Познакомить детей с традициями и особенностями празднования Нового года в разных странах мира. Вызывать у детей интерес к культуре, языку, быту народов мира. Воспитывать уважительное отношение к представителям разных стран. |
Январь | «Традиции и обычаи белорусского народа» | Познакомить детей со страной-соседкой - с Белоруссией, ее особенностями: традициями, обычаями, национальной одеждой, кушаниями, промыслами. Рассказать о столице Белоруссии – городе Минске, показать символику страны: флаг, герб, гимн. Воспитывать добрососедские чувства к жителям Белоруссии. Расширять кругозор детей. |
Февраль | «Широкая Масленица: народные традиции, обряды и песни русского народа» | Продолжать знакомить детей с народными праздниками. Расширять представление о праздновании масленицы, об обрядовых песнях. Развивать интерес к народным традициям. Воспитывать уважительное отношение к истории своего народа. |
Март | «Мой город родной» | Закрепить знания детей о родном городе, его достопримечательностях, символике, промышленных объектах. Учить работать с картой города, определять по условным знакам леса, реки. Воспитывать любовь к своему городу. Формировать экологическую культуру. |
Апрель | «Путешествие по Индии» | Продолжать знакомить детей с богатствами Индии, ее природой и культурой, развивая у дошкольников планетарное сознание. Расширять и систематизировать географические представления детей посредством работы с картой, проблемных вопросов, метода сравнения, практической деятельности. Развивать любознательность, речевую активность, творческий потенциал, воображение. Воспитывать дружелюбное отношение к жителям других стран. |
Май | «Земля – наш общий дом» | Дать детям представление о том, что все люди являются жителями планеты Земля. Познакомить с климатическими и природными условиями жизни людей, животных и растений. Развивать у детей положительное отношений и чувство симпатии ко всем расам и народам. Воспитывать у детей любовь к природе Земли, желание ее беречь и защищать. Учить жить в гармонии и единстве с природой и населяющими ее людьми. |
Планирование работы по поликультурному воспитанию и образованию
в подготовительной группе
Дата | Тема | Задачи |
Сентябрь | «У истоков родного Брянска» | Закрепить знания детей об истории возникновения родного города (о месте его основания, о племенах, населяющих древний город, их быте, о символах - гербах, амулетах). Формировать интерес к опытно-исследовательской деятельности. Воспитывать чувство гордости за свой край. |
Октябрь | «Покровская ярмарка» | Продолжать знакомить детей с русскими народными праздниками и традициями, с особенностями проведения ярмарок на Руси. Воспитывать у детей интерес к истории России, национальную гордость, чувство принадлежности к русскому народу. |
Ноябрь | «Знакомьтесь – Франция» | Расширять представление детей о разных странах. Продолжать знакомить детей со странами дальнего зарубежья – Францией, с ее символикой, культурой, особенностями быта. Воспитывать чувство толерантности к людям других национальностей. |
Декабрь | «Хоровод под Новый год» | Расширять представления детей о новогодних традициях разных стран. Развивать внимание, любознательность. Воспитывать понимания самобытности культур разных народов, бережное отношение к национальным ценностям других народов. |
Январь | «Украинские традиции» | Дать детям представление об Украине. Продолжать знакомить с народным творчеством, особенностями национального костюма, геральдикой страны, ее столицей. Воспитывать дружеские отношения к украинскому народу, интерес к их обычаям, особенностям. |
Февраль | «В гостях у Белоруссии» | Дать детям представление о Белоруссии. Продолжать знакомить с народным творчеством, особенностями национального костюма, геральдикой страны, ее столицей. Воспитывать дружеские отношения к белорусскому народу, интерес к их обычаям, традициям. |
Март | «Брянск – граница трех республик» | Формировать представления о самобытности и неповторимости национальных культур трех славянских народов. Развивать любознательность, интерес к истории народов - соседей. Воспитывать чувство уважения к традициям народов России, Украины и Белоруссии. |
Апрель | «Кукла – оберег» | Познакомить детей с русской народной игрушкой–самоделкой. Учить делать куклу-оберег. Развивать любознательность, внимание, творчество. Воспитывать интерес к истории своего народа. |
Май | «Игры и развлечения детей разных стран» | Продолжать знакомить детей с играми и развлечениями разных народов. Стимулировать желание участвовать в подвижных играх и развлечениях народов мира. Развивать внимание, любознательность, двигательную активность. Воспитывать уважительное отношение к культурам разных стран. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ ВОСПИТАНИЕ И ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
поликультурное воспитание и образование детей дошкольного возраста В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ Ирина Ивановна Сорокинамузыкальный руководитель, ,Муниципальное бюджетное дошкольн...
Поликультурное воспитание и образование детей дошкольного возраста в условиях дошкольного учреждения.
Поликультурное воспитание и образование детей дошкольного возраста в условиях дошкольного учреждения....
«Взаимодействие детского сада и семьи как необходимое условие поликультурного воспитания детей старшего дошкольного возраста»
Опыт работы по по познавательному развитию - старший дошкольный возраст...
"ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ С БИЛИНГВАЛЬНЫМ И ПОЛИКУЛЬТУРНЫМ КОМПОНЕНТАМИ ВОСПИТАНИЯ И ОБРАЗОВАНИЯ"
Многообразие мира, языков, культур определяет в настоящее время философию межкультурного взаимодействия. При этом языковое многообразие рассматривается ...
Консультация для воспитателей «Инновационные педагогические технологии в поликультурном образовании как условие повышения качества образования»
Консультация для воспитателей «Инновационные педагогические технологии в поликультурном образовании как условие повышения качества образования»...
ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ ВОСПИТАНИЕ И ОБРАЗОВАНИЕ В УСЛОВИЯХ ДОУ
Без разрешения проблемы поликультурного образования невозможно в полной мере ставить и решать задачи модернизации образования, духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина Российско...
РМО. Март 2021г. Семинар - практикум «Поликультурное воспитание и образование дошкольников с нарушениями речи в рамках реализации АООП в части формируемой участниками образовательных отношений»
Вашему вниманию представлены следующие материалы, представляющие опыт воспитания уважения к прошлому своего народа, понимания самобытности, бережного отношения к национальным ценностям:1. Презентация ...