"ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ С БИЛИНГВАЛЬНЫМ И ПОЛИКУЛЬТУРНЫМ КОМПОНЕНТАМИ ВОСПИТАНИЯ И ОБРАЗОВАНИЯ"
методическая разработка на тему
Многообразие мира, языков, культур определяет в настоящее время философию межкультурного взаимодействия. При этом языковое многообразие рассматривается как один из наиболее ценных элементов культурного наследия. Закон “О языках народов РСФСР”, принятый 25.10.1991 года, объявляет все языки народов России национальным достоянием, историко-культурным наследием. Государство гарантирует поддержку в организации различных форм воспитания и обучения, создания необходимых условий для поддержки и развития языков. «Программа поликультурного образования в негосударственных образовательных учреждениях ОАО «РЖД» от 23.04.2012г. №813р. составленная в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», соответствующими направлениями концепции дошкольного воспитания, Конвенцией о правах ребенка, методическим рекомендациями Министерства образования Российской федерации «Ориентиры и требования к обновлению содержания дошкольного образования, Федеральными государственными требованиями к структуре основной образовательной программы дошкольного образования (Приказ от 23.11.2009г. №655), Программой поликультурного образования в образовательных учреждениях «От рождения до школы», под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой, раскрывает широкие возможности развития ребенка в условиях тесного взаимодействия с культурой народов-соседей и мировой культурой, овладения вторым языком.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
semiryakova_elena_gennadevna.doc | 48 КБ |
Предварительный просмотр:
Семирякова Елена Геннадьевна
старший воспитатель
негосударственное дошкольное
образовательное учреждение
«Детский сад №150 ОАО «РЖД»
раб.тел: 5-25-43;
эл.почта: d_sad_150
"ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ С БИЛИНГВАЛЬНЫМ И ПОЛИКУЛЬТУРНЫМ КОМПОНЕНТАМИ ВОСПИТАНИЯ И ОБРАЗОВАНИЯ"
«…национальная культура не
может быть замкнутой и должна
постоянно "впитывать новые
явления - мировые "тренды" и
новации".
из выступления В.В.Путина
от 25.09.2012г.
Многообразие мира, языков, культур определяет в настоящее время философию межкультурного взаимодействия. При этом языковое многообразие рассматривается как один из наиболее ценных элементов культурного наследия. Закон “О языках народов РСФСР”, принятый 25.10.1991 года, объявляет все языки народов России национальным достоянием, историко-культурным наследием. Государство гарантирует поддержку в организации различных форм воспитания и обучения, создания необходимых условий для поддержки и развития языков. «Программа поликультурного образования в негосударственных образовательных учреждениях ОАО «РЖД» от 23.04.2012г. №813р. составленная в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», соответствующими направлениями концепции дошкольного воспитания, Конвенцией о правах ребенка, методическим рекомендациями Министерства образования Российской федерации «Ориентиры и требования к обновлению содержания дошкольного образования, Федеральными государственными требованиями к структуре основной образовательной программы дошкольного образования (Приказ от 23.11.2009г. №655), Программой поликультурного образования в образовательных учреждениях «От рождения до школы», под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой, раскрывает широкие возможности развития ребенка в условиях тесного взаимодействия с культурой народов-соседей и мировой культурой, овладения вторым языком.
НДОУ “Детский сад № 150 ОАО «РЖД», средняя школа №4, заключив договор о взаимном сотрудничестве и преемственности, совместно проводят работу по приобщению детей дошкольного возраста к английскому языку в игровой форме.
Практическая деятельность показала большую популярность проводимой работы среди родителей, так как их дети без ущерба для здоровья, без интеллектуальных перегрузок изучают иностранный язык, участвуя в праздниках, концертах, спектаклях, проводимых на английском и русском языках. Новизна и сложность задач, объем и характер предстоящей работы, отсутствие методических рекомендаций требуют экспериментальной проверки вариантов решений возникшей проблемы. Настало время теоретически обосновать пользу проводимой работы и на основании диагностических исследований изучить вопросы обучения детей раннего возраста второму языку.
Без разрешения проблемы поликультурного образования невозможно в полной мере ставить и решать задачи модернизации образования, духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина Российской Федерации, подготовки подрастающего поколения к межкультурному взаимодействию в условиях сложных общественных отношений современного мира.
Дошкольное учреждение играет важную роль в развитии ребенка. Здесь он получает образование, приобретает навыки общения с другими детьми и взрослыми, учится организовывать собственную деятельность. Многолетний педагогический опыт работы показывает, что насколько эффективно ребенок будет овладевать этими навыками, зависит во многом от семьи, от ее отношения к дошкольному учреждению. Гармоничное развитие дошкольника без активного участия его родителей в образовательном процессе ДОУ невозможно. Во взаимодействии этих двух важных социальных институтов и заключается культурологическое образование детей. Приобщение детей к культуре народа можно представить в виде следующих информационных блоков: историко-этнографического, социально-политического, культурологического, лингвистического. Каждый блок предполагает наличие не только определенных знаний, но и умений. «Культурологический блок» включает в себя знание культуры, речи, литературы, музыки, архитектуры, изобразительного искусства, этикета, а также спортивных достижений страны. К нему относятся умение ориентироваться в продуктах художественной, изобразительной, музыкальной культуры, умение соотносить знания культуры другого народа со знаниями о своей культуре, умение вести себя в соответствии с этикетом страны. Культурологическое образование детей дошкольного возраста в ДОУ требует организации поликультурной образовательной среды. Поликультурная среда – это часть педагогической среды, которая окружает личность, и представляет собой совокупность всех условий жизни с учетом этнических особенностей места проживания, выражающихся в людях, их поведении, народных традициях, обрядах и которая создает благоприятные условия для полной личностной самореализации представителя любой культуры и национальности. Необходимо целенаправленно использовать возможности естественной поликультурной среды, в том числе при создании предметно-пространственной среды жизни в дошкольном учреждении. Из определения поликультурной среды выводятся ее функции, затрагивающие формирование: личности человека как носителя своей национальной культуры; человека как субъекта и носителя межнациональной культуры, способного усваивать традиционную культуру, язык других наций. Вопрос о создании социально-педагогической поликультурной среды в ДОУ находит четкое отражение в государственном образовательном стандарте дошкольного образования. Любая образовательная среда России является педагогической средой, полиэтнической средой. Но отношения этносов, проживающих рядом или вместе друг с другом, имеют свою специфику: наряду с культивацией доброго соседства эти народы имеют взаимной предвзятости. Понимание этой проблемы актуально и в наши дни. Целенаправленное использование взрослыми полиэтнической среды поможет обеспечить ребенку адекватное восприятие своей национальности и сформировать у него позитивное отношение к представителям других национальностей, развить межкультурную компетентность. Поликультурность образования предполагает отражение в его содержании специфических особенностей различных культур, их диалога и взаимодействие в историческом и современном контекстах. Цель поликультурного образования обозначается как формирование творческой личности, способной к активности и эффективной жизнедеятельности в многонациональной среде, обладающей развитым чувством понимания и уважения других культур, умеющих жить в мире и согласии с людьми других национальностей. Задачами поликультурного образования являются следующие: полноценное приобщение к культуре своего народа как непременное условие интеграции в другие культуры; формирование многосторонних представлений о многообразии культур в регионе, стране, мире в целом; воспитание положительного отношения к культурным различиям, способствующим прогрессу человечества; создание условий для интеграции в культуры других народов и развитие этнической толерантности в процессе ознакомления с их национальными достижениями; формирование и развитие умений и навыков продуктивного взаимодействия с представителями других культур; воспитание в духе мира, терпимости, гуманного межнационального общения. Поликультурное образование дошкольников начинается с прикосновения к истории своей семьи, так как корни каждого - в истории и традициях семьи, своего народа, прошлого края и страны; семья – ячейка общества, хранительница национальных традиций; счастье семьи – счастье и благополучие народа, общества, государства. Прикосновение к истокам исторического прошлого семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Необходимо отметить, что в настоящее время у людей наблюдается интерес к своей генеалогии, к исследованию национальных, сословных, профессиональных корней и своего рода в разных поколениях. Поэтому семейное изучение своей родословной поможет детям начать осмысление очень важных и глубоких постулатов. Дети нынешнего поколения почти не знают о войне 1941-45 годов, о том, как досталась нашей стране победа над фашистской Германией. Очень важно уже со старшего дошкольного возраста, дать первые уроки патриотизма на примере их прадедов и дедов, воевавших на полях сражений, а также о ратном труде женщин, стариков и детей в тылу. С целью духовно-нравственного воспитания ежегодно ко Дню Победы мы проводим ряд мероприятий. К 65-летию Победы над Германией силами педагогов и родителей группы был организован выставки «Жизнь отдавая, вы жизнь защитили», где были представлены семейные реликвии, сохраненные со времен ВОВ, и проведено тематическое занятие «Этих дней не смолкнет слава», где также активное участие приняли родители. Большое значение имеют семейные экскурсии по району, городу или селу, посещение с родителями отдельных предприятий и учреждений города и т.д. Итоги таких экскурсий могут быть выражены в фотовыставке, совместном с ребенком выступлении или снятом фильме. Не менее интересно провести «мини-исследование». Причем воспитатель вместе с родителями должен выбрать и определить тему исследования, разумно ограничивая ее «территориальные» и «временные рамки», Например, исследование не истории города вообще, а истории улицы (на которой находится детский сад или живут дети), или прошлого дома и судеб его жителей и т.д. Хорошо, когда занятия семейного клуба включают в себя работы фольклорного плана (разрисовка глиняных игрушек, народное плетение и т.д.), а также местные традиционные праздники и обряды, рождественские балы, праздник русской масленицы, березки и т.д. Безусловно, все это приобщает детей к истории края и своего народа, воспитывает любовь к Родине.
Среда, которая окружает ребенка с детства, это не только социальная, но также среда этническая. Необходимо целенаправленно использовать возможности естественной поликультурной среды, в том числе при создании предметно-пространственной среды жизни в дошкольном учреждении.
Несколько лет вокально-хореографическая студия «Колокольчик» приобщают талантливых детей к равноценному восприятию как современной певческой культуры, так и овладевают самыми современными средствами выразительности, характерными для танцевального творчества народов России и мира. Свое исполнение дети представляют на разных самодеятельных площадках города и поселка ст.Троицк.
Список литературы
- К.Ю. Белая. 200 ответов на вопросы заведующей дошкольным садом. - Москва. Изд. АСТ. 1997.
- Р.Б. Стеркина Дошкольное образование в России. – Москва, Изд. АСТ, 1997.
- Т.И. Оверчук. Дошкольное образование в России. – Москва, 2001.
- Л.К. Гребенкина, Н.С. Анциперова. Технология управленческой деятельности. - Москва, Центр "Педагогический поиск" 2000.
- Л.А.Болотова, Л.А.Шарпак Диалог культур. Проект программы поликультурного образования детей 3-7 лет. Тимашевск 2012.
- Сборник документов ОАО «РЖД» по вопросам деятельности негосударственных образовательных учреждений. Иркутск 2012.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА дошкольного образования Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад комбинированного вида № 39 муниципального образования Усть-Лабинский район на 2012- 2013 учебный год
Цель: обеспечение творческой активности и способности педагога к адекватной деятельности в предметных и социальных ситуациях в условиях инновационного развития образования.Содержание:·...
ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА дошкольного образования Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад комбинированного вида № 39 муниципального образования Усть-Лабинский район на 2012- 2013 учебный год
Цель: обеспечение творческой активности и способности педагога к адекватной деятельности в предметных и социальных ситуациях в условиях инновационного развития образования.Содержание:·...
Создание модели образовательного процесса в дошкольной образовательной организации с учетом регионального компонента
Методические рекомендации.Создание модели образовательного процесса в дошкольной образовательной организации с учетом регионального компонента...
Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения с родителями как компонент социального партнерства.
Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения с родителями как компонент социального партнерства....
Рабочая программа воспитательно-образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №11 г.Лениногорска» муниципального образования «Лениногорский муницип
Принято Педагогическим советом МБДОУ «Детский сад №11»...
Методические рекомендации для воспитателей дошкольных образовательных организаций «Современные подходы к трудовому воспитанию дошкольников в свете Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
В методических рекомендациях кратко описывается реализация трудового воспитания в дошкольной организации: виды и компоненты трудовой деятельности детей, санитарно-эпидемиологические требования к...
Практика взаимодействия специалистов дошкольных образовательных организаций и родителей в процессе воспитания и образования детей с ограниченными возможностями здоровья
В статье рассмотрены основные проблемы взаимодействия специалистов дошкольных образовательных организаций и родителей в процессе воспитания и образования детей с ограниченными возможностями здоровья, ...