Содержание образования
консультация
Предварительный просмотр:
Содержание образования - это система научных знаний, умений и навыков, мировоззренческих, нравственно-эстетических идей, элементы социального, познавательного и творческого опыта.
Содержание образования включает в себя ряд ключевых компонентов: когнитивный опыт личности, опыт практической деятельности, опыт творчества и опыт взаимоотношений личности.
Когнитивный опыт личности.
Данный компонент включает систему знаний о природе, обществе, явлениях и фактах, технике, приемах работы, усвоение которых обеспечивает составление в сознании учащихся научной картины мира, вооружает их диалектическим подходом к познавательной и практической работе. Знания являются главным элементом содержания общего образования, без них невыполнимо ни одно целенаправленное действие. Именно в знаниях выражается обобщенный опыт человечества, накопленный в ходе социально-исторической развития. Они могут быть представлены в виде ключевых понятий и определений, отражающих как ежедневную реальность, так и научную сферу; законов и закономерностей, раскрывающих взаимосвязи и между различными объектами и действиями; концепций, имеющих целостную систему научных познаний о конкретном объекте; приемов научной работы и способов познания. Данные виды знаний различаются функциями обучения и используемыми технологиями.
Опыт практической деятельности или реализация приемов работы.
Знания о методах практической деятельности также относятся к содержательным компонентам образования и формируют базисную культуру личности. Человек не просто усваивает знания, но и затем применяет их в конкретной деятельности. Наружные (практические) и внутренние (интеллектуальные) умения и навыки могут быть как едиными для всех учебных предметов, так и специфическими, формирующимися и проявляющимися исключительно в масштабах конкретной предметной области.
Опыт творчества.
Данный компонент содержания образования и базисной культуры личности призван обеспечить готовность школьника к поиску решений новых задач, к креативному преобразованию действительности. Более конкретное проявление этого компонента отражается в следующем: самостоятельное перенесение знаний и умений в новую ситуацию; видение проблемы в знакомой ситуации; видение текстуры объекта и его новой функции; самостоятельное комбинирование известных методов работы в один новый; нахождение всевозможных приемов решения трудности. Черты творческой работы не всегда проявляются одинаково и одновременно, а могут сочетаться между собой и реализовываться с разной силой. В самом характере творчества заключена особенность содержания культуры личности, которая состоит в том, что для претворения в жизнь имеющихся знаний невозможно указать точную систему действий. Это во многом зависит от индивидуальных особенностей человека.
Опыт взаимоотношений личности.
Этот компонент включает в себя систему мотивационно-ценностных и эмоционально-волевых взаимоотношений. Его специфичность состоит в оценочном отношении к миру, к деятельности, к людям. Чувственная культура уникальна по своей сущности и является следствием общественного развития человека. Опыт взаимоотношений совместно со знаниями и умениями считается условием формирования системы ценностей, эталонов, и в целом мировоззрения личности.
Все компоненты содержания образования и базисной культуры личности взаимосвязаны. Умения без знаний невозможно воплотить, и любая деятельность, в том числе и творческая, осуществляется именно на их основе. А к каждому виду деятельности у человека складывается индивидуальное отношение, которое может проявляться в различных впечатлениях и эмоциях, как положительных, так и отрицательных. Это накладывает своеобразный отпечаток на взаимоотношения с людьми. Если человек, принимая во внимание нормы поведения, не выполняет их искренне, его невозможно считать воспитанным. Если он осведомлен о мировоззренческой идее, употребляет ее для обоснования каких-то явлений реальности, но не убежден в ее истинности, значит данная мысль не вызывает в нем чувственного отношения к делу и не является частью его личного мировоззрения, выступающего аспектом образованности и воспитанности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар-практикум для воспитателей "Содержание образования в области физической культуры в ДОУ"
семинар-практикум...
Презентация "Психолого-педагогическое сопровождение ребенка как одно из условий для обновления содержания образования"
Предлагаются рекомендации по использованию ПМПконсилиума в дошкольном учреждении...
Семинар-практикум для воспитателей На тему: «Содержание образования в области физической культуры в ДОУ»
Действительно, дошкольный возраст специалисты считают самым критическим и наиболее подверженным различным влияниям в жизни ребенка. В этот период ребенок особенно чувствителен к формированию различных...
Семинар-практикум для воспитателей На тему: «Содержание образования в области физической культуры в ДОУ»
Действительно, дошкольный возраст специалисты считают самым критическим и наиболее подверженным различным влияниям в жизни ребенка. В этот период ребенок особенно чувствителен к формированию различных...
"Обновление содержания образования"
Из опыта работы ДОУ ....
Педагогический поиск условий реализации нового содержания образования и воспитания дошкольников
Материал будет интересен педагогам дошкольных учреждений....
Этнокультурный компонент содержания образования в группе общеразвивающей направленности детей 5-6 лет
Представлен план мероприятий по ознакомлению с малой родиной- ХМАО- Югрой, городом Покачи....