Педагогический поиск условий реализации нового содержания образования и воспитания дошкольников
статья (старшая группа) на тему
Материал будет интересен педагогам дошкольных учреждений.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Башинская Елена Владимировна,
воспитатель
МБ С(К) ОУ С (К) НШ-ДС № 3
г. Нерюнгри, Республика Саха (Якутия)
Педагогический поиск условий реализации нового содержания образования и воспитания дошкольников
Современный этап развития дошкольного образования характеризуется интенсивным поиском нового, как в педагогической теории, так и практике организации деятельности с детьми. Этот процесс обусловлен рядом противоречий. Одним из противоречий, на наш взгляд, является несоответствие традиционных методов и форм обучения и воспитания в нынешних социально-экономических условиях реформирования общества. Изменения в обществе породили новый социальный заказ государства к дошкольному образованию, который выражается в необходимости формирования личности, способной к творческому самоопределению.
С позиций данного социального заказа одной из актуальных проблем педагогической деятельности стал поиск путей реализации нового содержания образования и воспитания дошкольников. Муниципальное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) начальная школа – детский сад № 3 г. Нерюнгри является базовым дошкольным учреждением по теме: «Модель развивающей среды в дошкольном учреждении в условиях реализации ФГОС ДО». Отсюда логичным направлением поиска условий по реализации нового содержания стала проблема моделирования развивающей среды в группе.
Исходным положением для построения путей педагогического поиска стало изучение федерального государственного образовательного стандарта (далее по тексту ФГОС) в части требования к развивающей предметно-пространственной среде. Определились, что в соответствии со стандартом, среда в дошкольной группе должна быть содержательно насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной. Исходя из этого, было принято решение, что развивающая среда должна обеспечить следующие условия:
- максимально реализовать потенциал пространства образовательной организации группы;
- предельно организовать наличие материалов, оборудования и инвентаря для развития детских видов деятельности;
- в высшей степени сформировать условия для охраны, и укрепление здоровья детей, необходимую коррекцию особенностей их развития;
- максимально сформировать условия для общения и совместной деятельности детей и взрослых во всей группе и в малых группах;
- максимально создать условия для двигательной активности детей, а также возможность для уединения.
Анализ содержания выше перечисленных условий обусловил следующий шаг педагогического поиска. Проведен самоанализ организации существующего на данный момент развивающего пространства в группе с учетом требований ФГОС. В результате самодиагностики обозначился ряд проблем между:
- существующей предметной средой и требованиями ФГОС;
- наличием Центров в группе и содержанием принципов их построения;
- наличием ассортимента игрушек и их соответствия качественному и количественному составу необходимых игрушек и пособий;
- набором игрового оборудования и условиями его дизайна, практического использования детьми в самостоятельной деятельности.
Дальнейшие шаги педагогического поиска были направлены на составление плана-дизайна, реализация которого позволила бы решить выявленные проблемы и создать условия для реализации нового содержания образования и воспитания дошкольников. Следующим шагом педагогического поиска была разработка проекта «Жирафики», такое название осталось от плана-дизайн, который предусматривал, и новое название группы, и новый стиль оформления, созвучным с названием группы. Считаем, что этот шаг был самым продуктивным и результативным. Реализация проекта позволила сплотить команду родителей, которые стали и единомышленниками, и спонсорами, и активными участниками каждого начинания. Коллегиально (родители, педагоги и администрация) были разработаны: перечень необходимых материалов и оборудования, план-схема, наметившая пространственное размещение центров развития с учетом принципа нежёсткого зонирования. Вследствие следующего шага педагогического поискабыли последовательно внесены кардинальные изменения в образовательное и игровое пространство группы «Жирафики» с учётом образовательной программы, запросов, интересов и особенностей развития воспитанников группы.
Результатом педагогического поиска явилось создание или коррекция нескольких центров для реализации нового содержания образования и воспитания детей: центр движения, центр творчества, центрЛего-конструирования, центр сюжетно-ролевой игры. Особо хочется отметить коллективное творчество субъектов образовательного процесса (родителей, педагогов) – это центр интеллектуально формирующих технологий и методов «Жирафоленд», в котором созданы условия для решения многочисленных образовательно-развивающих задач. В этом центре ребенок может найти все для экспериментирования, опытов, преобразования предметов. В настоящее время в центре «Жирафоленд» идет накопление микроскопов, карт, глобусов, мерных емкостей, весов, разных материалов, с которыми можно экспериментировать. Этот центр объединен с центром математики, который представлен развивающими играми Никитина, Воскобовича и др. Расположение материала в центрах способствует не только самоопределению ребенка при выборе игры, материала для экспериментирования, но и саморазвитию. Таким образом, развивающая предметно-пространственная среда помогает обеспечиватьмаксимальную реализацию образовательного потенциала пространства группы, охраны иукрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития. Разнообразие и богатство сенсорных впечатлений,возможность свободного подхода к каждому центру в группе способствуютэмоциональному и интеллектуальному развитию воспитанников.
Созданная, в результате педагогического поиска, среда позволила оптимизировать условия реализации нового содержания образования и воспитания дошкольников.
Поиск инновационных подходов к организации предметно-развивающей
среды продолжается, главными критериями при этом являются творчество,
талант и фантазия.
Литература.
- Пашкевич Т. Д. Организация образовательного процесса в ДОУ в условиях введения ФГТ. //Барнаул, 2012г.
- Научно-методическое сопровождение инновационных процессов в системе дошкольного образования Алтайского края. Под ред. Морозовой Е. В. // Барнаул. 2012 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Психолого-педагогическое сопровождение ребенка как одно из условий для обновления содержания образования"
Предлагаются рекомендации по использованию ПМПконсилиума в дошкольном учреждении...
Проектирование педагогического процесса и интеграция образовательных областей в экологическом воспитании в условиях реализации ФГОС дошкольного образования
Проектирование и реализация интегрированного подхода в экологическом воспитании в условиях реализации ФГОС дошкольного образования....
Доклад на тему:«Новые подходы к развитию личности ребёнка в условиях реализации ФГОС дошкольного образования»
Доклад на МО...
Статья "Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в условиях реализации ФГОС дошкольного образования"
В данной статье раскрыто понятие патриотического воспитание детей ДОУ. Патриотического воспитания в дошкольных учреждениях подразумевает, прежде всего, организацию внутренней методологической работы в...
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ЧТЕНИЯ «Современное дошкольное образование в условиях реализации ФГОС дошкольного образования: новые перспективы»Секция «Дети в музее»
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ЧТЕНИЯ«Современное дошкольное образование в условиях реализации ФГОС дошкольного образования:новые перспективы»Секция «Дети в музее»...
Памятка "Патриотическое воспитание дошкольников в условиях реализации ФГОС дошкольного образования»
Сегодня сохранение и развитие чувства патриотизма – стратегическая задача государства и общества....
Инклюзивное образование в ДОУ (принципы, условия реализации и содержание)
Инклюзивное образование: обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся...