Педагогический поиск условий реализации нового содержания образования и воспитания дошкольников
статья (старшая группа) на тему

Башинская Елена Владимировна

Материал будет интересен педагогам дошкольных учреждений.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Башинская Елена Владимировна,

 воспитатель

МБ С(К) ОУ С (К)  НШ-ДС № 3

г. Нерюнгри, Республика Саха (Якутия)

Педагогический поиск условий реализации нового содержания образования и воспитания дошкольников

         Современный этап развития дошкольного образования характеризуется интенсивным поиском нового, как в педагогической теории, так  и практике организации деятельности с детьми. Этот процесс обусловлен рядом противоречий. Одним из противоречий, на наш взгляд, является несоответствие традиционных методов и форм обучения и воспитания в нынешних социально-экономических условиях реформирования общества. Изменения в обществе породили новый социальный заказ государства к дошкольному образованию, который выражается в необходимости формирования личности, способной к творческому самоопределению.

            С позиций данного социального заказа одной из актуальных проблем педагогической деятельности стал поиск путей реализации нового содержания образования и воспитания дошкольников. Муниципальное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение  для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья  «Специальная (коррекционная) начальная школа – детский сад № 3  г.  Нерюнгри является базовым дошкольным учреждением по теме:  «Модель развивающей среды в дошкольном учреждении в условиях реализации ФГОС ДО». Отсюда  логичным направлением  поиска условий по реализации нового содержания  стала проблема моделирования развивающей среды в группе.

Исходным положением для построения путей педагогического поиска стало изучение федерального государственного образовательного стандарта (далее по тексту ФГОС) в части требования к развивающей предметно-пространственной среде. Определились, что в соответствии со стандартом,  среда в дошкольной группе должна быть содержательно насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной. Исходя из этого, было принято решение, что развивающая  среда должна обеспечить следующие условия:

  • максимально реализовать потенциал пространства образовательной организации группы;
  • предельно организовать наличие материалов, оборудования и инвентаря для развития детских видов деятельности;
  • в высшей  степени сформировать условия для охраны,  и укрепление здоровья детей, необходимую коррекцию особенностей их развития;
  • максимально сформировать условия для  общения и совместной деятельности детей и взрослых во всей группе и в малых группах;
  • максимально создать условия  для двигательной активности детей, а также возможность для уединения.

Анализ содержания выше перечисленных условий обусловил следующий шаг педагогического поиска. Проведен самоанализ организации существующего на данный момент развивающего пространства в группе с учетом требований ФГОС. В результате самодиагностики  обозначился ряд проблем между:

  • существующей предметной средой и требованиями ФГОС;
  • наличием Центров в группе и содержанием принципов их построения;
  • наличием ассортимента игрушек и их соответствия качественному и количественному составу необходимых игрушек и пособий;
  • набором игрового оборудования  и условиями его дизайна, практического использования детьми в самостоятельной деятельности.

    Дальнейшие шаги педагогического поиска были направлены на  составление плана-дизайна, реализация которого позволила бы решить выявленные проблемы и создать условия для реализации нового содержания образования и воспитания дошкольников. Следующим шагом педагогического поиска была разработка проекта «Жирафики», такое название осталось от плана-дизайн, который предусматривал, и новое название группы, и новый стиль оформления, созвучным с названием группы. Считаем, что этот шаг был самым продуктивным и результативным. Реализация проекта позволила сплотить команду родителей, которые стали и единомышленниками, и спонсорами, и активными участниками каждого начинания. Коллегиально (родители, педагоги и администрация) были разработаны: перечень необходимых материалов и оборудования, план-схема, наметившая пространственное размещение центров развития с учетом принципа нежёсткого зонирования. Вследствие следующего шага педагогического поискабыли последовательно внесены кардинальные изменения в образовательное и игровое пространство группы «Жирафики»  с учётом образовательной программы,  запросов, интересов и особенностей развития воспитанников группы.

   Результатом педагогического поиска явилось создание или коррекция нескольких центров для реализации нового содержания образования и воспитания детей: центр движения, центр творчества, центрЛего-конструирования, центр сюжетно-ролевой игры. Особо хочется отметить коллективное творчество субъектов образовательного процесса (родителей, педагогов)  –  это центр интеллектуально формирующих технологий и методов «Жирафоленд», в котором созданы условия для решения  многочисленных  образовательно-развивающих  задач. В этом центре ребенок может найти все для экспериментирования, опытов, преобразования предметов. В настоящее время в центре «Жирафоленд» идет накопление микроскопов, карт, глобусов, мерных емкостей, весов, разных материалов, с которыми можно экспериментировать. Этот центр объединен с центром математики, который представлен развивающими играми Никитина, Воскобовича и др. Расположение материала в центрах способствует не только самоопределению ребенка при выборе игры, материала для экспериментирования, но и саморазвитию. Таким образом, развивающая предметно-пространственная среда помогает обеспечиватьмаксимальную реализацию образовательного потенциала пространства группы, охраны иукрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития.  Разнообразие и богатство сенсорных впечатлений,возможность свободного подхода к каждому центру в группе способствуютэмоциональному и интеллектуальному развитию воспитанников.

            Созданная, в результате педагогического поиска,  среда позволила  оптимизировать условия  реализации нового содержания образования и воспитания дошкольников.

Поиск инновационных подходов к организации предметно-развивающей

среды продолжается, главными критериями при этом являются творчество,

талант и фантазия.

                        Литература.

  1. Пашкевич Т. Д. Организация образовательного процесса в ДОУ в условиях введения ФГТ. //Барнаул, 2012г.
  2. Научно-методическое сопровождение инновационных процессов в системе дошкольного образования Алтайского края. Под ред. Морозовой Е. В. // Барнаул. 2012 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Психолого-педагогическое сопровождение ребенка как одно из условий для обновления содержания образования"

Предлагаются рекомендации по использованию ПМПконсилиума в дошкольном учреждении...

Проектирование педагогического процесса и интеграция образовательных областей в экологическом воспитании в условиях реализации ФГОС дошкольного образования

Проектирование и реализация интегрированного подхода в экологическом воспитании в условиях реализации ФГОС дошкольного образования....

Статья "Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в условиях реализации ФГОС дошкольного образования"

В данной статье раскрыто понятие патриотического воспитание детей ДОУ. Патриотического воспитания в дошкольных учреждениях подразумевает, прежде всего, организацию внутренней методологической работы в...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ЧТЕНИЯ «Современное дошкольное образование в условиях реализации ФГОС дошкольного образования: новые перспективы» Секция «Дети в музее»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ   ЧТЕНИЯ«Современное дошкольное образование в условиях реализации ФГОС дошкольного образования:новые перспективы»Секция «Дети в музее»...

Памятка "Патриотическое воспитание дошкольников в условиях реализации ФГОС дошкольного образования»

Сегодня сохранение и развитие чувства патриотизма – стратегическая задача государства и общества....

Инклюзивное образование в ДОУ (принципы, условия реализации и содержание)

Инклюзивное образование:  обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся...