Технология проведения мастер-класса
статья

Завернина Дарья Григорьевна

В статье освещены вопросы технологии проведения мастер-класса как одной из самых эффективных форм профессионального обучения педагогов. Материал статьи может быть полезен для педагогов, имеющих систему индивидуальных наработок, авторских разработок, находок, желающих поделиться личным опытом с коллегами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_zavernina_d.g.docx20.85 КБ

Предварительный просмотр:

Технология проведения мастер – класса

Завернина Дарья Григорьевна

МБДОУ «Детский сад №47 «Радость» г.Псков, Россия

Аннотация: В статье освещены вопросы технологии проведения мастер-класса как одной из самых эффективных форм профессионального обучения педагогов. Материал статьи может быть полезен для педагогов, имеющих систему индивидуальных наработок, авторских разработок, находок, желающих поделиться личным опытом с коллегами.

Ключевые слова: мастер-класс, педагог-мастер, мастерство, опыт, структура, индивидуальный педагогический стиль.

Abstract: The main point of the article is the master class as one of the most effective form of professional teachers' education. The article might be helpful for the teachers with the system of individual teaching stuff and everybody wishing to share his own experience.

Key words: master class, master, knowledge, experience, structure, individual pedagogical style.

В связи с современными новообразованиями в системе образования, педагогу необходимо учиться и развиваться. В данной ситуации движущей силой становится взаимный обмен профессиональным опытом педагогов, взаимное обучение и взаимное совершенствование своей педагогической деятельности. Оптимальной формой на сегодняшний день как раз и является мастер-класс.

Пришедшее к нам из английского языка слово «мастер-класс» состоит из двух слов, имеющее следующее значение:

master – мастер, человек, обладающий знаниями и опытом в определенной области;

class – занятие, урок.

В толковом словаре Ожегова С.И.[3] имеется несколько значений слова «мастер»:

- Квалифицированный работник в какой-нибудь производственной области;

- Руководитель какого-нибудь производственного цеха в отдельной специальной области;

- Человек, который умеет хорошо, ловко что-нибудь делать;

- Специалист, достигший высокого искусства в своем деле.

Что касается, педагогической деятельности, ближе всего два последних определения слова «мастер», приведенных в словаре.  

В своей книге «Управление профессиональным ростом учителя в современной школе» Поташник М.М. [4] охарактеризовал мастер-класс как ярко выраженную  форму профессионального обучения  у мастера, что проявляется в передаче мастером опыта, своего мастерства, искусства своим ученикам путем прямого и комментированного показа приемов и методов работы. Мастер-класс, по его мнению, является активной формой творческой самореализации педагога.

Из всего вышесказанного следует, что мастер-класс в образовании является одной из самых эффективных форма профессионального обучения педагогов, основной целью которой является передача опыта педагогической работы, системы наработок, индивидуальных находок, авторских разработок, всего, что помогло отдельно взятому педагогическому работнику достичь высоких результатов в своей педагогической деятельности.

Мастер-класс имеет некоторое сходство с курсами повышения квалификации. При такой форме взаимодействия «ученики» становятся знатоками, учатся анализировать и сопоставлять свои возможности. Во время подготовки и проведения мастер – класса «мастер» получает различные навыки взаимодействия с аудиторией, опыт рефлексии действий и другое. В случае четкой и толковой организации мастер-класс становится генератором идей дальнейшей педагогической работы всех участников.

 Как форма профессионального совершенствования педагога мастер-класс имеет ряд преимуществ. Он выступает формой передачи практического опыта, интерактивного взаимодействия педагогов и организации активной самостоятельной работы всех участников мастер-класса.

Таким образом, мастер-класс выступает эффективной формой профессионального развития всех педагогов. Так педагог, который активно ищет пути развития своего педагогического мастерства: рефлексирует свой личный профессиональный подход, находить новые эффективные формы и методы работы, обновляет способы своей деятельности, разрабатывает свои индивидуальный педагогический стиль. С другой стороны педагог, пассивно относящийся к своему профессиональному развитию, включается в определенный цикл действий, так или иначе является включенным в активную познавательную деятельность.

Основной целью мастер-класса является создание условий для совершенствования собственного профессионального мастерства педагога, в ходе которого создается индивидуальный педагогический стиль работы.

Главный принцип мастер-класса «Знаю сам. Научу вас». Говоря другими словами, основные задачи мастер-класса:

- обобщение и передача опыта работы педагога по актуальному вопросу;

- совместная отработка индивидуальных педагогических наработок, методических приемов;

- оказание реальной практической помощи участникам в построении индивидуального алгоритма самообразования и саморазвития.

В ходе планирования работы в первую очередь необходимо сформулировать тему мастер-класса. Тема должна быть простой и понятной для всех участников. Название не должно содержать «заумных» терминов.

Дальнейшим шагом в работе должно стать определение основополагающих целей и задач, достижение которых и является основой мастер-класса.

Как и любое педагогическое мероприятие, мастер-класс любой направленности имеет определенную структуру, основными компонентами которой являются: ввод новых знаний, усвоение знаний, рефлексия.

Ввод новых знаний относится к первой теоретической части мастер-класса. На этом этапе педагог – руководитель представляет свой профессиональный опыт, делится своими наработками по заявленной теме.

Второй этап мастер-класса – это практическая отработка полученных знаний, приобретенных профессиональных навыков. На данном этапе все участники мастер-класса принимают роль учеников, а педагог-руководитель – роль учителя. На этапе практической отработки важно, чтобы каждый педагог осознал эффективность передаваемого опыта, изучаемой системы работы.

Третий, заключительный, этап мастер-класса является рефлексия. На этом этапе всем участникам заседания целесообразно объединиться в небольшие группы для разработки занятия или плана темы в рамках полученного педагогического опыта.

Взяв за основу данную структуру, некоторые исследователи-методисты разработали различные технологии пошаговой организации мастер-классов. Так, в своих трудах Русских Г.А.[5] выделил пять этапов мастер-класса:

I этап – презентация педагогического опыт учителем – мастером;

II этап – представление системы учебных занятий;

III этап – проведение имитационной игры;

IV этап – моделирование;

V этап – рефлексия.

Педагог – руководитель для проведения своего мастер-класса может воспользоваться различными педагогическими формами, выбор которых зависит от уже наработанного им стиля педагогической деятельности.

Мастер-класс может быть проведен в форме занятия со студентами. В структуре данной формы педагог показывает фрагмент образовательной деятельности с детьми с использованием ранее выбранной технологии или методики. Продолжительность фрагмента определяется педагогом. Важно построить занятие таким образом, чтобы четко прослеживался показываемый метод. Во время занятия внимание педагога-руководителя сконцентрировано только на детях. После проведения занятия должно следовать краткое пояснение сути метода, его обсуждение с педагогами-участниками мастер-класса и подведение результатов.

Второй формой проведения мастер-класса выступает занятие с аудиторией. Данная форма является имитационной. В качестве обучаемых непосредственно выступают педагоги-участники мастер-класса. При такой форме вступительная часть остается традиционной, а вот основной частью выступает имитация образовательной деятельности. Заключительная часть представляет собой рефлексию и обсуждение предлагаемой технологии.

Третьей формой проведение является мастер-класс с демонстрацией видеофрагментов образовательной деятельности, которые и выступают в качестве примера. Еще до демонстрации педагогу-руководителю целесообразно рассказать участникам, на какие моменты стоит обратить внимание. Важно, чтобы видеофрагменты были хорошего качества, а также на протяжении всего просмотра ярко демонстрировалось то, о чем говориться педагогом-руководителем.

Всегда должно быть заключение мастер-класса как логическое заключение, которое может включать в себя собственное отношение к делу, раздачу подготовленных заранее памяток и др.  Как результат мастер-класса выступает модель, разработанную педагогом-учеником, под руководством педагога-руководителя для дальнейшего применения данной модели в своей профессиональной деятельности.

Подводя итоги, можно сделать выводы о том, что мастер-класс должен обладать логической завершенностью, обладать высокой степенью результативности, содержать определенный комплекс оптимальных средств и методов решения поставленных целей и задач.

  Литература:  

 1.Латыпова Е.А. Мастер класс – современная форма повышения профессионального мастерства педагогов./ Е.А. Латыпова. - Нефтекамск, 2012 – 19с.

2.Машуков А. В. Организация и проведение мастер-классов. Методические рекомендации./ А.В. Машуков. — Челябинск, 2013. — 13 с.

3.Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка./С.И. Ожегов. – Под.ред. Л.И. Скворцова. – 27-е изд., испр. – СПб.: Ленинградское издательство, 2012. – 1360с.

4.Поташник М. М. Управление профессиональным ростом учителя в современной школе: методическое пособие./ М.М. Поташник. — М.: Педагогическое общество России, 2010. — 448 с.

5.Русских Г. А. Мастер-класс — технология подготовки учителя к творческой профессиональной деятельности // Методист. — 2002. — № 1 — С. 38–40.

6.Хуртова Т. В. Формы профессионального обучения педагогов: мастер-классы./ Т.В. Хуртова — Волгоград: Учитель, 2008.– 76 с.

7. Филатова Н. И., Усова С. И. Методика организации и проведения мастер-класса педагогом [Текст] // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы VIII междунар. науч. конф. (г. Самара, март 2016 г.). — Самара: Асгард, 2016. — С. 266-268.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология подготовки и проведения мастер-класса

Мастер-класс - одна из эффективных форм диссеминации собственного педагогического опыта, семинар для отработки практических навыков по различным методикам и  технологиям с целью повышения професс...

Буклет "Технология проведения Мастер-класса"

Буклет "Технология проведения Мастер-класса" был подготовлен для районного методического объединения для воспитателей по теме Мастер-класс. Этот буклет раскрывает технологические подходы проведения Ма...

памятка для воспитателей "ТЕХНОЛОГИЯ ПОДГОТОВКИ И ПРОВЕДЕНИЯ МАСТЕР-КЛАССА"

Мастер-класс — активная форма творческой самореализа­ции педагога, когда педагог-мастер передает свой опыт слуша­телям путем прямого и коммен­тированного показа приемов работы. Педагог-мастер, как пра...

Презентация "Технология проведения Мастер-класса"

Презентация "Технология проведения Мастер-класса" подготовлена для районного семинара-практикума "Квик-настройка "Советы наставников педагогам-дошкольникам"".Семинар пров...

ПРИКАЗ от 21.02.2023. № 22/1-ОД. Об итогах проведения мастер-классов на муниципальном уровне и вынесении благодарности педагогам за проведение мастер-классов.

ПРИКАЗ от 21.02.2023. № 22/1-ОД. Об итогах проведения мастер-классов на муниципальном уровне и вынесении благодарности педагогам за проведение мастер-классов....