Консультация для педагогов "Технология проведения мастер класса"
консультация на тему
Консультация для воспитателей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Консультация для педагогов "Технология проведения мастер класса" | 32.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для воспитателей
«Технология проведения мастер-класса»
Педагог дополнительного образования
МКДОУ «Детский сад № 5 г. Беслана»
Наталья Пучкова
Обучать - значит вдвойне учиться.
Ж. Жубер
Мастер-класс – одна из форм эффективного профессионального обучения педагогов.
В толковом словаре С.И. Ожегова можно найти несколько значений слова «мастер»:
- Квалифицированный работник в какой-нибудь производственной области;
- Человек, который умеет хорошо, ловко что-нибудь делать;
- Специалист, достигший высокого искусства в своем деле.
Ближе всего для педагога два последних определения.
В современной педагогической литературе в характеристику понятия «педагогическое мастерство» включают следующие компоненты:
- Психологическая и этико-педагогическая эрудиция;
- Профессиональные способности;
- Педагогическая техника;
- Определенные качества личности, необходимые для осуществления профессиональной деятельности.
В современных условиях педагог-мастер – это педагог, обладающий исследовательскими навыками и умениями, знающий особенности экспериментальной работы, умеющий анализировать инновационные педагогические технологии, отбирать содержание и применять на практике, умение прогнозировать итоги своей деятельности, разрабатывать методические рекомендации.
Фундамент (основу) педагогического мастерства охватывают следующие основные составляющие:
-личность педагога
-знания
-педагогический опыт
В мастерстве педагога можно выделить четыре относительно самостоятельных элемента:
- Мастерство организатора коллективной и индивидуальной деятельности детей;
- Мастерство убеждения;
- Мастерство передачи знаний и формирования опыта деятельности;
- Мастерство владения педагогической техникой; (умение выбрать правильный стиль и тон в общении, умение управлять вниманием, чувство такта, навыки управления и др.).
Для того чтобы стать настоящим мастером своего дела учителю необходимо постоянно учиться, учиться друг у друга. И лучшим побудителем для этого должен стать взаимообмен профессиональным опытом, взаимообучение, взаимосовершенствование своей воспитательной и преподавательской деятельности. Оптимальной формой на сегодняшний день как раз и является, на наш взгляд, мастер-класс. Фактор "взаимо" здесь особо важен. Ведь прямое воспроизводство, механическое повторение профессиональных достижений сегодня практически бесперспективно, оно не даст должного эффекта.
Учителю важно уметь эффективно представлять свой опыт, транслировать его как можно большему количеству коллег, профессионально, таким образом, развиваясь.
Следовательно, мастер-класс есть уникальная по своему типу форма наращивания профессионализма учителя в той или иной конкретной сфере "педагогического воспроизводства".
В педагогической литературе существует несколько десятков определений понятия «мастер-класс».
Мастер-класс - (от английского masterclass: master – лучший в какой-либо области + class – занятие, урок) – современная форма проведения обучающего тренинга для отработки практических навыков по различным методикам и технологиям с целью повышения профессионального уровня и обмена передовым опытом участников, расширения кругозора и приобщения к новейшим областям знания.
Мастер-класс – это эффективная форма передачи знаний и умений, обмена опытом обучения и воспитания, центральным звеном которой является демонстрация оригинальных методов освоения определенного содержания при активной роли всех участников занятия.
Мастер-класс – это особая форма учебного занятия, которая основана на «практических» действиях показа и демонстрации творческого решения определенной познавательной и проблемной педагогической задачи.
Мастер-класс отличается от семинара тем, что, во время мастер-класса ведущий специалист рассказывает и, что еще более важно, показывает, как применять на практике новую технологию или метод.
Цель мастер-класса – создать условия для профессионального самосовершенствования учителя.
Задачи мастер-класса:
- передача учителем-мастером своего опыта путем прямого и комментированного показа последовательности действий, методов, приемов и форм педагогической деятельности;
- совместная отработка методических подходов учителя-мастера и приемов решения поставленной в программе мастер-класса проблемы;
-оказание помощи участникам мастер-класса в определении задач саморазвития и формировании индивидуальной программы самообразования и самосовершенствования.
Структура проведения «Мастер-класса»:
1. Презентация педагогического опыта педагога-мастера
- кратко характеризуются основные идеи технологии;
- описываются достижения в работе;
- доказывается результативность деятельности учащихся, свидетельствующая об эффективности технологии;
- определяются проблемы и перспективы в работе учителя-мастера.
2. Представление системы учебных занятий:
- описывается система учебных занятий в режиме презентуемой технологии;
- определяются основные приемы работы, которые учитель будет демонстрировать слушателям.
Цель проведения конкретного урока (занятия) определятся педагогом в зависимости от того, что он будет показывать.
Варианты:
1) Показ урока, внеклассного занятия, факультатива и т.п.
2) Показ отдельных форм работы, которые использует в своей деятельности педагог
3) Показ отдельных методов работы
4) Показ инновационных моментов деятельности
Формы:
Лекция
Практическое занятие
Интегрированное (лекционно-практическое) занятие
3. Имитационная игра
учитель-мастер проводит учебное занятие со слушателями, демонстрируя приемы эффективной работы с учащимися;
4. Моделирование
самостоятельная работа слушателей по разработке собственной модели урока (занятия) в режиме продемонстрированной педагогической технологии. Мастер исполняет роль консультанта, организует самостоятельную деятельность слушателей и управляет ею. Обсуждение авторских моделей урока (занятия) слушателями
5. Рефлексия
Дискуссия по результатам совместной деятельности Мастера и слушателей
Заключительное слово педагога-мастера по всем замечаниям и предложениям.
Заключение
Итак, обобщая выше сказанное, мы можем выделить важнейшие особенности мастер-класса, а именно:
1. новый подход к философии обучения, ломающий устоявшиеся стереотипы;
2. метод самостоятельной работы в малых группах, позволяющий провести обмен мнениями;
3. создание условий для включения всех в активную деятельность;
4. постановка проблемной задачи и решение ее через проигрывание различных ситуаций;
5. формы, методы, технологии работы должны предлагаться, а не навязываться участникам;
6. новая форма взаимодействия - сотрудничество, сотворчество, совместный поиск.
Форма работы мастер-класса зависит от наработанного учителем стиля своей профессиональной деятельности, который, в конечном итоге, и задает на мастер-классе изначальную точку отсчета в построении общей схемы проведения этого интересного организационно-педагогического мероприятия.
А инициатива, желание и стремление педагога-мастера представить свой опыт в этой организационно-педагогической форме сторицей окупится возможностью получить так необходимый всякому истинному профессионалу материал для творческих размышлений, для дальнейшего последовательного выстраивания своего поступательного движения к высотам истинного воспитательно-образовательного профессионализма, активного восхождения по пути непрерывного профессионального роста и самосовершенствования.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов: «Требования к организации и проведению мастер-класса»
в данной консультации представлены необходимые правила и требования к проведению мастер-класса...
Консультация для педагогов "Критерии качества подготовки и проведения мастер-класса"
в данной консультации раскрыты основные критерии подготовки и проведениямастер-класса...
ГОТОВИМСЯ К МАСТЕР-КЛАССУ Пошаговый алгоритм проведения мастер-класса
Методические рекомендации по организации и проведению мастер-класса...
Консультация для родителей и педагогов по развитию речевого дыхания с проведением мастер-класса
Немаловажную роль для развития устной речи детей играет правильная постановка у них дыхания. Конечно, звуки речи, просодемы образуются при известном положении артикуляционных органов, но ...
Методическая разработка мастер-класса «Изготовление национальной ненецкой куклы «Нухуко» в технике «пластилинография» Форма проведения: мастер-класс
Приложение [[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"23298129","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"23298132","attribu...
Консультация "Подготовка и проведение мастер-класса педагогами ДОУ"
Консультация содержит материал, который может быть полезен педагогам ДОУ при подготовке и проведении мастер-класса...
Консультация для воспитателей "Современные требования к проведению мастер-класса с детьми дошкольного возраста"
Современные документы нацеливают нас на использование во взаимодействии с детьми форм, максимально создающих им условия для проявления свободы выбора, общения и проявления инициативы и самостоят...