доклад на тему "Предметно-развивающая среда в младшей группе" (из опыта работы)
консультация (младшая группа)
Уважаемые коллеги!
Хочу поделиться своим опытом при созданиии ПРС в младшей группе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prs_v_mladshey_gruppe.docx | 26.27 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 6 «МЕДВЕЖОНОК» Г. РТИЩЕВО САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ»
(МДОУ детский сад № 6 г. Ртищево)
Доклад на тему:
«Предметно-развивающая среды в младшей группе».
(из опыта работы)
подготовила: Татаринцева Н.Г.
воспитатель 1 квалификационной категории
г.Ртищево
2020г.
Добрый день, уважаемые коллеги.
Хочу поделиться своим опытом при создании предметно-развивающей среды в младшей группе.
Пространство группы я делю на три сектора:
Активный сектор (занимает самую большую площадь в группе), в него я включала:
1. Центр игры
2. Центр двигательной активности
3. Центр конструирования
4. Цент музыкально - театрализованной деятельности
Спокойный сектор:
1. Центр книги
2. Центр отдыха
3. Центр природы
Рабочий сектор:(занимает 25% всей группы)
1. Центр познавательной и исследовательской деятельности
2. Центр продуктивной и творческой деятельности
3. Центр правильной речи и моторики
Обстановка в младшей группе прежде всего создается как комфортная и безопасная для ребенка. Маленькие дети плохо реагируют на пространственные изменения обстановки, они предпочитают стабильность в этом отношении. В связи с этим необходимо спланировать расстановку оборудования еще до прихода малышей в детский сад.
У младших детей активно развиваются движения, в том числе ходьба, бег, лазание. Вместе с тем, движения еще плохо координированы, нет ловкости, быстроты реакции, увертливости. Поэтому при пространственной организации среды оборудование я располагаю по периметру группы, выделяю игровую часть и место для хозяйственно-бытовых нужд, предусматриваю достаточно широкие, хорошо просматриваемые пути передвижения для ребенка. Я не рекомендую включать в обстановку много оборудования, примерно две трети пространства должны быть свободными.
У детей второй младшей группы быстро падает интерес к одному и тому же пособию, поэтому советую постоянно его обновлять (перестановка его с одного места на другое, внесение нового пособия и т. д.).
Мелкое физкультурное оборудование (массажные мячи, шарики, резиновые кольца и др.) следует выкладывать в корзинах или открытых ящиках таким образом, чтобы дети могли им свободно пользоваться.
В пространстве группового помещения достаточно иметь 3-4 целостных комплекса для игровой деятельности (тематические зоны). Это комплексы материалов (и часть пространства) для развертывания бытовой тематики:
- 1) шкафчик с посудой, кухонная плита и несколько кукол на стульчиках вокруг стола;
- 2) пара кукольных кроватей (колясок) шкафчик с "постельными принадлежностями", диванчик, на котором могут сидеть и куклы, и дети.
- 3) домик-теремок — ширма, со скамеечкой или модулями внутри, где могут "жить" игрушки-звери, прятаться и устраивать свой "дом" дети; здесь же может развертываться игра взрослого с детьми по мотивам простых сказок.
Предметную среду группы организую так, чтобы стимулировать восприятие детей, способствовать развитию анализаторов, «подсказывать» способы обследования и действий. Предметы подбираю чистых цветов, четкой несложной формы, разных размеров, выполненных из разнообразных (но безопасных для здоровья ребенка) материалов. Хорошо, если из предметов можно извлекать звуки, чувствовать аромат, запах, познавать характер поверхности (гладкость, шероховатость), прозрачность, твердость-мягкость и другие разнообразные свойства. Довольно часто их надо менять (не реже одного раза в неделю).
Для развития мелкой моторики кроме специальных дидактических игрушек: вкладышей, пирамидок, шнуровок, — я включила в обстановку пластиковые контейнеры с крышками разных форм и размеров, коробки, другие хозяйственные предметы, вышедшие из употребления. Примеряя крышки к коробкам, ребенок накапливает опыт сравнения величин, форм, цветов.
Много возможностей развития детей заложено в игре- экспериментировании. Игры с песком, водой, красками требуют специального оборудования это оборудование можно приобрести или сделать своими руками, я многое делаю с помощью родителей.
Из дидактических игр предпочтительны игры типа лото, домино и парных картинок. Должны быть также мозаика (крупная пластиковая, магнитная и крупная гвоздиковая), пазлы из 3-15 частей, наборы кубиков из 4-12 штук, развивающие игры (например, «Сложи узор», «Сложи квадрат»), а также игры с элементами моделирования и замещения.
- Напольный строительный материал требует много места, поэтому я его помещаю отдельно на низко расположенных полках и рядом расстилаю ковер или дорожку.
- Мелкий строительный материал насыпаю в корзины, ящики, коробки.
- Конструкторы размещаю на столах в открытых коробках и деревянных ящиках.
Малыши не умеют взаимодействовать и предпочитают игры рядом, но не вместе; поэтому в моей группе, строительный материал размещен в нескольких местах группы.
- Разнообразные «мягкие конструкторы» на ковролиновой основе позволяют организовать игру по - разному: сидя за столом, стоя у стены, лежа на полу.
Я учу своих малышей после игры убирать игрушки на свое место, так как материалы и пособия должны иметь постоянное место.
Ребенок младшего возраста начинает проявлять все более активный интерес к рисованию. Для накопления опыта изобразительной деятельности лучше всего иметь специальные самостирающиеся или восковые доски с палочкой для рисования или рулон простых белых обоев и восковые мелки (мы в группе рисуем на обоях). Обои закрепляют на столе и перематываю по мере использования. Любят малыши рисовать ладошками, для такого рисования я использую гуашь с добавлением жидкого мыла.
В моей группе много зеркал в разных местах, поскольку малыш видеть себя среди других детей, наблюдать свои движения, мимику, внешний вид. А уголок ряженья позволит ему изменять свой облик и наблюдать эти изменения, познавая себя, такого знакомого и незнакомого одновременно.
В младшем возрасте основной задачей в работе с детьми по формированию гендерной принадлежности является гендерная идентичность. При решении данной задачи я в предметную среду ввожу маркеры пространства, которые подчеркивают присутствие детей разного пола (например: покрывала в спальне двух любых цветов; маркировка стульев двух цветов: красная для девочек, зеленая – для мальчиков; полотенца двух цветов). В своей речи я употребляю слова «девочки», «мальчики».
Уважаемые коллеги. При проектировании предметной развивающей среды я учитываю следующие факторы:
1.Всячески ограждаю детей от отрицательного влияния игрушек, которые:
• провоцируют ребенка на агрессивные действия;
• вызывают проявление жестокости по отношению к персонажам игры - людям и животным), роли которых исполняют играющие партнеры (сверстник и взрослый);
2.Я соблюдаю антропометрические факторы, обеспечивающие соответствие возрастных характеристик параметрам предметной развивающей среды. Мебель должна находиться в соответствии с ГОСТ 19301.2-94.
Вывод: Создавая предметно-развивающую среду необходимо помнить:
- Среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организованную, коммуникативную функции. Но самое главное – она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.
- Необходимо гибкое и вариативное использование пространства.
Среда должна служить удовлетворению потребностей и
интересов ребенка.
- Форма и дизайн предметов ориентирована на безопасность
и возраст детей.
- Элементы декора должны быть легко сменяемыми.
- В каждой группе необходимо предусмотреть место для детской экспериментальной деятельности.
- Цветовая палитра должна быть представлена теплыми, пастельными тонами.
- При создании развивающего пространства в групповом помещении необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности.
- Предметно-развивающая среда группы должна меняться в зависимости от возрастных особенностей детей, периода обучения, образовательной программы.
Надеюсь, мои советы кому-то пригодятся и помогут в создание ПРС.
Спасибо. Удачи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Влияние игры-драматизации на восприятие художественной литературы детьми младшей группы ( из опыта работы).»
Игра–драматизация помогает развитию детского творчества, глубокому погружению в содержание, в образы главных героев сказки; положительно влияет на результат обогащения детей...
« Познавательно-исследовательская деятельность с детьми во 2 младшей группе. (из опыта работы)
Познавательное развитие детей - одно из важных направлений в работе с детьми дошкольного возраста. Любой нормальный ребенок появляется на свет с врожденной познавательной направленностью, помогающей е...
Создание предметно-развивающей среды в младшей группе. Из опыта работы
Доклад на педагогическом совете....
Формы работы с родителями в первой младшей группе - из опыта работы воспитателя
Я работаю в первой младшей группе детского сада. Для меня важно знать не только особенности ребенка, но и те проблемы, которые часто возникают, когда из семьи дети поступают в детский сад. В своей дея...
Формы работы с родителями в первой младшей группе - из опыта работы воспитателя
Я использую разные формы организации работы с родителями: консультации на темы: «Ваш ребенок идет в детский сад!», «Адаптация ребенка в детском саду», «Упрямство – ...
Консультация для педагогов "Предметно - развивающая среда в младшей группе" ( из опыта работы)
Консультация для педагогов о организации предметной средв в группах раннего возраста...