Создание предметно-развивающей среды в младшей группе. Из опыта работы
статья (младшая группа)

Александрова Евгения Николаевна

Доклад на педагогическом совете.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_aleksandrova.docx22.5 КБ
Файл predmetno-prostranstvennaya_sreda.pptx940.53 КБ

Предварительный просмотр:

Создание предметно-развивающей среды в младшей группе.

Из опыта работы

Нет такой стороны воспитания, на которую
обстановка не оказывала бы влияния,
нет способности, которая не находилась бы
в прямой зависимости от непосредственно
окружающего ребенка конкретного мира…
Тот, кому удастся создать такую обстановку,
облегчит свой труд в высшей степени.
Среди нее ребенок будет жить – развиваться
собственной самодовлеющей жизнью,
его духовный рост будет совершенствоваться
из самого себя, от природы…
Е. И. Тихеева

Создавая предметно-развивающую среду в младшей группе учитывали все  требования  ФГОС , отображая их во всех центрах . Так же мы опирались на принцип активности, стабильности, гибкого зонирования. В группе созданы условия для взаимодействия детей с воспитателем и друг с другом.  Мы стараемся обогатить среду такими элементами, которые бы стимулировали познавательную, развивающую, двигательную и иную активность детей.Содержание предметно-развивающей среды соответствует интересам мальчиков и девочек, периодически изменяется, варьируется, постоянно обогащается.

Функции предметно-развевающей среды в младшей группе:

Познавательная – удовлетворяет потребность ребенка в освоении окружающего мира, стимулирует познавательную активность;

Коммуникативная – стимулирует речевое развитие, позволяет ребенку познать азы общения и взаимодействия;

Оздоровительная – стимулирует двигательную активность, обогащает двигательный опыт, приобщает к культуре здоровья;

Творческая – приобщает детей к творческой деятельности, способствует саморазвитию и самореализации.
В нашей группе предметно-развивающая среда разделена на уголки-микроцентры для самостоятельной деятельности детей:

Уголок сюжетно-ролевых игр способствует возникновению игры; ребята учатся выбирать роль, выполнять в игре несколько взаимосвязанных действий;   Учатся  использовать в играх строительный материал.

Оборудование и материалы, которые есть у нас в уголке: кукольная мебель для комнаты и кухни; гладильная доска; атрибуты для игры в «Дом», «Магазин», «Парикмахерскую», «Больницу», «Водителей» и др. ; куклы ; игрушечные дикие и домашние животные; наборы кухонной и чайной посуды; набор овощей и фруктов; машины крупные и средние; грузовые и легковые; телефон, руль, весы, сумки, ведёрки, утюг, молоток и др. ; кукольные коляски; игрушки-забавы; одежда для ряжения. Основной вид деятельности наших малышей – игровой. В игровом уголке «Жилая комната» собраны игрушки, которые знакомят детей с окружающими их предметами быта. Малыши знакомятся с новыми для них предметами и учатся действовать с ними. Полученные знания и навыки переносят в повседневную жизнь

Уголок  природы Наполняемость уголка меняется  по временам года. Собраны экологические игры соответствующие  возрасту ,сюжетные картинки для рассматривания ,картотека прогулок, собраны коллекции природного материала , лекарственных трав, есть гербарий.

В уголке природы организован «Центр воды и песка» что  помогает организовать познавательно-исследовательскую деятельность детей. Речь идет об игре-экспериментировании с различными предметами и природными материалами. Организуя игры с водой и песком, мы не только знакомим детей со свойствами различных предметов и материалов, но и помогаем им закрепить представления о форме, величине, цвете предметов, развивать мелкую моторику рук, закладываем основы для обучения конструированию (формование из песка).

Уголок  физической культуры: Создаём условия для занятия физическими упражнениями в группе, стимулируем желание детей заниматься двигательной деятельностью.
Оборудование и материалы, которые есть у нас в уголке: коврики,  массажные коврики с разной наполняемостью (для профилактики плоскостопия) ; мячи; обручи; скакалки; кегли . шары, платочки, ; мешочки с грузом; флажки; атрибуты для проведения подвижных игр, утренней гимнастики и после сна  .Картотека подвижных игр на улице и в группе.
Потребность в движении является важной задачей при организации предметно – развивающей среды в младшей группе.

Уголок  изобразительного искусства: Оборудование и материалы, которые есть в уголке: наборы цветных карандашей; наборы фломастеров; шариковые ручки; альбомы, гуашь; акварель; цветные восковые мелки и т. п. ; кисточки - тонкие и толстые; баночки для промывания кисти от краски; бумага для рисования разного формата; трафареты по темам; пластилин; стеки; печатки; салфетки из ткани,  доска для рисования  мелом , трафареты для работы с пластилином, раскраски клей ПВА, всевозможные фигурки для аппликации , очень много природного материала для творчества.

Музыкально – театральный уголок: Развитие слухового восприятия и внимания; формирование исполнительских навыков; развитие творчества детей на основе литературных произведений.

Оборудование и материалы, которые есть у нас в уголке: набор шумовых коробочек; звучащие игрушки, контрастные по тембру и характеру звукоизвлечения (колокольчики, бубен, дудочки, барабан, резиновые пищалки, погремушки и др.) ; музыкальные дидактические игры; театр настольный, фланелеграф ,небольшая ширма ,магнитная доска и карточки по сказкам на магнитах и наборы кукол (пальчиковых, плоскостных и др.) маски для постановки сказок

Дети в восторге от нашего музыкально – театрального центра. Музыкальные инструменты доставляют детям много радостных минут и развивают фонематический слух и чувство ритма. Мы стараемся знакомить малышей с различными видами театра. Встреча с куклой помогает детям расслабиться, снять напряжение, создать радостную атмосферу.

Книжный уголок: учим детей слушать литературные произведения, учим  обращаться с книгой; Формируем и расширяем  представления об окружающем. Оборудование и материалы, которое есть у нас в уголке: стеллаж для книг, книжки по программе, любимые книжки детей, книжки-малышки,  альбомы для рассматривания: «Профессии», «Времена года», «Детский сад»; альбом с семейными фотографиями детей группы; наборы сюжетных и предметных картинок ; игры по познавательному и речевому развитию и т. д. Срок пребывания книги в уголке определяю интересом детей к этой книге. В среднем срок ее пребывания в нем составляет 2-2, 5 недель. В уголке я даю детям первые уроки самостоятельного общения с книгой: знакомлю с уголком книги, его устройством и назначением, учу рассматривать книги только там (брать книги чистыми руками, перелистывать осторожно, не рвать, не мять, не использовать для игр; после того как посмотрел, всегда класть книгу на место).Наши ребята любят, когда мы читаем с ними книги и рассматриваем картинки, поэтому здесь у нас много яркой красочной и интересной литературы по программе.

Уголок краеведения

Был оформлен в этом году ,собраны и оформлены фотографии родного поселка ,района, страны.

Уголок сенсорного  развития  Очень богата наполняемость сенсорного уголка :собрано много игр как для использования на занятии ,так и в свободной деятельности детей для закрепления полученных знаний, много игр сделано своими руками это шнуровки, игры на изучение формы и цвета.

Уголок речевого развития Собраны картотеки по развитию связной речи ,пальчиковых игр .Есть карточки артикуляционной гимнастики. Много сюжетных картинок для рассматривания  и описания .Собраны игры из серии  «Говори правильно»на произношение различных звуков

Создан  в группе  «Огород на окне» Тесно связан с уголком природы .Здесь мы учим детей правилам посадки растений ,ухаживать за ними .Рассматриваем различные семена ,ведем циклические наблюдения.

Правильно организованная развивающая среда позволяет каждому малышу найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать с педагогами и со сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки, а ведь именно это и лежит в основе развивающего обучения Мы старались, чтобы ребенок имел возможность заниматься любимым делом в выбранном им мини уголке. В группе всё доступно каждому ребёнку, соответствует возрасту и учитывает его индивидуальные особенности и возможности развития. Предметно – пространственная среда группы создает комфортное настроение, способствует эмоциональному благополучию детей.

Создавая предметно-развивающую среду группы мы учитывали все  требования  ФГОС , отображая их во всех центрах . Старались сделать ее разнообразной, яркой, комфортной, информативно богатой, чтобы создать эмоционально положительную атмосферу в группе, обеспечить гармоничное развитие каждого ребенка.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Развивающая предметно-пространственная среда младшей группы №7 в соответствии с ФГОС ВОСПИТАТЕЛЬ:Александрова Е.Н.

Слайд 2

Цель разработка модели развивающей предметно-пространственной среды младшей группы, способствующей гармоничному развитию и саморазвитию детей с последующим ее формированием и доведением до соответствия по требованиям ФГОС ДО.

Слайд 3

Задачи Изучить и внедрить в практику новые подходы к организации развивающей и предметно-игровой среды, обеспечивающих полноценное развитие дошкольников в рамках образовательной программы ДОО с учетом требований ФГОС ДО; организовать развивающую среду, способствующей эмоциональному благополучию детей с учетом их потребностей и интересов; создать условия для обеспечения разных видов деятельности дошкольников (игровой, двигательной, интеллектуальной, познавательной, самостоятельной, творческой, художественной, театрализованной) с учетом гендерных особенностей воспитанников; содействовать сотрудничеству детей и взрослых для создания комфортной развивающей предметно-пространственной среды; приобщить дошкольников к активной предметно-преобразовательной деятельности в интерьере.

Слайд 4

Мы играем

Слайд 5

Гендерное развитие

Слайд 6

Уголки сюжетно ролевых игр

Слайд 7

Уголок природы

Слайд 8

Уголок физкультуры

Слайд 9

Уголок ИЗО

Слайд 10

Уголки музыки и театра

Слайд 11

Книжный уголок

Слайд 12

Уголок краеведения

Слайд 13

Сенсорное развитие

Слайд 14

Речевое развитие

Слайд 15

Огород на окне

Слайд 16

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья из опыта работы. Тема: "Организация предметно- развивающей речевой среды в младшей группе по ФГОС ДОУ".

Статья из опыта работы.Тема: "Организация предметно- развивающей речевой среды в младшей группе по ФГОС ДОУ"....

доклад на тему "Предметно-развивающая среда в младшей группе" (из опыта работы)

Уважаемые коллеги!Хочу поделиться своим опытом при созданиии ПРС в младшей группе....

Предметно-развивающая образовательная среда в старшей группе "Урумэччи"

Развивающая среда-система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержания развития его духовного и физического облика...

Консультация для педагогов "Предметно - развивающая среда в младшей группе" ( из опыта работы)

Консультация для педагогов о организации предметной средв в группах раннего возраста...