Внедрение инновационной технологии проектирования в образовательный процесс дошкольного учреждения
статья (средняя группа) на тему
Создание современной системы дошкольного образования, ориентированного на полноценное развитие личности каждого ребенка, выдвигает постоянно повышающиеся требования к воспитательно -образовательному процессу. Задачами педагогической деятельности становятся воспитание личности, способной встраиваться в социум, позитивно вести себя в нем, самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения, четко планировать свои действия. Одним из эффективных средств решения данных задач считается метод педагогического проектирования, как одна из форм планирования и организации воспитательно-образовательной работы. Проектная деятельность – это дидактическое средство активизации познавательного и творческого развития ребенка и одновременно формирование личностных качеств ребенка. Проект в ДОУ – метод педагогически организованного освоения ребенком окружающей среды в процессе поэтапной и заранее спланированной деятельности по достижению намеченных целей. Знания, приобретенные детьми в ходе реализации проекта, становятся достоянием из личного опыта. Экспериментируя, ребенок ищет ответ на вопрос и тем самым, развивает творческие способности, коммуникативные навыки. Используя проект, как форму совместной развивающей деятельности детей и взрослых, педагоги организуют воспитательно - образовательную деятельность интересно, творчески, продуктивно. Особенностью проектной деятельности в дошкольном образовании является то, что ребенок еще не может самостоятельно найти противоречия в окружающем, сформировать проблему, определить цель. Поэтому, воспитательно-образовательный процесс в проектной деятельности носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги ДОУ, а также вовлекаются родители и социум. Проектная деятельность развивает наблюдательность, творческое и критическое мышление, самодисциплину, культуру речи, позволяет участникам быть более активными в дошкольной жизни, способствует развитию у детей и педагогов навыков общения, умение отстаивать и доказывать свою точку зрения, умения публичного выступления. [1]
В основу метода проектов заложена идея о направленности познавательной деятельности дошкольников на результат, который достигается в процессе совместной работы педагога, детей над определенной практической проблемой. Решить проблему или работать над проектом значит – применить необходимые знания и умения из различных разделов образовательной программы дошкольников и получить ощутимый результат. Технология проектирования делает детей, активными участниками образовательного и воспитательного процессов, что дает им толчок к саморазвитию. Ведь опыт самостоятельной деятельности, полученный ребенком в дошкольном возрасте, развивает в нем уверенность в своих силах и мы педагоги должны мотивировать детей на проявление самостоятельности.
Внедрение метода проектирования наше дошкольное учреждение МБДОУ Детский сад №33 "Солнышко" г. Гуково позволило: 1. Успешно реализовывать дополнительные программы в сочетании с основной программой обучения и воспитания детей в детском саду. 2. Строить воспитательно-образовательный процесс на интересах детей, самостоятельной активности воспитанников. 3. Активно повышать самооценку ребенка. Участвуя в проекте, ребенок ощущает себя значимым в группе сверстников, видит свой вклад в общее дело, радуется своим успехам. 4. Родителям стать активными участниками образовательного процесса. Сблизить позиции ДОУ и семьи к совместной творческой деятельности. Так технология проектирования в нашей дошкольной образовательной организации позволила реализовать долгосрочный проект социальной направленности.
В рамках проведения месячника героико-патриотического воспитания посвященного 70-летию Великой Отечественной Войне, через проектную деятельность нам представилось возможность создать вместе с ребятами, их родителями, социокультурными объектами нашего города, в детском саду музейную экспозицию "Будем помнить всегда"! Все участники проекта внесли свой неоценимый вклад в виде поделок, макетов военной техники, патриотических панно, рисунков на тему Победы. В нашей музейной экспозиции содержатся экспонаты, которые можно трогать, рассматривать, играть. И эта особенность, безусловно, привлекает детей. А раз у них появляется интерес, обучение становится более эффективным. К тому же музейная экспозиция для ребенка - это что-то свое, родное, так как дети принимали непосредственное участие в его создании. Основу действующей музейной экспозиции составляют оригинальные фотоматериалы военного времени, фотокопии в черно-белой печати, личные вещи бойцов, оружие, фронтовые письма, награды. Фотоматериалы каждого тематического стенда, объединены по принципу общей смысловой хронологической идентичности. Музейная экспозиция постоянно пополняется новыми экспонатами, а также книжный фонд по истории Великой Отечественной Войны. Создавая музейную экспозицию, нам представилось важным использование современных мультимедийных технологий. Так у нас появился инновационный музейный видео-зал, в котором появились видео фильмы о ВОВ, презентации на героико-патриотическую тему, видео-викторина "Живой вопрос – живой ответ ", а также видеотека "Живые лица на экране ". На открытие нашей музейной экспозиции "Будем помнить всегда! " пригласили всех, кто помогал нам ее создавать: коллег, родителей, юных экскурсоводов, ветеранов и других почетных гостей. " Помнить можно только то, о чем знаешь! Если рассказать детям о войне, им будет, что помнить!" Данные результаты совместной проектной деятельности, не только способствовали созданию продукта практической направленности, а во многом сформировали такие личностные качества у дошкольников, как: чувства сопричастности к истории своего края; любви и уважения к прошлому; к страницам прошлого, своих предков.
Перспективами дальнейшей работы считаю продолжение использования наработанного материала, его расширение в разных видах и формах взаимодействия со всеми участниками образовательного процесса, которые будут способствовать всестороннему развитию детей дошкольного возраста.
Литература
1. Белая К.Ю. Инновационная деятельность в ДОУ: - М.: ТЦ Сфера,2005.
2. Киселев Л.С. Данилина Т.А. "Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения": - М.:Аркти,2003
3. Морозова Л. Д. "Метод проектной деятельности в ДОУ " – 2004.
4. Микляева Н. В. " Инновации в детском саду " – Айрик-пресс,2008.
5. Тимофеева Л.Л. " Проектный метод в детском саду ", С-П Детство-Пресс,2011
6. Штанько И.В. " Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста" - /Управление дошкольным образовательным учреждением,2004