Организация непосредственно - образовательной деятельности
статья
Предварительный просмотр:
Организация непосредственно образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО
Методическая служба
Детского сада «Солнышко»
2019 год
Организация непосредственно образовательной деятельности в соответствии с ФГОС ДО
«Закон об образовании» предоставил педагогическим коллективам возможность выбора образовательных программ. Но какую бы программу не выбрал детский сад, содержание дошкольного образования должно быть направлено на решение следующих задач:
- сохранение здоровья ребёнка;
- развитие базовых качеств личности;
- построение образовательного процесса на основе игры как основного вида деятельности дошкольника.
В основе результативности работы ДОУ лежит постоянное совершенствование воспитательно-образовательного процесса, которое воздействует на результаты работы ДОУ
Главная особенность организации НОД в ДОУ на современном этапе:
- уход от учебной деятельности (занятий),
- повышение статуса игры, как основного вида деятельности детей дошкольного возраста;
- включение в процесс эффективных форм работы с детьми: ИКТ, проектной деятельности, игровых, проблемно -обучающих ситуаций в рамках интеграции образовательных областей.
Важнейшим условием развития дошкольника является умелое включение его в непосредственную образовательную деятельность (НОД), которая строится на адекватных формах работы с детьми и индивидуальном подходе
Главная задача – вооружение детей знаниями, умениями, навыками.
А достичь этого можно в процессе правильной организации ОД, которая подразумевает активность детей, деловое взаимодействие и общение, накопление детьми определенной информации об окружающем мире, формирование определенных знаний, умений и навыков. От педагога зависит успех и эффективность воспитательно-образовательной работы. НОД интегрированного характера способствуют формированию целостной картины мира, так как предмет или явление рассматривается с нескольких сторон: теоретической, практической, прикладной. Переход от одного вида деятельности на другой позволяет вовлечь каждого ребёнка в активный процесс; способствуют формированию коллективных взаимоотношений; в результате образуется детско-взрослое сообщество.
Таким образом правильно организованная НОД это:
- Мотивация.
- Субъект-субъект, сотрудничество.
- Интеграция.
- Проектная деятельность.
- Партнерство.
- Комплексный подход к обучению.
- Самостоятельно-поисковая деятельность.
- Разнообразие видов деятельности.
- Совместная деятельность воспитателя и ребенка.
- Взаимодействие с семьями детей.
- Учет интересов детей.
- Эмоциональная насыщенность, интерес к тому, что делают дети
НОД - основная форма обучения в детском саду.
НОД - это ведущая форма организации совместной деятельности взрослого и детей, которая определяется уровнем освоения общеобразовательной программы дошкольного образования и решения конкретных образовательных задач возрастом детей, непосредственным окружением ОУ, текущей темой и др. Но процесс обучения остается. Педагоги продолжают «заниматься» с детьми.
Между тем необходимо понимать разницу между «старым» обучением и «новым».
В основе ФГОС ДО лежит важнейший дидактический принцип - правильное организованное обучение ведет за собой развитие, результат которого - успешность воспитания и образования детей в ДОУ. НОД – соединяет обучающую функцию и совместную деятельность. Стандартизация дошкольного образования не предусматривает предъявления жестких требований к детям дошкольного возраста, не рассматривает их в жестких «стандартных» рамках.
Критерии оценки качества образовательной деятельности в соответствии с ФГОС ДО
-Создание условий для сохранения и укрепления здоровья детей;
-Соответствие целей и задач образовательной деятельности Федеральной программе и основной общеобразовательной программе ДОУ;
-Реализация комплекса задач: обучающих, развивающих, воспитательных;
-Интеграция образовательных областей.
Интеграция направлений развития и образования детей
(Образовательные области) ФГОС
- Социально-коммуникативное развитие
- Речевое развитие
- Художественно- эстетическое развитие
- Познавательное развитие
- Физическое развитие
ВИДЫ НОД:
1 Комбинированная НОД - сочетание разных видов деятельности или нескольких дидактических задач, не имеющих логических связей между собой (после рисования идет подвижная игра).
2 Комплексная НОД - реализация задач средствами разных видов деятельности при ассоциативных связях между ними. При этом один вид деятельности доминирует, а второй его дополняет, создает эмоциональный настрой (беседа о правилах пожарной безопасности переходит в рисование плаката по теме).
3 Интегрированная НОД - соединяют знания из разных образовательных областей на равноправной основе, дополняя друг друга (рассматривание такого понятия как «настроение» через произведения музыки, литературы, живописи).
Подготовка к НОД включает следующие компоненты:
-Интеграция всех 5 образовательных областей (соединение знаний из разных образовательных областей на равноправной основе, дополняя друг друга)
-Соответствие и продуманность структуры НОД задачам, сюжетная линия НОД (цепочка логической
Разрешено свободное размещение детей
Разрешено свободное перемещение детей в процессе деятельности
Разрешено свободное общение детей (рабочий гул)
(На разных этапах НОД партнерская позиция воспитателя проявляется особым образом)
Особенности организации НОД:
- организация образовательной деятельности без принуждения;
- ненасильственные формы организации;
- развивающий характер обучения дошкольников;
- чувственный способ познания мира;
- присутствие субъектных отношений педагога и
детей (сотрудничество, партнерство)
- игровая цель или другая интересная детям;
- опора на опыт и знания детей;
- преобладание диалога воспитателя с детьми;
- предоставление детям возможности выбора деятельности и
организация проблемно поисковой деятельности;
- более свободная, в отличии от занятия, структура ОД;
- создание ситуаций успеха;
- развитие креативности, самостоятельности, инициативы детей
- активное участие младшего воспитателя.
Вывод
Основной целью воспитательно-образовательной работы является реализация требования программы воспитания и обучения.
Основной мотив участия /неучастия ребёнка в образовательном процессе
– наличие /отсутствие интереса
Виды мотивации (Мотивация общения, личной заинтересованности, проблемно-бытовая, сказочная, познавательная, информационная (после 6 лет), семантическая (обозначающая)6-7лет, достижения успеха (5-7 лет), соревновательная (6-7 лет)
Принципы мотивации:
-Нельзя навязывать ребёнку своё видение в решении проблемы
-Обязательно спросить у ребёнка разрешения заняться с ним общим делом
-Обязательно хвалить действия ребёнка за полученный результат
-Действуя совместно с ребёнком, вы знакомите его со своими планами, способами их достижения.
Соблюдая эти правила, вы даёте детям новые знания, обучаете их определённым умениям, формируете необходимые навыки.
Требования к организации НОД
Санитарно- гигиенические требования.
Дидактические требования.
Организационные требования.
Форма общения педагога с детьми при проведении НОД:
Это - партнерские отношения:
Взрослый – партнер, рядом с детьми (вместе), в круге
последовательности и взаимосвязь этапов переход от одной части к другой)
-Целесообразность распределения времени; чередование интеллектуальной и физической деятельности, дифференцированный подход и вариативность задания
-Подготовка материала и оборудование; ПРС к НОД (соответствие возрасту, эстетичность, безопасность, рациональное размещение и т. п.).
-Целевая составляющая (триединство задач - четкое определение обучающих, воспитательных и развивающих задач с учетoм интеграции ОО)
Обучающая задача: повышать уровень развития ребёнка.
Воспитательная: формировать нравственные качества личности, взгляды и убеждения.
Развивающая: при обучении развивать у воспитанников познавательный интерес, творческие способности, волю, эмоции, познавательные способности – речь, память, внимание, воображение, восприятие.
Цели НОД
Цель – это образ желаемого результата (намерение, желание, устремление, мечты, социальный заказ и др.), который ориентирует деятельность педагога на выбор средств и создание условий необходимых и достаточных для их достижения.
Требования при постановке целей:
-Главным основанием постановки целей НОД должны служить анализ имеющихся потребностей и проблем на данном этапе реализации программы, с одной стороны и
анализ возможностей, средств, ресурсов (в т.ч. временных), с другой.
-Цели должны быть актуальными, отвечающими наиболее значимым проблемам; напряжёнными, но реальными (в зоне ближайшего развития ребёнка).
-Цели должны быть сформулированы настолько конкретно, чтобы можно было чётко определить, достигнуты ли они.
-Цели должны иметь мотивирующий, стимулирующий характер и соответствовать основным ценностям ДОУ.
- Цели должны быть известны всем участникам деятельности, понятны и осознанно приняты ими
Методика проведения НОД
Реализация детских видов деятельности
Они имеют следующие компоненты:
-Умение детей принимать познавательную задачу
-Активность дошкольников
-Готовность дошкольников к проблемным ситуациям
-Усвоение детьми программного материала
Использование разнообразных форм организации детей
Форма организации обучения - это способ организации обучения, который осуществляется в определенном порядке и режиме.
Формы отличаются: по количественному составу участников, способам деятельности, характеру взаимодействия между ними, месту проведения.
-Индивидуальная (с одним ребенком)
-Подгрупповая (индивидуально коллективная)
-Фронтальная (Обще групповая)
Выбор количества детей зависит от: возрастных и индивидуальных особенностей детей; вида деятельности; интереса детей к данному занятию; сложности материала.
Необходимо помнить: Каждый ребенок должен получить одинаковые стартовые возможности для обучения в школе
Метод как способ достижения цели
«Метод» - путь к чему-либо, способ достижения цели, т. е. совокупность приемов и операций, используемых для достижения цели.
Под методами обучения в дидактике понимаются способы совместной деятельности учителя и учащихся в процессе обучения, с помощью которых достигается выполнение намеченных задач. Каждый метод состоит из определённых приёмов, который направлен на решение более узкой учебной задачи. (Практические, наглядные, словесные, игровые и т.д.)
Выбор метода обучения зависит от цели и содержания НОД. Все методы используются в совокупности, в различных комбинациях друг с другом, а не изолированно.
«Прием» — это элемент того или другого метода, частное по отношению к общему.
Мотивация в формировании НОД
МОТИВАЦИЯ - совокупность мотивов, побуждений, определяющих содержание, направленность и характер деятельности.
Выбор мотивации зависит: от задач и целей, учёт возраста.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ОРГАНИЗАЦИИ НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПЕРВОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «ПОЗНАНИЕ» ТЕМА: «ЧУДЕСНАЯ КОРОБОЧКА»
Цели и задачи:Учить детей слушать и понимать речь взрослого, правильно выполнять речевые инструкции.Развивать речь детей, умение слушать потешки.Обогащать и активизировать словарный запас.Учить узнава...
Конспект организации непосредственно образовательной деятельности в старшей группе, тема: «Беседа о зиме». Образовательная область: «Коммуникация».
Цель: закрепить знания детей о зиме, о сезонных изменениях в природе, связанные с зимним периодом.Задачи:Образовательные:ü Обобщить представления о зиме и типичных зимних явлениях в ...
«МЫ У ОСЕНИ В ГОСТЯХ» конспект организации непосредственно – образовательной деятельности в группе старшего дошкольного возраста образовательной области «Художественное творчество»
Содержание образования:Содержание обучающих, развивающих и воспитательных задач построено с учетом интеграции образовательных областей «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «...
Сценарий организации непосредственно образовательной деятельности в образовательной области «Познание» «Математический театр» в группе общеразвивающей направленности детей 4-5 лет
использование информационно-коммуникационных технологий при ознакомлении с ФЭМП в образовательной области «Познавательно-речевое развитие» ...
КОНСПЕКТ организации непосредственно образовательной деятельности по образовательному маршруту «Лепка» с детьми подготовительной группы по теме «Белочка»
КОНСПЕКТорганизации непосредственно образовательной деятельности по образовательному маршруту «Лепка»с детьми подготовительной группы по теме «Белочка»Цель: закрепление умения ...
КОНСПЕКТ организации непосредственно образовательной деятельности по образовательному маршруту «Лепка» с детьми старшей группы по теме «Космонавт»
КОНСПЕКТорганизации непосредственно образовательной деятельности по образовательному маршруту «Лепка» с детьми старшей группы по теме «Космонавт»...
- Мне нравится (1)