Индивидуальная адаптированная программа на ребенка с умственной отсталостью
методическая разработка (младшая группа)
Предварительный просмотр:
КУ ХМАО-ЮГРЫ
Урайский специализированный Дом ребенка
Индивидуальная адаптированная программа
на ребенка с умственной отсталостью
группа №7
2017 г.
Содержание рабочей программы
I. Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка
1.2. Цель, задачи и принципы реализации Рабочей программы
1.3. Особенности детей дошкольного возраста с ОВЗ (умеренная умственная отсталость)
II. Содержательный раздел
2.1.Содержание работы с детьми дошкольного возраста с ОВЗ (умеренная умственная отсталость)
2.2. Планируемые результаты освоения Рабочей программы
III. Предметно-развивающая среда
3.1. Примерный перечень игр и игровых упражнений.
3.2. Примерный перечень оборудования и материалов.
IV. Литература
I. Целевой раздел.
1.1. Пояснительная записка
Данная Рабочая программа содержит материал для организации коррекционно-развивающей работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья (умеренной умственной отсталостью).
На основе ФГОС ДО примерная общеобразовательная программа «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы (М.,2014) и программе дошкольного образования детей с интеллектуальной недостаточностью «Диагностика-развитие-коррекция» Л.Б. Баряева (С.-Петербург,2012) разработана Рабочая программа с детьми с ограниченными возможностями здоровья (умеренная умственная отсталость), обеспечивающая развитие ребенка, обучение доступным знаниям.
Рабочая программа разрабатывалась в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», соответствующими направлениями «Концепции дошкольного воспитания», «Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении», «Конвенцией о правах ребенка» и разработками отечественных ученых в области общей и специальной педагогики и психологии.
В программе описано содержание коррекционно-развивающей работы по образовательным областям «Познавательное развитие» (разделы «Развитие познавательно-исследовательской деятельности» (сенсорное развитие), «Формирование элементарных математических представлений», «Ознакомление с окружающим миром»), «Художественно-эстетическое развитие» (конструктивно - модельная деятельность), «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».
1.2.Цель, задачи и принципы реализации Рабочей программы
Цель Рабочей программы - построение коррекционной работы с детьми, имеющими умственную отсталость умеренной степени.
Задачи Рабочей программы:
-охрана и укрепление физического и психического здоровья детей;
-обогащение и систематизация сенсомоторного опыта;
-развитие элементарной познавательно-исследовательской и предметно-практической деятельности;
-обогащение и систематизация первичных элементарных представлений о себе, предметах и объектах окружающего мира;
-создание благоприятных условий развития детей;
Рабочая программа строится на следующих принципах:
- Системность в отборе и предоставлении образовательного материала.
- Деятельный подход к организации образования, включение познавательного компонента в разнообразные виды и формы организации детской деятельности.
- Принцип развития предполагает выделение в процессе коррекционной работы тех задач, которые находятся в зоне ближайшего развития ребенка.
- Принцип дифференциации: организация обучения и развития детей с учётом уровня актуального развития каждого ребёнка.
- Принцип сотрудничества: формирование личности ребёнка происходит в сотрудничестве и совместной деятельности всех специалистов ДОУ, детей и родителей.
- Принцип индивидуализации заключается в том, что каждый ребенок нуждается в индивидуальном подходе, зависящим от его психофизических характеристик.
- Принцип комплексности: решение любой педагогической задачи с учётом всех факторов (состояние здоровья ребёнка, оказывающее влияние на его работоспособность, интересов, потребностей, уровня развития ребёнка, сложности задачи).
1.3. Особенности детей дошкольного возраста с ОВЗ (умеренная умственная отсталость)
Умственная отсталость — особая форма психического недоразвития, выражающаяся в стойком снижении познавательной деятельности у детей вследствие физического поражения коры головного мозга в перинатальный и ранний постнатальный периоды.
Умеренная умственная отсталость – это средняя степень психического недоразвития. Главным образом, она характеризуется несформированными познавательными процессами.
У детей с умеренной умственной отсталостью заметно ослаблено речевое развитие, нарушено понимание обращенной речи, моторная недостаточность очевидна, хотя дети способны ходить без посторонней помощи. Для этих детей характерна эмоциональная незрелость, недостаточная не дифференцированость и нестабильность чувств. Темп психического развития замедлен. Навыки самообслуживания есть, но дискоординированность и не целенаправленность, резко снижают эффективность их использования. При осуществлении надлежащего надзора такие дети оказываются способными к выполнению несложных работ. Обнаруживают элементарные навыки коммуникации.
Действия с предметами у таких детей остаются на уровне манипуляций, часто неспецифических (например, постукивание и бросание предметов на пол). Дети не умеют играть, не понимают смысла рисования и конструирования. Новые действия могут выполнять только вместе со взрослыми, знакомые – по подражанию и образцу. Дошкольники с умеренной умственной отсталостью знают небольшое количество предметов из ближайшего окружения, их функциональное значение, способы действия с ними, с некоторыми из них стремятся действовать сами, стереотипно повторяя одни и те же действия.
Цель работы с умственно отсталыми детьми, заключается в коррекции, компенсации и предупреждение вторичных отклонений в развитии и подготовке детей к обучению в школе с учетом индивидуальных возможностей каждого ребенка.
Коррекционно-педагогическая работа, основана на принципах коррекционной педагогики, строится с учетом возрастных и индивидуальных особенностей дошкольников в соответствии со структурой и характером нарушений, их влиянием на образовательную деятельность и общее развитие ребенка.
Содержание работы по коррекции сенсорно-перцептивной и интеллектуальной деятельности направлено на формирование у детей сенсорного опыта, закрепление системы элементарных обследовательских действий и познавательных установок «Что это?», «Какой он?», формирование у дошкольников умения осуществлять сравнение объектов по признакам (форме, цвету, величине), формирование у детей практических ориентировочных действий.
Педагог проводит мониторинг уровня развития детей в начале учебного года (сентябрь), в середине и в конце учебного года (май). Основной задачей мониторинга является прогноз возможных трудностей обучения, определение причин и механизмов уже имеющихся трудностей в обучении.
Коррекционно-развивающая работа проводится в форме индивидуальной и подгрупповой работы. Занятия педагог проводит три раза в неделю в игровой форме: одно занятие по сенсорному развитию и конструктивной деятельности, одно занятие по развитию представлений о себе и об окружающем мире и одно занятие по развитию элементарных математических представлений. Дидактические игры и упражнения включаются в индивидуальные занятия с детьми.
II. Содержательный раздел
2.1.Содержание работы с детьми дошкольного возраста с ОВЗ
(умеренная умственная отсталость)
Образовательная область: «Познавательное развитие»
Раздел: «Развитие познавательно-исследовательской деятельности»
(сенсорное развитие)
Игры и упражнения направленные на:
- Формирование умений находить по словесной просьбе взрослого предметы по названию, цвету, размеру, а затем называть их, используя: существительные, глаголы, обозначающие бытовые действия, движения, связанные с деятельностью детей, прилагательные, обозначающие тепловые характеристики, цвет.
- Формирование умения выделять, показывать и называть(с помощью взрослого) основные цвета (красный, желтый), ознакомление и дифференциацию синего и зеленого цвета.
- Закрепление уменийвыполнять орудийные действия: использовать орудия и предметы для достижения цели, например, выловить ракушку сачком из воды.
- Развитие сенсорно-перцептивных способностей: узнавать материал на основе зрительного восприятия, на ощупь и по характерным звукам, производимым в момент действий с ним, различает звуки природы(шум дождя, шорох листьев и т.д)
- Развитие целостности восприятия: узнавать предметы по отдельным деталям, по характерным звукам, на ощупь.
Образовательная область: «Познавательное развитие»
Раздел: «Формирование элементарных математических представлений»
Игры и упражнения направлены на:
- Формирование первичных представлений о количестве и величине:много-мало, пусто(нет), один, большой-маленький.
- Ознакомление с пространственными свойствами предметов (форма и величина): развитие способности к их различению, обогащение использования этих свойств при создании объектов из 2-5 элементов (дорожки, башенки и т.д).
- Обучение группировки предметов по форме и величине (со взрослым по подражанию, по образцу).
- Развитие умения определять форму предмета на основе сравнения с геометрической фигурой с использованием приемов наложения или приложения вместе со взрослым, по подражанию, по образцу.
- Объединение разнообразных предметов в множества: однородные, однородные с отдельными признаками различия, сходства (н-р по величине, цвету).
- Соотнесение отдельных единиц множества с предметами без пересчета.
- Упражнения в счете объектов в любом направлении совместно со взрослым.
- Выделение 1-2 предмета но ощупь по типу игры «Чудесный мешочек» совместно со взрослым или по образцу, представленному зрительно.
- Раскрашивание, штриховка, обводка по трафаретам, по опорным точкам изображения различной величины вместе с педагогом и по подражанию.
- Игровые упражнения, связанные с перемещением в пространстве.
- Использование вербальных и невербальных средства в процессе названия и показа пространственных отношений, сопровождение действий речью или пантомимическими движениями совместно со взрослым, по подражанию его действиям или образцу (большой-руки поднимаются вверх, затем широко разводятся в стороны, длинный-руки разводятся в стороны, демонстрируя протяженность)
- Выделение по наиболее характерным признакам и называние контрастных времен года- лето и зима.
- Имитация действий людей, животных в разное время суток по подражанию действиям взрослого и по образцу.
Образовательная область: «Социально-коммуникативное развитие»
Раздел: «Ознакомление с окружающим миром»
Игры и упражнения направлены на:
- Закрепление адекватных реакций на свое имя, узнавание себя на фотографиях.
- Уточнение и закрепление представлений о членах семьи, умений их называть, ознакомление с действиями, которые выражают любовь, доброе, заботливое отношение членов семьи друг другу.
- Закрепление представлений о занятиях членов семьи дома, общих праздниках в семье (Новый год, дни рождения), отобразительные игры, отражающие занятия членов семьи дома.
- Развитие ориентировки в групповой комнате, спальне и других помещениях детского сада.
- Закрепление имен сверстников и ближайших взрослых, развитие умения узнавать друг друга по фотографиям.
- Совместные наблюдения за дождем, снегом, изменениями в природе.
- Совместное рассматривание с детьми реальных объектов и иллюстраций: солнце, луна, звезды, небо (показ в реальной ситуации, на картинках, на игровых модулях).
- Беседы с детьми о домашних, диких животных; птицах.
- Рассматривание картин с доступной детям тематикой (иллюстрирующих сказки, игровые ситуации, объекты и явления природы), беседы по содержанию картин.
- Формирование представлений о назначении и способах использования бытовых предметов-орудий.
- Рассматривание и называние основных предметов быта и убранства дома (2-3 предмета посуды, мебели, самые необходимые бытовые приборы.
- Развитие представлений детей о различных предметах декоративно-прикладного искусства: глиняные игрушки (дымковская), предметах из дерева (матрешки, грибочки), предметах быта.
Образовательная область: «Художественно-эстетическое развитие»
Раздел: «Конструктивно-модульная деятельность»
Игры и упражнения направлены на:
- Закрепление умения выполнять прямые и обратные действия с предметами: открывает и закрывает коробки, перелистывать
- пальцами страницы книг, нанизывать на веревочку бусины и .тд
- Формирование целенаправленных действий с предметами в соответствии с их назначением: выкладывание, вынимание, катание машинки, мячика, снятие и нанизывание колец пирамиды.
- Постройка башни из 3-5 кубиков, поезда из 2-4 кубиков по показу педагога, снимает и нанизывает кольца пирамиды; выкладывание фигур (круг, квадрат, треугольник) в соответствующие пазы по подражанию действиям педагога.
Образовательная область: «Физическое развитие»
- Формирование умений прыгать в длину с места;
- Закрепление умения выполнять различные действия с мячом (катать, ловить, бросать)
- Формирование умений ходить по наклонной доске;
- Формирование умений метать предмет вдаль правой и левой рукой, из-за головы;
2.3. Планируемые результаты освоения Рабочей программы
Целевые ориентиры освоения Рабочей программы детьми с умеренной умственной отсталостью
Ребенок:
- Выполняет прямые и обратные действия с предметами: открывает и закрывает коробки, перелистывает пальцами страницы книг, нанизывает на веревочку бусины и .тд.
- Строит башни из 3-5 кубиков, поезда из 2-4 кубиков по показу педагога, снимает и нанизывает кольца пирамиды; выкладывает фигуры (круг, квадрат, треугольник) в соответствующие пазы по подражанию действиям педагога.
- Умеет находить по словесной просьбе педагога предметы по названию, цвету, размеру, а затем называть их.
- Умеет выполнять орудийные действия: использует орудия и предметы для достижения цели, например, выловить ракушку сачком из воды.
- Узнает материал на основе зрительного восприятия, на ощупь и по характерным звукам, производимым в момент действий с ним, различает звуки природы(шум дождя, шорох листьев и т.д)
- Узнает предметы по отдельным деталям, по характерным звукам, на ощупь.
- Адекватно реагирует на свое имя, узнает себя на фотографиях.
- Имеет представления о членах семьи, их занятиях.
- Имеет представления о изменениях в природе зимой и летом.
- Имеет представления о домашних, диких животных и птицах.
- Называет два-три предмета посуды, мебели, бытовой техники.
- Имеет представления о различных предметах декоративно-прикладного искусства: глиняные игрушки(дымковская), предметах из дерева (матрешки, грибочки), предметах быта.
- Различает понятия: много-мало, пусто(нет), один, большой-маленький.
- Различает предметы по форме и величине, использует эти свойства при создании объектов из 2-5 элементов (дорожки, башенки и т.д)
- Вместе со взрослым по подражанию, по образцу группирует предметы по форме и величине.
- Определяет форму предмета на основе сравнения с геометрической фигурой с использованием приемов наложения или приложения вместе со взрослым, по подражанию, по образцу.
- Объединяет различные предметы в множества: однородные, однородные с отдельными признаками различия, сходства (н-р по величине, цвету).
- Соотносит отдельные единицы множества с предметами без пересчета.
- Вместе со взрослым считает предметы в любом порядке.
- Узнает на ощупь 1-2 предмета по типу игры «Чудесный мешочек» совместно со взрослым или по образцу, представленному зрительно.
- Раскрашивает, штрихует, обводит по трафаретам, по опорным точкам изображения различной величины вместе с педагогом и по подражанию.
- Выполняет игровые упражнения, связанные с перемещением в пространстве.
- Использует вербальные и невербальные средства в процессе названия и показа пространственных отношений, сопровождение действий речью или пантомимическими движениями совместно со взрослым, по подражанию его действиям или образцу(большой-руки поднимаются вверх, затем широко разводятся в стороны, длинный-руки разводятся в стороны, демонстрируя протяженность)
- Имитирует действия людей, животных в разное время суток по подражанию действиям взрослого и по образцу.
- Ходит и бегает, согласуя движения рук и ног;
- Ползает разными способами;
- Прыгает в длину, с высоты;
- Метает предметы разными способами обеими руками.
III. Предметно-развивающая среда
3.1. Примерный перечень оборудования и материалов.
- Развивающие игрушки В.В.Воскобовича: кораблик «Плюх-плюх», «Лепестки», «Арифметический счет» «Пирамидка», строительный набор, пластмассовый конструктор, «Математическая гусеница», «Разноцветные подвески», наборы геометрических фигур, массажные шарики «Суд-жок», «Шнуровки», мягкие модули.
- «Стол-ванна для игр с песком, водой и другими природными материалами.
- Ленты разной длины, ширины.
- Разрезные картинки.
- Магнитные цифры.
- Настольно-печатные игры: «Найди похожую фигуру», «Времена года», «Радуга»,, «Решаем примеры», «Веселые картинки», «Когда это бывает», лото «Логика», «Большие и маленькие», «Мои первые цифры», «Найди четвертый лишний», «Животные и их детеныши», «Один-много», «Цвета и формы», водная раскраска «Учим цвета»
- Пособия Н.В. Нищевой : «Играйка-считайка 10», «Играйка 1», «Играйка 3
3.2.Примерный перечень игр и игровых упражнений
- с использованием стола-ванны для игр с водой: «Игра с уточками», «Плавает и тонет», «Рыбак», «Что находится под водой», «Игра с корабликами»;
- с использованием стола-ванны для игр с песком: «Дорожки», «Следы на песке», «Нарисуй» и т.д.
- на выделение предметов из фона: «Одинаковые игрушки», «Посмотри и назови», «Собери в корзинки шарики желтого и др. цвета»
- на идентификацию предметов и движений:«У кого такая картинка», «Кто что делает», «Посмотри и потрогай» и т.д
- на развитие представлений о форме предметов: «Закрой коробочки разной формы», «Узнай, что нарисовано», «Почтовый ящик» и т.п
- на развитие восприятия отношений по величине: «Гаражи и машины» (разной величины), «Закрой коробочки»(разной величины), «Пирамидки» и т.п
- на развитие восприятия и воспроизведение пространственных отношений: «Достань колечко», «Собери колечко», «Собери бусы»(по цвету, форме, размеру), и т.п
- на развитие конструктивной деятельности: «Машина в гараже»,
«Собери колечки», «Составь гирлянду», «Строим башню», игры с прищепками: составь елку, солнце, бабочку и т.п.
- на развитие социально-бытовых навыков: «Ну и соня», «Колыбельная», «Учимся есть», «Хлопаем в ладоши», «Вместе играем», «Передай игрушку», « Напоим куклу чаем»
- на развитие физических навыков: «Я гуляю сам», «Возьми игрушку», «Машина из стульчика»,«Ах дыбок, дыбок, дыбок…»
- на развитие движений руки и действий с предметами: «Погремушки играют», «Сними колечко с пирамидки», «Вынимаем из ведерка», «Открываем коробочки», «Возьми - положи», «Открой - закрой», «Вложи кубик в кубик»
- на развитие предпосылок активной речи и понимания речи: «Дай игрушку», «Постучи по бубну», «Оттолкни мяч», «Ляля пришла к детям», «Где Ляля?»
IV. Литература:
- Баряева Л. Б., Зарин А.П. Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью. Спб.2003г
- Гришвина А.В. Игры-занятия с детьми раннего возраста с нарушениями умственного развитии. М. 2002г
- Екжанова Е. А., Стребелева Е. А.. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание. М. 2003г
- Закревская О.В. Развивайся малыш! Система работы по профилактике отставания и коррекции отклонений в развитии детей раннего возраста. М. 2010г
- Катаева А.А., Стребелева Е. А.. Дошкольная олегофренопедагогика. М. 1998г
- Катаева А.А., Стребелева Е. А. Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников. М. 1991г
- Мамайчук И. И. Психокорекционные технологии для детей с проблемами в развитии. Спб. 2003г
- Приходько О. Г., Моисеева Т. Ю. Дети с двигательными нарушениями. М. 2004г
- Стребелева Е.Г. , Мишина Г.Л. «Игры и занятия с детьми раннего возраста с психофизическими нарушениями» М. 2006г
- Стребелева Е.Г. Коррекционная помощь детям раннего возраста с органическим поражением центральной нервной системы в группах кратковременного пребывания. М. 2004г
- Стребелева Е.Г. Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии. М. 2005г
- Разенкова Ю. А. «Игры с детьми младенческого возраста»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Индивидуальный образовательный маршрут ребенка с умственной отсталостью легкой степени
Индивидуальный образовательный маршрут...
Доклад к педагогическому совету на тему. Составление индивидуальной адаптированной программы на ребенка с ОВЗ.
Составление индивидуальной программы, направленна на реализацию задач коррекционно-развивающей работы с учетом психолого - педагогической неоднородности детей с ОВЗ и организацию комплексного медико -...
Методическая разработка конспект индивидуального занятия с ребенком с умственной отсталостью
Придя в школу, умственно отсталые дети не должны почувствовать, что они не как все. (Сухомлинский В.А.)...
Модель индивидуального образовательного маршрута ребенка с умственной отсталостью
Модель индивидуального образовательного маршрута ребенка с умственной отсталостью....
СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ воспитанника с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), с тяжелыми и множественными нарушениями развития срок реализации: 1 год
Специальная индивидуальная программа развития (далее СИПР) предназначена для проведения коррекционно-педагогической работы с воспитанником с тяжёлой степенью интеллектуальной недостаточнос...
Индивидуальная адаптированная программа для ребенка с интеллектуальной недостаточностью
При отборе содержания данной программы руководствовались рекомендациями следующих программ:- Баряева Л. Б., Гаврилушкина О. П., Зарин А. П., Соколова Н. Д. Программа воспитания и обучения д...
Индивидуальная адаптированная программа на ребенка с РАС
В работе представлена индивидуальная адаптированная программа на ребенка с РАС. Программа для воспитнника старшего дошкольного возраста со сроком обучения 2 года....