Индивидуальная адаптированная программа для ребенка с интеллектуальной недостаточностью
рабочая программа по коррекционной педагогике (средняя группа)
При отборе содержания данной программы руководствовались рекомендациями следующих программ:
- Баряева Л. Б., Гаврилушкина О. П., Зарин А. П., Соколова Н. Д. Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью. - СПб.: «СОЮЗ», 2003. — 320 с;
- Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта - М.: Просвещение, 2005. – 272 с.
Программа включает пояснительную записку и изложение задач, содержания и методов коррекционно-образовательной работы по разделам. Содержание программного материала внутри разделов построено в соответствии с принципом концентричности. Кроме этого, между разделами можно проследить линейные связи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Индивидуальная программа для ребенка с интеллектуальными нарушениями | 152.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Администрация муниципального образования городского округа «Воркута»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №18 «Звездочка» г.Воркуты
«Челядьöс сöвмöдан 18№-а видзанiн»
«Звездочка» школаöдз велöдан муниципальнöй сьöмкуд учреждение Воркуты
- Индивидуальная адаптированная программа
- для ребенка
- с интеллектуальной недостаточностью
СОДЕРЖАНИЕ
1. | ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ |
| ||
1.1. | Пояснительная записка |
| ||
1.2. | Цели и задачи программы |
| ||
1.3. | Принципы и подходы к формированию Программы |
| ||
1.4. | Характеристика особенностей развития детей с интеллектуальной недостаточностью |
| ||
1.5. | Планируемые результаты освоения индивидуальной образовательной программы |
| ||
1.6. | Развивающее оценивание качества образовательной деятельности по Программе | |||
| ||||
2. | СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ Содержание образования. Описание коррекционно-педагогической деятельности в соответствии с особенностями развития ребенка с интеллектуальной недостаточностью. |
| ||
2.1. | Содержание коррекционно-педагогической работы по освоению образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» |
| ||
2.2. | Содержание коррекционно-педагогической работы по освоению бразовательной области «Познавательное развитие» |
| ||
2.3. | Содержание коррекционно-педагогической работы по освоению образовательной области «Речевое развитие» |
| ||
2.4. | Содержание коррекционно-педагогической работы по освоению образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» |
| ||
2.5. | Содержание коррекционно-педагогической работы по освоению образовательной области «Физическое развитие» |
| ||
2.6. | Формы и методы организации коррекционно-педагогической деятельности |
| ||
2.7. | План индивидуально-ориентированных коррекционно-развивающих мероприятий по психолого-педагогическому сопровождению ребенка |
| ||
2.8 | Взаимодействие педагогического коллектива с семьей ребенка |
| ||
3. | ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ |
| ||
3.1. | Организация развивающей предметно-пространственной среды для ребенка с интеллектуальной недостаточностью |
| ||
3.2. | Расписание коррекционно-развивающих занятий |
| ||
3.3. | Программно-методическое дидактическое обеспечение образовательного процесса индивидуальной адаптированной программы |
| ||
| Список литературы |
ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1. Пояснительная записка
Индивидуальная адаптированная образовательная программа дошкольного образования (далее – Программа) предназначена для ребенка с интеллектуальной недостаточностью .
Программа разработана в соответствии с:
- Федеральным Законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; (Принят 10.07.1992 года N 3266-1 в ред. От 27.12.2009 N 374-ФЗ);
- Федеральным Государственным образовательным стандартом дошкольного образования (приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 № 1155);
- «Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций. (Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.3049-13)», утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15.05.2013 г. N 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13»).
При отборе содержания данной программы руководствовались рекомендациями следующих программ:
- Баряева Л. Б., Гаврилушкина О. П., Зарин А. П., Соколова Н. Д. Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью. - СПб.: «СОЮЗ», 2003. — 320 с;
- Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта - М.: Просвещение, 2005. – 272 с.
Программа включает пояснительную записку и изложение задач, содержания и методов коррекционно-образовательной работы по разделам. Содержание программного материала внутри разделов построено в соответствии с принципом концентричности. Кроме этого, между разделами можно проследить линейные связи.
Программа направлена на создание системы комплексной помощи ребенку с интеллектуальной недостаточностью, обеспечение коррекции недостатков в физическом и психическом развитии, социальную адаптацию.
В Программе представлено содержание коррекционно-развивающего процесса по образовательным областям: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».
В содержание индивидуальной программы включены коррекционно-развивающие задачи в соответствии с уровнем актуального развития ребенка и его потенциальных возможностей. Для реализации задач по указанной программе сопровождения предусмотрено взаимодействие специалистов, и родителей (законных представителей).
Срок реализации индивидуальной программы: сентябрь-май.
Использование программы предполагает большую гибкость. Время освоения программы зависит от целого комплекса причин, определяющих структуру нарушения у данного ребенка. Кроме того, в программе прослеживаются и линейные, межпредметные связи между разделами. В одних случаях это связь тематическая, в других общность по педагогическому замыслу. Таким образом, обеспечивается повторность в обучении ребенка, что позволит сформировать у него достаточно прочные знания.
Исходными теоретическими положениями программы являются общепризнанные закономерности развития ребенка в норме и при патологии, исследованные Л.С Выготским, Л. И. Божович, А.В. Запорожцев, Р.Е. Левиной, А.Р. Лурия, Н.Г. Морозовой и Д.Б Элькониным, а также системный подход в развитии возможностей проблемного ребенка в целях обогащения его социального опыта с привлечением ресурсов специфически детских видов деятельности при ведущей роли взрослого.
Программа опирается на сложившиеся представления о структуре дефекта умственно отсталого ребенка, где на первый план выступают нарушения интеллектуальной деятельности (первичное нарушение) и возникающие на этом фоне вторичные отклонения, которые заключаются в недоразвитии эмоционально-волевой сферы, физической ослабленности, нарушении поведения.
1.2. Цели и задачи программы.
Основная цель программы: обеспечение коррекции нарушений ребенка, оказание ему квалифицированной помощи с учетом возрастных особенностей и особых индивидуальных потребностей.
Достижение поставленных целей предусматривает решение следующих задач:
- создать условия для развития ребенка с интеллектуальной недостаточностью в целях обогащения его социального опыта;
- осуществлять необходимую коррекцию недостатков в психофизическом развитии ребенка (формирование и коррекция высших психологических функций в процессе коррекционно-развивающих занятий );
- формировать умение сотрудничать со взрослыми и сверстниками, адекватно воспринимать окружающие предметы и явления, положительно относиться к ним;
- включить родителей ребенка (законных представителей) в коррекционно-педагогический процесс.
Выполнение коррекционных, развивающих и воспитательных задач, поставленных Программой, обеспечивается благодаря комплексному подходу, интеграции усилий специалистов и семьи.
1.3. Принципы и подходы к формированию Программы
Основными принципами построения программы являются деятельностный, онтогенетический принцип единства диагностики, коррекции и разсития и другие общедидактические принципы.
Программа составлена с учетом специфических особенностей моторно-двигательного, эмоционального, сенсорного, умственного, речевого, эстетического и социально-личностного развития ребенка с интеллектуальной недостаточностью; ведущих мотивов и способностей ребенка; характера деятельности; типа общения и его мотивов; социальной ситуации роазвития ребенка
Программа имеет в своей основе следующие принципы:
· принцип индивидуального подхода предполагает всестороннее изучение воспитанников и разработку соответствующих мер педагогического воздействия с учетом выявленных особенностей (выбор форм, методов и средств обучения и воспитания с учетом индивидуальных образовательных потребностей каждого ребенка);
· принцип поддержки самостоятельной активности ребенка (индивидуализации). Важным условием успешности инклюзивного образования является обеспечение условий для самостоятельной активности ребенка. Реализация этого принципа решает задачу формирования социально активной личности, которая является субъектом своего развития, а не пассивным потребителем социальных услуг;
· принцип социального взаимодействия предполагает создание условий для понимания и принятия друг другом всех участников образовательного процесса с целью достижения плодотворного взаимодействия на гуманистической основе. Инклюзия — это активное включение детей, родителей и специалистов в совместную деятельность как учебную, так и социальную для создания инклюзивного сообщества как модели реального социума;
· принцип междисциплинарного подхода.
Разнообразие индивидуальных характеристик детей требует комплексного, междисциплинарного подхода к определению и разработке методов и средств воспитания и обучения. Специалисты (воспитатель, учитель-логопед, педагог-психолог, учитель-дефектолог при участии старшего воспитателя), работающие в группе, регулярно проводят диагностику детей и в процессе обсуждения составляют образовательный план действий, направленный как на конкретного ребенка, так и на группу в целом;
· принцип вариативности в организации процессов обучения и воспитания. Включение в инклюзивную группу детей с различными особенностями в развитии предполагает наличие вариативной развивающей среды, т. е. необходимых развивающих и дидактических пособий, средств обучения, безбарьерной среды, вариативной методической базы обучения и воспитания и способность педагога использовать разнообразные методы и средства работы как по общей, так и специальной педагогике;
· принцип партнерского взаимодействия с семьей. Усилия педагогов будут эффективными, только если они поддержаны родителями, понятны им и соответствуют потребностям семьи. Задача специалиста — установить доверительные партнерские отношения с родителями или близкими ребенка, внимательно относиться к запросу родителей, тому, что, на их взгляд, важно и нужно в данный момент ребенку, договориться о совместных действиях, направленных на поддержку ребенка.
1.4. Характеристика особенностей развития детей с интеллектуальной недостаточностью
Интеллектуальной недостаточностью (умственной отсталостью) считается стойкое необратимое нарушение психического и интеллектуального развития, которое связано с органически обусловленным недоразвитием или ранним (до трех лет) повреждением головного мозга ребенка.
Структура дефекта при интеллекутальной недостаточности характеризуется тотальностью и иерархичностью недоразвития познавательной деятельности, в особенности мышления и личности. При этом тотальность проявляется в недоразвитии всех нервно-психических функций. Иерархичность - в преимущественном недоразвитии познавательных функций, и прежде всего абстрактного мышления.
Мышление имеет конкретный, ситуационный характер: дети испытывают наибольшие затруднения в процессах обобщения, в понимании причинно-следственных отношений.
Недостаточность абстрактного мышления обусловливает трудность в усвоении детьми счета, особенно в решении задач. Не понимая смысла задач, они решают их механически, с трудом воспринимают помощь взрослого.
Все виды деятельности и поведения детей однообразны, стереотипны, с преобладанием элементов подражания и копирования. Недоразвитие мыслительной деятельности и инертность мыслительных процессов неблагоприятно сказываются на формировании всех познавательных процессов, и прежде всего восприятия.
Недоразвитие аналитико-синтетической деятельности обусловливает специфическую особенность восприятия: дети способны выделить в предметах лишь отдельные конкретные их свойства и качества (цвет, форму, размер), но не могут установить связи между ними и составить самостоятельно целостное представление о предмете.
Особенностью эмоциональной сферы детей с интеллектуальной недостаточностью является недоразвитие более сложных и дифференцированных эмоций, наиболее поздно развивающихся в постнатальном онтогенезе.
В своих эмоциональных переживаниях, так же, как и в мыслительной деятельности, дети не могут отделить главное от второстепенного, в связи, с чем они могут давать бурные эмоциональные реакции по ничтожным поводам и слабо реагировать на серьезные жизненные события.
Актуальными для них являются лишь непосредственные переживания, они не могут оценить возможные последствия тех или иных поступков, событий.
Познавательные эмоции у этих детей обычно не развиты, часто наблюдается неадекватность эмоциональных реакций, неспособность подавлять свои непосредственные влечения. С трудом формируются абстрактные понятия добра и зла, чувства долга, способность к самоконтролю и прогнозированию последствий своих поступков.
1.5. Планируемые результаты освоения индивидуальной образовательной программы
Планируемые результаты освоения ребенком содержания программы учитывают индивидуальные особенности его развития, определены в соответствии с поставленными целями и задачами программы в виде целевых ориентиров, с учетом индивидуальных особенностей развития ребенка с интеллектуальной недостаточностью.
Данная программа предполагает ориентацию на следующие целевые ориентиры:
- ребенок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними; эмоционально вовлечен в действия с игрушками и другими предметами, стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих действий;
- ребенок использует специфические, культурно фиксированные предметные действия, знает назначение бытовых предметов (ложки, расчески, карандаша и пр.) и умеет пользоваться ими;
- ребенок стремится проявлять самостоятельность в бытовом и игровом поведении; проявляет навыки опрятности;
- ребенок стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях; понимает речь взрослых; появляются игры, в которых ребенок воспроизводит действия взрослого; эмоционально откликается на игру, предложенную взрослым
- ребенок проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями и подражает им.
- проявляет интерес к продуктивной деятельности (рисование, лепка, конструирование, аппликация).
1.6. Развивающее оценивание качества образовательной деятельности по Программе.
Результативность проводимой коррекционно-развивающей работы определяется данными полученными в ходе углубленных диагностических обследований специалистов,выявления особенностей познавательной деятельности, установление характера нарушений, потенциальных возможностей ребенка.
Работа специалистов с ребенком включает три блока углубленного диагностического обследования: при поступлении ребенка (сентябрь), в конце первого периода обучения (январь) и в конце второго периода обучения (май).
Основной целью применения психологической диагностики является определение уровня умственного развития, состояние интеллекта ребенка с интеллектуальной недостаточностью
Психологическое обследование проводит педагог-психолог. Психодиагностическое обследование ребенка с проблемами в развитии включает в себя изучение всех сторон психики (познавательная деятельность, речь, эмоционально-волевая сфера, личностное развитие).
Качественный анализ предполагает оценку особенностей процесса выполнения ребенком заданий и допускаемых ошибок на основе системы качественных показателей
Выявляются следующие качественные показатели, характеризующие эмоциональную сферу и поведение ребенка:
· особенности контакта ребенка;
· эмоциональная реакция на ситуацию обследования;
· эмоциональное состояние во время выполнения заданий;
Качественные показатели, характеризующие деятельность ребенка:
наличие и стойкость интереса к заданию:
· понимание инструкции;
· самостоятельность выполнения задания;
· работоспособность;
· организация помощи.
Качественные показатели, характеризующие особенности познавательной сферы и моторной функции ребенка:
· особенности внимания, восприятия, мышления, речи;
· особенности моторной функции.
Методические пособия для осуществления психологической диагностики:
- Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста: метод, пособие: с прил. Альбома «Нагляд. материал для обследования детей» / под ред. Е. А. Стребелевой. - М.: Просвещение, 2004. - 164 с. + Прил. (268. с. ил.).
- Забрамная С. Д., Т. Н. Исаева. Методические рекомендации по изучению детей с тяжелой и умеренной умственной отсталостью. - М.: Творческий Центр, 2007.
В комплексной оценке психического развития и выявления потенциальных возможностей ребенка с интеллектуальной недостаточностью для определения содержания дальнейшего обучения важным является педагогическое обследование. Педагогическое изучение предусматривает получение сведений о ребенке, раскрывающих знания, умения, навыки, которыми он должен обладать на определенном возрастном этапе, установление основных проблем в обучении, темпа усвоения учебного материала, выявление особенностей образовательной деятельности.
Критерии эффективности образовательного процесса, реализуемого через индивидуальную образовательную программу представлены в таблице:
№ | Критерий | Показатели | Индикаторы |
1 | Реализация индивидуального подхода | Составление адаптированной образовательной программы для ребенка с ОВЗ с учетом данных диагностики | Наличие адаптированной образовательной программы с оценкой хода ее выполнения |
2 | Обеспечение условий для самостоятельной активности ребенка | Организация развивающей среды, наличие в режиме дня времени и форм для самостоятельной активности детей | Планирование времени в режиме дня для самостоятельной активности ребенка. |
3 | Активное включение в образовательный процесс всех его участников | Наличие психолого-медико-педагогического консилиума | Функционирование в ДОО разнообразных форм работы, в том числе взаимодействие взрослых и детей |
4 | Междисциплинарный подход | Обсуждение специалистами ПМПк особых образовательных потребностей ребенка с интеллектуальной недостаточностью составление и реализация адаптированной образовательной программы | Протоколы проведения ПМПк, формы фиксации результатов |
5 | Вариативность в организации процессов обучения и воспитания | Вариативные образовательные программы, приемы, методы образования, организационные формы, вариативная образовательная среда | Использование специалистами ДОО разных методов и технологий обучения и воспитания, наличие методических материалов, обеспечивающих образовательный процесс |
6 | Партнерское взаимодействие с семьей | Организация партнерских форм взаимодействия с семьей, участие родителей в жизни ДОО, консультации родителей | Участие родителей в разработке и реализации адаптированной образовательной программы и индивидуального образовательного маршрута |
II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
Содержание образования. Описание коррекционно-развивающей работы в соответствии с особенностями развития ребенка с интеллектуальной недостаточностью.
Содержание коррекционно-развивающей работы представлено по образовательным областям: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».
Задачи коррекционно-развивающей работы решаются интегрировано, в ходе освоения всех образовательных областей наряду с задачами, отражающими специфику каждой образовательной области.
2.1. Содержание коррекционно-развивающей работы по освоению ребенком образовательной области
«Социально-коммуникативное развитие».
Задачи:
1. Формировать потребность эмоционально-личностного контакта со взрослым.
2. Обучать первичным способам усвоения общественного опыта (совместные действия ребенка со взрослым в предметной и предметно-игровой ситуации, подражание действиям взрослого).
3. Обучать пониманию и воспроизведению указательного жеста рукой и указательным пальцем.
4. Обучать выполнению элементарной речевой инструкции, регламентирующей какое-либо действие ребенка в определенной ситуации.
5. Сформировать у ребенка представления о себе как о субъекте деятельности, потребностях, желаниях, интересах.
6. Формировать уверенность, чувство раскрепощенности и защищенности в условиях психологического комфорта, предупреждая детские страхи.
7. Формировать представления о своем «Я», о своей семье.
Задачи концентра «Я сам»:
- откликаться на свое имя;
- узнавать себя в зеркале, на фотографии;
- показывать по называнию части своего тела (голова, туловище, руки, ноги); показывать на лице глаза, рот, нос, на голове - уши, волосы;
- самостоятельно садиться, сидеть, ложиться в ситуациях, заданных взрослым.
Задачи концентра «Я и другие»:
- узнавать свою маму среди других людей (если нет матери – взрослого, ее заменяющего);
- формировать тактильно-эмоциональные способы выражения чувства привязанности к матери и членам семьи (обнимать, целовать, держать за руку, улыбаться);
- наблюдать за действиями другого ребенка;
- моционально реагировать на присутствие сверстника и его действия;
- фиксировать взгляд на лице сверстника, партнера по игре, воспитателя;
- указывать пальцем или рукой на близких взрослых (маму, родных, воспитателя, педагога) и некоторых сверстников.
Задачи концентра «я и окружающий мир»:
- проявлять непосредственный интерес к игрушкам, предметам и действиям с ними;
- демонстрировать двигательное оживление, улыбку на предъявление предмета (эмоциональный стимул);
- фиксировать взгляд на движущейся игрушке (предмете), прослеживать взором ее движение;
- выполнять действия с предметом (неспецифические и специфические манипуляции): брать предмет в руки, стучать им, удерживать в руке; - испытывать эмоциональное удовольствие от красивой игрушки, от качества материала (пушистый, мягкий, теплый, гладкий);
- эмоционально реагировать на мелодичную музыку, природные звуки.
В целом все содержание работы в разделе «Социально-коммуникативное развитие» нацелено на формирование навыков продуктивного взаимодействия с окружающими людьми разного возраста, адаптацию к жизни в обществе. На начальном этапе коррекционной работы у ребенка формируется готовность к усвоению общественного опыта через совместные действия взрослого и ребенка, действия по образцу и речевой инструкции, поисковые способы ориентировочно-познавательной деятельности.
Планируемые результаты освоения программы.
Ребенок научится:
· демонстрировать готовность к совместным действиям со взрослым, принимать помощь взрослого;
· положительно реагировать на сверстников, уметь находиться рядом, не причиняя друг другу вреда и не создавая дискомфорта;
· выполнять предметно-игровые действия с игрушками и предметами из ближайшего окружения;
· адекватно вести себя в привычных ситуациях;
· выполнять по речевой инструкции 2-3 элементарных действия с игрушками.
2.2. Содержание коррекционно-развивающей работы по освоению ребенком образовательной области «Познавательное развитие».
Основные направления и задачи коррекционно-педагогической работы :
· сенсорное воспитание;
· формирование элементарных количественных представлений (один – много);
· ознакомление с окружающим;
· развитие понимания речи;
· развитие активной подражательной речевой деятельности;
· развитие мелкой моторики.
Сенсорное развитие
На начальных этапах восприятие ребенком окружающей действительности происходит в рамках конкретного анализатора (зрительного, слухового, тактильного). Образы восприятия при этом имеют диффузный, слабо дифференцированный характер. В процессе целенаправленной коррекционной работы эти образы постепенно становятся более дифференцированными и систематизированными за счет формирования связей внутри определенного анализатора и межанализаторных связей.
Занятия проводятся по следующим направлениям: развитие зрительного, слухового и тактильно-двигательного восприятия.
Задачи:
Сенсорное развитие
· учить ребенка воспринимать отдельные предметы, выделяя их из общего фона;
· учить ребенка различать свойства и качества предметов: мягкий - твердый, мокрый - сухой, большой - маленький, громкий - тихий;
· формировать у ребенка поисковые способы ориентировки - пробы при решении игровых задач;
· формировать восприятие свойств и качеств предметов в разнообразной деятельности - в игре с дидактическими и сюжетными игрушками, в строительных играх, в продуктивной деятельности ( лепка, рисование).
Развитие зрительного восприятия:
· учить ребенка выделять предмет из общего фона;
· учить ребенка соотносить игрушку с ее изображением;
· учить складывать из двух, трех частей разрезную предметную картинку.
Восприятие формы, величины, цвета:
· учить различать объемные формы (куб, шар) в процессе дидактической игры по подражанию действиям взрослого;
· учить подбирать крышки к коробочкам разной величины, затем одинаковой величины, но разной формы (круглая, квадратная);
· учить выполнять действия по подражанию, соотнося форму крышки и форму коробки;
· учить проталкивать объемные геометрические формы (куб, шар) в соответствующие прорези коробки, пользуясь методом проб;
· учить воспринимать величину (большой, маленький);
· учить захватывать широкие предметы всей ладонью, узкие - пальцами;
· знакомить с названиями двух цветов: красный, желтый;
· учить различать цвета красный и желтый в ситуации подражания действиям взрослого.
Развитие слухового восприятия и внимания:
· знакомить с игрой на музыкальных инструментах, показывать, что разные инструменты издают различные звуки, вызывать интерес к играм со взрослым на музыкальных инструментах;
· вырабатывать у ребенка по подражанию разные двигательные реакции в ответ на звучание различных инструментов;
· учить соотносить игрушку с соответствующим звукоподражанием;
· учить дифференцировать звукоподражания.
Развитие тактильно-двигательного восприятия:
· учить различать на ощупь величину предметов; проводить выбор из двух предметов (большого, маленького) с предъявлением образца.
2.3. Содержание коррекционно-педагогической работы по освоению ребенком образовательной области «Речевое развитие».
Развитие речи тесно связано с общим психическим развитием ребенка, что и определяет содержание основных задач, имеющих коррекционную направленность при обучении ребенка с интеллектуальной недостаточностью.
Коррекционно-педагогическая работа по развитию речи осуществляется:
· в живом общении с ребенком;
· на индивидуальных занятиях с учителем-логопедом, педагогом-психологом, учителем-дефектологом и др. специалистами.
Цели:
· создание предпосылок к развитию речи;
· расширение объема понимания обращенной речи;
· формирование доступных средств общения;
· зрительный контакт, сосредоточение зрительного слухового внимания,
· общение с помощью предметных действий, привлечение к себе внимания, использование простейших жестов и звуков;
· активизация звукопроизношения с учетом особенностей развития речи.
Развитие пассивного словаря.
Накопление словаря происходит в следующей последовательности:
· существительные (предъявление, знакомство, называние предмета, организация игры с предметом);
· глаголы (знакомство ребенка с действием, организация игры и многократное обыгрывание действия, включение слова в быт);
· прилагательные (аналогичная методика).
Понимание связной речи.
Работа над пониманием связной речи ведется в следующей последовательности:
· изолированные действия демонстрируются и называются простые бытовые действия;
· жесты, обозначающие действия, включаются в репертуар песенок, потешек, что обеспечивает их многократное усвоение и повторение;
· демонстрация этого же действия по картинке.
Развитие активного словаря.
· называние по подражанию (использование предметной или сюжетной картинки с использованием слова, жеста, звукоподражания).
· Работа по вызыванию звуков:
· Побуждение ребенка к самостоятельному произнесению звуков происходит поэтапно:
- повторение за ребенком имеющихся у него звуков;
- поочередное произнесение с ребенком имеющихся у него звуков;
· побуждение ребенка произносить новые звуки с опорой на предмет или картинку в сопровождении жеста. В случае необходимости используется опора на тактильные ощущения;
· имитация звукоподражания вслед за взрослым с опорой на картинку и буквы;
· спонтанное произнесение звуков с опорой на картинку;
2.4. Содержание коррекционно-педагогической работы по освоению ребенком образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»
Содержание раздела направлено на развитие интереса у ребенка к изобразительной деятельности, к овладению навыками рисования, лепки, аппликации, способности выражать свои чувства в художественном творчестве.
Основные направления и задачи коррекционно-педагогической работы
1. Овладение элементарными навыками рисования.
2. Развитие интереса к художественной деятельности
3. Развитие мелкой моторики.
Основными методами и приемами работы на занятиях являются:
· игровой прием;
· беседа;
· показ;
· работа с наглядным материалом;
· указания и пояснения;
· совместное рисование;
· практическая работа.
Задачи:
· обучать элементарным навыкам рисования;
· развивать и поддерживать у ребенка интерес к рисованию;
· развивать мелкую моторику и зрительно-двигательную координацию в процессе рисования, лепки, аппликации;
· развивать целенаправленные движения кисти и пальцев рук;
· формировать необходимые технические умения в ходе рисования, лепки, аппликации;
· формировать умение работать вместе с другими детьми.
Оборудование и материалы:
· цветные карандаши, кисти, краски, восковые мелки, фломастры;
· штампы, паралон, ватные палочки;
· бумага разного формата, размера, цвета, текстуры.
Планируемые результаты:
· формирование положительного эмоционального отношения к изобразительной деятельности;
· развитие элементарных навыков рисования;
· формирование основных навыков работы с пластическими материалами.
Музыкальное развитие
Содержание раздела направлено на развитие у ребенка способности эмоционально, адекватно воспринимать музыку различного характера; слухового внимания и сосредоточения; ритмического слуха
Основные направления и задачи коррекционно-педагогической работы
1. Слушание музыки.
2. Музыкально-ритмические движения
3.Игра на элементарных музыкальных инструментах.
Основными методами и приемами работы на музыкальных занятиях являются:
· наглядно-слуховой (исполнение педагогом песен, игра на музыкальном инструменте, использование аудиофайлов);
· зрительно-двигательный (показ игрушек и ярких картинок, раскрывающих содержание песен);
· показ взрослым действий, отражающих характер музыки;
· совместные действия ребенка со взрослым;
· подражание действиям взрослого.
Задачи обучения и воспитания:
· воспитывать эмоциональную отзывчивость на музыкальное звучание;
· учить ориентироваться в пространстве зала: идти к взрослому навстречу по команде (по движению руки, словесной просьбе, звуковому сигналу);
· учить самостоятельно действовать колокольчиком, погремушкой или другими звучащими игрушками;
· поддерживать активность, стимулировать заинтересованность на занятиях.
Оборудование и материалы:
· музыкальные игрушки (погремушки, колокольчики, бубен, барабан, треугольник и др.);
· деревянные ложки;
· аудиофайлы различных мелодий (песни, танцы, марш и т. д.);
· наборы кукол для пальчикового театра;
· куклы-бибабо.
2.5. Содержание коррекционно-педагогической работы по освоению ребенком образовательной области «Физическое развитие».
Физическое развитие направлено на совершенствование функций формирующегося организма ребенка, полноценное развитие основных движений, разнообразных двигательных навыков, совершенствование тонкой ручной моторики и развитие зрительно-двигательной координации.
Занятия по физическому развитию строятся так, чтобы с их помощью решались как общие, так и коррекционные задачи. В занятия включаются физические упражнения, направленные на развитие всех основных движений (ходьба, бег, прыжки, лазанье, ползание, метание), а также общеразвивающие упражнения, направленные на укрепление мышц спины, плечевого пояса и ног, координацию движений, формирование правильной осанки, развитие равновесия.
Задачи обучения и воспитания
· учить выполнять упражнения по показу, по подражанию и отдельные задания по речевой инструкции (руки вверх - вперед - в стороны - за голову - на плечи);
· учить ловить и бросать мяч большого и среднего размера;
· учить метать в цель предмет (мешочек с песком);
· учить ползать по гимнастической скамейке на четвереньках;
· учить ходить по гимнастической скамейке с сохранением динамического равновесия;
· учить подлезать под воротами, различными конструкциями и перелезать через них;
· формировать умение удерживаться на гимнастической стенке и лазать вверх и вниз по ней;
· учить ходить на носках, с перешагиванием через препятствия, высоко поднимая колени, как цапля;
· учить передвигаться прыжками вперед.
Основные направления и задачи коррекционно – педагогической работы:
1. Метание.
2. Ходьба.
3. Бег.
4. Прыжки.
5. Ползание, лазанье, перелезание.
6. Общеразвивающие упражнения:
- упражнения без предметов;
- упражнения с предметами;
- упражнения, направленные на формирование правильной осанки;
- упражнения для развития равновесия.
7. Подвижные игры.
Планируемые результаты освоения программы
· выполняет действия и упражнения по показу взрослого;
· выполняет речевые инструкции взрослого;
· умеет бросать и ловить мяч большого размера;
· умеет прыгать на месте и с продвижением;
· умеет сохранять равновесие при выполнении упражнений на гимнастической скамейке;
· перелезает через препятствия и подлезает под них.
2.6. Формы и методы организации коррекционно-педагогической деятельности
Коррекционно-педагогическая деятельность представляет собой целостную систему, которая обеспечивается специалистами через различные виды детской деятельности с использованием разнообразных форм и методов работы, выбор которых осуществляется педагогами самостоятельно в зависимости от решения конкретных задач.
Координация коррекционных воздействий осуществляется на заседаниях психолого-медико-педагогического консилиума ДОО с участием всех педагогов и специалистов, задействованных в реализации индивидуальной образовательной программы.
Взаимодействие специалистов в процессе реализации индивидуальной образовательной программы:
Образовательные области | Содержание коррекционной работы | Специалисты, осуществляющие коррекционную работу | Виды деятельности по осуществлению коррекции |
Социально-коммуникативное развитие
| Элементарные навыки культуры и поведения. Навыки невербальной коммуникации. Общение и речевое развитие. Социально-бытовые навыки. | Учитель-логопед. Педагог-психолог. Учитель-дефектолог | Организованные занятия, общение, обучение родителей |
Познавательное развитие
| Знакомство с окружающим миром. Сенсорное развитие всех видов восприятия. Создание целостного образа окружающего. | Учитель-логопед. Педагог-психолог. Учитель-дефектолог | Специально-организованные занятия, игры |
Речевое развитие
| Речевое развитие, вербальная коммуникация | Учитель-логопед Учитель-дефектолог Педагог-психолог | Специально-организованные занятия, общение, игры |
Художественно-эстетическое развитие | Формирование интереса к творческим видам деятельности. Обучение способам действий в различных видах продуктивной деятельности. Знакомство с различными материалами и способами их использования. | Музыкальный руководитель. Воспитатель
| Специально-организованные занятия, игры. |
Физическое развитие
| Создание условий, побуждающих к двигательной активности. Развитие основных двигательных навыков. | Инструктор по физической культуре. | Игры, специально-организованные занятия. |
План индивидуально-ориентированных коррекционно-развивающих мероприятий по психолого-педагогическому сопровождению ребенка.
2.7. Взаимодействие педагогического коллектива с семьей ребенка
Основной задачей работы с родителями ребенка является создание в семье атмосферы эмоционального комфорта и уважения, в которой ребенок сможет наиболее полно использовать собственный потенциал развития.
Основные формы взаимодействия с семьей:
Знакомство с семьей: встреча-знакомство, анкетирование семьи.
Информирование родителей о ходе коррекционно-развивающегопроцесса:индивидуальные консультации, организация выставок детского творчества, приглашение родителей на детские концерты и праздники, создание памяток, переписка по электронной почте.
Совместная деятельность: привлечение родителей к организации детских праздников.
Совместные занятия специалистов с ребенком и его родителями позволят вовлечь семью в процесс сопровождения, предварительно добившись некоторого уровня осознания ее членами того, что между ними нет нормального взаимодействия.
Также немаловажным является создание информационного стенда для родителей, что позволяет своевременно сообщать им о предстоящих мероприятиях, знакомить с новинками литературы для родителей, а также оказывать консультации по различным вопросам воспитания.
III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1. Организация развивающей предметно - пространственной среды.
Предметно-пространственная развивающая среда по работе с детьми ОВЗ организована с учетом принципов построения развивающей предметно-пространственной среды:
- безопасности;
- доступности;
- полифункциональности;
- стабильности и динамичности;
- трансформируемости;
- информативности;
- педагогической целесообразности.
В музыкальном зале, кабинетах, спортивном зале созданы комфортные, безопасные условия для детей – инвалидов, детей с ОВЗ.
На данный момент созданы и специальные условия:
- использование специальной образовательной программы и методов обучения и воспитания;
- использование специальных учебных пособий и дидактических материалов (массажные шарики, массажные кольца, игрушки для развития сенсорного восприятия и др.);
- специальных технических средств обучения и индивидуального пользования;
- обеспечение доступа в здание детского сада (пандусы с резиновым покрытием, двусторонние поручни).
3.3. Программно-методическое обеспечение образовательного процесса индивидуальной адаптированной программы
Программный материал подбирался ориентировочно, адаптировался к конкретному ребенку. Учитывались особенности развития ребенка с умеренной умственной отсталостью, его возможности к обучению и воспитанию, актуальный уровень развития, зона ближайшего развития и основные виды деятельности в данный возрастной период.
Образовательная область | Программно-методическое обеспечение по образовательным областям |
«Социально-коммуникативное развитие»
| - Осокина Т.И., Тимофеева Е.А., Фурмина Л.С. «Игры и развлечения детей на воздухе» Москва «Просвещение» 1983 год - Ковалец И.В. Сравнительное изучение понимания эмоции детьми с аутизмом // Дефектология. 2003. №2 - Никифорова Е.В. Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста, имеющих нарушения общения со сверстниками // Дефектология. 1997. №3 |
«Познавательное развитие»
| - Бондаренко А.К. «Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников» Москва «Просвещение» 2013 год - Интегрированное обучение детей с особенностями психофизического развития: Монография/А.Н. Коноплева, Т.Л. Лещинская. Мн. НИО. 2003 - Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дидактические игры и упражнения.- М. Просвещение. 1991 - Стребелева Е. А. «Формирование мышления», Москва, «Владос», 2011 год. - Баряева Л.Б. «Формирование элементарных математических представлений у дошкольников с проблемами в развитии». - СПб. Союз, 2012. |
«Речевое развитие»
| - Зайцева Л.А. Обследование детей с нарушениями речи. Мн., 1998.30 с. - Гаркуши Ю.Ф. Коррекционно – педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи. – М., Сфера, 2007. - Миронова С.А. Логопедическая работа в дошкольных учреждениях и группах детей с нарушениями речи. – М.,1993. |
«Художественно-эстетическое развитие»
| - Лыкова И.А. «Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки». - М.: Карапуз-дидактика, 2007. - Янушко Е.А. Использование методов совместного рисования в работе с аутичным ребенком // Воспитание и обучение детей с нарушениями. 2005. №
Музыкально-художественная деятельность: - Т.Н. Сауко, А.И.Буренина Программа музыкально – ритмического воспитания детей 2-3 лет «Топ, хлоп, малыши» Санкт – Петербург 2001г.; Ветлугина Н.А. Музыкальное воспитание в детском саду. – М., 1981. - Картушина М.Ю. Развлечения для самых маленьких М.2008г. - Музыка в детском саду. Вторая младшая группа. Песни, игры, пьесы / сост. Ветлугина Н.А. и др. – М., 1989.. - Методика музыкального воспитания в детском саду / Под.ред. Н. А. Ветлугиной. – М., 1989. - Макшанцева. Детские забавы. Книга для воспитателя и музыкального руководителя детского сада. – М., 1991. - Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей // Избранные труды: В 2 т. – М., 1985. |
«Физическое развитие»
| Картушина М.Ю. Быть здоровыми хотим - М. «ТЦ Сфера», 2004. Картушина М.Ю. Зелёный огонёк здоровья – СПб. Детство-Пресс,2004. Пензулаева Л. И. Оздоровительная гимнастика для детей 3-7 лет. — М.: Мозаика-Синтез, 2009-2010. Степаненкова Э. Я. Методика физического воспитания. М., 2005. Степаненкова Э. Я. Методика проведения подвижных игр. М.: Мозаика-Синтез, 2008-2010. Степаненкова Э. Я. Физическое воспитание в детском саду, М.: Мозаика-Синтез, 2005-2010. Подвижные игры и игровые упражнения для детей 5-7 лет / Л.И. Пензулаева. – М.: Владос, 2002. Физическое воспитание в детском саду / Э.Я. Степаненкова. – М.: Мозаика-синтез, 2004. Двигательная активность ребенка в детском саду / М.А. Рунова. – М.: Мозаика-синтез, 2000. Нетрадиционные занятия физкультурой в дошкольном образовательном учреждении / Н.С. Галицына. – М.: Скрепторий, 2004. |
Коррекционная работа | - «Проблемные дети: основы диагностической и коррекционной работы психолога» /Н.Я.Семаго, М.М. Семаго.- М.2003 - «Психолого-педагогическая диагностика развития детей» /под ред. Е.А.Стребелевой.-3-е изд.-М.:Просвещение,2007. - Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. «Устранение ОНР у детей дошкольного возраста».– М., 2005 - «Специальная психология» /под. ред. В.И.Лубовского.М.2005. - «Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью» Л. Б. Баряева, О. П. Гаврилушкина, А. П. Зарин, Н. Д. Соколова – СПб. 2009 г. - «Дети с ограниченными возможностями: проблемы инновационных тенденций обучения и воспитания»: Хрестоматия /Сост. Л. В. Калинникова, Н. Д. Соколова. — М., 2005. - Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Коррекционно-педагогическая помощь детям раннего и дошкольного возраста. СПб., 2008. - Забрамная С.Д., Исаева Т.Н. Изучаем обучая. Рекомендации по изучению детей с тяжелой умственной отсталостью. М., 2002. - Забрамная С.Д. «Наглядный материал для психолого-педагогического обследования детей в медико-педагогических комиссиях» — М., 1985. - Никольская О. С., Баенская Е. Р., Либлинг М. М. Аутичный ребенок: пути помощи. Изд. 2-е, стереотипное. – М.: Теревинф, 2012. - Баенская Е. Р. Помощь в воспитании детей с особенностями эмоционального развития. – М. г 2011. - Мамайчук И. И. Помощь психолога детям с аутизмом. – СПб: Речь, 2010. |
Информационное обеспечение | Имеется свободный доступ к сетевым источникам информации, к информационно-методическим фондам, предполагающим наличие методических пособий, рекомендаций по всем направлениям и видам деятельности. |
Перечень оборудования и дидактического материала
Образовательная область | Оборудование и дидактический материал |
«Социально-коммуникативное развитие»
| Картинки с изображением различных предметов, игрушек, иллюстративный материал, отражающий эмоциональный, бытовой, социальный, игровой опыт детей; настольная и напольная ширмы; декоративные украшения (солнце, тучи, деревья, елки, дома и т. п.); (разрезные картинки по содержанию сказок с изображением различных предметов, ситуаций), «У нас порядок». |
«Познавательное развитие»
| Шары, кубики, кирпичики, тесьма, мешочки; коробки форм (разного вида); разнообразные матрешки (от трехместных до восьмиместных); пирамидки разного размера и разной конструкции; игрушки сюжетные: лошадка, кошечка, зайчик, медвежонок, собачка, лягушка и др.; набор муляжей овощей, фруктов, грибов; корзины разной величины, мисочки, кувшины, машины разных размеров; наборы сыпучих материалов (горох, речной песок, крупа). Дидактические карточки: «Домашние животные», «Мебель», «Одежда», «Посуда», «Насекомые», «Продукты питания» и др. |
«Речевое развитие»
| Детские книги; картинки с изображением различных предметов, игрушек, наборы кукол для пальчикового театра (кошка, мышка, медведи различного размера, лиса, собака, петух, девочка, бабушка, дедушка и т. п.); куклы бибабо для сказок («Курочка Ряба», «Репка», «Теремок», «Колобок», «Маша и медведь», «Кот, петух и лиса», и др.); рукавички с изображениями мордочек различных сказочных персонажей; образные игрушки (кошка, собака, курочка, мышка, заяц, медведь, волк, лиса, дедушка, бабушка, девочка, и т. п.); картины из серии «Домашние животные», «Дикие животные», «Картины по сказкам», «Мы играем», «Времена года», различные картинки, выполненные в стиле коллажа, и т. п.; мольберт; фланелеграф. |
«Художественно-эстетическое развитие»
| Лепка Материалы для лепки: глина, цветное тесто, пластилин; палочки разной длины и ширины для рисования набор формочек для теста различной формы (круглые, квадратные, треугольные) и разной величины (большие, маленькие, мелкие, глубокие); наглядный материал: овощи, фрукты, грибы (муляжи и натуральные объекты); наборы игрушек: куклы, животные, птицы, транспорт и др.; Аппликация Наборы цветной бумаги разной фактуры; набор щетинных кистей для работы с клеем; пластина (подкладка) для намазывания форм клеем; салфетки из ткани для прижимания форм к бумаге; ножницы с тупыми концами для вырезания форм; розетки для клея; подносы для форм; клей для аппликации; наглядный материал: овощи, фрукты, грибы (муляжи и натуральные объекты); наборы игрушек: куклы, животные, птицы, транспорт, рыбы, знакомые сказочные персонажи; Рисование: мольберты для рисования; доска настенная для рисования мелом, расположенная на доступном детям уровне; стенд для размещения детских рисунков; индивидуальные доски для рисования мелками, фломастерами; наборы белой бумаги различной плотности — гладкая, шершавая; наборы цветной бумаги светлых оттенков — желтого, сиреневого, голубого и т. д.; стаканчики для кисточек, для краски; фартуки; нарукавники; подносы для выполненных поделок из глины, пластилина; наборы карандашей: волоконные разной толщины, угольные; наборы маркеров; наборы фломастеров; наборы цветных, восковых мелков; наборы красок: гуашь, акварель; Музыкальные инструменты:,металлофон, ксилофон, цитры, цимбалы или гусли, арфа, триола; барабаны с разной высотой звучания, бубны, трещотки, колотушка, коробочка, маракасы, кастаньеты; тарелки детские, бубенцы; свирели, дудки, рожки,. Незвучащие игрушки-самоделки: игрушки-инструменты (пианино, балалайка, гармошка); пятиступенчатая лесенка; проигрыватель с пластинками; звуковая книжка, звуковые картинки. |
«Физическое развитие» | Гимнастическая стенка (3 пролета): мягкие модули различной формы, горка пласстмассовая; доска ребристая; скамейки гимнастические длиной 2,5 м; дуги для подлезания (высота 60, 50, 40 см); массажные дорожки, гимнастический мат, мячи резиновые (диаметр 20—25, 10—12, 6—8 см); мячи волейбольные, надувные большие, обручи круглые (диаметр 55—60 см), палки гимнастические (длина 75—80, 300 см); шнуры короткие («косички») — 75—80 см, длинные — 15 м; скакалки короткие — 120—150 см, длинные — 3 м; флажки разноцветные; мешочки с песком для метания (вес 150—200 г), сетка волейбольная; баскетбольный щит, корзина; ракетки и воланы для игры в бадминтон; кегли; городки; серсо; кольцебросы разные; ленты разноцветные— 50— 60 смсухой бассейн с пластмассовыми шариками; ковер; дорожка со следами; велотренажёр, «Степперы» «Миниходы» |
Список литературы
- «Проблемные дети: основы диагностической и коррекционной работы психолога» /Н.Я.Семаго, М.М. Семаго.- М.2003
- «Психолого-педагогическая диагностика развития детей» /под ред. Е.А.Стребелевой.-3-е изд.-М.:Просвещение,2007.
- Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. «Устранение ОНР у детей дошкольного возраста».– М., 2005
-«Специальная психология» /под. ред. В.И.Лубовского.М.2005.
- «Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью» Л. Б. Баряева, О. П. Гаврилушкина, А. П. Зарин, Н. Д. Соколова – СПб. 2009 г.
- «Дети с ограниченными возможностями: проблемы инновационных тенденций обучения и воспитания»: Хрестоматия /Сост. Л. В. Калинникова, Н. Д. Соколова. — М., 2005.
- Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Коррекционно-педагогическая помощь детям раннего и дошкольного возраста. СПб., 2008.
- Забрамная С.Д., Исаева Т.Н. Изучаем обучая. Рекомендации по изучению детей с тяжелой умственной отсталостью. М., 2002.
- Забрамная С.Д. «Наглядный материал для психолого-педагогического обследования детей в медико-педагогических комиссиях» — М., 1985.
- Никольская О. С., Баенская Е. Р., Либлинг М. М. Аутичный ребенок: пути помощи. Изд. 2-е, стереотипное. – М.: Теревинф, 2012.
- Баенская Е. Р. Помощь в воспитании детей с особенностями эмоционального развития. – М. г 2011.
- Мамайчук И. И. Помощь психолога детям с аутизмом. – СПб: Речь, 2010.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Индивидуально адаптированная фольклорная музыкальная программа "Родная сторонка" для кружка "Донской сувенир"( детский сад"Тополек")
Пояснительная записка к фольклорной музыкальной программе «Родная сторонка» Я, Афанасьева Ольга Дмитриевна, работа...
Индивидуальная адаптированная коррекционно-развивающая программа сопровождения дошкольника с ОВЗ или с инвалидностью
Цель программы – коррекция психического развития, сохранение психического здоровья, развитие коммуникативных умений, навыков самоконтроля, произвольного внимания....
Журнал учета времени, затрачиваемого на реализацию индивидуальной адаптированной образовательной программы.
Для учета времени, затрачиваемого на реализацию индивидуальной коррекционной работы с детьми в логопедической группе нами разработан следующий вид документации: Журнал учета времени, затрачиваемо...
индивидуальная адаптированная образовательная программа
в программе дан материал по всем разделам программы...
Индивидуальная адаптированная образовательная программа для ребенка с интеллектуальной недостаточностью 2018-2019 гг.
Индивидуальная адаптированная образовательная программа для ребенка с интеллектуальной недостаточностью 2018-2019 гг....
Алгоритм формирования индивидуальных целевых ориентиров по коррекции и развитию мыслительной деятельности в рамках индивидуальных адаптированных образовательных программ дошкольного образования для детей с задержкой психического развития. 2023г.
Представление опыта работы участников методического объединения учителей-дефектологов и воспитателей дошкольных групп компенсирующей направленности для детей с особыми возможностями здоровья по создан...