Особенности развития процессов/ деятельности
план-конспект занятия

Казакова Елена Сергеевна
Каким образом учитывать в образовательном процессе и развивающей предметно-пространственной среде?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kazakova.docx42.47 КБ

Предварительный просмотр:

                                                     2 – 3 года ранний возраст (первая младшая группа, ясли)

Особенности развития процессов /деятельности

Каким образом учитывать в образовательном процессе и развивающей предметно-пространственной среде?

Восприятие

Малыш способен исследовать свойства объекта, с которым он взаимодействует, и строить его образ. Первоначальные образы восприятия объектов оказываются несовершенными. Проявляется это в том, что малыш еще не может проанализировать особенности возникающего у него образа объекта. Он не может соотнести форму объекта, его величину с другими особенностями ситуации. Например, если взять коробку и уложить в нее кубики так, чтобы они покрывали дно, а затем высыпать их из коробки и предложить ребенку сделать то же самое, то окажется, что для него это чрезвычайно сложная задача (особенно если кубики различаются по форме и величине). В связи с этим очень полезно в этом возрасте предлагать ребенку сравнительно простые пазлы, которые состоят из нескольких кубиков.

Развитию восприятия ребенка способствуют «коробки форм». Эта игрушка представляет собой коробку с крышкой, в которой проделаны прорези в виде различных геометрических форм (круг, квадрат, треугольник, трапеция и т. д.). Ребенку дают фигуры соответствующей формы и предлагают поместить их в коробку, не открывая крышки. Для того чтобы выполнить это задание, ребенок должен научиться соотносить форму фигуры и форму отверстия.

Для развития восприятия ребенка полезно рассматривать с ним предметы и сравнивать их по размеру, цвету и форме: например, можно предложить малышу найти такую же по цвету машинку, как у взрослого.

Хотя восприятие в этом возрасте еще несовершенно, но при правильно организованной работе дети могут усвоить представление о 5–6 формах (треугольник, квадрат, прямоугольник, круг, овал) и научиться выделять до 8 цветов (красный, оранжевый, желтый, зеленый и т. д.). Однако в большинстве случаев дети испытывают трудности при анализе форм окружающих предметов и различении цвета.

Внимание

Внимание – это один из сложных познавательных процессов. Если нет внимания, то все напрасно. Внимание состоит из четырех свойств: 1)концентрация; 2)устойчивость; 3)переключение; 4)распределение. Концентрация - это степень сосредоточенности сознания на одном и том же предмете, объекте деятельности. Концентрация внимания в раннем возрасте непроизвольная. Если понравился вид деятельности, то ребенок увлекается. Устойчивость – это характеристика внимания во времени. Она определяется длительностью сохранения внимания на одном и том же объекте и одной и той же задаче. Непроизвольное внимание основано на интересе. У детей раннего возраста устойчивость внимания 5 минут. Переключение – это скорость перемещения фокуса внимания с одного объекта на другой, перехода от одного вида деятельности к другому. Переключение внимания не зависит от возраста, а зависит от темперамента. У сангвиника и холерика процесс переключения хороший и плохой уровень у флегматиков и меланхоликов. Переключение внимания можно натренировать. Распределение – это свойство внимания, проявляющееся в процессе деятельности выполнения не одного, а нескольких действий одновременно. Распределение внимания в раннем возрасте не развито вообще и не формируется. Это приобретение дошкольного возраста. Особенности развития внимания у детей раннего возраста: -Первые признаки внимания появляются на 2-3 недели жизни, в виде слухового и зрительного сосредоточения. -В раннем возрасте внимание ребенка отражает его интерес к окружающим предметам и выполняемым с ними действиям. Ребенок сосредоточен до тех пор, пока не угаснет интерес. .Появление нового предмета вызывает переключение внимания. 

В одном из исследований H. Н. Поддьякова детям предлагали скатить шарик с горки так, чтобы он остановился возле маленькой куклы, которая находилась на небольшом расстоянии от горки. Дети второго года жизни просто клали шарик, и он скатывался с горки. В дальнейшем они не учитывали то, где он остановился, и продолжали скатывать шарик, ориентируясь только на само действие (детям просто нравилось ставить шарик на горку и наблюдать, как он скатывается). Дети третьего года жизни начинали учитывать расстояние, на котором шарик останавливался от куклы. Затем они скатывали шарик, помещая его на разную высоту, для того чтобы понять зависимость расстояния, которое проходит шарик, от высоты, с которой он спускается. В этом, казалось бы, несложном поведении ребенка проявляется новая черта детского мышления, которая заключается в том, что малыш впервые ставит свою собственную «исследовательскую» задачу. Тем самым он выходит за рамки предлагаемой ситуации и пытается понять закономерности взаимодействия элементов поставленной задачи. Действия ребенка от прямого исполнения переходят к действиям пробующего характера. С помощью пробующего действия ребенок пытается выяснить скрытое свойство ситуации. Это позволяет ему проводить систематическое обследование окружающих предметов, в чем и заключается развитие наглядно-действенного мышления ребенка третьего года жизни. Взрослый может наблюдать, как ребенок заинтересованно манипулирует каким-то предметом, но это не простая манипуляция, а выяснение новых скрытых свойств объекта. В этот момент малыш проводит большое и сложное исследование. Не нужно вмешиваться в этот процесс и отрывать ребенка от занятия.

Память

Сложный психический процесс, определяющий как запечатление, сохранение, узнавание и воспроизведение 1. ДВИГАТЕЛЬНАЯ 2. ОБРАЗНАЯ 1) ЗРИТЕЛЬНАЯ 2) ОБОНЯТЕЛЬНАЯ 3)СЛУХОВАЯ 4) ВКУСОВАЯ 5) ОСЯЗАТЕЛЬНАЯ 3. ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ 4. СЛОВЕСНО- ЛОГИЧЕСКАЯ ПО ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТИ СОХРАНЕНИЯ МАТЕРИАЛА 1. КРАТКОВРЕМЕННАЯ 2. ДОЛГОВРЕМЕННАЯ 3. ОПЕРАТИВНАЯ ПО СТЕПЕНИ ВОЛЕВОЙ РЕГУЛЯЦИИ 1. НЕПРОИЗВОЛЬНАЯ 2. ПРОИЗВОЛЬНАЯ 

Можно поиграть в игру «Куда спряталась фигурка». Для этого нужно взять несколько разных коробок и в одну из них поместить фигурки, а затем предложить ребенку найти их. Ключевым моментом этой игры будет тот, когда ребенок от непосредственного открывания коробки перейдет к ее встряхиванию. Это действие намного эффективнее и требует меньше времени для выполнения. Выполняя встряхивание, ребенок ориентируется не на видимые свойства вещи, а на представления о внутреннем устройстве коробки.

Если малыш испытывает трудности при выполнении задания, то в коробке можно сделать прорези, которые позволят ему частично увидеть объект. После того как ребенок научится правильно находить объект, ориентируясь на внутреннюю часть коробки, прорези можно заклеить и вновь предложить ребенку найти фигурки.

Эту игру можно усложнить, поместив в другие коробки предметы, которые при встряхивании также издают различные звуки, но не такие, как искомый предмет. Например, в одну коробку можно положить маленький колокольчик, а в другую – кубик. Звуки, издаваемые этими предметами, резко отличаются, что позволит ребенку ориентироваться на качество звука, а не на его наличие или отсутствие.

Воображение

В раннем детстве закладываются только предпосылки развития воображения, как преобразования представлений и формирования на их основе образов, реализация которых приводит к созданию новых материальных и духовных ценностей. Этому способствует освоение ребенком предметной, игровой и продуктивных видов деятельности, развитие памяти, речи и других психических процессов. Представления, появляющиеся на втором году жизни ребенка, являются основой для развития воображения. Примерно с этого возраста ребенок способен узнавать различные изображения на картинках. Но рисунок обычно не бывает точной копией реальности, а отражает ее обобщенно.

Становление механизма представления; способность воссозданию образов; отсроченное подражание увиденному; умение действовать на основе сформирования образа; появление действий с предметами - заместителями; обобщение игровых действий и игровых предметов.

Развитие начинается с рисования каракуль, которые постепенно трансформируются в более четкие изображения. Этот процесс можно регулировать, создавая необходимые условия для перевода так называемой изобразительной активности в собственно изобразительную деятельность. С этой целью можно предлагать ребенку различные варианты дорисовывания, например, веревочек к воздушным шарикам, морских волн и т. д. В этом возрасте графический образ еще только начинает формироваться, поэтому дети изображают то, что они знают, и их рисунки в целом отражают эмоциональный фон. Оценка детских рисунков не должна быть категоричной. Их следует оценивать позитивно и поощрять стремление к изобразительной деятельности.

Мышление

Третий год жизни является переходным периодом от наглядно-действенного мышления к наглядно-образному. В этом возрасте наглядно-действенное мышление претерпевает существенные изменения, которые заключаются в характере взаимодействия ребенка с объектами. Если на втором году жизни ребенок непосредственно взаимодействует с объектами, то есть применяет к ним весь арсенал существующих в его распоряжении действий, то на третьем году его действия кардинально меняются. На втором году жизни ребенок не заботится о результате действия, на третьем году он начинает учитывать тот результат, который вызывается его собственной активностью. Учет результата существенным образом меняет характер взаимодействия с объектом – ребенок начинает специально ожидать тот или иной результат в зависимости от произведенного действия. При этом малыш еще не знает, что может получиться, но у него уже существует стремление зафиксировать этот результат. Тем самым у ребенка появляется возможность сопоставить действие и результат.

Например, можно взять лист бумаги и цветными карандашами начертить на нем несколько прямых дорожек. На одну из них нужно поставить маленькую машинку и объяснить ребенку, что она перевозит пассажиров. Затем следует спросить ребенка о том, на какую дорожку нужно поставить зайчика, чтобы машинка могла его перевезти. При этом машину нужно поставить на одном конце дорожки, а зайчика – на другом. Особенность этой игры заключается в том, что дорожка будет выступать в качестве особого средства, которое позволит ребенку соотнести направление движения машинки и положение зайчика.

Игру можно усложнить, нарисовав непараллельные, расходящиеся, пересекающиеся дорожки, увеличив количество дорог, зайчиков и машинок. Если ребенок испытывает трудности при выполнении задания, то можно ввести такой вспомогательный признак, как цвет, и соотносить цвет дорожки, машинки, зайчика (зайчик должен сесть в машинку своего цвета). Очень важно, чтобы ребенок расставил фигурки до того, как взрослый начнет приводить машинку в движение. В этом случае задача выполняется не в наглядно-действенном плане, а в наглядно-образном: ребенок должен представить себе движение машинки и положение фигурки.

Речь

Происходит быстрое увеличение словарного запаса. Понимает сложноподчиненные предложения типа « Когда мы придем домой. Я буду…» Понимает вопросы типа : «Что у тебя в руках?» Слушает объяснения «как»и «почему». Выполняет двухступенчатую инструкцию типа : « Сначала вымоем руки, затем будем обедать».

Активная речь, которая характеризуется самостоятельным произнесением слов и предложений, обращенных, как правило, ко взрослому. Если раньше ребенок в большинстве случаев использовал пассивную речь, то есть он слушал инструкции взрослого и делал то, что он говорит, то теперь малыш сам начинает активно обращаться ко взрослому. Эта ситуация, позволяет взрослому оценить то, насколько хорошо ребенок использует речь. Нужно иметь в виду, что малыши в первую очередь осваивают те слова, которые отражают функцию предмета, поскольку она непосредственно связана с самим предметом. Значительно труднее ребенок усваивает слова, обозначающие свойства предметов. Например, такое свойство, как зеленый, относится не к одному предмету, а к целой группе. Другими словами, перед ребенком в этом случае встает целая мыслительная задача – отделить свойство от предмета и объединить предметы по этому признаку. Хотя речь взрослого насыщена словами, обозначающими свойства предметов, не нужно требовать от ребенка их называния.

На речевое развитие позитивно влияют и совместное со взрослым рассматривание картинок, и стимулирование ребенка к называнию изображенных объектов. Нужно создавать такие речевые ситуации, в ходе которых взрослый вводит новые для ребенка слова; разыгрывает непонимание сказанного малышом (он называет какую-то необходимую ему вещь, но не совсем правильно – взрослый делает вид, что не понимает, тем самым побуждая его правильно называть объекты). Хотя уже в возрасте двух лет дети начинают понимать, что у каждого предмета есть свое название, связь между словом и обозначаемым объектом они выделяют с трудом, потому что одно и то же слово может быть включено в описание совершенно разных ситуаций и иметь различные контексты. Рассмотрим следующие предложения: «Мама моет тарелку» и «Тарелка стоит на столе». Речь идет об одном объекте, который представлен в совершенно разных грамматических конструкциях. В первом случае акцент делается на слове «мама» (которая моет тарелку), а во втором – на слове «тарелка» (которая стоит на столе). Для дошкольников это две разные ситуации, поэтому вычленение одного и того же слова представляет известные трудности. Для того чтобы ребенок мог выделить нужное слово, можно задать ему наводящие вопросы, например: «Что моет мама? Что стоит на столе?». Главная особенность этих вопросов заключается в том, что они фактически повторяют уже предъявленное ребенку предложение.

Общение

Со взрослым

Со сверстником

Общение со взрослыми: активно подражает им в движениях и действиях; появляются игры , в которых ребенок воспроизводит действия взрослого; Со сверстниками наблюдает за их действиями и подражает им.

. Суть его заключается в том, что у ребенка формируется образ Я. Он переходит от называния себя в третьем лице к называнию в первом лице, при этом стремится утвердиться в разных сферах, в том числе и в повседневных действиях. Ребенок старается многие вещи делать самостоятельно («Я сам!»), поэтому желательно найти для него посильные поручения. Хорошо, если их требуется выполнять каждый день. Со временем ребенок сам, без напоминания, будет исполнять эти поручения. При этом всякий раз необходимо подчеркивать значимость малыша («Как хорошо, что ты это делаешь», «Что бы мы без тебя делали!»). Следует поощрять самостоятельность ребенка и предоставлять ему возможность самому выполнять некоторые действия, например, застегивать пуговицы и надевать штанишки. Обычно на это уходит очень много времени, ребенок не укладывается в срок, определенный взрослым, что может приводить к конфликтам, но их следует избегать.

Игровая деятельность

Заключается прежде всего в том, что у ребенка начинает появляться представление о роли, которую выполняет взрослый в реальном взаимодействии с другими людьми. Первоначально эта роль привязана к конкретным предметам, поэтому ребенок должен освоить действия, соответствующие роли. При этом роль выступает не как особая социальная позиция, а скорее как набор действий, которые необходимо выполнить. Именно поэтому так важно, чтобы в этот период ребенок освоил действия, объединенные одной ролью (например, ролью матери – кормление ребенка, укладывание спать и т. д.). Хотя выполнение подобных действий происходит с игрушкой, они почти полностью соответствуют реальным действиям взрослого. (Освоение игровой деятельности основано на подражании действиям взрослых.) Игра носит процессуальный характер, поэтому для ее развития ребенка необходимо обучать различным действиям с игровыми предметами (например, кормить куклу, укладывать ее спать, катать в коляске, кормить и т. д.). При этом важно, чтобы ребенок повторял и действия, и слова взрослого.

Ключевым моментом возникновения игровой деятельности является осознание ребенком условности игровой ситуации. До тех пор пока малыш не осознает условность игровой ситуации, вся его деятельность, которая может выглядеть как игровая, таковой являться не будет (она может представлять собой лишь копирование поведения взрослого).

Особая задача педагога при развитии игровой деятельности малышей заключается в том, чтобы создавать ситуации такого типа. В качестве характерного примера можно привести ситуацию, когда ребенок готовит обед для куклы. В этом случае ребенок может взять ведерко, положить в него различные предметы (камешки, травку) и начать «варить суп». Здесь наступает несоответствие между теми действиями с предметами, которые ребенок реально выполняет, и теми смыслами, которые он вкладывает в эти действия: понятно, что камнями нельзя никого накормить, однако малыш осмысливает эту ситуацию как процесс приготовления еды. Условность ситуации позволяет ребенку совершать условные действия, в результате у него появляется возможность выполнять действия в не совсем правильной с точки зрения объективного результата форме. Эта особенность игровой ситуации раскрывает перед ребенком массу возможностей для проявления собственной инициативы, поскольку она оказывается зависимой не столько от объективного результата, сколько от желания малыша играть и действовать в процессе игры.

                                                 

                                                                           3 – 4 года (вторая младшая группа)

Особенности развития процессов /деятельности

Каким образом учитывать в образовательном процессе и развивающей предметно-пространственной среде?

Восприятие

Если к 3 годам ребенок знает 6 основных цветов и может указать на 5 форм, то к 4 годам представление о свойствах предметов становится шире – дошкольник относительно легко называет формы и цвета окружающих объектов.

Для развития восприятия важны не только сами изображения или зрительный анализ объектов, но и правильное называние форм и цветов, что является особой задачей, которую должен решить педагог, но не в процессе специального заучивания, а в ходе выполнения конкретных заданий (например, при обращении к ребенку с просьбой: «Дай мне красный кубик»).

Внимание

Выполнение различных видов деятельности детьми этого возраста объясняется особенностями их внимания. Оно в основном непроизвольно: ребенок может сосредоточенно заниматься даже интересным для него делом не более 15 минут. Большинство малышей не может сосредоточиться на каком-либо занятии более 5 минут. Поэтому при организации занятий нужно учитывать возможности детей в управлении собственной активностью.

В связи этим полезно проводить следующее упражнение. Ребенку показывают сначала один объект (или его изображение) и просят назвать его, затем несколько объектов (или их изображений) и предлагают назвать их. Кроме того, в этом возрасте дети могут допускать ошибки в согласовании слов, употреблении предлогов и т. д.

Развитие грамматического строя речи предполагает развитие ее лексической стороны. Хотя уже в возрасте двух лет дети начинают понимать, что у каждого предмета есть свое название, связь между словом и обозначаемым объектом они выделяют с трудом, потому что одно и то же слово может быть включено в описание совершенно разных ситуаций и иметь различные контексты. Рассмотрим следующие предложения: «Мама моет тарелку» и «Тарелка стоит на столе». Речь идет об одном объекте, который представлен в совершенно разных грамматических конструкциях. В первом случае акцент делается на слове «мама» (которая моет тарелку), а во втором – на слове «тарелка» (которая стоит на столе). Для дошкольников это две разные ситуации, поэтому вычленение одного и того же слова представляет известные трудности. Для того чтобы ребенок мог выделить нужное слово, можно задать ему наводящие вопросы, например: «Что моет мама? Что стоит на столе?». Главная особенность этих вопросов заключается в том, что они фактически повторяют уже предъявленное ребенку предложение.

Память

Процессы памяти остаются непроизвольными. По-прежнему преобладает узнавание. Объем памяти существенно зависит от того, увязан материал в смысловое целое или разрознен. Дети данного возраста в начале года могут запомнить при помощи наглядно-образной, а также слуховой вербальной памяти два объекта, к концу года — до четырех объектов. Ребенок хорошо запоминает все, что представляет для него жизненный интерес, вызывает сильный эмоциональный отклик. Прочно усваивается информация, которую он видит и слышит много раз. Хорошо развита двигательная память: лучше запоминается то, что было связано с собственным движением.

Для его развития детей можно знакомить с разного рода преобразованиями предметов, например, пластилиновых шариков (их можно расплющивать или раскатывать в колбаски) и подкрашенной воды (ее можно переливать из одних сосудов в другие и наблюдать при этом изменение уровня жидкости в зависимости от формы и размера посуды).Поэтому целесообразно моделировать передвижение объектов не только в направлении к ребенку или от него, но и в направлении, перпендикулярном линии его взора. Например, ребенка, наблюдающего за движением машин на улице перед светофором, можно спросить: «Какая машина подъехала первой? Какая поехала первой, а какая за ней?». Ответы на них ориентируют ребенка не только на видимую картину, но и на представления об изменениях, которые произошли за время наблюдения.

Воображение

С развитием игровой деятельности начинает совершенствоваться воображение детей. Для его развития следует использовать самые разнообразные ситуации, например, можно показать ребенку игрушку и спросить: «Кто это? Откуда пришел? Что до этого делал?». Особенности воображения ребенка обусловлены окружающими объектами, поэтому его развитие предполагает подбор определенных предметов, которые должны отражать различные стороны жизни человека (растительный мир, животный мир, мир техники, мир людей)

Для его развития следует использовать самые разнообразные ситуации, например, можно показать ребенку игрушку и спросить: «Кто это? Откуда пришел? Что до этого делал?».

Особенности воображения ребенка обусловлены окружающими объектами, поэтому его развитие предполагает подбор определенных предметов, которые должны отражать различные стороны жизни человека (растительный мир, животный мир, мир техники, мир людей).

Мышление

В этом возрасте продолжает развиваться наглядно-действенное мышление. Если в раннем возрасте его основу составляли случайные, хаотические действия, то теперь они могут приобретать направленный характер с учетом достигаемого результата. Поэтому важно организовать среду, которая способствовала бы развитию наглядно-действенного мышления. С этой целью можно использоваться различные механические устройства и игры. В младшем дошкольном возрасте формируется и наглядно-образное мышление. Для его развития детей можно знакомить с разного рода преобразованиями предметов, например, пластилиновых шариков (их можно расплющивать или раскатывать в колбаски) и подкрашенной воды (ее можно переливать из одних сосудов в другие и наблюдать при этом изменение уровня жидкости в зависимости от формы и размера посуды).

Для его развития детей можно знакомить с разного рода преобразованиями предметов, например, пластилиновых шариков (их можно расплющивать или раскатывать в колбаски) и подкрашенной воды (ее можно переливать из одних сосудов в другие и наблюдать при этом изменение уровня жидкости в зависимости от формы и размера посуды).

Речь

В младшем дошкольном возрасте большое внимание следует уделять развитию речи детей. По развитию речи ребенка можно судить о благополучии психического развития. Прежде всего нужно обращать внимание на звуковую сторону речи, которая еще несовершенна, – многие звуки дети могут произносить неправильно. Наибольшие трудности у детей вызывает произношение согласных звуков, особенно шипящих, свистящих и сонорных. Поэтому педагог должен организовывать специальные упражнения на освоение этих звуков и развивать внимание к звуковой стороне речи. Коррекция произнесения звуков может быть основана на склонности детей к подражанию. Дошкольникам полезно предлагать упражнения на звукоподражание, при выполнении которых они должны воспроизводить предлагаемые взрослым образцы звуков, издаваемых, например, животными. Наиболее характерной формой речи для детей четвертого года жизни является диалог. Его специфика заключается в том, что он происходит в конкретной ситуации и речевой опорой служит не только вербальная сторона, организуемая взрослым, но и те предметы, которые окружают ребенка. В таких диалогах осуществляется подготовка к монологической речи, которая первоначально представляет собой почти дословное повторение небольших высказываний взрослого. В этом возрасте можно наблюдать, как ребенок, которому взрослый часто читает одни и те же сказки, повторяет наизусть их фрагменты.

Поэтому педагог должен организовывать специальные упражнения на освоение этих звуков и развивать внимание к звуковой стороне речи. Коррекция произнесения звуков может быть основана на склонности детей к подражанию. В связи с этим полезно проводить следующее упражнение. Ребенку показывают сначала один объект (или его изображение) и просят назвать его, затем несколько объектов (или их изображений) и предлагают назвать их. Кроме того, в этом возрасте дети могут допускать ошибки в согласовании слов, употреблении предлогов и т. д.

Развитие грамматического строя речи предполагает развитие ее лексической стороны.

Общение

Со взрослым

Со сверстником

Наиболее характерной формой речи для детей четвертого года жизни является диалог. Его специфика заключается в том, что он происходит в конкретной ситуации и речевой опорой служит не только вербальная сторона, организуемая взрослым, но и те предметы, которые окружают ребенка. В таких диалогах осуществляется подготовка к монологической речи, которая первоначально представляет собой почти дословное повторение небольших высказываний взрослого. В этом возрасте можно наблюдать, как ребенок, которому взрослый часто читает одни и те же сказки, повторяет наизусть их фрагменты.

Особая задача педагога заключается в том, чтобы создать определенную культурную среду с четко заданными правилами. Для этой цели нужно структурировать пространство группы («Здесь игровой уголок, где дети играют; здесь место для отдыха; здесь место, где проводятся занятия», и т. д.) и определить правила для каждого его участка, а также условия, при которых действия ребенка оцениваются позитивно, а его инициатива получает поддержку. Такая система правил регулирует взаимоотношения детей, способствует их умственному развитию, развивает произвольность, а также предупреждает конфликты. Следует иметь в виду: поведение детей младшего дошкольного возраста носит ситуативный характер, поэтому следует структурировать систему ситуаций, в которых оказывается ребенок.

Ребенок этого возраста оказывается чрезвычайно чувствительным к воспитательным воздействиям взрослого. Поэтому к вопросам поощрения и наказания педагогу нужно подходить очень ответственно.

Существует два типа стратегий наказания – объектная и субъектная. Объектная стратегия проявляется в том, что взрослый всячески подчеркивает объективные свойства результатов действий ребенка и объективные свойства санкций, которые будут применены к нему. Например, при объектной стратегии взрослый говорит ребенку: «Ты сломал очень дорогую вещь, поэтому я не куплю тебе конфет». Субъектная стратегия основана на том, что взрослый обращает внимание на личностный аспект совершенного ребенком действия и применяемых санкций: «Ты сломал мою любимую вещь! Я не хочу с тобой разговаривать». Более сильное воздействие на ребенка оказывает вторая стратегия, поэтому ее применение требует от взрослого очень взвешенного подхода.

        

Игровая деятельность

В играх дети действуют с игрушками и предметами-заместителями, их сюжеты просты и неразвернуты. Игровая деятельность возникает из предметной и поэтому внешне напоминает ее. Так, играя ребенок кормит куклу, укладывает ее спать, то есть фактически совершает с ней определенные предметные действия. В данной ситуации сюжет не развернут, это простейшая, начальная форма игры. Можно предложить ребенку предметы-заместители (например, вместо ложки, которой он кормит куклу, дать палочку), которые позволят ему выполнить предметное действие, сохраняя его основные свойства (например, удержание палочки как ложки). Развитая игра характеризуется более сложными формами замещения, в ней акцент переносится с самого предметного действия на смысл ролевых отношений. Вот почему для развития игровой деятельности детей нужно обучать действиям замещения. При этом желательно, чтобы ребенок в рамках одной роли мог выполнить как можно больше (не меньше пяти) различных игровых действий, которые следует специально разучивать с ним. На начальном этапе, когда дошкольники сами выбирают предметы-заместители, они максимально приближены к реальным объектам. Очень часто педагоги специально усиливают эту тенденцию. Это не всегда правильно, так как копирование реальных предметов затрудняет развитие замещения и удерживает ребенка на уровне предметного действия. Главная линия развития игровой деятельности состоит в формировании ролевых отношений и усложнении игры за счет включения в нее разнообразных персонажей. Приняв на себя какую-нибудь роль, ребенок начинает подчинять ей свое поведение. Однако сама роль выступает в контексте игрового сюжета, то есть тех игровых действий, которые совершает персонаж по мере разворачивания сюжета. У младших дошкольников число сюжетов чрезвычайно ограничено. Основной характеристикой их является воспроизведение действий взрослых, в то время как старшие дошкольники воспроизводят ролевые отношения. Дети четвертого года жизни не планируют сюжеты заранее – они возникают в зависимости от игрового материала. Так, если около ребенка оказывается машина, то он, скорее всего, будет играть роль шофера. Именно поэтому детские конфликты возникают по поводу предметов, потому что с ними связан как сюжет игры, так и роль.

Особая задача педагога заключается в том, чтобы создать определенную культурную среду с четко заданными правилами. Для этой цели нужно структурировать пространство группы («Здесь игровой уголок, где дети играют; здесь место для отдыха; здесь место, где проводятся занятия», и т. д.) и определить правила для каждого его участка, а также условия, при которых действия ребенка оцениваются позитивно, а его инициатива получает поддержку. Такая система правил регулирует взаимоотношения детей, способствует их умственному развитию, развивает произвольность, а также предупреждает конфликты. Следует иметь в виду: поведение детей младшего дошкольного возраста носит ситуативный характер, поэтому следует структурировать систему ситуаций, в которых оказывается ребенок.

        

        4-5 лет ( Средняя группа)

                                                                                 

Особенности развития процессов /деятельности

Каким образом учитывать в образовательном процессе и развивающей предметно-пространственной среде?

Восприятие

У детей этого возраста продолжает развиваться восприятие: они могут назвать форму, на которую похож тот или иной предмет. Поэтому для развития восприятия следует использовать задания, направленные на классификацию предметов по форме, величине, цвету и т. д. (Дети пятого года жизни легко могут собрать пирамидку из 5–7 колец разной величины.)

Поэтому для развития восприятия следует использовать задания, направленные на классификацию предметов по форме, величине, цвету и т. д. (Дети пятого года жизни легко могут собрать пирамидку из 5–7 колец разной величины.)

Совершенствуется и ориентация в пространстве, которая отражается в знании и употреблении дошкольниками предлогов. В связи с этим особенно важно предлагать задания на анализ положения объекта в пространстве и на плоскости листа. Можно также давать задания, связанные с расположением на листе небольших предметов в соответствии с указаниями взрослого (например: «Поставьте синюю фигурку в левый верхний угол листа, а зеленую – в середину правого края листа»).

Внимание

Ребенок может заниматься интересной для него деятельностью 15–20 и более минут.

Однако эти свойства внимания проявляются преимущественно в игровой деятельности. В этом возрасте продолжается развитие внимания. Также происходит увеличение концентрации и распределения внимания – дошкольник способен действовать одновременно с несколькими предметами. Однако эти свойства внимания проявляются преимущественно в игровой деятельности.

Память

Память ребенка в возрасте 4-5 лет необыкновенна. Он может с легкостью запоминать длинные стихотворения. Любознательность просто не знает границ. Родители, учитывая особенности психического развития детей 4-5 лет, должны быть готовы к ответу на бесконечные детские «почему?» В то же время не стоит впадать в крайность и перегружать ребенка излишней информацией. Занятия должны быть ограниченными по времени и доставлять ребенку удовольствие. Психика его еще очень неустойчива, и чрезмерные нагрузки могут вызвать у него переутомление, нарушения сна и просто отвращение к занятиям.

Для детей средней группы характерны так называемые феномены Ж. Пиаже: сохранения количества, объема и величины. В качестве примера рассмотрим следующую ситуацию. Взрослый ставит перед ребенком два одинаковых стакана, один из которых наполовину наполнен водой. Затем он предлагает дошкольнику в пустой стакан налить столько же воды. При этом педагог интересуется: «Как ты думаешь, если мы будем пить каждый из своего стакана, мы выпьем поровну?». После того как ребенок признает, что количество воды в стаканах одинаковое, взрослый на его глазах переливает воду из его стакана в более узкий и высокий стакан. Таким образом, уровень жидкости в новом стакане становится выше, чем в стакане взрослого. Педагог задает ребенку тот же самый вопрос. Дошкольник утверждает, что в узком стакане воды больше. Такое мнение ребенка объясняется тем, что он сосредотачивает свое внимание на уровне воды (высоте) и не учитывает ширину стакана. Обратное переливание воды из узкого в широкий стакан не разрушает его убежденности в том, что в узком стакане воды больше.

Для преодоления подобного феномена достаточно ввести единицу измерения объема воды (например, маленькие стаканчики) и с ее помощью обучать детей измерять количество жидкости в стаканах.

Воображение

В среднем дошкольном возрасте продолжает развиваться воображение. Этот психический процесс выполняет две функции. Во-первых, воображение осуществляет познавательную функцию, позволяя ребенку построить целостное представление о мире. В тех случаях, когда познаваемые объекты оказываются слишком сложными благодаря замещению и моделированию, ребенок все равно осваивает их свойства, достраивая представление о них в своем воображении. Это не означает, что ребенок более точно (или менее точно) отражает объект в образе. Он в уме создает другой объект, который замещает познаваемый, и тем самым поддерживается целостное видение мира. Во-вторых, воображение связано с эмоциональной сферой, направленной на защиту Я ребенка. В этом случае воображение функционирует в ситуации неопределенности (например, при конфликтных отношениях с родителями, при негативном отношении со стороны близкого взрослого), когда ребенок не знает о том, какая стратегия поведения будет правильной. Эмоциональное воображение ребенка создает отрицательный эмоционально насыщенный образ, замещающий негативное взаимодействий со взрослым. Другими словами, дошкольник переживает не по поводу плохого обращения со стороны матери, а боится вымышленного им персонажа (например, Бабы Яги). Таким образом, ребенку удается защитить свое Я и сохранить положительное отношение к близким людям. Кроме того, с целью эмоциональной защиты и поддержки он может вовлечь в эту ситуацию именно

того взрослого, по поводу которого изначально возникли эмоциональные переживания. Однако эмоциональное воображение способно привести к нежелательным последствиям в развитии ребенка, если он создаст для себя такую систему образов, которая заменит ему реальность.

Например, сначала светило солнце, потом появились облака, а затем пошел дождь; или сначала посадили семечко, потом появился росток, а затем выросло большое растение. Представления о таких изменениях структурируют интеллект ребенка, позволяют ему предвосхищать наступление различных изменений и событий, снижают эгоцентризм, развивают речь (важно правильно называть каждую фазу изменяющихся явлений и характеризовать их содержание). Поэтому задача педагога – представить в схематизированном виде самые разнообразные явления природы и общества.

Мышление

В этом возрасте интенсивно развивается образное мышление – дети способны решать различные задачи, используя схематизированное изображение. Им целесообразно давать задания с применением простых схем, с помощью которых можно решать задачи на ориентировку в пространстве, предвосхищение наступления тех или иных событий в результате взаимодействия объектов. Для детей средней группы характерны так называемые феномены Ж. Пиаже: сохранения количества, объема и величины. В качестве примера рассмотрим следующую ситуацию. Взрослый ставит перед ребенком два одинаковых стакана, один из которых наполовину наполнен водой. Затем он предлагает дошкольнику в пустой стакан налить столько же воды. При этом педагог интересуется: «Как ты думаешь, если мы будем пить каждый из своего стакана, мы выпьем поровну?». После того как ребенок признает, что количество воды в стаканах одинаковое, взрослый на его глазах переливает воду из его стакана в более узкий и высокий стакан. Таким образом, уровень жидкости в новом стакане становится выше, чем в стакане взрослого. Педагог задает ребенку тот же самый вопрос. Дошкольник утверждает, что в узком стакане воды больше. Такое мнение ребенка объясняется тем, что он сосредотачивает свое внимание на уровне воды (высоте) и не учитывает ширину стакана. Обратное переливание воды из узкого в широкий стакан не разрушает его убежденности в том, что в узком стакане воды больше. Для преодоления подобного феномена достаточно ввести единицу измерения объема воды (например, маленькие стаканчики) и с ее помощью обучать детей измерять количество жидкости в стаканах. Развитие образного мышления обусловлено общим развитием интеллекта. Однако ознакомление детей с изменениями объектов в различных ситуациях дает дополнительный потенциал для развития образного мышления. Детям надо научиться оценивать такие отношения, как начало, середина и окончание процесса, для чего полезно организовывать наблюдение за изменениями объектов живой и неживой с последующим их схематическим изображением. Например, сначала светило солнце, потом появились облака, а затем пошел дождь; или сначала посадили семечко, потом появился росток, а затем выросло большое растение. Представления о таких изменениях структурируют интеллект ребенка, позволяют ему предвосхищать наступление различных изменений и событий, снижают эгоцентризм, развивают речь (важно правильно называть каждую фазу изменяющихся явлений и характеризовать их содержание). Поэтому задача педагога – представить в схематизированном виде самые разнообразные явления природы и общества.

Например, можно взять лист бумаги и цветными карандашами начертить на нем несколько прямых дорожек. На одну из них нужно поставить маленькую машинку и объяснить ребенку, что она перевозит пассажиров. Затем следует спросить ребенка о том, на какую дорожку нужно поставить зайчика, чтобы машинка могла его перевезти. При этом машину нужно поставить на одном конце дорожки, а зайчика – на другом. Особенность этой игры заключается в том, что дорожка будет выступать в качестве особого средства, которое позволит ребенку соотнести направление движения машинки и положение зайчика. Можно поиграть в игру «Куда спряталась фигурка». Для этого нужно взять несколько разных коробок и в одну из них поместить фигурки, а затем предложить ребенку найти их.

Речь

В среднем дошкольном возрасте происходит дальнейшее развитие речи: она выступает как предмет особой активности детей. В этом возрасте они активно занимаются словотворчеством, которое нуждается в поддержке со стороны взрослого. Обычно речь ребенка носит ситуативный характер, однако, когда он общается со взрослым, она выходит за пределы конкретной ситуации, ведущим

становится познавательный мотив, что важно поддерживать в ходе беседы. Взрослый не должен отмахиваться от детских вопросов, а, наоборот, стараться отвечать на них, привлекая внимание к ним других детей и подчеркивая, что заданные вопросы действительно интересны. Информация, которую сообщает взрослый, может быть вербальной, а может сопровождаться иллюстрациями. Особая задача педагога состоит в том, чтобы заложить традицию чтения книг. Читать надо в специально отведенной части группы и сопровождать чтение внешней атрибутикой (например, педагог надевает костюм сказочника и рассказывает сказку).

Особая задача педагога состоит в том, чтобы заложить традицию чтения книг. Читать надо в специально отведенной части группы и сопровождать чтение внешней атрибутикой (например, педагог надевает костюм сказочника и рассказывает сказку). На речевое развитие позитивно влияют и совместное со взрослым рассматривание картинок, и стимулирование ребенка к называнию изображенных объектов. Нужно создавать такие речевые ситуации, в ходе которых взрослый вводит новые для ребенка слова; разыгрывает непонимание сказанного малышом (он называет какую-то необходимую ему вещь, но не совсем правильно – взрослый делает вид, что не понимает, тем самым побуждая его правильно называть объекты).

Общение

Со взрослым

Со сверстником

Оценивая моральное поведение ребенка этого возраста, нужно иметь в виду, что у него формируется потребность в уважении со стороны взрослых, что и является причиной повышенной обидчивости на их замечания. Для дошкольника чрезвычайно важна похвала взрослого, поэтому оценка его поведения должна быть позитивной. Педагог должен обязательно указать на те действия, за которые ребенок получает положительную оценку. Если же воспитателю приходится все-таки указывать на недостатки в поведении ребенка, то обязательно нужно подчеркнуть, что в целом он хорошо относится к малышу и хочет помочь ему справиться с трудностями. Средний дошкольный возраст характеризуется дальнейшим личностным развитием детей, которое отражается на их взаимоотношениях со сверстниками: у дошкольников появляются постоянные партнеры по играм, лидеры, могут возникнуть конкурентные и соревновательные мотивы. Все это приводит к дифференциации межличностных отношений в группе. И перед воспитателем встает очень сложная задача регулирования отношений между детьми. В группе могут быть дети, находящиеся в изоляции. Педагог должен выяснить ее причины и постараться скорректировать поведение ребенка. В качестве таких причин могут выступать бедность операциональной сферы дошкольника и неумение играть. В этом случае необходимо обучить его основным игровым действиям, а не ограничиваться указаниями другим детям, чтобы они принимали его в свои игры. Причина изоляции может быть связана и с тем, что ребенок, особенно если он новичок и ранее не посещал дошкольное учреждение, не имеет опыта взаимодействия с детьми в совместной игре. Нужно помнить, что такой опыт приобретается постепенно.

Еще одна из причин зависимого поведения ребенка связана с позицией взрослого по отношению к проявлению детской инициативы. Ребенок проявляет большую активность в познании окружающей действительности. Он может стремиться добыть привлекший его предмет, не учитывая особенностей действия с ним (например, ребенок может потянуть утюг за шнур, взять ножницы, нож и т. д.). Это заставляет взрослых ограничивать детскую активность и тем самым создавать условия для развития зависимого поведения. Кроме того, взрослые могут, наоборот, предоставлять чрезмерно большие возможности для активности ребенка и даже не беспокоиться о последствиях. Дело в том, что ребенок может оказаться в ситуации, когда он не будет знать, что делать, какие правила применять по отношению к тому или иному интересному для него предмету, что будет тормозить его активность. Суть его заключается в том, что у ребенка формируется образ Я. Он переходит от называния себя в третьем лице к называнию в первом лице, при этом стремится утвердиться в разных сферах, в том числе и в повседневных действиях. Ребенок старается многие вещи делать самостоятельно («Я сам!»), поэтому желательно найти для него посильные поручения. Хорошо, если их требуется выполнять каждый день. Со временем ребенок сам, без напоминания, будет исполнять эти поручения. При этом всякий раз необходимо подчеркивать значимость малыша («Как хорошо, что ты это делаешь», «Что бы мы без тебя делали!»). Следует поощрять самостоятельность ребенка и предоставлять ему возможность самому выполнять некоторые действия, например, застегивать пуговицы и надевать штанишки. Обычно на это уходит очень много времени, ребенок не укладывается в срок, определенный взрослым, что может приводить к конфликтам, но их следует избегать. Многие дети (особенно если они ранее не посещали дошкольное образовательное учреждение) испытывают трудности, когда они должны самостоятельно поесть, убрать на место вещи, одеться и т. д. Поэтому перед педагогом встает специальная задача по формированию навыков самообслуживания.

В этом возрасте они активно занимаются словотворчеством, которое нуждается в поддержке со стороны взрослого. Обычно речь ребенка носит ситуативный характер, однако, когда он общается со взрослым, она выходит за пределы конкретной ситуации, ведущим становится познавательный мотив, что важно поддерживать в ходе беседы. Взрослый не должен отмахиваться от детских вопросов, а, наоборот, стараться отвечать на них, привлекая внимание к ним других детей и подчеркивая, что заданные вопросы действительно интересны.

Игровая деятельность

Помимо сюжетно-ролевых игр в этом возрасте большое значение имеют соревнования, в которых дети могут сравнить себя с другими, что является необходимым условием для развития образа Я и его детализации. Поэтому организация жизни в детском саду должна предусматривать мероприятия соревновательного характера; они могут обеспечить успешность всем, даже ребенку, который в обычных ситуациях испытывает трудности. Но для этого педагог должен оценить возможности ребенка и поставить соревновательную задачу таким образом, чтобы неуспешный в других ситуациях дошкольник во вновь созданной ситуации оказался успешным (например, воспитатель может провести игру «Кто назовет больше слов вежливого обращения»).

Воспитатель постоянно использует разнообразную тематику детской игры по мотивам известных сказочных и литературных сюжетов. Обеспечить условия для свободной, самостоятельной индивидуальной игры (режиссерской), поддерживать эмоциональное и положительное состояние ребёнка. Формировать у детей более сложные игровые умения, поведение в соответствии с разными ролями партнёров, менять игровую роль. Воспитатель поощряет самостоятельную совместную игру детей в небольших подгруппах. Воспитатель в случае необходимости помогает ребёнку подключится к игре сверстников, находя для себя подходящую по смыслу роль. Воспитатель делает существенный акцент на ролевом диалоге. Воспитателю включаться в совместную игру в качестве партнёра. В ходе игры воспитатель не придерживается жёсткого плана, а импровизирует, принимая предложения партнёра – ребёнка относительно дальнейших событий. Учить развёртывать совместную игру небольших подгруппах, учитывая сюжетные замыслы партнёров. Учить детей соотносить свою игровую роль с множеством других ролей для развёртывания интересного сюжета .Развивать у детей интерес к игре, воспитывать умение самостоятельно занять себя игрой (индивидуальной и совместной со сверстниками).Использовать минимальное количество игрушек, чтобы манипуляции с ними не отвлекали внимание ребёнка от ролевого взаимодействия. Формировать у детей новые, более сложные способы построения ролевой игры.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности мнемической деятельности детей с общим недоразвитием речи в возрасте 5 лет и технология её развития на логопедических занятиях

Изучение особенностей памяти детей и применение игровых приёмов и специальных методик по развитию памяти на логопедических занятиях....

«Особенности образовательной деятельности учителя – дефектолога по развитию речи с дошкольниками, имеющими интеллектуальную недостаточность средней степени»

В данной публикации описываются особенности работы по развитию речи в  процессе педагогической деятельности учителя - дефектолога. работающего с дошокльниками с интеллектуальной недостаточностью....

«Особенности игровой деятельности детей раннего возраста»

Игра - наиболее доступный для детей вид деятельности. В игре ярко прявляются особенности мышления и воображение ребенка, его эмоциональность, активность, потребность в общении....

Консультация для родителей. Тема: совместные виды продуктивной деятельности взрослого и ребёнка с учётом его возрастных особенностей(организация деятельности в домашних условиях).

КОНСУЛЬТАЦИЯ  «Совместные виды продуктивной деятельности взрослого и ребёнка с учетом его возрастных особенностей»  Организация деят...

Особенности образовательной деятельности, осуществляемой в процессе организации музыкальной деятельности детей дошкольного возраста

Самое главное – чтобы дети не теряли интереса к музыкальной деятельности. Все упражнения, которые даются для овладения определенными навыками и умениями, должны носить игровую форму, быть образными. З...

Мастер – класс для педагогов "Особенности организации деятельности - детское экспериментирование через театрализованную деятельность"

Цель: Распространение опыта по организации детского экспериментирования среди педагогов - дошкольников....