Мастер – класс для педагогов "Особенности организации деятельности - детское экспериментирование через театрализованную деятельность"
опыты и эксперименты по окружающему миру (старшая группа) на тему
Цель: Распространение опыта по организации детского экспериментирования среди педагогов - дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master-klass_dlya_pedagogov.doc | 54 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер – класс для педагогов МБДОУ.
Тема: Особенности организации деятельности - детское экспериментирование через театрализованную деятельность.
Автор: Калиничева В.А. – воспитатель МБДОУ д/с № 1 г. Починка
Цель: Распространение опыта по организации детского экспериментирования среди педагогов - дошкольников.
Задачи:
Познакомить с определением понятия – детское экспериментирование.
Раскрыть особенности проведения детского экспериментирования.
Материалы и оборудование: Стаканчики, тазики, картонки чуть больше горловины стаканчика, магниты, небольшие предметы из разных материалов, в том числе из железа, подносы, мыльные пузыри – на каждого участника мастер-класса, тазик с водой, салфетки или полотенца. Куклы: Степашка, Хрюша (или другие сказочные герои).
Участники мастер-класса: Педагоги МБДОУ Починковского района.
Содержание:
1. Определение понятия детское экспериментирование.
2. Совместное проведение экспериментирования.
3. Выводы.
4. Рефлексия.
Ход мастер-класса.
(слайд 2)
Ведущий (пускает мыльные пузыри).
Я пускаю пузыри, как салют летят они.
Что за чудо пузыри, откуда вдруг взялись они.
А на вопрос найти ответ, поможет нам эксперимент.
Ведущий: А вам хотелось бы разобраться в том, что такое эксперимент, и детское экспериментирование, ну, что ж уважаемые коллеги, сегодня мы с вами постараемся понять, в чем особенности организации деятельности детское экспериментирование.
(слайд 3)
Детское экспериментирование – это детская деятельность, в результате которой ребенок самостоятельно или под незаметным для него руководством взрослого делает для себя открытие.
(слайд 4)
В процессе экспериментирования воспитатель должен выступать для детей не как учитель, а как равноправный партнер, незаметно направляющий детскую деятельность в нужное русло. Знания, не рассказанные воспитателем, а добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными.
(слайд 5)
В процессе организации детского экспериментирования я придерживаюсь определенной структуры
Тему для экспериментирования я выбираю с учетом интересов детей и в соответствии с темой проекта или с каким-то событием.
(слайд 6)
Поскольку источником познавательной активности является наличие проблемы, особое внимание я уделяю созданию проблемного поля. Например: «Нужно напоить чистой водой котенка, а вода грязная». В некоторых случаях предоставляю детям поле пробности, например, чтобы определить из какого материала Каркуше можно сделать лодку, дети пробуют, какие материалы тонут, а какие нет.
Важно, чтобы ребенку был понятен личностный смысл деятельности, чтобы он мог ответить на вопрос «Зачем я это делаю».
Наличие проблемы, создание интереса способствует созданию положительной мотивации у детей к деятельности.
(слайд 7)
Создать мотивацию мне помогают сказочные герои (показываю Степашку).
- Степашка: ой-ой, что-то я не понял. Я что ли мотивация? Не хочу я быть мотивацией.
- Степашка, милый, подожди и мне немного помоги.
(слайд 8)
Мотивация нужна, чтобы деятельность для детей значимой была.
- Степашка: Конечно, помогу и про фокус расскажу.
(слайд 9)
Степашка: Вот вчера к нам приходил кот фокусник и показал интересный фокус. Налил в банку воды, накрыл ее картонкой, перевернул, и…. представляете, картонка не упала и вода не пролилась. Вот здорово. Жалко, что вы этого не видели.
Ведущий: спасибо Степашка, интересный фокус? Странно, почему не упала картонка? Надо проверить! Степашка, что же будем делать?
Степашка: Надо превратиться в экспериментаторов и провести эксперимент. Вы хотите стать фокусниками и попробовать провести такой фокус?
Ведущий: Как вы думаете, если мы сделаем все, как описал Степашка, что произойдет? (ответы)
Этот вопрос помогает нам с детьми выдвинуть предположения.
А использование превращения в экспериментаторов способствует проведению эксперимента в игровой форме.
Ведущий: Далее мы учимся планированию, с помощью наводящих вопросов дети описывают какие действия они будут выполнять, планируют ход проведения эксперимента.
Ведущий: (обращаясь к участникам мастер-класса) что мы будем делать, чтобы провести опыт?
Проводится опыт до конца
(слайд 10)
Ведущий: В процессе проведения эксперимента мы обсуждаем и проверяем наши предположений.
По окончании эксперимента делаем выводы.
Какие вы можете сделать выводы по завершении нашего опыта. Почему картонка не упала?, а когда под ней взмахнули, картонка упала и вода с шумом вылилась из стакана? Почему?
Итак, мы уже знаем, что воздух везде. Воздух оказывается сильный, он удерживает картонку прикрывающую целую банку с водой.
Он давит на картонку снизу, а когда мы его прогнали рукой, картонка упала.
(слайд 11)
Такой эксперимент – фокус развивает у детей любознательность и удивление, а удивление это первая ступенька к исследованию и познанию окружающего мира.
(слайд 12)
Чаще мы организуем эксперименты, в которых дети могут сами делать открытия и выводы. Или так…
Появляется Хрюша: «Степашка, вот какой мне магнит подарили, он все-все примагничивает, предметы из любых материалов».
Степашка: «Хрюша, ты ошибаешься, такого быть не может, я не верю».
Ведущий: Хрюша, Степашка, не надо спорить, может вам спросить у наших гостей, как они думают».
Степашка: «Помогите, нам разобраться, пожалуйста, все ли магнит притягивает. Ко всему ли он примагничивается?»
Ведущий: Как же нам узнать кто из них прав? Что для этого нужно?
Ведущий: Хрюша смотри, как мы это будем делать. Предлагает участникам взять магниты и провести эксперимент «Примагничивается – не примагничивается».
Так какой мы можем сделать вывод?
(Слайд 13)
В таких экспериментах дети самостоятельно планируют деятельность, находят способы деятельности, делают вывод на основе самостоятельных действий.
(Слайд 14)
Уважаемые коллеги, проведем рефлексию:
1. Все ли вам было понятно в содержании мастер – класса.
2. Полезна ли была вам информация мастер - класса.
3. Если у вас появился интерес к детскому экспериментированию и желание применять его в своей работе прошу вас пустить мыльные пузыри.
Ведущий:
Мы пускаем пузыри, в воздухе летят они.
Открылся нам сейчас секрет,
Как детский организовать эксперимент.
(слайд 15)
Спасибо за внимание и участие в мастер–классе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРЕЗЕНТАЦИЯ. "Особенности организации деятельности детское экспериментирование через театрализованную деятельность"
laquo;Детское экспериментирование– это особая форма поисковой деятельности дошкольников, в которой проявляется собственная активность детей, направленная на получение новых сведений и нов...
Мастер-класс "Изготовление театральных кукол из бросового материала. Использование театрализованной деятельности в детском саду"
Театрализованная деятельность является одним из самых популярных и увлекательных направлений в дошкольном воспитании. С точки зрения педагогической привлекательности можно го...
Мастер - класс "Развитие воображения детей старшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность"
Воображение (фантазия) – универсальная человеческая способность к построению новых целостных образов деятельности путем переработки содержания сложившегося практического, чувственного, интеллект...
Мастер класс на тему: «Развитие творческих способностей ребенка через театрализованную деятельность»
Мастер класс на тему:«Развитие творческих способностей ребенка через театрализованную деятельность»...
Конспект мастер-класса для педагогов на тему «Детское экспериментирование – основа познавательно-исследовательской деятельности дошкольников»
laquo;Чем больше ребенок видит, слышит и переживает, чем больше он узнает и усваивает, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своем опыте, тем значительнее и продуктивнее...
Мастер-класс «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность»
Театрализованная деятельность является одним из самых популярных и увлекательных направлений в дошкольном воспитании. С точки зрения педагогической привлекательности можно говорить об универсальности,...
Мастер-класс для педагогов "Развитие речи у дошкольников через театрализованную деятельность"
Материал предназначен для педагогов дошкольных учреждений...