Семинар-практикум: «Приёмы, методы и формы организации поддержки детской инициативы и самостоятельности в образовательном процессе.
план-конспект занятия
Семинар-практикум: «Приёмы, методы и формы организации поддержки детской инициативы и самостоятельности в образовательном процессе.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Семинар-практикум: «Приёмы, методы и формы организации поддержки детской инициативы и самостоятельности в образовательном процессе. Моделирование НОД (способы, приёмы создание образовательных, проблемных ситуаций)»
Дата проведения: 31.01.2019
План проведения:
- Образовательная ситуация - как форма организации образовательного процесса.
- Конструирование - вид деятельности развивающий инициативность и самостоятельность детей в ДОУ.
Ход:
- Образовательная ситуация - как форма организации образовательного процесса.
Теоретическая часть.
В Федеральном государственном образовательном стандарте описаны планируемые результаты освоения детьми Основной общеобразовательной программы дошкольного образования в виде целевых ориентиров, где на первом месте стоят инициативность и самостоятельность. Возникает вопрос: Какие приёмы, методы и формы организации образовательного процесса следует использовать для поддержки детской инициативы и самостоятельности.
В качестве одной из новых форм организации образовательного процесса, которая эффективна для поддержки детской инициативы и самостоятельности в образовательном процессе в детском саду является образовательная проблемная ситуация.
Так что же такое проблема? (Проблема – реальное затруднение на пути к достижению и выполнению какой-либо деятельности).
Проблемная ситуация – это такая ситуация, при которой субъект хочет решить трудные для него задачи, но ему не хватает данных, и он должен сам их искать.
По определению Т.И.Бабаевой «образовательная ситуация – форма совместной деятельности педагога и детей, которая целенаправленно организуется педагогом с целью решения определенных задач развития и воспитания. Ситуация порождает результат (продукт) в ходе взаимодействия педагога и ребенка».
В соответствии с особенностями дошкольного детства Т. И. Бабаева выделяет:
имитационно-игровые | реально-практические | условно-вербальные |
позволяют в легкой интересной для детей игровой форме узнать что-то новое, закрепить уже имеющиеся представления, отработать различные навыки (например, запустим кораблики, выполненные из разных видов бумаги в воду) | в ситуациях дети практически разрешают различные жизненные проблемы, в том числе, в ситуации выбора (например, научим малышей делать куличики из песка) | описательные, коллизийные, прогностические, оценочные ситуации (например, найдем слова поддержки для огорчённого сверстника) |
В младших группах предпочтение следует отдавать имитационно-игровому типу ситуаций.
В среднем и старшем дошкольном возрасте наряду с имитационно-игровыми целесообразно использовать реально-практические и условно-вербальные образовательные ситуации. Вместе с тем игра остается любимой деятельностью и старших дошкольников, но игровые образовательные ситуации приобретают проблемность содержания, включают более сложные игровые задачи.
Образовательная ситуация встраивается в процесс:
- непосредственно образовательной деятельности,
- совместной образовательной деятельности в режимных моментах,
- самодеятельность детей через постановку проблемы, требующей самостоятельного решения, через привлечение внимания детей к материалам для экспериментирования и исследовательской деятельности, для продуктивного творчества, тем самым не противоречит заявленным во ФГОС ДО формам совместной деятельности.
Существуют четыре уровня проблемности в обучении:
1) воспитатель сам ставит проблему (задачу) и сам решает ее при активном слушании и обсуждении детьми.
2) воспитатель ставит проблему, дети самостоятельно или под его руководством находит решение. Воспитатель направляет ребенка на самостоятельные поиски путей решения (частично-поисковый метод).
3) ребенок сам ставит проблему, воспитатель помогает ее решить. У ребенка воспитывается способность самостоятельно формулировать проблему.
4) ребенок сам ставит проблему и сам ее решает. Воспитатель даже не указывает на проблему: ребенок должен увидеть ее самостоятельно, а увидев, сформулировать и исследовать возможности и способы ее решения.
Приемы, методы и средства создания проблемной ситуации:
- подвести детей к противоречию и предложить им самим найти способ его разрешения;
- изложение различных точек зрения на один и тот же вопрос;
- побуждение делать детей сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставление фактов;
- постановка конкретных вопросов (на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику рассуждения);
- постановка проблемных задач.
Этапы процесса решения проблемных ситуаций:
1) поиск средств анализа условий проблемы с помощью наводящих вопросов с актуализации прежних знаний: «что нам надо вспомнить для решения нашего вопроса?», «что мы можем использовать из известного нам для решения проблемы?»
2) процесс решения проблемы. Он состоит в открытии новых, ранее неизвестных связей и отношений элементов проблемы, т.е. выдвижение гипотез, поиска ключа, идеи решения. Ребенок ищет решения «во внешних условиях», в различных источниках знаний.
3) доказательство и проверка гипотезы, реализация идей найденного решения. Это означает выполнение некоторых операций, связанных с практической деятельностью.
Педагог не стремится переубедить ребенка и навязать новое знание (в этом принципиальное отличие проблемного обучения).
Практическая часть.
- (на каждом столе лежат варианты проблемных вопросов для детей старшего дошкольного возраста. Задача для педагогов: выбрать одну из ситуаций о предложить вариант размышления детей)
Примеры ситуационных задач на развитие мышления у детей, формирование навыков осознанного безопасного поведения.
Ситуации на транспорте.
Ребенок - пассажир.
Ты с бабушкой стоишь на остановке, ждете автобус. Кто зайдет в него первый? Кто из вас должен занять место, если оно одно?
Ты с мамой едешь в трамвае. Что делать, если деньги на проезд забыли дома?
Ты едешь в автобусе, он резко тормозит. Пассажиры падают. Как себя вести в такой ситуации?
Ты с мамой едешь в электропоезде. В одном вагоне с вами едет компания людей, которые громко разговаривают, щелкают семечки. Что делать?
Ты и мама приехали в поезде с санатория в родной город. По дороге домой вы вспомнили, что забыли сумку с вещами в вагоне поезда. Что делать?
Тебе мама купила мороженое, и вы побежали к подъехавшему к остановке автобусу нужного вам маршрута. Как поступить с мороженым?
Ты едешь в переполненном людьми автобусе. Почувствовал себя плохо. Что делать?
Ты с мамой едешь в автобусе. Закрывая двери на очередной остановке, водитель не увидел, как зажал ими другого пассажира. Как поступить?
Сидя в трамвае, ты увидел, как из кармана мужчины выпал кошелек. Что делать?
Ты с папой едешь в троллейбусе. Один пассажир грубо разговаривает с кондуктором. Что будет дальше? Как нужно поступить в такой ситуации?
Ты с мамой в автобусе. Расплачиваясь за проезд, у мамы из рук выпал кошелек, мелочь рассыпалась в разные стороны. Что делать?
Вы с братом едете в автобусе. Один из пассажиров занял место, а рядом на свободное поставил сумку. Как поступить, если автобус полупустой? Если полон людей?
Весна. Вы с сестрой едете в автобусе, все окна которого открыты. Где занять место?
Ты едешь в трамвае, рядом с тобой занял место человек с неприятным запахом. Что делать?
Ты с мамой едешь в трамвае. С тобой захотел пообщаться рядом сидящий пассажир. Как нужно отреагировать?
Вы с мамой в автобусе. Отвлеклись и не вышли на своей остановке, двери автобуса закрылись. Что делать?
Вы с мамой в другом городе, поехали в зоопарк. Зашли в нужный троллейбус, кондуктора не оказалось. Как быть? С кем расплатиться за проезд? У кого узнать где нужно выходить?
Ты с сестрой в автобусе. Нечаянно разбилась банка с соком, которая стояла в сумке. Сок начал капать на пол. Что делать?
Вы с папой ходили в турпоход. Возвращаетесь домой на автобусе. За плечами - по полному рюкзаку вещей. Как без проблем доехать до дома? Куда деть рюкзаки?
Зима. Гололед. К остановке подъезжает автобус, пассажиры устремились к дверям. Как быть? Спешить или нет? А вдруг не хватит свободного места?
Ты с папой едешь в троллейбусе. Папа купил билет, но куда-то его положил. На остановке заходят контролеры. Где взять билет? Что делать?
Ты с братом нечаянно сел не на тот автобус. Двери закрылись. Автобус поехал. Что делать?
Ты с папой едешь в автобусе. Произошло возгорание детали автобуса, задымление. Что делать? Как эвакуироваться? А если двери заклинило?
Ребенок - пешеход.
Ты идешь домой из магазина через дорогу. На середине пути рвется сетка с апельсинами, которые раскатываются по асфальту. Что делать?
Ты с мамой идешь по тротуару. Впереди ведутся ремонтные работы, вырыта канава. Где и как ее обойти?
Переходя проезжую часть по пешеходному переходу, ты встретил друга, которого давно не видел и с которым хотел бы пообщаться. Как поступить в такой ситуации?
Ты идешь по тротуару и видишь, что к остановке на другой стороне дороги подъезжает нужный тебе автобус. Как успеть на него? Чем ты рискуешь?
Переходя дорогу по пешеходному переходу, ты столкнулся с идущем тебе навстречу человеком. Что делать? С какой стороны "зебры" нужно идти вам обоим?
Лето. На улице ярко светит солнце. Сигналы светофора не видны - отсвечивает. Как перейти дорогу? По чему сориентироваться?
Вам с братом нужно перейти дорогу. Поблизости нет пешеходного перехода, а по краю дороги припаркованы автомобили. Где и как перейти дорогу?
Тебе с сестрой необходимо перейти проезжую часть. Люди, стоящие рядом с вами не дождались нужного сигнала светофора и поспешили вперед. Может, и вам лучше перейти с ними дорогу? Как поступить?
Переходя дорогу, ты упал. Что делать? А если упал кто-то из рядом идущих людей?
Ты подходишь к пешеходному переходу. Загорается зеленый сигнал светофора для пешеходов. Люди начали движение и вдруг услышали сирену пожарной машины. Что делать? Двигаться дальше или нет?
Твой друг нарушил ПДД при переходе дороги. Его просит остановиться регулировщик. Что ему делать? Может, лучше попытаться убежать?
Ты с мамой переходишь дорогу по пешеходному переходу на зеленый сигнал светофора, и вы обращаете внимание, что на вас мчится на автомобиле невнимательный водитель. Что предпринять в такой ситуации.
Друг уговаривает тебя перебежать дорогу, когда автомобилей не видно ни на одном направлении движения. Что делать?
У мамы в руках тяжелые сумки, она не может держать тебя за руку при переходе проезжей части. Как поступить в такой ситуации?
При переходе проезжей части без пешеходного перехода вы с мамой замешкались и не успели перейти всю дорогу. Автомобили едут в обоих направлениях движения. Как быть?
Вечером ты с папой пошел гулять. Ваш путь проходил рядом с мало освещенной дорогой. Что надо предпринять в целях своей безопасности?
Ребенок - водитель.
Ты катаешься на велосипеде во дворе своего дома. Нечаянно задел рулем и поцарапал припаркованный автомобиль. Что делать? Кто виноват: велосипедист или водитель оставленного без присмотра автомобиля?
Ты едешь на велосипеде во дворе дома и сбиваешь малыша. Что делать?
Незнакомый подросток просит у тебя велосипед покататься. Как поступить в этой ситуации?
Ты катаешься на велосипеде по городу. Необходимо перейти проезжую часть. Где и как это сделать?
Ты едешь на велосипеде и чувствуешь, что в глаз попала соринка. Что делать?
Ты катаешься по двору на велосипеде, проткнул колесо. Что делать? Как продолжить путь?
- Рассмотрим видео и определим: представленный видео ролик является ли проблемной ситуацией или нет.
3. Задание: раздать на столы листы примеров проблемных ситуаций. Необходимо разыграть и продемонстрировать одну из выбранных проблемных ситуаций с объяснением.
1.П.С.возникает при преднамеренном столкновении педагогом жизненных представлений детей (или достигнутого им уровня знаний) с научными фактами, для объяснения которых у них не хватает знаний и опыта.
Преднамеренно столкнуть жизненные представления детей (или достигнутый ими уровень знаний) с научным фактом можно с помощью:
- опыта,
- рассказа об опыте,
- различных наглядных средств, ТСО
- практических заданий, в которых дети допускают ошибки или невыполнимых заданий
1. Научный факт «Все планеты вращаются вокруг солнца»
После полученного представления о солнечной системе у детей может возникнуть вопрос или специально создать ПС «Если планеты вращаются вокруг солнца, почему они не сталкиваются?»
(решение: моделирование солнечной системы, опытническая деятельность)
Клыкова Е.В., Полякова Н.Н., воспитатели МБДОУ № 65
Куприянова О.В., Церфус О.Е., воспитатели МБДОУ № 63
2. Сравнение хвойных и лиственных деревьев: дети знают, что хвойные деревья всю зиму зеленые, а лиственные деревья на зиму сбрасывают листья.
При чтении рассказа о лиственнице дети выясняют, что лиственница сбрасывает хвою на зиму. Несоответствие достигнутого уровня знаний с научным фактом.
Возникает ПС: «Все ли хвойные вечнозеленые?».
Предлагается сравнить два дерева из хвойных: ель и лиственница. Подводим к противоречию:
- Почему ель зимой и летом зеленая, а лиственница на зиму сбрасывает хвою?
Аладьина Т.С., воспитатель МБДОУ № 34
Спицына С.А., воспитатель МБДОУ № 26
Досмухамедова Н.Г., воспитатель МБДОУ № 27
3. Чтобы сделать стекло, люди используют песок.
ПС: «Стекло прозрачное, а песок нет. Как такое возможно?»
Бодарева О.В., Федорук М.В., воспитатели МБДОУ №103
4. При обсуждении поговорки «Как с гуся вода» выясняется, что гусь в воде не мокнет – это факт.
ПС: «Почему гусь выходит сухим из воды?» (научный факт доказываем опытническим путем).
Жилинская М.А., Жарикова Н.М., воспитатели МБДОУ № 54
Аксёнова Т.Е., воспитатель МБДОУ № 83
5. Проблема вытекает в ходе опыта и наблюдения за комнатными растениями: если вовремя не полить растение, то одни начинают опускать листики, вянуть, а кактус - нет и в частом поливе не нуждается.
ПС: «Почему кактус без воды не вянет?»
Перминова Н.В., воспитатель МБДОУ № 27
6. Наблюдение на прогулке: где сосульки быстрее тают, на южной или северной стороне?
Проводится опыт: ставим ведра под крышу с двух сторон здания. Возникает проблемный вопрос: Почему количество воды разное? Подводим детей к пониманию, что с южной стороны сосульки тают быстрее, потому что светит солнце.
Перминова Н.В., воспитатель МБДОУ № 27
7. Факт: всем растениям нужен свет и солнце. Подводим к противоречию: Зимой света и солнца нет, а растения не погибают. Почему?
Карчевская Л.А., ст.воспитатель МБДОУ № 37
8. Факт: все растения поворачиваются на свет, к солнцу. Опыт: сравнить 2 растения: в темноте и на солнце.
Карчевская Л.А., ст.воспитатель МБДОУ № 37
9. Факт: Солнце зимой не греет, а летом греет. Почему?
Карчевская Л.А., ст.воспитатель МБДОУ № 37
10. Факт: Снег холодный, но зимой он согревает деревья. Почему?
Карчевская Л.А., ст.воспитатель МБДОУ № 37
11. Факт: вода может быть в разном состоянии: газообразном, твердом, жидком.
Карчевская Л.А., ст.воспитатель МБДОУ № 37
12. Воспитатель сообщает детям, что птица живет в норе, а дети отрицают этот факт и доказывают, что только на дереве. Находим ответ на проблемный вопрос «Живут ли птицы в норе?» в рассказах Бианки.
Карчевская Л.А., ст.воспитатель МБДОУ № 37
2. ПС возникает при несоответствии известного и требуемого способа действия, когда мы побуждаем детей выполнять новые задания старыми способами
1. Предъявление факта: Снег грязный, так как в нем содержатся частицы пыли.
- Что вас удивило? (пыли не видно, снег белый, значит чистый)
- Как мы можем увидеть частицы пыли в снеге? (гипотезы: внимательнее рассмотреть, рассмотреть под лупой – знакомое действие)
После рассматривания приходят к выводу, что увидеть частицы пыли сложно или их там нет (расхождение мнений).
- Давайте поступим так, как делают ученые – проведем опыт. Вы уже знаете, как проверить чистоту воды, а как можно проверить загрязненность снега?
Воспитатель напоминает об опыте, когда дети проверяли воду на чистоту.
Дети: нужно растаять снег и получится вода, мы ее профильтруем и посмотрим через увеличительное стекло (знакомое действие).
Снег тает долго и воспитатель задает вопрос:
- Что можно сделать, чтобы снег растаял быстрее? (подогреть – новое действие)
Проводят опыт совместно с воспитателем, самостоятельно выполняют фильтрацию воды и делают вывод.
Скрыпник Г.Б., воспитатель МБДОУ № 22
2. ПС: лепка куличей из сухого песка, сухой глины «Как слепить куличики?».
Скрыпник Г.Б., воспитатель МБДОУ № 22
3. Ручка используется для письма (функция ручки). Предложить детям выполнить рисунок без краски, карандашей, фломастеров. Возникает вопрос: чем еще можно нарисовать рисунок? - Ручкой.
Аладьина Т.С., воспитатель МБДОУ № 34
Спицына С.А., воспитатель МБДОУ № 26
Досмухамедова Н.Г., воспитатель МБДОУ № 27
4. Уход за комнатными растениями: Детям предлагается протереть листья фикуса и влажной фиалки тряпочкой. Так как у фиалки на листьях ворсинки, тряпочкой протереть невозможно. ПС «Как очистить листья фиалки от пыли?»
Жилинская М.А., Жарикова Н.М., воспитатели МБДОУ № 54
Аксёнова Т.Е., воспитатель МБДОУ № 83
5. Рисование. На первом занятии дети рисовали дерево. На втором занятии детям предлагается нарисовать лес на общем ватмане.
– Как мы все вместе будем рисовать лес на одном листе? Будет ли всем удобно? Что можно сделать?
Подводим к выводу, что каждый может нарисовать дерево на отдельном листе, вырезать и наклеить на общий лист ватмана.
Перминова Н.В., воспитатель МБДОУ № 27
6. Математика. Детская проблема: нужно козлику перебраться на другой берег реки, но не может. Необходимо подобрать мостик (полоска бумаги) и проложить через речку.
При выполнении задания дети сталкиваются с затруднением – не все мостики подходят.
- Что надо сделать, чтобы подобрать правильную полоску? (сравнить длину полоски и ширину реки).
Перминова Н.В., воспитатель МБДОУ № 27
3. ПС можно создавать, побуждая детей к сравнению, сопоставлению и противопоставлению противоречивых
- фактов, явлений
- мнений ученых, писателей, сказочных героев
- мнений самих дошкольников
- различных вариантов текстов произведений, сказок, видов искусств
1. ПС: «Почему варежки мокрые?»
- Какое время года на улице? (зима)
- Мы видели на прогулке воду?
- Зимой мы можем увидеть на улице воду?
- Почему промокли наши варежки, и, откуда взялась вода, если на улице снег?
Щербина С.А., Рычкова О.А., воспитатели МБДОУ № 42
Смирнова Е.А., воспитатель МБДОУ № 18
2. ПС: «Почему сырник называется сырником, если он готовится из творога?»
Клыкова Е.В., Полякова Н.Н., воспитатели МБДОУ № 65
Куприянова О.В., Церфус О.Е., воспитатели МБДОУ № 63
3.ПС: «У всех птиц есть крылья, но почему не все летают?».
(Постановка гипотез, познавательно-исследовательская деятельность)
Клыкова Е.В., Полякова Н.Н., воспитатели МБДОУ № 65
Куприянова О.В., Церфус О.Е., воспитатели МБДОУ № 63
4. После чтения сказки «Морозко» детям задается вопрос:
- Морозко под пуховой периной прячет зеленую траву, чтобы не замерзла. Так в сказке, а как в жизни? Мнения детей расходятся: да – нет. Объясняют почему.
ПС: «Трава под снегом замерзает или нет?»
На прогулке проводится опыт с термометрами. Один термометр закапывают глубже в снег, другой – вешают на ветку дерева. Сравнивают температуру и выясняют, что температура под снегом выше. Также раскапывают снег, чтобы выяснить: осталась трава под снегом или нет.
Скрыпник Г.Б., воспитатель МБДОУ № 22
5. Чтение стихов и загадок о морозных узорах на стекле.
ПС: «Откуда появляются на стекле узоры?»
Скрыпник Г.Б., воспитатель МБДОУ № 22
6. - Прочтите слово, написанное на доске «Поля» и, найдите этот предмет в нашей картинной галерее.
- Почему вы выбрали две разных картины, на которых изображена девочка Поля и ландшафт - поля? Почему так получилось? Ведь я написала на доске одно слово.
- Я покажу вам картину, а вы хором назовете тот предмет, который на нем изображен. Послушайте, как они звучат, определите, в чем разница в произношении.
- Дети приходят к выводу: ударение падает на разные слоги, и от того, на какой слог оно падает, зависит его смысл.
Аладьина Т.С., воспитатель МБДОУ № 34
Спицына С.А., воспитатель МБДОУ № 26
Досмухамедова Н.Г., воспитатель МБДОУ № 27
7. ПС: «Почему весной, когда везде все растаяло, в Воркуте лежит снег?»
Бодарева О.В., Федорук М.В., воспитатели МБДОУ №103
8. ПС: «Все ли медведи спят зимой?»
Возникает при сравнении белого и бурого медведя, их образа жизни, приспособленности к условиям. Белый медведь в спячку не впадает.
Бодарева О.В., Федорук М.В., воспитатели МБДОУ №103
9. При изучении свойства льда и наблюдениях на прогулке могут появиться проблемные вопросы:
- Откуда берутся сосульки?
- Почему зимой сосулек нет, а весной они появляются?
- Откуда на крыше вода?
Жилинская М.А., Жарикова Н.М., воспитатели МБДОУ № 54
Аксёнова Т.Е., воспитатель МБДОУ № 83
10. ПС: «Что такое колокольчик?» (звонок – цветок).
Карчевская Л.А., ст.воспитатель МБДОУ № 37
4. ПС можно создать, учитывая и используя типичные ошибки детей или односторонний подход к явлениям
1. При ознакомлении с пустыней дети пришли к выводу «В пустыне жить нельзя, там нет воды». Формулируем проблему: «Есть ли в пустыне вода? Можно ли жить в пустыне?». Далее могут появиться вопросы «Кто живет в пустыне? Что растет в пустыне?»
Клыкова Е.В., Полякова Н.Н., воспитатели МБДОУ № 65
Куприянова О.В., Церфус О.Е., воспитатели МБДОУ № 63
2. Из практики: дети представляют «бутончик» как «батон». Выясняем, ищем информацию, что такое «бутончик» и «батончик».
Скрыпник Г.Б., воспитатель МБДОУ № 22
5. П.С. можно создать при побуждении детей к выдвижению гипотез, предварительных выводов и обобщений. Противоречие возникает в результате столкновения различных мнений детей, а также между выдвинутым предположением и результатом его опытной проверки
1. ПС: «Как нарисовать траву, если нет зеленой краски?»
- Как мы можем получить зеленую краску, если у нас только синяя и желтая краски?
Щербина С.А., Рычкова О.А., воспитатели МБДОУ № 42
Смирнова Е.А., воспитатель МБДОУ № 18
2. ПС: «Что быстрее в тепле растает: снег или лед?»
Выводим гипотезы, проверяем опытническим путем.
Может возникнуть вопрос «Почему лед тает быстрее, чем снег?»
Аладьина Т.С., воспитатель МБДОУ № 34
Спицына С.А., воспитатель МБДОУ № 26
Досмухамедова Н.Г., воспитатель МБДОУ № 27
11. При чтении сказки «12 месяцев». Побуждаем выдвигать гипотезы на проблемный вопрос: «Могут ли встретиться сразу 12 месяцев. Почему?»
Карчевская Л.А., ст.воспитатель МБДОУ № 37
3. Моделирование
Уважаемы коллеги! А теперь я предлагаю Вам придумать проблемные ситуации.
Тема: «Транспорт» (Например, животные Африки просят Айболита о помощи, но Айболит не знает на чём к ним добраться)
Тема: «Дома», «Свойства материалов»
(Поросята хотят построить прочный дом, чтобы спрятаться от волка и не знают, из какого материала это сделать.)
Тема: «Грибы»
(Незнайка зовёт детей в лес за грибами, но не знает, какие грибы съедобные, а какие нет.)
Полезные видео:
Утренний сбор https://youtu.be/tujwfFd2POQ
Один день воспитателя https://youtu.be/1VhhrpWQI6E
- Конструирование в разных возрастных группах.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар-практикум для педагогов «Развитие и поддержка детской инициативы и самостоятельности в рамках реализации ФГОС ДО»
Дошкольное детство – период интенсивного развития ре-бенка, появления ряда психических новообразований, становления черт личности, возраст формирования особенностей психики, которые опреде-ляют ...
«СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ПОДДЕРЖКЕ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ, САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ И ИНИЦИАТИВЫ ДОШКОЛЬНИКОВ. СПОСОБЫ И НАПРАВЛЕНИЯ ПОДДЕРЖКИ ДЕТСКОЙ ИНИЦИАТИВЫ И САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ, НЕОБХОДИМЫЕ УСЛОВИЯ»
Презентация для воспитателей....
Доклад из опыта работы с презентацией по теме: "Поддержка детской инициативы и самостоятельности в образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития детей 6-7 лет."
Самостоятельность, инициативность ребёнка необходимо развивать на протяжении всего дошкольного периода....
Шоу-технология как современный инновационный метод реализации воспитательных программ в образовательной организации, поддержки детской инициативы и творчества.
Одна из важнейших показателей показателей детского развития - детская инициава.Инициативный ребенок самостоятельно сремится к различным продуктивным видам деятельности, самостоятельно их может организ...
Семинар-практикум для педагогов «Развитие и поддержка детской инициативы и самостоятельности в рамках реализации ФГОС ДО»
Дошкольное детство – период интенсивного развития ребенка, появления ряда психических новообразований, становления черт личности, возраст формирования особенностей психики, которые определяют по...
«Поддержка детской инициативы и самостоятельности. Способы поддержки детской инициативы и самостоятельности»
Консультация для педагогов...