Семинар-практикум для педагогов «Развитие и поддержка детской инициативы и самостоятельности в рамках реализации ФГОС ДО»
методическая разработка
Дошкольное детство – период интенсивного развития ребенка, появления ряда психических новообразований, становления черт личности, возраст формирования особенностей психики, которые определяют поведение ребенка, формируют фундамент развития личности. Именно эти особенности составляют норматив личностного развития дошкольников и лежат в основе стратегических задач, определяющих работу в дошкольном учреждении.
В современном дошкольном образовательном учреждении ребенок скорее является объектом воспитательных воздействий взрослых, не имея возможности полноценно реализовать свои интересы, потребности и инициативы. ФГОС ДО определяет необходимость поддержки индивидуальности и инициативности детей. Необходимо искать новые способы организации образовательной деятельности в ДОО. В связи с этим были разработаны тренинговые занятия по тематике «Способы и направления поддержки детской инициативы», одно из которых представлено ниже.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar-praktikum_dlya_pedagogov_po_detskoy_initsiative.docx | 31.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Семинар-практикум для педагогов
«Развитие и поддержка детской инициативы и самостоятельности
в рамках реализации ФГОС ДО»
Аннотация: Дошкольное детство – период интенсивного развития ребенка, появления ряда психических новообразований, становления черт личности, возраст формирования особенностей психики, которые определяют поведение ребенка, формируют фундамент развития личности. Именно эти особенности составляют норматив личностного развития дошкольников и лежат в основе стратегических задач, определяющих работу в дошкольном учреждении.
В современном дошкольном образовательном учреждении ребенок скорее является объектом воспитательных воздействий взрослых, не имея возможности полноценно реализовать свои интересы, потребности и инициативы. ФГОС ДО определяет необходимость поддержки индивидуальности и инициативности детей. Необходимо искать новые способы организации образовательной деятельности в ДОО. В связи с этим были разработаны тренинговые занятия по тематике «Способы и направления поддержки детской инициативы», одно из которых представлено ниже.
Цель: оказание психолого – педагогической поддержки педагогов ДОУ в вопросах систематизации и актуализации знаний о способах поддержки детской инициативы, через тренинговые занятия, игры, решение проблемных ситуаций.
Задачи:
- сплочение коллектива педагогов и создание благоприятного эмоционального настроения, открытости;
- систематизация информации о формах и способах поддержки и развития детской инициативы;
- выявление затруднений и оказание помощи в практике применения методов поддержки и развития детской инициативы;
Участники: педагоги ДОУ.
Условия проведения: музыкальный зал.
Продолжительность: 1 час 30 минут.
Материалы и оборудование:
- Стулья по количеству участников.
- Ручки, карандаши для каждого участника.
- Мольберт или магнитная доска с бумагой для записей (или ватман).
- Музыкальное сопровождение (ноутбук, колонки, DVD диск – звуки природы);
- Стикеры разных цветов;
- Карточки с указанием возрастного периода: 1) 3 – 4 года, 2) 4 – 5 лет, 3) 5 – 6 лет, 4) 6 – 8 лет.
- Бумага формата А4;
- Разноцветный мяч или яркая игрушка.
Методические советы: мероприятие лучше проводить в просторном помещении, необходимо наличие магнитной или маркерной доски, по возможности может быть использована интерактивная доска. Для создания положительного эмоционального настроя можно в течение мероприятия использовать музыкальное сопровождение (например, звуки природы).
Структура семинара-практикума:
1.Ритуал приветствия.
Цель: создание положительного эмоционального настроя группы.
Участники разбиваются на пары, в течение 5 минут задают друг другу вопросы, придумывают, каким образом они представят друг друга. Затем представляют своего партнера, демонстрируют его положительные черты характера и качества.
2.Мозговой штурм «Что такое инициатива!?»
Цель: актуализация имеющихся знаний.
Ведущий предлагает подумать и ответить на вопрос: «Что такое инициатива». Ответы педагогов записываются на маркерной доске или листе ватмана. Затем происходит обсуждение.
3.Мини – лекция «Инициативность – важный показатель интеллекта»: Инициативность является важной характеристикой воли. Инициатива (Советский энциклопедический словарь) – почин, первый шаг в каком – либо деле; внутреннее побуждение к новым формам деятельности, предприимчивости; руководящая роль в каких – либо действиях. Инициативность показывает развитие деятельности и личности, особенно на ранних этапах развития, в общении, предметной деятельности, игре, экспериментировании.
Это важнейший показатель интеллекта, его развития. В дошкольном возрасте инициативность связана с проявлением любознательности, пытливости ума, изобретательностью. Инициативного ребенка отличает содержательность интересов.
4.Упражнение «Черты инициативной личности»
Цель: осознание различий в представлениях об инициативной личности.
Педагогам предлагается сделать коллаж – черты инициативной личности. Для этого на стикерах разных цветов, необходимо написать черты инициативной личности, а затем прикрепить их к ватману. Затем происходит обсуждение, обмен мнениями, взаимоконтроль.
В итоге на слайде демонстрируется следующее:
ДЛЯ ИНИЦИАТИВНОЙ ЛИЧНОСТИ ХАРАКТЕРНО:
|
5.Упражнение «Педагогическая копилка»
Цель: углубление знаний о способах развития детской инициативы в разные возрастные периоды.
Комментарий ведущего: в разные возрастные периоды деятельность воспитателя по поддержке детской инициативы будет разная. Необходимо разбиться на 4 группы, каждой группе будет предложен возрастной период 3 – 4 года, 4 – 5 лет, 5 – 6 лет, 6 – 8 лет (вариант: можно сделать карточки, на которых указывается возрастной период, один педагог из каждой подгруппы вытягивает карточку). Затем вам необходимо обсудить и написать, что необходимо делать педагогу для развития детской инициативы в тот или иной возрастной период. На обсуждение дается 7 – 10 минут.
Каждая подгруппа представляет, что в результате группового обсуждения у них получилось. После демонстрируется следующий материал - методические рекомендации О.А. Скоролуповой, которые оформляются в буклет.
3 – 4 года. Приоритетная сфера инициативы – продуктивная деятельность. Деятельность воспитателя по поддержке детской инициативы:
|
4 – 5 лет. Приоритетная сфера инициативы – познание окружающего мира. Деятельность воспитателя по поддержке детской инициативы:
|
5 – 6 лет. Приоритетная сфера инициативы – внеситуативно – личностное общение. Деятельность воспитателя по поддержке детской инициативы:
|
6 – 8 лет. Приоритетная сфера инициативы – научение. Деятельность воспитателя по поддержке детской инициативы:
|
Таким образом, создается копилка деятельности воспитателя по поддержке детской инициативы в разные возрастные периоды.
6.Упражнение «Закончи предложение».
Цель: осознание необходимых изменений в своей профессиональной деятельности.
Ведущий и педагоги сидят в кругу. Участники выполняют следующее задание – передают друг другу мяч, заканчивая фразы:
Взрослые предоставляют возможность детям самостоятельно …
Взрослые предоставляют возможность овладевать …
Взрослые предоставляют возможность для творческого …
Взрослые поощряют творческую …
Взрослые создают широкие возможности для творческого …
Взрослые предоставляют возможность детям получать информацию …
Подсказка для ведущего:
- Взрослые предоставляют возможность детям самостоятельно использовать нормы и правила поведения, овладевать социальными навыками;
- Взрослые предоставляют возможность для творческого самовыражения;
- Взрослые поощряют творческую инициативу детей;
- Взрослые создают широкие возможности для творческого самовыражения детей в разных видах деятельности;
- Взрослые предоставляют возможность детям получать информацию из разнообразных источников.
7. Игра «ХИМС»
Цель: рефлексия, отреагирование чувств и эмоций, полученных знаний.
Ведущий передает мяч по кругу и говорит: «Наша встреча подошла к концу. Прошу вас поделиться своими мыслями и ощущениями по поводу прошедшего занятия, продолжая предложенные фразы:
- Хорошо, что…
- Интересно…
- Мешало…
- С собой возьму…»
Использованная литература:
- Современные педагогические технологии образования детей дошкольного возраста: методическое пособие / авт.-сост. О.В. Толстикова, О.В. Савельева, Т.В. Иванова – Екатеринбург: ГАОУ ДПО СО «ИРО», 2014г.
- Справочник педагога – психолога №7, 2014г. Кремлякова А.Ю. «Рефлексивные техники в работе педагога - психолога».
- Толстикова О.В. Разработка основной образовательной программы – образовательной программы дошкольного образования: метод. рекомендации / О.В. Толстикова, О.В. Савельева - Екатеринбург: ГАОУ ДПО СО «ИРО», 2014г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар-практикум для педагогов «Развитие и поддержка детской инициативы и самостоятельности в рамках реализации ФГОС ДО»
Дошкольное детство – период интенсивного развития ре-бенка, появления ряда психических новообразований, становления черт личности, возраст формирования особенностей психики, которые опреде-ляют ...
Тренинг для педагогов «Развитие и поддержка детской инициативы и самостоятельности в рамках реализации ФГОС ДО»
В Конституции Российской Федерации, в «Концепции модернизации российского образования», в Законе Российской Федерации «Об Образовании» сформулирован социальный заказ государств...
Семинар-практикум: «Приёмы, методы и формы организации поддержки детской инициативы и самостоятельности в образовательном процессе.
Семинар-практикум: «Приёмы, методы и формы организации поддержки детской инициативы и самостоятельности в образовательном процессе....
Вэб-квест для педагогов ДОО Развитие и поддержка детской инициативы и самостоятельности в рамках реализации ФГОС ДО
Данный материал будет полезен педагогическим работникам ДОО....
ТЕЗИС ВЫСТУПЛЕНИЯ НА РМО Тема: «Использование инновационных образовательных технологий для поддержки детской инициативы и самостоятельности в условиях внедрения ФГОС ДОО».
материал о том, что такое детская инициатива и какие задачи стоят перед педагогом при использовании инновационных технологий в условиях ФГОС ДО....
«Поддержка детской инициативы и самостоятельности. Способы поддержки детской инициативы и самостоятельности»
Консультация для педагогов...