Доклад из опыта работы с презентацией по теме: "Поддержка детской инициативы и самостоятельности в образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития детей 6-7 лет."
презентация к уроку (подготовительная группа)

Ибрагимова Елена Александровна

Самостоятельность, инициативность ребёнка необходимо развивать на протяжении всего дошкольного периода.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2_variant_pdi.docx37.03 КБ
Файл initsiativa_-_2_variant.pptx1.99 МБ

Предварительный просмотр:

Презентация по теме:

«Поддержка детской инициативы и самостоятельности в образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития детей 6-7 лет»

Воспитатель МБДОУ №9 – Ибрагимова Елена Александровна

Добрый день, уважаемые коллеги!

1. Слайд. В данной работе мне хочется поделиться своим опытом,каким образом,я способствую развитию творческого потенциала и самостоятельности детей; какая для этого создана предметно-пространственная развивающая среда, способствующая поддержке детской инициативы.

2. Слайд. Развивающая предметно-пространственная среда как условие поддержки детской инициативы

В нашей группе предметно-пространственная среда отвечает всем требованиям ФГОС ДО. Мы её сделали безопасной и разнообразной по содержанию. Дети имеют свободный доступ к игрушкам, материалам и атрибутам. Большое количество разнообразных игр и игрушек способствует удовлетворению познавательных, игровых, коммуникативных потребностей детей в различных видах деятельности.

«Игровой центр»обеспечивает организацию самостоятельных сюжетно-ролевых игр. Для этого в группе есть универсальный уголок салона красоты, кухонный уголок, гараж, больница, конструкторы разных видов и т.д. Дети в зависимости от своих интересов могут раскладывать, передвигать, трансформировать, строить и мастерить. Здесь они могут открыть парикмахерскую, сделать торговый цент различных товаров, посетить больницу, купить выписанные лекарства в аптеке, сходить в зоопарк.

Атрибуты к играм подобраны так, что позволяют детям комбинировать различные сюжеты, создавать новые игровые образы. Эстетичность и изысканность оформления, современность материалов вызывают у детей желание играть.

3. Слайд. «Центр творчества»Чтобы организовать самостоятельную художественно-творческую деятельность детей, оборудовано место для проведения творческих занятий, оснащенное:

- изобразительными и пластическими материалами;

- бумагой разного цвета, формата, фактуры;

- аппликативным материалом (ножницы, клей, линейки);

- трафаретами, силуэтами;

- дидактическим материалом, образцами, схемами, карточками, раскрасками разных тематик.

Здесь воспитанники в свободное время рисуют, лепят, выполняют аппликационные работыв соответствии со своими желаниями и интересами.

«Центр настольных игр» обеспечивает не только возможность подбирать, сочетать, считать, группировать предметы, придумывать собственные игры, но и приобретать социальные навыки: делиться играми, договариваться и совместно решать различные проблемы. Одна из любимых игр – это игра в шашки. Так же дети с большим интересом собирают пазлы.

«Спортивный центр», обеспечивает двигательную активность и инициативность детей. Приобщение к здоровому образу жизни. Интересное и разнообразное оборудование вызывает желание заниматься и физически развиваться.

«Центр безопасности» Оснащен необходимыми атрибутами к сюжетно-ролевым играм; дидактическими и настольными играми. Игра «ходилка», в которую дети играют в последнее время, собирает группу игроков до 5 человек. Сами устанавливают очередность и правила. Подобранный материал в этом центе дает возможность для закрепления знаний правил дорожного движения, ознакомления с правилами и нормами безопасного поведения и источниками пожарной опасности.

4. Слайд. «Литературный центр, центр речевого творчества», способствует литературному и речевому развитию дошкольников: дети рассматривают книжки, изготавливают собственные, рассказывают истории, самостоятельно читают и т.д. Центр обеспечен практическим материалом для патриотического воспитания, знакомства с нашей родиной и краем.В нем разнообразные дидактические, настольно-печатные игры, лепбуки,игры для развития мелкой моторики рук.

5. Слайд. «Центр театрализованной деятельности» имеет атрибуты для театра, пальчикового, настольного, кукольного, теневого и других видов театра. Атрибуты помогают организовать игры-драматизации, режиссёрские игры, помогают развить фантазию, речь, дикцию и выразительность.Дети устраивают и показывают товарищам интересные сказки придумывая свои сюжеты,

«Центр познания и экспериментирования» обеспечивает решение задач познавательно-исследовательской деятельности детей через развивающие и логические игры, опыты и эксперименты.Самые разные природные материалы: мел, песок, глина, камни, ракушки, перья, уголь, а так же микроскоп, глобус, лабораторное оборудование, мерная посуда – все это вызывает у детей интерес и активность.

6. Слайд.Таким образом, создав разнообразную предметно - пространственную развивающую среду, способствовала в поддержке детской инициативы в творческой сфере, в сфере целеполагания и волевого усилия, коммуникативной и познавательной сфере.

Способы поддержки творческой инициативы детей старшего дошкольного возраста

Творческая инициатива – включенность в сюжетную игру как основную творческую деятельность ребенка. Сюжетно-ролевая игра – главный компонент социально-коммуникативной области. А главное сюжетно-ролевая игра – неиссякаемый источник творческой деятельности детей. В игре ярко проявляются особенности мышления и воображения ребенка, его эмоциональность, активность, самостоятельность и, конечно же, инициативность.

В игре главное процесс, а не результат. Именно от процесса ребенок получает удовольствие. Но удовольствие он получает только в том случае, если сюжет игры исходит из интересов ребенка, а не навязан ему кем-то.

Наши дети, как и любые другие, очень любят играть. В этом возрасте они уже самостоятельно выбирают игру, выбирают товарищей, предлагая им поиграть, или товарищи проявляют инициативу и желание вступить в игру, соглашаясь с правилами. Дети распределяют между собой роли, выбирают нужные атрибуты, определяют правила игры. Как правило, это происходит в процессе совместного обсуждения. Хорошо знакомые игры не требуют моего включения, и я отдаю всю инициативу и самостоятельность выбора детям.

Но сюжетно-ролевые игры детей не должны сводиться только к больнице, магазину и парикмахерской.Я частенько предлагаю детям поиграть во что-нибудь новенькое. Но, ни в коем случае не навязывая детям правила игры, а лишь предлагая идею. А дальше уже дело за воспитанниками.

Например, игра «Кафе» началась так. Яспросила, кто был в кафе «Сицилия» и что там заказывали?Сказала, что там вкусная пицца и салат. А потом я спросила: «А хотели бы вы поиграть в «Кафе»?» Некоторые дети согласились. Не все, но это их самостоятельное решение, их на тот момент привлекла другая деятельность и игры. А тот, кто согласился, был полон инициативы и идей. Тут моя задача была лишь немного помочь детям определить роли, которые могут быть в игре: повар, егопомощник, официант, посетители, Дальше игру придумывали дети сами. Так в игре появились женщина с ребенком, водитель доставки продуктов; который так спешил доставить продукты, что превысил скорость. Игра получилась интересной: дети предлагали свои идеи меню, в процессе игры, выбирали нужные атрибуты, предметы заменители. В процессе игрыподключились еще дети, предложив свои идеи. Все с большим интересом приняли участие вигре. Эта игра очень актуальна на данный момент. Особенно во время прогулки. Поддержка детской инициативы мной заключается в предложении поиграть в новую игру и подсказать возможные роли, а далее предоставить развитие сюжета для детского творчества.Или принимать участие в игре как игрок.

Таким образом, игровая деятельность детей пополняется разнообразными самостоятельно придуманными сюжетами и идеями совершенно новых игр (пожарные, космонавты, мастер маникюра, дрессировщик и т.д.).

7. Слайд.Способы поддержки детской инициативы как целеполагания и волевого усилия

Инициатива как целеполагание и волевое усилие – включенность в разные виды продуктивной деятельности (рисование, лепку, конструирование), требующее усилий по «сопротивлению» материала, где развиваются произвольность, планирующая функция речи.

Все детей с удовольствием лепят, рисуют, делают аппликации, конструируют. Они самостоятельно по своему желанию выбирают эти виды деятельности в свободное время, садятся группами или поодиночке. В процессе деятельности обсуждают сравнивают, дают друг другу советы. С моей стороны в этой сфере не нужно никаких усилий для поддержки детской инициативы. Моя поддержка заключаетсятолько в том, чтобы «оформить» работу в конечный продукт, например, сделать рамку для рисунков, выставку, повесить на стенд, создать альбом и т.д.

8. Слайд. Способы поддержки коммуникативной инициативы детей старшего дошкольного возраста

Коммуникативная инициатива – включенность ребенка во взаимодействие со сверстниками, где развязываются эмпатия, коммуникативная функция речи.

Коммуникативные игры наши дети очень любят. Это, во-первых, очень весело, а во-вторых, у детей есть возможность сделать по-своему, предложить свое решение, не боясь замечаний со стороны взрослого и не находясь в строгих рамках «правильно – не правильно».

В процессе коммуникативных игр дети тесно сотрудничают друг с другом, появляется теплая психологически-комфортная атмосфера. Например игра «Тропинка». Дети берутся за руки. По команде «гуляем» - идут по кругу;

«Тропинка» — дети кладут руки на плечи впереди стоящему;

«Копна» — дети поднимают руки над головой;

«Кочки!» — все приседают

Ведущий говорит очень тихо. Чтобы потом определить самых внимательных.

Дети самостоятельно по желанию распределяются в группы и дают ей название. Также группы могут формироваться в соответствие с предпочтением и интересом ребенка (например, в правую сторону идут дети, которые любят лето, а в другую которые любят зиму) или устраивается жеребьевка.

Предоставлена детям возможность определить задачи и предполагаемый результат (что им нужно сделать и что бы они хотели получить по итогам игры);

Дети самостоятельно выбирают способ решения задачи (например, угадать кого изображают мимикой и движениями товарищи). Задача моя при необходимости ненавязчиво подтолкнуть детей к возможному ответу.

В спорной ситуациидети стараются самостоятельно договориться и найти компромисс.Если я вижу, что детям не получается договориться, то стараюсь подсказать возможные варианты решения спорного вопроса.

9. Слайд. Поддержка познавательной инициативы детей старшего дошкольного возраста

Познавательная инициатива – любознательность: включенность в экспериментирование, простую познавательно-исследовательскую деятельность.

Дети по своей природе пытливые исследователи окружающего мира.

В этом возрасте дети смело рассуждают и делают логические умозаключения, исходя из имеющихся знаний. Например, зная о том, что лед – это замерзшая вода, мы предоставляем возможность детям самим поразмыслить о том, как же сделать изо льда воду, и, конечно же, проверить все варианты на практике. Были такие варианты как заморозить воду. Вынести на мороз, и что? Вода замерзла. Расколоть лед? Пожалуйста. Дети раскалывают лед.

Также я предоставляю детям возможность выбрать оборудования для проведения опыта, с объяснением своего выбора. Например, наша задача налить в узкое горлышко бутылки воду. Мы предлагаем детям следующее оборудование: воронка, коктейльная трубочка, совочек. Дети выбирают нужный предмет и объясняют свой выбор (почему нужно наливать воду именно воронкой, а не трубочкой и не совочком). Выбранный предмет обязательно проверяется на практике. Таким же образом мы выбирали ящик для посадки лука: деревянный, пластмассовый или картонный. Для поддержания детской инициативы в данном случае я предоставляю детям разнообразное количество материала и возможность самостоятельного выбора.

Проявить свою инициативу ребенок может обсудив назначение опыта и предположить будущий результат. Например, я принесла веточки с почками и сказала, что так хотелось бы, чтобы эти веточки были зелеными, и спросила у ребят, как это сделать? На что дети ответили, что веточки нужно поставить в воду. На мой вопрос «Зачем?», дети ответили, чтобы веточки не завяли. Основываясь на собственном опыте, некоторые дети сказали, что может быть, в вазе появятся новые листочки. Таким образом, ребята самостоятельно определили предполагаемый результат и способы действия. Веточки были поставлены в воду. Через некоторое время, когда из почек действительно показались листики, были слышны восклицания детей: «Ну, мы же говорили». Желаемый результат был получен. Дети сделали вывод о своей правоте.

Экспериментировать мы стараемся как можно чаще. В этом году погодные условия особенно способствуют этому.

10. Слайд. А так же в разных видах образовательной деятельности я создаю условия для поддержки детской инициативы: В режимных моментах.

В утренний отрезок времени самый инициативный ребенок проводит гимнастику. При этом я занимаюсь вместе с детьми и, при необходимости, поправляю, корректирую выполнение упражнений детьми.

В организации питания принимают участие дежурные, которые назначаются по желанию детей. Я обращаю внимание детей на то, как накрыты столы к приему пищи.Дети-дежурные, в зависимости от меню уточняют названия блюд.

Каждый день дети самостоятельно ведут календарь природы, меняют число, день недели и месяц. Помогают подготовиться к занятиям.

Прежде чем отправиться на прогулку наводят порядок в группе: собирают игрушки и расставляют их по местам, убирают пособия и материалы, которые использовались в образовательной деятельности.

11. Слайд. Непосредственно организованной деятельности. (Используя познавательные ситуации, стимулирующие вопросы, вхождение в воображаемую ситуацию, через составление и обсуждение совместной деятельности, возможность выбора наиболее значимых для ребенка вида и форм деятельности, выбор материалов, партнера, места и способа, проявление стремления ребенка находить свой способ решения.)

Например, во время рисования перед нами стояла задача придумать чем может стать красивый осенний листок. За 2-3 дня до начала работы, я предложила на прогулке собрать красивые листья с разных деревьев. Рассмотрели их с ребятами, каждый высказал свое мнение на что похож листок. Что он может изображать, если из листьев сделать картину. В итоге дети не просто обрисовали приложенный к бумаге листок, но нарисовали целые сюжеты.Это и ежики с грибочками на спине, бабочки порхающие над цветком, елочки и деревья. А главный результат – хорошее настроение и удовольствие детей от проделанной работы. Этого я добились с помощью поддержки детской инициативы в процессе данной деятельности.

12. Слайд. В самостоятельной деятельности. (Игры в группе и на прогулке). Инициативность и самостоятельность наиболее ярко проявляется в играх с правилами:

- сюжетных «Гуси лебеди» - там есть сюжет, ребенок берет на себя роль и имитирует действия;

- бессюжетные игры «Добеги до предмета» «Ловишка». Эти игры могут быть с предметами или бес предметов,

- игры забавы «Перетягивание каната», «Пронеси игрушку»,

- спортивные игры – это командные игры. В них дети стараются обыграть соперников.

Я мотивирую игровыедействия детей, эмоционально включаясь в игры детей. Дети объединяются в подгруппы для игр. С помощи считалоквыбирают ведущего и водящего. Самые любимые - это подвижные игры: «Футбол», «Выбивного», «Ловишки», «Сова и воробьи», «Прятки» и т.д. Так же они очень любят играть с песком:строить тоннели, замки, дороги, создавать «Кулинарные шедевры». Моя поддержка заключается в том, что становлюсь участником игр.

13. Слайд. В результате правильно построенной мною работе с детьми, стало заметно, что каждый ребенок проявляет инициативность и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, конструировании и т.д. способен выбрать себе род занятий, участников совместной деятельности, воплощает разнообразные замыслы. Дети стали уверенны в своих силах, открыты внешнему миру, положительно относится к себе и другим, обладают чувством собственного достоинства. Активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвуют в совместных играх. Способны договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать не удачам и радоваться успехам друзей, стараться разрешать конфликты.

Я считаю, что самостоятельность, инициативность ребёнка необходимо развивать на протяжении всего дошкольного периода.

СПАСИБО ВСЕМ ЗА ВНИМАНИЕ!!!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 9 г. Кропоткина Муниципального образования Кавказский район Поддержка детской инициативы и самостоятельности в образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития детей 6-7 лет. Воспитатель Ибрагимова Елена Александровна . 2021г.

Слайд 2

Условия, необходимые для развития ИНИЦИАТИВЫ детей РАЗВИВАЮЩИЕ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ СРЕДЫ Игровые центры

Слайд 3

Центр безопасности Центр творчества Спортивный центр Центр настольных игр

Слайд 4

Литературный центр, центр речевого творчества

Слайд 5

Центр познания и экспериментирования Центр театрализованной деятельности

Слайд 6

Основные сферы инициативности ребенка ТВОРЧЕСКАЯ ИНИЦИАТИВА (включенность в сюжетную игру как основную творческую деятельность ребенка, где развиваются воображение, образное мышление)

Слайд 7

ИНИЦИАТИВА КАК ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ И ВОЛЕВОЕ УСИЛИЕ (включенность в разные виды продуктивной деятельности – рисование, лепку, конструирование, требующие усилий по преодолению «сопротивления» материала, где развиваются произвольность, планирующая функция речи)

Слайд 8

КОММУНИКАТИВНАЯ ИНИЦИАТИВА (включенность ребенка во взаимодействие со сверстниками, где развиваются коммуникативная функция речи)

Слайд 9

ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ИНИЦИАТИВА – любознательность (включенность в экспериментирование, простую познавательно-исследовательскую деятельность, где развиваются способности устанавливать пространственно-временные, причинно-следственные отношения).

Слайд 10

ИННИЦИАТИВА В РАЗНЫХ ВИДАХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: в режимных моментах

Слайд 11

непосредственно организованной

Слайд 12

в самостоятельной деятельности

Слайд 13

Спасибо за внимание !


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными в пяти образовательных областях. Ранний возраст

Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка,  представленными в пяти образовательных областях...

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В СООТВЕТСТВИИ С НАПРАВЛЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ старшей группы

Содержание психолого-педагогической работы с детьми 2-7 лет дается по образовательным областям: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое ...

Образовательная деятельность в соответствии с направлениями развития детей в группе младшего дошкольного возраста

Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования утверждены образовательные задачи, которые решаются на протяжении всего дошкольного возраста. В статье представлены задач...

Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка (1,5 -3 года)

Описание  образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка (1,5 -3 года)...

Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка (младшая группа)

Описание  образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка  по образовательным областям (младшая группа)...

Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка (Программа "От рождения до школы"). Средняя группа

Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка  (Программа "От рождения до школы"). Средняя группа...