Самообразование
материал (средняя, старшая, подготовительная группа)
Планы и отчеты
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_samoobrazovaniya_na_2019-2020g.docx | 36.8 КБ |
otchet_po_samoobrazovaniyu_2019-2020.doc | 56 КБ |
plan_samoobrazovaniya_na_2020-2021.docx | 28.44 КБ |
Предварительный просмотр:
План работы педагога-психолога Кармановой О.С.
по теме самообразования «Гештальт - терапия в коррекционно – развивающей работе педагога-психолога» на 2019-2020 учебный год
Тема самообразования: «Гештальт - терапия в коррекционно-развивающей работе педагога-психолога»
Цель для педагога- психолога: изучение методов гештальт - терапии, и применение умений и навыков в практической педагогической деятельности.
Ожидаемые результаты для педагога-психолога:
- Изучение и анализ научно-методической литературы.
- Умение применять полученные знания на практике. Познакомить участников образовательного процесса с возможностями гештальт – терапии.
- Создание программы по коррекции и развитию всех участников образовательного процесса.
- Познакомить родителей и педагогов с методами, техниками и упражнениями гештальт – терапии, оказать помощь в применении данной терапии на практике.
- Помочь педагогам и родителям сформировать комфортные условия для развития и взросления ребенка.
- Обучить взрослых правильному взаимодействию с детьми, развивать детско-взрослую деятельность.
- Повысить компетентность родителей и педагогов в данном вопросе.
Цели и задачи для детей:
1. Развитие и коррекция ведущих сфер личности ребенка: познавательной, эмоционально-волевой, моторной.
2. Осуществлять индивидуально – ориентированную психолого - педагогическую помощь детям с учетом индивидуального развития.
3. Научить быть цельными, ответственными, счастливыми людьми, способными лучше справляться со многими фрустрациями, сопровождающими процесс «взросления».
4. Обеспечить грамотное психолого-педагогическое сопровождение детей, освоение ими всех образовательных программ.
5. Научить осознавать и свободно проявлять свои желания и потребности.
6. Обучить детей жизни в гармонии разума и чувств.
Ожидаемые результаты для детей:
- Осуществляется правильное и своевременное развитие психических процессов, способствующих развитию ребенка в соответствии с возрастными критериями.
- У детей появится интерес к играм, драматизациям, к творчеству в целом.
- Дети осознают и свободно проявляют свои желания и потребности.
- Дети научились быть цельными, ответственными, счастливыми людьми, способными лучше справляться со многими фрустрациями, сопровождающими процесс «взросления».
Актуальность темы:
В настоящее время существует масса методик и приемов для продуктивной педагогической и психологической работы с детьми, их родителями. Учитывая то, что метод гештальт – терапии буквально ворвался в сферу образования из взрослой психотерапии, но определенного стандарта по ее использованию еще пока нет. Каждый из нас, придумывает собственные примеры, методические приемы, тем самым внося вклад в развитие новых педагогических технологий. Несомненно, на сегодняшний день тема очень актуальна.
Сколько людей столько разных личностей, которым подойдут свои методы коррекции и профилактики. Но точно известно то, что надо работать не только с детьми, но и с взрослыми, особенно в период дошкольного развития, так как в этом возрасте дети непосредственно зависят от родителей, их восприятия жизни и всего происходящего с ними.
По моему мнению, в работе с дошкольниками и их родителями стоит применять достаточно эффективный метод, пока не имеющий широкого применения в России, но достаточно известный в зарубежной психологической практике. Углубимся в истоки и знания о данной методике. В психологии под гештальтом понимают специфическую организацию частей, которая составляет определённое целое. История возникновения гештальт-терапии непроста. Фриц Перлз изначально придерживался психоаналитического подхода, однако впоследствии он сильно расширил свои взгляды. Определенное влияние на формирование гештальт-подхода оказали гештальт - психология Вертгеймера и Келера, Курт Гольдштейн (холистический подход), Вильгельм Райх (важность телесности), Якоб Морено (элементы психодрамы), сказалось влияние восточных философий. Хотя гештальт-терапия иногда позиционируется и как способ развития личности, в реальности основные задачи гештальт-терапии – не развивающие, а терапевтические. К гештальт-терапевту клиенты приходят не с целями по развитию, они приходят со своими проблемами. Часть гештальт-психотерапевтов работает в режиме серьезной, настоящей психотерапии, помогая клиентам избавиться от причиняющих им беспокойство и страдание проблем. Другая часть гештальт-терапевтов – это скорее общественное движение, иногда тусовка, в которой у участников происходит ненапряженная терапия, имеющая некоторый развивающий эффект. Сегодня в нашем обществе в развлечение превращается все: даже гештальт-терапия. Хорошо, что такой досуг действительно помогает и развитию личности. Гештальт-терапевты считают нормой, если процесс терапии длится до двух лет. 2 года - это нормально. Больше - уже неправильно.
Беря свои истоки в работе со взрослыми, детская гештальт-терапия обрела свою специфику и выделилась в самостоятельное направление благодаря исследованиям В.Оклендер, П.Ван Дамма, Н.Кедровой и др., однако до сих пор ощущается нехватка единой концепции детской гештальт-терапии в научных исследованиях. Наиболее полно и обоснованно эта тема раскрыта в работе В. Оклендер «Окна в мир ребенка: Руководство по детской психотерапии», которая по праву считается «родоначальником» детской гештальт-терапии. Гештальт – терапия работает через экспериментальное и взаимодействующее сближение с ребенком, укрепляя функции контакта языка и ума, помогает приобрести чувство «Я», защиту и баланс в жизни, где все для них представляет опасность.
Подведя итог вышесказанному, в настоящее время данный вид терапии достаточно актуален в работе с детьми и их родителями, так как каждый человек, любого возраста, пола, национальности или вероисповедания стремится к одному – обрести гармонию разума и чувств.
Теоретический анализ проблемы применения метода гештальт - терапии в коррекционно – развивающей работе с детьми 4 -7 лет | ||||
| в течение года | |||
| ||||
| в течение года | |||
| в течение года | |||
| в течение года | |||
Работа с педагогами на 2019 – 2020 г | ||||
Тема | Форма работы | Месяц | ||
Диагностика готовности педагогов к работе по данной теме | сентябрь - декабрь | |||
Разработка индивидуальных маршрутов для детей и работа по ним | апрель – май | |||
«Гештальт – терапия» | Консультации, рекомендации, буклеты, памятки | в течение года | ||
«Формирование гештальт компетентности воспитателей в условиях дошкольного учреждения » | Круглый стол | февраль – март | ||
«Сопровождение и коррекционно – развивающая работа при помощи гештальт – терапии с детьми в условиях детского сада» | Консультирование по запросам | в течение года | ||
Работа с родителями на 2019-2020 г | ||||
Тема | Форма работы | Месяц | ||
«Гештальт - терапия» | Консультации, рекомендации, буклеты, памятки | в течение года | ||
«Формирование гештальт компетентности родителей » | Круглый стол | апрель-май | ||
Диагностика, ознакомительная беседа (вместе с детьми), анкетирование | сентябрь - декабрь | |||
Проведение родительского собрания по данной теме и детско – родительских мероприятий. Разработка рекомендаций, индивидуальное и групповое консультирование | январь - май |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЯРСАЛИНСКИЙ ДЕТСКИЙ САД» «СОЛНЫШКО»
ПО ТЕМЕ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА Кармановой Оксаны Сергеевны
в 2019 – 2020 УЧЕБНОМ ГОДУ
ТЕМА: «Гештальт - терапия в коррекционно – развивающей работе с детьми 4-7 лет»
с. Яр-Сале 2019 г.
Гештальт-терапия (в переводе с немецкого «gestalt» - форма) – это направление, благодаря которому создается целостный образ определенной ситуации. Гештальт-терапия - это актуализация на осознание настоящего момента, ведь важно то, что происходит с вами именно «здесь и сейчас», при этом не менее важно также находиться в контакте с окружающим миром и людьми. А это так важно для детей дошкольного возраста! Для того, чтобы ребенок эффективно переживал чувства и эмоции, которые не были завершены в прошлом, я стараюсь создать доверительную атмосферу для установления контакта с ребенком, безопасные условия для экспериментирования, поддерживаю процесс контактирования со средой, оказываю помощь ребенку в ассимиляции полученного опыта и предоставляю для этого достаточное количество времени и пространства. В творчестве ребенок приобретает спонтанность, выражает в идеях, действиях, чувствах себя, используя все свои ресурсы: зрение, слух, осязание и обоняние, мимику и жесты, воображение и интеллект.
Что значит «дифференцировать эмоцию»? Как и многое другое, эмоциональный словарь ребенка формируют родители. Представьте: девочка поссорилась с подругой, ей грустно. А родители говорят: «Ну чего ты надулась? На обиженных воду возят!». Или, к примеру, мальчик боится неудачи перед соревнованиями по хоккею, но проявляет страх слезами и внезапными вспышками агрессии. Папа: «Что ты психуешь? Успокойся». На занятиях мы с ребёнком проходим эмоции так же, как в школе учат букварь. «Это — буква „А“, тебе сейчас весело. А это буква „Б“. Это значит „грустно“». Нет ничего стыдного или плохого в том, чтобы грустить, когда умирает собака. Зачем это нужно? Чтобы нормально существовать в семье и вне семьи — в социуме. Допустим, ребёнок живёт в семье со «сбитым» словарём. Красное в такой семье — это зелёное, а страх — это злость. Ребёнок путается, сталкиваясь с противоречиями и другими трактовками — в школе, в книгах, в общении с друзями. Без рабочего словаря эмоций (и навыка их выделять) ребенок не понимает, что происходит с ним, не понимает родителей и друзей, не понимает даже, что он чего-то не понимает — но и сказать про это не может. Слов-то нет. Благодаря нашим занятиям дети выходят на новый уровень самостоятельности и самоподдержки.
Задачи и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой:
- Была изучена теоретическая обоснованность значения и перспективность применения методов гештальт-терапии в процессе развития и коррекции нарушений эмоционально-волевой и социальной сфер у детей в условиях ДОУ.
- Разработаны методические рекомендации, дидактические материалы в рамках изучаемой темы.
- Детально изучены личностные и психологические особенности воспитанников средней группы.
- Проведены мероприятия для формирования гештальт компетентности родителей и педагогов ДОУ укрепить у ребенка чувство доверия к окружающему миру;
- усилить желание ребенка узнать что-то новое, экспериментировать и работать самостоятельно;
- способствовать развитию мелкой моторики и речи;
- способствовать освоению ребенком позитивных способов поведения в различных ситуациях;
- способствовать развитию познавательных функций (внимание, память, воображение);
- снижение уровня тревоги;
- коррекционная работа с тревожностью, агрессией, замкнутостью и застенчивостью.
Предполагаемый результат на 2019 – 2020 г. достигнут:
- Разработан пакет материалов для изучения по теме самообразования.
- Разработаны практические рекомендации для воспитателей и родителей по применению методов гештальт-терапии в развитии и коррекции детей средних групп
Источники самообразования:
В изучении данной темы я использовала следующие источники:
- Журнал «Справочник педагога-психолога ДОУ».
- Методические пособия.
- Интернет ресурсы.
- Открытое занятие с детьми.
- Мастер класс с родителями и детьми.
- Курсы повышения квалификации.
Перспектива:
- Продолжить работу по теме самообразования
- Разработать и реализовать комплексную коррекционно-развивающею программу для детей от 4-7 лет направленную на развитие эмоционально-волевой и социальной сфер с использованием гештальт-терапии.
Предварительный просмотр:
План работы педагога-психолога Кармановой О.С.
по теме самообразования «Гештальт - терапия в коррекционно – развивающей работе педагога-психолога» на 2020-2021 учебный год
Работа с детьми на 2020-2021 г. | |||
Выборка исследования и подбор методик | сентябрь | ||
Первичная диагностика страхов, уровня двигательной активности и самооценки (старшие группы) | октябрь – ноябрь | ||
Составление плана тематических фронтальных групповых/подгрупповых/индивидуальных занятий (старшие группы) | ноябрь | ||
Проектная деятельность с детьми старших групп (цикл занятий в старших группах) | ноябрь - апрель | ||
Итоговая диагностика страхов, уровня двигательной активности и самооценки (старшие группы) | март – апрель | ||
Работа с педагогами на 2020 – 2021 г. | |||
Тема | Форма работы | Месяц | |
Анкетирование родителей | Диагностика | октябрь | |
«Как преодолеть агрессивность у детей» | Стендовая консультация | ноябрь | |
«Приемы и методы гештальт-терапии в работе с гиперактивными детьми» | Семинар-практикум | январь-февраль | |
«Развитие эмоциональной сферы ребенка 5-6 лет посредством методов гештальт - терапии» | Стендовая консультация | март | |
«Преодоление стрессовых ситуаций и травматического опыта ребенка посредством методов гештальт - терапии» | Семинар-тренинг | апрель-май | |
Работа с родителями на 2020-2021 г. | |||
Тема | Форма работы | Месяц | |
«Коррекция детских страхов» | Семинар - практикум | октябрь | |
«Гиперактивность! Что с этим делать?» | Стендовая консультация для родителей всех возрастных групп | декабрь | |
«Маска страха» | Мастер - класс | февраль | |
«Сиблинги в семье» | Стендовая консультация для родителей всех возрастных групп | март | |
«В ритме счастья» | Детско – родительское мероприятие | май |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г. Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников».
Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г.Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников»....
План работы по самообразованию социального педагога Тема самообразования: «Агрессивность у детей дошкольного возраста»
Повышенная агрессивность детей является одной из наиболее острых проблем не только для педагогов и психологов, но и для общества в целом. Увеличение числа детей, склонных к агрессивным формам повед...
План работы по самообразованию социального педагога Тема самообразования: «Нравственное и этическое развитие воспитанников детского дома дошкольного возраста»
Цель: способствовать формированию у детей этических и нравственных норм поведения Задачи:1. воспитание нравственных чувств, привычек, норм;2....
Анализ работы по самообразованию Тема самообразования: Развитие мелкой моторики рук через нетрадиционную аппликацию.
Необходимым элементом подготовки ребенка к школе, к письму является тренировка тонко координированных движений руки, зрительно-моторных координаций. В связи с этим ,эта тема , считается актуальн...
План самообразования по теме «Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования на 2016-2017 уч. год воспитателя Мамонтовой О.И.
План самообразования по теме«Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования на 2016-2017 уч. год воспитателя Мамонтовой О.И....
План работы По самообразованию На 2015-2016 учебный год Тема самообразования:«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»
План работыПо самообразованиюНа 2015-2016 учебный год Тема самообразования:«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»...
2020-2022 гг: Тема по самообразованию №1 за 2020г; Тема по самообразованию № 2, 3 за 2021 г; тема по самообразованию № 4 за 2022 г.
ГБОУ Школа №1400 8ДКМладшая группа № 2Воспитатель- Фролова Елена Владимировна Тема по самообразованию 2020-2021 уч. год. ...