Самообразование
материал (средняя, старшая, подготовительная группа)

Карманова Оксана Сергеевна

Планы и отчеты

Скачать:


Предварительный просмотр:

План работы педагога-психолога Кармановой О.С.

по теме самообразования «Гештальт - терапия в коррекционно – развивающей работе педагога-психолога» на 2019-2020 учебный год

Тема самообразования: «Гештальт - терапия в коррекционно-развивающей работе педагога-психолога»

Цель для педагога- психолога: изучение методов гештальт - терапии,  и применение умений и навыков в практической педагогической деятельности.

Ожидаемые результаты для педагога-психолога:

  1. Изучение и анализ  научно-методической литературы.
  2. Умение применять полученные знания на практике. Познакомить участников образовательного процесса с возможностями гештальт – терапии.
  3. Создание программы по коррекции и развитию  всех участников образовательного процесса.
  4. Познакомить родителей и педагогов с методами, техниками и упражнениями гештальт – терапии, оказать помощь в применении данной терапии на практике.
  5. Помочь педагогам и родителям сформировать комфортные условия для развития и взросления ребенка.
  6. Обучить взрослых правильному взаимодействию с детьми, развивать детско-взрослую деятельность.
  7.  Повысить компетентность родителей и педагогов в данном вопросе.

Цели и задачи для детей:

1. Развитие и коррекция  ведущих сфер личности ребенка: познавательной, эмоционально-волевой, моторной.

2. Осуществлять индивидуально – ориентированную психолого - педагогическую помощь детям с учетом индивидуального развития.

3. Научить быть цельными, ответственными, счастливыми людьми, способными лучше справляться со многими фрустрациями, сопровождающими процесс «взросления».

4. Обеспечить грамотное психолого-педагогическое сопровождение детей, освоение ими всех образовательных программ.

5. Научить осознавать и свободно проявлять свои желания и потребности.

6. Обучить детей жизни в гармонии разума и чувств.

Ожидаемые результаты для детей:

  1. Осуществляется правильное и своевременное развитие психических процессов, способствующих развитию ребенка в соответствии с возрастными критериями.
  2. У детей появится интерес к играм, драматизациям, к творчеству в целом.
  3. Дети осознают и свободно проявляют свои желания и потребности.
  4. Дети научились быть цельными, ответственными, счастливыми людьми, способными лучше справляться со многими фрустрациями, сопровождающими процесс «взросления».

Актуальность темы:

          В настоящее время существует масса методик и приемов для продуктивной педагогической и психологической работы с детьми, их родителями. Учитывая то, что метод гештальт – терапии буквально ворвался в сферу образования из взрослой психотерапии, но определенного стандарта  по ее использованию еще пока нет. Каждый из нас, придумывает собственные примеры, методические приемы, тем самым внося вклад в развитие новых педагогических технологий. Несомненно, на сегодняшний день тема очень актуальна.

         Сколько людей столько разных личностей, которым подойдут свои методы коррекции и профилактики. Но точно известно то, что надо работать не только с детьми, но и с взрослыми, особенно в период дошкольного развития, так как в этом возрасте дети непосредственно зависят от родителей, их восприятия жизни и всего происходящего с ними.

          По моему мнению, в работе с дошкольниками и их родителями стоит применять достаточно эффективный метод, пока не имеющий широкого применения в России, но достаточно известный в зарубежной психологической практике. Углубимся в истоки и знания о данной методике. В психологии под гештальтом понимают специфическую организацию частей, которая составляет определённое целое. История возникновения гештальт-терапии непроста. Фриц Перлз изначально придерживался психоаналитического подхода, однако впоследствии он сильно расширил свои взгляды. Определенное влияние на формирование гештальт-подхода оказали гештальт - психология Вертгеймера и Келера, Курт Гольдштейн (холистический подход), Вильгельм Райх (важность телесности), Якоб Морено (элементы психодрамы), сказалось влияние восточных философий. Хотя гештальт-терапия иногда позиционируется и как способ развития личности, в реальности основные задачи гештальт-терапии – не развивающие, а терапевтические. К гештальт-терапевту клиенты приходят не с целями по развитию, они приходят со своими проблемами. Часть гештальт-психотерапевтов работает в режиме серьезной, настоящей психотерапии, помогая клиентам избавиться от причиняющих им беспокойство и страдание проблем. Другая часть гештальт-терапевтов – это скорее общественное движение, иногда тусовка, в которой у участников происходит ненапряженная терапия, имеющая некоторый развивающий эффект. Сегодня в нашем обществе в развлечение превращается все: даже гештальт-терапия. Хорошо, что такой досуг действительно помогает и развитию личности. Гештальт-терапевты считают нормой, если процесс терапии длится до двух лет. 2 года - это нормально. Больше - уже неправильно.

Беря свои истоки в работе со взрослыми, детская гештальт-терапия обрела свою специфику и выделилась в самостоятельное направление благодаря исследованиям В.Оклендер, П.Ван Дамма, Н.Кедровой и др., однако до сих пор ощущается нехватка единой концепции детской гештальт-терапии в научных исследованиях. Наиболее полно и обоснованно эта тема раскрыта в работе В. Оклендер «Окна в мир ребенка: Руководство по детской психотерапии», которая по праву считается «родоначальником» детской гештальт-терапии.  Гештальт – терапия работает через экспериментальное и взаимодействующее сближение с ребенком, укрепляя функции контакта языка и ума, помогает  приобрести чувство «Я», защиту и баланс в жизни, где  все для них представляет опасность.

           Подведя итог вышесказанному, в настоящее время данный вид терапии  достаточно актуален в работе с детьми и их родителями, так как каждый человек, любого возраста, пола, национальности или вероисповедания стремится к одному –  обрести гармонию разума и чувств.

Теоретический анализ  проблемы применения метода гештальт - терапии в коррекционно – развивающей работе с детьми 4 -7 лет

  1. Выборка исследования и подбор методик

в течение года

  1. Анализ образовательной ситуации в Детском саду «Солнышко», ознакомление с научно-методической литературой, изучение передового педагогического опыта.

  1. Составление плана тематических фронтальных групповых/ подгрупповых занятий и индивидуальных (дети средней группы)

в течение года

  1. Разработка  рабочих программ по коррекционно – развивающей работе с участниками образовательного процесса в следующих направлениях: агрессия, гнев, гиперактивность, замкнутость, непринятие коллективом, вина, аутизм, страхи различной природы, стрессовые ситуации или травматический опыт, отношения с сиблингами

в течение года

  1. Изучение учебной и научно – методической литературы по теме гештальт - терапия. Повышение общекультурного уровня  всех участников образовательного процесса по данному вопросу

в течение года

Работа с педагогами на 2019 – 2020 г

Тема

Форма работы

Месяц

Диагностика готовности педагогов к работе по данной теме

сентябрь - декабрь

Разработка индивидуальных маршрутов для детей и работа по ним

апрель – май

«Гештальт – терапия»

Консультации, рекомендации, буклеты, памятки

в течение года

«Формирование гештальт компетентности воспитателей в условиях дошкольного учреждения »

Круглый стол

февраль – март

«Сопровождение и коррекционно – развивающая работа при помощи гештальт – терапии с детьми  в условиях детского сада»

Консультирование по запросам

в течение года

Работа с родителями на 2019-2020 г

Тема

Форма работы

Месяц

«Гештальт - терапия»

Консультации, рекомендации, буклеты, памятки

в течение года

«Формирование гештальт компетентности родителей »

Круглый стол

апрель-май

Диагностика, ознакомительная беседа (вместе с детьми), анкетирование

сентябрь - декабрь

Проведение родительского собрания по данной теме и детско – родительских мероприятий. Разработка рекомендаций, индивидуальное и групповое консультирование

январь - май



Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЯРСАЛИНСКИЙ ДЕТСКИЙ САД» «СОЛНЫШКО»

ПО ТЕМЕ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА Кармановой Оксаны Сергеевны

в 2019 – 2020 УЧЕБНОМ ГОДУ

ТЕМА: «Гештальт - терапия в коррекционно – развивающей работе с детьми 4-7 лет»

с. Яр-Сале 2019 г.

Гештальт-терапия (в переводе с немецкого «gestalt» - форма) – это направление, благодаря которому создается целостный образ определенной ситуации. Гештальт-терапия - это актуализация на осознание настоящего момента, ведь важно то, что происходит с вами именно «здесь и сейчас», при этом не менее важно также находиться в контакте с окружающим миром и людьми. А это так важно для детей дошкольного возраста! Для того, чтобы ребенок эффективно переживал чувства и эмоции, которые не были завершены в прошлом, я  стараюсь создать доверительную атмосферу для установления контакта с ребенком, безопасные условия для экспериментирования, поддерживаю процесс контактирования со средой, оказываю помощь ребенку в ассимиляции полученного опыта и предоставляю для этого достаточное количество времени и пространства. В творчестве ребенок приобретает спонтанность, выражает в идеях, действиях, чувствах себя, используя все свои ресурсы: зрение, слух, осязание и обоняние, мимику и жесты, воображение и интеллект.

    Что значит «дифференцировать эмоцию»? Как и многое другое, эмоциональный словарь ребенка формируют родители. Представьте: девочка поссорилась с подругой, ей грустно. А родители говорят: «Ну чего ты надулась? На обиженных воду возят!». Или, к примеру, мальчик боится неудачи перед соревнованиями по хоккею, но проявляет страх слезами и внезапными вспышками агрессии. Папа: «Что ты психуешь? Успокойся». На занятиях мы с ребёнком проходим эмоции так же, как в школе учат букварь. «Это — буква „А“, тебе сейчас весело. А это буква „Б“. Это значит „грустно“». Нет ничего стыдного или плохого в том, чтобы грустить, когда умирает собака. Зачем это нужно? Чтобы нормально существовать в семье и вне семьи — в социуме. Допустим, ребёнок живёт в семье со «сбитым» словарём. Красное в такой семье — это зелёное, а страх — это злость. Ребёнок путается, сталкиваясь с противоречиями и другими трактовками — в школе, в книгах, в общении с друзями. Без рабочего словаря эмоций (и навыка их выделять) ребенок не понимает, что происходит с ним, не понимает родителей и друзей, не понимает даже, что он чего-то не понимает — но и сказать про это не может. Слов-то нет. Благодаря нашим занятиям дети выходят на новый уровень самостоятельности и самоподдержки.

Задачи и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой:

  • Была изучена теоретическая обоснованность значения и перспективность применения методов гештальт-терапии в процессе развития и коррекции нарушений эмоционально-волевой и социальной сфер у детей в условиях ДОУ.
  • Разработаны методические рекомендации, дидактические материалы в рамках изучаемой темы.
  • Детально изучены личностные и психологические особенности воспитанников средней группы.
  • Проведены мероприятия для формирования гештальт компетентности родителей и педагогов ДОУ укрепить у ребенка чувство доверия к окружающему миру;
  • усилить желание ребенка узнать что-то новое, экспериментировать и работать самостоятельно;
  • способствовать развитию мелкой моторики и речи;
  • способствовать освоению ребенком позитивных способов поведения в различных ситуациях;
  • способствовать развитию познавательных функций (внимание, память, воображение);
  • снижение уровня тревоги;
  • коррекционная работа с тревожностью, агрессией, замкнутостью и застенчивостью.

Предполагаемый результат на 2019 – 2020 г. достигнут:

  • Разработан пакет материалов для изучения по теме самообразования.
  • Разработаны практические рекомендации для воспитателей и родителей по применению методов гештальт-терапии в развитии и коррекции детей средних групп

Источники самообразования:

В изучении данной темы я использовала следующие источники:

  • Журнал «Справочник педагога-психолога ДОУ».
  • Методические пособия.
  •  Интернет ресурсы.
  •  Открытое занятие с детьми.
  • Мастер класс с родителями и детьми.
  • Курсы повышения квалификации.

Перспектива:

  • Продолжить работу по теме самообразования
  • Разработать и реализовать комплексную коррекционно-развивающею программу для детей от 4-7 лет направленную на развитие эмоционально-волевой и социальной сфер с использованием гештальт-терапии.



Предварительный просмотр:

План работы педагога-психолога Кармановой О.С.

по теме самообразования «Гештальт - терапия в коррекционно – развивающей работе педагога-психолога» на 2020-2021 учебный год

Работа с детьми на 2020-2021 г.

Выборка исследования и подбор методик

сентябрь

 Первичная диагностика страхов, уровня двигательной активности и самооценки (старшие группы)

октябрь – ноябрь

Составление плана тематических фронтальных групповых/подгрупповых/индивидуальных занятий  (старшие группы)

ноябрь

Проектная деятельность с детьми старших групп (цикл занятий в старших группах)

ноябрь - апрель

Итоговая диагностика  страхов, уровня двигательной активности и самооценки (старшие группы)

март – апрель

Работа с педагогами на 2020 – 2021 г.

Тема

Форма работы

Месяц

Анкетирование родителей

Диагностика

октябрь

«Как преодолеть агрессивность у детей»

Стендовая консультация

ноябрь

«Приемы и методы гештальт-терапии в работе с гиперактивными детьми»

Семинар-практикум

январь-февраль

«Развитие эмоциональной сферы ребенка 5-6 лет  посредством методов гештальт - терапии»

Стендовая консультация

март

«Преодоление стрессовых ситуаций и травматического опыта ребенка посредством методов гештальт - терапии»

Семинар-тренинг

апрель-май

Работа с родителями на 2020-2021 г.

Тема

Форма работы

Месяц

«Коррекция детских страхов»

Семинар - практикум

октябрь

«Гиперактивность! Что с этим делать?»

Стендовая консультация для родителей всех возрастных групп

декабрь

«Маска страха»

Мастер - класс

февраль

 «Сиблинги  в семье»

Стендовая консультация для родителей всех возрастных групп

март

«В ритме счастья»

Детско – родительское мероприятие

май


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г. Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников».

Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г.Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны  воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников»....

План работы по самообразованию социального педагога Тема самообразования: «Агрессивность у детей дошкольного возраста»

Повышенная агрессивность детей яв­ляется одной из наиболее острых про­блем не только для педагогов и психо­логов, но и для общества в целом. Увеличение числа детей, склонных к агрессивным формам повед...

План работы по самообразованию социального педагога Тема самообразования: «Нравственное и этическое развитие воспитанников детского дома дошкольного возраста»

Цель: способствовать формированию у детей этических и нравственных  норм поведения Задачи:1.      воспитание нравственных чувств, привычек, норм;2....

Анализ работы по самообразованию Тема самообразования: Развитие мелкой моторики рук через нетрадиционную аппликацию.

Необходимым элементом подготовки ребенка  к школе, к письму является тренировка тонко координированных движений руки, зрительно-моторных координаций. В связи с этим ,эта тема , считается актуальн...

План самообразования по теме «Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования на 2016-2017 уч. год воспитателя Мамонтовой О.И.

План самообразования по теме«Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования на 2016-2017 уч. год воспитателя Мамонтовой О.И....

План работы По самообразованию На 2015-2016 учебный год Тема самообразования:«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»

План работыПо самообразованиюНа 2015-2016 учебный год Тема самообразования:«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»...

2020-2022 гг: Тема по самообразованию №1 за 2020г; Тема по самообразованию № 2, 3 за 2021 г; тема по самообразованию № 4 за 2022 г.

                ГБОУ Школа №1400 8ДКМладшая  группа № 2Воспитатель- Фролова Елена Владимировна Тема по самообразованию 2020-2021 уч. год. ...