Система методической работы по повышению профессиональной компетентности педагогов
статья
Система методической работы по повышению профессиональной компетентности педагогов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sistema_metodicheskoy_raboty_po_povysheniyu_professionalnoy_kompetentnosti_pedagogov.docx | 24.86 КБ |
Предварительный просмотр:
«Система методической работы по повышению профессиональной компетентности педагогов»
Донец Светлана Леонидовна –
старший воспитатель МБДОУ ЦРР – д/с «Теремок»
г.Северобайкальск
«Педагогические работники, реализующие Программу ДО, должны обладать основными компетенциями, необходимыми для создания условий развития детей», так прописано в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования. Под профессиональной компетентностью педагога подразумевается комплекс показателей:
- система теоретических знаний педагога и способов их применения в конкретных педагогических ситуациях,
- ценностные ориентиры педагога,
- интегративные показатели его культуры (речь, стиль общения, отношение к себе и своей деятельности, к смежным областям знания и др.).
В формировании «системы теоретических знаний педагога и способов их применения в конкретных педагогических ситуациях» особая роль отводится методической службе образ отвальных организаций. Следовательно, задачей старшего воспитателя становиться - необходимость организовать систему методической работы в МБДОУ ЦРР – д/с «Теремок», таким образом, чтобы осуществить индивидуальную поддержку педагогов, способствующей профессиональному и личностному росту, повышению персональной эффективности и овладение профессиональной компетентностью. Особого внимания требуют основные направления работы методической службы:
1. Владение современными педагогическими технологиями и применение их в профессиональной деятельности.
2. Способность решать профессиональные задачи.
3. Умение контролировать свою деятельность в соответствии с принятыми правилами и нормами.
Старший воспитатель сам должен обладать «профессиональной компетентностью»: уметь выявить точки роста каждого педагога, создать условия для развития профессионализма педагогов в горизонтальном направлении от молодого специалиста до опытного педагога- профессионала (этот вопрос становится актуален в соответствие с национальной системой роста педагогических работников). В нашем учреждении ключевой точкой системы методической работы по повышению уровня профессиональной компетентности является требование ФГОС ДО «поддержка инициативы и индивидуальности» проецируемой на педагогов при в разнообразных коллективных формах работы по самообразованию в рамках системы методической работы.
В начале года выбор темы по самообразованию определяются с учетом индивидуального опыта и профессионального мастерства каждого воспитателя, а также перекликанием темы с приоритетными задачами на год деятельности МБДОУ. Это позволяет педагогам решить совместно задачи детского сада (общие) и задачи самообразования (частные). После определения проблемы, идёт выбор темы по самообразованию каждым педагогом и составляется план индивидуальной работы. Педагоги собирают, накапливают материал, который размещают на личных страницах в сети Интернет, а также в кейс-папках (портфолио), находящихся в методическом кабинете. Кейс – папка – это накопительная папка документального материала. В конце года педагоги на итоговом педсовете представляют-презентуют практическую реализацию темы по самообразованию в разнообразных формах (презентация картотек, дидактических игр, презентация проектов, сборников методических разработок). В рамках работы по этому направлению проводятся взаимопросмотры, на которые приглашаются молодые специалисты и воспитатели одной возвратной категории, это позволяет снять психологическую нагрузку на педагогов (присутствие небольшого количества человек, для которых актуальна эта тема). Так в течение учебного года каждый педагог даёт открытый показ различных форм организации образовательной деятельности по своей теме самообразования. Такой «поточный» способ позволяет поделится накопленным опытом и организовать обучение молодых специалистов практическим приёмам в течение года на базе учреждения.
В каждом МБДОУ складываются свои традиции, своя система работы с молодыми педагогическими кадрами. В нашем учреждении стала традиционной «Школа молодого специалиста», которая направлена на работу с молодыми специалистами и педагогами долго не работавших в профессии. Школа проводится 4 раза в год (при необходимости количество занятий можно увеличить). На занятиях рассматривается методика проведения НОД, обзор новых современных технологий, обсуждаются проблемные вопросы по использованию разнообразных форм работы с воспитанниками, способы поддержки детской индивидуальности, инициативы, организации культурных практик в соответствие с темой и направлением методической работы на год всего учреждения.
Были пересмотрены стандартные, пассивные формы работы с кадрами, произошёл отказ от стереотипов в пользу интерактивных форм работы, которые позволяют организовать совместное погружении в область решаемой задачи, активизировать работу, инициировать обратную связь. В течение учебного года в рамках активизации инновационной работы педагоги участвуют в «Педагогической мастерской» или в «Калейдоскопе педагогических идей», где педагоги знакомят членов педагогического коллектива с основными идеями своей воспитательно – образовательной системы и практическими рекомендациями по ее реализации, а также педагогическими технологиями, применяемыми в своей в практике. Выступления равномерно распределяется в течение учебного года с октября по апрель. Для опытных педагогов это возможность обсудить с коллегами полученные результаты, рассказать о том, при помощи каких методов и приемов они были достигнуты. Для молодых педагогов это способ организовать работу по самообразованию по поиску новых методов, способов, технологий. Обычно это проходит в форме круглого стола, на котором обсуждаются вопросы, связанные с практическим применением, где активно участвуют все участники. Это позволяет смоделировать процесс методической работы в групповой форме и прямого общения педагогов.
В рамках реализации проекта «Создание интегрированной среды (детский сад, семья, социум) в театрализованной деятельности, как средство персонифицирования педагогический событий и осуществления индивидуальной траектории развития ребёнка в условиях дошкольного учреждения» в нашем детском саду сложилась традиция ежегодного проведения театрализованных фестивалей-конкурсов по определённой тематике. Фестивали - являются содержательными, интересными, творческими формами работы, они активизируют педагогов, помогают систематизировать результаты деятельности, повышают самооценку профессиональной компетентности и готовность к педагогическому творчеству. Приветствуется объединение педагогов в творческие группы по возрастным группам. Реализованы тематические фестивали «Путешествуем по России», «Сказки К.И.Чуковского», «Сказка о здоровье», фестиваль экологических сказок, «Народные умельцы».
Коллективному совместному решению задач по формированию профессиональных компетенций способствуют методические мероприятия в форме реализации общего проекта учреждения как «событийного мероприятия», который состоит из «частных» проектов возрастных групп, реализуемых как отдельными педагогами, так и творческими группами. Происходит активизация творческой работы отдельных педагогов, которая органично вписывается в решение общих задач. Так были реализованы проекты «От прошлого до настоящего» по созданию стационарного уголка воинской славы в рамках празднования Дня Победы, «Чуколандия» приуроченный к юбилею К.И.Чуковского, проект «Народные промыслы» по созданию развивающего уголка «Русская изба».
Благодаря созданию творческой атмосферы в учреждении, принятия индивидуальности и поддержке творческих проявлений всех педагогов, развитию системы методической работы в учреждение сформирован стабильный коллектив, который открыт для инновационных процессов в образовании. По результатам анкетирования "Мотивационная готовность педагогического коллектива к освоению новшеств" можно сделать вывод, что основным побудительным мотивом к освоению инновация для педагогов служит: «потребность в новизне, смене обстановки, преодолении рутины» - 75%, «потребность в контактах с интересными, творческими людьми» - 50%, «потребность в поиске, исследовании, лучшем понимании закономерностей - 42%. Для определения уровня способности педагогов к саморазвитию было проведено анкетирование (на основе программы Н. В. Немовой), где выявлено, что основная масса педагогов 75% «активно реализует свои потребности в саморазвитии».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система методической работы по повышению педагогической компетентности воспитателей по вопросам развития художественно-творческих способностей дошкольников.
Формы работы по повышению педагогической компетентности воспитателей по вопросам развития художественно-творческих способностей дошкольников....
Система методической работы по повышению профессиональной компетентности педагогов при организации экологического воспитания дошкольников
Раскрывается система работы по организации экологического воспитания дошкольников....
Опыт работы по теме "Система методической работы по повышению ИКТ компетентности педагогов МБДОУ "
В сообщении представлена актуальность, цель и задачи, этапы работы с педагогами и формы работы, результативность...
Интерактивные формы методической работы по повышению профессиональной компетентности педагогов ДОУ
Повышение профессиональной компетентности педагогов на сегодняшний день приобретает особую значимость и одним из путей совершенствования профессиональной компетентности педагогов являются интерактивны...
Методическое сопровождение по повышению профессиональной компетентности педагогов по вопросу организации и проведения занятий в ДОУ
В статье раскрывается понятие профессиональной компетентности, виды педагогической компетентности, пошаговое методическое сопровождение, которое начинается с диагностики (представлена карта анализа за...
"Система методической работы, способствующая повышению профессионального роста педагогов дошкольной организации"
В статье говорится о том, что методическая компетентность, как часть профессионально- педагогической компетентности определяет готовность педагогов к принятию современных педагогических те...
Система методической работы по повышению профессиональной компетенции педагогов ДОУ через проектные технологии.
Роль воспитателя значительно возрастает, в связи с необходимостью рационально и оперативно находить и использовать новые технологии обучения и воспитания....