«Система методической работы по повышению профессиональной компетентности педагогов в вопросах нравственно-патриотического воспитания дошкольников»
материал

Фролова Олеся Джахоновна

В данной статье раскрыт опыт создания системы методической работы по повышению профессиональной компетенции педагогов в вопросах нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konferentsiya.docx19.66 КБ

Предварительный просмотр:

«Система методической работы по повышению профессиональной компетентности педагогов в вопросах нравственно-патриотического воспитания дошкольников»

В данной статье раскрыт опыт создания системы методической работы по повышению профессиональной компетентности педагогов в вопросах нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста.

Проблема профессиональной компетентности специалиста дошкольного образования в области нравственно-патриотического воспитания дошкольников имеет высокую актуальность на сегодняшний день. Это связано, во-первых, с требованиями времени: запрос государства на восстановление утраченного в гражданах страны, в том числе и в детях, чувства патриотизма и гражданственности. Во-вторых, важность данной задачи прослеживается в содержании нормативно-правовых документов в сфере дошкольного образования: федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования и федеральной образовательной программе дошкольного образования, которая максимально нацелена на базовые ценности российского народа, на развитие патриотизма у дошкольников.

Понятие компетентности педагога определяется как ценностно-смысловое отношение к целям и результатам педагогической деятельности, выражающееся в осознанном выполнении профессиональных функций. И это особенно ценно, учитывая, что такая позиция воспитателя не врождённое качество, оно формируется под влиянием всей образовательной среды, в том числе в процессе дополнительного профессионального образования и самообразования, направленного на изменение внутреннего мира, определяющего осознанность действий педагога.

Цель: создание системы методической работы по повышению профессиональной компетентности педагогов в вопросах нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста.

Для реализации поставленной цели были определены следующие этапы работы: исследовательский, проектировочный, исполнительский, контрольно-оценочный.

В ходе первого этапа были изучены и выделены концептуальные идеи ученых по данной теме, выявлен уровень профессиональной компетентности педагогов в области нравственно-патриотического воспитания дошкольников.

На основе работ Э.Ф. Зеера были выделены критерии, которые наиболее чётко характеризуют уровень профессиональной компетентности в вопросах нравственно-патриотического воспитания детей: мотивационная готовность, теоретическая готовность и практическая готовность.

Оценка выделенных критериев осуществлялась с помощью следующих методов: анкетирование, тестирование, анализ образовательных планов, наблюдение за деятельностью педагогов в образовательном процессе и самоанализ педагогов.

Второй этап, проектировочный, включал в себя работу по составлению общего плана работы с педагогами и индивидуальных программ саморазвития педагогов по итогам выявленных затруднений.

На третьем этапе была проведена работа по планам общей и индивидуально-дифференцированной работы с педагогами, обогащены материалы методического кабинета.

 На данном этапе использовались традиционные и инновационные формы работы с педагогами:

  • теоретические семинары «Нормативно-правовое и методическое обеспечение патриотического воспитания детей в ДОУ», «Особенности нравственно-патриотического воспитания дошкольников»;
  • деловая игра «Воспитание нравственно-патриотических чувств дошкольников в различных видах деятельности»;
  • мозговой штурм «Профессиональное развитие педагога»;
  • семинар-практикум «Как знакомить дошкольника с историческим прошлым России? Содержание работы. Методы и приёмы»;
  • практикум по созданию интерактивной игры «Творческая лаборатория педагога»;
  • консультации для педагогов «Организация работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей в условиях ФОП ДО», «Реализация регионального компонента в патриотическом воспитании детей дошкольного возраста», «Требования по созданию развивающей предметно-пространственной среды по патриотическому воспитанию дошкольников»;
  • метод «Модерации», позволивший «заставить» педагогов действовать в одной команде для разработки в кратчайшие сроки конкретных и  реализуемых предложений, нацеленных на решение проблемы;
  • «Кейс-технология», которая применялась для краткосрочного обучения педагогов на основе реальных или вымышленных ситуаций, в ходе непосредственного обсуждения деловых задач;
  • «Аукцион педагогических идей», был организован с целью представления педагогических находок своим коллегам;
  • «Педагогические чтения», организовывались для активизации вовлечения педагогов в обсуждение теоретических и практических проблем и вопросов;
  • «Коучинг-сессия» - интерактивное общение, где педагог не получал советов и рекомендаций, а только отвечал на вопросы и самостоятельно находил пути для решения проблем.  Данная технология проводилась нами при поддержке педагога-психолога ДОУ, который осуществлял индивидуальную поддержку педагогов, ставящих перед собой задачу профессионального и личностного роста, повышения персональной эффективности.

На контрольно-оценочном этапе был проведён сравнительный анализ компонентов профессиональной компетентности, который показал результативность проведенной работы: увеличилось количество педагогов с высоким уровнем мотивации к преобразованию профессиональной педагогической деятельности и способностью осваивать новые профессиональные компетенции, обновлять формы и методы педагогической деятельности в вопросах патриотического воспитания дошкольников, умеющих решать профессиональные педагогические задачи не по стереотипному образцу, а с помощью рефлексивного анализа ситуации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система методической работы по повышению педагогической компетентности воспитателей по вопросам развития художественно-творческих способностей дошкольников.

Формы работы по повышению педагогической компетентности воспитателей по вопросам развития художественно-творческих способностей дошкольников....

Опыт работы по теме "Система методической работы по повышению ИКТ компетентности педагогов МБДОУ "

В сообщении представлена актуальность, цель и задачи, этапы работы с педагогами и формы работы, результативность...

Интерактивные формы методической работы по повышению профессиональной компетентности педагогов ДОУ

Повышение профессиональной компетентности педагогов на сегодняшний день приобретает особую значимость и одним из путей совершенствования профессиональной компетентности педагогов являются интерактивны...

Методическое сопровождение по повышению профессиональной компетентности педагогов по вопросу организации и проведения занятий в ДОУ

В статье раскрывается понятие профессиональной компетентности, виды педагогической компетентности, пошаговое методическое сопровождение, которое начинается с диагностики (представлена карта анализа за...

Система методической работы по повышению профессиональной компетентности педагогов

Система методической работы по повышению профессиональной компетентности педагогов...

"Система методической работы, способствующая повышению профессионального роста педагогов дошкольной организации"

В статье говорится о том, что  методическая компетентность, как часть профессионально- педагогической компетентности определяет  готовность педагогов к принятию современных педагогических те...