Система методической работы по повышению профессиональной компетенции педагогов ДОУ через проектные технологии.
материал

Роль воспитателя значительно возрастает, в связи с необходимостью рационально и оперативно находить   и    использовать новые технологии обучения и воспитания.

Скачать:


Предварительный просмотр:

СИСТЕМА МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ПОВЫШЕНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ПЕДАГОГОВ ДОО ЧЕРЕЗ

ПРОЕКТНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ.

На современном этапе развития дошкольного образования востребован не просто воспитатель, а педагог-исследователь, педагог-психолог, педагог- технолог. Роль воспитателя значительно возрастает, в связи с необходимостью рационально и оперативно находить   и    использовать новые технологии обучения и воспитания.

Методическая работа в дошкольном образовательном учреждении - это процесс подготовки и включения педагогов в экспериментальную творческую работу (изучение и внедрение новых технологий), а также повышение профессиональной компетентности и мастерства, достижения качественно высоких результатов образовательного процесса.

Организация образовательного процесса через внедрение в практику проектной технологии, предъявляет к педагогу определенные требования, как     к     творческой     личности        и повышения педагогического профессионализма.

Метод проектов как педагогическая идея, технология и практика, переносит нас в первую треть двадцатого века. Сегодня метод проектов используется вновь, но уже в обновлённом виде. В.П. Симонов акцентирует внимание на то, что, «...главное в методическом руководстве педагогического процесса оказание действенной своевременной помощи воспитателю. Это весьма существенно и важно, т.к. где сильное методическое руководство, там серьезные, результативные успехи педагогического коллектива».

По рекомендациям педагогов-практиков Л.С.Киселёвой, Т.А.Данилиной, М.Б.Зуйковой [3] метод проектов можно представить как способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанника.

Педагог дошкольного образования должен обладать не только знаниями и опытом в этой области, но и необходимым набором профессиональных компетенций.

В словаре С.И. Ожегова, понятие «компетентный» определяется как

«осведомлённый, авторитетный в какой-либо области». [2]

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования указано, что «…педагогические работники, реализующие Программу, должны обладать основными компетенциями, необходимыми для создания условия развития детей…» [5, п.3.4.2., с.22.]

Для работы по вышеуказанной теме в образовательной организации созданы методические условия: разработаны Программа развития ДОО, ООП ДОО, план методических мероприятий перехода на активные формы работы с педагогами, разработан план повышения профессиональной подготовки педагогов. Также продуманные организационно-педагогические условия: взаимодействие с начальной школой, РМО, объектами социального окружения, Интернет-ресурсы позволили работать в выбранном направлении.

Ведущая идея опыта заключается в создании системы методической работы по организации повышения профессиональной компетентности педагогов ДОО через проектные технологии.

Вся работа выстраивалась в 3 этапа: теоретико - технологический; практико-конструктивный; творческо-обобщающий; где сумма содержательного компонента и результата равны сумме профкомпетентности педагогов.

Прежде чем начать работу, важно знать свой педагогический коллектив, сильные и слабые стороны каждого педагога. На первом этапе основными задачами ставились: определить потенциал личности педагогов ДОО, выявить их способности к развитию, через наблюдения за педагогами в деятельности, анкеты, тестовые и творческие задания, решение проблемных ситуаций, изучение продуктов педагогической деятельности.

Опираясь на результаты анкет, мониторинг проф.компетентности педагогов ДОО, у меня возникла необходимость сформировать такую систему методического сопровождения проектной деятельности педагогов, в которой педагогическая поддержка будет адресной(дифференцированной), а следовательно и эффективной. Я как старший воспитатель должна была уметь сама работать, используя проектную деятельность и знать, как органи- зовать её, как научить педагогов. А они в свою очередь – заинтересовать воспитанников, активизировать родителей.

Одной из важных моих задач было умение настроить, замотивировать педагогов ДОО на предстоящую работу. Вызвать профессиональный интерес. На этом этапе мной, как старшим воспитателем-координатором работы педагогов, были разработаны проекты «Мониторинг непрерывного повышения уровня проф.компетентности педагогов», «Педагогическая школа», «Школа педагога-дошкольника», в ходе реализации которых активно изучали проектные технологии, начинали апробировать полученные знания в работе с детьми, повышая свой профессиональный,   теоретический и практический уровень .

Если говорить о компетентности педагогов на тот момент, то происходило осознание того, каких профессиональных знаний, умений, навыков нам не хватает. Профессиональная самооценка: «Я знаю, что я не знаю» (потенциальный уровень профессионализма - учебный) [1]. Изучали методическую литературу, штудировали Интернет-ресурсы, опыт работы других дошкольных учреждений. На этот период работы мои педагоги, скорее были исполнителями, ориентировались на репродуктивные формы образовательного процесса.

Успешность проектной деятельности зависела от компетентности педагогов правильно использовать весь информационный поток материалов, показать начальные умения, знания в организации проектной деятельности, в умении методически грамотно ставить цели, задачи при разработке и реализации первых проектов, проявить свои личностные качества.

Формы работы методической службы с педагогами на первом этапе (индивидуальные, фронтальные, от традиционных до нетрадиционных) были ориентированы в большой степени на репродуктивную мыследеятельность и обеспечивали опору на зону актуального развития педагогов. Педагог

выступает в роли «объекта» обучения (слушает и смотрит). Одна из интересных форм работы -написание мини-сочинений педагогами и родителями «Современный воспитатель-какой он?», параллельно воспитанники рисовали портреты своих воспитателей, т.е.современный воспитатель- глазами воспитанников, современных детей.

На втором этапе работы решались такие задачи, как повышение професссиональной компетентности педагогов ДОО, через умения использовать проектные технологии для вовлечения в образовательный процесс родителей и социальных партнёров. Умение работать в команде. Профессиональная самооценка: «Я знаю, что я знаю» (уровень профессионализма – эвристический) [1]. Педагог на этом этапе -личностно- ориентированный практик.

Компетенции педагогов направлены на достижение цели и получение результата, происходит совершенствование коммуникативных, проектировочных, организаторских умений. Педагоги находят новые средства, формы, методы. Расширяют сферы взаимодействия в рамках реализации проектов.

На 2 этапе идёт использование активных форм работы с педагогами, которые стимулируют поиск, творческую исследовательскую деятельность педагогов и ориентированы на зону ближайшего развития, где педагог выступает «субъектом» обучения, через самостоятельную работу, творческие задания. Идёт объединение педагогов в творческие группы, создание Проектного совета, проектных групп-команд.

Цель методической службы на завершающем этапе - поддержка творческой инициативы педагогов ДОО, создание единой атмосферы творчества, через умения творчески использовать проектные технологии для совершенствования образовательного процесса и самоуправления разработкой и реализацией проектов. На данном отрезке работы идёт самостоятельное деление на проектные группы- команды, работа которых взаимосвязана. Педагог- уже креативный мастер своего дела, уровень профессионализма, мастерства – высокий  и перспективный.

Компетенции педагогов направлены на осознание и понимание значимости внутренних мотивов к творческой деятельности; в знании методик и современных технологий обучения и воспитания детей дошкольного возраста и умении их творчески применить в работе с детьми; умения оценивать себя и результаты своей деятельности и поведения . ИКТ- компетентность видна в умении  делать видеоролики «Устами младенца»,

«Дети о проектировании», видеофильмы «Один день из жизни детского сада», «Традиции детского сада с утра и до вечера», видеорепортажи, виртуальные экскурсии.

Создание Проектного совета, объединения педагогов в проектные группы-команды- позволило педагогическому коллективу творчески работать. Группы имеют практико-ориентированный характер, и индивидуально- дифференцированный подход. Цель деятельности проектных групп-команд — удовлетворение потребностей педагогов в повышении квалификации и уровня профессионального мастерства, саморазвитие и самоутверждение в работе командой педагогов-коллег.

Работа в режиме малых творческих групп - одна из самых продуктивных форм обучения педагогов. В ходе групповой работы происходит профессиональное взаимодействие по инициативе самих педагогов: воспитатели разных возрастных групп ищут общие подходы к созданию продукта своей педагогической деятельности. Увлечённость одной проблемой, совместные исследования активизируют деятельность педагогов, создаются условия для роста активности и инициативы, у воспитателей появляется возможность раскрыть свои творческие и организаторские способности.

Первый год работы функционировало 4 группы-команды: по взаимодействию с родителями, с социумом, по разработке и реализации детско-творческих проектов, по организации тематических дней.

В связи со сменой коллектива второй год работы было принято решение педагогическим советом ДОО разделиться на 4 группы-команды с учётом стажа и опыта работы, уровня творчества и инициативности: педагоги-новаторы, педагоги-творцы, молодые специалисты, педагоги- стажисты.

У каждой проектной группы избирался руководитель, составлялся примерный план работы на учебный год, в ходе работы шёл анализ и утверждение дидактических, методических материалов; пополнялась накопительная папка наработанными материалами. На итоговом педсовете предоставлялись итоги и результаты работы Проектного совета и каждой проектной группы.

В течении учебного года проводилось по 4 заседания Проектного совета ДОО, под руководством председателя совета- старшего воспитателя. На заседания приглашали родителей, представителей социума, коллег городских ДОО. Проектный совет функционировал согласно Положению о проектном совете, также было разработано Положение о проектных группах- командах.

Формы работы на 3 этапе свидетельствуют об интерактивном обучении - это прежде всего, диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие старшего воспитателя и педагогов. Взаимодействие педагогов на данном этапе рассчитано на их творческий потенциал, на практическую деятельность. Ценность такого подхода в том, что он обеспечивает обратную связь, откровенный обмен мнениями, формирует положительные отношения между коллегами. Стержнем данных форм работы с кадрами являются коллективные обсуждения, рассуждения, аргументация выводов, соревнования умов и талантов.

Подводя итоги, можно сказать, что методически грамотно построенная система методической работы с педагогическими кадрами, - приведет к повышению уровня воспитательно-образовательной работы ДОУ и сплотит коллектив педагогов. Главное подобрать золотой ключик к каждому педагогу.

Список литературы:

  1. Дружилов, С.А. Профессиональная компетентность и профессионализм педагога: психологический подход/ С.А. Дружилов // Сибирь. Философия. Образование. - 2005. - № 8. - С. 26 - 44.
  2. Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка : 80000 слов и

фразеологических выражений / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. - 2-е изд.,исп. и доп. - М.: АЗЪ, 1995. - 928 с.

  1. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения/ Авт.-сост.: Л.С. Киселёва, Т.А. Данилина, Т.С. Лагода, М.Б. Зуйкова.- 3-е изд. –М.: АРКТИ, 2011.-96с.
  2. Симонов В.П. Педагогический менеджмент: 50 ноу-хау в управлении педагогическими системами. М.: Педагогическое общество России, 1999.
  3. Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Текст]: утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г., №1155 / Министерство образования и науки Российской Федерации. – Москва: 2013г. [с.22]

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы по теме: "Система методической работы по повышению квалификации педагогов"

Описание опыта работы старшего воспитателя по теме самообразования "Система методической работы по повышению квалификации педагогов"...

Опыт работы по теме "Система методической работы по повышению ИКТ компетентности педагогов МБДОУ "

В сообщении представлена актуальность, цель и задачи, этапы работы с педагогами и формы работы, результативность...

Система методической работы по повышению профессиональной компетентности педагогов

Система методической работы по повышению профессиональной компетентности педагогов...

"Система методической работы, способствующая повышению профессионального роста педагогов дошкольной организации"

В статье говорится о том, что  методическая компетентность, как часть профессионально- педагогической компетентности определяет  готовность педагогов к принятию современных педагогических те...

Обобщение опыта работы по теме: "Система методической работы по повышению квалификации педагогов"

Описание опыта работы старшего воспитателя по теме самообразования "Система методической работы по повышению квалификации педагогов"...

Педагогический опыт «Система методической работы по повышению квалификации педагогов»

Сегодня, в фокусе профессионального стандарта  необходимы новые подходы к организации методической работы в ДОУ. Прежде всего, следует создать условия для повышения активности и инициативы в...