Методическое сопровождение по повышению профессиональной компетентности педагогов по вопросу организации и проведения занятий в ДОУ
методическая разработка на тему
В статье раскрывается понятие профессиональной компетентности, виды педагогической компетентности, пошаговое методическое сопровождение, которое начинается с диагностики (представлена карта анализа занятия). Статья содержит конспект педагогического совета, посвященного развитию коммуникативной компетентности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_dlya_pechati_1.docx | 43.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка на тему:
«Методическое сопровождение по повышению профессиональной компетентности педагогов по вопросу организации и проведении занятий в ДОУ».
Старший воспитатель
МБДОУ «Детский сад № 134»
Балашова Ольга Алексеевна
Решающим фактором развития ребенка сегодня становится личность педагога. На первый план сейчас выходят такие личностные и профессиональные качества и компетенции воспитателя, которые позволяют ему успешно осуществлять педагогическую деятельность, направленную на создание каждому воспитаннику необходимых условий для получения дошкольного образования.
Одной из проблем, затрудняющих работу ДОО по реализации ФГОС ДО является недостаточный уровень профессионально-педагогической компетентности воспитателей. Предлагая различные формы повышения профессиональной компетентности воспитателя, педагогическая наука и практика задавались вопросами о том, кто такой современный воспитатель, какими личностными и профессиональными качествами должен обладать педагог ДОО для того, чтобы создать каждому воспитаннику необходимые условия для получения дошкольного образования?
Необходимо отметить, что сегодня нет единого подхода к определению этого понятия. Так, по мнению Е.А. Сластенина, И.Ф. Исаева, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянова, профессиональная компетентность педагога выражает единство его теоретической и практической готовности к осуществлению педагогической деятельности, при этом основу структуры компетентности педагога составляют многочисленные педагогические умения, характеризующие эту готовность.
Педагогическая компетентность - системное явление, суть которого состоит в системном единстве педагогических знаний, опыта, свойств и качеств педагога, которые позволяют эффективно осуществлять педагогическую деятельность, целенаправленно организовывать процесс педагогического общения, а также предполагающих личностное развитие и совершенствование педагога.
Такие ученые, как И.Н. Асаева, В.Г. Яфаева и А.А. Майер, рассматривали педагогическую компетентность как единство профессиональных и личностных качеств педагога. В частности, с позиции А.А. Майера , модель профессиональной компетентности педагога должна содержать знания о структуре процесса образования (целях, содержании, средствах, объекте, деятельности, результатах и т.д.), и о себе, как субъекте профессиональной деятельности. Педагог, как субъект педагогической деятельности представляет собой совокупность , сплав индивидуальных, личностных, собственно субъективных качеств, адекватность которых требованиям профессии обеспечивает эффективность его труда.
В контексте требований ФГОС ВПО по направлению подготовки «Психолого - педагогическое образование» (п. 5.2) в качестве базовых рассматриваются следующие компетенции: информационная, мотивационная, технологическая (процессуальная), коммуникативная, аналитическая (рефлексивная), исследовательская, проектировочная, организаторская и социально-личностная. Наличие у педагогов определенной системы профессионально важных компетенций по объему и содержанию должно быть адекватным профессиональной деятельности.
Итак, по моему мнению, профессиональная компетентность – это единство личностных и профессиональных качеств педагога, а повышение профессиональной компетентности воспитателя – это одно из психолого-педагогических условий, обеспечивающих развитие ребенка в ДОО.
Исходя из этого и учитывая требования ФГОС ДО к психолого-педагогическим и кадровым условиям реализации программ ДО специалисты НИРО Чеменева А.А., Вербовская Е.В., Попова В.Р предлагают структуру профессионально-педагогической компетентности педагога (компетентностную модель) с выделением отдельных компетентностей в соответствии с ведущими видами профессиональной работы педагога, которая включает методическую, коммуникативную, деятельностную, креативную, игровую и рефлексивную компетентности. В рамках моей темы рассмотрим четыре из них. Именно эти компетентности можно продиагностировать при просмотре занятий у воспитателей и сделать анализ о степени сформированности той или иной компетентности. Расшифруем каждую из них.
Методическая компетентность в контексте ФГОС ДО:
Воспитатель способен выявить цели и задачи собственной педагогической деятельности; структурирует и выстраивает процесс обучения с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей; осуществляет педагогическую диагностику и на основании ее проектирует индивидуальную траекторию развития воспитанника; четко определяет цели разработки методической продукции, знает структуру и содержание разных ее форм и видов (программа, перспективный план, календарное планирование, конспект занятия, сценарий развлечения и т.д.); прописывает необходимое методическое обеспечение, описывает дидактическое обеспечение реализации содержания образования;
Деятельностная компетентность в контексте ФГОС ДО:
Ориентируется в специфике ДО и особенностях организации работы с детьми раннего и дошкольного возраста; владеет технологиями и принципами эффективной педагогической деятельности, основанной на взаимопонимании и взаимоуважении субъектов образовательной деятельности; способен на высоком профессиональном уровне планировать и организовывать виды деятельности: предметную, познавательно-исследовательскую, продуктивную и другие; мастерски использует методы и средства анализа психолого-педагогического мониторинга, позволяющие оценивать развитие ребенка в соответствии с конкретной ситуацией и вовремя внести коррективы в образовательный процесс; организует образовательный процесс на основе непосредственного общения с каждым ребенком с учетом его особых образовательных потребностей.
Коммуникативная компетентность в контексте ФГОС ДО:
Создает благоприятную среду и комфортный климат для каждого ребенка, организует ситуации взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей; владеет демократическим стилем взаимодействия субъектов образовательного процесса; умеет оказывать эмоциональную поддержку; владеет навыками аргументации и поведением активного слушателя, обратной связи; способен к языковой гибкости, говорит понятно и доступно для других; создает ситуации вербального и невербального взаимодействия детей друг с другом и со взрослым в разных видах деятельности.
Рефлексивная компетентность в контексте ФГС ДО:
Управляет своим поведением, контролирует свои эмоции; осознает уровень собственной деятельности, своих способностей; видит причины профессиональных проблем, способен к самоанализу, самопознанию, саморазвитию, творческому подходу в профессиональной деятельности; анализирует, оценивает и корректирует свою педагогическую деятельность в ситуации изменения условий образовательного процесса; соотносит свой опыт педагогической деятельности с действующей законодательной, нормативной правовой базой ДО.
Цель методического сопровождения: совершенствовать теоретический уровень профессиональной компетентности и повышать практический уровень профессиональной компетентности педагогов ДОУ
Задачи методической работы:
- способствовать формированию мотивационно - ценностного и эмоционально-оценочного отношения педагогов к педагогической деятельности
- изучать степени сформированности компетентностной модели педагогов при просмотре и анализе занятий.
- создавать условия для повышения профессиональной компетентности воспитателей через организацию разных форм методической работы
- оказывать помощь в овладении коммуникативной компетентностью.
Ожидаемые результаты:
- Высокий уровень сформированности мотивации педагогов на формирование своей профессиональной компетентности
- Широкие возможности и потребности педагогов в повышении своей профессиональной компетентности за счет использования разных форм повышения квалификации.
- Сформированная коммуникативная компетентность у воспитателей как основа других компетентностей их профессиональной деятельности.
- Повышение качества организации в проведении непосредственно-образовательной деятельности детей в ДОУ.
Рассмотрим диагностику профессиональной компетентности педагогов и ее повышение в рамках подготовки к проведению педагогического совета по ОО «Речевое развитие». Тематический педсовет «Коммуникативная компетентность воспитателя - одно из условий формирования у дошкольников речевых умений и навыков» .
Первый шаг – диагностический, а именно, тематическая проверка, цель которой является
определить уровень эффективности работы педагогического коллектива по формированию речевых умений у воспитанников ДОУ в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями; выяснить причины и факторы, определяющие качество педагогической деятельности, направленной на речевое развитие детей.
Организованная- образовательная деятельность по развитию речи анализировалась по специальной карте, в которой прописаны критерии занятия, уровни и степень выполнения и краткий комментарий. В конце таблицы идут выводы и рекомендации. Результативность проведения образовательной деятельности детей на занятии напрямую зависит от уровня профессиональной компетентности воспитателя, в частности, от основных четырех компетентностей – это методическая, деятельностная, коммуникативная и рефлексивная.
Методическая компетентность проявляется в следующих критериях: умение подобрать и сформулировать конкретные задачи НОД в соответствии с программными требованиями и возможностями детей (возрастными и индивидуальными), содержание занятия в целом, подбор и использование демонстрационного и раздаточного материала.
Деятельностная компетентность проявляется в следующих критериях : использование здоровьесберегающих технологий, разные виды и формы организации детской деятельности, наличие компонентов развивающего занятия- это подбор методов и приемов, направленные на мотивацию детей, на организацию процесса совместной деятельности и самостоятельной деятельности детей.
Коммуникативная компетентность проявляется в следующих критериях : речь педагога, подход к детям, коммуникативное взаимодействие детей.
Рефлексивная компетентность проявляется в следующих критериях: деятельность детей и организация обсуждения результатов деятельности детей.
Проведение занятия оценивается по балловой системе, которую предлагает К.Ю. Белая:
3 балла – высокий уровень проф.компетентности в данном критерии, 2 балла – допустимый уровень, 1 балл – критический и 0 баллов – недопустимый уровень, то есть компетентность отсутствует при организации данного компонента занятия.
Получается максимальное количество баллов – 30 баллов
Карта анализа образовательной деятельности педагога с детьми, осуществляемой в процессе организации различных видов детской деятельности.
Вопросы и критерии анализа | Уровни оценки, степень выполнения, использования | Комментарий |
1. Деятельность педагога | ||
Умение подобрать программное содержание в соответствии с: - требованиями программы, УМК - возможностями детей | ||
Наличие триединой дидактической цели: -образовательные задачи -развивающие задачи -воспитательные задачи | ||
Наличие компонентов развивающего занятия, деятельностного подхода в соответствии со структурой совместной образовательной деятельности: -мотив деятельности, проблемная постановка и принятие цели -процесс совместной деятельности по достижению цели -самостоятельная деятельность детей (поисковая, совместная в парах, малых подгруппах и др.) -обсуждение результатов (рефлексия) | ||
Демонстрационный и раздаточный материал: -обоснованность подбора -достаточность -эффективность использования | ||
Подход к детям: -индивидуальный -диффренцированный -личностно-ориентированного взаимодействия | ||
Использование здоровьесберагающих технологий | ||
Рациональность использования ИКТ | ||
Какие виды и формы организации детской деятельности использовались: -их разнообразие -взаимосвязь -основание подбора | ||
Речь педагога во время образовательной деятельности: -доступность -эмоциональность -содержательность -грамотность | ||
2. Анализ деятельности детей во время образовательной деятельности, обеспечение объективности оценки | ||
Деятельность детей: -активность детей -самостоятельность -проявление творчества -эмоциональный настрой - коммуникативное взаимодействие детей | ||
3. Степень достижения образовательных целей |
ВЫВОДЫ.
Второй шаг : После проверки с целью повышения качества проведения занятий по развитию речи и выполнения программных задач ОО «Речевое развитие» была организована и реализована следующая методическая работа: – после каждого просмотра проходит индивидуальная беседа с педагогом. Цель данных бесед: провести анализ содержания ООД с точки зрения сформировнности четырех компетентностей и решить, будет ли этот воспитатель показывать занятие другим коллегам (если набрали от 25 до 33 баллов) или посетит аналогичные занятия у других педагогов, чтобы поучиться (если набрали менее 22 баллов).
Организуется практическую деятельность - взаимопосещения ООД воспитателями по схеме: молодой педагог - стажист, стажист- молодой воспитатель, коллега-коллега по одной возрастной группе с последующим парным обсуждением - анализом. Далее семинар-практикум по составлению общего конспекта, коллективный просмотр занятия в старшей группе и тематический педсовет.
Воспитатели посещают занятия своих коллег, далее проходит его обсуждение , которое строится вокруг цели и задач, а также трех его частей – мотивация, вовлечение в деятельность и осмысление. Используется специальный вопросник (его не зачитывать): Вопросник к анализу занятия:
- Получилось ли мотивировать каждого ребенка к деятельности?
- Какие из приемов мотивации были наиболее успешными?
- Сколько времени вы уделили новому материалу? Из каких частей состояло занятие?
- Насколько доступно был представлен материал, какие педагогические приемы были использованы?
- Были ли действия детей как-либо вами оценены? Не чувствовали ли себя некоторые дети ущемленными, получая оценки?
- Каковы итоги работы в зоне ближайшего развития (через неделю научились ли дети самостоятельно выполнять то, что было предложено воспитателем)?
- Насколько благоприятным был психологический климат развивающего занятия, были ли дети эмоционально вовлечены в деятельность?
- Все ли дети были вовлечены?
- Проявились ли творческие способности?
Далее проводился практикум «Составление конспекта одного занятия». Собираются все педагоги.
Цель работы педагогов: применить свои знания и умения, связанные с составлением интересного и содержательного занятия в конкретной возрастной группе и по конкретному типу НОД, использовать коммуникативные умения при работе с коллегами.
Краткий ход:
- Объединение в 4-5 подгрупп с условием, чтобы не работали в одной возрастной группе вместе и не друзья.
- Самостоятельная работа в творческих подгруппах ( 15 минут).
- Совместное обсуждение результатов (коллективный анализ конспектов ).
- Совместное составление общего конспекта НОД из самых интересных частей предложенных конспектов.
В день проведения педсовета организуется открытый показ ООД в старшей группе на тему: «Как мы солнце выручали, лучики его мы искали» с использованием мнемотехники. При составлении конспекта мы с воспитателем учитывали общие трудности педагогов. На данном занятии акцент делался на организации совместной деятельности детей, их перемещение, и на использовании разнообразной мнемотехники, которая поможет повысить речевую активность каждого ребенка. За столами дети составляли предложения о весне с помощью мнемодорожки, на ковре дети распределялись самостоятельно на три подгруппы, выбирая знакомое стихотворение о весне по мнемотаблице (свободное перемещение и выбор), для составления рассказа о весне выбраны мнемоквадраты (листья дерева), из которых потом составлялась мнемотаблица в виде дерева, дети свободно расположились на ковре. Рефлексия организована в виде самооценивания своей деятельности при выборе цветного кораблика. Окончание занятия в общем кругу.
Как итог всего методического сопровождения проводится тематический педагогический совет – шаг третий. Предлагаю конспект данного педсовета.
Педагогический совет на тему:
«Коммуникативная компетентность воспитателя - одно из условий формирования у дошкольников речевых умений и навыков »
Цель: способствовать формированию и повышению коммуникативной компетентности у воспитателей, как условия эффективной педагогической деятельности, направленной на выполнение задач образовательной деятельности «Речевое развитие».
Повестка педсовета:
- «Значение речевого развития для социализации ребенка и формирования его личности»
( выступление заведующей МБДОУ)
- «Выполнение программных требований по ОО «Речевое развитие» ( итоги тематической проверки, ст.воспитатель). Анкетирование: «Умения педагогического общения – коммуникативные умения», «Коммуникативная компетентность педагогов».
- Сообщение «Дидактические и пальчиковые игры с детьми младшего возраста по речевому развитию» (выступление воспитателя группы младшего возраста). Практическая часть – проведение дидактической игры и пальчиковой гимнастики с воспитателями, как с детьми
- Сообщение «Роль фольклора в речевом развитии детей среднего дошкольного возраста» (выступление из опыта работы в виде компьютерной презентации воспитателя средней группы ) Обсуждение открытого просмотра «Литературной викторины в средней группе».
- Сообщение «Формирование связной речи у детей старшего дошкольного возраста с использованием метода моделирования - мнемотехники» (выступление из опыта работы воспитателя старшей группы) Обсуждение открытого просмотра НОД по развитию речи в старшей группе.
- Проведение теста на определение эмоций человека по глазам (ст. воспитатель)
- Решение педсовета.
Заведующая МБДОУ подчеркнула в своем сообщении, что речь является средством общения, которое позволит ребенку, если речь будет сформирована согласно возрастным возможностям детей, в соответствии с программными показателями, успешно пройти социализацию в новом обществе. Ребенок будет понят, принят сверстниками и взрослыми, а значит успешен. Обратимся к целевым ориентирам, прописанными во ФГОС ДО (зачитывает только те аспекты, которые касаются речи и общения). К этому надо стремиться, используя интересные формы работы с детьми, разные формы организации детской деятельности, поддерживать любую инициативу ребенка. Решая задачи речевого развития, поставленные в программе от группы к группе в полном объеме, мы сможем приблизить каждого ребенка к возможным достижениям.
Далее старший воспитатель проводит практическую часть педсовета - предлагает воспитателям индивидуальные листы с таблицей из трех столбиков: появление, новообразование, задача речевого развития. (заполненная таблица прилагается) Цель: выстроить путь формирования речи у детей от рождения до 7 лет в совместном обсуждении. Ст. воспитатель подводит педагогов к такому выводу: в основе выполнения задач речевого развития детей лежит коммуникативная компетентность воспитателя. Чем выше будет уровень ее развития у самого педагога, тем эффективнее будет его педагогическое воздействие как на группу в целом, так и на конкретного ребенка. Старший воспитатель расшифровала понятие профессиональная компетентность – это система теоретических знаний и практических умений педагога, которая помогает ему успешно решить профессиональные проблемы, профессиональные задачи, осуществить педагогическую деятельность, направленную на развитие личности ребенка. Ст. воспитатель раздала карты «Оценка коммуникативной компетентности воспитателя», которая состоит из двух таблиц «Умения педагогического общения» и «Показатели коммуникативной компетентности» (карта прилагается). Ст. воспитатель зачитывает содержание, объясняет способы фиксации и дает задание всем, что в конце педсовета нужно будет сдать заполненные карты.
Далее ст. воспитатель знакомит пед.коллектив с результатами тематической проверки «Речевое развитие детей в условиях ДОУ» (по О.А. Скоролуповой)
Цель: определить уровень эффективности работы педагогического коллектива по формированию речевых умений у воспитанников ДОУ в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями; выяснить причины и факторы, определяющие качество педагогической деятельности, направленной на речевое развитие детей.
Продолжили работу педсовета воспитатель младшей группы, которая представила картотеку дидактических игр по речевому развитию детей с 3 до 4 лет. Далее воспитатель провела дидактическую игру «Чудесная корзиночка» и пальчиковую игру «Дождик» с воспитателями, как с детьми. Цель: показать уровень своей коммуникативной компетентности при работе с маленькими детьми ( умение заинтересовать, эмоционально и понятно объяснить, грамотно провести, активизируя как можно больше детей).
По четвертому вопросу педсовета воспитатель средней группы представила компьютерную презентацию на тему «Роль фольклора в речевом развитии детей среднего дошкольного возраста».
Далее воспитатели обсудили открытое занятие в форме литературной викторины с детьми среднего возраста. Подчеркнули положительные моменты: речь воспитателя была эмоциональной, доступной, содержательной и грамотной; творчески подошла к содержанию занятия - интересные и разнообразные задания, приход героев из сказки, сама она была в роли сказочницы-рассказчицы в костюме, старалась активизировать всех детей, чтобы каждый высказался, фольклорный материал доступный для детей и им нравиться повторять.
По пятому пункту повестки дня заслушали воспитателя старшей группы , которая познакомила с такой формой работы как использование мнемотаблиц при формировании связной речи у детей старшего возраста. В процессе рассказа показывала образцы разных видов моделирования (мнемоквадраты, мнемодорожки, мнемотаблицы) и объясняла, как их можно использовать в работе с детьми.
Обсудили открытый показ занятия в старшей группе на тему « Как мы весеннее солнышко выручали, лучики ему мы искали».
По шестому вопросу педсовета ст.воспитатель предложила воспитателям рисунчатый тест, который показывает умения педагогов только по глазам определить эмоциональное состояние слушателя (ребенка) – коммуникативное умение № 4 «Обратная связь». Предлагается дорисовать рот предложенным восьми лицам с глазами. Далее показывается образец, на котором восемь лиц со следующими эмоциями: радость, грусть, злость, удивление, гнев, страх, смущение, обида.
В завершении работы педсовета старший воспитатель предложила воспитателям посмотреть выставку «Лэпбук - пособие для речевого развития детей раннего и дошкольного возраста». На выставке представлены следующие темы: «Весна», «Зима», «Все о домашних животных», «Русские народные сказки», «Полезные продукты», «ПДД дошкольникам».
Сбор заполненных анкет по самооценке своей коммуникативной компетентности.
Решение педсовета:
- Признать работу воспитателей – удовлетворительной. Всем воспитателям активно использовать в своей работе с детьми предложенные ими формы, методы и приемы
( дидактические игры, разные формы проведения занятий, фольклор в течение дня и мнемотаблицы).
Срок: в течении года.
Ответственные: воспитатели
- Создавать предметную среду, как условие речевого развития детей, изготовив разные пособия и игры. Старшему воспитателю организовать и провести конкурс среди групп ДОУ «Лучший лэпбук как средство речевого развития детей». На итоговом педсовете подвести его итоги и наградить лучших воспитателей грамотами победителей.
Срок: постоянно
Ответственные: воспитатели
Ст.воспитатель
- Продолжать повышать профессиональную компетентность , в частности, коммуникативную компетентность, педагогов по вопросу реализации задач ОО «Речевое развитие», например, проведение занятий в соответствии с требованиями ФГОС ДО. Ст.воспитателю провести дополнительные консультации, как индивидуальные, так и групповые.
Срок: 1 раз в месяц
Ответственный : ст.воспитатель
4 Активизировать работу с родителями по проблеме речевого развития детей, используя разнообразные формы совместной деятельности с ними.
Срок: в течении года
Ответственные: ст.воспитатель
ПРИЛОЖЕНИЯ К ПЕДСОВЕТУ
Появление | Новообразование | Задача |
Звуки | Звукоподражание | Формирование звуковой культуры речи |
Слоги и слова | Пассивный и активный словарь | Обогащение и активизация словаря детей |
Предложения | Диалоги взрослого и ребенка, ребенка с ребенком | Формирование диалогической речи |
Рассказ | Объяснения и описания ребенком своих действий и окружающих предметов | Формирование монологической речи Способствовать формированию грамматического строя речи |
Общение | Отношения со сверстниками и со взрослыми | Развитие речевого общения |
Коммуникативные умения воспитателя – умения педагогического общения |
Таблица № 1 «Умения педагогического общения» (коммуникативные умения )
№ | Название умения | Содержание умения | Самооценка | Оценка | Итоговая оценка |
1 | «Коммуникативная атака» | Это умение педагога привлечь к себе внимание тремя способами: речевой, пауза с активным внутренним обращением, двигательно-знаковый вариант | |||
2 | «Психологический контакт» | Это умение педагога создать обстановку коллективного поиска, совместной творческой деятельности. общее выполнение задания | |||
3 | «Устойчивый интерес» | Умение воспитателя удержать внимание, поддерживать работоспособность детей для достижения положительного результата | |||
4 | «Обратная связь» | Умение понять эмоциональное состояние детей (понимают ли материал, интересно ли им, есть ли желание заниматься) |
Таблица № 2 «Карта коммуникативной компетентности воспитателя»
№ | Показатели коммуникативной компетентности | Самооценка | Оценка | Итоговая оценка |
1 | Способен выстроить образовательную деятельность в современных интересных формах на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированная на интересы и возможности каждого ребенка и учитывающего социальную позицию его развития | |||
2 | Создает благоприятную среду и комфортный климат для каждого ребенка, также организует ситуации взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей | |||
3 | Владеет демократическим стилем взаимодействия субъектов образовательного процесса | |||
4 | Умеет оказывать эмоциональную поддержку детям | |||
5 | Владеет навыками аргументации и поведения активного слушателя, навыками обратной связи | |||
6 | Способен к языковой гибкости. понимает смысловой и контекстный ряд речи других людей, говорит доступно и понятно для других | |||
7 | Создает ситуации вербального и невербального взаимодействия детей друг с другом и со взрослыми в разных видах деятельности | |||
8 | Умеет выстраивать отношения сотрудничества с родителями как с участниками образовательного процесса | |||
9 | Умеет выстраивать отношения сотрудничества с коллегами |
В – показатель сформирован; С – показатель в стадии формирования; Н – не сформирован.
В основе коммуникативной компетентности лежат коммуникативные умения воспитателя (умения педагогического общения) и если мы на них внимательно посмотрим, то увидим структуру занятия: Коммуникативная атака- мотивационный компонент, психологический контакт и устойчивый интерес детей – деятельностный компонент, обратная связь – рефлексивный компонент .
Работа педагога-психолога ДОУ по формированию умений педагогического общения (коммуникативных умений)
Обучение приемам, позволяющим повысить эффективность педагогического общения проводит педагог-психолог. Обучение проводится в форме семинаров и практикумов (темы представлены на слайде). Широкие возможности для формирования коммуникативной культуры воспитателей открывают тренинговые формы работы. Такой практический опыт позволяет педагогу взглянуть на особенности взаимоотношений с детьми как бы со стороны, повышает психологическую компетентность, учит применять полученные знания на практике (тематика на слайде).
Подгрупповые формы работы:
- тренинг «Развитие коммуникативных способностей»
- тренинг «Развитие навыков профилактики и разрешения конфликтов»
- тренинг «Повышение стрессовоустойчивости педагогов»
- тренинг «Профилактика эмоционального выгорания педагогов»
Групповые формы работы:
- Семинар-практикум «Создание психологического комфорта в группах детского сада»
- Практикум по активному слушанию
- Практикум «Коммуникативная гимнастика»
Общий вывод: Все компоненты компетентностной модели взаимосвязаны и взаимозависимы. Результатом соответствия педагога компетентностной модели является профессионально – педагогическая культура, позволяющая ему решать не только сложные профессиональные задачи, но и сохранять в меняющейся социокультурной ситуации личностные ценности и качества. Необходимо проводить методическую работу с педагогами, чтобы они соответствовали компетентностной модели современного воспитателя и являлись субъектами образовательной деятельности.
Методическая литература
1. Белая К.Ю «Методическая деятельность в ДОО в соответствии с ФГОС ДО», М.,ТЦ «Сфера»,2015
2. Майер «Сопровождение профессиональной успешности педагога ДОУ», М., ТЦ «Сфера», 2012
3. Чеменева А.А., Вербовская Е.В., Попова В.Р. «Компетентностная модель современного педагога ДОО в контексте реализации ФГОС ДО», Журнал «Нижегородское образование» № 3. 2015, с. 109-116
4. Тимофеева Л.Л. «Повышение профессиональной компетентности педагога ДОУ». Учебно-методическое пособие. Выпуск 1. «Компетентностный подход в дошкольном образовании», М., «Педагогическое общество России», 2013
5. Скоролупова О.А. «Тематический контроль в ДОУ», М., «Скрипторий», 2004
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система методической работы по повышению профессиональной компетентности педагогов при организации экологического воспитания дошкольников
Раскрывается система работы по организации экологического воспитания дошкольников....
Повышение профессиональной компетентности педагога в вопросах организации образовательной деятельности
Данный материал разработан для педагов ДОУ с целью повышения компетент ности педагогов в вопросах организации образовательной деятельности. В статье рассказывается о педагогической технологии "Кл...
Опыт работы по теме:«Повышение профессиональной компетентности педагогов дошкольной образовательной организации как условие повышения качества образования»
В работе раскрывается система методической работы по повышению профессиональной компетентности педагогических кадров....
Тьюториал «Повышение профессиональной компетентности педагогов в вопросах экологического образования в условиях ФГОС ДО»
Формирование у педагогов профессиональных знаний в области экологического воспитания в условиях работы Центра экологического образования....
Методическое сопровождение педагогов, способствующее повышению профессиональной компетентности педагогов в вопросах взаимодействия с семьями воспитанников
Опыт работы по реализации модели методического сопровождения педагогов, способствующее повышению профессиональной компетентности педагогов в вопросах взаимодействия с семьями воспитанников в детском с...
Повышение профессиональной компетентности педагога в вопросах нравственного воспитания
Реализация новой политики нашего государства в области образования немыслима без педагога, владеющего высоким профессионализмом. В современном мире, когда очень быстро меняются социально-экономические...
«Система методической работы по повышению профессиональной компетентности педагогов в вопросах нравственно-патриотического воспитания дошкольников»
В данной статье раскрыт опыт создания системы методической работы по повышению профессиональной компетенции педагогов в вопросах нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста....