Деловая игра для педагогов "Знатоки проектного метода"
статья

Кривошеина Марина Васильевна

Деловая игра

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл delovaya_igra_-_znatoki_proektnogo_metoda.docx211.92 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад № 55»

ДЕЛОВАЯ ИГРА для педагогов

«Знатоки проектного метода»

Разработала и провела воспитатель: Кривошеина Марина Васильевна

ДЕЛОВАЯ ИГРА

«Знатоки проектного метода»

Цель игры: повышать творчество, профессиональное мастерство педагогов, развивать у педагогов потребность в самосовершенствовании, пополнение своих знаний и умений, развивать сплоченность.

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ:

Ведущий: Уважаемые коллеги, сегодня наше общение будет проходить в игровой форме. И хозяином нашей игровой площадки будет всем известный проектный метод. Нам нужно разделиться на две команды, и для этого мы поиграем в игру «Сложи мозаику из стихов».(приложение 1)

Цель: помочь педагогам разделиться на команды, по случайному выбору.

Описание игры:

Ведущий раздает карточки, на которых написана часть детского стихотворения А. Барто (можно другие стихи). Например, на одной из карточек написано «Нет, напрасно мы решили прокатить кота в машине…», на другой карточке продолжение (Кот кататься не привык, опрокинул грузовик.) Участники игры должны найти партнера, у которого продолжение или начало стихотворения, которое написано у него на карточке. Таким образом, образуются пары, после этого формируются команды. Первую составляют участники игры, у которых на карточке начало стихов, вторую - те, у кого окончание стихотворения.

Каждая команда получает карточку с названием команды «Стандарт» и «Единство».Следующее задание:

На каждую букву в течение 2 минут участники команды должны подобрать слова, которые имеют отношение к проектной деятельности.

Первая команда: «Стандарт»

С - самостоятельность

Т- творчество

А – актуальность

Н - новизна

Д - деятельность

А- активность

Р - реализация

Т - тип проекта

Вторая команда «Единство»

Е - единомышленники

Д - достижения,

И - инициатива

Н - научность

С - саморазвитие

Т - технология

В – вопросы

О - оформление

Ведущий:        

Ищем, думаем, дерзаем,

На вопросы: что? когда? отвечаем без труда!

Разминка проводится для обеих команд.

1.Что становится больше, если его поставить вверх ногами? (число 6)

2.Как спрыгнуть с десятиметровой лестницы и не ушибиться? (надо спрыгнуть с нижней ступеньки)

3.Что может быть больше слона и одновременно невесомым? (тень слона)

4.Какой месяц короче всех? (май – три буквы)

5.Может ли страус назвать себя птицей? (нет, он не умеет говорить)

6.Сколько месяцев в году имеют 28 дней? (все)

7.Что распускается весной: деревья, население, партии, союзы?

8.Кто спасает зайцев от весеннего половодья: Дед Мазай, дед Мороз, МЧС России?

9. Что Красная Шапочка несла бабушке: акции Газпрома, пирожки, слабительное?

10.Что потеряла Золушка на балу: стыд и совесть, ориентацию, туфельку?

Ведущий.

Следующее наше задание, каждая команда отвечает на вопросы по теме нашейигры.Блиц-опрос.(презентация)

Вопросы команде «Стандарт»:

1.   Что такое педагогическое проектирование?(слайд № 2)

  • дань моде;
  • догма профессиональной деятельности;
  • вид педагогической деятельности.

2.   Назовите основные функции проектирования?(слайд № 3)

  • наметить программу;
  • подобрать средства дальнейших целевых действий.

3.   Что такое гипотеза?(слайд № 3)

  • короткая аннотация проекта;
  • опасение педагога о неудачной реализации проекта;
  • предположение, требующее объяснения и подтверждения.

4. Какое содержание педагогической деятельности не является характерным для практического (исследовательского) этапа?(слайд № 4)

  • реализация проектных мероприятий во взаимодействии воспитателя с коллегами и родителями;
  • выдвижение гипотезы;
  • открытый показ деятельности по теме проекта.

5.    Презентуя проект, педагог должен:(слайд № 5)

  • показать свое превосходство над коллегами по решению обозначенной в проекте проблемы;
  • проявить себя как педагог, владеющий навыками разработки проекта как методического пособия, которое окажет практическую помощь коллегам.
  • привлечь внимание слушателей и нацелить коллег на непременное использование презентуемого проекта в практике их работы.

Вопросы команде «Единство»

1.   Кто является основоположником проектного метода?(слайд № 6)

  • американский педагог демократ Джон Дьюи;
  • великий русский педагог К. Д. Ушинский;
  • французский психолог Ж. Пиаже, про которого говорят: «Он был первым среди равных».

2. Что такое проект?(слайд № 7)

  • это цель, принятая и освоенная детьми, актуальная для них;
  • это детская самодеятельность;
  • это конкретное практическое творческое дело;
  • это метод педагогически организованного освоения ребёнком окружающей среды;

3. Какое из трех определений подчеркивает типы проекта по доминирующему виду деятельности?(слайд № 8)

  • коллективный;
  • исследовательский;
  • долгосрочный

4. Какой вид деятельности следует исключить из заключительного(контрольно – регулировочного) этапа проекта?(слайд № 9)

  • сопоставление цели и результата проекта;
  • рефлексивная оценка проекта;       
  • выбор содержания и форм проектной деятельности к каждому этапу проекта.

5.  Какой характер педагогической деятельности не является показателем высокого уровня владения педагогом технологии проектирования? (слайд № 10) 

  • репродуктивный
  • творческий;
  • поисковый.

Ведущий:

Уважаемые коллеги! Вы успешно справились с вопросами блиц – опроса. А далее наша работа будет строиться следующим образом:

для каждой команды будет предоставлен кроссворд, по теме нашей игры. В течение 5-7 минут вы должны справиться с вопросами этого кроссворда.(приложение 2; слайд № 12)

Ведущий:

Следующее задание. Каждая команда в течение 10 мин должна подготовить проект для дальнейшей демонстрации его своим коллегам. Главное, определить тему, поставить цель, задачи, разработать план мероприятий для реализации проекта. У вас в программках есть алгоритм разработки проекта творческой группой воспитателей, план тематического проекта.

Разработка проектов двумя подгруппами педагогов.

Ведущий:

Прошло 10 минут, давайте посмотрим, что у вас получилось.

Представители команд представляют свои проекты. Все присутствующие обсуждают, задают вопросы, дают оценку.

Игра «Телеграмма»(приложение 3)

Ведущий.

Участники игры получают две телеграммы, на одной из них изображены улыбающийся смайлик, на другой – грустный. На телеграммах педагоги кратко пишут свои впечатления об игре, отрицательные и положительные. По сигналу телеграммы отправляются по кругу. Ведущий произносит слова: «Вам телеграмма!», участники игры читают содержание той телеграммы, которая находится в руках.

Спасибо Вам всем! Успехов в вашей нелегкой, но творческой работе!

Приложение 1        

Игра «Сложи мозаику из стихов»

Нет, напрасно мы решили

Прокатить кота в машине.

Кот кататься не привык ,

Опрокинул грузовик.

Наша Таня громко плачет

Уронила в речку мячик.

Тише Танечка, не плачь,

Не утонет в речке мяч.

Идет бычок качается,
Вздыхает на ходу.

- Ох, досточка кончается,
Сейчас я упаду.

Зайку бросила хозяйка

Под дождем остался зайка.

Со скамейке слезть не смог,

Весь до ниточки промок.

Приложение 2

Вопросы для кроссворда

По вертикали.

1.Совместная деятельность взрослого и ребенка в решении проблемы лично значимой для ребенка (исследовательская,познавательная, продуктивная), в процессе которой ребенок познает окружающий мир и воплощает новые знания в жизнь. (Проектная)

2. Предложение, требующее объяснения и подтверждения. (Гипотеза)

По горизонтали.

1. Тип проекта, в ходе которого дети собирают и систематизируют информацию. (Информационный)

2. Вариант оформления результатов проекта с использованием, например: поделок, рисунков.  (Выставка)

3. Обсуждение результатов работы, выяснение причин, успехов и неудач. (Анализ)

4. Равноправные соавторы взрослого в реализации проекта. Дети

5. Предмет (суть, название) какого-либо рассуждения, проекта, исследования. (Тема)

Деловая игра «Знатоки проектного метода»

Приложение 3

http://www.stihi.ru/pics/2016/09/22/4498.jpg

        

http://images.easyfreeclipart.com/1634/15-very-sad-smileys-and-emoticons-my-collection-smiley-symbol-1634656.png

        

                                                                                         Приложение 4

Частное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 190 открытого акционерного  общества

«Российские железные дороги»

Консультация для педагогов

«Проектный метод как метод развивающего обучения дошкольников».

Подготовила воспитатель Кривошеина Марина Васильевна

г. Ачинск 2018г.

Общие понятия и история метода.

    Метод проектов (проектный) возник в 1920-х гг. в США и связан с развитием гуманистического направления в философии и образовании, начало которому положил американский философ, психолог и педагог Дж. Дьюи. Он предлагал строить обучение на основе целесообразной деятельности ученика, сообразуясь с его личным интересом.

    Развитие метод получил в работах В. Килпатрика, Э. Коллингса. В. Килпатрик предлагал строить обучение на основе расширения и обогащения индивидуального  жизненного опыта учащихся.

    Анализируя опыт зарубежной педагогики, Е.Г. Кагаров в 1926г. писал: «Что такое метод проектов? Термин этот употребляют в американской литературе в  различных, нередко самых противоречивых значениях. Наиболее широкое определение этого понятия имеет следующий вид:проект есть всякое действие, совершаемое от всего сердца и с определённой целью» (определение В. Килпатрика).

Е. Г. Кагаров выделил четыре отличительные черты проектного метода:

- исходным пунктом обучения служат детские интересы сегодняшнего дня;

- школьные проекты как бы копируют различные стороны бытия;

- дети сами себе намечают программу занятий и интенсивно её выполняют;

- проект есть слияние теории и практики: постановка умственных задач и их выполнение.

    Проект – это цель, принятая и освоенная детьми, актуальная для них, это детская самодеятельность, это конкретное практическое творческое дело, поэтапное движение к цели, это – метод педагогически организованного освоения ребёнком окружающей среды, это – звено в системе воспитания, в цепи развивающей личность программы.

Технология проектирования в детском саду.

 Принимая решение использовать технологию проектирования в ДОУ, воспитатели должны ориентироваться на зону актуального и ближайшего развития своих воспитанников.

 Проектирование – педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых (порой путём самообразования).

Активное включение воспитанников в создание тех или иных проектов даёт ему возможность осваивать новые способы деятельности в социокультурной среде.

Основная функция проектирования – наметить программу, подобрать средства дальнейших целевых действий.

Детская субкультура – огромный мир, живущий по своим законам, не всегда понятным взрослым. Дошкольник стремиться к активным действиям, общению, самовыражению, ярким впечатлениям.

Организация проектов наиболее подходит для детей от 4 лет и старше.  Темы проектов могут быть самими различными: «Путешествие в страну бабочек», «В царстве комнатных растений», «Никто не забыт, ничто не забыто», «Вирус Фантазус в детском саду», главное их условие – интерес детей, что обеспечивает мотивацию к успешному обучению.

 

Обобщив исторический опыт разработки метода проектов, можно выделить следующие основные этапы:

1.Целеполагание: педагог помогает ребёнку выбрать наиболее актуальную и посильную для него задачу на определённый отрезок времени.

2.Разработка проекта – план деятельности по достижению цели:

  • К кому обратиться за помощью (взрослому, педагогу);
  • В каких источниках можно найти информацию;
  • Какие предметы использовать (принадлежность, оборудование);
  • С какими предметами научиться работать для достижения цели.

3.Выполнение проекта - практическая часть

4.Подведение итогов - определение задач для новых проектов.

   

Способ разработки проектов, связан с использованием, так называемой модели «трёх вопросов». Её суть в том, что воспитатель задаёт детям три вопроса:  Что мы знаем? Что мы хотим узнать? Что узнали?

Сначала проводится общее обсуждение, чтобы дети выяснили, что они уже знают об определённом предмете или явлении. Воспитатель записывает ответы на большом листе ватмана, чтобы группа могла их видеть. Нужно записывать ответы всех детей и указывать рядом их имена.

Затем воспитатель задаёт второй вопрос: Что мы хотим узнать? Ответы снова записываются, причём независимо от того, что могут показаться глупыми ли нелогичными. Когда все дети выскажутся, воспитатель спрашивает: «Как нам найти ответы на вопрос?»

Способы сбора информации: чтение книг, обращение к родителям, специалистам, проведение экспериментов, тематических экскурсий, воссоздание предмета или события. Воспитатель оформляет поступившие предложения в учебный план.

Ответы на вопрос «Что мы узнали?» Дают воспитателю понять, чему научились дети.  Анализ отдельных  занятий позволяет улучшить будущие проекты. Воспитатель должен ответить на следующие вопросы: «Какая часть проекта оказалась наиболее удачной?»«Что нужно изменить в следующий раз?»«Чему научились дети??«Что не удалось? Почему?»

Результаты каждого проекта обсуждаются вместе со всей группой. Можно задать детям следующие вопросы:

- Узнали ли вы что-нибудь, чего не знали раньше?

- Узнали ли вы что-нибудь, что вас удивило?

- Какое из занятий понравилось вам больше всего?

- Что нужно изменить в организации следующего проекта?

В специальной книге дети могут оценить каждый этап реализации проекта, иллюстрируя повествование рисунками, текстами, записанными под диктовку. В книге о проекте должно быть также отмечено участие в его реализации родителей.

 Подводя итоги, воспитатель продумывает, как можно изменить организацию занятий для их улучшения; как индивидуализировать занятия для каждого ребёнка; как включить в реализацию проекта детей с особыми потребностями; какие занятия можно организовать в будущем.

 

Примерный план работы воспитателя по подготовке проекта.

  1. На основе изученных проблем детей поставить цель проекта.
  2. Разработка плана движения к цели (воспитатель, методист обсуждает план с родителями).
  3. Привлечение специалистов к осуществлению соответствующих разделов проекта.
  4. Составление плана-схемы проекта.
  5. Сбор, накопление материала.
  6. Включение в план-схему проекта занятий, игр и других видов детской деятельности.
  7. Домашние задания и задания для самостоятельного выполнения.
  8. Презентация проекта, открытые НОД.

   

    Целью проектного метода в дошкольных образовательных учреждениях является развитие свободной творческой личности ребёнка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.

Задачи развития.

  1. Обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;
  2. Развитие познавательных способностей;
  3. Развитие творческого воображения;
  4. Развитие творческого мышления;
  5. Развитие коммуникативных навыков.

Задачи исследовательской деятельности.

Младший дошкольный возраст:

- вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведшая роль педагога);

- активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом);

- формирование начальных предпосылок исследовательской деятельности (практические опыты).

Старший дошкольный возраст:

формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;

- развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;

- формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;

- развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.

В процессе проектирования ребёнок может выступать как заказчик или исполнитель и непосредственный участник от зарождения идеи до получения результата, а также как эксперт.

В проектной деятельности ребёнок, по утверждению специалистов, сталкивается с необходимостью проявлять свою «самость», особенно когда необходимо:

- заявить свои цели, озвучить представления о себе, отстоять свою позицию в дискуссии с партнёрами (детьми и взрослыми);

- открыто и чётко сказать о своих трудностях, найти их причины, в том числе и в себе;

- согласовывать цели с другими, не отступать при этом от собственных установок и уметь находить компромисс.

 Характер участия ребёнка в проектировании постоянно меняется. Так, в младшем  дошкольном возрасте он преимущественно наблюдает за деятельностью взрослых; в среднем – эпизодически участвует и осваивает роль партнера; в старшем – переходит к сотрудничеству. Соучастие в деятельности – это общение на равных, где взрослому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Деловая игра "Кто хочет стать знатоком проектного метода?"

Деловая игра "Кто хочет стать знатоком проектного метода?"...

Деловая игра "Знатоки проектного метода"

Данный материал адресован  воспитателям ДОУ,  для систематизации знаний  по проектному методу...

Конспект педагогического совета в форме деловой игры "Знатоки проектного метода"

С помощью данного педсовета можно выявить уровень знаний педагогов о таком методе как проектная деятельность с детьми, а  также отработать практические навыки...

Деловая игра "Знатоки проектного метода"

- совершенствовать педагогическое мастерство, - повышать методический уровень в овладении технологии проектирования, - способствовать творческому поиску. ...

Деловая игра "Знатоки проектного метода"

Деловая игра "Знатоки проектного метода"...

Деловая игра по технологии кейс метода «Кто знает цену сущности своей»

Целью данной игры является актуализация развития профессиональной компетентности педагога ДОО....

Деловая игра «Знатоки проектного метода»

Цель: совершенствовать педагогическое мастерство педагогов.Задачи: уточнить знания педагогов по  образовательной технологии «Проектный метод»;устранить имеющиеся пробелы в реализации ...