Деловая игра "Знатоки проектного метода"
материал
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 31.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Здравствуйте, уважаемые коллеги.
Сегодня наше общение пройдет в форме деловой игры «Знатоки проектного метода».
Перед нами стоят такие задачи:
- совершенствовать педагогическое мастерство,
- повышать методический уровень в овладении технологии проектирования,
- способствовать творческому поиску.
Использование метода проекта в дошкольном образовании, как одного из методов интегрированного обучения дошкольников, позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развить творческое мышление, умение детей самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов действительности. А так же делает образовательную систему ДОУ открытой для активного участия родителей.
Затрагивая эту тему, я предлагаю отправиться в педагогическое путешествие на нашем пароходе «Сказочная полянка» к теплым берегам проектной деятельности на остров Проектов. Чтобы освежить и использовать свои знания проектного метода в своей творческой деятельности.
- Сегодня, уважаемые коллеги, наше общение пройдет в форме деловой игры «Знатоки проектного метода».
Но, прежде мне хотелось бы, рассказать Вам притчу:
Король предложил своим придворным испытание, чтобы выбрать из них достойного на важный пост при дворе. Множество сильных и мудрых людей собрались вокруг него. Он подвел всех собравшихся к двери в отдаленном уголке сада. Дверь была огромных размеров и, казалось, вросла глубоко в землю. «Кто из вас сможет открыть эту каменную громаду?» - спросил король. Один за другим его придворные выходили вперед, оценивающе оглядывали дверь, говорили «нет» и отходили в сторону. Другие, слыша, что говорят их предшественники, вообще не решались на испытание. Только один визирь подошел к двери, внимательно посмотрел на нее, потрогал ее руками, испробовал много способов сдвинуть ее и, наконец, дернул сильным рывком. И дверь открылась. Она была оставлена неплотно прикрытой, и необходимо было только желание осознать это и мужество действовать решительно. Король сказал: «Ты получишь пост при дворе, потому что ты не полагался только на то, что видел и слышал, ты привел в действие собственные силы и рискнул попробовать».
Философское определение этой притчи «Практика - критерий истины».
На сегодняшний момент мы с вами практикуемся в разных видах инновационной проектной деятельности.
Перед игрой предлагаю Вам снять психологическое напряжение, настроиться на игру с помощью упражнения «Ассоциации». Я начну фразу, а вы, продолжите эту фразу. устно
Если педагог – это цвет, то какой?
Если педагог – это геометрическая фигура, то какая?
Если педагог – это настроение, то какое?
Если представить, что педагог – это сказочный герой, то кто?
Если время года, то какое?
Если педагог – это вид спорта, то какой?
Если педагог – это цветок, то это…
Если педагог – это драгоценный камень, то какой?
Если педагог – игра, то какая?
Если педагог – это планета?
Уважаемые коллеги поприветствуем команду «Дружба». И участников команды «Радуга».
Итак. Отплываем. Закройте глаза, откиньтесь на спинку стула и послушайте, как шумит море (запись шума моря). Открывайте глаза, мы с Вами уже далеко от берега, кругом океан. А пока мы плавно покачиваемся на волнах, давайте вспомним, что же такое Проект.
Задание 1:
на каждую букву названия Вашей команды в течение 3 минут необходимо подобрать слова, которые имеют отношение к проектной деятельности.
Д – дети
Р – реализация, риск
У – успех
Ж – желание
Б – будущее
А – алгоритм
Р – результативность, разработка
А – актуальность
Д – достижения
У – умения
Г – группа
А – активность
2 Задание: Подберите определение, что такое проект?
Проект , это………
1. Сбор и представление исчерпывающей информации по заданной теме из различных источников, в том числе представление различных точек зрения по этому вопросу, приведение статистических данных, интересных фактов (реферат, доклад, отчет);
2. Способ общения и передачи информации от человека к человеку в виде устных и письменных сообщений, языка телодвижений и другое (коммуникация);
3. Работа, направленная на решение конкретной проблемы, на достижение оптимальным способом заранее запланированного результата (проект);
4. Это обеспечение условий для становления у детей общечеловеческих ценностей, формирование у них нравственных смыслов и установок – отношения к миру по законам Добра, Правды, Красоты (воспитание);
5. Это стремление ребенка к согласованной, слаженной работе в детском коллективе (сотрудничество)
В словаре слово "проект" заимствовано из латыни и означает "выброшенный вперёд", "выступающий", "бросающийся в глаза". В переводе с греческого - проект – это путь исследования.
Было выявлено, что понятие "проект" – это метод педагогически организованного освоения ребёнком окружающей среды в процессе поэтапной и заранее спланированной практической деятельности по достижению намеченных целей.
Под проектом также понимается самостоятельная и коллективная творческая завершённая работа, имеющая социально значимый результат. В основе проекта лежит проблема, для её решения необходим исследовательский поиск в различных направлениях, результаты которого обобщаются и объединяются в одно целое.. Суть "метода проектов" в образовании состоит в такой организации образовательного процесса, при которой обучающиеся приобретают знания и умения, опыт творческой деятельности, эмоционально-ценностного отношения к действительности в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий проектов, имеющих не только познавательную, но и прагматичную ценность.
Наше путешествие к острову Проектов продолжается. Откройте билет № 3 и давайте вспомним, какие же бывают проекты. Сначала прочитайте задание, обсудите, а потом ответьте на вопрос.
3 Задание: Подбери определение.
Исследовательские проекты это ... - После воплощения проекта в жизнь проводится оформление результата в виде детского праздника.
Творческие проекты это... - Дети проводят опыты, наблюдения после чего результаты оформляют в виде газет, книг, альбомов, выставок и другое.
Информационные проекты это... -Это проекты с элементами творческих игр, когда ребята входят в образ персонажей сказки, по-своему решая поставленные проблемы и задачи.
Игровые проекты это ...- Дети собирают информацию и реализуют её, ориентируясь на собственные социальные интересы (оформление группы,отдельных уголков и прочее).
Таким образом, мы видим, что проекты классифицируются:
а) по доминирующему методу (исследовательские, информационные, творческие, игровые),
б) по количеству участников (индивидуальный, парный, групповой и фронтальный);
в) по продолжительности (краткосрочный, средней продолжительности и долгосрочный),
г) по характеру контактов (осуществляется внутри одной возрастной группы, в контакте с другой возрастной группой, внутри ДОУ, в контакте с семьей, общественными организациями… (открытый проект).
Задание4: кот в мешке
Вы «тяните» из мешка карточку, зачитываете вопрос с вариантами ответов.
- Что такое педагогическое проектирование?
- Дань моде
- Догма профессиональной деятельности
- Вид педагогической деятельности
- Что такое гипотеза?
- Короткая аннотация проекта
- Опасение педагога о неудачной реализации проекта
- Предположение, требующее объяснения и подтверждения
- Какое из трех определений подчеркивает типы проекта по доминирующему виду деятельности?
- Коллективный
- Исследовательский
- Долгосрочный
- Кто является основоположником проектного метода?
- Американский педагог демократ Джон Дьюи
- Великий русский педагог К.Д.Ушинский
- Французский психолог Ж.Пиаже
- Какое содержание педагогической деятельности не является характерным для практического (исследовательского) этапа?
- Реализация проектных мероприятий во взаимодействии воспитателя с коллегами и родителями
- Выдвижение гипотезы
- Открытый показ деятельности по теме
- Какой вид деятельности следует исключить из заключительного (контрольно-регулировочного) этапа проекта?
- Сопоставление цели и результата проекта
- Рефлексивная оценка
- Выбор содержания и форм проектной деятельности к каждому этапу
7.Какой характер педагогической деятельности не является показателем высокого уровня владения педагогом технологии проектирования?
- Репродуктивный
- Поисковый
- Творческий
Презентуя проект, педагог должен:
- Показать свое превосходство над коллегами по решению обозначенной в проекте проблеме
- Проявить себя как педагог, владеющий навыками разработки проекта как методического пособия, которое окажет практическую помощь коллегам
- Привлечь внимание слушателей и нацелить коллег на непременное использование презентуемого проекта в практике своей работы
- По срокам реализации проект может быть?
- Краткосрочным
- Срочный
- Долговременный
- Длительный
Краткосрочный проект это…
- Одно или несколько занятий
- Один месяц
- Один год
- Один час
Задание5:
Следующее задание «Проблемная ситуация»
Мы предлагаем вам проблемные ситуации:
- Воспитатель предложил родителям принять участие в проектной деятельности, поместив информацию об этом на групповом стенде. Пришло один человек. Воспитатель недоволен. Чем можно объяснить происшедшее? Что предпринять в дальнейшем?
Перечислите все возможные формы и методы работы с родителями в проектной деятельности.
Работа по вовлечению родителей в совместную деятельность ДОУ ведётся по следующим направлениям.
- Информационно – аналитическое – это сотрудничество детского сада и семьи;
- Познавательное направление – это обогащение родителей знаниями в вопросах воспитания детей дошкольного возраста.
Одной из самых эффективных познавательных форм работы с семьей остается родительское собрание.
- Наглядно – информационное направление включает в себя:
- родительские уголки;
- фотомонтажи , фотовыставки - Консультации - при выборе консультаций для родителей педагоги проводят тщательное, вдумчивое изучение запросов родителей и выбирают оптимальный вариант.
- Досуговое направление - это совместные досуги, праздники, выставки
- дни открытых дверей.
- Семье Ивановых предложили принять участие в проекте. На все предложения воспитателя родители не реагировали. При выступлении других детей, Саша Иванов был расстроен. Почему ребенок был расстроен?
Перечислите формы участия родителей в проектной деятельности.
Формы участия родителей в проектной деятельности:
- мотивационная поддержка – показать собственную заинтересованность к теме реализуемого проекта;
- информационная поддержка – родители выступают источником информации для ребенка, помощником в поиске нужной информации;
- организационная поддержка – сопровождение детей в музей, библиотеку и т.д.;
- техническая поддержка, фото и видео съёмка, монтаж материалов, составление презентаций, изготовление пособий.
- Как Вы знаете уважаемые педагоги, работа над проектом происходит в несколько этапов.
Следующее 6 задание:
Предлагаю Вам расположить этапы в правильной последовательности .
I этап – организационно-подготовительный:
- подборка программно-методического обеспечения для реализации проекта;
- изучение опыта педагогов-новаторов по теме проекта;
- пополнение предметно-развивающей среды;
- подбор диагностического инструментария для выявления знаний детей.
II этап - рефлексивно-диагностический:
- анализ педагогом резерва своих профессиональных возможностей и предполагаемых затруднений, а также заинтересованности коллег темой проекта;
- выявление интереса и уровня знаний детей по теме проекта;
- формирование банка данных об уровне родительской компетентности в вопросах обозначенной темы.
III этап - практический:
- коррекция индивидуальных планов педагогов, участвующих в проекте;
- определение содержания работы как базового компонента в приоритетном направлении деятельности педагога;
- реализация проекта через взаимодействие с коллегами и родителями, активное внедрение нетрадиционных форм работы с детьми, в т. ч. проектно-игровую деятельность ребенка;
- обобщение и распространение опыта работы;
- защита проекта на втором этапе аттестации педагогов ДОУ;
- участие в городском конкурсе педагогических проектов.
IV этап - заключительный:
- анализ достижения целей и полученных результатов;
- определение дальнейших направлений реализации рассматриваемой в проекте проблемы в воспитательно-образовательном процессе ДОУ.
Задание 7
Игра: «Дешифровщик». Вам необходимо расшифровать слово «Без этого не может быть самого проекта» (проблема)
4 | 5 | 4 | 1 | 3 | 2 | 4 | 1 |
1 а б в г | 2 д е ж з | 3 и й к л |
4 м н о п | 5 р с т у | 6 ф х ц ч |
7 ш щ ъ ы | 8 ь э ю я | 9 |
Метод проектов как педагогическая технология — это совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по своей сути, то есть в его основе лежит развитие познавательных навыков детей, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве.
А закончить деловую игру хотелось бы притчей «Счастье»
Бог слепил человека из глины, и остался у него неиспользованный кусок. «Что еще слепить тебе? – спросил Бог «Слепи мне счастье, – попросил человек. Ничего не ответил Бог, и только положил человеку в ладонь
оставшийся кусочек глины.
Несложно понять суть сей притчи, все в наших руках. Вот на такой позитивной ноте хотелось бы закончить нашу деловую игру. Удачи Вам, во всех ваших делах, лепите свое счастье сами.
А теперь настало время возвращаться в детский сад (шум моря).
- Пока мы плывем назад, домой, я предлагаю обменяться полученными впечатлениями и продолжить фразу: «Я сегодня…»
«Мечты – это паруса нашей жизни. Можно плыть и без них,… но медленно и недалеко. А Вам я желаю, что чтобы Ваш корабль «Работа» всегда плыл уверенно и сопровождался только положительными эмоциями. Творческих Вам успехов. Спасибо за работу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/19/picture-477919-1421698847.jpg)
Деловая игра "Кто хочет стать знатоком проектного метода?"
Деловая игра "Кто хочет стать знатоком проектного метода?"...
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/05/picture-843751-1478348734.jpg)
Деловая игра "Знатоки проектного метода"
Данный материал адресован воспитателям ДОУ, для систематизации знаний по проектному методу...
![](/sites/default/files/pictures/2017/05/16/picture-925042-1494913059.jpg)
Конспект педагогического совета в форме деловой игры "Знатоки проектного метода"
С помощью данного педсовета можно выявить уровень знаний педагогов о таком методе как проектная деятельность с детьми, а также отработать практические навыки...
Деловая игра «Знатоки проектного метода»
Цель: совершенствовать педагогическое мастерство педагогов.Задачи: уточнить знания педагогов по образовательной технологии «Проектный метод»;устранить имеющиеся пробелы в реализации ...