Использование данных мониторинга образовательного процесса в управлении ДОО
статья

Колобова Ольга Константиновна

Повышение качества дошкольного образования требует принятия управленческих решений на различных уровнях системы дошкольного образования. Функция управления в дошкольной образовательной организации  осуществляется на основе сочетания принципов единоначалия и коллегиальности. В соответствии со ст.26 п.5 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" «структура, порядок формирования, срок полномочий и компетенция органов управления образовательной организацией, порядок принятия решений и выступления от имени образовательной организации устанавливаются уставом образовательной организации в соответствии с законодательством Российской Федерации». Уставом  организации предусматривается сочетание в управлении принципов единоначалия и коллегиальности. Формы такого самоуправления могут быть различными: от традиционного педагогического до попечительского советов до управляющего совета ДОО. При этом интеграция всех управленческих и педагогических сил ДОО и семьи должна быть направлена на соотнесение целей и результатов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование данных мониторинга образовательного процесса в управлении ДОО

        Повышение качества дошкольного образования требует принятия управленческих решений на различных уровнях системы дошкольного образования. Функция управления в дошкольной образовательной организации  осуществляется на основе сочетания принципов единоначалия и коллегиальности. В соответствии со ст.26 п.5 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" «структура, порядок формирования, срок полномочий и компетенция органов управления образовательной организацией, порядок принятия решений и выступления от имени образовательной организации устанавливаются уставом образовательной организации в соответствии с законодательством Российской Федерации». Уставом  организации предусматривается сочетание в управлении принципов единоначалия и коллегиальности. Формы такого самоуправления могут быть различными: от традиционного педагогического до попечительского советов до управляющего совета ДОО. При этом интеграция всех управленческих и педагогических сил ДОО и семьи должна быть направлена на соотнесение целей и результатов:

- воспитательно-образовательного процесса;

- деятельности всех субъектов воспитательно-образовательного процесса;

- функционирования и развития ДОО.

Однако на вопрос: «Как можно повысить качество образовательного процесса?» однозначных ответов быть не может. Все зависит от особенностей ДОО, контингента воспитанников и условий для обеспечения воспитательно-образовательного процесса.

Рассмотрим, какие направления совершенствования качества процесса дошкольного образования выделяет современная наука и практика.

1. Управление качеством образовательного процесса возможно только  в условиях развивающего взаимодействия между педагогами, детьми и родителями.  Оптимизация данного процесса представляет собой первый путь  совершенствования системы управления качеством образования в ДОО. Она может касаться либо изменения условий протекания общения, либо системы форм и способов его реализации.

2. Воздействие на компоненты системы управления качеством – целевой, содержательный, деятельностный, результативный.

Это значит, что повышение эффективности проводимых мероприятий будет зависеть от качества воспитательно-образовательной работы взрослых (педагогов и родителей) и собственной деятельности ребенка на каждом этапе образовательного процесса.

3. Воздействие на главные  характеристики самой системы управления качеством в ДОО – целостность, общность компонентов, их единство (развития, воспитания и обучения).

С точки зрения анализа факторов обучения, влияющих на качество образования, в некоторых случаях возможно синонимическое использование данных понятий. В.П. Беспалько считает, что качество образования может быть охарактеризовано как качество обучения, если успеваемость ребенка по основным разделам программы и учебного плана обеспечивается за счет диагностической постановки  целей обучения, овладения  методикой объективного контроля качества достижения этих целей и техникой стимулирования детей, родителей и педагогов к их достижению.

Ко вторым факторам эффективности воспитания относятся:

- детско-родительские и детско-воспитательские отношения;

- соответствие организации действий намеченной цели;

- соответствие практического  опыта детей приобретенным  знаниям;

- фактор воспитуемости и самовоспитания.

Благодаря изучению соотношения генеральных и специфических факторов на практике становится возможным эффективное разрешение многих проблем воспитательно-образовательного  процесса в группах общеразвивающей, комбинированной и компенсирующей направленности.

При учете данных факторов в процессе формирования системы управления качеством воспитания и обучения необходимо учитывать критерии оценки методической работы в ДОО современные исследователи считают, что это может быть:

- результативность методической работы (развитие педагога и воспитанника, повышение результативности работы педагогического коллектива);

- рациональность затрат времени на ее осуществление (больший  результат при меньших затратах)  или, согласно Т.И. Овчарук, цена результата управления качеством образовательного процесса ДОО;

- стимулирующая роль методической работы в развитии самообразования педагога и их творчества.

Вместе с этим, методическая работа ДОО должна быть органичной частью её управления. Здесь тоже существуют свои факторы, влияющие на эффективность управленческой деятельности старшего воспитателя и заведующего.

Среди генеральных причин, влияющих на процесс управления в ДОО на уровне действий администрации, отмечают:

- факторы, блокирующие новаторство (недоверие администрации к выдвигаемым сотрудниками идеям, создание жестких  механизмов контроля за деятельностью педагогов, строгая временная регламентация выполнения работы новатором, непризнание возможных ошибок и т.д.);

- поддерживающие новаторство (поддержка со стороны администрации, делегирование  самоуправления в образовательный процесс, допущение возможности поисковых ошибок, поддержание координационных связей с другими ДОО и т.д.);

- усиливающие новаторство (поддержание стремления сотрудников постоянно учиться и повышать квалификацию, проведение регулярных совещаний «рабочих групп», предоставление гибких условий и режимов труда, поощрение совмещения профессий).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование информационно-коммуникационных технологий в воспитательно-образовательном процессе и управлении

Современная жизнь характеризуется быстрыми и глубокими изменениями. Изменяется и совершенствуется система дошкольного образования, которая всегда выполняла и выполняет важный социальный заказ общества...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДАННЫХ МОНИТОРИНГА ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ В ОРГАНИЗАЦИИ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ

Что же такое мониторинг? По определению Г.Н. Олонцевой, профессора кафедры дошкольного образования ИГПУ по физическому развитию, мониторинг – это постоянное систематическое отслеживание уровня и...

«Организация системы мониторинга образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении».

Материал будет полезен старшим воспитателям, воспитателям ДОУ. В нем рассматривается понятие термина "мониторинг", его виды, структура. Описана система организации мониторинга детского развития в ДОУ....

Мониторинг образовательного процесса ДОУ по образовательным областям МКДОУ № 17 «Петушок» с.Каясула» /май 2014. г/.2015

№п/пНаименованиегруппОбразовательная область«Познавательное развитие»Образовательная область «Художественно-эстетическое воспитание  »Образовательная область«Речевая »Образовательная област...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДАННЫХ МОНИТОРИНГА ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ В ОРГАНИЗАЦИИ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДАННЫХ МОНИТОРИНГА ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ В ОРГАНИЗАЦИИ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯКонспекты досугов старший возраст...

Мониторинг образовательного процесса по образовательному модулю «Физическое развитие» «Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни"

В документе подобран дидактический материал по формированию ЗОЖ по программе "От рожднения до школы" Вераксы для детей средней, старшей. подготовительной к школе группе....

Мониторинг образовательного процесса в ДОУ, разработанный с учетом примерной основной образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под ред.Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой

Мониторинг образовательного процесса в ДОУ, разработанный с учетом примерной основной образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под ред.Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.В...