ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДАННЫХ МОНИТОРИНГА ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ В ОРГАНИЗАЦИИ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ
статья по физкультуре по теме
Что же такое мониторинг? По определению Г.Н. Олонцевой, профессора кафедры дошкольного образования ИГПУ по физическому развитию, мониторинг – это постоянное систематическое отслеживание уровня и условий развития ребенка, в том числе и в семье.
Еще это - непрерывная, диагностико–прогностическая система сбора, хранения и анализа банка данных о физическом развитии детей, которая позволяет в любой момент времени прогнозировать состояние здоровья дошкольников и планировать дальнейшую работу на достижение заданных целей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
monitoring.doc | 44.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДАННЫХ МОНИТОРИНГА ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ В ОРГАНИЗАЦИИ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ
Сычёва Л.В.
МБДОУ «Детский сад №16»
Общество и государство предъявляют к системе образования социальный заказ на здоровую личность. Любой тип образовательного учреждения должен стать образовательно-оздоровительным и работать по принципу «Образование не должно даваться ценой здоровья». Здоровьесберегающая деятельность в общеобразовательных учреждениях – это системная комплексная работа по сохранению и укреплению здоровья детей.
В дошкольных учреждениях необходимость усиления оздоровительной работы возникла потому, что сейчас особое внимание стали уделять качеству дошкольного образования, так как именно в дошкольном возрасте закладываются основы здоровья, гармоничного физического развития личности, определяемые здоровьесберегающим и здоровьеукрепляющим компонентами.
В организации нашей работы в этом направлении приоритетным методом является использование разнообразных средств и форм физического воспитания. Чтобы получить положительную динамику показателей физической подготовленности дошкольников, мы поставили перед собой цель:
Обеспечить воспитаннику возможность сохранения здоровья за период нахождения его в детском саду, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни и научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
Успешное решение поставленной цели во многом зависит от своевременного контроля за физическим развитием детей.
Исходя из этого, мы разработали такие формы контроля:
- динамические наблюдения за состоянием здоровья детей;
- контроль за санитарно-гигиеническим состоянием мест проведения занятий, физкультурного оборудования, спортивной одежды и обуви;
- наблюдения за рациональным двигательным режимом (использование различных форм физического воспитания, закаливающие мероприятия, самостоятельная двигательная деятельность);
- мониторинг (систематический своевременный контроль за физическим развитием детей);
- просветительская работа среди родителей.
Остановимся подробнее на мониторинге. Что же такое мониторинг? По определению Г.Н. Олонцевой, профессора кафедры дошкольного образования ИГПУ по физическому развитию, мониторинг – это постоянное систематическое отслеживание уровня и условий развития ребенка, в том числе и в семье [1:5].
Еще это - непрерывная, диагностико–прогностическая система сбора, хранения и анализа банка данных о физическом развитии детей, которая позволяет в любой момент времени прогнозировать состояние здоровья дошкольников и планировать дальнейшую работу на достижение заданных целей.
На качественное проведение мониторинга влияют:
- развивающее пространство ДОУ;
- двигательный режим детей;
- медико-педагогический контроль;
- преемственность с семьей.
Развивающая среда побуждает двигательную активность ребенка, дает возможность детям осуществлять разнообразные движения. В то же время окружающая обстановка имеет свойства «гасить», тормозить излишнюю активность и повышенную импульсивность детей [1:57].
Оптимальный двигательный режим предполагает проведение на высоком методическом уровне комплекса организованных форм физического воспитания дошкольников и создание условий для самостоятельной двигательной деятельности детей [1:89].
Медико–педагогический контроль подразумевает под собой оценку организации и проведения всех форм занятий физическими упражнениями с учетом возраста и состояния здоровья детей, проверку условий и санитарно – гигиенического содержания мест занятий, оборудования, спортивной одежды и обуви [2:113].
В формировании культуры здоровья кардинальную роль играет семья. Ее условно можно назвать «первичной территорией формирования культуры здоровья». В ходе совместной деятельности с детьми, мы, сотрудничая с семьей, обеспечиваем восхождение дошкольника к культуре здоровья. Роль родителей состоит в готовности принимать помощь и поддержку от нас в вопросах оздоровления детей, активном участии в создании культурных традиций детского сада (совместные спортивные праздники, соревнования, занятия, гимнастика и т.д.).
Мониторинг проводится два раза в год – в начале учебного года (сентябрь - октябрь) и в конце его (апрель – май). При обследовании работают не только инструктор по физическому воспитанию и медицинская сестра, но и психолог, воспитатели групп под руководством заместителя заведующего по воспитательной и методической работе. Сначала проводим инструктаж. В его процессе отрабатываем единую методику подачи команд, правильное распределение расстояния, навык работы с секундомером, правила заполнения протоколов, распределяем обязанности между педагогами. Систематически следим за внешним видом детей, заранее обговаривая с родителями о легкой, удобной, спортивной одежде и обуви. Объясняем им, что от этого зависит качество выполнения движения и сам результат.
Для проведения мониторинга физической подготовленности детей у нас имеется необходимое оборудование, соблюдаются санитарно-гигиенические требования.
Обследование проводим как в помещении, так и на улице. Детьми делается три попытки, лучший результат заносится в протокол. Вначале инструктор проводит с детьми разминку, включая различные виды ходьбы и бега. Чтобы повысить качество результатов и заинтересовать детей, применяем игровую форму, так как в детском саду основным видом деятельности является игра, например, «Веселые старты», «Олимпийские бега» и др.
Осеннее обследование помогает нам учитывать уровень физической подготовленности детей при организации двигательного режима, конкретизировать планирование работы по развитию движений в течение года. По результатам весенней проверки мы оцениваем эффективность работы инструктора по физическому воспитанию, специалистов в течение года, выполнения ими общеобразовательной программы по разделу «Физическая культура».
Диагностику физической подготовленности дошкольников проводит инструктор по физическому воспитанию. Она характеризуется развитием у детей двигательных навыков и качеств.
Наряду с количественной оценкой проводим учет качества выполнения каждого движения. Полученные в динамике результаты заносим в специальные бланки протоколов.
Диагностику антропометрических показателей детей проводит медицинская сестра. Данные отражают длину и массу тела, окружности груди и головы. Полученные результаты также заносим в специальные бланки протоколов.
Такое обследование и совместное обсуждение результатов позволяет нам детально ознакомиться с характеристикой здоровья каждого ребенка и на протяжении всего дошкольного возраста проследить за динамикой развития основных движений и двигательных качеств у детей.
Мониторинг физического развития в детском саду ежегодно проходят дети с 4 до 7 лет. Он составляется исходя из нормативного и среднего показателей на одного ребенка. Анализируя данные по учреждению, можно отметить, что самый высокий показатель у детей в прыжках в высоту с места.
Таким образом, изучение динамики развития двигательных способностей в связи с естественным ростом детей и под влиянием специально организованной двигательной деятельности является важным условием рационального управления процессом физического воспитания дошкольников. Поэтому представляется необходимым продолжать мониторинг физической подготовленности дошкольников, так как он является одним из важных аспектов в организации здоровьесбережения.
И в заключении хочу сказать, что здоровый педагог это здоровый ребенок. По данным отечественных и зарубежных исследователей, здоровье человека на 50-55% зависит от собственного образа жизни, на 20 – 25% - от окружающей среды, на 16 – 20% - от наследственности и на 10 – 15% - от уровня развития здравоохранения в стране. Нельзя улучшить свою наследственность. И лично повлиять на уровень здравоохранения. Нельзя значительно изменить экологические условия своего существования, но образ жизни, который человек избирает для себя, целиком зависит от него самого.
Литература
- Олонцева Г.Н. Комплексная диагностика физического развития ребенка. Учебное пособие. – Иркутск: ГОУ ВПО «Иркутский государственный педагогический университет», 2007. – 152 с.
- Тарасова Т.А. Контроль физического состояния детей дошкольного возраста. Методические рекомендации для руководителей и педагогов ДОУ. – М.: ТЦ «Сфера», 2005. – 176 с.
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида №16»
«Использование данных мониторинга физического развития детей в организации здоровьесбережения»
Подготовила: Л.В.Сычева,
инструктор по физической культуре
высшая квалификационная категория.
2009г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методика проведения мониторинга физического развития детей в ДОУ
Методика проведения мониторинга физического развития детей в ДОУ...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДАННЫХ МОНИТОРИНГА ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ В ОРГАНИЗАЦИИ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДАННЫХ МОНИТОРИНГА ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ В ОРГАНИЗАЦИИ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯКонспекты досугов старший возраст...
Определение уровня физической подготовленности. Общероссийская система мониторинга физического развития детей (Утверждено Постановлением Правительства РФ 29 декабря 2001 г, № 916).
Определение уровня физической подготовленности.Общероссийская система мониторинга физического развития детей (Утверждено Постановлением Правительства РФ 29 декабря 2001 г, № 916)....
Мониторинг физического развития детей (результаты)
Справки по результатам мониторинга по образовательной области "Физическое развитие" (с применением ИКТ)...
Аналитическая справка по результатам мониторинга физического развития детей старших и подготовительных к школе групп.
Аналитическая справкапо результатам мониторинга физического развития детейстарших и подготовительных к школе групп. Цели:- выявление уровня физической подготовле...
Мониторинг физического развития детей дошкольного возраста
Программы нового поколения не предлагают критерии оценки качества образования, не дают тестов для определения уровня развития дошкольника. Так обстоит дело и с комплексной образовательной программой ...