ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПО СОСТАВЛЕНИЮ ПРОЕКТОВ В ДЕТСКОМ САДУ
методическая разработка
Проектная форма педагогической деятельности – это отход от авторитарных и репродуктивных методов обучения и воспитания. Она предусматривает продуманное и обоснованное сочетание с многообразием методов, форм и средств обучения и воспитания и является одним из инновационных подходов в российском образовании.
Работа по методу проектов предполагает постановку какой-то проблемы и последующее ее раскрытие, решение, что включает наличие замысла или гипотезы решения проблемы, четкое планирование действий, распределение (если имеется в виду групповая работа) ролей, т.е. заданий для каждого участника при условии тесного взаимодействия, ответственность участников проекта за свою часть работы, регулярное обсуждение промежуточных шагов и результатов. Метод проектов эффективен в том случае, когда в образовательном процессе ставится какая-либо исследовательская, творческая задача, для решения которой требуются интегрированные знания из различных областей, а также применение исследовательских методик.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
informatsionnaya_karta_proekta_ryba.docx | 48.8 КБ |
Предварительный просмотр:
городской округ Красногорск Московской области
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЕТСКИЙ САД № 43
__________________________________________________________________
143408, Московская область, г. Красногорск, ул. Братьев Горожанкиных, дом 22,
тел:8(495)564-22-63
e-mail: semicvetik-43@mail.ru
Консультация для педагогов:
«ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА
ПО СОСТАВЛЕНИЮ ПРОЕКТОВ В ДЕТСКОМ САДУ»
Подготовил:
старший воспитатель
Дубасова Екатерина Сергеевна
Красногорск, 2020г.
ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОЕКТА В ДОУ
(КОНСУЛЬТАЦИЯ для педагогов)
Для справки:
Проектная форма педагогической деятельности – это отход от авторитарных и репродуктивных методов обучения и воспитания. Она предусматривает продуманное и обоснованное сочетание с многообразием методов, форм и средств обучения и воспитания и является одним из инновационных подходов в российском образовании.
Работа по методу проектов предполагает постановку какой-то проблемы и последующее ее раскрытие, решение, что включает наличие замысла или гипотезы решения проблемы, четкое планирование действий, распределение (если имеется в виду групповая работа) ролей, т.е. заданий для каждого участника при условии тесного взаимодействия, ответственность участников проекта за свою часть работы, регулярное обсуждение промежуточных шагов и результатов. Метод проектов эффективен в том случае, когда в образовательном процессе ставится какая-либо исследовательская, творческая задача, для решения которой требуются интегрированные знания из различных областей, а также применение исследовательских методик.
- Тема проекта «…» (название проекта)
Тема проекта должна быть интересна ребенку, соответствовать его возрастным особенностям, может быть связана с содержанием тематического планирования или с событиями, праздниками.
- Типы проектов в ДОУ (выбираем):
- Игровой (Ролево-игровой) – («Играем в сказку», Игра – дело серьезное», «Зоопарк», «Морское путешествие»);
- Творческий («Осенние фантазии», «Поздравление ко Дню Воспитателя», «Создание уголка по конструированию», «Зимние забавы на участке»);
- Информационно - социальный («Мой домашний питомец», «Дом, где я живу»);
- Практико-ориентированный или нормативный («Дорожная азбука», «Как вести себя в ходе игры», «Как общаться со взрослыми», «Правила пользования ножницами» и др.);
- Исследовательский (Исследовательско-творческий) - («Какая бывает вода?», «Почему кусают собаки?», «Почему идет дождь?»).
Для справки:
- Ролево-игровой - с младшей группы:
Используются элементы творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы
В основе проекта - проблема, для решения которой требуется исследовательский поиск. Исследовательское содержание проекта: дети самостоятельно (при поддержке взрослого) через исследования находят пути решения проблемы. Реализация проекта не ограничена условным пространством. Существует как отдельная категория.
Ролево-игровые проекты часто сочетаются с каким-то иным направлением проекта, например, приключенческим или литературно-творческим, или культурологическим.
- Воображаемые путешествия, которые могут преследовать самые разнообразные цели: обучение речевым структурам, клише, терминам, диалоговым высказываниям, описаниям, рассуждениям, умениям и навыкам из других областей знаний;
- Имитационно-деловые, моделирующие ситуации, которые максимально приближают игровую ситуацию к реальной, встречающейся в жизни;
- Драматизированные, нацеленные на изучение литературных произведений в игровых ситуациях, где в роли персонажей или авторов этих произведений выступают дети;
- Имитационно-социальные, где дошкольники исполняют различные социальные роли (журналистов, учителей, пр.).
- Творческий – с младшей группы:
Дети овладевают видами творческой деятельности. Оформление результатов происходит в виде праздника, концерта, дизайна, видеофильма, драматизации, альбома, совместной газеты;
В результате проекта – творческий продукт деятельности (рисунок, книга, поделка, и др.), который презентуется окружающим. Осуществляется коллективно или с родителями. При выполнении коллективного проекта каждый ребенок предлагает свою идею, но реализуется только одна.
- Информационно – социальный – со средней группы:
В ходе реализации этого проекта дети собирают и изучают информацию из книг, журналов, в системе интернет и т. д. Результаты оформляются в виде доклада, видеофильма, газеты, папки – раскладушки.
- Практико-ориентированный или нормативный - со средней группы:
Инициируется педагогом. Проект основывается на реальных ситуациях, возникающих в жизни детей в детском саду. Обычно это типичные конфликтные ситуации. В ходе такого проекта происходит выявление той или иной нормативно правовой нормы.
В процессе этого проекта создается свод правил, которые можно использовать в жизни группы, детского сада. Результаты оформляются в виде памятки, альбома, рисунков, модели.
- Информационно–практико–ориентированный- со средней группы:
Дети собирают информацию о каком-то объекте, явлении из разных источников, а затем реализуют её, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы, витражи и др.).
- Исследовательский (Исследовательско-творческий) – со старшего дошкольного возраста:
Дети получают ответ на вопрос о том, почему существует то или иное явление и как оно объясняется с точки зрения современного знания. Результаты оформляются в виде газет, альбомов, схем, моделей. Чаще всего носят индивидуальный характер.
- Виды проектов в ДОУ (выбираем):
- Индивидуальный
- Групповой
- Межгрупповой
- Комплексный
Для справки:
- Индивидуальные - «Я и моя семья», «Генеалогическое древо», «Секреты бабушкиного сундука», «Сказочная птица».
- Групповые - «Сказки о любви», «Познай себя», «Подводный мир», «Весёлая астрономия»; - Межгрупповые - «Математические коллажи», «Мир животных и птиц», «Времена года»;
- Комплексные - «Мир театра», «Здравствуй, Пушкин!», «Эхо столетий», «Книжкина неделя».
- Продолжительность (выбираем):
- Краткосрочный проект.
- Среднесрочный проект.
- Долгосрочный проект.
Для справки:
- Краткосрочный проект (одно или несколько занятий, 1 неделя— месяц)
- Проект средней продолжительности (2—4 месяца)
- Долгосрочный проект (учебный год)
- Цель проекта:
Цель проекта ставится на основе проблемы, наиболее актуальной для детей на данном отрезке времени. И всегда достигается через методы, способы.
Цель должна быть общей, четкой, лаконичной и достижимой. Задачи же являются своеобразными подцелями, которые ни в коем случае не должны повторять цель.
Цель – это то, чего вы хотите достичь в результате исследования. (Например: формирование основ экологической культуры у детей дошкольного возраста, через (или посредством) воспитание гармоничной, грамотной, творчески активной и социально адаптированной личности, способной чувствовать и понимать внешний мир, чутко и с любовью относиться к природе, ценить и беречь её).
- Задачи проекта:
Задачи – это те конкретные шаги-подцели, с помощью которых достигаете общей цели. (Можно ставить до 5 задач разбивая на развивающие, обучающие и воспитывающие)
(Например:
1. Образовательная. Пробудить живой познавательный интерес, любознательность к окружающему миру природы.
2.Развивающая. Развивать навыки осознанной деятельности по охране окружающей среды.
3. Воспитательная. Формировать ценностные ориентиры, экологическое мышление, через совершенствование эмоционально-мотивационной сферы).
Задачи проекта должны обеспечивать психологическое благополучие детей, развитие познавательных способностей, коммуникативных навыков, творческого мышления и воображения, поддерживать детский интерес к данному проекту.
Для справки:
В педагогике выделяются следующие задачи, определяющие развитие детей в проектной деятельности:
- обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;
- развитие познавательных способностей;
- развитие творческого воображения;
- развитие творческого мышления;
- развитие коммуникативных навыков.
Задачи исследовательской деятельности специфичны для каждого возраста.
В младшем дошкольном возрасте – это:
- вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога);
- активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом);
- формирование начальных предпосылок поисковой деятельности (практические опыты).
В старшем дошкольном возрасте – это:
- формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;
- развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;
- формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;
- развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.
- Этапы проекта:
1 этап – подготовительный:
Формулирование проблемы и цели проекта, определение продукта проекта. Обдумывание идеи проекта, сбор информации, материала для реализации цели проекта.
2 этап – практический (выполнение проекта):
Составление плана проекта, определение сроков реализации и ответственных за отдельные этапы проекта. Проведение круглых столов с родителями и педагогами, консультаций по теме проекта и реализации задач.
Разработка положений конкурсов, конспектов занятий, сценария итогового мероприятия.
Проведение занятий с детьми специалистами и педагогами ДОУ (комплексные, тематические, бинарные), посещение выставок и т.д.
Проведение конкурсов и смотров в рамках проекта. Совместная работа детей, родителей и педагогов по созданию и оформлению выставок совместных работ, фото выставок и фотоколлажей по теме проекта.
3 этап – итоговый (защита проекта):
Проведение итогового мероприятия (праздника, развлечения). Награждение победителей конкурсов и родителей благодарственными письмами. Анализ результатов проектной деятельности. Обобщение опыта.
Педагог готовит презентацию по деятельности конкретного проекта и проводит её.
Для справки:
Исследования Е. Евдокимовой позволяют выделить три этапа в развитии проектной деятельности у детей дошкольного возраста:
- Первый этап (для детей 3,5 – 5 лет) - подражателъско-исполнительский. Дети участвуют в проекте «на вторых ролях», выполняют действия по прямому предложению взрослого или путем подражания ему.
Задачами являются:
- пробуждение интереса к предлагаемой деятельности;
- приобщение детей к процессу познания;
- формирование различных представлений;
- привлечение детей к воспроизведению образов, используя различные варианты;
- побуждение к совместной поисковой деятельности, экспериментированию.
Совершенствование психических процессов:
- формирование эмоциональной заинтересованности;
- знакомство с предметами и действиями с ними;
- развитие мышления и воображения;
- речевое развитие.
Формирование проектно-исследовательских умений и навыков:
- осознание поставленной цели;
- овладение различными способами решения поставленных задач;
- способность предвосхитить результат, основываясь на прошлом опыте;
- поиск различных средств достижения цели.
Линии развития личности по направлениям:
- физическое развитие:
- стимулирование естественного процесса развития двигательных способностей и качеств;
- формирование осознанных представлений о необходимости заботится о своём здоровье;
- социальное развитие:
- формирование способов общения
- познавательное развитие:
- обогащение и расширение представлений об окружающем мире;
- расширение и качественное изменение способов ориентировки в окружающем мире;
- сознательное применение сенсорных ощущений в решении практических задач
- эстетическое развитие:
- развитие эмоционально-ценностного отношения к произведениям искусства и художественным образам;
- овладение художественной деятельностью.
- Второй этап (для детей 5 – 6 лет): дети уже имеют опыт разнообразной совместной деятельности, могут согласовывать действия, оказывать друг другу помощь. Ребенок уже реже обращается к взрослому с просьбами, активнее организует совместную деятельность со сверстниками. У детей развиваются самоконтроль и самооценка, они способны достаточно объективно оценивать, как собственные поступки, так и поступки сверстников. Дети не только проявляют готовность участвовать в проектах, предложенных взрослым, но и самостоятельно находят проблемы, являющиеся отправной точкой творческих, исследовательских, опытно-ориентировочных проектов.
- Третий этап (для детей 6 – 7 лет) — творческий. Очень важно на этом этапе развивать и поддерживать творческую активность детей, создавать условия для самостоятельного определения детьми цели и содержания предстоящей деятельности, выбора способов работы над проектом и возможности организовать ее.
Задачами являются:
- развитие поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;
- развитие специальных способов ориентации – экспериментирование и моделирование;
- формирование обобщённых способов умственной работы и средств построения собственной познавательной деятельности;
- развитие способности к прогнозированию будущих изменений.
Формирование предпосылок учебной деятельности:
- произвольности в поведении и продуктивной деятельности;
- потребности в создании собственной картины мира;
- навыков коммуникативного общения.
Формирование проектно-исследовательских умений и навыков:
- выявить проблему;
- самостоятельно искать нужное решение;
- выбирать из имеющихся способов наиболее адекватный и продуктивно его использовать;
- самостоятельно анализировать полученные результаты.
Линии развития личности в старшем дошкольном возрасте по направлениям:
- социальное развитие:
- развитие самопознания и положительной самооценки;
- овладение способами внеситуативно-личностного общения;
- высокий уровень коммуникативной компетентности;
- осознание функций речи
- физическое развитие:
- развитие осознанного отношения к своему здоровью;
- формирование потребности в здоровом образе жизни;
- совершенствование процесса развития двигательных способностей и качеств.
- познавательное развитие:
- систематизация знаний, стимулирующая развитие познавательных и творческих способностей;
- развитие способностей к практическому и умственному экспериментированию и символическому моделированию, речевому планированию, логическим операциям.
- эстетическое развитие:
- углублённое приобщение к искусству, многообразию художественных образов;
- овладение различными видами художественной деятельности;
- развитие способностей к эстетической оценке.
Список литературы:
- Веракса Н.Е. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников. Для занятий с детьми 4-7 лет. / Н.Е. Веракса, О.Р. Галимов. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016. – 80 с.
- Веракса Н.Е. Проектная деятельность дошкольников: пособие для педагогов дошкольных учреждений/ Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016. – 64 с.
- Веракса Н.Е. Проектная деятельность дошкольников: пособие для педагогов дошкольных учреждений/ Н. Е. Веракса, А. Н. Веракса. – М.: Мозаика-Синтез, 2008. – 112 с.
- Кочкина Н. А. Метод проектов в дошкольном образовании/ Н. А. Кочкина. – М.: Мозаика-Синтез, 2012. - 72 с.
- http://refleader.ru/jgeqasjgebew.html
- http://www.maam.ru/detskijsad/vidy-proektov-v-dou-i-rol-vzroslyh-v-sovmestnoi-proektnoi-dejatelnosti-detei-roditelei-vospitatelei.html#c
- http://www.mdou6marx.ru/load/dokumentacija_dou/tekhnologii_proektnoj_dejatelnosti/1-1-0-124
- http://imc0mut.ucoz.ru/forum/13-27-1
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Образовательный проект в детском саду «Арктика-Антарктика» информационно-практико-ориентированный
В дошкольном возрасте, когда детское восприятие мира и знаний о нем строится на непосредственном интересе, эмоционально особенно актуальны слова Л.С. Выготского "Момент взволнованности, не...
Проект информационно-творческий «Царство природы в детском саду»
Постановка проблемы Экологическое воспитание актуально всегда, как в формировании, так и в развитии экологической культуры. Уже с детства очень важно сформировать у ребенка ответст...
Информационная карта экологического дизайн-проекта в детском саду «Мир джунглей»
Название проекта: Дизайн-проект экологической комнаты «Мир джунглей»Период и этапы реализации проекта 1 этап – организационный: обсуждение темы проекта, проектирование эскиза э...
Информационный практико-ориентированный среднесрочный проект в детском саду "Грибное царство"
Проект для подготовительной группы детского сада...
Проекты в детском саду познавательно-исследовательские, экологические, здоровьесберегающие, информационные, творческие
Соответствует ФГОС ДО...
Паспорт информационно-творческого проекта в детском саду: «Чему учат сказки»
Вид проекта: информационно-творческий, групповой.Цель проекта: ознакомление с русскими народными сказками, воспитание в детском сознании правильного восприятия борьбы положительных и отрицательных гер...
Информационно-образовательный проект в детском саду с использованием ИКТ «Детские новости»
Информационно-образовательный проект в детском саду с использованием ИКТ «Детские новости»...