Семинар-практикум для педагогов ДОУ
методическая разработка

Няпшаева Ирина Станиславовна

Семинар-практикум направлен на повышение уровня психологического благополучия в педагогическом коллективе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moya_professiya_-_vospitatel.docx77.14 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое дошкольное

 образовательное учреждение

 «Детский сад комбинированного вида №3 г.Медвежьегорска»

Методическая разработка мероприятия для педагогов

Семинар-практикум

 «Моя профессия - воспитатель»

Педагог-психолог  Няпшаева И.С.

г.Медвежьегорск

2020г.

Цель: Формирование положительного психологического климата в педагогическом коллективе.

Задачи:
1. Способствовать формированию положительной самооценки и осознанию уникальности личности каждого человека.
2.  Развивать умение работать в команде.

3. Сплочение группы
4. Усовершенствовать процесс формирования основных профессиональных качеств.

Оборудование:

– компьютер, медиа-проектор, медиа-экран;

– презентация “Моя профессия воспитатель”;

- карточки – фигуры (круг, квадрат, треугольник, спираль) (Приложение 1);

– конструктор Лего;

-  карточки-иструкции (Приложение 2);

– мяч,карандаши, чистые листы бумаги.

Ход

Вступительное  слово: В  сутках 24 часа. В среднем 8 из них – это сон, 8 ч. – время личное, и 8 ч. мы ежедневно проводим на работе. Следовательно, умение влиться в  коллектив обеспечит нам комфортную среду обитания на 6-10 часов. Таким образом, треть нашей жизни мы находимся на работе, в компании своих коллег. Почему один человек ходит на работу с удовольствием, а другой – с нежеланием? Это объясняется множеством факторов. К примеру, интересует ли человека данная деятельность, устраивает ли зарплата, должностные обязанности и другие рабочие моменты. Нельзя не обращать внимание на наличие ещё одного немаловажного аспекта, от которого зависит, любит ли сотрудник место своей работы, — взаимоотношения в коллективе. Друзей мы выбираем, а вот коллег в основном нам посылает судьба. К сожалению, плохие отношения с коллективом серьезно влияют на нашу карьеру и здоровье. Во-первых, от этого зависит качество выполнения нами собственных обязанностей. Во-вторых, конфликты и неурядицы негативно влияют на нашу психику, что может приводить к ряду психосоматических заболеваний.  

Любой человек – это живой организм, которому для нормальной жизнедеятельности нужны комфортные, благоприятные  условия. Мы как растения в одном климате растение можем расцвести, в другом — зачахнуть. То же самое можно сказать и о психологическом климате: в одних условиях — коллектив функционирует оптимально и его члены получают возможность максимально полно реализовать свой потенциал, в других люди чувствуют себя некомфортно, стремятся покинуть коллектив, проводят в нем меньше времени, их личностный рост замедляется. Практически от того, насколько дружелюбна сложившаяся атмосфера, каков психологический климат в коллективе, зависит время успешной жизни этого коллектива, его достижение поставленных целей. Надо понимать, что атмосфера, взаимоотношения в коллективе зависят от самих людей, членов коллектива. Безусловно, определённые внешние факторы оказывают своё влияние. Но гораздо большее влияние на состояние каждого члена коллектива оказывают наши внутренние взаимоотношения.

Особая тема – женский коллектив.

Какие плюсы и минусы есть в женском коллективе?

Педагогам предлагается высказать свои варианты ответа.

-

+

Сплетни

Можно одолжить предметы особой важности (таблетки, прокладки, пилки и т.д)

Повышенная эмоциональность

Приятные  и вкусные чаепития

Сарафанное радио

Приятные ароматы

Выполнение мужских обязанностей и мужских ролей

Полезная информация о диетах, врачах, кулинарных рецептах и т.д

Информация о ценах и скидках

Разговоры по секрету и по душам

 Само понятие «женский коллектив» у многих ассоциируется с размолвками и сплетнями. Действительно, статистика показывает, что женщины чаще конфликтуют на личной почве и из-за условий работы (распределения премий, отпусков, графика работы). В дамском кругу, в отличие от мужского, отсутствует прямая конфронтация, главные средства борьбы – злословие, сплетни, интриги. Таким образом, хочется отметить, что ни смотря  на наличие неприятных минусов женского коллектива, все же плюсов гораздо больше. Кроме того сколько будет плюсов и минусов в нашем коллективе зависит только от нас, в частности от каждого присутствующего. Поэтому не будем перекладывать ответственность на коллег, а каждый сам должен решить и сделать выбор – жить в серпентарии или в профессиональной доброжелательной семье. Налаживать благоприятные взаимоотношения стоит хотя бы ради собственного комфортного пребывания, а если это будет ещё и на благо коллегам, то это будет идеальный вариант.

Добрые советы, как создать хорошую атмосферу в коллективе

  1. Находите время и слова для комплиментов

Вспомним слова Б. Окуджавы

« Давайте восклицать, друг другом восхищаться,

Высокопарных слов не стоит опасаться.

Давайте говорить друг другу комплименты,

Ведь это все любви счастливые моменты…!

Упражнение  «Комплимент»

Сегодня будем говорить друг другу комплименты. Обмен комплиментами будет происходить в форме диалога. Нужно  не только получить комплимент, но и обязательно его возвратить.

Например:

- Наташа, ты такой отзывчивый человек!

- Да, это так! А еще, я добрая!

-А у тебя Оля, такие красивые глаза!

Комплимент принимается в определенной форме: Да, это так! А еще я…(добавляется положительное качество) и комплимент возвращается к говорящему.

Каждый день говорите коллегам маленькие приятности, комплименты или благодарности. К сожалению, мы чаще обращаем внимание на чужие промахи или недостатки. Люди теряют уверенность в своей внешности и таланте. Не бойтесь лишний раз похвалить прическу, макияж и гардероб коллеги или высказать свой восторг от ее последнего проекта. Дарите коллегам положительные эмоции и они ответят вам тем же. Людям это приятно слышать . Дружить со всеми сотрудницами не обязательно, но необходимо и важно относиться к ним дружелюбно.

2. Поддерживайте неформальные контакты с коллегам.

Вы знаете чем живут ваши коллеги, какие книги читают, их любимые фильмы и сериалы, музыкальные вкусы и хобби? Мы долгие годы работаем вместе,  иногда очень мало знаем о своих коллегах. Демонстрируйте свой интерес к людям, и они к вам потянуться. Ведь общие вкусы и интересы сближают людей.

Упражнение «Я такой же, как ты»

Мы все разные, но в чем – то мы похожи. У меня в руках мячик. Тот, кому этот мячик достанется, бросает его любому педагогу и, обратившись по имени, объясняет, почему он такой же: «Я такая же, как ты, потому что…». Тот, кому бросили мячик, выражает согласие или несогласие и бросает мячик следующему.

 Психолог рисует на доске круг, квадрат, треугольник и спираль. Каждого участника он просит выбрать фигуру, которая ему больше всего нравится.

После этого участники объединяются в мини-группы согласно той фигуре, которую они выбрали.

 Мини-группы получают следующие задания: 

3. Находите общие точки соприкосновения с коллегами.

Упражнение «Все мы чем-то похожи».

Каждая группа составит список того, что объединяет её членов. В этом списке можно написать, например: «У каждого из нас есть сестра», «Любимый цвет каждого из нас – синий» и т.д. У вас 5 минут. Победит та группа, которая найдёт и запишет наибольшее количество общих черт.

4. Ищите единомышленников.

Упражнение «Круг-треугольник-квадрат-спираль»

Люди, любимой фигурой которых является круг, как правило, хорошо умеют взаимодействовать с окружающими и строить отношения. Поэтому группа людей, выбравших круг, придумывает, что можно сделать для того, чтобы эмоциональная атмосфера всегда была позитивной, а команда сплоченной.

   Люди, выбравшие квадрат, как правило, любят и умеют поддерживать порядок и структуру, для них важным является выполнение правил. Поэтому группа «квадратов» придумывает нормы и правила, по которым должна существовать хорошая команда, что должно присутствовать для того, чтобы в команде всегда были порядок и структура.

   Любители треугольников обычно хорошие знающие свои цели и умеющие их достигать. Поэтому мини-группа из участников, выбравших  треугольник, придумывает меры, которые помогут команде быстрее и эффективнее достигать стоящих перед ней целей и задачей.

   Участники, выбравшие спираль, как правило, творческие натуры, иногда увлеченные оторванными от реальности идеями, но всегда готовые придумать новый проект и очень быстро реагирующие на что-то новое. Поэтому группа, состоящая из этих людей, придумывает, как команде стать максимально творческой и быстро реагировать на изменения во внешнем мире.

   Мини-группам дается 5 минут на подготовку. После  этого один участник от каждой группы выступает и рассказывает всем идеи своей группы.

Квадрат — что помогает поддерживать порядок и структуру.

Треугольник — что помогает достигать результатов.

Круг — что помогает команде поддерживать хорошие человеческие отношения.

Спираль — что помогает быть творческим и создавать новые идеи 

Любые нормы, правила и меры хороши, если они находят своё применение в жизни. Давайте прилагать все свои усилия на то, чтобы ваши предложения воплощались в нашей реальной жизни.

5. Интересуйтесь мнением коллег и признавайте чужие заслуги.

Упражнение «Башни»

Участники делятся на группы по 4-7 человек, каждая группа получает некоторое количество деталей для конструктора.

Психолог объясняет участникам, что каждая команда должна построить башню, но во время работы нельзя разговаривать. Каждый участник получает дополнительные инструкции на карточках, которые нельзя показывать другим.

Сейчас мы с вами поиграем в одну увлекательную игру, игра называется «Башня». Вашей группе необходимо будет всем вместе принять участие в строительстве башни. Каждый из вас получит индивидуальную инструкцию, но есть определённые ограничения – правила: нельзя говорить, рисовать или писать; нельзя нарушать выданную инструкцию, нельзя показывать свою инструкцию другим членам команды. Вы можете общаться любым другим способом, но только нельзя говорить. Понятно? Итак, правила приняты, приступаем к строительству башни. Вот вам инструменты. Я прошу вас чётко соблюдать инструкции.

Давайте проверим, соответствует ли данный объект, тем инструкциям которые вы получили. Я предлагаю зачитать по порядку ваши инструкции, а Люда зачтёт инструкцию последняя.

Обсуждение.

Происходили ли в процессе совместной работы конфликты? Каким образом они разрешались?

Насколько быстро участники команды поняли, что для эффективного взаимодействия необходимо понять цели каждого?

Что вы чувствовали когда вам не давали выполнить вашу инструкцию?

Эта игра позволяет оценить потенциал каждого в коллективной деятельности, манеру поведения в коллективе. Каждый сосредоточен на своём задании, не думая о других, а это чревато конфликтами. Каждый стремится добиться своего не обращая внимания на коллег. Надо лишь установить диалог, а не лезть напролом.

6.  Ищите компромисс между личными и коллективными интересами.

    Первый шаг к успеху — это понять, к чему вы стремитесь. Зрелый коллектив обычно в состоянии достичь цели, если каждый ясно представляет себе желаемые результаты. Если нет ясного видения цели, то, как следствие, отдельные члены коллектива не могут внести свой вклад в общий успех. Даже когда цели понятны всем, важно найти компромисс между личными и коллективными интересами. Эффективный коллектив дает возможность каждому сотруднику удовлетворить свои личные интересы, не ущемляя интересов коллег  и внести вклад в реализацию коллективных интересов.

Упражнение «Волшебная бутылочка»

   Упражнение позволяет участникам задуматься о тех изменениях, которые они хотели бы видеть в нашем коллективе.

 «Представьте себе, что вы и наш коллектив нашли старую лампу, кто-то берет ее в руки, потирает и из нее появляется волшебный джин. Теперь вы можете загадать три желания. Но есть маленький нюанс, так как лампу вы нашли вместе со своим коллективом, то и желания должны касаться работы. Вы можете изменить руководство, своих коллег, сделать больше перерыв на обед, изменить штатное расписание и т.д. Каждый может загадать свои три желания, но эти желания должны пойти на благо коллектива. Какие изменения вы бы внесли в наш коллектив и его работы? Представьте, что вы способны внести любые изменения.

Далее, каждый пишет свои три желания, которые направлены на изменение рабочей обстановки.

Ваши желания очень важны и очень надеюсь, что осуществление ваших желаний приведёт наш коллектив к стабильности,  развитию и процветанию, а не к упадку или краху.

Подведем итоги

 Взаимоотношения в коллективе во многом зависят от нас самих, ведь мы тоже не всегда «ангелы». Проанализируйте свои поступки, поведение; не забывайте о том, что рядом с вами находятся люди, отличающиеся характерами, привычками, отношением к работе, квалификацией; не оказывайте давления на коллег, не участвуйте в провокациях, сплетнях. Поменять другого человека невозможно, да и не нужно. Ведь, как говорится: «Хочешь изменить мир, начни с себя»!

Приложение 1

КВАДРАТ

Что помогает поддерживать порядок и структуру в коллективе? Нормы и правила, по которым должен существовать дружный коллектив.

http://www.velikol.ru/dostc/%D0%97%D0%B0%D0%BD%D1%8F%D1%82%D0%B8%D0%B5+%D0%BF%D0%BE+%D1%84%D1%8D%D0%BC%D0%BF+%D0%B2+%D1%81%D1%80%D0%B5%D0%B4%D0%BD%D0%B5%D0%B9+%D0%B3%D1%80%D1%83%D0%BF%D0%BF%D0%B5+%E2%84%967+%D0%9D%D0%B0+%D0%A2%D0%B5%D0%BC%D1%83%3A+%C2%AB%D0%BA%D0%B2%D0%B0%D0%B4%D1%80%D0%B0%D1%82%C2%BB+%D0%9F%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D0%BB%D0%B0%3A+%D0%92%D0%BE%D1%81%D0%BF%D0%B8%D1%82%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C+%D0%BC%D0%B1%D0%B4%D0%BE%D1%83+%E2%84%9646+%D0%9D%D1%83%D1%82%D1%84%D1%83%D0%BB%D0%BB%D0%B8%D0%BD%D0%B0+%D0%9B.+%D0%9C+%D1%82%D0%B5%D0%BC%D0%B0%3A+%C2%AB%D0%BA%D0%B2%D0%B0%D0%B4%D1%80%D0%B0%D1%82%C2%BB+%D1%86%D0%B5%D0%BB%D1%8Cc/1248804_html_m3bebf8c8.gif

КРУГ

Меры, которые помогут коллективу поддерживать хорошие дружеские взаимоотношения.

https://otvet.imgsmail.ru/download/204093906_42c1c2216c637995f3af63237ce3f513_800.jpg

ТРЕУГОЛЬНИК

 Меры, которые помогут коллективу быстрее и эффективнее достигать стоящих перед ним целей и задачей.

 

https://konspekta.net/poisk-ruru/baza3/2798879284444.files/image014.jpg

СПИРАЛЬ

 Как коллективу стать максимально творческим и быстро реагировать на изменения во внешнем мире.

http://www.e-reading.club/illustrations/1016/1016596-doc2fb_image_02000014.jpg

   

Приложение 2

Индивидуальные карточки инструкции к упражнению «Башни»

  1. Башню можете и должны строить только Вы.

  1. Башня должна быть  не больше 15 уровней.

  1. Фундамент башни должен состоять из деталей одного цвета.

  1. Синие и зелёные детали не должны соприкасаться.

  1. Башня должна быть не меньше 10 уровней

  1. В строительстве используйте  белые, синие, зелёные и красные детали.

  1. В строительстве используйте синие, зелёные и красные детали.

  1. Два верхних уровня должны быть построены из деталей желтого  цвета.

  1. Пятый уровень должен быть зелёного цвета.

 

Список литературы

  1. Васильев Н.Н. Тренинг профессиональных коммуникаций. – СПб.: Речь, 2005.
  2. Кипнис М. Большая книга лучших игр и упражнений для любого тренинга. – Москва АСТ, 2017.
  3. Леванова Е.А. Волошина А.Г. Игра в тренинге. Возможности игрового взаимодействия. – СПб.: Питер, 2008.
  4. Монина Г.Б Лютова Е.К. Коммуникативный тренинг. – СПб.: Речь, 2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум "Особенности взаимодействия педагогов с агрессивными детьми"

Содержание семинара - практикума "Особенности взаимодействия педагогов с агрессивными детьми" направлено на повышение коммуникативной компетентности педагогов детского сада по  проблеме детской а...

Семинар-практикум "Адаптация молодых педагогов к ДОУ"

Адаптация работника - это приспособление индивидуума к рабочему месту и трудовому коллективу. Таким образом, когда в организацию приходит новый сотрудник, наблюдается процесс привыкания. Поэтому...

Семинар-практикум «Совершенствование мастерства педагогов в использовании метода проектов в совместной деятельности с детьми»

Семинар-практикум«Совершенствование мастерства педагогов в использовании метода проектов в совместной деятельности с детьми»...

Семинар-практикум «Особенности взаимодействия педагогов с агрессивными детьми»

Цель: повышение уровня коммуникативной компетентности педагогов детского сада по проблеме детской агрессивности  у дошкольников.Задачи:познакомить педагогов с понятием «агрессивность», групп...

Семинар-практикум "Повышение мастерства педагогов доу По организации работы педагогов в процессе Формирования элементарных Математических представлений у дошкольников"

Для умственного развития детей существенное значение имеет приобретение ими математических представлений, которые активно влияют на формирование умственных действий, столь необходимых для познания окр...

Семинар-практикум "Психологическое здоровье педагогов"

Семинар-практикум  для педагогов ДОУ по теме "Психологическое здоровье педагогов"...

Семинар-практикум для молодых педагогов «Взаимодействие педагогов и родителей».

Материал будет полезен для психолога ДОУ. Содержит теоретический материал и практический. Основная цель повышение коммуникативной компетентности педагогов при общении с родителями....