Вариативная часть рабочей программы
статья (средняя группа)

Ёлкина Ирина Владимировна

Вариативная часть рабочей программы по развитию речи и изобразительной деятельности

Скачать:


Предварительный просмотр:

Особенности осуществления вариативной части ОП

Образовательный процесс в детском саду осуществляется согласно примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» авторов Вераксы Н.Е., Комаровой Т.С., Васильевой М.А.

В содержательный компонент вариативной части образовательной программы включена программа по воспитанию ценностей здорового образа жизни у детей 3-5 лет «Я здоровье сберегу» Югова М.Н. и речевому   развитию: цикл занятий Карпухиной Н.А.

Программа «Я здоровье сберегу» под редакцией М.Р. Юговой

                                                Пояснительная записка

       В настоящее время отмечается усиление оздоровительно-образовательного потенциала физической культуры, включающего в себя формирование культуры движений, осознанной установки детей на здоровый образ жизни, развитие ценностных ориентаций, положительных личностных качеств и активной жизненной позиции по отношению к собственному здоровью. В работе с детьми широко используются новые виды физкультурных занятий, которые дополняют и обогащают традиционные формы двигательной деятельности, ведется разработка и внедрение в практику дошкольных учреждений инновационных технологий образования и оздоровления детей.

        В настоящее время проблемы здоровья стали особенно актуальными в связи с устойчивой тенденцией ухудшения здоровья детей. Объем познавательной информации для дошкольников достаточно высок, растет доля умственной нагрузки и в режиме дня. Вследствие этого нередко наблюдается переутомление детей, снижение их функциональных возможностей, что отрицательно влияет не только на состояние здоровья  дошкольников, но и на перспективы их дальнейшего развития.

         Много лет назад немецкий ученый М. Петенкофер писал: «… не зная настоящей цены здоровью, полученному по наследству, мы издерживаем его без расчета, не заботясь о будущем. Только тогда мы узнаем цену этого богатства, когда является у нас желание его сохранить, когда мы из здоровых превращаемся в больных».

       Поэтому, начиная с младшего возраста необходимо приобщать детей к здоровому образу жизни, формировать культуру здоровья, воспитывать осознанное отношение к ценности своего здоровья.  

       Роль дошкольного учреждения на сегодняшний день состоит в организации педагогического процесса, сберегающего здоровье ребенка дошкольного возраста и воспитывающего ценностное отношение к здоровью.

Цели и задачи программы

Цель программы: формирование убеждений и привычек здорового образа жизни у детей дошкольного возраста.

Задачи:

- формировать представления о полезных продуктах питания, их свойствах и значении для здоровья человека;

- познакомить детей с внешним строением тела человека, с возможностями его организма;

- развивать у детей умение различать индивидуальные особенности своей внешности, возраста;

- дать элементарные представления о значении органов чувств;

- развивать познавательный интерес, мыслительную активность, воображение детей;

- формировать представления о зависимости здоровья от двигательной активности и питания;

- воспитывать желание заботиться о своем здоровье, стремление вести здоровый образ жизни.

 Виды деятельности: игровая деятельность, познавательно-исследовательская деятельность, восприятие художественной литературы, самообслуживание и элементарный бытовой труд, конструирование, изобразительная, музыкальная и двигательная  деятельность.

 Основные направления программы.

1.Строение человека.

2.Значение здоровой пищи.

3.Как поддержать свое здоровье.

Планируемые  результаты:

  1. Достижение стабильных качественных показателей оздоровительной работы.
  2. Создание системы мер, обеспечивающих охрану и укрепление здоровья воспитанников.
  3. Психологическая комфортность и безопасность условий пребывания детей дошкольного возраста в детском саду.
  4. Создание современной предметно-развивающей среды, обеспечивающей охрану и укрепление физического и психического здоровья детей: оборудование центров двигательной активности детей в группах; соответствие физкультурного оборудования и инвентаря программным требованиям; гарантия безопасности занятий.
  5. Осознание взрослыми и детьми понятия "здоровье" и влияние образа жизни на состояние здоровья.
  6. Снижение уровня заболеваемости детей.
  7. Увеличение количества дней, проведенных ребенком в детском саду.
  8. Сформированность у детей культурно-гигиенических навыков, знаний о правильном питании, умений в организации самостоятельной двигательной деятельности (подвижные игры, упражнения, гимнастики и пр.)

Основные принципы системы работы по здоровьесбережению воспитанников:

- Создание образовательной среды, обеспечивающей снятие всех стрессообразующих факторов учебно-воспитательного процесса.

-Атмосфера доброжелательности, вера в силы ребенка, индивидуальный подход, создание для каждого ситуации успеха.

- Творческий характер образовательного процесса.

- Обеспечение мотивации образовательной деятельности.

- Рациональная организация двигательной активности.

-Обеспечение прочного запоминания. Научно-обоснованная система повторения: необходимое условие здоровьесберегающих технологий.

Цикл занятий по речевому развитию детей под редакцией Н.А.Карпухиной.

                              1.Пояснительная записка.

В настоящее время у детей все чаще наблюдаются такие  проблемы, как скудный словарный запас, неумение согласовывать слова в предложении, нарушение звукопроизношения, отсутствие навыков культуры речи, неспособность построить описание предмета, грамотно и доступно сформулировать вопрос,  затрудняются в инсценировании сказок. В связи с этим, актуальным становится необходимость совершенствования методов и приемов, использование научно обоснованных путей развития речи у детей дошкольного возраста. Необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни.

  Средний дошкольный возраст характеризуется педагогической наукой, как самый оптимальный возраст для воспитания и обучения. Ребенок переходит из пассивного слушателя в активного участника, сочувствующего и негодующего, удивляющегося и радующегося, переживающего за героев литературных произведений. У него появляется потребность в знаниях всего, что его окружает.

 Цель: формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе овладения литературным языком.

Задачи:

- овладение речью как средством общения и культуры;

-развитие связной речи, речевого творчества;

-знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;

-развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;

- формирование целостной картины мира, расширение кругозора, культуры познания и интеллектуальной активности;

- учить детей читать наизусть потешки и небольшие стихотворения.

    Решение образовательных задач в рамках совместной деятельности взрослого и детей осуществляется как в виде организованной образовательной деятельности, так и в виде образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов.

Виды деятельности: предметные игры с сюжетными и динамическими игрушками, экспериментирование с материалами и веществами, общение со взрослыми и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого, самообслуживание и действия с бытовыми предметами, восприятие смысла музыки, сказок, стихов, рассматривание картинок, двигательная активность, инсценирование сказок.

Принципы развития речи.

  1. Взаимосвязь сенсорного, умственного и речевого развития.
  2. Коммуникативно-деятельный подход к развитию речи.
  3. Развитие языкового чутья.
  4. Формирование элементарного сознания явлений языка.
  5. Взаимосвязь работы над различными сторонами речи.
  6. Обогащение мотивации речевой деятельности.
  7. Обогащение активной языковой практики.

Одним из важнейших условий эффективной работы является чередование приемов, способствующих лучшему усвоению и запоминанию материала, приемов активизирующих поведение детей и поддерживающих устойчивое внимание.

Приемы:

  1. Чередование хоровых и индивидуальных ответов.
  2. Использование разнообразных игровых ситуаций.
  3. Обоснование необходимости выполнения задания.
  4. Сочетание упражнений с игровыми приемами значительно повышает речевую активность детей, позволяет сохранить устойчивый интерес.
  5. Мотивированная оценка ответов детей.
  6. Подготовка детей к восприятию ответа сверстника.
  7. Использование физкультурных пауз.
  8. Использование нового слова и рассматривание предмета, которое оно обозначает.
  9. Интонационное акцентирование внимания детей на новом слове.
  10. Многократное повторение речевого образца для его дословного воспроизведения.
  11. Употребление нового слова в различных речевых высказываниях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Вариативная часть рабочей программы подготовительной группы ГБДОУ № 18 Пушкинского района СПб

Данная часть Программы учитывает образовательные потребности, интересы и мотивы воспитанников группы, членов их семей и педагогов.Цикл занятий по приобщению детей к истории русской культуры...

Основные принципы формирования вариативной части образовательной программы

Образовательная деятельность в ДОУ, формируемая участниками в образовательных отношений...

Вариативная часть рабочей программы. Педагогический проект «Пальчики помогают говорить»

В последнее время в дошкольных образовательных учреждениях наблюдается увеличение количества детей имеющих проблемы в речевом развитии. Возраст от рождения до трех лет в научном мире считается уникаль...

Конспект занятия с использованием регионального компонента как вариативной части образовательной программы на тему: "В гостях у тетушки Аксиньи" (лексическая тема "Посуда")

Цель: создание условий для формирования у детей старшего дошкольного возраста интереса к истории Донского края, к быту донских казаков....

Вариативная часть рабочей программы для старшей группы на 2016 – 2017 учебный год

Вариативная часть рабочей  программы для  старшей  группы на 2016 – 2017 учебный год...

Вариативная часть рабочей программы для образовательной работы с детьми 2-4 года «Фольклор в жизни малышей

Вариативная часть рабочей программы для образовательной работы с детьми 2-4 года «Фольклор в жизни малышей...