Вариативная часть рабочей программы
статья (средняя группа)
Вариативная часть рабочей программы по развитию речи и изобразительной деятельности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
variativnaya_chast_obrazovatelnoy_programmy._srednyaya_gruppa_3-5let.docx | 24.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Особенности осуществления вариативной части ОП
Образовательный процесс в детском саду осуществляется согласно примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» авторов Вераксы Н.Е., Комаровой Т.С., Васильевой М.А.
В содержательный компонент вариативной части образовательной программы включена программа по воспитанию ценностей здорового образа жизни у детей 3-5 лет «Я здоровье сберегу» Югова М.Н. и речевому развитию: цикл занятий Карпухиной Н.А.
Программа «Я здоровье сберегу» под редакцией М.Р. Юговой
Пояснительная записка
В настоящее время отмечается усиление оздоровительно-образовательного потенциала физической культуры, включающего в себя формирование культуры движений, осознанной установки детей на здоровый образ жизни, развитие ценностных ориентаций, положительных личностных качеств и активной жизненной позиции по отношению к собственному здоровью. В работе с детьми широко используются новые виды физкультурных занятий, которые дополняют и обогащают традиционные формы двигательной деятельности, ведется разработка и внедрение в практику дошкольных учреждений инновационных технологий образования и оздоровления детей.
В настоящее время проблемы здоровья стали особенно актуальными в связи с устойчивой тенденцией ухудшения здоровья детей. Объем познавательной информации для дошкольников достаточно высок, растет доля умственной нагрузки и в режиме дня. Вследствие этого нередко наблюдается переутомление детей, снижение их функциональных возможностей, что отрицательно влияет не только на состояние здоровья дошкольников, но и на перспективы их дальнейшего развития.
Много лет назад немецкий ученый М. Петенкофер писал: «… не зная настоящей цены здоровью, полученному по наследству, мы издерживаем его без расчета, не заботясь о будущем. Только тогда мы узнаем цену этого богатства, когда является у нас желание его сохранить, когда мы из здоровых превращаемся в больных».
Поэтому, начиная с младшего возраста необходимо приобщать детей к здоровому образу жизни, формировать культуру здоровья, воспитывать осознанное отношение к ценности своего здоровья.
Роль дошкольного учреждения на сегодняшний день состоит в организации педагогического процесса, сберегающего здоровье ребенка дошкольного возраста и воспитывающего ценностное отношение к здоровью.
Цели и задачи программы
Цель программы: формирование убеждений и привычек здорового образа жизни у детей дошкольного возраста.
Задачи:
- формировать представления о полезных продуктах питания, их свойствах и значении для здоровья человека;
- познакомить детей с внешним строением тела человека, с возможностями его организма;
- развивать у детей умение различать индивидуальные особенности своей внешности, возраста;
- дать элементарные представления о значении органов чувств;
- развивать познавательный интерес, мыслительную активность, воображение детей;
- формировать представления о зависимости здоровья от двигательной активности и питания;
- воспитывать желание заботиться о своем здоровье, стремление вести здоровый образ жизни.
Виды деятельности: игровая деятельность, познавательно-исследовательская деятельность, восприятие художественной литературы, самообслуживание и элементарный бытовой труд, конструирование, изобразительная, музыкальная и двигательная деятельность.
Основные направления программы.
1.Строение человека.
2.Значение здоровой пищи.
3.Как поддержать свое здоровье.
Планируемые результаты:
- Достижение стабильных качественных показателей оздоровительной работы.
- Создание системы мер, обеспечивающих охрану и укрепление здоровья воспитанников.
- Психологическая комфортность и безопасность условий пребывания детей дошкольного возраста в детском саду.
- Создание современной предметно-развивающей среды, обеспечивающей охрану и укрепление физического и психического здоровья детей: оборудование центров двигательной активности детей в группах; соответствие физкультурного оборудования и инвентаря программным требованиям; гарантия безопасности занятий.
- Осознание взрослыми и детьми понятия "здоровье" и влияние образа жизни на состояние здоровья.
- Снижение уровня заболеваемости детей.
- Увеличение количества дней, проведенных ребенком в детском саду.
- Сформированность у детей культурно-гигиенических навыков, знаний о правильном питании, умений в организации самостоятельной двигательной деятельности (подвижные игры, упражнения, гимнастики и пр.)
Основные принципы системы работы по здоровьесбережению воспитанников:
- Создание образовательной среды, обеспечивающей снятие всех стрессообразующих факторов учебно-воспитательного процесса.
-Атмосфера доброжелательности, вера в силы ребенка, индивидуальный подход, создание для каждого ситуации успеха.
- Творческий характер образовательного процесса.
- Обеспечение мотивации образовательной деятельности.
- Рациональная организация двигательной активности.
-Обеспечение прочного запоминания. Научно-обоснованная система повторения: необходимое условие здоровьесберегающих технологий.
Цикл занятий по речевому развитию детей под редакцией Н.А.Карпухиной.
1.Пояснительная записка.
В настоящее время у детей все чаще наблюдаются такие проблемы, как скудный словарный запас, неумение согласовывать слова в предложении, нарушение звукопроизношения, отсутствие навыков культуры речи, неспособность построить описание предмета, грамотно и доступно сформулировать вопрос, затрудняются в инсценировании сказок. В связи с этим, актуальным становится необходимость совершенствования методов и приемов, использование научно обоснованных путей развития речи у детей дошкольного возраста. Необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни.
Средний дошкольный возраст характеризуется педагогической наукой, как самый оптимальный возраст для воспитания и обучения. Ребенок переходит из пассивного слушателя в активного участника, сочувствующего и негодующего, удивляющегося и радующегося, переживающего за героев литературных произведений. У него появляется потребность в знаниях всего, что его окружает.
Цель: формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе овладения литературным языком.
Задачи:
- овладение речью как средством общения и культуры;
-развитие связной речи, речевого творчества;
-знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;
-развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;
- формирование целостной картины мира, расширение кругозора, культуры познания и интеллектуальной активности;
- учить детей читать наизусть потешки и небольшие стихотворения.
Решение образовательных задач в рамках совместной деятельности взрослого и детей осуществляется как в виде организованной образовательной деятельности, так и в виде образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов.
Виды деятельности: предметные игры с сюжетными и динамическими игрушками, экспериментирование с материалами и веществами, общение со взрослыми и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого, самообслуживание и действия с бытовыми предметами, восприятие смысла музыки, сказок, стихов, рассматривание картинок, двигательная активность, инсценирование сказок.
Принципы развития речи.
- Взаимосвязь сенсорного, умственного и речевого развития.
- Коммуникативно-деятельный подход к развитию речи.
- Развитие языкового чутья.
- Формирование элементарного сознания явлений языка.
- Взаимосвязь работы над различными сторонами речи.
- Обогащение мотивации речевой деятельности.
- Обогащение активной языковой практики.
Одним из важнейших условий эффективной работы является чередование приемов, способствующих лучшему усвоению и запоминанию материала, приемов активизирующих поведение детей и поддерживающих устойчивое внимание.
Приемы:
- Чередование хоровых и индивидуальных ответов.
- Использование разнообразных игровых ситуаций.
- Обоснование необходимости выполнения задания.
- Сочетание упражнений с игровыми приемами значительно повышает речевую активность детей, позволяет сохранить устойчивый интерес.
- Мотивированная оценка ответов детей.
- Подготовка детей к восприятию ответа сверстника.
- Использование физкультурных пауз.
- Использование нового слова и рассматривание предмета, которое оно обозначает.
- Интонационное акцентирование внимания детей на новом слове.
- Многократное повторение речевого образца для его дословного воспроизведения.
- Употребление нового слова в различных речевых высказываниях.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Вариативная часть рабочей программы подготовительной группы ГБДОУ № 18 Пушкинского района СПб
Данная часть Программы учитывает образовательные потребности, интересы и мотивы воспитанников группы, членов их семей и педагогов.Цикл занятий по приобщению детей к истории русской культуры...
Основные принципы формирования вариативной части образовательной программы
Образовательная деятельность в ДОУ, формируемая участниками в образовательных отношений...
Вариативная часть рабочей программы. Педагогический проект «Пальчики помогают говорить»
В последнее время в дошкольных образовательных учреждениях наблюдается увеличение количества детей имеющих проблемы в речевом развитии. Возраст от рождения до трех лет в научном мире считается уникаль...
Конспект занятия с использованием регионального компонента как вариативной части образовательной программы на тему: "В гостях у тетушки Аксиньи" (лексическая тема "Посуда")
Цель: создание условий для формирования у детей старшего дошкольного возраста интереса к истории Донского края, к быту донских казаков....
Вариативная часть рабочей программы для старшей группы на 2016 – 2017 учебный год
Вариативная часть рабочей программы для старшей группы на 2016 – 2017 учебный год...
Вариативная часть рабочей программы в группе раннего возраста. Пластилинография
ПРИЛОЖЕНИЕ К РАБОЧЕЙ ПРОГР...
Вариативная часть рабочей программы для образовательной работы с детьми 2-4 года «Фольклор в жизни малышей
Вариативная часть рабочей программы для образовательной работы с детьми 2-4 года «Фольклор в жизни малышей...
- Мне нравится (2)