Вариативная часть рабочей программы для образовательной работы с детьми 2-4 года «Фольклор в жизни малышей
материал (младшая группа)

Негодяева Татьяна михайловна

Вариативная часть рабочей программы для образовательной работы с детьми 2-4 года «Фольклор в жизни малышей

Скачать:


Предварительный просмотр:

Вариативная часть рабочей программы для образовательной работы с детьми  2-4 года «Фольклор в жизни малышей»

                                                                                                  Пояснительная записка

Актуальность программы

 Ценность фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый устанавливает эмоциональный контакт с ребенком в детском саду. Культура этих отношений прививается с детства, когда ребенок только начинает познавать мир. Поэтому в повседневной жизни мы уделяем большое внимание знакомству с родным языком. Попевки, приговорки, потешки и другие малые фольклорные формы, сказки-первые художественные произведения, которые слышит ребенок. Знакомство с ними обогащает его чувства и речь, формирует отношение к окружающему миру, играет неоценимую роль во всестороннем развитии. Овладение навыками правильной речи; изучение малых поэтических фольклорных форм. Воспитание у детей интереса и любви к устному народному творчеству.

Наблюдая за детьми во время проведения фольклорных праздников, театральных народных представлений, фольклорных спектаклей, при знакомстве с различными формами устного народного творчества и малыми музыкальными фольклорными формами, виден их живой интерес к этому процессу и познавательная активность. У детей рождается ответное душевное чувство, интерес к обычаям и культуре народа, носителями которой они являются, гармонично формируются нравственные ценности: представление о добре, красоте, правде и верности, которые приобретают в наши дни особую значимость. Русские пословицы, небылицы, поговорки, скороговорки (древнейшая логопедия), прибаутки, песни, потешные и докучные сказки и т.д. не только открывают звуковые красоты родного слова, координируют движение и речь, но и расширяют, обогащают, активизируют словарный запас ребенка.

Едва ли можно найти материал более близкий, затрагивающий интересы и потребности детского возраста и потому самый занимательный, чем тот, который связан с детским бытом, с повседневной детской жизнью, который возник, вырос и развился из исканий высокой радости детской народной массы. Это - детский фольклор. Программа «Фольклор в жизни малышей»  познакомит  детей  с сочным и богатым русским языком, с миром бурной фантазии и живых эмоций народного творчества, чтобы все лучшие знания, которые нам достались от предыдущих поколений, были переданы дальше.

Цель: Создать условия для формирования  интерес у детей раннего возраста к  русскому народному творчеству в процессе  знакомства со сказками и потешками.

Задачи:

Воспитывать у детей интерес к русскому народному творчеству.

Учить вступать в общение с взрослыми при помощи речи и игровых действий.

Побуждать детей эмоционально откликаться на происходящие события в процессе  знакомства со сказками и потешками.

Задачи:

1.Создать  необходимую  развивающую предметно–пространственную среду

2. Развивать желание знакомиться с разнообразными жанрами фольклора.

3. Формировать  интереса к детскому фольклору, обогащение словарного запаса детей.

4.Учить вступать в общение с взрослыми при помощи речи и игровых действий.

5.Разнообразить музыкальную, художественно-игровую деятельность.

Ожидаемые результаты :

1.Дети познакомятся:  с устным народным творчеством (скороговорками,  потешками,  небылицами, прибаутками, присказками, шутками), с разными видами народной песни (хороводной, плясовой, игровой, лирической) и играми.

2.Будет развиваться художественно-речевая деятельность через обыгрывание произведений детского фольклора.

3.Будет формироваться  умение взаимодействия со сверстниками и воспитателем , умение выстраивать межличностные отношения.

План программы «Фольклор в жизни малышей»

Мероприятие

Цель

Форма проведения

Время проведения в режиме дня

Место проведения

Сентябрь

1. Разучивание потешки «Водичка -водичка»

Учить получать радость от чтения новой потешки        

Театрализованная игра

1 пол.дня,2 пол.дня

Группа

2. Игра «Дарики, летели комарики»

Закрепить названия частей тела человека        

Театрализованная игра

1 пол.дня,2 пол.дня

Группа,

прогулка

3. Разучивание потешки «Это вся моя семья.»

Закреплять знания детей о членах семьи                

Театрализованная игра

1 пол.дня,2 пол.дня

Группа,

прогулка

4. Сказка «Курочка ряба».

Знакомство детей со сказкой.

Коллективная продуктивная деятельность (по желанию)

2 пол.дня

Группа

Октябрь

1. Разучивание потешки «Петушок»

Учить понимать содержание потешки

Беседа, физкультурное упражнение, дыхательная гимнастика

Утро (утренняя гимнастика),1 пол.дня

Группа

2. Игра «Чики-чики-чикалочки».

Учить выполнять движения в соответствии с текстом        

Беседа

2 пол.дня

группа

3. Разучивание потешки «Умница Катенька, ешь кашку сладеньку».

Учить получать радость от чтения новой потешки

Театрализованная игра, продуктивная деятельность пальчиковая игра

2 пол.дня

Группа

4. Настольный театр «Репка»

Воспитывать положительные качества личности, формирование интереса к театрализованной игре

Кукольный спектакль с участием детей, подвижная игра

2 пол.дня

группа

Ноябрь

1. Игра «У медведя во бору»

учить выполнять движения в соответствии с текстом.        

Беседа, физкультурное упражнение, дыхательная гимнастика

Утро(утренняя гимнастика),1 пол.дня

Группа,

прогулка

2. Театр кукол би-ба-бо «Теремок»        

Продолжение знакомства со сказкой, развитие игровой деятельности

Беседа, спектакль

2 пол.дня

группа

3. Разучивание потешки

 «Вот они сапожки»

воспитывать положительное отношение к одеванию        

Театрализованная игра

2 пол.дня

Группа,

прогулка

4. Игра «Зайка беленький сидит»

Учить выполнять движения в соответствии с текстом. Продолжение знакомства с игрой, развитие игровой деятельности.

Кукольный спектакль с участием детей, подвижная игра

2 пол.дня

группа

Декабрь

1. Разучивание потешки «Наши уточки с утра»

Закрепить умение звукоподрожания

Беседа, физкультурное упражнение, дыхательная гимнастика

Утро (утренняя гимнастика),1 пол.дня

Группа,

прогулка

2. Кукольный спектакль «Угадай кто мы»

(Продуктивная деятельность рисование ладошками)

Продолжать знакомить детей с фольклорными произведениями.

Беседа, спектакль

2 пол.дня

группа

3. Загадки о домашних животных.

Учить понимать образный язык загадок. Знакомство с домашними животными.

Чтение, беседа.

2 пол.дня

Группа

4. Разучивание потешки «Пальчик - мальчик»        

Знакомство с потешкой.

Чтение, беседа.

2 пол.дня

группа

Январь

1. Разучивание колыбельной «Баю-баю, баиньки, купим сыну валенки»

Вызвать у детей положительое отношение к дневному сну        

Беседа, чтение

1 пол.дня

Группа

2. Игра «Как на тоненький ледок»

Учить выполнять движения в соответствии с текстом.        

Беседа, физкультурное упражнение, дыхательная гимнастика

2 пол.дня

группа

3. Игра «Лохматый пес»

Учить выполнять движения в соответствии с текстом.        

Театрализованная игра, продуктивная деятельность пальчиковая игра

2 пол.дня

Группа, прогулка

4.Кукольный театр «Заюшкина избушка»

Приобщать  детей к русской национальной культуре, прививать любовь к русским народным сказкам.

Кукольный спектакль с участием детей, подвижная игра

2 пол.дня

группа

Февраль

1. Разучивание потешки «Пампушки»

Развивать речевое внимание.

Беседа, физкультурное упражнение, дыхательная гимнастика

Утро(утренняя гимнастика),1 пол.дня

Группа, прогулка

2.Пальчиковый театр «Колобок»        

Развивать: речь, мышление, память, внимание, творческое воображение; обогащать словарный запас.

Вызывать положительные эмоции; прививать устойчивый интерес к театру.

Беседа, спектакль

2 пол.дня

группа

3. Разучивание колыбельной «Баю-баюшки-баю, не ложися на краю».

Вызвать у детей положительное отношение к дневному сну        

Заучивание песенки

2 пол.дня

группа

4. Игра «Гуси-гуси».

Формировать предпосылки диалогической речи                

Игра-упражнение

2 пол.дня

Группа

Март

1. Игра «Лиса и зайцы»

Учить выполнять движения в соответствии с текстом.

физкультурное упражнение, дыхательная гимнастика

Утро (утренняя гимнастика),

1 пол.дня

Группа

2.Настольный театр «Больная кукла» В.Берестов        

Приобщать детей к театральной культуре (знакомить с устройством театра, театральными жанрами, с разными видами кукольных театров).

Беседа, спектакль

2 пол.дня

группа

3. Разучивание потешки «Сидит белка на тележке»

Развивать мелкую моторику рук.

Знакомство с потешкой

Чтение, беседа

2 пол.дня

группа

4.Разучивание потешки «Свинка Ненила»

Воспитывать любовь к матери.

Беседа

2 пол.дня

Группа

Апрель

1. Игра : «Воробей»

Учить выполнять движения в соответствии с текстом.        

физкультурное упражнение, дыхательная гимнастика

Утро (утренняя гимнастика),

1 пол.дня

Группа, прогулка

2.Разучивание потешки «Сапожок»

Закреплять в речи названия предметов одежды.        

Беседа, рассматривание иллюстраций

2 пол.дня

группа

3.Кукольный театр «Топотушки»

развитие устойчивого интереса к театрализованной игровой деятельности;

обогащение словаря детей, активизация его;

Кукольный спектакль с участием детей

2 пол.дня

группа

4. Игра «Скачут по дорожке желтые сапожки»

Развивать речевое внимание        

Театрализованная игра

2 пол.дня

Группа,

прогулка

Май

1. Разучивание потешки: «Курочка - рябушечка»

формировать предпосылки диалогической речи        

Беседа, рассматривание иллюстраций.

1 пол.дня

Группа,

прогулка

2. Игра: «Вышла курочка гулять»

Учить выполнять движения в соответствии с текстом.        

Беседа, физкультурное упражнение, дыхательная гимнастика

2 пол.дня

группа

3. Пальчиковый театр «Маша обедает»

Доставить детям радость от просмотра кукольного театра.

Театрализованная игра,

2 пол.дня

Группа

4. Инсценирование сказки «Теремок».

Помочь детям лучше запомнить сказку, вызвать желание воспроизвести диалоги

между сказочными персонажами (приобщение к театрализованной игре).

Театрализованная игра

2 пол.дня

Группа

Список литературы

1. М.Д. Маханева Театрализованные занятия в д/с/творческий центр СФЕРА:Москва 2011;

2. «Приобщение детей к истокам народной культуры» /под.ред.Князевой О.Л., Маханевой Д.М.

3. «Знакомим дошкольников с народной культурой»./Чебан А. Я. ,Бурлакова Л. Л.

4.«Занятия по развитию речи в первой младшей группе детского сада». Планы занятий/ Гербова В.В.

5.Журнал «Дошкольное воспитание»: №10,1990г. «Использование фольклора в работе с детьми младшего возраста»,с.8;

6.Журнал «Дошкольное воспитание»: №10,1990г.«Фольклор для маленьких»,с.51

7.Журнал «Дошкольное воспитание»: №9,1995г «Русский фольклор в жизни малышей»,с.9

8.Журнал «Дошкольное воспитание»: №9,2004г «Фольклор в познавательном развитии», с.46

9.Журнал «Дошкольное воспитание»: №12,2007г. «Занятие для детей раннего возраста» ,с.122

10.Журнал «Дошкольное воспитание»: №2,2013г «Фольклорно-музыкальный калейдоскоп»,с. 73


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа воспитательно-образовательной работы с детьми средней группы

Данная программа расчитана на год. Организационной основой реализации комплексно-тематического принципа построения программы  являются примерные темы (праздники, события, проекты),  которые ...

Вариативная часть рабочей программы подготовительной группы ГБДОУ № 18 Пушкинского района СПб

Данная часть Программы учитывает образовательные потребности, интересы и мотивы воспитанников группы, членов их семей и педагогов.Цикл занятий по приобщению детей к истории русской культуры...

Вариативная часть рабочей программы. Педагогический проект «Пальчики помогают говорить»

В последнее время в дошкольных образовательных учреждениях наблюдается увеличение количества детей имеющих проблемы в речевом развитии. Возраст от рождения до трех лет в научном мире считается уникаль...

Вариативная часть рабочей программы для старшей группы на 2016 – 2017 учебный год

Вариативная часть рабочей  программы для  старшей  группы на 2016 – 2017 учебный год...

ФОРМИРУЮЩАЯ ЧАСТЬ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ МЛАДШЕЙ ГРУППЫ (3-4 года)

Формирующая часть рабочей программы для детей младшей группы. Планирование совместной образовательной деятельности с детьми по образовательной области познавательной развитие по теме "Юный эколог...

Рабочая программа воспитательно-образовательной работы с детьми раннего дошкольного возраста.

Рабочая программа группы раннего возраста в соответствии с ФГОС (далее программа) является документом, обосновывающим выбор цели, содержания, применяемых методик и технологий, форм организации воспита...