Вариативная часть рабочей программы для образовательной работы с детьми 2-4 года «Фольклор в жизни малышей
материал (младшая группа)
Вариативная часть рабочей программы для образовательной работы с детьми 2-4 года «Фольклор в жизни малышей
Скачать:
Предварительный просмотр:
Вариативная часть рабочей программы для образовательной работы с детьми 2-4 года «Фольклор в жизни малышей»
Пояснительная записка
Актуальность программы
Ценность фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый устанавливает эмоциональный контакт с ребенком в детском саду. Культура этих отношений прививается с детства, когда ребенок только начинает познавать мир. Поэтому в повседневной жизни мы уделяем большое внимание знакомству с родным языком. Попевки, приговорки, потешки и другие малые фольклорные формы, сказки-первые художественные произведения, которые слышит ребенок. Знакомство с ними обогащает его чувства и речь, формирует отношение к окружающему миру, играет неоценимую роль во всестороннем развитии. Овладение навыками правильной речи; изучение малых поэтических фольклорных форм. Воспитание у детей интереса и любви к устному народному творчеству.
Наблюдая за детьми во время проведения фольклорных праздников, театральных народных представлений, фольклорных спектаклей, при знакомстве с различными формами устного народного творчества и малыми музыкальными фольклорными формами, виден их живой интерес к этому процессу и познавательная активность. У детей рождается ответное душевное чувство, интерес к обычаям и культуре народа, носителями которой они являются, гармонично формируются нравственные ценности: представление о добре, красоте, правде и верности, которые приобретают в наши дни особую значимость. Русские пословицы, небылицы, поговорки, скороговорки (древнейшая логопедия), прибаутки, песни, потешные и докучные сказки и т.д. не только открывают звуковые красоты родного слова, координируют движение и речь, но и расширяют, обогащают, активизируют словарный запас ребенка.
Едва ли можно найти материал более близкий, затрагивающий интересы и потребности детского возраста и потому самый занимательный, чем тот, который связан с детским бытом, с повседневной детской жизнью, который возник, вырос и развился из исканий высокой радости детской народной массы. Это - детский фольклор. Программа «Фольклор в жизни малышей» познакомит детей с сочным и богатым русским языком, с миром бурной фантазии и живых эмоций народного творчества, чтобы все лучшие знания, которые нам достались от предыдущих поколений, были переданы дальше.
Цель: Создать условия для формирования интерес у детей раннего возраста к русскому народному творчеству в процессе знакомства со сказками и потешками.
Задачи:
Воспитывать у детей интерес к русскому народному творчеству.
Учить вступать в общение с взрослыми при помощи речи и игровых действий.
Побуждать детей эмоционально откликаться на происходящие события в процессе знакомства со сказками и потешками.
Задачи:
1.Создать необходимую развивающую предметно–пространственную среду
2. Развивать желание знакомиться с разнообразными жанрами фольклора.
3. Формировать интереса к детскому фольклору, обогащение словарного запаса детей.
4.Учить вступать в общение с взрослыми при помощи речи и игровых действий.
5.Разнообразить музыкальную, художественно-игровую деятельность.
Ожидаемые результаты :
1.Дети познакомятся: с устным народным творчеством (скороговорками, потешками, небылицами, прибаутками, присказками, шутками), с разными видами народной песни (хороводной, плясовой, игровой, лирической) и играми.
2.Будет развиваться художественно-речевая деятельность через обыгрывание произведений детского фольклора.
3.Будет формироваться умение взаимодействия со сверстниками и воспитателем , умение выстраивать межличностные отношения.
План программы «Фольклор в жизни малышей»
Мероприятие | Цель | Форма проведения | Время проведения в режиме дня | Место проведения | ||
Сентябрь | ||||||
1. Разучивание потешки «Водичка -водичка» | Учить получать радость от чтения новой потешки | Театрализованная игра | 1 пол.дня,2 пол.дня | Группа | ||
2. Игра «Дарики, летели комарики» | Закрепить названия частей тела человека | Театрализованная игра | 1 пол.дня,2 пол.дня | Группа, прогулка | ||
3. Разучивание потешки «Это вся моя семья.» | Закреплять знания детей о членах семьи | Театрализованная игра | 1 пол.дня,2 пол.дня | Группа, прогулка | ||
4. Сказка «Курочка ряба». | Знакомство детей со сказкой. | Коллективная продуктивная деятельность (по желанию) | 2 пол.дня | Группа | ||
Октябрь | ||||||
1. Разучивание потешки «Петушок» | Учить понимать содержание потешки | Беседа, физкультурное упражнение, дыхательная гимнастика | Утро (утренняя гимнастика),1 пол.дня | Группа | ||
2. Игра «Чики-чики-чикалочки». | Учить выполнять движения в соответствии с текстом | Беседа | 2 пол.дня | группа | ||
3. Разучивание потешки «Умница Катенька, ешь кашку сладеньку». | Учить получать радость от чтения новой потешки | Театрализованная игра, продуктивная деятельность пальчиковая игра | 2 пол.дня | Группа | ||
4. Настольный театр «Репка» | Воспитывать положительные качества личности, формирование интереса к театрализованной игре | Кукольный спектакль с участием детей, подвижная игра | 2 пол.дня | группа | ||
Ноябрь | ||||||
1. Игра «У медведя во бору» | учить выполнять движения в соответствии с текстом. | Беседа, физкультурное упражнение, дыхательная гимнастика | Утро(утренняя гимнастика),1 пол.дня | Группа, прогулка | ||
2. Театр кукол би-ба-бо «Теремок» | Продолжение знакомства со сказкой, развитие игровой деятельности | Беседа, спектакль | 2 пол.дня | группа | ||
3. Разучивание потешки «Вот они сапожки» | воспитывать положительное отношение к одеванию | Театрализованная игра | 2 пол.дня | Группа, прогулка | ||
4. Игра «Зайка беленький сидит» | Учить выполнять движения в соответствии с текстом. Продолжение знакомства с игрой, развитие игровой деятельности. | Кукольный спектакль с участием детей, подвижная игра | 2 пол.дня | группа | ||
Декабрь | ||||||
1. Разучивание потешки «Наши уточки с утра» | Закрепить умение звукоподрожания | Беседа, физкультурное упражнение, дыхательная гимнастика | Утро (утренняя гимнастика),1 пол.дня | Группа, прогулка | ||
2. Кукольный спектакль «Угадай кто мы» (Продуктивная деятельность рисование ладошками) | Продолжать знакомить детей с фольклорными произведениями. | Беседа, спектакль | 2 пол.дня | группа | ||
3. Загадки о домашних животных. | Учить понимать образный язык загадок. Знакомство с домашними животными. | Чтение, беседа. | 2 пол.дня | Группа | ||
4. Разучивание потешки «Пальчик - мальчик» | Знакомство с потешкой. | Чтение, беседа. | 2 пол.дня | группа | ||
Январь | ||||||
1. Разучивание колыбельной «Баю-баю, баиньки, купим сыну валенки» | Вызвать у детей положительое отношение к дневному сну | Беседа, чтение | 1 пол.дня | Группа | ||
2. Игра «Как на тоненький ледок» | Учить выполнять движения в соответствии с текстом. | Беседа, физкультурное упражнение, дыхательная гимнастика | 2 пол.дня | группа | ||
3. Игра «Лохматый пес» | Учить выполнять движения в соответствии с текстом. | Театрализованная игра, продуктивная деятельность пальчиковая игра | 2 пол.дня | Группа, прогулка | ||
4.Кукольный театр «Заюшкина избушка» | Приобщать детей к русской национальной культуре, прививать любовь к русским народным сказкам. | Кукольный спектакль с участием детей, подвижная игра | 2 пол.дня | группа | ||
Февраль | ||||||
1. Разучивание потешки «Пампушки» | Развивать речевое внимание. | Беседа, физкультурное упражнение, дыхательная гимнастика | Утро(утренняя гимнастика),1 пол.дня | Группа, прогулка | ||
2.Пальчиковый театр «Колобок» | Развивать: речь, мышление, память, внимание, творческое воображение; обогащать словарный запас. Вызывать положительные эмоции; прививать устойчивый интерес к театру. | Беседа, спектакль | 2 пол.дня | группа | ||
3. Разучивание колыбельной «Баю-баюшки-баю, не ложися на краю». | Вызвать у детей положительное отношение к дневному сну | Заучивание песенки | 2 пол.дня | группа | ||
4. Игра «Гуси-гуси». | Формировать предпосылки диалогической речи | Игра-упражнение | 2 пол.дня | Группа | ||
Март | ||||||
1. Игра «Лиса и зайцы» | Учить выполнять движения в соответствии с текстом. | физкультурное упражнение, дыхательная гимнастика | Утро (утренняя гимнастика), 1 пол.дня | Группа | ||
2.Настольный театр «Больная кукла» В.Берестов | Приобщать детей к театральной культуре (знакомить с устройством театра, театральными жанрами, с разными видами кукольных театров). | Беседа, спектакль | 2 пол.дня | группа | ||
3. Разучивание потешки «Сидит белка на тележке» | Развивать мелкую моторику рук. Знакомство с потешкой | Чтение, беседа | 2 пол.дня | группа | ||
4.Разучивание потешки «Свинка Ненила» | Воспитывать любовь к матери. | Беседа | 2 пол.дня | Группа | ||
Апрель | ||||||
1. Игра : «Воробей» | Учить выполнять движения в соответствии с текстом. | физкультурное упражнение, дыхательная гимнастика | Утро (утренняя гимнастика), 1 пол.дня | Группа, прогулка | ||
2.Разучивание потешки «Сапожок» | Закреплять в речи названия предметов одежды. | Беседа, рассматривание иллюстраций | 2 пол.дня | группа | ||
3.Кукольный театр «Топотушки» | развитие устойчивого интереса к театрализованной игровой деятельности; обогащение словаря детей, активизация его; | Кукольный спектакль с участием детей | 2 пол.дня | группа | ||
4. Игра «Скачут по дорожке желтые сапожки» | Развивать речевое внимание | Театрализованная игра | 2 пол.дня | Группа, прогулка | ||
Май | ||||||
1. Разучивание потешки: «Курочка - рябушечка» | формировать предпосылки диалогической речи | Беседа, рассматривание иллюстраций. | 1 пол.дня | Группа, прогулка | ||
2. Игра: «Вышла курочка гулять» | Учить выполнять движения в соответствии с текстом. | Беседа, физкультурное упражнение, дыхательная гимнастика | 2 пол.дня | группа | ||
3. Пальчиковый театр «Маша обедает» | Доставить детям радость от просмотра кукольного театра. | Театрализованная игра, | 2 пол.дня | Группа | ||
4. Инсценирование сказки «Теремок». | Помочь детям лучше запомнить сказку, вызвать желание воспроизвести диалоги между сказочными персонажами (приобщение к театрализованной игре). | Театрализованная игра | 2 пол.дня | Группа |
Список литературы
1. М.Д. Маханева Театрализованные занятия в д/с/творческий центр СФЕРА:Москва 2011;
2. «Приобщение детей к истокам народной культуры» /под.ред.Князевой О.Л., Маханевой Д.М.
3. «Знакомим дошкольников с народной культурой»./Чебан А. Я. ,Бурлакова Л. Л.
4.«Занятия по развитию речи в первой младшей группе детского сада». Планы занятий/ Гербова В.В.
5.Журнал «Дошкольное воспитание»: №10,1990г. «Использование фольклора в работе с детьми младшего возраста»,с.8;
6.Журнал «Дошкольное воспитание»: №10,1990г.«Фольклор для маленьких»,с.51
7.Журнал «Дошкольное воспитание»: №9,1995г «Русский фольклор в жизни малышей»,с.9
8.Журнал «Дошкольное воспитание»: №9,2004г «Фольклор в познавательном развитии», с.46
9.Журнал «Дошкольное воспитание»: №12,2007г. «Занятие для детей раннего возраста» ,с.122
10.Журнал «Дошкольное воспитание»: №2,2013г «Фольклорно-музыкальный калейдоскоп»,с. 73
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа воспитательно-образовательной работы с детьми средней группы
Данная программа расчитана на год. Организационной основой реализации комплексно-тематического принципа построения программы являются примерные темы (праздники, события, проекты), которые ...
Вариативная часть рабочей программы подготовительной группы ГБДОУ № 18 Пушкинского района СПб
Данная часть Программы учитывает образовательные потребности, интересы и мотивы воспитанников группы, членов их семей и педагогов.Цикл занятий по приобщению детей к истории русской культуры...
Вариативная часть рабочей программы. Педагогический проект «Пальчики помогают говорить»
В последнее время в дошкольных образовательных учреждениях наблюдается увеличение количества детей имеющих проблемы в речевом развитии. Возраст от рождения до трех лет в научном мире считается уникаль...
Вариативная часть рабочей программы для старшей группы на 2016 – 2017 учебный год
Вариативная часть рабочей программы для старшей группы на 2016 – 2017 учебный год...
Вариативная часть рабочей программы в группе раннего возраста. Пластилинография
ПРИЛОЖЕНИЕ К РАБОЧЕЙ ПРОГР...
ФОРМИРУЮЩАЯ ЧАСТЬ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ МЛАДШЕЙ ГРУППЫ (3-4 года)
Формирующая часть рабочей программы для детей младшей группы. Планирование совместной образовательной деятельности с детьми по образовательной области познавательной развитие по теме "Юный эколог...
Рабочая программа воспитательно-образовательной работы с детьми раннего дошкольного возраста.
Рабочая программа группы раннего возраста в соответствии с ФГОС (далее программа) является документом, обосновывающим выбор цели, содержания, применяемых методик и технологий, форм организации воспита...