Вариативная часть рабочей программы для старшей группы на 2016 – 2017 учебный год
методическая разработка (старшая группа) на тему
Вариативная часть рабочей программы для старшей группы на 2016 – 2017 учебный год
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
variativnaya_programma_16-17god.docx | 74.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад№15 комбинированного вида
2 категории города Алейска Алтайского края.
Принята Утверждена Педагогическим советом Заведующий МБДОУ д/с№15 Протокол №_________ _____________ Н.М.Щербатых
«________»2016года «_________» 2016года
Рабочая программа старшей группы
на 2016 – 2017 учебный год
Разработчики: О.А. Ленинг
Содержание
№ п./п. | Оглавление | Стр. |
1 | Целевой раздел | 3 |
1.1 | Пояснительная записка | 3 |
1.2 | Цели реализации рабочей программы средней группы | 3 |
1.3 | Задачи реализации рабочей программы средней группы | 3 |
1.4 | Принципы и подходы в организации образовательного процесса | 5 |
1.5 | Значимые характеристики, в том числе характеристики особенностей развития детей среднего дошкольного возраста. | 8 |
1.6. | Планируемые результаты как ориентиры освоения воспитанниками рабочей программы ( в виде целевых ориентиров) | 14 |
2 | Содержательный раздел | 18 |
2.1 | Комплексно – тематическое планирование (описание образовательной деятельности) | 18 |
3. | Организационный раздел | 21 |
3.1 | Материально – техническое обеспечение программы, место реализации программы в целостном образовательном процессе. | 21
|
1.Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка
Рабочая программа (Далее - Программа) разработана в соответствии с основной образовательной программой МБДОУ детский сад № 15 2016 года и отражает особенности содержания и организации образовательного процесса в группе старшего дошкольного возраста (5-6 лет).
1.2. Цели реализации рабочей программы
Цель программы: - способствовать формированию художественно - творческих способностей детей посредством художественно творческой деятельности, создание условий для развития творческих способностей, фантазии, воображения средствами нетрадиционного рисования.
1.3. Задачи реализации рабочей программы
Задачи программы: Образовательные:
содействие овладению элементарными навыками и умениями изобразительной деятельности, усвоению знаний о разнообразных материалах, используемых на занятиях рисованием;
ознакомление детей с нетрадиционными техниками изображения, их применением, выразительными возможностями, свойствами изобразительных материалов;
содействие формированию специальных графических умений и навыков (элементарные смешения цветов, формирование навыков размещения изображения в зависимости от листа бумаги);
закреплять и обогащать знания детей о разных видах художественного творчества.
знакомить детей различными видами изобразительной деятельности, многообразием художественных материалов и приёмами работы с ними, закреплять приобретённые умения и навыки и показывать детям широту их возможного применения;
Развивающие:
развивать сенсорные способности восприятия, чувства цвета, ритма, формы, объема в процессе работы с различными материалами.
формировать творческое мышление, устойчивый интерес к художественной деятельности;
развивать художественный вкус, фантазию, творчество, изобретательность, пространственное воображение, интерес к рисованию нетрадиционными техниками.
формировать умения и навыки, необходимые для создания творческих
работ.
развивать чувство коллективизма, товарищества, стремления прийти на помощь друг другу.
развивать желание экспериментировать, проявляя яркие познавательные
чувства: удивление, сомнение, радость от узнавания нового.
Воспитательные:
воспитание выдержки, волевого усилия, способности быстро переключать внимание;
содействовать формированию обычных учебных умений и навыков (правильно организовать свое рабочее место, держать лист бумаги, размещать на нем изображение);
воспитывать внимание, аккуратность в работе и бережное отношение к материалам, используемых в работе, целеустремлённость, творческую самореализацию.
Программа направлена на:
создание условий развития ребёнка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности;
создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей.
формирование «культуры творческой личности»: развитие в ребёнке природных задатков, творческого потенциала, специальных способностей, позволяющих ему самому реализоваться в различных видах и формах художественно – творческой деятельности.
Программа учитывает:
индивидуальные потребности ребёнка, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья, определяющие особые условия получения им образования (особые образовательные потребности), индивидуальные потребности отдельных категорий детей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья;
возможности освоения ребёнком Программы на разных этапах её реализации.
1.4. Принципы и подходы в организации образовательного процесса.
В основе реализации Программы лежит культурно-исторический и системно деятельностный подходы к развитию ребенка, являющиеся методологией ФГОС.
Программа сформирована в соответствии с принципами и подходами, определёнными федеральным государственным образовательным стандартом:
полноценное проживание ребёнком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащения (амплификации) детского развития;
индивидуализацию дошкольного образования (в том числе одарённых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья);
содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
поддержку инициативы детей в различных видах деятельности;
партнерство с семьей;
приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
возрастную адекватность (соответствия условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
обеспечение преемственности дошкольного общего и начального общего образования.
Также свою Программу мы строили на принципах дошкольной педагогики и возрастной психологии:
1. Принцип развивающего образования, в соответствии с которым главной целью дошкольного образования является развитие ребенка.
2. Принцип научной обоснованности и практической применимости (содержание программы должно соответствовать основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, при этом иметь возможность реализации в массовой практике дошкольного образования).
3. Принцип интеграции содержания дошкольного образования в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных областей.
4. Комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса.
Кроме того, при разработке Программы нами учитывались принципы и подходы её формирования, определённые главной целью Примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы»:
создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника.
Нормативно-правовой основой для разработки рабочей образовательной программы являются:
Федеральный уровень
Федеральный закон № 273 – ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в РФ»
Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.октября 2013 г №1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. №1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»
Приказ Министерства образования и науки РФ от 08 апреля 2014г. №293 «Об утверждении Порядка приема на обучение по образовательным программам дошкольного образования» (зарегистрировано в Минюсте РФ 12 мая 2014г., № 32220, вступил в силу 27 мая 2014г.)
Приказ Министерства образования и науки РФ от 14 июня 2013г. №462 «Об утверждении Порядка проведения самообследования образовательной организацией» (зарегистрирован в Минюсте РФ 27 июня 2013г., №28908)
Приказ Министерства образования и науки РФ от 13 января 2014г. № 8 «Об утверждении примерной формы договора об образовании по образовательным программам дошкольного образования»
Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26.08.2010г. № 761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих». Раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования».
Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 октября 2013г. № 544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013г. №26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций».
Постановление Правительства РФ от 5 августа 2013г. № 662 «Об осуществлении мониторинга системы образования».
Постановление Правительства РФ от 15 августа 2013г. №706 «Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг».
Письмо Департамента государственной политики в сфере общего образования Министерства образования и науки РФ от 28.02.2014г. № 08-249 «Комментарии к ФГОС дошкольного образования»
Письмо Департамента государственной политики в сфере общего образования Министерства образования и науки РФ от 10января 2014г № 08-10 «О Плане действий по обеспечению введения ФГОС дошкольного образования (далее – План действий по обеспечению введения ФГОС ДО (№08-10)).
Письмо Рособрнадзора от 07.02.2014г. № 01-52-22/05-382 «О недопустимости требования от организаций, осуществляющих образовательную деятельность по программам дошкольного образования, немедленного приведения уставных документов и образовательных программ в соответствие с ФГОС ДО».
Письмо Министерства образования и науки от 10 января 2014г. № 08-5 «О соблюдении организациями, осуществляющими образовательную деятельность, требований, установленных ФГОС ДО.
Федеральный закон РФ от 5 апреля 2013г. № 44 – ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
Региональный уровень
Закон Алтайского края от 4 сентября 2013г. № 56 ЗС «Об образовании в Алтайском крае» (принят постановлением ЗС Алтайского края от 02.09.2013г. № 513)
Программа разработана с учетом:
- Образовательной программы Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад № 15 комбинированного вида 2 категории
города Алейска Алтайского края
- Программы «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.
- Парциальной программы художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки» (И.А. Лыкова)
1.5. Значимые для разработки и реализации Программы характеристики, в том числе, характеристики особенностей развития детей (младшего) среднего дошкольного возраста.
МБДОУ детский сад № 15 г.Алейска функционирует в режиме 12-часового пребывания воспитанников в период с 7-30 до 19-30 при 5-дневной рабочей неделе. Рабочая Программа реализуется в течение всего времени пребывания воспитанников в детском саду.
Обязательная часть Программы в содержательном отношении разработана с учетом основной образовательной программы МБДОУ детский сад № 15 г.Алейска. Объем обязательной части Программы составляет 60% от ее общего объема. Иные 40% составляют объем части Программы, формируемой участниками образовательных отношений. Содержательные и организационные аспекты данной части ориентированы на развитие художественно – творческих способностей детей дошкольного возраста в разных видах деятельности игры.
Здание МБДОУ детский сад №15- 1986 года постройки.
Социокультурное пространство образовательного учреждения ограничено и однообразно. В шаговой доступности расположено МБОУ СОШ № 4. В рамках расширения образовательного пространства детей осуществляется сотрудничество с городским музеем, городской библиотекой, МБОУ СОШ № 4.
Сведения о семьях воспитанников
Педагоги старшей группы МБДОУ детский сад № 15 строят свою работу по воспитанию и обучению детей в тесном контакте с семьёй. В старшей группе МБДОУ детский сад № 15 изучается контингент родителей, социальный и образовательный статус членов семей воспитанников.
По возрасту | По образованию | |||||||
До 30 | 31-40 | 41-50 | 51-60 | высшее | Н. выс. | Ср.спец. | Среднее | |
Отцы | 61,9% | 28,6% | 9,5% | _____ |
9,5% |
_____ | 57,14% | 33,36% |
Матери |
81,4% | 18,6% | ____ | _____ | 14,81% | 3,71% | 43,45% | 38,03% |
Возрастные и индивидуальные особенности контингента воспитанников.
Старшую группу общеразвивающей направленности МБДОУ детский сад № 15 на 01.09.2016 года посещают – 26 воспитанников в возрасте 5-6 лет. Из них – 15 девочек, и 11 мальчиков.
ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ
СОЦИАЛЬНО-ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ: Ребёнок 5-6 лет стремится познать себя и другого человека как представителя общества, постепенно начинает осознавать связи и зависимости в социальном поведении и взаимоотношениях людей. В 5-6 лет дошкольники совершают положительный нравственный выбор (преимущественно в воображаемом плане). Чаще начинают употреблять и более точный словарь для обозначения моральных понятий - вежливый, честный, заботливый и др. В этом возрасте в поведении дошкольников формируется возможность саморегуляции, т. е. дети начинают предъявлять к себе те требования, которые раньше предъявлялись им взрослыми. Так они могут, не отвлекаясь на более интересные дела, доводить до конца малопривлекательную работу (убирать игрушки, наводить порядок в комнате и т. п.). Это становится возможным благодаря осознанию детьми общепринятых норм и правил поведения и обязательности их выполнения. Ребенок эмоционально переживает не только оценку его поведения другими, но и соблюдение им самим норм и правил, соответствие его поведения своим морально-нравственным представлениям. Однако соблюдение норм (дружно играть, делиться игрушками, контролировать агрессию и т. д.), как правило, в этом возрасте возможно лишь во взаимодействии с теми, кто наиболее симпатичен, с друзьями.
В возрасте от 5 до 6 лет происходят изменения в представлениях ребёнка о себе; оценки и мнение товарищей становятся для них существенными. Повышается избирательность и устойчивость взаимоотношений с ровесниками. Свои предпочтения дети объясняют успешностью того или иного ребёнка в игре («С ним интересно играть» и т. п.) или его положительными качествами («Она хорошая», «Он не дерётся» и т. п.). Общение детей становится менее ситуативным. Они охотно рассказывают о том, что с ними произошло: где были, что видели и т. д. Дети внимательно слушают друг друга, эмоционально сопереживают рассказам друзей.
В 5-6 лет у ребёнка формируется система первичной половой идентичности по существенным признакам (женские и мужские качества, особенности проявления чувств, эмоций, специфика поведения, внешности, профессии). При обосновании выбора сверстников противоположного пола мальчики опираются на такие качества девочек, как красота, нежность, ласковость, а девочки - на такие, как сила, способность заступиться за другого. Повышаются возможности безопасности жизнедеятельности ребенка 5-6 лет. Это связано с ростом осознанности и произвольности поведения, преодолением эгоцентрической позиции (ребёнок становится способным встать на позицию другого).
ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: В игровом взаимодействии существенное место начинает занимать совместное обсуждение правил игры. Дети часто пытаются контролировать действия друг друга - указывают, как должен себя вести тот или иной персонаж. В случаях возникновения конфликтов во время игры дети объясняют партнёрам свои действия или критикуют их действия, ссылаясь на правила. При распределении детьми этого возраста ролей для игры можно иногда наблюдать и попытки совместного решения проблем («Кто будет…?»). Вместе с тем согласование действий, распределение обязанностей у детей чаще всего возникает ещё по ходу самой игры.
ОБЩАЯ МОТОРИКА: Более совершенной становится крупная моторика: ребенок хорошо бегает на носках, прыгает через веревочку, попеременно на одной и другой ноге, катается на двухколесном велосипеде, на коньках. Появляются сложные движения: может пройти по неширокой скамейке и при этом даже перешагнуть через небольшое препятствие; умеет отбивать мяч о землю одной рукой несколько раз подряд. Активно формируется осанка детей, правильная манера держаться. Развиваются выносливость (способность достаточно длительное время заниматься физическими упражнениями) и силовые качества (способность применения ребёнком небольших усилий на протяжении достаточно длительного времени). Ловкость и развитие мелкой моторики проявляются в более высокой степени самостоятельности ребёнка при самообслуживании: дети практически не нуждаются в помощи взрослого, когда одеваются и обуваются. Некоторые из них могут обращаться со шнурками — продевать их в ботинок и завязывать бантиком.
ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ: К 5 годам они обладают довольно большим запасом представлений об окружающем, которые получают благодаря своей активности, стремлению задавать вопросы и экспериментировать.
Представления об основных свойствах предметов углубляются: ребёнок хорошо знает основные цвета и имеет представления об оттенках (например, может показать два оттенка одного цвета: светло-красный и тёмно-красный); может рассказать, чем отличаются геометрические фигуры друг от друга; сопоставить между собой по величине большое количество предметов.
Ребенок 5-6 лет умеет из неравенства делать равенство; раскладывает 10 предметов от самого большого к самому маленькому и наоборот; рисует в тетради в клетку геометрические фигуры; выделяет в предметах детали, похожие на эти фигуры; ориентируется на листе бумаги. Освоение времени все ещё не совершенно: не точная ориентация во временах года, днях недели (хорошо усваиваются названия тех дней недели и месяцев года, с которыми связаны яркие события). Внимание детей становится более устойчивым и произвольным. Они могут заниматься не очень привлекательным, но нужным делом в течение 20-25 мин вместе со взрослым. Ребёнок этого возраста уже способен действовать по правилу, которое задаётся взрослым (отобрать несколько фигур определённой формы и цвета, найти на картинке изображения предметов и заштриховать их определённым образом).
Объём памяти изменяется не существенно. Улучшается её устойчивость. При этом для запоминания дети уже могут использовать несложные приёмы и средства (в качестве подсказки могут выступать схемы, карточки или рисунки). В 5-6 лет ведущее значение приобретает наглядно-образное мышление, которое позволяет ребёнку решать более сложные задачи с использованием обобщённых наглядных средств (схем, чертежей и пр.) . К наглядно-действенному мышлению дети прибегают в тех случаях, когда сложно без практических проб выявить необходимые связи. При этом пробы становятся планомерными и целенаправленными. Задания, которые можно решить без практических проб, ребёнок нередко может решать в уме. Развивается прогностическая функция мышления, что позволяет ребёнку видеть перспективу событий, предвидеть близкие и отдалённые последствия собственных действий и поступков.
РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ: Для детей этого возраста становится нормой правильное произношение звуков. Сравнивая свою речь с речью взрослых, дошкольник может обнаружить собственные речевые недостатки. Ребёнок шестого года жизни свободно использует средства интонационной выразительности: может читать стихи грустно, весело или торжественно, способен регулировать громкость голоса и темп речи в зависимости от ситуации (громко читать стихи на празднике или тихо делиться своими секретами и т. п.). Дети начинают употреблять обобщающие слова, синонимы, антонимы, оттенки значений слов, многозначные слова. Словарь детей активно пополняется существительными, обозначающими названия профессий, социальных учреждений (библиотека, почта, универсам, спортивный клуб и т. д.); глаголами, обозначающими трудовые действия людей разных профессий, прилагательными и наречиями, отражающими качество действий, отношение людей к профессиональной деятельности. Использует в речи синонимы, антонимы; слова, обозначающие материалы, из которых сделаны предметы (бумажный, деревянный и т. д.).
Дошкольники могут использовать в речи сложные случаи грамматики: несклоняемые существительные, существительные множественного числа в родительном падеже, следовать орфоэпическим нормам языка; способны к звуковому анализу простых трёхзвуковых слов.
Дети учатся самостоятельно строить игровые и деловые диалоги, осваивая правила речевого этикета, пользоваться прямой и косвенной речью; в описательном и повествовательном монологах способны передать состояние героя, его настроение, отношение к событию, используя эпитеты и сравнения. Круг чтения ребёнка 5-6 лет пополняется произведениями разнообразной тематики, в том числе связанной с проблемами семьи, взаимоотношений со взрослыми, сверстниками, с историей страны. Малыш способен удерживать в памяти большой объём информации, ему доступно чтение с продолжением. Практика анализа текстов, работа с иллюстрациями способствуют углублению читательского опыта, формированию читательских симпатий. Ребенок к 6 годам свободно называет свое имя, фамилию, адрес, имена родителей и их профессии.
МУЗЫКАЛЬНО-ХУДОЖЕСТВЕННАЯ И ПРОДУКТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. В процессе восприятия художественных произведений дети эмоционально откликаются на те произведения искусства, в которых переданы понятные им чувства и отношения, различные эмоциональные состояния людей, животных, борьба добра со злом.
При слушании музыки дети обнаруживают большую сосредоточенность и внимательность. Творческие проявления музыкальной деятельности становятся более осознанными и направленными (образ, средства выразительности продумываются и сознательно подбираются детьми).
В изобразительной деятельности дети также могут изобразить задуманное (замысел ведёт за собой изображение). Развитие мелкой моторики влияет на совершенствование техники изображения: дошкольники могут проводить узкие и широкие линии краской (концом кисти и плашмя), рисовать кольца, дуги, делать тройной мазок из одной точки, смешивать краску на палитре для получения светлых, тёмных и новых оттенков, разбеливать основной тон для получения более светлого оттенка, накладывать одну краску на другую. Дети с удовольствием обводят рисунки по контуру, заштриховывают фигуры.
Старшие дошкольники в состоянии лепить из целого куска глины (пластелина), моделируя форму кончиками пальцев, сглаживать места соединения, оттягивать детали пальцами от основной формы, украшать свои работы с помощью стеки и налепов, расписывать их.
Совершенствуются практические навыки работы с ножницами: дети могут вырезать круги из квадратов, овалы из прямоугольников, преобразовывать одни геометрические фигуры в другие: квадрат - в несколько треугольников, прямоугольник - в полоски, квадраты и маленькие прямоугольники; создавать из нарезанных фигур изображения разных предметов или декоративные композиции.
Дети конструируют по условиям, заданным взрослым, но уже готовы к самостоятельному творческому конструированию из разных материалов. Постепенно дети приобретают способность действовать по предварительному замыслу в конструировании и рисовании.
ТРУДОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: В старшем дошкольном возрасте (5-7 лет) активно развиваются планирование и самооценивание трудовой деятельности. Освоенные ранее виды детского труда выполняются качественно, быстро, осознанно. Становится возможным освоение детьми разных видов ручного труда.
Возраст 5-6 лет можно охарактеризовать как возраст овладения ребёнком активным воображением, которое начинает приобретать самостоятельность, отделяясь от практической деятельности и предваряя её. Образы воображения значительно полнее и точнее воспроизводят действительность. Ребёнок чётко начинает различать действительное и вымышленное. Действия воображения - создание и воплощение замысла - начинают складываться первоначально в игре. Это проявляется в том, что прежде игры рождается её замысел и сюжет.
1.6. Планируемые результаты освоения Программы.
Планируемые результаты освоения Программы – это целевые ориентиры дошкольного образования (п. 4.1. ФГОС ДО), которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования.
Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Они не являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки детей (п. 4.1. ФГОС ДО).
В соответствии с п. 4.5 ФГОС ДО целевые ориентиры не могут служить непосредственным основанием при решении управленческих задач, включая:
- аттестацию педагогических кадров;
- оценку качества образования;
- оценку как итогового, так и промежуточного уровня развития детей, в том числе в рамках мониторинга (в том числе в форме тестирования, с использованием методов, основанных на наблюдении, или иных методов измерения результативности детей);
- распределение стимулирующего фонда оплаты труда работников СП.
Решением педагогического совета № 1 («Установочный) (протокол № 1 от 03 сентября 2015 года), планируемые результаты освоения Программы (целевые ориентиры) проводятся 2 раза в год:
- с 01 сентября (первичный);
- с 15 мая (итоговый);
Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования:
- ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
- ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;
- ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;
- ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности;
- у ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;
- ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;
- ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.; ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.
- В соответствии с п. 4.7 ФГОС ДО целевые ориентиры Программы выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования. При соблюдении требований к условиям реализации Программы настоящие целевые ориентиры предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования.
Итог реализации части программы, формируемой частниками образовательного процесса:
В результате реализации программы предполагается достижение определѐнного уровня овладения детьми изобразительной грамоты. Дети будут знать специальную терминологию, получат представление о видах и жанрах искусства, научатся обращаться с основными художественными материалами и инструментами изобразительного искусства.
Дети будут знать и уметь:
- основные и дополнительные цвета;
- цветовую гамму красок (тѐплые, холодные цвета);
- воспринимать и эмоционально реагировать на художественный образ и средства выразительности в произведениях изобразительного искусства разных видов и жанров;
- самостоятельно создавать индивидуальные художественные образы в различных видах творческой деятельности;
- в индивидуальной и коллективной работе использовать разные виды творческой деятельности;
- владеть комплексом технических навыков и умений, необходимых для ее реализации;
- варьировать различные техники исполнения творческой работы;
У детей развиваются общеучебные умения и личностные качества:
- умение организовывать и содержать в порядке своѐ рабочее место;
- трудолюбие;
- самостоятельность;
- уверенность в своих силах.
- доводить работу от эскиза до композиции;
- использовать разнообразие выразительных средств (линия, пятно, ритм, цвет);
Выявление достигнутых результатов осуществляется:
- выставки,
- участие в конкурсах (городских, региональных, всероссийских),
- отчѐтные просмотры законченных работ.
2. Содержательный раздел
2.1. Комплексно – тематическое планирование (описание образовательной деятельности)
Месяц | Тема | Цель | Метод рисова ния | Оборудование |
С Е Н Т Я Б Р Ь | «Знакомство с нетрадиционными техниками изображения». | Развивать у детей интерес к творческой деятельности. Помочь детям почувствовать свойства изобразительных материалов, способы использования и их выразительные возможности при создании рисунка. Развивать чувство композиции, цветовосприятие, творческое мышление. Формировать практические навыки работы с различными инструментами. | Различ-ные. | Мольберты, белые листы бумаги, гуашь, палитра, кисти разных размеров, цветные карандаши, простой карандаш, подставка под кисти и карандаши, материалы и инструменты для нетрадиционной техники. |
«Мой любимый дождик». | Познакомить детей с нетрадиционной изобразительной техникой рисования пальчиками. Показать приемы получения точек и коротких линий. Учить рисовать дождик из тучек, передавая его характер (мелкий, капельками, сильный ливень), используя точку и линию как средство выразительности. Воспитывать аккуратность. | Паль-цеграфия | Два листа формата А4 светло-серого цвета с наклеенными тучками разной величины, синяя гуашь в мисочках, салфетки, зонтик для игры, иллюстрации и эскизы. | |
«Веселые мухоморы». | Продолжать знакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования пальчиками. Учить наносить ритмично и равномерно точки на всю поверхность бумаги. Закрепить умение ровно закрашивать шляпку гриба, окунать кисть в краску по мере необходимости, хорошо ее промывать. | Паль-цеграфия | Вырезанные из белой бумаги шаблоны мухоморов различной формы, красная и оранжевая гуашь, кисти, мисочки с белой гуашью, салфетки, муляжи или иллюстрации мухоморов. | |
«Люблю березку русскую» | Продолжать знакомить с техникой печатания листьями. Развивать цветовосприятие. Учить смешивать краски прямо на листьях. Учить видеть красоту русской природы. Воспитывать бережное отношение к природе; аккуратность при выполнении работы. | Отпечат-ки листьями. | Два листа формата А4, гуашь, сухие листья березы, кисть, вода. | |
О К Т Я Б Р Ь | «Ягоды и яблочки». | Познакомить с техникой печатания печаткой из картофеля. Показать прием получения отпечатка. Учить рисовать ягоды и яблочки, рассыпанные на тарелке, используя контраст размера и цвета. По желанию можно использовать рисование пальчиками. Развивать чувство композиции. | Печаткой из картофе-ля (круги разной величи-ны). | Круг из тонированной бумаги, гуашь в мисочках желтого, красного, зеленого цветов, печатка из картофеля, салфетки, ягоды и яблоки натуральные или муляжи. |
«Матрёшка» | Ознакомить детей с историей рождения русской деревянной игрушкой; Развивать умение украшать силуэт матрешки. Формировать эстетический вкус и развивать творческие возможности детей в процессе интеграции разнообразных видов деятельности. | Паль-цеграфия, рисование ватными палочка-ми. | Лист тонированной бумаги формата А4 с изображением матрешки, гуашь в мисочках. | |
«Рябина». | Учить рисовать на ветках ягодки (пальчиками) и листья (приманиванием). Закрепить данные приемы рисования. Развивать цветовосприятие, чувство композиции. | Паль-цеграфия | Квадратный лист бумаги с нарисованный веточкой, зеленая и желтая гуашь, кисти, оранжевая и красная гуашь в мисочках, салфетки, ветка рябины. | |
«Мой любимый домашний питомец». | Познакомить с техникой рисования тычком полусухой кистью – учить имитировать шерсть животного, т.е. используя создаваемую тычком фактуру как средство выразительности. Учить наносить рисунок по всей поверхности бумаги. | Тычок жесткой полусу-хой кистью. | Вырезанные из бумаги фигуры домашних животных (котенок, щенок, кролик), жесткая кисть, гуашь черного, коричневого, серого цветов, иллюстрации и изображения домашних животных. | |
Н О Я Б Р Ь | «Мое яркое солнышко». | Упражнять в технике печатания. Закрепить понятие «лучик». Учить рисовать лучики, применяя технику печатания. Развивать цветовое восприятие. | Оттиск печатками из моркови (круги разной величи-ны). | Индивидуальный лист (или ватманский лист) с желтым кругом в середине, желтая, оранжевая, красная, гуашь в мисочках, рисунки с изображением солнышка. |
«Платочек для мамочки» | Учить украшать платочек простым узором, рисование пальчиками и способом примакивания. Развивать чувство композиции и ритма. | Рисова-ние пальчиками, кистью. | Цветной лист треугольной формы, гуашь в мисочках для рисования пальчиками, кисти, гуашь, эскизы и иллюстрации. | |
«Чашка для бабули» | Закрепить умение украшать простые по форме предметы, нанося рисунок по возможности равномерно на всю поверхность бумаги. Украшать в технике печатания. Поощрять также использование рисования пальчиками. Воспитывать аккуратность | Пальце-графия, рисование ватными палочками. | Чашки разной формы и размера, вырезанные из бумаги, разноцветная гуашь в мисочках, различные печатки, салфетки, выставка посуды. | |
«Снежинки» | Продолжать знакомить детей с новыми нетрадиционными техниками: рисование восковым мелом и солью. Развивать фантазию, воспитывать эстетическое восприятие | Рисова-ние восковы-ми мелками и солью. | ||
Д Е К А Б Р Ь | "Шишки на ветке" | Учить рисовать заснеженную ветку ели с шишками; совершенствовать технику рисования тычком. Расширять знания о природе, о хвойных деревьях. Воспитание усидчивости, аккуратности в работе, желания доводить начатое дело до конца. | Гуашь, жесткая кисть, салфетки | Лист формата А4, гуашь, жесткая кисть, салфетки. |
«Зимний пейзаж» | Познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования зубными щетками; дать представление о зимнем пейзаже; развить познавательный интерес, умение наблюдать и использовать свои наблюдения в практической деятельности. Способствовать развитию мелкой моторики рук; закрепить навыки рисования; развить творческие способности детей. Воспитывать усидчивость, внимание, аккуратность и настойчивость в достижении поставленной цели; привить у учащихся любовь к природе | Рисова-ние зубными щетками. | Лист бумаги формата А4, гуашь, зубные щетки, кисти №2 для рисования, бумажные салфетки, стаканы с водой. | |
«Мороз на окне» | Закрепить умение рисовать нитью. Учить рисовать несложные рисунки. Воспитывать аккуратность. | Рисова-ние нитью. | Лист бумаги формата А4, гуашь, нити. | |
«Елочка пушистая, нарядная». | Упражнять в технике рисовании тычком полусухой, жесткой кистью. Закрепить умение украшать рисунок, используя рисование пальчиками. Развивать эстетические чувства. | Тычок жесткой полусухой кистью, рисование пальчиками. | Лист бумаги формата А4 с нарисованным силуэтом елочки, зеленая гуашь, жесткая кисть, гуашь красного, желтого цвета в мисочке, салфетка. | |
Я Н В А Р Ь | «Ёлочные украшения». | Закреплять у детей навыки работы с бумагой, клеем, ножницами. Развивать чувство формы, композиции, творческое воображение, художественный вкус, творческую инициативу. Воспитывать трудолюбие, аккуратность. Поддерживать интерес к ручному труду. | Рисова-ние манной крупой. | Манная крупа, клей ПВА, кисть, акварель, салфетки. |
«Веселые снеговички». | Закреплять навыки рисования гуашью. Познакомить детей с новым способом изображения – рисование поролоном. Учить дорисовывать картинку со снеговиком (метла, елочка, заборчик и т.д.). Развивать чувство композиции. Воспитывать у учащихся усидчивость, внимание, аккуратность и настойчивость в достижении поставленной цели. | Рисова-ние поролоном. | Блюдце с гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, поролон. | |
«А снег идет!» | Познакомить детей с нетрадиционной изобразительной техникой рисования мятой бумагой. Учить рисовать снегопад из тучек, передавая его характер. Воспитывать аккуратность. | Рисование мятой бумагой. | Два листа формата А4 белого цвета с наклеенными тучками разной величины, голубая гуашь в мисочках, салфетки, иллюстрации и эскизы. | |
«Мы рисуем, что хотим». | Совершенствовать умения и навыки в свободном рисовании, экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках. | Различ-ные. | Все имеющиеся в наличии. | |
Ф Е В Р А Л Ь | «Зажигаем огоньки» | Учить наносить яркие мазки на темный фон. Развивать цветовосприятие, эстетические чувства. | Рисова-ние пальчиками. | Тонированный лист бумаги формата А4 (темных цветов), иллюстрированные картинка. |
«Два петушка ссорятся». | Развивать умение и навыки делать отпечатки ладони и дорисовывать их до определенного образа (петушка). Развивать воображение, творчество. | Рисован-ие ладошкой. | Лист формата А4 тонированный, кисть, гуашь, кисть, игрушка петушок. | |
«Конфета для друга» | Закрепить умение рисовать в технике «монотипия». Обогатить содержание изобразительной деятельности детей в соответствии с задачами познавательного развития. Развивать декораторские навыки. Учить рисовать раппопортные узоры по всему пространству половины листа бумаги и отпечатывания узора на другую половину листа, путём складывания бумаги. Развитие чувства цвета, ритма, формы. Воспитывать дружеские качства. | Предмет-ная монотерапия. | Лист тонированной бумаги формата А4 гуашь белого, оранжевого, коричневого, зеленого цвета, салфетки. | |
«К нам приехал цирк». | Закрепить умение рисовать пальчиками круги разной формы и величины. Закрепить навыки наклеивания силуэт клоуна. Развивать интерес художественному творчеству. Воспитывать аккуратность. | Пальце-графия. | Лист формата А4, силуэт клоуна, гуашь, кисти для рисования, клей, кисти для клея, салфетки, клеенки. | |
М А Р Т | «Мимоза для мамы». | Упражнять в рисовании пальчиками, скатывании шариков из салфеток. Развивать чувство композиции. Закрепить навыки наклеивания, воспитывать аккуратность. | Пальце-графия. | Открытки из цветной бумаги с нарисованной веточкой, вырезанные листья мимозы, салфетки (4на4), гуашь желтого цвета в мисочках, клей, кисти, салфетки целые, мимоза |
«Кораблик в море». | Учить рисовать кораблик, используя в качестве шаблона для обведения ступню. Закрепить умение раскрашивать рисунок акварелью. Воспитывать аккуратность. Развивать воображение. | «Знакомая форма – новый образ»; черный маркер и акварель. | Лист А4 бледно-голубого цвета, черный маркер, акварель, кисть, иллюстрации. | |
«Цыплята». | Закрепить умение комкать салфетки или обрывать их и делать цыплят, дорисовывать детали гуашью (травку, цветы) и черным маркером (глазки, клюв, ножки). Развивать чувство композиции. | Комкание бумаги или обрывание. | Лист А4 бледно-голубого цвета, салфетки желтые и половинки (для головы и туловища), клей, черный маркер, гуашь, шапочки цыплят для игры, иллюстрации | |
«Жили у бабуси два веселых гуся». | Продолжать учить использовать ладонь как изобразительное средство: окрашивать ее краской и делать отпечаток (большой пальчик смотрит вверх, остальные в сторону). Закрепить умение дополнять изображение деталями. | Рисование ладошкой. | Озеро, нарисованное на большом листе бумаги формата А4 синего цвета, белая, серая, зеленая гуашь, кисти, красный и черный маркеры для дорисовывания деталей. | |
А П Р Е Л Ь | «Волшебные картинки» (волшебный дождик). | Познакомить с техникой рисования свечой (волшебный дождик). Аккуратно закрашивать лист жидкой краской. Затем каждый получает волшебную картинку – лист с уже нанесенной свечой рисунком и аккуратно закрашивает ее. | Рисование свечой. | Свеча, гуашь синего цвета, листы плотной бумаги, пол-листа бумаги формата А4 уже нанесенными свечой рисунками. |
«Божьи коровки на лужайке». | Упражнять в технике рисования пальчиками. Закрепить умение равномерно наносить точки на всю поверхность предмета, рисовать травку различных оттенков (индивидуальная деятельность) или обрывать бумагу для получения полосок различных оттенков (коллективная деятельность). | Пальцегра-фия. | Вырезанные и раскрашенные божьи коровки без точек на спине, ватман, салфетки и бумага светло- и темно- зеленого цвета, черная гуашь в мисочках, клей для педагога. | |
По - замыслу. | Совершенствовать умения и навыки в свободном рисовании, экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках. | Различ-ные. | Все имеющиеся в наличии. | |
«Весеннее солнышко». | Закрепить умение рисовать в технике печатания ладошкой, навыки коллективной деятельности. Учить смешивать разные краски (желтую, красную, оранжевую), кистью прямо на ладошке. | Рисова-ние ладошками, пальчиками. | Ватманский лист бледно-голубого цвета, гуашь, кисть, иллюстрации. | |
М А Й | «Веселая полянка». | Упражнять в технике печатания ладошкой. Закрепить умение заполнять отпечатками всю поверхность листа, дополнять рисунок одуванчиками желтого и белого цвета пальчиковым рисованием. Развивать цветовосприятие, творчество. | Рисова-ние ладош-кой, пальчиками. | Ватманский лист, темно- и светло-зеленая гуашь (можно налить в блюдце), гуашь желтого, белого цвета, кисти, салфетки. |
«Праздничный салют» | Продолжить знакомство с техникой граттаж. Учить детей отражать в рисунке впечатления от праздника Победы; создавать композицию рисунка, располагая внизу – дома, а вверху – салют. Развивать художественное творчество, эстетическое восприятие. Закреплять умение сочетать в рисунке несколько материалов (восковые мелки, гуашь, стеку). Воспитывать чувство гордости за свою страну. | Техника граттаж. | Ватманский лист, гуашь, кисть, восковые мелки, сетка, иллюстрации. | |
«Бабочки». | Закрепить умение рисовать в технике печатания ладошкой. Закреплять умение создавать композицию, дорисовывать травку пальчиками. Развивать чувство цвета, творчество, аккуратность в выполнении работы. | Рисова-ние ладош-кой, пальчиками. | Лист формата А4 тонированный зеленым цветом, кисть, гуашь, салфетки. | |
«Здравствуй, лето!» | Коллективная работа.Закрепить навыки детей в рисовании при помощи нетрадиционных техник. Продолжать учить детей рисовать коллективно; учить детей применять знания о смещении цветов, о перспективе и т.д.; учить детей рисовать пейзаж в правильном колористическом решении в соответствии с выбранным временем года. | Совмеще-ние тех-ник (фон листа – «рисование по мок- рому», тампо-нирование; деревья –отпеча-тывание листьев; дома – шаблоно-графия; и т.п. | Все имеющиеся в наличии. |
Список используемой литературы.
1. Р.Г.Казакова «Занятия по рисованию с дошкольниками: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий».- М.: ТЦ Сфера, 2009г
2. Вдовиченко С. «Дети светлой краской красят мир» - М., Чистые пруды, 2009.-32с
3.Астафьева Н.С., Петрова С.Н. «Тематическое и перспективное планирование по образовательной области «Художественное творчество» - М, ЦДО «Восхождение», 2012. - 56с.
4. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Никитина А.В., 2008г.
5.К.К.Утробина «Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3-7 лет».- М.: «Издательство Гном и Д», 2007.
6.Занятия по изобразительной деятельности. Коллективное творчество/ Под ред. А. А. Грибовской.-М.: ТЦ Сфера, 2009
7.Калинина Т.В. «Первые успехи в рисовании. Башня, растущая в небо» СПб, Агентство образовательного сотрудничества, 2006. – 64с.
8.Колдина Д.Н. «Рисование с детьми 3-4 лет. Конспекты занятий» - М, МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 3013. - 48с.
9. Использование в ДОУ приёмов нетрадиционного рисования. Дошкольное образование. Акулёнок Т.С.
10. Утробина К.К. Хвост пушистый и усы. Нет приятнее красы. /Дошкольное воспитание. 1997 №2 с. 32-38.
11. Цквитария Т.А. нетрадиционные техники рисования. Интегрированные занятия в ДОУ.- М.: ТЦ Сфера, 2011
Приложение
Календарно-тематическое планирование работы с родителями
в рамках рабочей программы на 2016 – 2017 год
№ | Мероприятие | Форма проведения | Сроки выполнения |
1. | «Нетрадиционные техники рисования в совместной деятельности детей и родителей». | Папка - раскладушка для родителей | Сентябрь |
2. | «Наш семейный портрет» | Конкурс совместных творческих работ с детьми | Ноябрь |
3. | «Использование нетрадиционной техники рисования на воде – эбру для развития дошкольников» | Буклеты-памятки для родителей | Январь |
4. |
«Мама может что угодно!» | Тематическая выставка семейных поделок | Март |
5. | «Нарисуем наше лето!» (пластилинография)» | Мастер-класс с родителями | Май |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК и УЧЕБНЫЙ ПЛАН ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ГРУПП на 2016-2017 учебный год
Календарный учебный графикПояснительная запискак учебному плану разновозрастной логопедической группы «Светлячки» от 4 до 7лет муниципального бюджетного дошкольного образовательного учрежденияде...
Учебный план МБДОУ детского сада общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением интеллектуального развития воспитанников «Теремок» с. Арыг-Узюнский на 2016-2017 учебный год.
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением интеллектуального развития воспитанников «Теремок», осуществляет реализа...
2016-2017 Планирование образовательной деятельности "Художественно-эстетическое развитие" по тематическому модулю "Музыкальная деятельность" (3-7 лет) на 2016-2017 учебный год
Планирование образовательной деятельности...
Аналитический отчет за 2014-2015, 2015 - 2016, 2016 - 2017 учебные годы.
Отчет составлен с детьми второй младшей, средней и старшей групп....
Справки мониторингов освоения основной образовательной программы за 2014-2015,2015-2016,2016-2017- учебные года
Мониторинги усвоения программы...
ПРИКАЗ от 30.08.2016 № 268 «О внесении изменений в приказ от 29.08.2016 №266 «О назначении ответственных за выполнение плана преемственности детского сада с социальными партнерами на 2016-2017 учебный год»
laquo;О внесении изменений в приказ от 29.08.2016 №266 «О назначении ответственных за выполнение плана преемственности детского сада с социальными партнерами на 2016-2017 учебный год»...
Программа "Мы пришли в музей" на 2015-2016 и 2016-2017 учебные годы
Программа по приобщению к этнокультурному развитию воспитанников средней, старшей и подготовительной к школе групп...