Вариативная часть рабочей программы. Педагогический проект «Пальчики помогают говорить»
рабочая программа (младшая группа) на тему
В последнее время в дошкольных образовательных учреждениях наблюдается увеличение количества детей имеющих проблемы в речевом развитии. Возраст от рождения до трех лет в научном мире считается уникальным, стратегически важным для всего последующего развития человека. Путь, который проходит ребенок в первые три года, поистине грандиозен. Видный ученый Н.М.Щелованов называл ранний возраст «золотой порой» сенсорного воспитания. Если недооценивать знание целенаправленного восприятия, то у детей искажаются представления о предмете, они становятся размытыми, ситуативными. Насколько успешно и самостоятельно ребенок владеет системой сенсорных обследовательских действий, позволяющих ему самостоятельно рассматривать, обследовать предметы для выявления их особенностей, необходимых для достижения результатов в той или иной деятельности, и определяют гармоничное развитие ребенка.
Актуальность работы по развитию мелкой моторики детей раннего возраста обусловлена возрастными психологическими и физиологическими особенностями детей: в раннем и младшем дошкольном возрасте интенсивно развиваются структуры и функции головного мозга ребенка, что расширяет его возможности в познании окружающего мира. Всестороннее представление об окружающем предметном мире у человека не может сложиться без тактильно – двигательного восприятия, так как оно лежит в основе чувственного познания. Именно с помощью тактильно – двигательного восприятия складываются первые впечатления о форме, величине предметов, их расположении в пространстве. Чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать мелкую моторику рук.
Проведенные диагностические исследования показали, что у таких детей значительно отстает от нормы и развитие мелкой моторики.
Учеными доказано, что совершенствование мелкой мускулатуры руки влияет на речевое развитие и формирование мыслительных операций. Поэтому для развития навыков ручной умелости у детей первой младшей группы необходимы особые условия. Исходя из этого, у нас возникла идея создания образовательного пространства в группе по развитию мелкой моторики рук.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Вариативная часть рабочей программы. Педагогический проект «Пальчики помогают говорить» | 20.69 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 26 «ЖЕМЧУЖИНКА»
ГОРОДА СМОЛЕНСКА
«Руки дают человеку голову,
затем поумневшая голова учит руки,
а умелые руки снова
способствуют развитию мозга»
И.П.Павлов
Педагогический проект
«Пальчики помогают говорить»
Влияние сенсомоторных игр на речевое развитие детей первой младшей группы
Авторы проекта:
Соколова Маргарита Петровна
Кириченко Наталья Сергеевна
Тип проекта: познавательно – творческий, групповой.
Продолжительность проекта: долгосрочный с сентября 2015 года по май 2016года.
Участники проекта: дети, воспитатели, родители.
Возраст детей: 2-3 года.
Актуальность проекта:
В последнее время в дошкольных образовательных учреждениях наблюдается увеличение количества детей имеющих проблемы в речевом развитии. Возраст от рождения до трех лет в научном мире считается уникальным, стратегически важным для всего последующего развития человека. Путь, который проходит ребенок в первые три года, поистине грандиозен. Видный ученый Н.М.Щелованов называл ранний возраст «золотой порой» сенсорного воспитания. Если недооценивать знание целенаправленного восприятия, то у детей искажаются представления о предмете, они становятся размытыми, ситуативными. Насколько успешно и самостоятельно ребенок владеет системой сенсорных обследовательских действий, позволяющих ему самостоятельно рассматривать, обследовать предметы для выявления их особенностей, необходимых для достижения результатов в той или иной деятельности, и определяют гармоничное развитие ребенка.
Актуальность работы по развитию мелкой моторики детей раннего возраста обусловлена возрастными психологическими и физиологическими особенностями детей: в раннем и младшем дошкольном возрасте интенсивно развиваются структуры и функции головного мозга ребенка, что расширяет его возможности в познании окружающего мира. Всестороннее представление об окружающем предметном мире у человека не может сложиться без тактильно – двигательного восприятия, так как оно лежит в основе чувственного познания. Именно с помощью тактильно – двигательного восприятия складываются первые впечатления о форме, величине предметов, их расположении в пространстве. Чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать мелкую моторику рук.
Проведенные диагностические исследования показали, что у таких детей значительно отстает от нормы и развитие мелкой моторики.
Учеными доказано, что совершенствование мелкой мускулатуры руки влияет на речевое развитие и формирование мыслительных операций. Поэтому для развития навыков ручной умелости у детей первой младшей группы необходимы особые условия. Исходя из этого, у нас возникла идея создания образовательного пространства в группе по развитию мелкой моторики рук.
Объект исследования: процесс развития речи детей раннего возраста.
Предмет исследования: система форм, методов и технологий развития речи средствами сенсомоторных игр.
Выше сказанное определило выбор основного направления деятельности: влияние сенсомоторных игр на речевое развитие детей первой младшей группы.
Цель педагогического проекта: способствовать накоплению сенсорного опыта ребенка через развитие зрительного, слухового и тактильного восприятия, развивать мелкую моторику руки, понимание речи; гармоничное развитие детей.
Задачи проекта:
Для детей
1. Способствовать развитию речи как средства общения.
2. Развивать понимание речи и активизировать словарь.
3. Обучение детей сенсомоторным играм.
4. Обогащение игрового опыта, через создание новых игровых пособий, способствующих развитию мелкой моторики.
Для педагогов МБДОУ «Детский сад № 26 «Жемчужинка»
1. Изучить и систематизировать нормативно-правовые, практические, психолого-педагогические, технологические обоснования развития речи через развитие мелкой моторики рук.
2. Выявить основные факторы, осложняющие становлению образной и правильной речи у детей раннего возраста.
3. Составить перспективный план работы по развитию мелкой моторики рук.
4. Подобрать и оформить дидактические игры и пособия по развитию мелкой моторики рук для уголка по сенсомоторному развитию детей 2-3 лет.
5. Проанализировать влияние сенсомоторных игр на овладение правильной и образной речи детей первой младшей группы.
6. Повысить компетентность педагогов по данной теме за счет внедрения проектной деятельности.
Для родителей
1. Повысить уровень компетентности родителей по вопросу развития речи и мелкой моторики у детей третьего года жизни.
2. Взаимодействовать с родителями по обогащению предметно-развивающей среды и созданию условий для накопления материально – технической базы уголка по сенсомоторному развитию детей первой младшей группы.
Этапы реализации проекта
- Изучение психолог - педагогической литературы по проблеме сенсомоторного развития и влияния сенсомоторных игр на развитие речи детей третьего года жизни.
- Проведение открытых мероприятий для педагогов ДОУ, района и родителей.
- Развитие предметно-развивающей среды, обеспечивающую совместную игровую деятельность, влияющую на речевое развитие каждого ребенка.
- Поиск и использование в педагогической деятельности новых способов, форм, методов, приемов развития речи малышей средствами сенсомоторных игр.
- Обогащение опыта работы по данному направлению. Проведение мониторинга деятельности.
Форма проведения: занятия (фронтальные, подгрупповые, индивидуальные), самостоятельная деятельность детей: речевые игры с пальчиками, самомассаж.
Продукт проекта:
- Картотека пальчиковых игр.
- Картотека консультаций для родителей и педагогов.
- Фотовыставка «Ловкие пальчики».
- Различные виды тренажеров для развития мелкой моторики.
- Фото мастер- классы по изготовлению разных видов пособий по сенсомоторному развитию детей третьего года жизни.
- Перспективный план работы по развитию мелкой моторики рук в первой младшей группе.
- Уголок по сенсомоторному развитию детей 2-3 лет.
- Изготовленные родителями дидактические игры и пособия, способствующие развитию мелкой моторики рук.
Подведение итогов
- Выставка игр и пособий на методическом объединении города.
- Презентация проекта на «Вернисаже» педагогического опыта.
- Уголок по сенсомоторному развитию детей первой младшей группы.
- Конкурс на лучшую игру среди родителей.
Этапы работы над проектом
Подготовительный этап
(сбор информации по теме)
Содержание работы | Срок |
1. Поиск и изучение эффективных технологий и методик в области развития мелкой моторики. 2. Обоснование путей реализации проекта. | Сентябрь |
Основной (практический) этап
Содержание работы | Срок |
1. Составление перспективного плана работы по развитию мелкой моторики рук: - упражнения с элементами самомассажа; - упражнения для кисти рук; 2. Работа с детьми: Закрепление знакомых упражнений в свободной деятельности: 3. Работа с педагогами Семинар-практикум 4. Работа с родителями: Консультации - «Поиграйте с ребенком дома» Конкурс на лучшее пособие | По ходу реализации проекта По ходу реализации проекта Ноябрь - май |
Заключительный этап
Содержание работы | Срок |
1. Подведение итогов и анализ: – Диагностика уровня развития мелкой моторики рук у детей раннего возраста. 2. Постановка задач на будущее. | Май |
План выполнения проекта
№ | Виды деятельности | Цели и задачи |
1. | Изучение тематики, формулировка проблемы | Стимулировать речевое развитие, психические процессы через пальчиковые игры и упражнения. |
2. | Составление перспективного плана проведения речевых пальчиковых игр. | Систематизировать использование речевых пальчиковых игр в работе с детьми, направленное на поиск креативных путей повышения качества работы на уровне современных дошкольных требований. |
3. | Консультации на тему: «Пальчиковые игры», «Речь на кончиках пальцев». | Рассказать родителям о системе работы, ответить на все интересующие их вопросы. |
4. | Семинар-практикум для воспитателей «Ловкие пальчики». | Познакомить воспитателей с новыми пособиями по развитию мелкой моторики рук у детей первой младшей группы. |
5. | Консультация для воспитателей «Развитие движений пальцев и кисти ребенка как один из методов развития речи». | Расширить знания педагогов о роли мелкой моторики в речевом развитии детей. |
6. | Конкурс на лучшее пособие по развитию мелкой моторики. | Заинтересовать родителей актуальностью данной темы, сделав их единомышленниками в осуществлении данного проекта |
7. | Выставка для родителей дидактических игр и пособий по развитию мелкой моторики рук детей. | Акцентировать внимание родителей на значимости их помощи. Отметить успехи активных родителей, занимающихся с детьми речевыми пальчиковыми играми. |
8. | Диагностика уровня развития речи и мелкой моторики рук у детей третьего года жизни в конце учебного года. | Определить эффективность проводимой работы в развитии тонких движений пальцев рук, в формировании речевого развития детей 2-3 лет. |
9. | Анализ проделанной работы по проекту «Пальчики помогают говорить» с педагогами ДОУ. | Проанализировать с педагогами ДОУ результативность проведения речевых пальчиковых игр, обменяться опытом работы по проектной деятельности. |
Ожидаемые результаты
- У детей возрос интерес к двигательной деятельности (пальчиковым играм и упражнениям).
- Отмечается положительная динамика в развитии мелкой моторики, речи.
- Значительно повысились внимание и память детей.
- Произошло накапливание впечатлений, личного опыта, обогатилась эмоциональная сфера.
- Формирование коммуникативных способностей, эмпатии.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Вариативная часть рабочей программы подготовительной группы ГБДОУ № 18 Пушкинского района СПб
Данная часть Программы учитывает образовательные потребности, интересы и мотивы воспитанников группы, членов их семей и педагогов.Цикл занятий по приобщению детей к истории русской культуры...
Основные принципы формирования вариативной части образовательной программы
Образовательная деятельность в ДОУ, формируемая участниками в образовательных отношений...
Конспект занятия с использованием регионального компонента как вариативной части образовательной программы на тему: "В гостях у тетушки Аксиньи" (лексическая тема "Посуда")
Цель: создание условий для формирования у детей старшего дошкольного возраста интереса к истории Донского края, к быту донских казаков....
Вариативная часть рабочей программы для старшей группы на 2016 – 2017 учебный год
Вариативная часть рабочей программы для старшей группы на 2016 – 2017 учебный год...
Вариативная часть рабочей программы в группе раннего возраста. Пластилинография
ПРИЛОЖЕНИЕ К РАБОЧЕЙ ПРОГР...
Вариативная часть рабочей программы
Вариативная часть рабочей программы по развитию речи и изобразительной деятельности...
Вариативная часть рабочей программы для образовательной работы с детьми 2-4 года «Фольклор в жизни малышей
Вариативная часть рабочей программы для образовательной работы с детьми 2-4 года «Фольклор в жизни малышей...