Тренинг "Эффективное взаимодействие - залог успеха"
методическая разработка
Тренинг для педагогов дошкольного образования "Эффективное взаимодействие - залог успеха"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
trening_effektivnoe_vzaimodeystvie.docx | 40.74 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Солнышко»
Тренинг для педагогов
«Эффективное взаимодействие – залог успеха!»
Подготовил:
педагог-психолог МБДОУ
детский сад «Солнышко»
Щербинина Анастасия Викторовна
с.Каратузское, 2018
Тренинг «Эффективное взаимодействие – залог успеха!»
Оргмомент «Свеча»
Начать нашу сегодняшнюю встречу мне поможет свеча.
Свеча-камертон души: камертон настраивает музыкальные инструменты, а свеча настраивает человеческую душу. Этот маленький огонёк олицетворяет добрые эмоции и тепло, которое исходит от нас. Он поможет согреть душу каждого. Принимая и передавая свечу, почувствуйте это. Я буду читать стихотворение, а вы, передавая свечу, постарайтесь подумать о свой профессии, найти в ней все то хорошее, что она вам дает.
Каждый выбирает для себя:
Женщину, религию, дорогу,
Дьяволу служить или пророку –
Каждый выбирает для себя.
Каждый выбирает по себе
Слово для любви и для молитвы,
Шпагу для дуэли, меч для битвы –
Каждый выбирает по себе.
Каждый выбирает по себе
Щит и латы, посох и заплаты,
Меру окончательной расплаты
Каждый выбирает по себе.
Каждый выбирает для себя.
Выбираю тоже, как умею…
Ни к кому претензий не имею,
Каждый выбирает для себя.
Спасибо! Потушим свечу и переходим к психологической разминке, остаемся в кругу.
Психологическая разминка «Очень я собой горжусь»
Аффирмации, которые мы сейчас проговорим, помогают сохранять спокойствие и уверенность в себе, а также справляться с негативными эмоциями.
1 «Очень я собой горжусь, я на многое сгожусь» (выпрямить спину, улыбнуться)
2. «Я решаю любые задачи, ведь со мною любовь и удача» (ладони на лоб, затем на грудь)
3. «Я принимаю удачу, с каждым днем становлюсь я богаче» (потираем ладонь о ладонь)
4. «Я согрета солнечным лучиком, я достойна самого лучшего» (встав на цыпочки, руки над головой сомкнуть в кольцо)
5. «На пути моем нет преграды, все получится так, как надо» (руки в стороны, словно раздвигают преграды)
6. «Покой и улыбку я берегу, и мне все помогут и я помогу» (руками движения сверху вниз, как умывание)
7. «Ситуация любая мне подвластна, мир прекрасен – и я прекрасна!» (руки широко развести в стороны)
8. «Я бодра и энергична, и дела идут отлично!» (покачаться с носка на пятку)
9. «Вселенная мне улыбается, и все у меня получается» (сложив руки в замок, сделать глубокий вдох)
Молодцы! Как ощущения? Приглашаю всех занять свои места!
А сейчас я предлагаю вам послушать притчу.
Притча «Сон императора»
«Однажды императору приснился сон, как будто у него один за другим выпали все зубы. Опечалился император, сон этот ввел его в смятение. Позвал император мудреца, толкователя снов и попросил его рассказать о значении сна. На что мудрец ответил: «О, святейший, как ты видел во сне, что теряешь один за другим свои зубы, так и на протяжении своей жизни ты потеряешь одного за другим всех своих родственников!» Рассердился император, и велел бросить его в темницу. Но сон не давал покоя императору и снова он позвал к себе, уже другого мудреца. Рассказал ему о своем сне и попросил растолковать сон. Мудрец ответил: «О, святейший! Возрадуйся! Сон твой означает, что ты проживешь долгую и счастливую жизнь и даже переживешь всех своих родственников!» За это император наградил мудреца золотом»
Вопросы участникам тренинга:
- Какое отношение, на ваш взгляд, имеет эта притча к теме нашего тренинга?
- В чем разница в толковании первого и второго мудреца?
Важная составляющая работы педагога в детском саду - это взаимодействие с родителями воспитанников. От умения педагога находить подход и устанавливать крепкие доверительные отношения зависит качество взаимодействия. И как в услышанной сейчас притче педагоги получают от родителей либо «золото» доверия, понимания, активности и участия в жизни группы, либо – «темница» в виде пассивности, равнодушия, недоверия, а может и недовольства.
А как же построить доверительные отношения с родителями? Давайте разбираться вместе в психологии общения!
Одним из факторов, определяющих эффективность общения, являются наши УСТАНОВКИ.
Существуют 4 установки в общении. Они отражают отношение человека к самому себе и своему собеседнику.
Установка «Я – не ОК» - «Ты-не ОК» Установка «- -» характерна для людей, которые негативно настроены по отношению к окружающим людям и себе самому. Для такого человека (педагога ) характерны убеждения типа: «У меня мало что получится», «Моя работа недостойна уважения», «Куда катится мир?», «Сейчас такие родители, что и разговаривать не с кем!» и т.д. Встречали таких людей? Как можно обозначить состояние, настроение, в котором пребывает такой человек? - Пессимизм. Состояние «все плохо». |
Установка «Я – не ОК» - «Ты-ОК» Установка «- +» характерна для людей, которые негативно настроены по отношению к себе самому, считают себя заведомо хуже окружающих. Для такого человека характерны убеждения типа: «Все мои стремления все равно разобьются о непонимание родителей», «Я еще недостаточно опытна», «Какой смысл обращаться к родителям, никакой помощи от них не дождешься», «Со своими предложениями я буду выглядеть глупо и недостойно» и т.д. Встречали таких людей? Как можно обозначить состояние, настроение, в котором пребывает такой человек? - Неуверенность. Состояние «я хуже всех». |
Установка «Я-ОК » - «Ты-не ОК» Установка «+ -» характерна для людей, которые негативно настроены по отношению к окружающим, считают себя заведомо «лучше» всех. Для такого человека (педагога) характерны убеждения типа: «Я все знаю и все умею, мне не нужно учиться», «Родители мало что понимают в воспитании детей, их нужно самих учить», «Бес толку им что-то объяснять!» и т.д. Встречали таких людей? Как можно обозначить состояние, настроение, в котором пребывает такой человек? - Агрессия. Состояние «все окружающие хуже меня». |
Установка «Я-ОК» - «Ты -ОК » Установка «+ +» характерна для людей, которые позитивно настроены как по отношению к себе, так и по отношению к окружающим, с уважением относятся к себе, принимают свою работу и право людей быть разными. Для такого человека характерны убеждения типа: «Мой профессионализм помогает людям», «Я всегда могу обратиться к родителям и рассчитывать на их помощь», «Важно, чтобы люди оставались довольны взаимодействием со мной», «Моя работа – нужная и уважаемая» и т.д. Встречали таких людей? Как можно обозначить состояние, настроение, в котором пребывает такой человек? - Уверенность. Состояние «все хорошо». |
А какие установки близки Вам, вы уже успели проанализировать!
Нужно ли что-то менять? Каждый сам для себя найдет ответ на этот вопрос.
А мы продолжаем!
Упражнение «Три Я»
Согласно утверждениям психологов, в каждом человеке «живут» три «Я»: родитель, ребенок, взрослый.
В общении могут использоваться все три позиции с учетом ситуации. Однако, все мы знаем, что позиция «взрослого» является наиболее расположенной к диалогу.
Рассмотрим общение с использованием каждой позиции.
Позиция «Родитель» | Позиция «Ребенок» | Позиция «Взрослый» |
Общение автоматически оценивающее, ироничное, порицающее, наказывающее, обвиняющее, ищущее виновного, приказное, авторитарное. Доброе, ободряющее, озабоченное, сочувствующее, помогающее, сверхзаботливое. | Не заботится о реакции окружающих, игривое, любознательное, творческое, хитрое, злорадное, излучающее избыток энергии, мечтательное. Виноватое, осторожное, боязливое. Требующее одобрения, впадающее в отчаяние, скромное, неуверенное, жалующееся. Протест против более сильных и авторитетных, капризное, своенравное, непослушное, агрессивное. | Раскрепощенное, по- деловому объективное, внимательное, прислушиваясь к собеседнику, без эмоциональных перепадов, задавая открытые вопросы, задумываясь. |
Проведем практическое упражнение на изменение ролевой позиции в общении. Для этого поделимся на три группы.
- Группа, поддерживающая позицию в общении «Родитель»
- Группа, поддерживающая позицию в общении «Ребенок»
- Группа, поддерживающая позицию в общении «Взрослый»
Задание для групп:
Все получают карточку с одной и той же фразой, адресованной от педагога к родителям воспитанников. Нужно произнести эту фразу, с учетом одной из трех позиций в общении.
«Однажды вы поймете, что мои требования к вашему ребенку были правильными»
«Я хочу поговорить о вашем ребенке»
«Конечно, вы знаете об успехах вашего ребенка в математике»
«Ждем вас в 17:00 на родительское собрание»
«Ребятам для выступления нужны костюмы, без вашей помощи нам не обойтись»
Таким образом, каждый педагог несет ответственность за содержание своей речи, за последствия сказанного – речь может помогать продуктивному общению, или напротив, препятствовать ему. Чтобы речь способствовала положительному воздействию на родителей, нужно, прежде всего, выбрать тональность, соответствующую тактике общения.
А мы продолжаем!
Независимо от того, по какому поводу мы общаемся с родителями, мы начинаем взаимодействовать с установления контакта.
И сейчас нам необходимо определить понятие «продуктивный контакт». Как вы думаете, чем характеризуется продуктивный контакт?
Продуктивный контакт характеризуется тем, что:
- Оба участника диалога чувствуют себя комфортно
- Возникает чувство доверия
- Атмосфера диалога способствует качественному обсуждению предложений
МОЗГОВОЙ ШТУРМ «Что помогает нам устанавливать контакт с человеком? Какие действия помогают расположить к себе собеседника?»
- Улыбка (должна быть искренней и доброжелательной)
- Контакт глаз («деловой треугольник»)
- Приветствие (доброжелательное, на равных)
- Мостик (комплименты, благодарность, разговор на общие темы)
- …..
Вы сказали практически обо всех ключевых действиях, которые помогают устанавливать контакт.
Что еще помогает нам сделать взаимодействие с родителями эффективным?
Умение слушать и задавать вопросы !!!
1 прием Вопросы: открытые и закрытые. 2 прием Активное слушание.
Открытые вопросы – как правило, начинаются с вопросительных слов, предполагают развернутый ответ, помогают получить максимум информации, узнать мнение человека, его отношение к чему-либо, помогают разговорить человека.
Например «Какие книги Катя любит слушать больше всего, когда вы вместе читаете? »
«Какие занятия Дима посещает вне детского сада? »
Закрытые вопросы - обычно начинаются с местоимения или глагола. Позволяют получить конкретную информацию, короткий ответ. Используются, когда нужно подвести итог, получить подтверждение или согласие, или завершить разговор.
Например «Вы часто проводите время вместе с ребенком за чтением книг?»
«Алеша посещает какие-то дополнительные занятия вне детского сада?»
Прием «Активное слушание». Дает понять собеседнику, что вы его внимательно слушали и заинтересованы в обсуждении этого вопроса.
Уточнение, подведение итогов состоявшегося диалога.
Например «Если я правильно поняла, Маша предпочитает играть дома в подвижные игры и совсем не любит настольные игры с правилами?»
А сейчас практическое задание. Для его выполнения поделимся на 2 группы.
Каждой группе необходимо составить
- открытый вопрос родителю на любую тему
- закрытый вопрос
- сформулировать любое уточнение, используя прием активного слушания.
Подводя итоги можно сказать, ресурсы для изменений, для личностного и профессионального роста – в нас самих! Их нужно увидеть, понять и активно использовать!!!
Рефлексия. Стоя в кругу, участники передают друг другу кубик. На каждой грани кубика высказывание, которое нужно закончить одним словом.
- Главная мысль тренинга …..
- Настроение тренинга …..
- Итог тренинга ….
- Моя активность на тренинге…..
- Работа всей группы на тренинге…
- Деятельность ведущего тренинга…..
Список использованной литературы:
- Организация образовательного процесса в условиях внедрения ФГОС ДО: семинары-практикумы/авт.-сост. Е.Г.Бацина [и др.].- Волгоград: Учитель, 2014.
- Справочник педагога-психолога. Детский сад. № 2 2017 г.
- Справочник педагога-психолога. Детский сад. № 5 2017 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Здоровье залог успеха
Здоровья нужно укреплять самого раннего возраста. И мы должны укрепить здопровье нашим детям....
Психологическая консультация для педагогов с элементами групповой работы : «Изучение индивидуальных особенностей детей – залог успеха в воспитании и обучении».
План:1.Ознакомление воспитателей с программой и ходом консультации .2. Мозговой штурм.3. Практическое знакомство с методиками, позволяющими изучить индивидуальные особенности.4.Работа в малых группах ...
ПРОЕКТ По работе с родителями: «Взаимодействие с семьёй – залог успеха дошкольного образования»
Проект по взаимодействию с родителями, рассчитанный на 1 год....
«Взаимодействие логопеда и родителей – залог успеха коррекционной работы»
В материале представлена модель взаимодействия родителей и учителя-логопеда в системе коррекционно-логопедической работу ДОУ в условиях логопункта....
Статья "Взаимодействие с родителями – залог успеха учителя-логопеда"
Взаимодействие с родителями – залог успеха учителя-логопедаДля полноценной логопедической работы необходимо тесное сотрудничество и взаимодействие учителя-логопеда с родителями воспитанников. По...
Взаимодействие детского сада и семьи - залог успеха
Аннотация: В этой статье авторы раскрывают сущность взаимодействия педагогов и родителей в тесном сотрудничестве между семьей и дошкольным учреждением. Только совместными усилиями можно достигнуть гла...
Взаимодействие детского сада и семьи - залог успеха
Консультация раскрывает сущность взаимодействия педагогов и родителей в тесном сотрудничестве между семьей и дошкольным учреждением. Только совместными усилиями можно достигнуть главной це...