ПРОЕКТ По работе с родителями: «Взаимодействие с семьёй – залог успеха дошкольного образования»
проект (средняя группа) на тему

Журавлева Юлия Олеговна

Проект по взаимодействию с родителями, рассчитанный на 1 год.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon moyo_vzaimodeystvie.doc93.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска «Детский сад № 50 комбинированного вида «Семицветик»

ПРОЕКТ

По работе с родителями:

«Взаимодействие с семьёй – залог успеха дошкольного образования»

Автор:Журавлева Юлия Олеговна

Срок реализации проекта: 1 год

г. Новосибирск, 2016

Актуальность темы

Главным в работе любого ДОУ являются сохранение и укрепление физического и психического здоровья воспитанников, их творческое и интеллектуальное развитие, обеспечение условий для личностного роста. Успешное осуществление этой большой и ответственной работы невозможно в отрыве от семьи, ведь родители – первые и главные воспитатели своего ребенка с момента рождения и на всю жизнь.

В современных условиях система дошкольного образования должна быть направлена на взаимодействие или построение особых отношений  с семьями воспитанников.

Работая с родителями нашей группы, я столкнулась со следующими трудностями (опираясь на опыт коллег, могу сказать, что эти трудности не уникальны и присущи в той или иной мере всем родителям):

  • Недоверие родителей по отношению к воспитателю на начальном этапе сотрудничества;
  • Разобщённость родителей между собой;
  • Стереотипное мышление в области анализа событий происходящих в группе;
  • Отсутствие потребности участия в жизни детского сада .

Именно эти трудности, по моему мнению, служат препятствием к формированию эффективного взаимодействия. Преодоление этих трудностей является залогом успешной работы по созданию единого пространства СЕМЬЯ – ДЕТСКИЙ САД, в котором всем участникам педагогического процесса (детям, родителям, педагогам) будет уютно, интересно, полезно, комфортно.

Тип проекта: практико-ориентированный, долгосрочный

Участники проекта: педагоги ДОУ, воспитанники и их родители.

Срок: 1  год.

Цель и задачи проекта

Цель проекта:

обеспечить тесное сотрудничество с родителями в вопросах воспитания и развития ребенка, для целостного развития личности дошкольника.

Задачи:

  • создать условия для благоприятного климата взаимодействия с родителями и родителей между собой:
  • при тесном взаимодействии детей, родителей и педагогов;
  • при использовании разнообразных новых форм работы.
  • установить доверительные и партнерские отношения с родителями;
  • вовлечь семью в единое образовательное пространство.

Методы реализации проекта

Этапы:

Первый этап — подготовительный

Задачи

Мероприятия

Сроки исполнения

Участники

1

Выявление социального статуса родителей, их возраст и образовательного уровня, степень занятости, готовность к взаимодействию с ДОУ

Анкетирование, мониторинг социального состава семьи.

 

Проведение родительских собраний.

Сентябрь

 

 

 

В течение реализации всего проекта

Воспитатели, родители, представители ребенка

2

Установление индивидуальных контактов с каждой семьей, ее членами, для определения направлений взаимодействия.

Беседы, индивидуальные консультации, Заседание «круглого стола».

Октябрь

Воспитатели, родители, представители ребенка.

3

Анализ полученных данных и определение возможных форм работы с родителями, и их содержания

Педагогическое заседание

Последняя неделя октября

Последняя неделя октября

Воспитатели

4

Разработка программ сотрудничества с определением сроков, целей, конкретных форм взаимодействия.

Второй этап — организационно-практический. Основная цель всех форм и видов взаимодействия ДОУ с семьей - установление доверительных отношений между детьми, родителями и педагогами, воспитание потребности делится друг с другом своими проблемами и совместно их решать.

Реализация программ сотрудничества между всеми участниками образовательного процесса.

Задачи

Мероприятия

Сроки исполнения

Участники

1

Показать родителям жизнь  ребенка в детском саду, дать возможность многому научиться друг у друга; создать психологический комфорт при общении детей и родителей

«Мы вместе», неделя совместной деятельности детей, родителей и педагогов(Каждый родитель может свободно посетить группу и любое помещение ДОУ в удобное время и не только понаблюдать за ребенком, но и принять активное участие во всех видах педагогической деятельности.)

Ежемесячно в течение года

Воспитатели, дети, родители

2

Применение новой  мобильной формы общения с родителями

Создание групп в соц. сетях и групп WhatsApp с целью педагогического просвещения родителей  по их запроса, а также показ (фрагментарно) все виды деятельности по развитию личности каждого ребенка. Фотоотчеты о проведенных мероприятиях в виде презентаций, фильмов.

Сентябрь 2016

(реагирование на запросы по требованию);

обновление ежемесячно.

Воспитатели

3

Знакомство родителей с успехами, достижениями их ребёнка за прошедший день (неделю) в группе.

Ознакомление с успехами воспитанников дома

Оформление летописи «…» :( На протяжении дня, либо недели воспитатель наблюдает и записывает наиболее интересные события, произошедшие с детьми в группе. Это может быть и интересное слово, произнесённое ребёнком, и поступок, им совершённый, и многое другое – всё новое, что он постиг или проявил.

Воспитатель оформляет альбом – летопись, ведёт записи в нём и в вечернее время выкладывает его в родительский уголок, чаще всего – на стол.

Тематика летописей: «Говорят, малыши», «Страницы истории нашей группы», «Мама, как легенда» или «Образ мамы» (высказывания детей) и др.)

данная форма является взаимовыгодной обоим партнёрам воспитания детей: родителям и педагогам. Родители узнают о своём малыше порой забавные «вещи» и чаще всего становятся «журналистами» данного альбома – дополняют его историями, произошедшими с ребёнком дома.  И, наоборот, педагог узнаёт каков бывает воспитанник дома.

Еженедельно

Воспитатели;

родители

4

Обучение практическим навыкам, проявлению взаимопомощи, реализации общих задумок, развитию творческого воображения.( решение этой задачи влечет  за собой повышение значимости семьи в глазах детей, расширение кругозора, побуждение к творческой деятельности, а также пополнение предметно-развивающей среды в группе)

Мастер-классы:

Нетрадиционные подходы к изобразительной деятельности: техника декупажа, квиллинг, изонить, скраббукинг и др.

- Сказочные герои своими руками (атрибуты к театрализованной деятельности)

- Спортивный инвентарь изготовляем сами

- Мы – исследователи (опыты и эксперименты в домашних условиях)

- «Дни общения», совместные мероприятия за пределами ДОУ.

Периодичность проведения мероприятий 1 р/мес

Воспитатели, родители, воспитанники

5

Внедрение механизма рассматривания возникающих проблем с разных сторон (позиций); выбор оптимального варианта - решения.

Дискуссионные качели: Суть этой формы работы с родителями – в имитации раскачивающихся качелей. Партнерами становятся две группы родителей, расположившиеся друг против друга. Обсуждение проблемы в виде дискуссионных качелей предусматривает поочередное принятие группой на себя обеих противоборствующих позиций –  «за» и «против».

После того, как предложен вопрос для обсуждения, участники поочередно высказываются по предложенному вопросу.

На первом этапе работы группы прорабатывают предоставленные в их распоряжение материалы, поддерживающие ту или иную точку зрения, затем излагают их и пытаются убедить друг друга в справедливости своей позиции. На втором этапе задача каждой группы меняется на противоположную (по аналогии с качелями, совершающими ход в противоположную сторону). Каждая группа отстаивает теперь точку зрения недавних оппонентов. Воспитатель следит за тем, чтобы группы не повторялись в своей аргументации, а находили новые аспекты, оттенки, нюансы, доводы, развивающие защищаемую позицию. Намеренная смена позиций выполняет очень важную функцию –  она способствует развитию гибкости в споре, умения посмотреть на ситуацию глазами оппонента, взвесить все «за» и «против», прежде чем будет принято решение. Наконец, на третьем этапе обе группы ищут согласованную позицию, объединяя все имеющиеся сведения.

По мере возникновения проблем в группе , но не реже 1 раза в 3 месяца.

Воспитатели, родители.

6

Повышение педагогических и воспитательных умений родителей

Тренинги, обмен педагогическим опытом, индивидуальные консультации, создание памяток и рекомендаций.

В течение реализации проекта

Воспитатели под контролем ВР

7

Разработка методических рекомендаций для реализации данных проектов в других группах

Методические собрания, педагогические совещания.

В течение реализации проекта

Администрация, воспитатели, представители родительского комитета.

Третий этап — заключительный (подведение итогов, выводы).

Ожидаемый результат:

Создание положительной эмоциональной среды общения между детьми, родителями и педагогами

разработка новых подходов к взаимодействию детского сада и родителей как фактора позитивного, всестороннего развития ребенка;

В рамках проекта возможно, апробировать инновационные формы работы с родителями и избежать тех недостатков, которые присущи старым формам; создание методических рекомендаций по формам работы с родителями.

Повышение уровня образованности родителей в области психолого-педагогической и правовой культуры, обогащение педагогических знаний и умений родителей

Развитие креативных способностей детей и родителей в совместной деятельности ,повышение достижений ребенка в области творчества, в области знаний и бытовых навыках;

Все новые формы и методы взаимодействия семьи и ДОУ, которые будут использоваться во время реализации этапов проекта, должны соответствовать установлению доверительных отношений между педагогами и родителями, и формированию осознанного отношения воспитателей к своей воспитательно-образовательной миссии.

Подведение итогов.

Задачи

Мероприятия

Сроки исполнения

Участники

1

Проведение анализа проделанной работы

Мониторинг, диагностика, проведение педагогического совета

Апрель2017г

Представители родительского комитета, воспитатели

2

Открытое обсуждение всех материалов проекта

Родительское собрание

Май 2017 г

Администрация ДОУ, воспитатели, родители, представители ребенка

3

Определение эффективности, целесообразности дальнейшего сотрудничества с семейным социумом

Практический анализ реализации проекта, открытое обсуждение

Март-май 2017г

Родители, воспитатели, Администрация ДОУ

Ресурсы (бюджет проекта)

Ресурсы

Имеющиеся

Необходимые

бумага

250 р

карандаши

600 р

фломастеры

500 р

краски гуашь баночные

2000 р

бумага гофрированная

800 р

бумага цветная металлизированная

500 р

гофрированный картон

500 р

цветная бумага двусторонняя

500 р

клей

700 р

Ватман

240 р

Клеевой пистолет+стержни

2400 р

проектор

30000 р

ноутбук

65000 р

Лазерное МФУ на группу

42 000 р

Курсы по компьютерному дизайну

7000 р

Набор фигурных дыроколов

3600 р

Итого

96090 р

60 500 р

Практическая значимость предполагаемых результатов проекта

Родители и педагоги являются партнерами в воспитании и обучении детей: это единое понимание педагогами и родителями целей и задач воспитания и обучения детей.

Помощь, уважение и доверие к ребенку, как со стороны педагогов, так и со стороны родителей.

Знание педагогами и родителями воспитательных возможностей коллектива и семьи.

Максимальное использование воспитательного потенциала в совместной работе с детьми, равноправие и равно ответственность родителей и педагогов ДОУ.

Организация вышеперечисленных мероприятий, направлена на обогащение воспитательных умений родителей быть с ребенком в контакте, помочь родителям приобрести собственный воспитательный опыт.               

Таким образом, реализованный проект способствует оптимизации процесса взаимодействия дошкольного учреждения с семьей.  Ориентируясь на гуманистический  подход, изменилось традиционное педагогическое мировоззрение: главным действующим лицом становится ребенок, его развитие,  раскрытие личностного потенциала, а дошкольное учреждение является посредником между ребенком и родителем,  помогает гармонизировать их отношения. Использование разнообразных форм работы с родителями даст определенный результат: они активно участвуют в жизни детского сада, станут верными помощниками воспитателей, а это является свидетельством того, что в детском саду наблюдается достаточно высокий уровень социально-психологической комфортности воспитательно-образовательной среды.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация из опыта работы с родителями "Взаимодействие с родителями по духовно – нравственному воспитанию как средство профилактики социального сиротства"

Семья и детский сад по – своему дают ребенку социальный опыт, но только во взаимодействии друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир. Только в их гар...

Перспективное планирование работы с родителями (взаимодействие с родителями) 2015-16 учебный год.

По современным образовательным стандартам работа с родителями или взаимодействие с семьёй в процессе педагогической деятельности занимает одно из важнейших направлений. Именно поэтому, сейчас актуальн...

Метод проектов в воспитательной и образовательной работе с дошкольниками и родителями в условиях реализации дошкольного образования

Становление новых систем образования требует существенных изменений в педагогической деятельности в дошкольных учреждениях с использованием инновационных педагогических технологий.К таким технологиям ...

Консультация для родителей «Взаимодействие ДОУ и семьи - результат успеха в приобщении дошкольников к здоровому образу жизни».

Консультация для родителей«Взаимодействие ДОУ и семьи - результат успеха в приобщении дошкольников к здоровому образу жизни».         Одному древнем...

Семинар-практикум для родителей "Взаимодействие ДОУ и семьи в процессе музыкального образования детей дошкольного возраста"

Основная задача музыкального образования дошкольников состоит в том, чтобы приобщить ребенка к миру музыки, научить понимать его, наслаждаться им, развивать музыкально-творческие способности, формиров...