ПРОЕКТ По работе с родителями: «Взаимодействие с семьёй – залог успеха дошкольного образования»
проект (средняя группа) на тему
Проект по взаимодействию с родителями, рассчитанный на 1 год.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moyo_vzaimodeystvie.doc | 93.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска «Детский сад № 50 комбинированного вида «Семицветик»
ПРОЕКТ
По работе с родителями:
«Взаимодействие с семьёй – залог успеха дошкольного образования»
Автор:Журавлева Юлия Олеговна
Срок реализации проекта: 1 год
г. Новосибирск, 2016
Актуальность темы
Главным в работе любого ДОУ являются сохранение и укрепление физического и психического здоровья воспитанников, их творческое и интеллектуальное развитие, обеспечение условий для личностного роста. Успешное осуществление этой большой и ответственной работы невозможно в отрыве от семьи, ведь родители – первые и главные воспитатели своего ребенка с момента рождения и на всю жизнь.
В современных условиях система дошкольного образования должна быть направлена на взаимодействие или построение особых отношений с семьями воспитанников.
Работая с родителями нашей группы, я столкнулась со следующими трудностями (опираясь на опыт коллег, могу сказать, что эти трудности не уникальны и присущи в той или иной мере всем родителям):
- Недоверие родителей по отношению к воспитателю на начальном этапе сотрудничества;
- Разобщённость родителей между собой;
- Стереотипное мышление в области анализа событий происходящих в группе;
- Отсутствие потребности участия в жизни детского сада .
Именно эти трудности, по моему мнению, служат препятствием к формированию эффективного взаимодействия. Преодоление этих трудностей является залогом успешной работы по созданию единого пространства СЕМЬЯ – ДЕТСКИЙ САД, в котором всем участникам педагогического процесса (детям, родителям, педагогам) будет уютно, интересно, полезно, комфортно.
Тип проекта: практико-ориентированный, долгосрочный
Участники проекта: педагоги ДОУ, воспитанники и их родители.
Срок: 1 год.
Цель и задачи проекта
Цель проекта:
обеспечить тесное сотрудничество с родителями в вопросах воспитания и развития ребенка, для целостного развития личности дошкольника.
Задачи:
- создать условия для благоприятного климата взаимодействия с родителями и родителей между собой:
- при тесном взаимодействии детей, родителей и педагогов;
- при использовании разнообразных новых форм работы.
- установить доверительные и партнерские отношения с родителями;
- вовлечь семью в единое образовательное пространство.
Методы реализации проекта
Этапы:
Первый этап — подготовительный
№ | Задачи | Мероприятия | Сроки исполнения | Участники |
1 | Выявление социального статуса родителей, их возраст и образовательного уровня, степень занятости, готовность к взаимодействию с ДОУ | Анкетирование, мониторинг социального состава семьи.
Проведение родительских собраний. | Сентябрь
В течение реализации всего проекта | Воспитатели, родители, представители ребенка |
2 | Установление индивидуальных контактов с каждой семьей, ее членами, для определения направлений взаимодействия. | Беседы, индивидуальные консультации, Заседание «круглого стола». | Октябрь | Воспитатели, родители, представители ребенка. |
3 | Анализ полученных данных и определение возможных форм работы с родителями, и их содержания | Педагогическое заседание | Последняя неделя октября Последняя неделя октября | Воспитатели |
4 | Разработка программ сотрудничества с определением сроков, целей, конкретных форм взаимодействия. |
Второй этап — организационно-практический. Основная цель всех форм и видов взаимодействия ДОУ с семьей - установление доверительных отношений между детьми, родителями и педагогами, воспитание потребности делится друг с другом своими проблемами и совместно их решать.
Реализация программ сотрудничества между всеми участниками образовательного процесса.
№ | Задачи | Мероприятия | Сроки исполнения | Участники |
1 | Показать родителям жизнь ребенка в детском саду, дать возможность многому научиться друг у друга; создать психологический комфорт при общении детей и родителей | «Мы вместе», неделя совместной деятельности детей, родителей и педагогов(Каждый родитель может свободно посетить группу и любое помещение ДОУ в удобное время и не только понаблюдать за ребенком, но и принять активное участие во всех видах педагогической деятельности.) | Ежемесячно в течение года | Воспитатели, дети, родители |
2 | Применение новой мобильной формы общения с родителями | Создание групп в соц. сетях и групп WhatsApp с целью педагогического просвещения родителей по их запроса, а также показ (фрагментарно) все виды деятельности по развитию личности каждого ребенка. Фотоотчеты о проведенных мероприятиях в виде презентаций, фильмов. | Сентябрь 2016 (реагирование на запросы по требованию); обновление ежемесячно. | Воспитатели |
3 | Знакомство родителей с успехами, достижениями их ребёнка за прошедший день (неделю) в группе. Ознакомление с успехами воспитанников дома | Оформление летописи «…» :( На протяжении дня, либо недели воспитатель наблюдает и записывает наиболее интересные события, произошедшие с детьми в группе. Это может быть и интересное слово, произнесённое ребёнком, и поступок, им совершённый, и многое другое – всё новое, что он постиг или проявил. Воспитатель оформляет альбом – летопись, ведёт записи в нём и в вечернее время выкладывает его в родительский уголок, чаще всего – на стол. Тематика летописей: «Говорят, малыши», «Страницы истории нашей группы», «Мама, как легенда» или «Образ мамы» (высказывания детей) и др.) данная форма является взаимовыгодной обоим партнёрам воспитания детей: родителям и педагогам. Родители узнают о своём малыше порой забавные «вещи» и чаще всего становятся «журналистами» данного альбома – дополняют его историями, произошедшими с ребёнком дома. И, наоборот, педагог узнаёт каков бывает воспитанник дома. | Еженедельно | Воспитатели; родители |
4 | Обучение практическим навыкам, проявлению взаимопомощи, реализации общих задумок, развитию творческого воображения.( решение этой задачи влечет за собой повышение значимости семьи в глазах детей, расширение кругозора, побуждение к творческой деятельности, а также пополнение предметно-развивающей среды в группе) | Мастер-классы: Нетрадиционные подходы к изобразительной деятельности: техника декупажа, квиллинг, изонить, скраббукинг и др. - Сказочные герои своими руками (атрибуты к театрализованной деятельности) - Спортивный инвентарь изготовляем сами - Мы – исследователи (опыты и эксперименты в домашних условиях) - «Дни общения», совместные мероприятия за пределами ДОУ. | Периодичность проведения мероприятий 1 р/мес | Воспитатели, родители, воспитанники |
5 | Внедрение механизма рассматривания возникающих проблем с разных сторон (позиций); выбор оптимального варианта - решения. | Дискуссионные качели: Суть этой формы работы с родителями – в имитации раскачивающихся качелей. Партнерами становятся две группы родителей, расположившиеся друг против друга. Обсуждение проблемы в виде дискуссионных качелей предусматривает поочередное принятие группой на себя обеих противоборствующих позиций – «за» и «против». После того, как предложен вопрос для обсуждения, участники поочередно высказываются по предложенному вопросу. На первом этапе работы группы прорабатывают предоставленные в их распоряжение материалы, поддерживающие ту или иную точку зрения, затем излагают их и пытаются убедить друг друга в справедливости своей позиции. На втором этапе задача каждой группы меняется на противоположную (по аналогии с качелями, совершающими ход в противоположную сторону). Каждая группа отстаивает теперь точку зрения недавних оппонентов. Воспитатель следит за тем, чтобы группы не повторялись в своей аргументации, а находили новые аспекты, оттенки, нюансы, доводы, развивающие защищаемую позицию. Намеренная смена позиций выполняет очень важную функцию – она способствует развитию гибкости в споре, умения посмотреть на ситуацию глазами оппонента, взвесить все «за» и «против», прежде чем будет принято решение. Наконец, на третьем этапе обе группы ищут согласованную позицию, объединяя все имеющиеся сведения. | По мере возникновения проблем в группе , но не реже 1 раза в 3 месяца. | Воспитатели, родители. |
6 | Повышение педагогических и воспитательных умений родителей | Тренинги, обмен педагогическим опытом, индивидуальные консультации, создание памяток и рекомендаций. | В течение реализации проекта | Воспитатели под контролем ВР |
7 | Разработка методических рекомендаций для реализации данных проектов в других группах | Методические собрания, педагогические совещания. | В течение реализации проекта | Администрация, воспитатели, представители родительского комитета. |
Третий этап — заключительный (подведение итогов, выводы).
Ожидаемый результат:
Создание положительной эмоциональной среды общения между детьми, родителями и педагогами
разработка новых подходов к взаимодействию детского сада и родителей как фактора позитивного, всестороннего развития ребенка;
В рамках проекта возможно, апробировать инновационные формы работы с родителями и избежать тех недостатков, которые присущи старым формам; создание методических рекомендаций по формам работы с родителями.
Повышение уровня образованности родителей в области психолого-педагогической и правовой культуры, обогащение педагогических знаний и умений родителей
Развитие креативных способностей детей и родителей в совместной деятельности ,повышение достижений ребенка в области творчества, в области знаний и бытовых навыках;
Все новые формы и методы взаимодействия семьи и ДОУ, которые будут использоваться во время реализации этапов проекта, должны соответствовать установлению доверительных отношений между педагогами и родителями, и формированию осознанного отношения воспитателей к своей воспитательно-образовательной миссии.
Подведение итогов.
№ | Задачи | Мероприятия | Сроки исполнения | Участники |
1 | Проведение анализа проделанной работы | Мониторинг, диагностика, проведение педагогического совета | Апрель2017г | Представители родительского комитета, воспитатели |
2 | Открытое обсуждение всех материалов проекта | Родительское собрание | Май 2017 г | Администрация ДОУ, воспитатели, родители, представители ребенка |
3 | Определение эффективности, целесообразности дальнейшего сотрудничества с семейным социумом | Практический анализ реализации проекта, открытое обсуждение | Март-май 2017г | Родители, воспитатели, Администрация ДОУ |
Ресурсы (бюджет проекта)
Ресурсы | Имеющиеся | Необходимые |
бумага | 250 р | |
карандаши | 600 р | |
фломастеры | 500 р | |
краски гуашь баночные | 2000 р | |
бумага гофрированная | 800 р | |
бумага цветная металлизированная | 500 р | |
гофрированный картон | 500 р | |
цветная бумага двусторонняя | 500 р | |
клей | 700 р | |
Ватман | 240 р | |
Клеевой пистолет+стержни | 2400 р | |
проектор | 30000 р | |
ноутбук | 65000 р | |
Лазерное МФУ на группу | 42 000 р | |
Курсы по компьютерному дизайну | 7000 р | |
Набор фигурных дыроколов | 3600 р | |
Итого | 96090 р | 60 500 р |
Практическая значимость предполагаемых результатов проекта
Родители и педагоги являются партнерами в воспитании и обучении детей: это единое понимание педагогами и родителями целей и задач воспитания и обучения детей.
Помощь, уважение и доверие к ребенку, как со стороны педагогов, так и со стороны родителей.
Знание педагогами и родителями воспитательных возможностей коллектива и семьи.
Максимальное использование воспитательного потенциала в совместной работе с детьми, равноправие и равно ответственность родителей и педагогов ДОУ.
Организация вышеперечисленных мероприятий, направлена на обогащение воспитательных умений родителей быть с ребенком в контакте, помочь родителям приобрести собственный воспитательный опыт.
Таким образом, реализованный проект способствует оптимизации процесса взаимодействия дошкольного учреждения с семьей. Ориентируясь на гуманистический подход, изменилось традиционное педагогическое мировоззрение: главным действующим лицом становится ребенок, его развитие, раскрытие личностного потенциала, а дошкольное учреждение является посредником между ребенком и родителем, помогает гармонизировать их отношения. Использование разнообразных форм работы с родителями даст определенный результат: они активно участвуют в жизни детского сада, станут верными помощниками воспитателей, а это является свидетельством того, что в детском саду наблюдается достаточно высокий уровень социально-психологической комфортности воспитательно-образовательной среды.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация из опыта работы с родителями "Взаимодействие с родителями по духовно – нравственному воспитанию как средство профилактики социального сиротства"
Семья и детский сад по – своему дают ребенку социальный опыт, но только во взаимодействии друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир. Только в их гар...
Перспективное планирование работы с родителями (взаимодействие с родителями) 2015-16 учебный год.
По современным образовательным стандартам работа с родителями или взаимодействие с семьёй в процессе педагогической деятельности занимает одно из важнейших направлений. Именно поэтому, сейчас актуальн...
Метод проектов в воспитательной и образовательной работе с дошкольниками и родителями в условиях реализации дошкольного образования
Становление новых систем образования требует существенных изменений в педагогической деятельности в дошкольных учреждениях с использованием инновационных педагогических технологий.К таким технологиям ...
Консультация для родителей «Взаимодействие ДОУ и семьи - результат успеха в приобщении дошкольников к здоровому образу жизни».
Консультация для родителей«Взаимодействие ДОУ и семьи - результат успеха в приобщении дошкольников к здоровому образу жизни». Одному древнем...
Консультация для родителей:" Взаимодействие ДОУ с семьёй"
quot; Взаимодействие ДОУ с семьёй"...
Семинар-практикум для родителей "Взаимодействие ДОУ и семьи в процессе музыкального образования детей дошкольного возраста"
Основная задача музыкального образования дошкольников состоит в том, чтобы приобщить ребенка к миру музыки, научить понимать его, наслаждаться им, развивать музыкально-творческие способности, формиров...