Взаимодействие детского сада и семьи - залог успеха
консультация (младшая группа)
Консультация раскрывает сущность взаимодействия педагогов и родителей в тесном сотрудничестве между семьей и дошкольным учреждением. Только совместными усилиями можно достигнуть главной цели – воспитать настоящего человека.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vzaimodeystvie_detskogo_sada_i_semi.docx | 17.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Взаимодействие детского сада и семьи - залог успеха
Немаловажную роль в семейном воспитании играет также влияние на ценностные ориентации, мировоззрение ребенка в целом, его поведение в разных сферах общественной жизни. Важность проблемы социально-эмоционального развития дошкольников очевидна, поскольку именно в дошкольный период детства оформляется и укрепляется социально-эмоциональное развитие. Успех социализации ребенка во многом зависит от уровня развития его эмоционально-нравственной сферы.
В.А. Сухомлинский сказал: «От того, как прошло детство, кто вёл ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш».
Развитие личности ребенка во многом зависит от взаимодействия семьи и детского сада. Семья и детский сад - два воспитательных феномена, каждый, из которых по своему дает ребенку социальный опыт. Но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир.
За тысячелетнюю историю человечества сложились две ветви воспитания подрастающего поколения: семейное и общественное. Каждая из этих ветвей, представляя собой, социальный институт воспитания, обладает своими специфическими возможностями в формировании личности ребенка.
Однако далеко не все семьи в полной мере реализуют комплекс возможностей воспитательного воздействия на ребенка. Причины разные: одни семьи не хотят воспитывать ребенка, другие – не умеют это делать, третьи – не понимают, зачем это нужно. Во всех случаях необходима квалифицированная помощь дошкольного учреждения.
Сотрудничество воспитателей и семьи помогает не только выявить проблему, ставшую причиной сложных взаимоотношений родителей с ребенком, но и показать возможности ее решения. При этом необходимо стремиться к установлению равноправных отношений между педагогом, воспитателем и родителями. Они характеризуются тем, что у родителей формируется установка на контакт, возникают доверительные отношения к воспитателям детского сада. Взаимоотношения протекают в духе равноправия партнеров. Родители не пассивно выслушивают рекомендации специалистов, а сами участвуют в составлении плана работы с ребенком дома.
Существуют традиционные формы работы детского сада с родителями.
Одной из таких распространённых форм работы, которая даёт возможность познакомить родителей с дошкольным учреждением, его традициями, правилами, особенностями воспитательно-образовательной работы в ДОУ, является День открытых дверей.. Проводится он как экскурсия по дошкольному учреждению с посещением группы, где воспитываются дети. Педагоги с радостью показывают фрагмент работы дошкольного учреждения (коллективный труд детей, сборы на прогулку и др.).
Беседы проводятся воспитателями как индивидуальные, так и групповые. И в том и в другом случае четко определяем цель: что необходимо выяснить, чем можем помочь. Содержание беседы должно быть лаконичным, значимым для родителей и преподносится таким образом, чтобы побудить собеседников к высказыванию. Педагоги детского сада умеют не только говорить, но и слушать родителей, выражать свою заинтересованность, доброжелательность.
Следующая форма работы- работа Консультационного центра. Обычно составляется система консультаций, которые проводятся индивидуально или для подгруппы родителей. На групповые консультации приглашают родителей разных групп, имеющих одинаковые проблемы или, наоборот, успехи в воспитании (капризные дети; дети с ярко выраженными способностями к рисованию, музыке). Целями консультации являются усвоение родителями определенных знаний, умений;навыков, помощь в разрешении проблемных вопросов.
Формы проведения консультаций, которые используем, различны (квалифицированное сообщение специалиста с последующим обсуждением; обсуждение статьи, заранее прочитанной всеми приглашенными на консультацию; практическое занятие, например, на тему «Как учить с детьми стихотворения»).
Родители, особенно молодые, нуждаются в приобретении практических навыков воспитания детей. Их наши педагоги приглашают на семинары-практикумы. Эта форма работы дает возможность рассказать о способах, приемах обучения и показать их: как читать книгу, рассматривать иллюстрации, беседовать о прочитанном, как готовить руку ребенка к письму, как упражнять артикуляционный аппарат и др.
Проводятся групповые и общие родительские собрания (для родителей всего учреждения). Общие собрания организуются 2-3 раза в год. На них обсуждаются задачи на новый учебный год, результаты образовательной работы, вопросы физического воспитания и проблемы летнего оздоровительного периода и др. Предусматриваются выступления родителей.
Учитывая занятость родителей, используются и такие нетрадиционные формы общения с семьей, как «Родительская почта» и «Телефон доверия». Любой член семьи имеет возможность в короткой записке высказать сомнения по поводу методов воспитания своего ребенка, обратиться за помощью к конкретному специалисту и т.п. Телефон доверия помогает родителям анонимно выяснить какие-либо значимые для них проблемы, предупредить педагогов о замеченных необычных проявлениях детей.
Хорошо зарекомендовали себя и нетрадиционные формы работы ДОУ с семьёй:
- Создание семейных проектов
- Проект выходного дня: «Разведчики природы», «Поход выходного дня».
- Тематические мини-проекты.
- Участие родителей в творческих конкурсах.
- Клубы по интересам.
- Организация библиотеки для родителей.
- Моделирование и решение педагогических ситуаций.
- Применение ИКТ.
Использование ИКТ является одним из современных методов работы с родителями, который успешно зарекомендовал себя. Наличие у детского сада собственного сайта в сети Интернет предоставляет родителям возможность оперативного получения информации о жизни детского сада и группы, о мероприятиях (праздниках, развлечениях, спортивных соревнованиях). Нам видится широкое использование ИКТ, как источника информации учебного, методического или воспитательного характера. Со страниц таких сайтов родители могут получить информацию о методах воспитания, технологиях и методиках обучения детей, задавать волнующие их вопросы, своевременно получать полезные советы и рекомендации.
Соединяя информационные и коммуникационные технологии, проектируя их на работу с различными категориями семей, необходимо отметить, что использование ИКТ не противопоставляет традиционные формы взаимодействия с семьями воспитанников, а дополняют и обогащают их. Такой дополнительный режим информационного взаимодействия не исключает использования традиционных форм работы с семьей через непосредственное «живое общение», а скорее обогащает и дополняет опосредованное взаимодействие с родителями в системе Интернет, информационных ресурсов и сайта.
Внедрения ИКТ позволяет создать единое информационное пространство образовательного учреждения, т.е. системы, в которой задействованы и на информационном уровне связаны все участники образовательного процесса: администрация, воспитатели, дети и их родители. В результате такого взаимодействия оперативно устанавливается обратная связь с семьей, повышается возможность оказания различным категориям семей многопрофильной помощи, поддержки.
Родители в опосредованном режиме (в удобное для них время) смогут выбрать интересующие их рубрики, задать вопросы, получить квалифицированные советы просмотреть работы своего ребенка (рисунки, аппликационные работы, постройки и др.) Рубрики такого Интернет-портала могут быть разнообразны:
- новости детского сада (доска объявлений, благодарности родителям);
- документы и нормативные акты (советы юриста, документы Департамента образования);
- авторские разработки педагогов (сценарии праздников, досугов, подборки стихов и загадок); дидактические материалы (медиа-консультации для родителей, экспресс-практикумы - кулинарные рецепты для детского питания (советы диетолога, рецепты блюд для детей с особенностями развития);
- адреса и режим работы центров дополнительного образования; репертуар детских театров и формы приобретения билетов на представления для детей.
ИКТ- позволяют в формате дискуссионного клуба или гостевой книги обсуждать статьи, вести диалог.
На сегодняшний день ИКТ-становятся всё более актуальны в эффективном сотрудничестве ДОУ с родителями.
Данные формы способствуют включению родителей в единое педагогическое пространство развития ребенка с целью повышения правовой и педагогической культуры, обеспечения активного участия родителей во всех направлениях жизни детей в детском саду и оптимизации этического развития ребенка в условиях семьи.
Взаимодействие родителей и детского сада редко возникает сразу. Это длительный процесс, долгий и кропотливый труд, требующий терпеливого, неуклонного следования выбранной цели.
Поэтому, организация взаимодействия с семьей – работа трудная, не имеющая готовых технологий и рецептов. Её успех определяется интуицией, инициативой и терпением педагога, его умением стать профессиональным помощником семье.
Вся эта работа направлена на развитие у детей творческих способностей, умственных и познавательных качеств, социально-эмоционального развития Ведь от этого зависит успех социализации ребенка!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПОИСК НОВЫХ ФОРМ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ – ЗАЛОГ УСПЕШНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДЕТСКОГО САДА И СЕМЬИ
В данной статье автор делится опытом работы с родителями, предлагая новые современные формы взаимодействия с семьями воспитанников....
Успех взаимодействия детского сада с семьей
Семья и дошкольное учреждение – два важных института социализации детей. Несмотря на то, что их воспитательские функции различны, тем не менее, прежде всего, для развития ребенка необходимо их в...
«Взаимодействие семьи и детского сада по шахматному образованию в современных условиях. Использование эффективных форм взаимодействия детского сада с семьями воспитанников»
В детском саду закладывается прочный фундамент для обучения в школе....
«Взаимодействие семьи и детского сада по шахматному образованию в современных условиях. Использование эффективных форм взаимодействия детского сада с семьями воспитанников»
В детском саду закладывается прочный фундамент для обучения в школе. ...
«Современные проблемы взаимодействия детского сада и семьи» на тему: «Современные подходы к развитию взаимодействия детского сада и семьи в условиях реализации ФГОС»
Одним из современных подходов к развитию взаимодействия детского сада и семьи, педагогов и родителей является – партнерский подход - более сложный многообразный способ организации совместной дея...
Взаимодействие детского сада и семьи - залог успеха
Аннотация: В этой статье авторы раскрывают сущность взаимодействия педагогов и родителей в тесном сотрудничестве между семьей и дошкольным учреждением. Только совместными усилиями можно достигнуть гла...