«Взаимодействие логопеда и родителей – залог успеха коррекционной работы»
статья по развитию речи

Панина Лариса Анатольевна

В материале представлена модель взаимодействия родителей и учителя-логопеда в системе коррекционно-логопедической работу ДОУ в условиях логопункта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vzaimodeystvie_logopeda_i_roditeley.docx26.46 КБ

Предварительный просмотр:

«Взаимодействие логопеда и родителей – залог успеха коррекционной работы»

Панина Лариса Анатольевна

учитель-логопед

ГБОУ СОШ №2 "ОЦ" с. Кротовка СП д/с "Родничок"
Кинель-Черкасского района Самарской области

lorka403@mail.ru

Сотрудничество педагогов и родителей на основе принципов партнерства, равенства, равнозначности — важнейшая проблема современной образовательной ситуации. В настоящее время  существует явное противоречие между особыми образовательными потребностями детей с  и неподготовленностью родителей к их удовлетворению.

Для повышения эффективности коррекционно-логопедической помощи детям с нарушениями в развитии речи необходимы разработка и внедрение в практику дошкольных образовательных учреждений эффективной модели взаимодействия с семьей (родителями).

 Цель новой модели взаимодействия - активно включение в образовательный процесс родителей, создание на этой основе единого коррекционно-развивающего пространства как в ДОУ, так и в домашних условиях.

Целенаправленная, систематически спланированная, комплексная работа учителя- логопеда, осознанное и заинтересованное включение в этот процесс родителей — важнейший аспект повышения результативности обучения.

Цель: разработка модели взаимодействия логопеда и родителей детей с ОНР II-III  уровня.

Задачи:

  • определение содержания и форм сотрудничества логопеда и родителей;
  • практическое обучение родителей подбору игр и упражнений для развития языковых средств;
  • представление родителям образовательных результатов детей с ОНР II-III уровня;
  • формирование доброжелательных отношений между родителями, педагогами и детьми.

Ожидаемые результаты

Создание системы взаимодействия логопеда и родителей детей с ОНР II-III уровня и апробирование  нетрадиционных интерактивных форм совместной работы.

По утверждению М.Ф. Фомичёвой, В.И. Рождественской, Н.С. Жуковой и др., родители зачастую не понимают, не знают или недооценивают важность и значимость развития всех сторон речи ребенка, в то время как «...навык правильной речи, как и все добрые навыки, приобретаются в семье. Семья может и должна быть деятельной пособницей и союзницей детского сада и школы в деле культуры родного языка». Систематическое, умелое воспитание речи не только облегчает ее освоение, но и предупреждает в большинстве случаев возникновение речевых недостатков, и здесь особенно важна помощь родителей, работающих под руководством логопеда. [13].

Осуществление помощи родителям целесообразно проводить с использованием как традиционных форм (родительские собрания, консультации, оформление папок-передвижек, ведение тетрадей взаимосвязи), так и современных интерактивных форм взаимодействия (мастер-класс, «Родительская гостиная», конференция, совместный досуг).

Для создания модели взаимодействия логопеда и родителей ребёнка, имеющего нарушения речи, необходимо определить содержание, этапы, направления, формы и методы данной работы.

Содержание работы зависит от ряда факторов:

  • уровня образованности родителей (законных представителей)
  • возраста ребенка и этапа его развития;
  • уровня несформированности лексико-грамматической стороны речи;
  • отношения семьи к имеющимся у ребенка проблемам развития речи;
  • уровня родительской мотивации в отношении сотрудничества с педагогами и специалистами ДОУ.

В структуре коррекционнологопедической компетентности родителей были выделены четыре компонента:

  • мотивационно-целевой — постановка четкого видения целей и задач логопедической работы по преодолению ОНР сформированность устойчивых внутренних мотивов для коррекции имеющихся недостатков;
  • когнитивный — обучение теоретическим и технологическим знаниям о специфике нарушений в речи ребенка, сущности логопедической работы по устранению ОНР, а также доступным способам и методам организации занятий с ребенком в домашних условиях;
  • деятельностный — организация занятий с ребенком в домашних условиях для достижения максимальных результатов;
  • —оценочный — способность самостоятельно оценивать качество собственных усилий и эффективность занятий с ребенком дома [ 8].

Организация сотрудничества ДОУ с семьей делится на следующие этапы:

  • подготовительно-организационный;
  • основной;
  • итоговый.

На первом этапе логопед ДОУ:

  • определяет уровень родительской мотивации в отношении сотрудничества со специалистами ДОУ;
  • изучает запросы родителей через анкетирование (см Приложение2);
  • разрабатывает и начинает реализовывать совместно с семьей индивидуальную программу помощи ребенку;
  • определяет формы совместной деятельности с родителями и их содержание.

Продолжительность организационного этапа примерно месяц, в течение которого обрабатываются полученные результаты и оформляются необходимую документацию.

На основном этапе реализуется система работы с родителями в процессе коррекционно-логопедического воздействия на ребенка с ОНР. Проводятся групповые или индивидуальные занятия логопеда с детьми в присутствии  родителей, консультации, организуются лектории, семинары-практикумы и др.

Центральное место в работе с родителями на каждом этапе занимают такие направления деятельности, как:

  • повышение уровня компетентности родителей;
  • психологическая помощь и поддержка родителей и семьи;
  • информационная поддержка родителей и оказание им помощи в при подборе заданий, игр на отработку лексико-грамматических конструкций.

Планирование работы логопеда с родителями отражено в таблице (см Приложение3).

Содержание итогового этапа зависит от того, останется ли ребенок в ДОУ, переходит в другую возрастную группу, или покинет его. При продолжении обучения в ДОУ целесообразно проанализировать проделанную работу, оценить ее эффективность, внести корректировки и спланировать будущую деятельность.

2.2. Контрольно-оценочный блок   

Необходимое условие закрепления достигнутого — активное воздействие на родителей с целью изменения их позиции и отношения к ребенку, вооружение адекватными способами коммуникации и доступными способами коррекции.

В комплекс диагностических методик по выявлению исходного уровня компетентности родителей в процессе логопедической коррекции входят:

  • тест-опросник, выясняющий родительское отношение к коррекции имеющихся у ребенка недостатков, а также возможности и желание родителей участвовать в коррекции (приложение 1);
  • анкетирование родителей, выясняющее отношение родителей к ходу и ожидаемым результатам логопедической коррекции речевого недоразвития ребенка, а также характера взаимоотношений в семье с точки зрения его влияния на речевое развитие ребенка;
  • беседа с родителями для получения сведений о ходе раннего речевого развития ребенка, времени обнаружения трудностей в овладении им речью, о предпринимаемых действиях;
  • ознакомление родителей с логопедической диагностикой — с действительным состоянием речи ребенка на момент обследования в начале учебного года.

На основе выявленных компонентов были выделены приведенные ниже критерии оценки уровня коррекционнологопедической компетентности родителей.

  • Точное понимание целей коррекционно-логопедической работы по устранению ОНР.
  • Наличие устойчивого внутреннего мотива взаимодействия со специалистами коррекционно-логопедического процесса.
  • Наличие определенного минимума теоретических знаний о нормальном ходе речевого развития ребенка.
  • Понимание основных специальных терминов, часто используемых логопедом в общении с родителями.
  • Осознанное стремление к самостоятельному пополнению запаса специальных знаний и умений.
  • Способность вызвать интерес ребенка к занятию.
  • Умение оценить продуктивность и эффективность своей работы.

В соответствии с выделенными критериями были определены четыре уровня коррекционно-логопедической компетентности родителей.

Высокий уровень. Предполагает четкое, осознанное понимание целей и задач логопедической работы по устранению ОНР, сформированность устойчивого внутреннего мотива для взаимодействия с логопедом. Наряду с достаточными представлениями о нормальном ходе речевого развития ребенка и хорошей ориентировкой в часто употребляемых логопедом специальных терминах, отмечается желание самостоятельно расширять круг своих знаний и умений. Способность вызвать интерес ребенка к занятию и проконтролировать результативность совместной работы. Хорошее владение основными приемами, упражнениями и методическими правилами для проведения логопедических игр и занятий в домашних условиях.

Уровень выше среднего. Неполное понимание логопедической терминологии, незначительные несовершенства во владении практическими навыками работы с ребенком. Способность создать условия в семье, позволяющие решать коррекционные задачи по преодолению речевых нарушений.

Средний уровень. Недостаточное понимание сущности, целей и задач, а главное, необходимости оказания логопедической помощи специалистами ДОУ. Не считают обязательным свое содействие процессу преодоления ОНР и нарушений зрительного восприятия. Слабо ориентируются в логопедической терминологии, не владеют многими понятиями. При самостоятельно организованных занятиях с ребенком непоследовательны, раздражительны, невнимательны и, как следствие, в большинстве случаев пассивны, признают нецелесообразность своего отношения и поведения и, как правило, приводят ряд оправдательных аргументов.

Низкий уровень. Отсутствие стремления участвовать в коррекционно-логопедическом процессе, склонность идеализировать свои действия, подчеркивать необязательность своего содействия. Полное непонимание специфики логопедической работы по преодолению ОНР и нарушений зрительного восприятия, фактическое отсутствие осведомленности в специальной терминологии, методических условиях и правилах организации и осуществления домашних занятий, несформированность мотивации к изменению сложившейся ситуации в сторону улучшения.

Такая практика взаимодействия с родителями с целью формирования их коррекционно-логопедической компетентности дает положительные результаты. В процессе сотрудничества сформировалась своеобразная группа единомышленников, ставящих своей первостепенной задачей достижение эффективной работы по устранению ОНР.

Партнерство педагогов и родителей в создании единого коррекционно-развивающего пространства обеспечивает ребенку успешную социализацию в детском саду среди сверстников, а впоследствии предполагает легкую адаптацию к школьной среде и окружающей жизни взрослых.

Основные источники:

  1. Дуева Т.И., Суворова Е.Н..  Интегрированные занятия для детей с нарушением речи. – «Логопед» № 8, 2010.
  2. Максаков А.И., Тумаков Г.А. Учите, играя. - М., 2003.
  3. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей /Н.А.Виноградова, Е.П.Панкова. – М.: Айрис-пресс, 2008. (Дошкольное воспитание и развитие).
  4. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста. Методическое пособие: с прил. Альбома «Нагляд. Материал для обследования детей»/[Е.А. Стребелева, Г.А. Мишина, Ю.А. Разенкова и др.]; под ред. Е.А. Стребелевой. – М.: Просвещение, 2009. – 164с. + Прил. (268 с.: ил.).
  5. Видяпина Л.В., Грошева Т.Р., Комплексное сопровождение семей, воспитывающих детей с нарушениями речи// Логопед.-2010.-№1.-С.74.
  6. Вайс М.Н., Пустякова Т.В. Партнёрство ДОУ и семьи в логопедической работе //Логопед.-2010.-№3.-С.-85
  7. Золова Л.К. Формирование лексико-грамматических средств языка у младших школьников с ОНР //Логопед.-2012.-№2.-С.76.
  8. Чехомова Ю.В. Формирование коррекционно-логопедической компетентности родителей //Логопед.-2011.- №2.-С89.
  9. Низимова Е.А.Взаимодействие учителя-логопеда с родителями детей, имеющих нарушения речи //Логопед.-2011.-№2.-С.83
  10. Шайдурова Л.Ю.Логопедическая гостиная //Логопед.-2012.-№3.-С.64.
  11. Тверская О.Н. Организация взаимодействия ДОУ с семьями детей, имеющих нарушения речи //Логопед.-2010.-№4.-С.37.
  12. Бутусова Н.Н.Речевые игры для коррекции звукопроизношения и формирования лексико-грамматических категорий у детей дошкольного возраста //Логопед.-2011.-№6.-С.-67.
  13. Моисеева А.М. Формирование предложно-падежных конструкций у детей 4-6 лет с ОНР// Логопед.-2011.-№4.-С.51.
  14. Чернов Д.Н. Становление языковой компетенции в детском возрасте (часть2) // Логопед.-2011.-№9.-С.-6.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодействие логопеда и родителей в процессе коррекционной работы с детьми.

Статья о взаимодействии логопеда и родителей в процессе коррекционной работы с детьми....

Взаимодействие логопеда и родителей в процессе коррекционной работы с детьми

Речь - один из наиболее мощных факторов и стимулов развития ребёнка. Это обусловлено исключительной ролью, которую она играет в жизни человека. Речь в своем развитии проходит определённые этапы. На ка...

Взаимодействие логопеда и родителей в процессе коррекционной работы с детьми.

Успешность коррекционно-воспитательной работы по преодолению речевого дефекта предполагает активное участие в нем родителей. Многие родители не всегда задумываются о возможных последствиях дефиц...

Взаимодействие логопеда и родителей в процессе коррекционной работы с детьми с ОНР

В стаье описываются применяемые  мною методы и формы работы с родителями для успешного обучения детей в логопедической группе....

Взаимодействие логопеда и родителей в процессе коррекционной работы с детьми

Консультация для учителей - логопедов. Формы взаимодействия с семьей....

Консультация для родителей "Взаимодействие логопеда и родителей в процессе коррекционной работы с детьми"

Учебный год для логопеда группы начинается, когда ребенок поступил в группу детского сада. Встает задача поближе познакомиться с каждой семьей. Обследование семьи проводится комплексно: л...