Выступление "Особенности организации работы с родителями детей раннего возраста"
презентация

Семенова Людмила Витальевна

Ранний возраст является наиболее ответственным периодом жизни человека, когда формируются наиболее фундаментальные способности, определяющие дальнейшее развитие человека.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Особенности организации работы с родителями детей раннего возраста

Ранний возраст является наиболее ответственным периодом жизни человека, когда формируются наиболее фундаментальные способности, определяющие дальнейшее развитие человека.

(Слайд 2)

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН «ОБ ОБРАЗОВАНИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» от  29 декабря 2012 года N 273-ФЗ (Статья 67, п.1) определяет  получение дошкольного образования по основным общеобразовательным программам в образовательных организациях по достижении детьми возраста двух месяцев.

В пунктах СанПиН 2.4.1.3049-13 от 15 мая 2013 г. N 26 г. возраст детей до 3-х лет определяется как младенческий и ранний, от 3 до 7 лет – дошкольный возраст.

В разных примерных основных общеобразовательных  программах дошкольного образования деление детей на возрастные группы может отличаться,  подразумевается деление на следующие возрастные группы:

(Слайд 3)

  • младенческая группа от 2-х месяцев до 1 года;
  • первая группа раннего возраста  - от 1 года до 2-х лет;
  •  втора группа раннего возраста от 2-х до 3-х лет.
  •  дошкольный возраст от 3-х лет.

В ООП «МДОУ «Солнышко»,   обязательная часть соответствует примерной ООП «От рождения до школы» с сентября 2016 года функционируют вторые  группы раннего возраста  от 2-х до 3-х лет.

С поступлением ребенка раннего возраста в дошкольное учреждение в его жизни происходит множество изменений: строгий режим дня, отсутствие родителей в течение девяти и более часов, новые требования к поведению, новое помещение,  другой стиль общения, постоянный контакт со сверстниками.

Изменение условий жизни и необходимость выработки новых форм поведения требует от ребенка и от взрослых больших усилий.

(Слайд 4)

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования в части работы с родителями обучающихся:

  • Является основой для оказания помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей, охране и укреплении их физического  и  психического    здоровья, в развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития.
  • Обеспечивает психолого-педагогическую поддержку семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.  

(Слайд 5)

Таким образом, в соответствии с ФГОС любая образовательная организация  обязана:

  • информировать родителей (законных представителей) и общественность относительно целей дошкольного  образования,  общих для всего образовательного пространства Российской Федерации, а также о Программе, и не только семье, но и всем заинтересованным лицам, вовлечённым в  образовательную деятельность;   
  • обеспечить открытость дошкольного образования; 
  • создавать условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности;
  • поддерживать родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их  здоровья;
  • обеспечить вовлечение  семей    непосредственно в образовательную деятельность, в том числе   посредством создания образовательных проектов совместно с семьёй на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи;
  • создавать условия для взрослых по поиску, использованию материалов, обеспечивающих реализацию Программы, в том числе в информационной среде, а также для обсуждения с родителями (законными  представителями) детей вопросов, связанных с реализацией программы.

Взаимодействие педагогов с родителями детей каждого периода жизни имеет свои особенности, в связи с этим на каждом возрастном этапе преследуются конкретные задачи. Мы считаем, что отличительные особенности работы с родителями детей раннего возраста, имеют место быть только в первый год пребывания ребёнка в ДОУ.

(Слайд 6)

  • Познакомить родителей с особенностями физического, социально-личностного, познавательного и художественного развития детей раннего дошкольного возраста и адаптации их к условиям ОО.
  • Помочь родителям в освоении методики укрепления здоровья
    ребенка в семье, способствовать его полноценному физическому развитию, освоению культурно-гигиенических навыков, правил безопасного поведения дома и на улице.
  • Познакомить родителей с особой ролью семьи, близких в
    социально-личностном развитии дошкольников. Совместно с родителями развивать доброжелательное отношение ребенка к взрослым и сверстникам, эмоциональную отзывчивость к близким, уверенность в своих силах.

(Слайд 7)

  • Совместно с родителями способствовать развитию детской
    самостоятельности, простейших навыков самообслуживания, предложить
    родителям создать условия для развития самостоятельности ребенка  дома.
  • Помочь родителям в обогащении сенсорного опыта ребенка,
    развитии его любознательности, накоплении первых представлений опредметном, природном и социальном мире.
  • Развивать у родителей интерес к совместным играм и занятиям с
    ребенком дома, познакомить их со способами развития воображения, творческих проявлений ребенка в разных видах художественной и игровойдеятельности

Чтобы в полной мере реализовать намеченные задачи, необходимо соблюдать несколько принципов, которые мы определили с приобретённым опытом работы за три года

(Слайд 8)

Принципы взаимодействия образовательной организации с семьями воспитанников

1. Доброжелательный стиль общения педагогов с родителями

Позитивный настрой на общение является тем самым прочным фундаментом, на котором строится вся работа педагогов группы с родителями. В общении воспитателя с родителями неуместны:

 категоричность, требовательный тон. Педагог общается с родителями ежедневно, и именно от него зависит, каким будет отношение семьи к детскому саду в целом.

2. Индивидуальный подход.

Необходим не только в работе с детьми, но и в работе с родителями. Воспитатель, общаясь с родителями, должен чувствовать ситуацию, настроение родителей. Здесь и пригодится человеческое и педагогическое умение воспитателя успокоить родителя, посочувствовать и вместе подумать, как помочь ребенку в какой - либо ситуации.

3. Сотрудничество, а не наставничество.

Современные родители в большинстве своем люди грамотные, осведомленные и, конечно, хорошо знающие, как им надо воспитывать своих детей. Поэтому позиция наставления и простой пропаганды педагогических знаний сегодня вряд ли принесет положительные результаты. Гораздо эффективнее будут создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях, демонстрация заинтересованности коллектива детского сада разобраться в проблемах семьи и искреннее желание помочь.

4. Готовимся серьезно.

Любое, даже самое небольшое мероприятие по работе с родителями необходимо тщательно и серьезно готовить. Главное в этой работе - качество, а не количество отдельно взятых, не связанных между собой мероприятий.

5. Динамичность.Детский сад сегодня должен находиться в режиме развития, а не функционирования, представлять собой мобильную систему, быстро реагировать на изменения социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы. В зависимости от этого должны меняться формы и направления работы детского сада с семьей.

В соответствии с ежегодным планом «Взаимодействия педагогического коллектива  семьями воспитанников» определяют

(Слайд 9) направления работы:

  • Социально педагогическоеизучение -Сбор и анализ сведений о родителях (законных представителей) и детях, изучение семей, их трудностей и запросов. Для этого используется  методы первичной диагностики: анкетирование родителей «Давайте познакомимся»
  • Педагогическая поддержка – стремление установить тесные взаимоотношения с каждым родителем, способствование сплочению родительского коллектива группы. Сплочению родителей, педагогов и детей  способствует  оформление групповых газет, фотоальбомов «Моя семья»,  «Традиции нашей семьи»; выставки детского и совместного детско-родительского творчества, включение родителей в совместные с детьми игры-занятия.фотовыставки («Играем вместе»)

  • Педагогическое образование родителей ориентировано на развитие активной, компетентной позиции родителя. Анализируя результаты педагогического изучения, воспитатель определяет наиболее значимые темы для педагогического образования родителей группы, например, консультации, подбор статей, по темам: «Развиваем детскую самостоятельность», «Как научить ребенка играть», «Как организовать семейный досуг» и пр.

участие в заседаниях детско-родительского  клуба «Мы вместе».

(Слайд 10)

В связи свышеизложенным, мы увидели, что возникла необходимость разработки рабочей программы педагога-психолога по сопровождению детей раннего возраста  и родителей в период адаптации. В основе программы  лежит психолого-педагогическое сопровождение педагогов, родителей и детей, направленное на создание благоприятной эмоциональной атмосферы в группе, которая создает основу для благоприятной адаптации детей раннего возраста. Остановимся на мероприятиях:

Для педагогов :

Повысить  психолого-педагогическую компетентность педагогов в вопросах взаимодействия с семьями воспитанников в период адаптации ребенка к условиям ДОУ.

(Слайд 11)

Формы работы с педагогами:

  1. Семинар – практикум «Шаги на встречу» Цель: расширение имеющихся у педагогов знаний о работе с детьми раннего возраста
  2. Педагогический час «Организации работы с родителями в период адаптации детей к условиям ОО» Цель: совершенствование знаний педагогов о взаимодействии с семьёй в период адаптации

Для родителей: Привлечь внимание родителей к периоду адаптации ребенка к условиям ОО, вызвать желание участвовать в совместной работе с  педагогами и специалистами. Формировать психолого- педагогическую осведомлённость родителей. Формировать умение родителей наблюдать за состояние ребенка в период адаптации, взаимодействовать с ребенком с ориентацией на его физическое и эмоциональное состояние. Оказывать психолого- педагогическую поддержку родителям в решении конкретных актуальных проблем ребенка и его семьи в период адаптации

Формы работы с родителями

  1. Выставка педагогической литературы: Памятки «Поведение родителей по отношению к ребенку, начавшему впервые посещать детский сад»; «Как снять эмоциональное напряжение ребенка в период адаптации»;   индивидуальные беседы Цель: оказание помощи родителям по тому или иному вопросу
  2. Родительское собрание «Давайте познакомимся» Цель: помочь родителям познакомится друг с другом, снять психологические барьеры в общении, установить контакт между родителями и педагогами, определить перспективы дальнейшего взаимодействия  
  3. Мини – лекции: «Что такое адаптация»;  «Значение режима дня в сохранении эмоционального благополучия ребенка»; «Когда ребенок капризничает» Цель: научить снимать  эмоциональное напряжение, активизировать внутригрупповое взаимодействие. Обучить нетрадиционным техникам для развития эмоциональных отношений в системе  «родитель-ребенок»
  4. Совместные развлечения родителей и детей «Весёлые игрушки»; «В гости к матрешке»  Цель: профилактика психо -эмоционального напряжения у детей и родителей в процессе адаптации  к ДОУ
  5. Совместная деятельность с родителями «Вечерние посиделки»

Формы работы с детьми

  1. Игры  «Хоровод», «Солнечный зайчик» Цель: установление тактильных контактов с ребенком, поддержание ровного, спокойного, положительного эмоционального настроения в течение дня
  2. Музыкотерапия
  3. Песочная терапия
  4. Пальчиковые игры

Так же мы считаем, что при планировании работы с родителями, имеющими детей раннего возраста большое значение, на сегодняшний день,  оказывает социум.

Полученные данные анализа за 3 года социально-педагогического изучения семей показали:

  1. возраст родителей детей раннего возраста до 30 лет. Родители не имеют опыта в воспитании детей, но они активно включаются в образовательный процесс.
  2. дети раннего возраста  являются, как правило, первыми или вторыми детьми в семье. Родители,  имея небольшой родительский опыт, предпочитают отдавать маленького ребёнка в ДОУ.
  3. так же  необходимо отметить увеличение количества детей из малоимущих семей. Акцент на материальном благополучии ребенка в ущерб решению проблем, связанных с его воспитанием и своевременным развитием.  Такие  семьи предпочитают полагаться на помощь государства в виде предоставления бесплатного общедоступного дошкольного образования.

Использование информационно-коммуникационных технологий в системе работы ОО с родителями детей раннего возраста

Использование информационно-коммуникационных технологий сегодня активно проникает в систему работы педагога с родителями детей воспитанников раннего возраста

Использование средств мультимедиа в организации деятельности воспитателя с родителями позволяет не только расширить воспитательные возможности традиционных форм работы, но и привлекает   мам и пап к участию в образовательно-воспитательном процессе.Во время проведения родительских собраний большую помощь  оказывают компьютерные презентации. Благодаря презентациям педагог получает возможность представить не только основные теоретические сведения, аналитический материал (графики, диаграммы, результаты анкетирования и т.д.), но и продемонстрировать слайд-шоу о проведенных мероприятиях в группе и детском саду. Информация, полученная таким образом родителями, лучше усвоится и сохранится в памяти гораздо дольше.

Использование информационно-коммуникационных технологий в организации совместной деятельности родителей и детей позволяет значительно расширить возможности воспитательного процесса.

Работа сайта детского сада

На дошкольном сайте любой родитель получает возможность познакомиться с особенностями образовательно-воспитательного процесса в ДОУ, общедошкольными традициями, узнать последние новости, и таким образом быть всегда в курсе всех происходящих в ОО событий.

создание интернет страницы в социальных сетях

На форуме сайта родитель может задать педагогу любой вопрос, касающийся своего ребенка, а также внести предложения по организации воспитательного процесса в группе.

Как правило, на сайтах ОО и группах администраторы размещают не только текстовый материал, но и фото, и видео подборки по итогам проведения воспитательных мероприятий. Таким образом, успешность педагогического взаимодействия образовательной организации и семьи сегодня во многом зависит от того, насколько педагог-воспитатель использует в своей работе коммуникационные технологии, имеющие огромный потенциал, призванный заинтересовать родителей и создать условия для их активного участия в образовательно-воспитательном процессе современной образовательной организации.

 Использование разнообразных форм работы с семьями воспитанников детского сада даёт положительные результаты. Всей своей работой сотрудники ДОУ доказывают родителям, что их вовлечение в педагогическую деятельность, заинтересованное участие в воспитательно-образовательном процессе важно не потому, что этого хочет воспитатель, а потому, что это необходимо для развития их собственного ребенка. Внедрение новых федеральных государственных образовательных стандартов позволяет организовать совместную деятельность детского сада и семьи более эффективно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективно – тематическое планирование работы с родителями детей раннего возраста по умственному развитию детей

Мой профессиональный интерес состоит во влечении (и помощи) родителей в педпроцесс. Родители зачастую испытывают определенные трудности в том, что не могут найти достаточно свободного времени для...

План работы с родителями детей раннего возраста

Консультации, родительские собрания, выставки и фото выставки, анкетирование, информационные стенды и беседы....

Консультация для педагогов "Работа с родителями детей раннего возраста."

Работа воспитателей групп раннего возраста с родителями является первой ступенью единой системы взаимодействия детского сада и семьей, необходимо для полноценного развития физических и духовных сил ре...

Организация тематических акций как эффективная форма работы с родителями детей раннего возраста

Акция- это эффективная форма работы с родителями  детей раннего возраста....

Консультация Тема «Практические рекомендации для воспитателей в организации работы по адаптации детей раннего возраста к ДОУ».

Ряд рекомендаций для воспитателей и родителей в организации работы по адаптации детей раннего возраста к детскому саду....

Модель организации работы с родителями детей раннего возраста

Модель поэтапного психолого-педагогического сопровождения родителей и детей раннего дошкольного возраста...