Выступление "Особенности организации работы с родителями детей раннего возраста"
презентация
Ранний возраст является наиболее ответственным периодом жизни человека, когда формируются наиболее фундаментальные способности, определяющие дальнейшее развитие человека.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osobennosti_organizatsii_raboty_s_roditelyami_detey_rannego_vozrasta.docx | 34.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Особенности организации работы с родителями детей раннего возраста
Ранний возраст является наиболее ответственным периодом жизни человека, когда формируются наиболее фундаментальные способности, определяющие дальнейшее развитие человека.
(Слайд 2)
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН «ОБ ОБРАЗОВАНИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ (Статья 67, п.1) определяет получение дошкольного образования по основным общеобразовательным программам в образовательных организациях по достижении детьми возраста двух месяцев.
В пунктах СанПиН 2.4.1.3049-13 от 15 мая 2013 г. N 26 г. возраст детей до 3-х лет определяется как младенческий и ранний, от 3 до 7 лет – дошкольный возраст.
В разных примерных основных общеобразовательных программах дошкольного образования деление детей на возрастные группы может отличаться, подразумевается деление на следующие возрастные группы:
(Слайд 3)
- младенческая группа от 2-х месяцев до 1 года;
- первая группа раннего возраста - от 1 года до 2-х лет;
- втора группа раннего возраста от 2-х до 3-х лет.
- дошкольный возраст от 3-х лет.
В ООП «МДОУ «Солнышко», обязательная часть соответствует примерной ООП «От рождения до школы» с сентября 2016 года функционируют вторые группы раннего возраста от 2-х до 3-х лет.
С поступлением ребенка раннего возраста в дошкольное учреждение в его жизни происходит множество изменений: строгий режим дня, отсутствие родителей в течение девяти и более часов, новые требования к поведению, новое помещение, другой стиль общения, постоянный контакт со сверстниками.
Изменение условий жизни и необходимость выработки новых форм поведения требует от ребенка и от взрослых больших усилий.
(Слайд 4)
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования в части работы с родителями обучающихся:
- Является основой для оказания помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития.
- Обеспечивает психолого-педагогическую поддержку семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
(Слайд 5)
Таким образом, в соответствии с ФГОС любая образовательная организация обязана:
- информировать родителей (законных представителей) и общественность относительно целей дошкольного образования, общих для всего образовательного пространства Российской Федерации, а также о Программе, и не только семье, но и всем заинтересованным лицам, вовлечённым в образовательную деятельность;
- обеспечить открытость дошкольного образования;
- создавать условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности;
- поддерживать родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья;
- обеспечить вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьёй на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи;
- создавать условия для взрослых по поиску, использованию материалов, обеспечивающих реализацию Программы, в том числе в информационной среде, а также для обсуждения с родителями (законными представителями) детей вопросов, связанных с реализацией программы.
Взаимодействие педагогов с родителями детей каждого периода жизни имеет свои особенности, в связи с этим на каждом возрастном этапе преследуются конкретные задачи. Мы считаем, что отличительные особенности работы с родителями детей раннего возраста, имеют место быть только в первый год пребывания ребёнка в ДОУ.
(Слайд 6)
- Познакомить родителей с особенностями физического, социально-личностного, познавательного и художественного развития детей раннего дошкольного возраста и адаптации их к условиям ОО.
- Помочь родителям в освоении методики укрепления здоровья
ребенка в семье, способствовать его полноценному физическому развитию, освоению культурно-гигиенических навыков, правил безопасного поведения дома и на улице. - Познакомить родителей с особой ролью семьи, близких в
социально-личностном развитии дошкольников. Совместно с родителями развивать доброжелательное отношение ребенка к взрослым и сверстникам, эмоциональную отзывчивость к близким, уверенность в своих силах.
(Слайд 7)
- Совместно с родителями способствовать развитию детской
самостоятельности, простейших навыков самообслуживания, предложить
родителям создать условия для развития самостоятельности ребенка дома. - Помочь родителям в обогащении сенсорного опыта ребенка,
развитии его любознательности, накоплении первых представлений опредметном, природном и социальном мире. - Развивать у родителей интерес к совместным играм и занятиям с
ребенком дома, познакомить их со способами развития воображения, творческих проявлений ребенка в разных видах художественной и игровойдеятельности
Чтобы в полной мере реализовать намеченные задачи, необходимо соблюдать несколько принципов, которые мы определили с приобретённым опытом работы за три года
(Слайд 8)
Принципы взаимодействия образовательной организации с семьями воспитанников
1. Доброжелательный стиль общения педагогов с родителями
Позитивный настрой на общение является тем самым прочным фундаментом, на котором строится вся работа педагогов группы с родителями. В общении воспитателя с родителями неуместны:
категоричность, требовательный тон. Педагог общается с родителями ежедневно, и именно от него зависит, каким будет отношение семьи к детскому саду в целом.
2. Индивидуальный подход.
Необходим не только в работе с детьми, но и в работе с родителями. Воспитатель, общаясь с родителями, должен чувствовать ситуацию, настроение родителей. Здесь и пригодится человеческое и педагогическое умение воспитателя успокоить родителя, посочувствовать и вместе подумать, как помочь ребенку в какой - либо ситуации.
3. Сотрудничество, а не наставничество.
Современные родители в большинстве своем люди грамотные, осведомленные и, конечно, хорошо знающие, как им надо воспитывать своих детей. Поэтому позиция наставления и простой пропаганды педагогических знаний сегодня вряд ли принесет положительные результаты. Гораздо эффективнее будут создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях, демонстрация заинтересованности коллектива детского сада разобраться в проблемах семьи и искреннее желание помочь.
4. Готовимся серьезно.
Любое, даже самое небольшое мероприятие по работе с родителями необходимо тщательно и серьезно готовить. Главное в этой работе - качество, а не количество отдельно взятых, не связанных между собой мероприятий.
5. Динамичность.Детский сад сегодня должен находиться в режиме развития, а не функционирования, представлять собой мобильную систему, быстро реагировать на изменения социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы. В зависимости от этого должны меняться формы и направления работы детского сада с семьей.
В соответствии с ежегодным планом «Взаимодействия педагогического коллектива семьями воспитанников» определяют
(Слайд 9) направления работы:
- Социально педагогическоеизучение -Сбор и анализ сведений о родителях (законных представителей) и детях, изучение семей, их трудностей и запросов. Для этого используется методы первичной диагностики: анкетирование родителей «Давайте познакомимся»
- Педагогическая поддержка – стремление установить тесные взаимоотношения с каждым родителем, способствование сплочению родительского коллектива группы. Сплочению родителей, педагогов и детей способствует оформление групповых газет, фотоальбомов «Моя семья», «Традиции нашей семьи»; выставки детского и совместного детско-родительского творчества, включение родителей в совместные с детьми игры-занятия.фотовыставки («Играем вместе»)
- Педагогическое образование родителей ориентировано на развитие активной, компетентной позиции родителя. Анализируя результаты педагогического изучения, воспитатель определяет наиболее значимые темы для педагогического образования родителей группы, например, консультации, подбор статей, по темам: «Развиваем детскую самостоятельность», «Как научить ребенка играть», «Как организовать семейный досуг» и пр.
участие в заседаниях детско-родительского клуба «Мы вместе».
(Слайд 10)
В связи свышеизложенным, мы увидели, что возникла необходимость разработки рабочей программы педагога-психолога по сопровождению детей раннего возраста и родителей в период адаптации. В основе программы лежит психолого-педагогическое сопровождение педагогов, родителей и детей, направленное на создание благоприятной эмоциональной атмосферы в группе, которая создает основу для благоприятной адаптации детей раннего возраста. Остановимся на мероприятиях:
Для педагогов :
Повысить психолого-педагогическую компетентность педагогов в вопросах взаимодействия с семьями воспитанников в период адаптации ребенка к условиям ДОУ.
(Слайд 11)
Формы работы с педагогами:
- Семинар – практикум «Шаги на встречу» Цель: расширение имеющихся у педагогов знаний о работе с детьми раннего возраста
- Педагогический час «Организации работы с родителями в период адаптации детей к условиям ОО» Цель: совершенствование знаний педагогов о взаимодействии с семьёй в период адаптации
Для родителей: Привлечь внимание родителей к периоду адаптации ребенка к условиям ОО, вызвать желание участвовать в совместной работе с педагогами и специалистами. Формировать психолого- педагогическую осведомлённость родителей. Формировать умение родителей наблюдать за состояние ребенка в период адаптации, взаимодействовать с ребенком с ориентацией на его физическое и эмоциональное состояние. Оказывать психолого- педагогическую поддержку родителям в решении конкретных актуальных проблем ребенка и его семьи в период адаптации
Формы работы с родителями
- Выставка педагогической литературы: Памятки «Поведение родителей по отношению к ребенку, начавшему впервые посещать детский сад»; «Как снять эмоциональное напряжение ребенка в период адаптации»; индивидуальные беседы Цель: оказание помощи родителям по тому или иному вопросу
- Родительское собрание «Давайте познакомимся» Цель: помочь родителям познакомится друг с другом, снять психологические барьеры в общении, установить контакт между родителями и педагогами, определить перспективы дальнейшего взаимодействия
- Мини – лекции: «Что такое адаптация»; «Значение режима дня в сохранении эмоционального благополучия ребенка»; «Когда ребенок капризничает» Цель: научить снимать эмоциональное напряжение, активизировать внутригрупповое взаимодействие. Обучить нетрадиционным техникам для развития эмоциональных отношений в системе «родитель-ребенок»
- Совместные развлечения родителей и детей «Весёлые игрушки»; «В гости к матрешке» Цель: профилактика психо -эмоционального напряжения у детей и родителей в процессе адаптации к ДОУ
- Совместная деятельность с родителями «Вечерние посиделки»
Формы работы с детьми
- Игры «Хоровод», «Солнечный зайчик» Цель: установление тактильных контактов с ребенком, поддержание ровного, спокойного, положительного эмоционального настроения в течение дня
- Музыкотерапия
- Песочная терапия
- Пальчиковые игры
Так же мы считаем, что при планировании работы с родителями, имеющими детей раннего возраста большое значение, на сегодняшний день, оказывает социум.
Полученные данные анализа за 3 года социально-педагогического изучения семей показали:
- возраст родителей детей раннего возраста до 30 лет. Родители не имеют опыта в воспитании детей, но они активно включаются в образовательный процесс.
- дети раннего возраста являются, как правило, первыми или вторыми детьми в семье. Родители, имея небольшой родительский опыт, предпочитают отдавать маленького ребёнка в ДОУ.
- так же необходимо отметить увеличение количества детей из малоимущих семей. Акцент на материальном благополучии ребенка в ущерб решению проблем, связанных с его воспитанием и своевременным развитием. Такие семьи предпочитают полагаться на помощь государства в виде предоставления бесплатного общедоступного дошкольного образования.
Использование информационно-коммуникационных технологий в системе работы ОО с родителями детей раннего возраста
Использование информационно-коммуникационных технологий сегодня активно проникает в систему работы педагога с родителями детей воспитанников раннего возраста
Использование средств мультимедиа в организации деятельности воспитателя с родителями позволяет не только расширить воспитательные возможности традиционных форм работы, но и привлекает мам и пап к участию в образовательно-воспитательном процессе.Во время проведения родительских собраний большую помощь оказывают компьютерные презентации. Благодаря презентациям педагог получает возможность представить не только основные теоретические сведения, аналитический материал (графики, диаграммы, результаты анкетирования и т.д.), но и продемонстрировать слайд-шоу о проведенных мероприятиях в группе и детском саду. Информация, полученная таким образом родителями, лучше усвоится и сохранится в памяти гораздо дольше.
Использование информационно-коммуникационных технологий в организации совместной деятельности родителей и детей позволяет значительно расширить возможности воспитательного процесса.
Работа сайта детского сада
На дошкольном сайте любой родитель получает возможность познакомиться с особенностями образовательно-воспитательного процесса в ДОУ, общедошкольными традициями, узнать последние новости, и таким образом быть всегда в курсе всех происходящих в ОО событий.
создание интернет страницы в социальных сетях
На форуме сайта родитель может задать педагогу любой вопрос, касающийся своего ребенка, а также внести предложения по организации воспитательного процесса в группе.
Как правило, на сайтах ОО и группах администраторы размещают не только текстовый материал, но и фото, и видео подборки по итогам проведения воспитательных мероприятий. Таким образом, успешность педагогического взаимодействия образовательной организации и семьи сегодня во многом зависит от того, насколько педагог-воспитатель использует в своей работе коммуникационные технологии, имеющие огромный потенциал, призванный заинтересовать родителей и создать условия для их активного участия в образовательно-воспитательном процессе современной образовательной организации.
Использование разнообразных форм работы с семьями воспитанников детского сада даёт положительные результаты. Всей своей работой сотрудники ДОУ доказывают родителям, что их вовлечение в педагогическую деятельность, заинтересованное участие в воспитательно-образовательном процессе важно не потому, что этого хочет воспитатель, а потому, что это необходимо для развития их собственного ребенка. Внедрение новых федеральных государственных образовательных стандартов позволяет организовать совместную деятельность детского сада и семьи более эффективно.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективно – тематическое планирование работы с родителями детей раннего возраста по умственному развитию детей
Мой профессиональный интерес состоит во влечении (и помощи) родителей в педпроцесс. Родители зачастую испытывают определенные трудности в том, что не могут найти достаточно свободного времени для...
План работы с родителями детей раннего возраста
Консультации, родительские собрания, выставки и фото выставки, анкетирование, информационные стенды и беседы....
Консультация для педагогов "Работа с родителями детей раннего возраста."
Работа воспитателей групп раннего возраста с родителями является первой ступенью единой системы взаимодействия детского сада и семьей, необходимо для полноценного развития физических и духовных сил ре...
Организация тематических акций как эффективная форма работы с родителями детей раннего возраста
Акция- это эффективная форма работы с родителями детей раннего возраста....
Консультация Тема «Практические рекомендации для воспитателей в организации работы по адаптации детей раннего возраста к ДОУ».
Ряд рекомендаций для воспитателей и родителей в организации работы по адаптации детей раннего возраста к детскому саду....
Модель организации работы с родителями детей раннего возраста
Модель поэтапного психолого-педагогического сопровождения родителей и детей раннего дошкольного возраста...
Организация работы с родителями детей дошкольного возраста
Организация работы с родителями...