Консультация Тема «Практические рекомендации для воспитателей в организации работы по адаптации детей раннего возраста к ДОУ».
консультация (младшая группа)
Ряд рекомендаций для воспитателей и родителей в организации работы по адаптации детей раннего возраста к детскому саду.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya.doc | 44 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация
Тема «Практические рекомендации для воспитателей в организации работы по адаптации детей раннего возраста к ДОУ».
Воспитатель: Зинченко Л.В
.
На мой взгляд, эффективной организацией работы по адаптации детей раннего возраста к ДОУ способствует, прежде всего, гармонизация взаимоотношений между воспитателем и семьей. Гармонизировать отношения - значит построить их по правилам гармонии, которая предусматривает согласованность взглядов и поведения обеих сторон, слаженность, размерность отношений. Речь идет о необходимости овладения партнерами искусством общения и наукой быть «созвучными» друг другу.
Гармонизация отношений возможна только при следующих условиях:
- Готовность обеих сторон акцентировать внимание на том, что их объединяет, а не разъединяет;
- Овладение умением адекватно реагировать на ситуацию, поступок, слово другой стороны;
- Способность педагога и родителей критически оценить собственное умение общаться, выявить высокую культуру;
- Вооруженность воспитателя знаниями особенностей воспитанника (возрастных, индивидуальных) и семьи (тип, состав, система ценностей, культурный образовательный уровень, материальный достаток, вероисповедание, состояние здоровья членов конкретной семьи).
Определенную роль в гармонизации отношений играет компромисс, то есть способность сторон на основе взаимных уступок договориться, согласиться с чем-то, объясниться.
Гармоничное общение невозможно без наличия у участников соответствующей культуры, которая проявляется в манере говорить, вести себя.
Воспитателям следует прислушаться к советам американского писателя Дейла Карнеги, заимствованным из его книги «Как приобретать друзей и оказывать влияние на людей»:
1. Проявляйте искренний интерес к другим людям.
2. Улыбайтесь!
3. Помните, что для человека звук его имени - самый сладкий и самый важный звук человеческой речи.
4. Будьте хорошим слушателем. Поощряйте других к рассказам вам о себе.
5. Ведите разговор в кругу интересов вашего собеседника.
6. Давайте людям почувствовать их значительность и делайте это искренне.
Как склонить к своей точке зрения
1. Единственный способ добиться наилучшего результата в споре - это уклониться от спора.
2. Проявляйте уважение к мнению других, никогда не говорите человеку, что он неправ.
3. Если вы неправы, признайте это сразу и чистосердечно.
4. Сначала покажите свое дружеское расположение.
5. Пусть ваш собеседник с самого начала будет вынужден отвечать вам «да, да».
6. Старайтесь, чтобы ваш собеседник говорил больше, чем вы.
7. Пусть ваш собеседник почувствует, что идея принадлежит ему.
8. Честно попробуйте занять точку зрения другого.
9. Проявляйте сочувствие к мыслям и желаниям других людей.
10. Обращайтесь к благородным побуждениям.
11. Придавайте своим идеям наглядность, инсценируйте их.
Как изменить человека, не нанося ему обиды и не вызывая негодования
1. Если вы должны указать человеку на его ошибку, начинайте с одобрения ее достоинств.
2. Обращая внимание людей на их ошибки, делайте это в косвенной форме.
3. Прежде чем критиковать другого, скажите о своих собственных ошибках.
4. Спрашивайте вместо того, чтобы отдавать приказы.
5. Дайте человеку возможность сохранить свое лицо.
6. Одобряйте человека за каждый даже скромный успех и будьте при этом искренни в своем признании и щедры в одобрениях.
7. Создайте человеку доброе имя, чтобы он жил в соответствии с ним.
8. Искренне пользуйтесь поощрением. Дайте человеку понять, что его недостаток легко исправить, а дело, которым вы хотите его увлечь, интересное, и выполнение его не будет представлять особых трудностей.
9. Делайте так, чтобы людям было приятно выполнять то, что вы хотите.
Педагоги могут использовать их в своей работе с родителями, поместить в родительском уголке.
Гармоничные отношения с родителями воспитатель может наладить лишь при условии, если он знает возрастные и индивидуальные особенности дошкольников, учитывает их в своей педагогической деятельности, ориентирует на них семейное воспитание.
Взаимодействие с семьей облегчает достижение целей, поставленных перед дошкольным учреждением, вносит важный вклад в единый процесс воспитания ребенка в семейной и образовательной среде.
Взаимодействие с семьей способствует сближению в детском сознании образов педагога и членов семьи за счет приобретения этими близкими людьми общих черт, определенного уподобления.
Ребенок начинает воспринимать членов семьи не только как людей, обслуживающих его, удовлетворяют все прихоти, но и как авторитетных требовательных воспитателей, носителей интересной информации, многих полезных умений, особых способностей.
Сотрудничеством с дошкольным учреждением в идеале должен быть охвачен весь родительский контингент, а не только самые активные его члены. Можно выделить еще и такую категорию родителей, как неравнодушные единомышленники. Их много. Из-за занятости, дефицита времени они не могут принимать непосредственное участие в педагогическом процессе, однако интересуются жизнью своих детей в детском саду, живо откликаются на любые инициативы педагогов и всегда готовы оказать помощь группе, заведению, а значит, способны сотрудничать на партнерских началах. Именно к ним воспитатель может обращаться чаще с отдельными поручениями, просьбами, которые при своей эпизодичности, дают родителям возможность жить проблемами группы, быть в курсе дел в ней. Кстати, именно они охотнее других откликаются на приглашение по мере возможности посещать детский сад с целью ознакомления с организацией жизнедеятельности детей, наблюдения за ними в детском коллективе и принимают для себя приемы взаимодействия с детьми.
Наиболее закрытыми для взаимодействия на уровне «педагог-семья» есть родители, которых можно объединить в категорию потребители и гости. Они относятся к дошкольному учреждению как к учреждению, которое обязано предоставить им определенный комплекс по уходу, обучению и воспитанию их детей (что вполне справедливо!), ограничиваясь от всякого участия в жизни детского сада или группы. Кое-где они очень критично относятся к работе заведения, выдвигая завышенные требования к его работе, выражая недовольство качеством образовательных услуг. И все это - на фоне категорического отказа помочь, принять участие или хотя бы просто посетить организованные воспитателем открытые показы различных фрагментов учебно-воспитательного процесса. Выявить причины, стимулирующие или сдерживающие желание родителей приходить в детский сад на собрание, беседы и т.д. поможет анкета для родителей и воспитателей.
Чтобы наладить партнерские отношения с «гостями» и «потребителями», важно, прежде всего, заинтересовать их, показать результативность деятельности дошкольного учреждения через положительные сдвиги в эмоциональном состоянии, здоровье, учебных достижениях, их ребенка по сравнению с его предыдущими результатами без сопоставления с другими детьми. В этом деле на передний план выступают:
- Мотивация и авансированная заранее оценка, которые программируют на конкретный положительный результат их взаимодействия с воспитателями и активного участия в жизни группы, на открытость, доверчивость, толерантность в отношениях. («Это дело мы можем доверить Вам», «Ваше участие поможет Саше быстрее привыкнуть к детскому саду» и т.д.).
- Различные способы информирования родителей: устное общение, демонстрации и комментирование продуктов детской деятельности, эстетическое оформление стендов, содержащих интересующую родителей информацию, просмотр кассет с видеозаписями различных фрагментов из жизни группы;
- Высокая оценка вклада родителей в обеспечении жизнедеятельности детей в группе (помогли пошить шторы - в спальне стало гораздо уютнее т.п.);
- Педагогическая рефлексия, которая предусматривает обмен впечатлениями от участия в жизни дошкольного учреждения, переосмысление родителями своей роли и миссии воспитателя, взглядов на ребенка не как на объект, а как на субъект воспитания. При таком подходе впоследствии определенная часть «равнодушных» и «гостей» пополнит ряды «неравнодушных единомышленников».
Следует отметить, что успех взаимодействия зависит не только от опыта и профессионализма воспитателя, а также от отношения со стороны родителей воспитанников. В связи с этим можно предложить ряд рекомендаций для родителей, соблюдение которых, по нашему мнению, будет способствовать осуществлению эффективного взаимодействия в условиях ДОУ:
1.В присутствии ребенка избегайте критических замечаний в адрес детского сада и его сотрудников.
2.Старайтесь не нервничать, не показывать свою тревогу накануне посещения детского сада.
3.Выполняйте советы и рекомендации воспитателя.
4.Научитесь доверять мнению профессионалов.
5.Интересуйтесь подробностями пребывания ребенка в саду в течение дня.
6.Участвуйте с ребенком в выполнении совместных дел, проектов.
7.Живите не «рядом» со своим ребенком, «вместе» с ним!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Систематизация работы по адаптации детей раннего возраста к ДОУ
Психологам и воспитателям предллагается практический материал для наблюдения за адаптацией детей раннего возраста к ДОУ...
план работы по адаптации детей раннего возраста
План работы по адаптации детей (для воспитателей первой, второй, третий групп раннего возраста) в таблицах...
Организация условий для адаптации детей раннего возраста.
Создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе....
Справка Работа по адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ
СправкаРабота по адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ...
Практические рекомендации для родителей о развитии мелкой моторики у детей раннего возраста
Рекомендации для родителей о развитии мелкой моторики у детей раннего возраста в домашних условиях...
Организация условий для адаптации детей раннего возраста
В материале описанны необходимые пункты,с моей точки зрения, для успешной адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада....
Статья "Взаимодействие воспитателя с родителями в период адаптации детей раннего возраста к детскому саду"
В материале предоставлен опыт работы воспитателя с родителями в период адаптации детей раннего возраста к детскому саду...