«Инновационная деятельность в образовательной среде ДОУ» (на примере профориентационной подготовки старших дошкольников)
методическая разработка (старшая группа)
Внедрение инноваций в работу образовательного учреждения - важнейшее условие совершенствования образовательного процесса детского сада.
Педагогическая инновация в педагогическом словаре определяется как «целенаправленное изменение, вносящую в образовательную среду стабильные элементы(новшества), улучшающие характеристики отдельных частей, компонентов и самой образовательной системы в целом.
В.А Сластенин считает, что «инновация применительно к педагогическому процессу означает введение нового в цели, содержание, методы и формы обучения и воспитания, организацию совместной деятельности педагога и ребенка» Существенной особенностью инновационной деятельности, является то что она основывается на личностном подходе и имеет своей целью разработку индивидуальной программы развития личности.
В настоящее время в сферу инновационной деятельности включены уже не отдельные дошкольные учреждения и педагоги-новаторы, а практически каждое дошкольное учреждение; педагоги ДОУ вовлечены в инновационные процессы, касающиеся обновления содержания дошкольного образования. Инновации определяют новые методы, формы, средства, технологии, использующиеся в педагогической практике, ориентированные на личность ребёнка, на развитие его способностей. Педагогические инновации могут либо изменять процессы воспитания и обучения, либо совершенствовать.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 25.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Автор: Боева Л.А.
«Инновационная деятельность в образовательной среде ДОУ»
(на примере профориентационной подготовки старших дошкольников)
Внедрение инноваций в работу образовательного учреждения - важнейшее условие совершенствования образовательного процесса детского сада.
Педагогическая инновация в педагогическом словаре определяется как «целенаправленное изменение, вносящую в образовательную среду стабильные элементы(новшества), улучшающие характеристики отдельных частей, компонентов и самой образовательной системы в целом.
В.А Сластенин считает, что «инновация применительно к педагогическому процессу означает введение нового в цели, содержание, методы и формы обучения и воспитания, организацию совместной деятельности педагога и ребенка» Существенной особенностью инновационной деятельности, является то что она основывается на личностном подходе и имеет своей целью разработку индивидуальной программы развития личности.
В настоящее время в сферу инновационной деятельности включены уже не отдельные дошкольные учреждения и педагоги-новаторы, а практически каждое дошкольное учреждение; педагоги ДОУ вовлечены в инновационные процессы, касающиеся обновления содержания дошкольного образования. Инновации определяют новые методы, формы, средства, технологии, использующиеся в педагогической практике, ориентированные на личность ребёнка, на развитие его способностей. Педагогические инновации могут либо изменять процессы воспитания и обучения, либо совершенствовать.
Инновационные преобразования приобретают системный характер. Созданы новые типы, виды и профили дошкольных учреждений, новые образовательные программы, позволяющие обеспечить вариативность воспитательно-образовательного процесса, ориентированного на индивидуальность ребенка и запросы его семьи.
Общая цель инновационной деятельности – улучшение способности педагогической системы образовательного учреждения достигать качественно более высоких результатов образования.
Есть различные направления развития инновационных процессов в дошкольном учреждении
Инновации в управленческой деятельности:
Инновации в технологиях:
Инновации в работе с кадрами:
Инновации в работе с детьми:
Инновации в предметно-развивающей среде:
Инновации в содержании образования:
адаптация и внедрение новых программ;
разработка индивидуальных программ образования;
организация дополнительных образовательных услуг.
И мы хотим предложить инновацию в содержании образования ДОУ: разработка и внедрение новых индивидуальных программ образования.
На современном этапе в связи с введением в действие Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) возникла необходимость обновления и повышения качества дошкольного образования, введения программно-методического обеспечения дошкольного образования нового поколения, направленное на выявление и развитие творческих и познавательных способностей детей, а так же выравнивание стартовых возможностей выпускников дошкольных образовательных учреждений при переходе на новый возрастной этап систематического обучения в школе.
Детский сад является первой важной ступенью в формировании базовых знаний о профессиях. Именно в детском саду дети знакомятся с многообразием и широким выбором профессий.
Дошкольный возраст детей является наиболее благоприятным периодом для формирования любознательности. Это позволяет формировать у детей активный интерес к профессиям.
Формирование представлений дошкольников о мире труда и профессий через игру – это необходимый процесс, которым, несомненно, управляет педагог, используя в своей деятельности все возможности процесса обучения, учитывая при этом возрастные и психофизиологические особенности дошкольников.
Изучение истории проблемы показывает, что профессиональную ориентацию подрастающего поколения как общественную потребность и как педагогическую проблему рассматривали: Т.Мор, Т. Кампанелла, Ж.-Ж. Руссо, И. Г. Песталлоцци, Р. Оуэн, К. Маркс, Ф. Энгельс, Н. П. Блонский, Н. К. Крупская, А. В. Луначарский, С. Г. Шацкий, А. С. Макаренко, Ф. Гальтон.
Анализ подходов к проблемам профориентации и самоопределения вскрывает разнообразие исторически сложившихся педагогических теорий («структурные теории», «мотивационные теории», концепция свободного развития личности) и направлений: «диагностическое», «воспитательное», «самореализации» (Д. Дьюи), неопрагматической педагогики (Г. Штейн, М. Скривен, Д. Манн, Ф. Ньюмен, Дж. Гранис).
Более общая проблема ознакомления детей дошкольного возраста со взрослым человеком и воспитания отношения к нему, в т.ч. и к труду взрослых, в течение почти сорока лет (40-е - 80-е г.г.) была предметом исследований многих ученых (И. Д. Власова, Г. И. Григоренко, Г. И. Жуковская, В. В. Кондратова, Ф. С. Левин-Щирина, В. И. Логинова, В. Г. Нечаева, А. Ш. Шахманова,).
Изучение значения игровой деятельности дошкольников для ознакомления их с профессиональными занятиями взрослых неразрывно связанно с обращением к теории игры, родоначальниками которой считаются Ф. Шиллер, Г. Спенсер, В. Вундт (1887)
Методологические и теоретические основы нашего исследования составляют работы по психолого-педагогическому обоснованию воспитания и развития детей-дошкольников (Л.A. Венгер, С.А. Козлова, В.И. Логинова, Я); и по теории игры (JI.C. Выготский, А.Н. Леонтьев, Е. В. Зворыгина, Д.Н. Узнадзе, Д.Б. Эльконин и др.); личностно-ориентированный подход, разработанный В. А. Петровским, В. В, Давыдовым, И.С. Якиманской; психологические основы профессионализма А. К. Марковой; базовые принципы трудового и профессионального самоопределения, разработанные Е.А.Климовым, И.С. Пряжниковым, В.И. Тюгюнником.
Проводимая профориентационная работа базируется на следующих принципах:
Принцип опоры на ведущую деятельность реализуется в органической связи игры с другими, специфически детскими, видами деятельности (конструктивной, изобразительной, музыкальной…).
Принцип сотрудничества и сотворчества прослеживается в единении взрослого и ребёнка как равноправных партнёров, обеспечивая диалогичность взаимодействия, возможность саморазвития каждого.
Принцип учёта возрастных особенностей и концентричности позволяет рассматривать различные вопросы профессиональной ориентации на доступном уровне, неоднократно возвращаясь к ранее изученному материалу на уже более высоком уровне.
Принцип развития личностных качеств направлен на формирование позитивного уважительного отношения к профессиям.
На базе нашего дошкольного учреждения будет огромная возможность профессиональной ориентации подрастающего поколения. Профориентационная работа является частью рабочей программы детского сада, формируемой участниками образовательного процесса. Мы осуществляем систематическую работу по ознакомлению детей с миром профессий.
Целью работы по ранней профориентации является:
- создание адаптированной системы работы с дошкольниками по организации ранней профессиональной ориентации на профессии в условиях игровой деятельности.
Задачи по формированию представлений у детей старшего дошкольного возраста о профессиях взрослых:
- развитие эмоционально-положительного отношения к человеку труда;
- формирование представлений о необходимости трудовой деятельности в
жизни людей;
- развитие познавательной активности, интереса к профессиям взрослых;
- формирование обобщенных представлений о структуре трудового процесса,
понимание взаимосвязи между компонентами трудовой деятельности;
- воспитание бережного отношения к труду взрослых и результатам их труда;
- формирование у детей желания научиться выполнять трудовые действия
представителей разных профессий.
-повышение уровня профессиональной компетентности педагогов через изучение, апробацию и внедрение инновационного опыта работы данного направления;
-обогащение знаниями и представлениями детей о многообразии профессиональной деятельности.
-создание информационного банка ресурсного материала по вопросам ранней профориентации дошкольников.
Эта программа «Мир профессий» для детей старшей и подготовительной группы. В программе предусмотрено четыре линии развития, по полгода на каждое направление.
1. « Мой ребенок –поваренок» или «Кухня»
2. «Мой ребенок – дизайнер» или «Дизайн»
3. «Мой ребенок – исследователь» или «Ученый»
4. «Мой ребенок – Айболит» или «Врач»
Соответствие признакам инновации:
Новизна: состоит в разработке программы по ранней профессиональной ориентации дошкольников по четырем линиям развития, распространении терминологического аппарата предметной области «Профессиональное самоопределение» на дошкольный возраст и его адаптации к данному возрасту.
Востребованность: При выборе для ребенка профиля школы определяющей могла бы быть обоснованная рекомендация дошкольного образовательного учреждения (ДОУ). Однако дошкольное образование в настоящий момент не готово к участию в реализации данного проекта, т. к. не располагает научно-методической системой знакомства ребенка с профессиональной деятельностью взрослых с целью проектирования профиля его возможной сферы профессиональной деятельности в будущем, т.е. системой раннего профессионального самоопределения.
Реализуемость: Реализуемость любого проекта определяется наличием прямой заинтересованности в результате у всех субъектов, от решений которых зависит его выполнение. Необходимо привлечение, прежде всего, родителей, социальных партнеров. Кроме того, на реализацию проекта не потребуется большое количество финансовых затрат.
Оптимальность: Одним из определяющих условий оптимальности является наличие материальной базы и развивающей среды в ДОУ, что позволит дать детям не только определенные знания, но и практический опыт. Также оптимальность определяется наличием разнообразных форм профориентационной работы, с учетом возрастных особенностей, работоспособности детей. Необходимо активно использовать сайты по профориентации, опыт других экспериментальных площадок города по профориентационной работе с детьми.
Стабильность: Проект считается стабильным, так как он эффективен и финансово реализуем.
Результативность: Программа «Мир профессий» с четырьмя линиями развития и сюжетно-ролевые игры о профессиях значительно повысят представления дошкольников о профессиональной сфере взрослых людей. Расширится общая осведомленность об окружающем мире и кругозор детей, сформируется определенный элементарный опыт профессиональных действий, способствует ранней профессиональной ориентации.
Наличие устойчивого полезного эффекта: Эффективность проводимой работы зависит от трех основных условий: соблюдения преемственности в формах и методах на протяжении всего обучения в условиях детского сада, учета возрастных особенностей воспитанников и комплексного использования методов профессиональной ориентации.
Список использованных источников:
1. Сангаджиева Занда Ивановна О содержании понятия «Инновационная деятельность» в образовательном процессе // ИСОМ . 2013. №1 (17). URL: http://cyberleninka.ru/article/n/o-soderzhanii-ponyatiya-innovatsionnaya-deyatelnost-v-obrazovatelnom-protsesse (дата обращения: 30.03.2014).
2.Алексеева, Л. Н. Инновационные технологии как ресурс эксперимента/ Л. Н. Алексеева// Учитель. – 2004. – № 3. – с. 28. .
3. Назимов, С. С. Педагогические инновации в компоненте содержания образования/ С. С. Назимов// Учитель.-2005.-№ 6.-с. 74.
4. Гершунский Б.С. Образовательно-педагогическая прогностика. Теория, методология, практика: учеб. пособие. М., 2003.
5. Загвязинский В.И. Инновационные процессы в образование и педагогическая наука// Инновационные процессы в образование. Тюмень, 1990.
6. Захаров Н.Н. Профессиональная ориентация дошкольников. - М., 1988.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Оптимизация инновационной деятельности дошкольного образовательного учреждения через приобщение к музейной педагогике
Консультация для родителей по эстетическому воспитанию детей...

Проект по созданию инновационной модели развивающей образовательной среды
Проект по созданию инновационной модели развивающей образовательной среды....
Проект Мотивация педагогов для участия в инновационной деятельности дошкольного образовательного учреждения
ПроектМотивация педагогов для участия в инновационной деятельности дошкольного образовательного учреждения...
Использование здоровьесберегающей педагогики в инновационной деятельности дошкольного образовательного учреждения
Огромными способностями повышения качества образования обладает организация и внедрение в педагогическую практику образовательных учреждений инновационной деятельности, направленной на проектирование ...
Инновационная деятельность в образовательных организациях с реализацией инклюзивного образования
в статье описаны инновационые формы работы по физическому развитию дошкольников в дошкольной организации, реализующей инклюзивное образование сдетьми с ОВЗ....

Инновационная деятельность: Тематическая образовательная деятельность «Книга памяти»
Тематическая образовательная деятельность «Книга памяти» Цель: На основе творчества и стихов М. Джалиля ознакомить дошкольников с героическим прошлым нашей Родины. Способ...

Применение проектной деятельности в проблемном обучении и воспитании старших дошкольников, процессе организации активной деятельности в образовательной среде.
Применение проектной деятельности в проблемном обучении и воспитании старших дошкольников, процессе организации активной деятельности в образовательной среде....