Инновационная деятельность: Тематическая образовательная деятельность «Книга памяти»
материал (подготовительная группа)

Егорова Альбина Ансаровна

Тематическая образовательная деятельность «Книга памяти»

    Цель: На основе творчества и стихов М. Джалиля ознакомить дошкольников с героическим прошлым нашей Родины. Способствовать формированию навыков коллективной работы, поддерживать дружеские взаимоотношения со сверстниками.Воспитывать уважение и интерес к творчеству татарских писателей и поэтов, любовь к родной стране, народу, развивать чувство патриотизма.

     Материал: Книга памяти  (изготовленная из картона, оформленная в виде военного альбома);газеты, журналы, плакаты для оформления  «типографии»; карточки и бейджики с профессиями на столах; рисунки детей к стихам «Родник», «Красная ромашка»; цветы (маски - наголовники), куклы к «Колыбельной для дочери»; фотоаппарат фотокорреспонденту; презентация о биографии Мусы Джалиля.

    Предварительная работа: задание родителям и детям ознакомиться с жизнью и творчеством Мусы Джалиля

    Ход:

Воспитатель: Я очень рада видеть вас после продолжительных выходных дней. Впереди у нас знаменательная дата празднования 70-летия  Победы в Великой Отечественной Войне. Что мы можем сделать в честь Победы? Что вы можете предложить?

Ответы детей ( собрать фотографии о войне, сделать презентацию или фильм,

познакомиться с произведениями и стихами о войне, нарисовать рисунки, сделать фотографии)

Воспитатель:  Хорошо, а куда мы запишем наши стихотворения, поместим наши рисунки, песни о войне

(может нам попробовать создать книгу- книгу памяти)

Воспитатель: А ком, о чем  она будет?

1 мальчик: Я предлагаю посвятить ее нашему татарскому поэту Мусе Джалилю, который был на  и которому на следующий год исполнится 109 лет со дня его рождения

Воспитатель: Скажите, мне пожалуйста, где рождается или выпускаются книги, газеты, журналы? Правильно в типографии. А давайте  превратим нашу группу в маленькую типографию. В типографии работают корреспонденты, которые собирают разную информацию, фотокорреспонденты, художники оформители, наборщики текстов, главные редакторы. Выбирайте любую работу (дети по собственному желанию выбирают и готовят информацию)

2 ребенок:  Я предлагаю поговорить о творчестве татарского поэта – Мусе Джалиле. Его история жизни:

Муса Джалиль, которого весь мир знает как татарского поэта

Родился 15 февраля 1906 года в небольшой татарской деревушке под названием Мустафино, в затерянной Оренбургской степи

(вкладывает страничку с портретом М.Джалиля в книгу памяти)

Рахима – апа, мать Мусы Джалиля была очень тихая, спокойная женщина, но в селе она считалась первой певуньей и она не только знала  много песен и сказок, но и сама их сочиняла. Может быть это и стало первым шагом сочинения стихов Мусы и он написал колыбельную своей дочери Чулпан

(вкладывает страничку в книгу памяти с портретом  матери)

1-2 девочки: А мы набрали текст одной из этих колыбельных

«Колыбельная для дочери» (чтение и импровизация с куклами)

1.Элли-белли, озорница,

Пусть тебе спокойно спиться,

Звездочка моя, певунья,

Птица счастья, песня птица!

 

Час придет - и эта песня

Полетит над всей страною,

В синем-синем поднебесье

Станет звездочка звездою.

 

2.Элли-белли, спи, дочурка,

За день очень ты устала,

Дремлет сад, где ты играла.

Спишь ли, звездочка моя.

Элли-белли - белли – бэу

(вкладывают свои творческие работы в книгу памяти)

Воспитатель: Вам понравилось это сообщение. Давайте оценим его словом (дети высказывают свое мнение о выступлении)

3 ребенок: А я продолжу:

Мустафа – отец Мусы, был очень бедным и работал все время на богатых. Мусе не было и шести лет, когда он начал проситься в школу. Сначала его отец  не пускал, но после вмешательства мамы взял за руку и отвел в школу. Отыскав учителя, отец сказал:  «Мальчишка учиться проситься, как быть?». Учитель взглянул на маленького Мусу, махнул рукой: «Пускай ходит. Надоест – сам бросит».  Но Муса не бросил школу. Способный мальчик хорошо учился, читал много книг, был трудолюбивым, старательным. С девяти лет он стал писать стихи, но к сожалению его первые стихи про бабочек, гусей, про родную речку и цветущие луга не сохранились. И первое стихотворение “Бэхэт” – “Счастье” напечаталось в газете “Кызыл йолдыз”. Ему тогда было 13 лет.

(вкладывает страничку с портретом отца М.Джалиля и школы, где учился М.Джалиль в книгу памяти)

4 ребенок: Около пяти лет Джалиль проработал редактором детских журналов. А все потому что он очень любил детей, дружил с ними, писал для них стихи “Мой пес”, “Родник”, “Кукушка”

Воспитатель (обращается к детям): Назовите мне названия детских стихов Мусы Джалиля

Три ребенка: А мы нарисовали рисунок к стихотворению «Родник» (читают стих «Родник» показывая свои работы)

“Родник”

1.Под горю, у болота,

Не смолкая не на миг,

День и ночь лопочет что-то

Разговорчивый родник.

 

То ли – песенку поет,

То ли – воду пить зовет,

Что, как будто лед, студена

И сладка, как будто мед...

 

Вот, подъхав к роднику,

Соскочил на всем скаку

И склонился над волною

Всадник саблей на боку.

 

2.А за ним к воде приник

Утомившийся старик,

И ватага ребятишек

Подняла веселый крик.

 

А родник тому и рад –

Дарит воду всем подряд,

Словно знает: то, что отдал,

То – твое, как говорят

Воспитатель: А теперь производственная минутка отдыха (физминутка)

5 ребенок: Все было бы хорошо, если б не началась война. Когда началась война, Муса Джалиль одним из первых попросился на фронт. На войне он был репортером, писал рассказы и стихотворения, для поднятия духа и настроения бойцов.  «Против врага», «Последний бой», «Вперед, моя песня», «На память другу» - эти стихи поднимали бойцов на борьбу с врагом, а тружеников тыла – на подвиги в труде.

6 ребенок: Раненый Муса попал в плен, но и здесь он вел борьбу против фашистов. В лагере моабитской тюрьмы Муса Джалиль продолжал писать стихи. И  до нас дошли его две маленькие тетрадки, с размером с ладошку стихами.«Красная ромашка», «Соловей и родник», «Дочери» не оставляют равнодушными людей и спустя многие годы.

А главные редакторы утвердили наши работы и рисунки к стихотворению «Красная ромашка»

Девочки (читают стих, импровизируют, вкладывают рисунки в книгу)

КРАСНАЯ РОМАШКА
1.Луч поляну осветил 
И ромашки разбудил: 
Улыбнулись, потянулись,
Меж собой переглянулись.

Ветерок их приласкал, 
Лепестки заколыхал,
Их заря умыла чистой 
Свежею росой душистой.

2.Так качаются они,
Наслаждаются они.
Вдруг ромашки встрепенулись,
Все к подружке повернулись.

Эта девочка была 
Не как все цветы бела: 
Все ромашки, как ромашки,
Носят белые рубашки.

3.Все - как снег, она одна, 
Словно кровь, была красна. 
Вся поляна к ней теснилась: 
- Почему ты изменилась?

- Где взяла ты этот цвет? - 
А подружка им в ответ:
4.- Вот какое вышло дело. 
Ночью битва здесь кипела,

И плечо в плечо со мной
Тут лежал боец-герой. 
Он с врагами стал сражаться,
Он один, а их пятнадцать.

Он их бил, не отступил,
Только утром ранен был.
Кровь из раны заструилась, 
Я в крови его умылась.

Он ушел, его здесь нет - 
Мне одной встречать рассвет.
И теперь, по нем горюя, 
Как Чулпан-звезда горю я

Воспитатель: Вам понравилось это сообщение. И вас и гостей я попрошу  оценить его аплодисментами

7 ребенок: Тяжелый кошмар фашистского концлагеря не сломил Мусу Джалиля. Мусу Джалиля и его друзей казнили 8 августа 1944 года. Погиб герой, не склонив головы перед врагами, не предав своей Родины, своего народа.   

Когда замолкну, близких покидая

Не думайте, что умер я, друзья

В сердцах миллионов буду жить всегда я!

Посмертно, он был награжден звездой героя Советского Союза.

 И поставили люди ему в городе Казани, на котором написаны знаменитые слова Мусы - «Умереть, так только за отчизну; жить – только Родиной дыша».

Воспитатель: Давайте почтим его память минутой молчания! А теперь я попрошу главных редакторов утвердить нашу книгу. Утверждаете?

Воспитатель:  Начало нашей книги памяти есть, и хотелось бы пополнить ее страницы о других поэтах и писателей, которые помогали народу выстоять в Великой Отечественной войне своими стихами и подвигами.

 

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект Мотивация педагогов для участия в инновационной деятельности дошкольного образовательного учреждения

ПроектМотивация педагогов для участия в инновационной деятельности  дошкольного образовательного учреждения...

Инновационные технологии в образовательной деятельности детей дошкольного возраста

Цель: создание условий инновационных процессов в ДОУ, применение педагогами знаний, умений, навыков, приобретенных в профессиональной деятельности....

Использование инновационных технологий в образовательной деятельности детского сада

Цель: создание условий инновационных процессов в ДОУ, применение педагогами знаний, умений, навыков,                             ...

Использование здоровьесберегающей педагогики в инновационной деятельности дошкольного образовательного учреждения

Огромными способностями повышения качества образования обладает организация и внедрение в педагогическую практику образовательных учреждений инновационной деятельности, направленной на проектирование ...

методическая разработка проектной деятельности "книга памяти Никто не забыт ничто не забыто"

формирование нравственно-патриотических чувств у дошкольников. Воспитание чувства гордости к ветеранам за подвиг своего народа в ВОВ....