Инновационная деятельность: Тематическая образовательная деятельность «Книга памяти»
материал (подготовительная группа)
Тематическая образовательная деятельность «Книга памяти»
Цель: На основе творчества и стихов М. Джалиля ознакомить дошкольников с героическим прошлым нашей Родины. Способствовать формированию навыков коллективной работы, поддерживать дружеские взаимоотношения со сверстниками.Воспитывать уважение и интерес к творчеству татарских писателей и поэтов, любовь к родной стране, народу, развивать чувство патриотизма.
Материал: Книга памяти (изготовленная из картона, оформленная в виде военного альбома);газеты, журналы, плакаты для оформления «типографии»; карточки и бейджики с профессиями на столах; рисунки детей к стихам «Родник», «Красная ромашка»; цветы (маски - наголовники), куклы к «Колыбельной для дочери»; фотоаппарат фотокорреспонденту; презентация о биографии Мусы Джалиля.
Предварительная работа: задание родителям и детям ознакомиться с жизнью и творчеством Мусы Джалиля
Ход:
Воспитатель: Я очень рада видеть вас после продолжительных выходных дней. Впереди у нас знаменательная дата празднования 70-летия Победы в Великой Отечественной Войне. Что мы можем сделать в честь Победы? Что вы можете предложить?
Ответы детей ( собрать фотографии о войне, сделать презентацию или фильм,
познакомиться с произведениями и стихами о войне, нарисовать рисунки, сделать фотографии)
Воспитатель: Хорошо, а куда мы запишем наши стихотворения, поместим наши рисунки, песни о войне
(может нам попробовать создать книгу- книгу памяти)
Воспитатель: А ком, о чем она будет?
1 мальчик: Я предлагаю посвятить ее нашему татарскому поэту Мусе Джалилю, который был на и которому на следующий год исполнится 109 лет со дня его рождения
Воспитатель: Скажите, мне пожалуйста, где рождается или выпускаются книги, газеты, журналы? Правильно в типографии. А давайте превратим нашу группу в маленькую типографию. В типографии работают корреспонденты, которые собирают разную информацию, фотокорреспонденты, художники оформители, наборщики текстов, главные редакторы. Выбирайте любую работу (дети по собственному желанию выбирают и готовят информацию)
2 ребенок: Я предлагаю поговорить о творчестве татарского поэта – Мусе Джалиле. Его история жизни:
Муса Джалиль, которого весь мир знает как татарского поэта
Родился 15 февраля 1906 года в небольшой татарской деревушке под названием Мустафино, в затерянной Оренбургской степи
(вкладывает страничку с портретом М.Джалиля в книгу памяти)
Рахима – апа, мать Мусы Джалиля была очень тихая, спокойная женщина, но в селе она считалась первой певуньей и она не только знала много песен и сказок, но и сама их сочиняла. Может быть это и стало первым шагом сочинения стихов Мусы и он написал колыбельную своей дочери Чулпан
(вкладывает страничку в книгу памяти с портретом матери)
1-2 девочки: А мы набрали текст одной из этих колыбельных
«Колыбельная для дочери» (чтение и импровизация с куклами)
1.Элли-белли, озорница,
Пусть тебе спокойно спиться,
Звездочка моя, певунья,
Птица счастья, песня птица!
Час придет - и эта песня
Полетит над всей страною,
В синем-синем поднебесье
Станет звездочка звездою.
2.Элли-белли, спи, дочурка,
За день очень ты устала,
Дремлет сад, где ты играла.
Спишь ли, звездочка моя.
Элли-белли - белли – бэу
(вкладывают свои творческие работы в книгу памяти)
Воспитатель: Вам понравилось это сообщение. Давайте оценим его словом (дети высказывают свое мнение о выступлении)
3 ребенок: А я продолжу:
Мустафа – отец Мусы, был очень бедным и работал все время на богатых. Мусе не было и шести лет, когда он начал проситься в школу. Сначала его отец не пускал, но после вмешательства мамы взял за руку и отвел в школу. Отыскав учителя, отец сказал: «Мальчишка учиться проситься, как быть?». Учитель взглянул на маленького Мусу, махнул рукой: «Пускай ходит. Надоест – сам бросит». Но Муса не бросил школу. Способный мальчик хорошо учился, читал много книг, был трудолюбивым, старательным. С девяти лет он стал писать стихи, но к сожалению его первые стихи про бабочек, гусей, про родную речку и цветущие луга не сохранились. И первое стихотворение “Бэхэт” – “Счастье” напечаталось в газете “Кызыл йолдыз”. Ему тогда было 13 лет.
(вкладывает страничку с портретом отца М.Джалиля и школы, где учился М.Джалиль в книгу памяти)
4 ребенок: Около пяти лет Джалиль проработал редактором детских журналов. А все потому что он очень любил детей, дружил с ними, писал для них стихи “Мой пес”, “Родник”, “Кукушка”
Воспитатель (обращается к детям): Назовите мне названия детских стихов Мусы Джалиля
Три ребенка: А мы нарисовали рисунок к стихотворению «Родник» (читают стих «Родник» показывая свои работы)
“Родник”
1.Под горю, у болота,
Не смолкая не на миг,
День и ночь лопочет что-то
Разговорчивый родник.
То ли – песенку поет,
То ли – воду пить зовет,
Что, как будто лед, студена
И сладка, как будто мед...
Вот, подъхав к роднику,
Соскочил на всем скаку
И склонился над волною
Всадник саблей на боку.
2.А за ним к воде приник
Утомившийся старик,
И ватага ребятишек
Подняла веселый крик.
А родник тому и рад –
Дарит воду всем подряд,
Словно знает: то, что отдал,
То – твое, как говорят
Воспитатель: А теперь производственная минутка отдыха (физминутка)
5 ребенок: Все было бы хорошо, если б не началась война. Когда началась война, Муса Джалиль одним из первых попросился на фронт. На войне он был репортером, писал рассказы и стихотворения, для поднятия духа и настроения бойцов. «Против врага», «Последний бой», «Вперед, моя песня», «На память другу» - эти стихи поднимали бойцов на борьбу с врагом, а тружеников тыла – на подвиги в труде.
6 ребенок: Раненый Муса попал в плен, но и здесь он вел борьбу против фашистов. В лагере моабитской тюрьмы Муса Джалиль продолжал писать стихи. И до нас дошли его две маленькие тетрадки, с размером с ладошку стихами.«Красная ромашка», «Соловей и родник», «Дочери» не оставляют равнодушными людей и спустя многие годы.
А главные редакторы утвердили наши работы и рисунки к стихотворению «Красная ромашка»
Девочки (читают стих, импровизируют, вкладывают рисунки в книгу)
КРАСНАЯ РОМАШКА
1.Луч поляну осветил
И ромашки разбудил:
Улыбнулись, потянулись,
Меж собой переглянулись.
Ветерок их приласкал,
Лепестки заколыхал,
Их заря умыла чистой
Свежею росой душистой.
2.Так качаются они,
Наслаждаются они.
Вдруг ромашки встрепенулись,
Все к подружке повернулись.
Эта девочка была
Не как все цветы бела:
Все ромашки, как ромашки,
Носят белые рубашки.
3.Все - как снег, она одна,
Словно кровь, была красна.
Вся поляна к ней теснилась:
- Почему ты изменилась?
- Где взяла ты этот цвет? -
А подружка им в ответ:
4.- Вот какое вышло дело.
Ночью битва здесь кипела,
И плечо в плечо со мной
Тут лежал боец-герой.
Он с врагами стал сражаться,
Он один, а их пятнадцать.
Он их бил, не отступил,
Только утром ранен был.
Кровь из раны заструилась,
Я в крови его умылась.
Он ушел, его здесь нет -
Мне одной встречать рассвет.
И теперь, по нем горюя,
Как Чулпан-звезда горю я
Воспитатель: Вам понравилось это сообщение. И вас и гостей я попрошу оценить его аплодисментами
7 ребенок: Тяжелый кошмар фашистского концлагеря не сломил Мусу Джалиля. Мусу Джалиля и его друзей казнили 8 августа 1944 года. Погиб герой, не склонив головы перед врагами, не предав своей Родины, своего народа.
Когда замолкну, близких покидая
Не думайте, что умер я, друзья
В сердцах миллионов буду жить всегда я!
Посмертно, он был награжден звездой героя Советского Союза.
И поставили люди ему в городе Казани, на котором написаны знаменитые слова Мусы - «Умереть, так только за отчизну; жить – только Родиной дыша».
Воспитатель: Давайте почтим его память минутой молчания! А теперь я попрошу главных редакторов утвердить нашу книгу. Утверждаете?
Воспитатель: Начало нашей книги памяти есть, и хотелось бы пополнить ее страницы о других поэтах и писателей, которые помогали народу выстоять в Великой Отечественной войне своими стихами и подвигами.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Оптимизация инновационной деятельности дошкольного образовательного учреждения через приобщение к музейной педагогике
Консультация для родителей по эстетическому воспитанию детей...
Технологическая карта организации непосредственно образовательной деятельности "Книги разные нужны, книги разные важны"
Для детей 7-го года жизни...
Проект Мотивация педагогов для участия в инновационной деятельности дошкольного образовательного учреждения
ПроектМотивация педагогов для участия в инновационной деятельности дошкольного образовательного учреждения...
Инновационные технологии в образовательной деятельности детей дошкольного возраста
Цель: создание условий инновационных процессов в ДОУ, применение педагогами знаний, умений, навыков, приобретенных в профессиональной деятельности....
Использование инновационных технологий в образовательной деятельности детского сада
Цель: создание условий инновационных процессов в ДОУ, применение педагогами знаний, умений, навыков, ...
Использование здоровьесберегающей педагогики в инновационной деятельности дошкольного образовательного учреждения
Огромными способностями повышения качества образования обладает организация и внедрение в педагогическую практику образовательных учреждений инновационной деятельности, направленной на проектирование ...
методическая разработка проектной деятельности "книга памяти Никто не забыт ничто не забыто"
формирование нравственно-патриотических чувств у дошкольников. Воспитание чувства гордости к ветеранам за подвиг своего народа в ВОВ....