Инновационная деятельность в образовательных организациях с реализацией инклюзивного образования
статья (средняя группа) на тему

в статье описаны инновационые формы работы по физическому развитию дошкольников в дошкольной организации, реализующей инклюзивное образование сдетьми с ОВЗ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1_statya_egorova_almyatova.docx17.36 КБ

Предварительный просмотр:

Инновационная деятельность в образовательных организациях

с реализацией инклюзивного образования

Альмятова Мявжудя Ахатовна, воспитатель

Егорова Ольга Валерьевна, воспитатель

АНО ДО Планета детства Лада ДС № 201 Волшебница

 г.Тольятти

Аннотация: в статье описаны инновационые формы работы по физическому развитию дошкольников в дошкольной организации, реализующей инклюзивное образование сдетьми с ОВЗ.

Ключевые слова: физическое развитие, мотвация, здоровый образ жизни,проблемы нарушения развития опорно-двигательного аппарата.

Наблюдения и статистические данные психологов, педагогов, физиологов показывают, что уровень состояния здоровья дошкольников ежегодно падает. Для здоровья детей непомерно высокой оказывается «физиологическая себестоимость» ряда программ и технологий. Поэтому в системе образования проблема здоровья подрастающего поколения становится более актуальной.  Необходимо помнить, что бережное отношение к своему здоровью, а, следовательно, и установка на здоровый образ жизни (далее ЗОЖ) не появляются у детей сами собой, а вырабатываются в результате целенаправленного воспитания.

Детство является ключевым периодом жизни, когда формируются все морфологические и функциональные структуры, определяющие потенциальные возможности взрослого человека. Поэтому на этапе дошкольного возраста, когда жизненные установки детей еще недостаточно прочны и нервная система отличается особой пластичностью, необходимо формировать мотивацию на здоровье и ориентацию их жизненных интересов на здоровый образ жизни.

В этом возрасте ребенок приобретает многие привычки, которые в сочетании с обучением дошкольников методам совершенствования и сохранения здоровья приведут к положительным результатам. Однако нередко эти привычки складываются без осознания ребенком их значимости. Включение самого ребенка в заботу о своем здоровье, в развитие сознательного контроля за своим поведением, предусматривает вооружение дошкольников знаниями и умениями ведения здорового образа жизни.

На протяжении последних десятилетий проблема формирования ЗОЖ является объектом изучения многих исследователей (А.И. Антонов, И.В. Журавлева, Ю.П. Лисицын, В.М. Нилов, В.П. Петленко, Е.Л. Семенова С.М. Степанова, Г.И. Царегородцев, Г.Х. Шингаров), при этом преимущественно рассматриваются вопросы становления ЗОЖ у младших школьников, подростков и молодежи.

В отечественной науке имеются немногочисленные исследования, посвященные проблеме формирования представлений о ЗОЖ и становления ЗОЖ у дошкольников (Н.Г. Быкова, Л.Г. Касьянова, Е.В. Купавцева, И.М. Новикова, М.В. Меличева). Работы, направленные на решение данной проблемы по отношению к детям с нарушениями развития (в частности с нарушением опорно-двигательного аппарата (далее ОДА), практически отсутствуют.

Проблема формирования у детей с нарушением ОДА базы знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанной потребности в систематических занятиях физической культурой, лечебной физической культурой так актуальна на сегодняшний день.

В связи с вышеизложенным возникает противоречие между социальным заказом общества на формирование здоровой личности, физически подготовленной, устойчивой к неблагоприятным внешнесредовым факторам, осознанно и бережно относящейся к своему здоровью и низким уровнем мотивационно-ценностного отношения детей к сохранению своего здоровья с учетом имеющихся нарушений, недостатком эффективных средств и способов формирования ЗОЖ у детей с нарушением ОДА.

Перед руководителем дошкольной организации встает задача обеспечить условия для инновационной деятельности по формированию ЗОЖ у детей с нарушением ОДА в условиях детского сада.

Неоспоримо, что основная задача детского сада - подготовить ребенка к самостоятельной жизни, дав ему для этого необходимые умения, навыки, воспитав определенные привычки.

Наш детский сад с 1998 года работает в инновационном режиме по теме «Внедрение здоровьесберегающих технологий в работу с дошкольниками» под руководством научного руководителя к.п.н. Н.Н. Назаренко. В результате разработана и апробирована авторская программа оздоровления детей «Облако» (Тольятти, 2002г.) (Н.Н.Назаренко, С.В.Кузнецова), методические рекомендации к программе «Оздоровительные приемы в работе с дошкольниками» (авторский коллектив, Тольятти, 2005), методическое пособие «Березка» (комплексная физическая реабилитация дошкольников с нарушением ОДА) (авторский коллектив, Тольятти, 2005), которые рекомендованы Научно – экспертным советом при Министерстве  образования и науки Самарской области в работу дошкольных учреждений области.

Более пяти лет детский сад является участником исследовательской лаборатории «Здоровый образ жизни дошкольника» АНО ДО «Планета детства «Лада» г. Тольятти (научный руководитель к.п.н., доцент ТГУ А.А. Ошкина), целью которой является инновационная деятельности по разработке и внедрению современных образовательных технологий по формированию ЗОЖ у дошкольников.

Таким образом, в детском саду инновационная деятельность педагогического коллектива в итоге сформировала  у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни, полноценное и неосложненное развитие.

Список литературы:

  1. Ашмарин, Б.А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании [Текст] / Б.А. Ашмарин // Пособие для студентов, аспирантов, преподавателей институтов физической культуры. – М.: Физкультура и спорт, 1978.
  2. Белкин, А.С. Основы возрастной педагогики [Текст] / А.С. Белкин. – М.: Издательский центр «Академия», 2013.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Реализация инклюзивного образования детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО"

В новых условиях инклюзивного образования детей с ОВЗ становится все больше и больше. Поэтому педагогам необходимо повышать свой профессиональный уровень в сфере специального образования, учиться рабо...

Выступление на муниципальной педагогической конференции "Развитие муниципальной системы образования в контексте основных стратегических ориентиров". Тема доклада "Проблемы реализации инклюзивного образования в детском саду", о.Шикотан

С каждым годом увеличивается число детей с ограниченными физическими и психическими возможностями, поэтому вопрос об инклюзивном образовании является актуальным. И если для родителей нормально ра...

Программа муниципальной опорной площадки "Реализация инклюзивного образования детей с особыми образовательными потребностями в условиях современного ДОУ"

Создание модели инклюзивного образования детей дошкольногот возраста с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольного образовательного учреждения....

Программа инновационной площадки «Реализация инклюзивного образования в практике современной дошкольной организации»

    Государственная политика в отношении полноценного развития детей с ОВЗ определяет актуальность внедрения в практику дошкольного учреждения данную вариативную форму образования. В ...

Реализация инклюзивного образования во взаимодействии специалистов с воспитателями в дошкольном образовательном учреждении.

Будущее в настоящем, так можно сказать о современных реалиях образования двадцать первого века, а именно об инклюзивном образовании. С нововведением ФГОС одной из приоритетных сфер образования являетс...

"Инклюзивное образование как современная модель образования лиц с ограниченными возможностями здоровья. Реализация инклюзивного образования в ДОУ"

Информация посвящена процессу внедрения инклюзивного образования в ДОУ.Раскрыты основные моменты при организации работы с детьми с ОВЗ. Раскрыты основные понятия инклюзивного образования, содержание, ...

Консультация "Трудности реализации инклюзивного образования в дошкольной образовательной организации

Цель инклюзивного образования - достижение всеми детьми определённого общественного статуса и утверждении своей социальной значимости. Это относится к детям с особенностями развития....