Проект «Тюториал как средство активизации педагогов и повышения их профессиональной компетентности»
проект
Методическая служба ДОУ становится своеобразным путеводителем для педагога в направлении развития дошкольного образования. В ситуации, когда воспитателю необходимо соответствовать усложняющимся требованиям, кардинально перестраивать свою деятельность, меняются и роли старшего воспитателя. В частности, он становится не столько организатором повышения квалификации, сколько наставником в выборе воспитателем индивидуального образовательного пути. Данный аспект очень наглядно прослеживается в технологии тьюторства — одном из видов гуманитарного педагогического сопровождения (С.В. Дудчик).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt.docx | 48.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект «Тюториал как средство активизации педагогов и повышения их профессиональной компетентности»
Кухальская Ольга Владимировна, старший воспитатель МАДОУ № 15
Тип проекта: управленческий
Участники проекта: педагоги МАДОУ № 15 г. Томска
Сроки реализации: 2017-2018 учебный год
Пояснительная записка
Методическая служба ДОУ становится своеобразным путеводителем для педагога в направлении развития дошкольного образования. В ситуации, когда воспитателю необходимо соответствовать усложняющимся требованиям, кардинально перестраивать свою деятельность, меняются и роли старшего воспитателя. В частности, он становится не столько организатором повышения квалификации, сколько наставником в выборе воспитателем индивидуального образовательного пути. Данный аспект очень наглядно прослеживается в технологии тьюторства — одном из видов гуманитарного педагогического сопровождения (С.В. Дудчик).
Тьюторское сопровождение - особый тип педагогического сопровождения, когда педагог выполняет действие по самостоятельно разработанным нормам и затем обсуждает их с тьютором. Это образовательная технология, которая используется для сопровождения образовательной деятельности человека в ситуациях неопределенности выбора и перехода по этапам развития, в процессе которого обучающийся выполняет образовательные действия, а тьютор создает условия для его осуществления и осмысления (Е.А. Суханова, А.Г. Чернявская).
В отечественной научной литературе понятие «тьютор» не имеет однозначной интерпретации. В монографии С.А. Щенникова понятие «тьютор» определяется как «преподаватель-консультант», специалист в области организации образования и самообразования. Тьютор – это субъект, сопровождающий профессиональное развитие педагогов в процессе их образования».
В условиях модернизации образования роль тьютора подходит старшему воспитателю и помогает решать многие задачи воспитательно-образовательного процесса.
Актуальность
Перед старшим воспитателем встаёт выбор: просто рассказать педагогам, как и что нужно делать, а затем их контролировать, давать оценку их деятельности, или работать по-тьюторски, т.е. создать педагогически насыщенную образовательную среду, разработать индивидуальный маршрут сопровождения и постоянно взаимодействуя с каждым педагогом, направлять и помогать ему в профессиональном становлении.
Активный поиск наиболее эффективных путей решения данной проблемы определил выбор содержания, форм работы, использование всех возможностей и ресурсов образовательной организации.
Как показывает практика, традиционные формы работы с педагогами (консультации, доклады, «чтение с листа» и т. п.) утратили своё значение из-за низкой их эффективности и недостаточной обратной связи. Активизация творческой деятельности педагогов возможна через нетрадиционные, интерактивные формы работы с педагогами, основанные на диалоге, кооперации и сотрудничестве всех субъектов обучения.
Интерактивное обучение – это способ познания, осуществляемый в формах совместной деятельности; все участники взаимодействуют друг с другом, обмениваются информацией, совместно решают проблемы, моделируют ситуации, оценивают действия коллег и своё собственное поведение, погружаются в реальную атмосферу делового сотрудничества.
Интерактивное обучение предполагает отличную от привычной логику образовательного процесса: не от теории к практике, а от формирования нового опыта к его теоретическому осмыслению через применение.
Новизна предлагаемой деятельности заключается в системном использовании новых современных форм тьюторского сопровождения воспитателей. Мною разработаны тьюториалы, которые включают в себя интерактивные техники, такие как методы развития критического мышления, SWOT-анализ, методика “Идеал», методика «Четыре угла», модерация и др.
Цель: Повышение качества воспитательно-образовательного процесса в ДОУ.
Задачи:
- индивидуализировать процесс повышения профессиональной компетентности педагогов, выстроить схемы индивидуальных образовательных маршрутов;
- стимулировать интерес и мотивацию педагогов к самообразованию;
- повышать уровень активности и самостоятельности педагогов;
- создать образовательную среду, соответствующую современным требованиям, предполагающую использование инновационных технологий.
Ожидаемый результат:
- индивидуализирован процесс повышения профессиональной компетентности педагогов, разработаны карты индивидуального образовательного маршрута каждого педагога;
- педагоги заинтересованы в своём самообразовании и профессиональном развитии;
- в образовательной организации применяются эффективные формы и методы работы с педагогами, которые содействуют дальнейшему профессиональному становлению;
- у педагогов сформирована потребность в постоянном пополнении педагогических знаний, формируется гибкость мышления, умение моделировать и прогнозировать воспитательно-образовательный процесс.
Критерии оценки результата работы по проекту
Качественные:
- повысится профессиональная компетентность педагогов;
- сотрудничество педагогов и воспитанников осуществляется на партнерских условиях;
- участие в конкурсах профессионального мастерства педагогов ДОУ;
- появление командного стиля работы.
Количественные:
- 90% педагогов овладеют интерактивными формами обучения, которые смогут применять как в работе с детьми, так и с коллегами;
- 30% педагогов представят в течение года свой опыт работы по данному направлению.
Риски проекта
Цель проекта может быть частично не достигнута под влиянием следующих рисков:
- Педагоги не готовы занять субъектную позицию в обучении, так как она требует принятия на себя большей ответственности за результаты своего образования;
- Стереотипы общественного сознания. Сопротивление со стороны руководства, участников образовательного процесса.
- Объективные риски (болезнь участников).
- Сопротивление участников образовательного процесса (сложные межличностные отношения и конфликтные ситуации между наставниками и молодыми педагогами).
Меры по их преодолению:
- Формирование позитивного мнения через совещания с руководителям ДОУ, старшего воспитателя, заседание Методического совета, семинар.
- Возможное расширение временных рамок работы по индивидуальным образовательным маршрутам.
Этапы реализации тьюторского сопровождения
План реализации первого этапа работы
Организационный
№ п/п | Тема | Сроки | Ответственный |
1. | Изучение передового опыта по созданию модели тьюторского сопровождения профессионального становления педагогов | Февраль-апрель 2017 | Старший воспитатель |
2. | Изучение имеющихся нормативно-правовых документов, регламентирующих деятельность ДОО в условиях реализации ФГОС ДО | Февраль-апрель 2017 | Старший воспитатель, педагоги |
3. | Изучение передового опыта по разработке индивидуальных образовательных маршрутов педагогов | Февраль-апрель 2017 | Старший воспитатель |
4. | Прохождение курсов повышения квалификации по теме «Тьюторство как форма методической поддержки педагогов образовательной организации в условиях реализации ФГОС ДО» (МАУ ИМЦ) | Февраль-апрель 2017 | Старший воспитатель |
5. | Участие в проекте «Ассоциация муниципальных сетевых тьюторов в системе дошкольного образования города Томска» | 2017-2018 уч. год | Старший воспитатель |
План реализации второго этапа работы
Практический
№ п/п | Тема | Сроки | Формы работы | Ответственный |
1. | Помощь педагогам в разработке и реализации индивидуального образовательного маршрута профессионального становления | Июнь-август 2017 | Индивидуальные консультации | Старший воспитатель |
2. | Консультация-парадокс «Сюжетно-ролевая игра в жизни дошкольника» | Ноябрь 2017 | Консультация-парадокс | |
3. | Круглый стол (техника «аквариума») «Общение воспитателя с родителями» | Сентябрь 2017 | Круглый стол | |
4. | Коучинг-сессия «Возможности использования интерактивной доски в работе с детьми дошкольного возраста» | Октябрь 2017 | Коучинг-сессия | |
5. | Мозговой штурм «От чего зависит здоровье детей» | Декабрь 2017 | Мозговой штурм | Старший воспитатель |
6. | Дискуссия «Традиции или инновации? Мой выбор» | Февраль 2018 | дискуссия | Старший воспитатель |
7. | Модерация «Культурные практики в ДОУ» | Март 2018 | модерация | |
8. | Кейс-метод «Интерактивные технологии в работе с дошкольниками» | Апрель 2018 | Кейс-метод | Старший воспитатель |
9. | Разработка тьюториала «Развивающая предметно-пространственная среда в ДОО» для электронного диска «Тьюторское сопровождение педагогов: осваиваем ФГОС ДО» | 2017г. | тьюториал | Старший воспитатель |
10. | Проведение тьюториала «Организация РППС в ДОО» для тюторантов г. Томска | Октябрь 2017 | тьюториал | Старший воспитатель |
11. | Проведение тюториала «Использование современных образовательных технологий в познавательном развитии дошкольников. Блоки Дьенеша, палочки Кюизенера» для педагогов г. Томска | Октябрь 2017 | тьюториал | |
12. | Публикация в журнале «Дошкольник» и «Экологическое образование и просвещение в Томской области» (РЦРО) тьториала «Повышение профессиональной компетентности педагогов в вопросах экологического образования в условиях ФГОС ДО» | Май 2018 | Публикация тьюториала | Старший воспитатель |
План реализации третьего этапа работы
Итогово-аналитический
№ п/п | Тема | Сроки | Формы работы | Ответственный |
1. | Копилка педагогического опыта | Май 2018 | Изучение. Обобщение имеющегося педагогического опыта | Старший воспитатель |
2. | Подведение итогов работы по проекту на итоговом педсовете в мае 2018г. | Май 2018 | педсовет | Старший воспитатель |
Для выполнения данного проекта имеются внутренние ресурсы МАДОУ № 15:
Название | содержание |
Кадровые ресурсы | Возрастной состав педагогов от 29 до 65 лет. Не все педагоги имеют определенный опыт работы, знание интерактивных форм обучения. Имеются педагоги способные развиваться в данном направлении. |
Материально-техническая база | В детском саду имеется оборудование: Компьютеры, принтеры, видео- и аудиотехника, проектор, интерактивная доска, маркерные доски в каждой группе. |
Управление проектом.
В ходе реализации проекта будет осуществляться сотрудничество с городским научно-методическим центром, с ДОУ города, работающими по направлениям созвучным нашему проекту.
Управлением проекта будет заниматься координационный совет ДОУ, он организует командную работу педагогов, обсуждение содержания работы, оказывает методическую помощь и поддержку инноваций. Организует интерактивные формы работы с педагогами. Проводятся внутренние экспертизы деятельности педагогов, образовательного пространства групп и учреждения.
Внешние экспертизы проводятся с привлечением специалистов, методистов МАУ ИМЦ.
Список литературы
Белая К. Ю. Методическая работа в ДОУ: Анализ, планирование, формы и методы. - М.: ТЦ Сфера, 2006.
Богословец Л.Г.,Давыдова О.И. Тайм-менеджмент в работе образовательных учреждений. Методическое пособие.-М.:ТЦ Сфера,2012.
Вершинина Н. Б., Суханова Т. И. Современные подходы к планированию образовательной работы в детском саду: Справочно-методические материалы. – Волгоград: Учитель, 2008.
Волошина А. С. Методические рекомендации для тьютора, Ростов-на-Дону,2007.
Микляева Н. В. Инновации в детском саду.- М.: Айрис ПРЕСС, 2008.
Микляева Н. В., Микляева Ю. В. 2008. Диагностика и развитие профессионального мастерства педагогов ДОУ. Методическое пособие. – М.: Айрис – Пресс.
Третьяков П.И., Белая К.Ю. Дошкольное образовательное учреждение: управление по результатам. 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ТЦ Сфера, 2007.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Создание условий для интерактивного взаимодействия педагогов с целью обмена инновационным опытом, идеями, самообучения и взаимообучения для профессионального развития, повышения уровня профессиональной компетентности"
На сегодняшний день все педагоги ДОУ озадачены новой ситуацией в системе дошкольного образования – организацией образовательного процесса в дошкольном учреждении в со...
Методическое сопровождение педагогов по повышению уровня профессиональной компетентности в условиях введения ФГОС ДО
Одной из приоритетных задач методической службы в условиях введения ФГОС ДО было повышение профессиональной компетентности педагогических работников через создание системы непрерывного профессио...
Интернет-ресурс педагога как средство повышения его профессиональной компетентности
Современный педагог должен быть образованным профессионалом, берущим на себя полную ответственность за все, что он делает, стать центром процесса повышения качества дошкольного образования....
Основные средства повышения уровня профессиональной компетентности педагогических работников как необходимого условия повышения качества современного образования
Презентация на тему: "Основные средства повышения уровня профессиональной компетентности педагогических работников как необходимого условия повышения качества современного образования"...
Презентация "Основные средства повышения уровня профессиональной компетентности педагога"
Основные средства повышения уровня профессиональной компетентности педагога...